Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СЧАСТЬЯ'

СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СЧАСТЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
355
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СЧАСТЬЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / РАДОСТЬ / ЭМПАТИЯ / ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭГОИЗМ / ГЕДОНИЗМ / СОЛИДАРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полюшкевич Оксана Александровна

В статье рассматриваются результаты исследования социального измерения счастья, которое проводилось в 2018 и 2021 годах в РФ. Выявляется динамика трансформации социальных смыслов счастья, основные показатели и ассоциации, которые возникают у россиян, имеющие социальные и гедонистические смыслы счастья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL DIMENSION OF HAPPINESS

The article discusses the results of a study of the social dimension of happiness, which was conducted in 2018 and 2021 in the Russian Federation. The dynamics of the transformation of the social meanings of happiness, the main indicators and associations that arise among Russians that have social and hedonistic meanings of happiness are revealed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СЧАСТЬЯ»

Социология №2 2022

Социальное измерение счастья

Полюшкевич Оксана Александровна,

доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления института социальных наук Иркутского государственного университета E-mail: okwook@mail.ru

В статье рассматриваются результаты исследования социального измерения счастья, которое проводилось в 2018 и 2021 годах в РФ. Выявляется динамика трансформации социальных смыслов счастья, основные показатели и ассоциации, которые возникают у россиян, имеющие социальные и гедонистические смыслы счастья.

Ключевые слова: счастье, социальное измерение, радость, эмпатия, просоциальное поведение, взаимодействие, эгоизм, гедонизм, эмпатия, солидарность.

Счастье выступает критерием удовлетворенности жизнью людей, одновременно - это показатель и состояния общества и его прогресса в разных социальных и территориальных группах. Удовлетворенность начинается тогда, когда происходит то, что ожидаешь. И второй показатель счастья - это эмоциональное состояние (как правило позитивное). Соединение удовлетворенности и положительных эмоций приводит человека и целые социальные группы к счастью.

Традиционно, счастье понималось достаточно разнообразно и состояло из множества элементов. В содержании которых входили представления о качестве т удовлетворенности жизни, также то, наличия благополучия, умения наслаждаться каждому дню, умению радоваться за других, как, впрочем, и наоборот - их противоположные состояния. Такие социальные явления - как множественный выбор, который зависит от разных стратегий жизни, личных представлений и т.д.

Индекс счастья

В 2019 г. РОМИР стал участником общемирового исследования Gallup International (в нем участвовало 45 000 человек из 46 стран, в том числе 1500 россиян), россияне оказались менее счастливыми, чем в среднем жители Земли. Индекс счастья в этом исследовании рассчитывался как разница между положительными и отрицательными ответами на вопрос: «Чувствуете ли вы себя счастливым?» В среднем в мире счастливыми себя считают больше половины (59%) респондентов, а несчастными - 11%, т.е. индекс счастья составляет 48 процентных пунктов (п.п.). В России счастливыми себя назвали всего лишь 42% опрошенных, в свою очередь не ощущают себя счастливыми 18%, что делает значение российского индекса вдвое меньше мирового - 24 п.п. Примечательно, что еще в 2017 г. индекс счастья в нашей стране составлял 50 п.п. (ср.: 55% «счастливых» vs 5% «несчастных») [3].

154

Анализируя результаты исследования, эксперты пришли к выводу, что уровень счастья зависит не от политического режима или социально-экономического положения общества (т.к. самыми счастливыми странами были Колумбия, Эквадор, Индонезия), а от внутреннего личного выбора, стиля жизни, особенностей мышления.

Также проводились и другие исследования индекса счастья, где наша страна, увы также не занимала лидирующих мест. Так, Всемирный индекс счастья (World Happiness Report), рассчитываемый ООН, поместил Россию в 2020 г. на 73-е место из 156, а по последним данным исследования Международного индекса счастья (Happy Planet Index), предложенного Фондом новой экономики, наша страна находится на 116-й позиции из 140 возможных.

В исследованиях автора указывается на взаимосвязь идей альтруизма и эгоизма на внутреннее переживание счастья и оптимистического или пессимистического взгляда на жизнь [4,5]. Субъективные критерии счастья изучены в работе Д.А. Леонтьева [2] и визуальные образы счастья в исследовании М.А. Абрамовой [1]. Также в работе А.Н. Пружинина [6] прослежены трансформации представлений о счастье в современном социуме.

Счастье в социологии

Традиционно, социологи чащи исследуют социальные проблемы и недостатки, конфронтации и деструктив. Но даже на этом фоне есть счастливые люди, живущие в несовершенном социальном мире. И они тоже достойны внимания научного сообщества социологов.

Почему социологов интересуют темы счастья? Потому что одним из фокусов внимания этой науки выступает аспект изучения развития, совершенствования человеческого общества. Счастье выступает одним из важных показателей социального развития в целом, где качество жизни тесно связывается с социальной эволюцией. Помимо экономической стабильности и безопасности, бедности и богатства,

солидарности и идентичности именно счастью отводится связующая нить между другими показателями.

Если рассматривать социологию счастья как категорию фундаментальную, то ее основы находятся в эпохе Просвещения, где принципы социального развития опирались на идеи общественного договора (который, в отличие от божественного, может быть пересмотрен в случае непродуктивности). Идеи счастья на земле, которое строят сами люди, противопоставлялось слепому следованию божественному провидению. Поэтому, к ХХ веку представления о социальном прогрессе и возможности человека самому строить свою жизнь, определять ее качество - стало ключевым моментом научного дискурса.

Так, О. Конт понимал счастье как результат консенсуса трех компонентов - научной концепции мира, чувств любви и уважения и разумно организованных действий. По Э. Дюркгейму, человек счастлив, если живет в согласии со своей природой и условиями своего существования. Г. Зиммель видел в счастье качество действий и состояние разума, посредством которых человек может быть - или стать - самим собой. Для Т. Адорно и Х. Арендт счастье - это форма позитивной рефлексии, в то время как для Д.Г. Мида любой опыт, в том числе переживание счастья, принадлежит настоящему. А. Хоннет акцентирует важность взаимного признания для счастья индивидов, тогда как Н. Фрейзер полагает, что материальное неравенство не позволяет социально незащищенным группам испытывать счастье; соответственно, его достижение должно стать результатом коллективных усилий, направленных на взаимное уважение и большее материальное равенство.

С позиции методологии, счастье изучали через интервью и самоотчёты, анкетные опросы и контент-анализ. В исследовательской практике применялись опросники напрямую исследующие вопросы счастья или же с косвенными, где о счастье можно было судить через завуалированные вопросы.

155

Характеристика исследования

Исследование проходило на платформе www.google.ru в два этапа - первый в 2018 году (п=1250) и второй в 2021 году (п=1250). Мужчин 45%, женщин 55% в возрасте от 18 до 75 лет, проживающих в разных субъектах Российской Федерации.

Анкета состояла как из закрытых вопросов, так и открытых, которые позволяли зафиксировать в виде самоотчетов ощущения, критерии и оценки счастья у мужчин и женщин разного возраста, проживающих в разных регионах России.

Отдельно мы включили ассоциативный текст, где уточняли с какими словами, ассоциируется у них счастье. Каждый респондент должен был назвать 3 значения. В итоге, в 2018 году в анализе приняло участие 3750 слов и столько же в 2021 году. Каждое слово респонденты ранжировали по шкале от 1 до 10, где 1 - это сейчас у меня наихудшая жизнь и 10 - это сейчас наилучшая жизнь.

По 7-ми бальной шкале оценивались следующие показатели:

• объем социальной поддержки ранжировался: от «я никогда не помогаю окружающим», до «я всегда помогаю окружающим как только могу»;

• самоэффективность оценивалась: от «я всегда добиваюсь того, чего хочу», до «я никогда не получаю то, что хочу»;

• чувство одиночества оценивалось: от «я всегда чувствую поддержку и внимание других», до «я часто ощущаю, что никому не нужен».

Анализ результатов исследования

Количество прожитых счастливых лет субъективный показатель, но мы просили примерно оценить сколько лет в жизни, респонденты могли бы назвать счастливыми. В таблице 1 представлены изменения показателей за рассматриваемый период.

Таблица 1. Количество прожитых счастливых лет (в %)

1-3 года 3-5 лет 5-9 лет 9-12 лет Более 12 лет

2018г 2021г 2018г 2021г 2018г 2021г 2018г 2021г 2018г 2021г

Мужчины 15,4 28,5 28,8 24,5 26,6 23,2 17,5 15,2 11,7 8,6

Женщины 17,8 28,7 24,6 21,5 28,7 25,3 15,2 13,4 13,7 11,1

Молодые люди (18-34 года) 36,7 47,1 23,9 25,5 22,6 15,5 12,4 8,7 4,4 3,2

Средний возраст (35-55 лет) 32,2 54,5 31,9 22,1 20,2 13,4 11,1 7,8 4,6 2,2

Старший возраста (56 и старше) 41,6 36,6 25,8 20,2 18,7 12,2 9,8 7,3 4,1 2,1

Вероятно, ситуация с пандемией, новые сложности в работе, доходах стали поводом, чтобы основные внутренние показатели счастливо прожитых лет уменьшились во всех рассматриваемых социальных группах. И мужчины, и женщины стали чувствовать себя менее счастливыми в 2021 по сравнению с 2018 годом.

Представители всех возрастов также чувствуют себя менее счастливыми и меньше счастливых лет прожи-

ли. Но при этом, среди пожилых людей меньше тех, кто испытывает счастье продолжительно, нежели чем среди молодежи. В молодости еще сохраняется надежда на то, что счастливо прожитых лет будет больше и что все еще впереди, тогда как с возрастом данное ожидание становится все более иллюзорным.

Максимальным рекордсменом во всех группах выступает период 1-3 года - как максимальное ко-

156

личество счастливых прожитых лет. По сравнению с 2018 годом в 2021 году количество счастливых людей уменьшилось в два раза.

Таблица 2. Факторный анализ критериев счастья

При анализе различных критериев счастья нами выявляется несколько групп факторов, определяющих различные условия для счастья, при описании 92,1% общей дисперсии (таблица 2).

Фактор Переменные Коэффициент

Духовно-культурный Вес фактора - 19,1. Объяснительная дисперсия - 25,4% Счастье строится на традициях и нормах культуры 0,876

Счастье определяется работой души и состоянием духа человека и общества 0,843

Религия и духовность определяют то, насколько счастливы граждане 0,653

Психологический Вес фактора - 15,7. Объяснительная дисперсия - 22,1% Личностные установки определяют то, насколько счастлив человек 0,832

Это выбор человека - быть счастливым или несчастным 0,753

Оптимизм влияет на счастье, также как и пессимизм на несчастье 0,665

Коммуникативный Вес фактора - 13,2. Объяснительная дисперсия - 18,2% Умение помогать другим дает понимание того, что ты не один, в тебе нуждаются и следовательно, ты счастлив 0,654

Умение слышать и слушать, помогать и поддерживать делает человека счастливым 0,422

Эмпатия основа для счастья 0,433

Социально-экономический Вес фактора - 11,2. Объяснительная дисперсия - 15,3% Качество и достаток жизни дает человеку счастье 0,578

Возможность позволить себе все что необходимо делает людей счастливыми 0,522

Комфорт безопасность и достаток основные критерии счастья 0,512

Социально-политический Вес фактора - 8,1. Объяснительная дисперсия - 11,1% Политическая стабильность дает счастье людям 0,611

Социально-политические условия создают процессы социального взаимодействия 0,573

Политические решения и идеология государства определяют счастье людей 0,552

Духовно-культурный фактор опирается на социально-исторические условия, культурные и религиозные ценности, влияющие на мировоззрение россиян и определяющие их поведение.

Духовность и понимание высшей цели - служения Родине и людям - дает надежду на счастье не только в том, но и этом мире. (М.Ю., пенсионер, 74 года). Ценности людей позволяют им сохранять частичку себя для общества и семьи, мировоззрение и ориентиры определяют то, что по-настоящему важно и ценно. (О.О., учитель истории, 44 года).

Психологический фактор фиксирует внимание россиян на личностной структуре, личной ответственности и выборе того, что важно и приоритетно и это вы-

ступает основой для понимания личного и социального счастья.

Выбор человека - замечать в жизни черные полосы или белы, видеть возможности или ограничения в одних и тех же событиях. Поэтому, что мы выбираем - то и получаем. (О.А., преподаватель в университете, 40 лет). От мотивации человека зависит то, будет он счастливым или несчастным. Что он делает, что он думает, о чем мечтает - проявляется в его реальном поведении и это формирует его уровень счастья или несчастья. (Т.В., полицейский, 32 года).

Коммуникативный фактор определяет условия социального контакта -кто, когда и по какому поводу вступает во взаимодействие.

157

Если я могу кому-то помочь - я беру и помогаю, не жду просьб, одобрения, приглашения. Если не я, то кто? Важно не словами бросаться, а делами помогать. (Л.А., хирург, 49 лет). Важность социальных коммуникаций определяется тем, что важно человеку, что он может сделать ради другого или других бескорыстно, просто потому что может. Это может быть официальное волонтерство или добровольчество или же простое человеческое участие и соседская помощь. (Е.Н., экономист, 29 лет).

Социально-экономический фактор предполагает, что финансовые ценности и экономические притязания определяют уровень и качество счастья человека или группы людей.

Достаток, комфорт и материальное благополучие конечно притягательны для очень многих, но достижение этого не дает человеку счастье, скорее обесценивает и эти ценности, и самого человека, потому что если нет ничего за обёрткой, то пустота не может напоить счастьем. (С.Ю., художник, 40 лет). Все материальные блага мира не могут быть включены в слово счастье, так как это всего лишь одна грань его и та -не основная. Хотя, далеко не все с этим согласны, но это именно так, если же деньги и иные ценности становятся единственным показателем и мерилом счастья, то оно становится пустым и обесцененным. (Р.А., фотограф, 27 лет).

Социально-политический фактор транслирует значимость политических

Таблица 3. Внешние показатели счастья (в%)

ценностей и идеологической составляющей в счастье людей. Например, в советском обществе, идеология, выраженная линией партии, напрямую была связана со счастьем народа, сегодня эта связь не очевидна, поэтому и вес, и роль фактора самая минимальная.

Политические условия и гарантии не дают людям счастья, они могут дать иллюзию свободы, но и это не равно счастье. (С.А., маркетолог, 33 года). Идеологическая работа заключается в том, чтобы создать образы счастливого будущего, куда должны стремиться граждане любой страны. У нас пока слабовато это получается, но ориентиры социального развития пока есть, хотя и не для всех. (И.А., журналист, 47 лет).

Таким образом, факторный анализ показал существенную фрагментари-зацию по критериям конструирования условий развития счастья в разных социальных группах. Эти факторы идентичны, что в 2018, что в 2021 годах. А это, в свою очередь, указывает на то, что представленные показатели - являются универсальными для изучения условий и форм счастья.

В 2021 году счастье в три раза реже ассоциировалось со свободной. Т.е. это означает что социально-политические аспекты счастья уходят на второй план. При этом здоровье, природа и социальное взаимодействие стали наиболее важными показателями счастья. См. таблицу 3.

Политика Экономика Здоровье Природа Социальное взаимодействие (личные отношения)

2018г 2021г 2018г 2021г 2018г 2021г 2018г 2021г 2018г 2021г

Мужчины 32,3 12,4 25,6 20,1 18,9 24,2 16,7 23,1 13,5 20,1

Женщины 22,1 7,1 25,2 9,5 24,6 32,1 22,5 33,2 5,6 18,1

Молодые люди (18-34 года) 39,6 1,3 13,2 14,4 15,6 34,3 11,2 13,3 20,4 36,7

Средний возраст (35-55 лет) 24,4 5,4 22,8 26,6 18,9 27,7 15,4 18,9 18,5 21,4

Старший возраста (56 и старше) 27,7 11,7 20,2 24,1 20,2 25,5 14,2 16,6 17,7 22,1

158

Здоровье за рассматриваемый период стало ключевым показателем счастья. Воздействие информационных сообщений о ситуации с пандемией сыграли свою роль. Для молодежи в приоритете социальное взаимодействие, а для людей более старшего возраста природа и экономика. Политика потеряла или существенно уменьшила роль в критериях счастья для всех социаль-

Таблица 4. Личные показатели счастья (в%)

ных групп. Также в 2021 году уровень счастья меньше связан с уровнем дохода людей (в два раза).

Помимо этого, образование и социальный статус дают в два раза меньше значимости в разных социальных группах. К 2021 году большую значимость приобретает качество и количество личных и интимных отношений. См. таблицу 4.

Образование Социальный статус Виртуальные отношения

2018г 2021г 2018г 2021г 2018г 2021г

Мужчины 30,2 25,6 34,5 27,8 35,3 46,6

Женщины 26,7 21,1 47,5 22,3 25,8 56,6

Молодые люди (18-34 года) 23,5 17,6 38,9 26,9 37,6 55,5

Средний возраст (35-55 лет) 26,7 21,2 43,4 27,9 29,9 50,9

Старший возраста (56 и старше) 24,4 15,5 45,5 22,4 30,1 62,1

В 8 раз повысилась значимость виртуального социального взаимодействия.

Также мы попросили респондентов назвать ассоциации, которые у них вызывает слово счастье. В результате мы выявили два типа счастья: первое -личное внутреннее переживание - несоциальное (35,6%) и второе - личное, но требующее внешней оценки - социальное (64,4%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По сравнению с 2018 годом, в 2021 году респонденты чаще опираются на социальные смыслы, гедонистические (несоциальные) отходят на второй план. Например, абстрактные ценности (любовь, уважение, признание), людей (семья, друзья), отношения (свидания, партнерство). Первые обладают более высоким уровнем эгоистического настроя, вторые более эмпатичны и готовы эмоционально включаться в социальное взаимодействие в три раза чаще чем первые.

Для женщин счастье чаще ассоциируется со словом «семья» (37,4%), для мужчин 31,1%. В три раза чаще «семья» встречается в ассоциациях со счастьем у более старших респондентов, чем среди молодежи. Среди молодых

людей (18-35 лет) чаще встречаются такие ассоциации со словом счастье как «улыбка» (18,2%), «смех» (15,2%). Эти данные показывают, что социальные установки более важны для старших поколений, среди молодежи больше гедонистических эквивалентов счастья.

Отношения с друзьями для молодежи чаще в три раза, ем среди других поколений ассоциируются со счастьем. Для старших поколений такой ценностью и счастьем обладает все та же семья.

Для женщин всех возрастов «любовь» в три раза чаще означает счастье и в целом, для молодежи любовь в два раза чаще означат счастье, чем для старших поколений. Надо сказать, что в 2021 году любовь стала менее значимым показателем, чем в 2018 - понизилась в 3,5 раза.

Деньги означают счастье лишь для 40% респондентов. Основная часть из них - люди среднего возраста (3555 лет), уже имеющие семьи и социальные обязательства. Роль денег также уменьшилась к 2021 году, по сравнению с 2018 годом в 1,5 раза.

Среди молодежи 54,2% тех, кто считает, что сейчас у них хорошая жизнь,

159

25,5% что сейчас наихудшая жизнь и 20,3% что сейчас наилучшая жизнь. Среди респондентов среднего возраста тех, кто живет хорошо 42,2%, у кого наихудшая жизнь 45,3%, наилучшая 12,5%. Среди представителей старшего возраста: 32,2%, 54,8% и 19,2% соответственно.

Для тех, для кого более важны социальные смыслы счастья обладают более высокими оценками по категории социальной поддержки, высокой самоэффективности и низким показателем чувства одиночества. Среди старшего поколения таких 54%, среднего 62%, младшего 33%.

Для тех, для кого приоритетны гедонистические ориентиры счастья обладают формальными (не искренними) условиями социальной поддержки (сами отмечают не искренность отношений), средним или низким уровнем самоэффективности и высокими показателями по оценке уровня одиночества. Среди старшего поколения таких 14%, среднего 28%, младшего 57%.

Выводы

На примере счастья мы можем наблюдать социальную динамику. Смыслы счастья трансформируются максимально быстро, а следствием этого будет то, что и количество несчастных людей (читай: не успевающих адаптироваться к новым условиям) будет расти. С позиции социологии - сейчас конструируется новый показатель социального неравенства -уровень счастья.

Те, кто будет относиться к группе несчастных людей потенциально представляет собой рискоопасную группу в качестве дезинтегрирующего фактора социального воспроизводства.

Подвергается сомнению классическое понимания связи качества и удовлетворенности жизни от материального достатка и статуса. Люде делает счастливыми социальное взаимодействие, собственное здоровье и здоровье близких, природа, а не экономический статус или политическое развитие общества.

Молодежь более счастлива по отношению к старшим возрастным груп-

пам. Возможно, стоит говорить о наличии больших надежд на лучшую жизнь, чем у старших. Среди женщин больше счастливых, чем среди мужчин.

Те респонденты, кто более интенсивно вовлечен в виртуальное взаимодействие - чувствуют себя более счастливыми, так как могут общаться с теми, кто удален от них территориально. Хотя, надо признать, в таком взаимодействии есть формальная сторона общения, которая обесценивает его. Счастье в данном случае может измеряться количеством лайков и комментариев, а не доверительным общением. Но этот вопрос требует дополнительного изучения.

Символический анализ слов, ассоциирующихся у россиян со словом счастье выявил динамику от 2018 до 2021 года: люди стали менее счастливы, но слова, концентрирующие социальные смыслы счастья, социальную поддержку употребляются в 2021 году в два раза чаще, чем в 2018 году, а гедонистические смыслы счастья в три раза реже. Скорее всего, просоциаль-ное поведение позволяет людям чувствовать себя более счастливыми и эм-патичными, в отличие от эгоистического поведения, способствующего самолюбованию и нарциссизму, а не счастью социальному.

Безусловно, исследование социальных измерений счастья необходимо продолжать и расширять, привлекая не только российские, но и мировые данные. Счастье - как процесс и явление может стать единственным условием социального воспроизводства общества в будущем.

Литература

1. Абрамова М.А. Визуальная репрезентация образа «счастье» как способ исследования социокультурного архетипа // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. 2020. № 1 (155). С. 51-87.

2. Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: соци-

160

альные и экономические перемены. 2020. № 1 (155). С. 14-37

3. Мереминская Е. Индекс счастья россиян упал до минимума с 2013 года // Ведомости. 2020. 30 января. - Режим доступа: https:// www.vedomosti.ru/econo mics/articles /2020/01/30/821892-indeks-schastya (Дата обращения: 20.01.2022.)

4. Полюшкевич О.А. Идеи альтруизма и эгоизма через призму счастья // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. Материалы V международной научно-практической интернет-конференции. В 2-х частях. Вологда, 2020. С. 240-243.

5. Полюшкевич О.А. Оптимисты и пессимисты в современном мире // Социология. 2020. № 1. С. 328-340.

6. Пружинин А.Н. Трансформация представлений о счастье // Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях. Материалы VII международной социологической Грушинской конференции/ Ответственный редактор А.В. Кулешова. СПб., 2017. С.501-506.

THE SOCIAL DIMENSION OF HAPPINESS

Polyushkevich O.A.

Irkutsk State University

The article discusses the results of a study of the social dimension of happiness, which was conducted in 2018 and 2021 in the Russian Federation. The dynamics of the transformation of

the social meanings of happiness, the main indicators and associations that arise among Russians that have social and hedonistic meanings of happiness are revealed.

Keywords: happiness, social dimension, joy, empathy, prosocial behavior, interaction, selfishness, hedonism, empathy, solidarity.

References

1. Abramova M.A. Visual representation of the image of "happiness" as a way to study the socio-cultural archetype // Monitoring public opinion: social and economic changes. 2020. No. 1 (155). pp. 51-87.

2. Leontiev D.A. Happiness and subjective well-being: towards the construction of a conceptual field // Public opinion monitoring: social and economic changes. 2020. No. 1 (155). pp. 14-37

3. Mereminskaya E. The happiness index of Russians fell to a minimum since 2013 // Ve-domosti. January 30, 2020 - Access mode: https://www.vedomosti.ru/economics/arti cles/2020/01 /30/821892-indeks-schastya (Date of access: 01/20/2022.)

4. Polyushkevich O.A. Ideas of altruism and egoism through the prism of happiness // Global challenges and regional development in the mirror of sociological measurements. Materials of the V International Scientific and Practical Internet Conference. In 2 parts. Vologda, 2020. S. 240-243.

5. Polyushkevich O.A. Optimists and pessimists in the modern world // Sociology. 2020. No. 1. S. 328-340.

6. Pruzhinin A.N. Transformation of ideas about happiness // Towards the future. Forecasting in sociological research. Proceedings of the VII International Sociological Grushin Conference / Managing editor A.V. Kuleshova. SPb., 2017. S. 501-506.

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.