Научная статья на тему 'Социальное конструирование девиантности подростков: социальный и индивидуальный дискурсы'

Социальное конструирование девиантности подростков: социальный и индивидуальный дискурсы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР / МОСКОВСКИЙ ДОМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / CULTURAL CENTER / MOSCOW HOUSE OF NATIONALITIES / NATIONAL MINORITIES / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриева Инна Валерьевна

В статье предпринята попытка сопоставить существующие в настоящее время в Москве национальные культурные организации с их прототипами, действовавшими в первые десятилетия ХХ века, описаны основные функции и некоторые достижения, к которым они пришли за время своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article tries to compare national currently existing centers in Moscow with its prototypes, acting in the first decade of the 20th century, also the author describes basic functions and some achievements that cultural centers have made during their activities.

Текст научной работы на тему «Социальное конструирование девиантности подростков: социальный и индивидуальный дискурсы»

УДК 323.1

ЦЕНТРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОСКВЫ В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ ХХ ВЕКА: К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА

Дмитриева Инна Валерьевна, аспирант, iprik@mail.ru Институт туризма и гостеприимства,

филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса,

г. Москва

The author of the article tries to compare national currently existing centers in Moscow with its prototypes, acting in the first decade of the 20th century, also the author describes basic functions and some achievements that cultural centers have made during their activities.

Key words: cultural center, Moscow House of Nationalities, national minorities, tolerance

В статье предпринята попытка сопоставить существующие в настоящее время в Москве национальные культурные организации с их прототипами, действовавшими в первые десятилетия ХХ века, описаны основные функции и некоторые достижения, к которым они пришли за время своей деятельности.

Ключевые слова: культурный центр, Московский Дом Национальностей,

национальные меньшинства, толерантность

Москва сохранила и продолжила вековые традиции города межкультурного взаимодействия, что создало неповторимую московскую культурную среду, атмосферу межнационального доверия [1. С.286].

Одним из видов сервисной деятельности среди представителей различных национальностей, проживающих на территории Российской Федерации, в частности в Москве и Московской области, остается организация добровольных обществ, направленных на сохранение и развитие культуры различных народов, ознакомление с их культурой представителей инонационального окружения, облегчение процесса аккультурации и интеграции и т.д.

С распадом Советского Союза и усилением роли этнокультурного самоопределения в Москве появилось большое количество различных обществ, организаций, центров, общин и т.д., целью которых стало продвижение культуры

отдельных народов. В настоящее время таких обществ более 40. Остановимся на примере отдельных организаций, которые образовались в 1990-е годы и, углубившись в историю, проследим историю существования их прототипов в Москве и области в первой трети ХХ века.

Долгие годы в Москве успешно действует Московский Дом Национальностей (МДН). Идея его создания принадлежит мэру Юрию Лужкову. В конце 1990-х годов было принято решение отдать Московскому дому национальностей особняк князей Куракиных, находящийся на Новой Басманной улице, 4.

В МДН свободно реализуют свои этнокультурные интересы представители национальных общин и организаций, функционирующих в Москве. Здесь представлено более 100 аккредитованных национальных общественных организаций, которые выразили желание работать под эгидой правительства Москвы. Работа, проводимая в МДН, направлена на межнациональное согласие, поддержание стабильности, воспитание толерантности [11].

Практически все общества и организации ставят перед собой следующие цели и задачи: способствование развитию национальной культуры; изучение истории и освоение культурного наследия народов России; реставрация и сохранение памятников, имеющих историческое значение; сохранение национальных языков и обычаев; взаимопомощь; отстаивание прав и интересов человека в правительстве и общественных организациях; содействие улучшению в межнациональных отношений в Москве; налаживание отношений с другими общественными организациями; творческие, культурные связи, образование. Кроме того, ведется работа по ознакомлению россиян с достижениями национальных культур в различных областях материальной и духовной жизни и содействию развитию дружественных связей между народами, расширению всестороннего экономического и культурного сотрудничества стран.

Так, «Московское общество греков» было образовано в 1989 году для зарегистрированных переписью населения 1989 года в Москве трех с половиной тысячи жителей греческой национальности, занимающих среди москвичей 20-е место по численности [13]. В рамках общества работают музыкально-хореографический детский и юношеский коллектив «Энноси» и детский хор. Родной язык изучается в средней общеобразовательной школе № 551 с греческим этнокультурным компонентом, а также в воскресной школе при Храме Всех Святых на Куликах.

Интересно, что Эллинское культурно-просветительное общество греческих граждан, проживающих в Москве и Московской губернии, предполагалось организовать еще в 1923 году. В управление Московского Совета было направлено соответствующее

заявление греческих граждан и проект устава общества. Однако подотдел балканских стран Отдела Запада НКИД 7 февраля 1923 года отказал инициаторам в реализации их проекта «в виду отсутствия достаточных оснований и не признавая деятельность общества полезной с политической стороны» [6. Л. 1—5]. Очевидно, численность представителей греческой диаспоры и ориентация на активизацию исключительно политических, точнее, коммунистических организаций, послужила главной причиной такого отношения власти к гражданской самодеятельности.

Обратимся к другому примеру. Региональная общественная организация «Землячество крымских татар» была зарегистрирована Минюстом России в 1998 году [15]. Перепись крымских татар, проведенная специально для них Госкомстатом СССР в январе 1991 года, показала, что в Москве в то время проживало 397 человек, назвавшихся крымскими татарами. Все московские крымские татары были оповещены об организации общества, и все желающие приходили на тематические собрания, проводимые его правлением, массовые мероприятия, приуроченные либо к национальному дню траура 18 мая, либо к национальным праздникам (например, Курбан-байрам). Программа мероприятий обычно предполагает подготовленное с помощью спонсоров угощение и концерт, на который приглашаются артисты из Крыма. Общество имеет свой печатный орган - «Бюллетень Землячества крымских татар», который освещает внутреннюю жизнь московской диаспоры крымских татар.

Как известно, татары - второй по численности после русских народ РФ. Татарская культура славится давними традициями, а татарская интеллигенция всегда отличалась активной гражданской позицией. Показательно, что в начале ХХ века татары составляли наиболее крупное этнокультурное меньшинство, проживавшее в Москве и на периферии. Многочисленные клубы и красные уголки для татар располагались в Подольске, Касимове, Мытищах и, конечно, в Москве. Материальное положение татарских клубов в большинстве случаев было неудовлетворительным (нехватка или полное отсутствие помещений, недостаточное финансирование, ограниченное количество кадров) [5. Л. 5—

6, 12; 4. Л. 157]. Это ограничивало возможности национальных клубов, хотя в те годы они имели те же функции, что и аналогичные общества в конце ХХ века: в национальных классах изучали язык, историю и культуру, работали многочисленные кружки, библиотеки. Национальные клубы представляли интересы представителей национальных меньшинств на производстве.

28 августа 1924 года по инициативе подотдела нацменьшинств МК РКП(б) и МОНО был открыт Московский губернский центральный татарский рабочий клуб им. Ямашева. Клуб распространил свою деятельность по губернии, установил связь с

районами, выезжая туда как для постановок, так и с докладами и консультациями руководства. Членами клуба состояли 582 человека от 18 до 35 лет. Работа носила главным образом агитационный и показательный характер, поэтому интенсивно работали художественные кружки (драматический, хоровой, изобразительного искусства, музыкальный и физкультурный, литературный), часто проходили спектакли и концерты. В клубе были организованы также научно-технический и естественнонаучный, детский и женский кружки, а также кружки ликвидации безграмотности и политический. Клуб за первый год деятельности смог охватить культурно-просветительной работой треть проживающих на территории Московской губернии татар, что составило около 2 тыс. человек, однако в отчетах отмечается недостаточный охват такой работой трудящихся татар Москвы и Московской губернии [9. Л. 150—158; 5. Л. 5—6].

Еще одним центром работы среди татар Москвы стал Татарский дом просвещения, существовавший в 1930-е годы. Кроме пункта ликвидации безграмотности и библиотеки, при нем работал детский сад. Драмкружок дома просвещения своей работой охватывал фабрики и заводы области. Однако помещения дома просвещения часто использовались не по назначению (например, под проживание рабочих и служащих). Среди недостатков работы Татарского дома просвещения контролирующие органы, призванные нацеливать любые общественные структуры на решение актуальных социально-экономических задач и идеологизацию любой деятельности, отмечали отсутствие ударничества и методов соцсоревнования, что позволяло дать неудовлетворительную оценку работе Дома [4. Л. 85,82].

О культурно-просветительской работе среди цыган в начале века имеются весьма скудные сведения, относящиеся главным образом к Москве. Здесь имелся Цыганский клуб с функционирующими при нем кружками (хоровым, кройки и шитья, драматическим, ликвидации безграмотности и политическим). Посещаемость кружков была весьма слабой, возможно, из-за плохого помещения [8. С. 135].

В 1931 году в Москве при Наркомпросе была организована цыганская студия-театр «Ромэн». В ее состав входил, в основном, «цыганский молодняк», многие из студийцев -бывшие кочевники. Помещением цыганская студия обеспечена не была и работала в помещении Латышского клуба [2. С.66]. В дальнейшем «Ромэн» получил статус Государственного цыганского театра и вел работу как культурный центр, координируя работу самодеятельных кружков в провинции [7. Л. 96]. Театр «Ромэн» успешно ведет свою работу и сейчас.

В начале 1990-х годов в Москве было организовано цыганское культурнопросветительное общество «Романо кхер» [14]. При нем организованы детские ансамбли

«Гилори», «Лулуди», «Ягори», вокально-хореографический коллектив «Цыгане России». В детских ансамблях, кроме хореографических и вокальных занятий, изучаются язык, история и культура цыган.

Ансамбль «Гилори» («Песенка») - квалифицированный коллектив, состоящий из 20 ребят в возрасте от 6 до 15 лет, достигший высокого уровня исполнительства в сфере национального вокального и хореографического искусства. Об этом свидетельствует полученное им в 1992 года звание лауреата международного фестиваля цыганского искусства в Польше [3. Л. 6, 7].

Достаточно активно проявляла себя и еврейская общественность столицы. С марта 1918 года в Москве функционировало «Временное организованное бюро Геховера». Организация «Геховер» являлась союзом сионистской учащейся молодежи (основана в 1912 году, просуществовала до слияния в 1924 году с аналогичной организацией в единое Всероссийское общество сионистской молодежи), занималось культурносамообразовательной работой и имело организованные ячейки во многих городах России. Общество издавало информационный листок «Известия временного организованного бюро Геховера», снабжало литературой по сионистским и общееврейским вопросам местные кружки, рассылало инструкторов для организации новых пунктов. Располагалось бюро по адресу: Чистые пруды, д. 13, кв. 11. [6. Л. 2].

В настоящее время в Москве действует Региональная еврейская национальнокультурная автономия г. Москвы «Менка». Своими функциями она считает «культуру, просвещение и межкультурный диалог» [12].

Рассмотренные национальные организации являются лишь малой частью той большой сети национальных обществ, которые ведут активную и плодотворную деятельность на территории Российской Федерации, и в частности, Москвы и Московской области. Вся их работа направлена на межнациональное согласие, поддержание стабильности, воспитание чувства толерантности. Основной, а чаще всего и единственный источник финансовых поступлений обществ - членские взносы. Между тем, каждое общество - юридическое лицо и имеет возможность открыть свой счет в банке [10. С. 24 —26].

Главными задачами московских этнокультурных организаций является сохранение в городе межнационального мира и согласия. К сожалению, в последние годы часто появляются газетные материалы и телевизионные передачи, в которых безответственные журналисты подогревают межэтническую напряженность, этническую и религиозную нетерпимость. Московский Дом Национальностей с самого начала своей деятельности совместно с другими общественными организациями обращает внимание властей города

на недопустимость подобных случаев, способствует противодействию дестабилизации общественного порядка. Благодаря принципиальной позиции Правительства Москвы и национально-культурных объединений в городе удается сохранять мир и согласие. Исторический опыт этнокультурных общественных организаций показывает, что целенаправленное использование огромного культурного потенциала и навыков толерантного поведения составляет важную основу социальной политики органов власти таких крупных мегаполисов, как Москва.

Литература

1. Бекмаханова Н.Е. Казахская культурно-национальная автономия Москвы в 1990-е годы // Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX-ХХ вв. Сб. статей. М.: РАН. Институт Российской Истории, 2001.

2. Бриль М. Трудящиеся цыгане в ряды строителей социализма // Революция и национальность. 1932. Июль. № 7 (28).

3. ГА РФ. Ф. 10121. Оп. 1. Д. 128.

4. ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 123. Д. 94.

5. ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 131. Д. 6.

6. ГА РФ. Ф. 1318. Оп. 1. Д. 1268.

7. ГА РФ. Ф. 3316. Оп. 13. Д. 27.

8. Попова Е., Бриль М. Цыгане в Союзе ССР // Советское строительство. 1932. Февраль. № 2(67).

9. ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 334.

10. Червонцев Р. Не утерять родной культуры // Жизнь национальностей. 1993. Январь.

№ 1.

11. URL: http://www.mdn.ru/. Дата обращения: 12.12.2009.

12. URL: http://www.mdn.ru/information/sections/Evrei1/. Дата обращения: 12.12.2009.

13. URL: http://www.mdn.ru/information/sections/Greki1/. Дата обращения: 12.12.2009.

14. URL: http : //www . mdn.ru/i nformation/sections/Moskovskoe_chiganskoe_kulturno-

prosvetitelskoe_obshestvo_Romano_kher/ . Дата обращения: 12.12.2009.

15. URL: http : //www . mdn.ru/information/sections/Zemlyachestvo_krimskih_tatar1/. Дата

обращения: 12.12.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.