Социальное исключение: проблемы и пути их решения
Валентина Владимировна Хухлина,
доцент Института повышения квалификации и переподготовки работников социальных служб (Москва), кандидат социологических наук
1 Ксавье Эммануэли при участии Урсулы Готье. Отверженные. Как победить пренебрежение к изгоям?//Пер. с франц. О.Е. Иванова. М.: NOTA BENE,
2008.
• социальное исключение • девиантная карьера • субъектно-ориентированный подход • социальные сети • социальная поддержка
Социальная незащищённость сравнима с войной, несчастным случаем или катастрофой. Положение людей, исключённых из общества, настолько критическое, что их жизнь1 находится под постоянной угрозой.
Для России вопросы социального исключения в последнее десятилетие приобрели особую актуальность на фоне растущего количества бездомных детей, детей улиц, сирот при живых родителях.
Российское общество в целом спокойно и снисходительно-оправдательно относится к проблеме социального исключения. Причин для этого много. Основные — социальная поляризация по доходу и уровню жизни населения; падение нравственных и моральных устоев в обществе, разрушение и деградация института семьи, проблемы в системе школьного образования. И как результат — увеличение числа детей-сирот, числа социальных сирот, числа детей, которые не любят школу, не могут реализовать себя, чувствуют унижение со стороны взрослых, сверстников, власти. Их социальные связи настолько слабы, что они оказываются выброшенными на улицу.
Самоутверждение подростков, восстановление их самооценки происходят посредством примитивных социальных действий: агрессии, хулиганства, насилия, наркотиков, алкоголя и т.д. При этом у данной категории детей фактически нет семьи как островка эмоционального тепла и любви.
Экономическая ситуация вынуждает взрослых работать, оставляя детей без родительского внимания и заботы. Институт дедушек и бабушек во многих культурах разрушен. В экономически состоятельных семьях дети предоставлены телевизору и улице. Дети из асоциальных семей бегут от насилия, оскорблений, унижения и го-
-е-
О
лода. Только по официальной статистике, в России около 30 млн людей живут за чертой бедности и чаще это семьи с детьми. По данным международной благотворительной организации «Врачи без границ», 12% столичных бездомных — душевнобольные, каждый десятый — ребёнок (часто) выпускник интернатного учреждения.
Основные положения теории социального исключения — сокращение жизненного пространства, усиление индивидуальности и разобщения, принятие изоляции как должного, освобождающего от необходимости выполнять нормы и правила, принятые в обществе.
Социальная жизнь — это социализация, которая проходит через всю жизнь человека и выражается в построении сети социальных контактов индивида с различными социальными институтами.
Процесс социализации включает в себя воспитание и влияние среды и социума, способного как повышать, так и снижать эффективность социализации, приводя к социальному исключению, социальной изоляции, социальному отторжению, стигматизации.
Существует несколько подходов к анализу неэффективной социализации: это и формирование девиант-ной карьеры, и социальное исключение, и дисквали-фикация2.
Отклоняющееся от общепринятых норм поведение Т. Парсонс называл формой болезни («эндемией»), которая нарушает внутреннюю гармонию социального организма и требует лечения силами социального контроля и принудительного санкционирования.
Основные положения теории социального исключения3 — сокращение жизненного пространства, усиление индивидуальности и разобщения, принятие изоляции как должного, освобождающего от необходимости выполнять нормы и правила, принятые в обществе.
На поведенческом уровне нуждающиеся выбирают неэффективные стратегии жизнеобеспечения выживания и «выпадают» из принятого (распространённого) хозяйственно-экономического уклада, исключение из которого закрепляет бедность (С.С. Ярошен-ко). Атомизация — это следствие исключения. Она понимается как потеря связей с домашней экономикой, выпадение из семьи и сетевой экономики, т.е. родственного обмена, за которыми, по определению Н.М. Рима-шевской, следует «всасывание» людей на «социальное дно».
В основу концепции девиантной карьеры легли выводы И. Гоффмана4. По его мнению, человек становится девиантом, постепенно втягиваясь в социально осуждаемый стиль
2 Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ.
и вступ. ст. А.Д. Ковалёва. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2000. Выводы Ирвинга Гоффмана резюмированы в исследовании: Шипунова Т.В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. СПб., 2003.
3 Алексеева Л.С. Институционализация социального патроната семей в условиях
современной России. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора социологических наук. М.: 2007. 4 Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.
жизни. К дальнейшему «соскальзыванию» его подталкивают так называемые «нормальные» люди» посредством стигматизации («клеймения», «навешивания ярлыков») и оттесняют чем-то отличающихся от «нормальных» к пропасти.
Формирование девиантной карьеры проходит несколько этапов.
Первый этап — семейное неблагополучие, эмоциональная и психологическая холодность ближайшего социума.
Второй этап — длительные отлучки или даже побеги из дома и знакомство с «уличной» субкультурой. Новое сообщество создаёт идентификационные образцы, поставляет аргументы для нейтрализации механизма внутреннего контроля, привитого предшествующим социальным опытом.
На третьем этапе начинается освоение предлагаемых субкультурой вариантов действий для достижения намеченной цели и новых способов решения конфликтных ситуаций. На этом этапе человек переживает кризис социальной идентичности. Его образ жизни становится известным ближайшему окружению (родственникам, соседям, знакомым, одноклассникам, учителям и т.д.), и ему приходится делать серьёзный выбор между «нормальным» миром с его ценностями и миром, а также ценностями субкультуры, которая уже держит его под контролем. В зависимости от того, кто в данной ситуации будет ближе и внимательней к человеку, девиантная карье- ^ Цу ра может либо прерваться, либо продолжать развиваться. Цу
На четвёртом этапе человек принимает стигму, перестраивает свой ценностный мир, отождествляет себя с субкультурой, принимает социальную роль, предписанную стигмой. Клеймо, поставленное «нравственным большинством», сопровождает его по всем бюрократическим инстанциям, формирует девиантную карьеру и углублённую профессионализацию в одной из «социально неодобряемых» сфер.
«Исключением» в социологии называют нарушение «правильной» социализации, приводящее к выталкиванию, выходу за пределы «нормального» общества.
В середине 1960-х годов для анализа неэффективной социализации и социальной адаптации французские социологи стали использовать понятие «исключение»5. Первоначально оно описывало существование маргинальной группы населения на обочине общества благосостояния.
Социальные программы, призванные помочь «включению» членов этой группы в «нормальные» общественные отношения, оказались _ неэффективными. Однако в тот период даже
5 Потам С. Исключение: социальная ин- представители институтов социальной помо-струментализация и результаты исследо- щи объясняли воспроизводство бедности ин-вания // Журнал тоциологии и тоцтль- дивидуальными психологическими недостатки ^ропологии. Ш99. Т. 2. С. Ш-156. ками, социальной неприспособленностью
(неадаптированностью), безответственностью и непредусмотрительностью самих бедняков — т. е. с позиции «обвинения жертвы».
В 1970-е годы исключение стало рассматриваться как коллективный феномен, затрагивающий людей во всех социальных средах. В начале 1990-х годов исследователи выяснили, что причины социального исключения коренятся в множестве факторов, вносящих нестабильность на рынок труда, таких как боязнь безработицы, слабая включённость в коллективную жизнь, а иногда и утрата профессиональной идентичности.
Жизнь на улице физически и психологически очень опасна, особенно для детей. Но там есть действо, пусть и не одобряемое со стороны общества: общение со сверстниками, которые тебя принимают таким, какой ты есть, празднование, риск, кража, что-то, в чём можно поучаствовать, проверить себя и получить оценку со стороны других.
Пониманию сложного социального положения бездомных детей и подростков, а также процессов их взаимодействия с государственными органами в рамках детского социального обеспечения и защиты, по мнению Нормана Лонга, способствует применение субъ-ектно-ориентированного подхода6. В рамках этого подхода социальное действие подразумевает действие, в котором одновременно присутствует общественно важный смысл и соответствующая социальная практика. Социальное действие осуществляется в пределах сетей отношений, его формируют организационные виды деятельности, и оно ограничено определёнными социальными условностями, ценностями и властными отношениями.
Субъектно-ориентированный подход включает в себя разбор индивидуальных вопросов или проблемных ситуаций (в данном случае в отношении исключённых детей и их тяжёлого социального положения), обозначенных должностным лицом, представителем частного лица или власти, местным жителем или самим ребёнком. В зависимости от субъекта такие ситуации воспринимаются, а результаты истолковываются по разному. «Анализ взаимодействия» является полезным для поиска точек расхождения и совпадения мнений в подобной ситуации. Также важно признать полностью гетерогенный состав целевых групп, особенно это важно в отношении социально исключённых детей.
При разработке коррекционных программ 6 Норман Лонг. Принципы социальной
необходимо опираться на субъектно-ориен- политики и результаты её реализации
тированную методологию. Её особенностью в рамках проблемы беспризорных детей:
является постоянное и повседневное взаимо- субъектно-ориентированныи подхэдУ
Построим город для всех, чтобы каждый действие всех социальных партнёров в ре- ^ „
ребенок и все наши дети смогли найти
жиме «рефлексивного мониторинга за дея- в нём место. Материалы международно-тельностью». При этом особое внимание го семинара. Москва, 16-18 октября уделяется развитию активности, находчиво- 2007 г. С. 67-83.
О
сти, творческих и организационных навыков самих исключённых детей. Таким образом, по мнению Нормана Лонга, субъекты отслеживают свой опыт, корректируют образ мышления и социального взаимодействия.
По мнению профессора Атема Котрана7, родители, сообщество, государственные и частные учреждения сети здравоохранения, образования, социальных и юридических служб должны объединить усилия для обеспечения полноправного участия ребёнка в жизни семьи и общества и защиты от всех явлений социальной исключённости и маргинализации, а также от различных форм насилия, оставления ребёнка, небрежности и плохого обращения.
Успешные практики, отмеченные Комитетом по правам ребёнка при ООН, носят превентивный характер. В их основе лежат однородные и последовательные принципы8, среди которых: интерес ребёнка превыше всего; первостепенная ответственность родителей и их активное участие на всех этапах вмешательства, регулируемого законами и юридическими процедурами; уважение мнения ребёнка и его обязательное участие во всех социальных и юридических мерах, предпринимаемых в его пользу.
Новые механизмы защиты прав ребёнка:
• Институт социальных защитников (директор по защите интересов молодёжи, уполномоченный по защите интересов молодёжи, уполномоченный по правам ребёнка в школе).
• Институт обязательного оповещения, обязывающий любое лицо информировать о любых обнаруженных им компрометирующих ситуациях.
• Точное определение полномочий, позволяющих социальному защитнику проводить проверки и оценки, а также принимать адекватные меры.
По мнению Бориса Цирюльника, этолога по образованию, люди становятся заложниками прошлого и годами переживают в душе тот ужас, через который они прошли. Здесь важ-
но понимать, что травма лечится, но не исчезает. Мало приобрести внутренние средства, важно иметь механизмы поддержки и восстановления.
7 Атем Котран, профессор Тунисского факультета юриспруденции, политологии и социологии, член Комитета по правам ребёнка при ООН, эксперт Верховного Комиссариата по правам человека
при ООН.
8 Атем Котран. Применение международной Конвенции о правах ребёнка во внутригосударственном, и в частности, во французском праве: холистический подход, основанный на правах ребёнка, в контексте прав человека./ Материалы международного семинара. Москва, 16-18 октября 2007 г. С. 32-52.
По мнению учёного, для работы с исключением важное значение имеет отношение к человеку, оказавшемуся на улице. Если признать в нём жертву (обстоятельств, случая, катастрофы), то его жизнь будет сведена к травме и он всегда будет оставаться в положении «приговорённого». При этом жертва может жить в приюте, получать помощь, и это ещё
-е-
О
больше будет ухудшать её положение. Например, в Москве, на конференции по проблеме детей-сирот9 выступили двое воспитанников сиротских учреждений. Эти молодые люди успешны, с точки зрения людей, пригласивших их поделиться опытом «вытаскивания себя за уши». Ас точки зрения самих молодых людей, они «помойкины» дети. И таковыми останутся. Они — жертвы.
Жан Батист де Фуко1° сделал впечатляющий анализ интеграции. По его мнению, каждый человек вписан в общество благодаря трём договорам: производственная деятельность; интеграция в мир; «Я и Я».
Первый договор (производственная деятельность) позволяет человеку быть экономически состоятельными, производя товар или услугу в обмен на заработок. Право на труд — это основное и противопоставляемое право. Любое общество обеспечивает такое право или компенсирует его отсутствие. Производственная деятельность имеет временные параметры, обеспечивает чувство профессиональной принадлежности, место в системе отношений, признание со стороны общества.
Второй договор (интеграция в мир) — открытость для обмена и общения вытекает из нашей первоначальной среды. Ребёнок приобретает эту способность в семье и проявляет её в ближайшем социуме, в сообществе. Семейные или околородственные связи, которые он сохранил, дружеские и профессиональные, которые он завязал, будут серьёзной опорой в борьбе с жизненными невзгодами. Вспомним русские пословицы о дружбе, о помощи, о товариществе.
Третий договор («Я и Я») связан с нашей миссией как людей мыслящих, чувствующих. Кто я? Что я представляю собой в мире? Зачем я? Нам нужны спасательные ключи для познания и понимания этого мира и своего места в нём.
Эти три опоры, по мнению доктора Ксавье Эм-мануэли11, необходимы для жизнеспособности любого человека. Состояние глубокого исключения характеризуется отсутствием всех трёх опор. Полноценный человек нуждается в трёх измерениях, чтобы жить полноценно.
Жизнеспособность, умение человека преодолевать серьёзные проблемы и восстанавливаться до недавнего времени не исследовалась учёными. Долгое время человечество презирало жертвы (жертвы насилия, торговли, жестокости и др.) и считало (да многие считают
9 Международная конференция «Опыт создания и развития эффективных видов поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
и лиц из их числа в период жизнеустройства». 3 — 4 февраля 2008 г. Москва. М.: Благотворительный фонд «Женщины и дети прежде всего», 2008.
10 Foucauld J. -B/de/Les Trois Cultures du développement humain. Paris/Odile Jacob,2002 («Три культуры человеческого развития»).
11 Ксавье Эммануэли — бывший госсекретарь по гуманитарным вопросам (1995—1997 гг.), соучредитель организации «Врачи без границ», основатель Са-мю-Социаль Международный — некоммерческой организации, базирующейся в Париже и действующей по применимым французским законам (была создана в июле 1998 г.). В настоящее время организация активно функционирует
в более чем 80 городах во Франции, а также в столицах многих других стран: в Брюсселе, Бамако, Алжире, Дакаре и Угадугу и в скором времени будет создана в Лиме, Бухаресте, Антананариве, Кайенне, Монреале.
и сейчас), что изгои сами «спровоцировали» ситуацию. Например, исследование, проведённое в фонде Самю-Социаль Москва!2 показало: 75% респондентов придерживаются мнения, что «бездомные сами выбрали свою жизнь».
Проблема жизнеспособности, восстановления занимает умы учёных многих стран мира. В Латинской Америке появились институты самовосстановления, в Голландии, Германии — университеты.
Само слово «ге8аИге» (вновь подпрыгнуть) попало в словарь психологов в 60-х годах XX века благодаря американскому психологу Эмми Вернер. Она поехала на Гавайи для оценки развития детей, у которых не было семьи, которые не учились в школе, жили в нищете, подвергаясь насилию и болезням. 30-летнее исследование показало, что треть детей овладела умениями письма и счёта, завела семью, а две трети продолжили прежний образ жизни.
Влияние травмы очень неравномерно и зависит от истории людей и их окружения. Адаптация к травме (приспособленческая стратегия, пост-трамватическое расстройство), особенно у детей, вызывает потерю части индивидуальности, подчинение, отрицание собственного развития, тенденцию к интеллектуальному равнодушию, эмоциональный застой, недоверие к противнику или стремление победить его.
Некоторые реакции могут быть спасательными несмотря на неприятие их обществом. Например, брошенные дети, живущие на территории Курского вокзала, могут выжить, только если собьются в «стаю», умеющую воровать, нападать на взрослых. Таким образом, правонарушение есть способ приспособления к жизни в обществе.
Отказ от воспоминаний — ещё одна реакция на травму. Забвение получившего травму не даёт ему возможности восстановиться. Молчание разрушает индивидуальность и находит своё выражение в необъяснимой агрессии, в резкой смене настроения.
Поддержка со стороны профессионалов и общества помогает преодолеть травму. У жертв должна быть возможность быть полезными для восстановления самооценки.
Культурная работа с «исключёнными» строится на информировании проблемных, вспыльчивых детей и малолетних преступников об их ответственности путём оплачиваемых поручений, которые полезны обществу и повышают самооценку детей. Вовлечение их в деятельность помогает осознать и пережить случившееся, например, через художественные средства (рисование, лепка, написание пьес, поэзия).
Травмированный ребёнок, по мнению Бориса Цирюльника!3 ,способен восстановиться, если обрёл необходимую уверенность в течение
12 Исследование проведено в 2007 г. в рамках подготовки ежегодной международной конференции «Построим город для всех, чтобы каждый ребёнок и все наши дети смогли найти в нём место». 13 Построим город для всех, чтобы каждый ребёнок и все наши дети смогли найти в нём место. Материалы международного семинара. Москва, 16-18 октября 2007 г. С. 18-31.
первого года жизни. Для этого детям необходимо дать возможность восполнить утраченное время, выразить себя творчески, самоутвердиться через вовлечение в социально-полезную деятельность. В дальнейшем эти дети выбирают профессии «человек- человек» и с уважением относятся к людям, перенёсшим травму.
Исследователи!4 пришли к пониманию того, что каждому этапу социализации, от детства до старости, свойственны свои трудности, конфликты и кризисы, на каждом этапе человек рискует «выпасть» из привычных, «нормативных» социальных сред, оказаться в изоляции или на «границе общества». Поэтому трудно быть и молодым, и взрослым, и пожилым. Серьёзность проблем, с которыми сталкивается индивидуум, определяется не столько возрастом, сколько особенностями социальной среды, в которой протекают процессы социализации.
Остановимся на работе служб, которые занимаются решением проблем социально исключённых из общества. В мировой практике это и государственные, и муниципальные, и негосударственные службы. Например, в России сложилось четыре типа государственных социальных учреждений, оказывающих помощь бездомным!5: дома ночного пребывания; специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых; центры социальной адаптации; социальные гостиницы или приюты.
Особого внимания заслуживает деятельность общественных ибла-готворительных организаций и фондов.
Региональный общественный благотворительный фонд «Защита детей» имеет свою программу уличной социальной работы, цель которой — помочь детям улицы обрести альтернативу жизни на улице, поддержать их, упрочить их положение путём предоставления им информации и возможностей для принятия осознанных решений. Фонд располагает приютом «Надежда» на 12 мальчиков, дневным центром реабилитации безнадзорных детей «Английский, 19», социальным общежитием для выпускников детских домов на 15 человек и кризисной квартирой для временного помещения ребёнка или матери с детьми.
Уличные социальные работники фонда осуществляют следующее:
• собирают информацию о ребёнке для составления индивидуальной программы реабилитации;
• устанавливают отношения сотрудничества 14 Ирина Гриторьева. Социмизэдия
в процессах исключения и включения. с сообществами уличных детей (в просторе- .„X
15 Соколова В.В. Технологии социальной
чии — тусовками) для отслеживания ситуа- работы с различными группами населе-
ции, постоянного информирования о возмож- ния: материалы к лекциям для подготов-
ностях социальной поддержки и — очень ки студентов к учебному курсу: в 2 ч. Ч.2.
важно — для срочной помощи в экстренных М.:Изд-во ^ж.гуммит.ун-'^ ЖЮ. случаях;
С. 58-70.
• предлагают уличным детям различного рода услуги;
• осуществляют посредническую роль между уличным ребёнком и обществом: семьёй, социозащитными учреждениями, милицией, муниципальными органами и др.
Уличные социальные работники считают, что их главная задача — содействие в формировании у беспризорных и безнадзорных детей мотивации на возврат в семью, на активную позицию в решении собственной судьбы.
Целевой Благотворительный фонд «Ночлежка» (г. Санкт-Петербург) проводит превентивную работу, выдаёт талоны на бесплатное питание, организует палатки и чай в холодное время года, выпускает просвети-тельско-справочную литературу, оказывает медицинскую, психологическую и социальную поддержку, организует мероприятия для бездомных, в том числе и фестивали, олимпиады и футбольные турниры.
В России успешно работает Street Kids International (SKI), некоммерческая организация, созданная в г. Торонто (Канада). По мнению её сотрудников, уличная молодёжь имеет потенциал для трансформирования своей собственной жизни при условии, что ей предоставляется неосуждающая поддержка в развитии навыков, принятии решений и наличии доступа к различным средствам!6.
SKI выстраивает свои программы в сфере общественного образования уличной молодёжи: развития у молодёжи навыков принятия -Q-решений и здорового образа жизни, стратегии самопомощи; изучение реальных альтернатив существующему поведению. Пользуются спросом программы, ориентированные на специалистов, предоставляющих услуги молодёжи.
С апреля 2003 г. в Москве действует Российский некоммерческий благотворительный фонд «Самю-Социаль Москва»!7. «Приют без стен» действует как система срочного реагирования для удовлетворения потребностей тех, кто наиболее уязвим и десоциализирован, часто находится на грани выживания и не может сформулировать наипростейшие нужды и требования.
Основные принципы деятельности фонда «Самю-Социаль Москва»:
• помогать нуждающимся и отвергнутым там, где у них возникает _ потребность;
16 Защищая будущее: обращение к потребностям и надеждам уличной молодё- • применять мн°гостор°нний подход к про-жи в бывшем СССР. Информационный блеме; бюллетень Street Kids International (SKI).
Весна 2005 • взаимодействовать с различными местны-
17 Самю-Социаль Международный, не- ми партнёрами; коммерческая организация, базирующаяся в Париже. Была создана в июле 1998 • уважать человеческое достоинство — в осо-года доктором Касавье Эммануэли. бенности признавая индивидуальный характер каждого случая.
С целью выявления беспризорных детей с января 2004 г. созданы три мобильные бригады (каждая бригада состоит из трёх профессионалов: квалифицированный врач, социальный работник, психолог и водитель с непременно «социальным мышлением»), которые готовы оказывать детям необходимую медико-психологическую и социальную помощь каждую ночь недели.
Ночное время было избрано по двум основным причинам:
• после дня, проведённого на различных «экономических территориях», работая или ища средства для выживания, беспризорный ребёнок возвращается ночевать на постоянную «домашнюю территорию»;
• именно в ночное время чувство одиночества испытывается наиболее остро, а в случае опасности большинство дверей закрыто.
В работе сотрудники руководствуются двумя принципами:
• принципом соблюдения интересов ребёнка, что означает, что во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан, учреждений и детей, они всегда на стороне детей;
• принципом добровольности — насильно вернуть ребёнка в нормальную жизнь невозможно, нужно его желание. Значит, приступая к оказанию помощи, социальный работник заключает с ребёнком вербальный контракт, т.е. получает согласие на сотрудничество, в противном случае он ограничивает свою роль наблюдением.
Фонд «Самю-Социаль Международный» с большой эффективностью применяет модель работы скорой помощи. Круглосуточно работающая дежурная часть, мобильность и вездесущность, то есть возможность прибыть куда угодно и в любое время, даже в самые невероятные места и в самое неудобное время; междисциплинарный подход, который позволяет оценить положение людей как с точки зрения их психологического состояния, состояния их здоровья, так и с точки зрения их социальных проблем; работа в единой сети, то есть объединение в рамках работы организации специализированных приютов, открытых круглосуточно.
По мнению отечественных и зарубежных учёных, социальное исключение должно исследоваться в контексте общества, особенностей его структуры, ценностей, истории, требующих применения методологического инструментария социологии.
В ситуации исключения личность сталкивается с двойными рисками — предубеждениями по отношению к себе по причине слабой социальной состоятельности и индентифицикации себя и своего социального статуса как бесперспективного, не способного обеспечить успех и повысить жизненные шансы.
По мнению отечественных и зарубежных учёных, социальное исключение должно исследоваться в контексте общества, особенностей его структуры, ценностей, истории.
Технологии работы с исключением, которые используются в практике социальной работы в России и за рубежом
Построение социальных сетей. Термин «социальные сети» введён в 1954 г. социологом из Манчестерской школы Дж. Барнсом!8. Основоположником научного осмысления социальных связей (метода социометрии) считается психолог и философ Дж. Леви Морено. Психологическое благополучие личности, по его мнению, зависит от её места в системе межличностных отношений, а это место определяется взаимными симпатиями и антипатиями, интересами и совместным опытом.
Социальные сети дают три преимущества!9: конфиденциальную информацию, доступ к разнообразным навыкам и власть. Степень вашей информированности будет определяться не тем, что вы знаете, а тем, кого вы знаете. Формирование социальной сети подразумевает необходимость искать новые и укреплять существующие связи. Социальные связи строятся на трёх20 принципах: доверие, гибкость и баланс взаимовыгодности.
Метод работы с сетью социальных контактов (сетевая работа с семьями, оказавшимися в кризисной ситуации) опирается на социально-экологическую теорию системы. Человек и человечество являются частью различных систем и подвержены влиянию взаимодействия этих систем. Проблемы, возникающие в рамках КУ одной системы (в семье), отражаются на других социальных ин-
ститутах.
«Сетевая работа», предлагаемая специалистами социальной работы Швеции, ориентирована на возвращение ответственности за судьбу ребёнка его ближайшему социальному окружению, имеющимся социальным связям. Призывает к привлечению решения частной проблемы как можно более широкого спектра представителей: членов семьи; родственников; школьных друзей, учителей; представителей детского государственного учреждения; представителей органов власти (авторитетных лиц), политиков, других (чиновников и специалистов, друзей, знакомых).
Метод пригоден для мониторинга, мобилизации и восстановления социального окружения человека, сообщества, социального института, попавшего в ситуацию исключения.
18
- Метод работы с сетью социальных контактов
Дж. Барнс «ютссы и собр^ия в нор- включает в себя сетевую диагностику и сете-вежском островном приходе».
19 Ш. Даплап, Б. Уззи, преподаватели вои анализ (работа с сетев°И картои К^^та);
бизнес-школы Kellogg. сетевые встречи.
20 Э. Уэхар, профессор Университета
Вашингтона Сетевую работу начинают с составления карты социальных связей, на котороИ в виде секторов представлены различные группы соци-
ального окружения ребёнка (семья, родственники, школа, представители организаций, чиновники, другие).
На карте отражается также отношение между людьми, значимыми для ребёнка, степень значимости того или иного лица для ребёнка, характер контакта с ребёнком.
Сетевые встречи имеют свои чётко выверенные этапы: приглашение на встречу; начало встречи; фаза «воссоздания племени»; фаза поляризации; фаза мобилизации; фаза депрессии; фаза прорыва; фаза катарсиса (свершения); завершение встречи.
Каждый этап сетевой работы (составление карты социальных связей; приглашение на сетевую встречу и т.д.) ведётся координатором встречи, социальным работником. Здесь очень важна роль рефлексирующей группы, которая выступает помощником ведушего.
Рефлексирующая группа находится за основным кругом приглашённых на встречу и периодически обменивается своими впечатлениями по поводу происходящего на встрече. Группа может прервать обсуждение и попросить слово или ведущий может попросить их голос. Главной их задачей является разговор о разговоре (высказывание метапозиции). Особенно эффективна помощь рефлексирующей команды в конфликтных ситуациях.
Сеть социальных контактов используется в профилактических, ре--Q— абилитационных и терапевтических программах. -Q-
Семейные групповые конференции. В начале 1990-х годов в Новой Зеландии начал применяться метод, основанный на развитии способностей ребёнка преодолевать трудные жизненные ситуации путём взаимодействия со своим ближайшим окружением.
Семейные групповые конференции21 — это своеобразный семейный совет, встреча членов семьи и её ближайшего окружения для обсуждения возникшей проблемы и самостоятельного принятия решения. Целевой группой метода являются дети, нуждающиеся в поддержке и защите. Это метод социализации и реагирования на трудную жизненную ситуацию семьи. Он позволяет расширить арсенал нетрадиционных методов, выстраивает взаимопонимание и конструктивное вза- 21 Ч0бапу С.В. Семейные групповые кон-имодействие специалистов с ребёнком, ференции как один из методов работы родителями и родственниками. с детьми и семьями, оказавшимися
в трудной жизненной ситуации. /Меж-В основе метода семейных групповых конфе- дународная конференция «Опыт созда-ренций лежит индивидуальный дифференци- Ния и развития эффективных видов под-рованный подход к разрешению кризисной держки детей-сирот, детей, оставшихся ситуации семьи, восстановлению сети соци- без попечения родителей и лиц из их альных контактов. числа в период жизнеустройства». 3-4
февраля 2008 г. Москва. М.: Благотвори-Независимый ведущий (социальный работ- тельный фонд «Женщины и дети прежде ник, психолог, владеющий данной технологи- всего», 2008. С. 211-214.
ей) организует семейный совет, проводит ревизию семейных ресурсов, при необходимости приглашает специалистов, обладающих необходимой информацией.
Семейная групповая конференция состоит из подготовительного этапа и встречи. Первый этап включает приглашение независимого ведущего, мониторинг семейных ресурсов, определение и актуализацию проблемы, организацию конференции, приглашение специалистов.
Семейная встреча предполагает обмен информацией, принятие плана (ведущий и специалисты участвуют в обсуждении, выступая в качестве экспертов, супервизоров).
Этот метод может быть использован в период подготовки и адаптации к семейной жизни после выхода из социозащитных учреждений, пенитенциарных учреждений в центрах постинтернатной адаптации (молодёжных центрах) для решения конфликтных ситуаций, а также для принятия решений по вопросам трудоустройства, в случаях развода родителей, при отсутствии взаимопонимания между родителями и детьми, употребления подростками ПАВ, совершения правонарушения, даже в случаях насилия в семье.
Обучение навыкам построения социальной сети. Несформирован-ность и отсутствие социальных навыков часто выступают причиной ^-к асоциального поведения, агрессии, замкнутого поведения, страха, /-к
^ социальной изоляции. Тренинги построения социальной сети22 на- ^
правлены на краткосрочное индивидуальное и групповое обучение подростков навыкам эффективного функционирования в проблемных ситуациях.
Тренинги выступают частью курса реабилитации или превентивных программ. При этом они должны отвечать ряду критериев: соответствие развитию; конкретность, активность, нацеленность на проблему; мотивация; привлечение родителей; факторы риска и факторы противодействие риску. Причём последние могут работать двумя способами: фактор противодействия риску защищает от фактора риска (например, использовать бабушку в семье группы риска); фактор противодействия риску может предотвратить по-
22 СпаньярдХ, Слот Н. Обучение навы- явление фактора риска. Эффективность про-кам и построение социальной сети для граммы зависит от количества факторов социальных сирот, которые выходят их (критериев), которые в ней присутствуют. учреждений / Международная конференция «Опыт создания и развития эф- Базовыми приёмами обучения навыкам и по-фективных видов поддержки детей-си- строения социальной сети являются приёмы, рот дете^ осгавшихся без попетения используемые в поведенческой терапии: об-
родителей и мц из их чис^ в пеРиод ратная связь, инструктирование, демонстра-жизнеустройства». 3-4 февраля _ ..
2008 г.Москва. М.: Благотворительный ция и отработка определённого поведения.
фонд «Женщины и дети прежде вгего», Отработка определённого поведения — са-2008. С. 175-183.
мый подробный и эффективный приём обуче-
ния подростков новым навыкам. В его основе лежит комбинированное воздействие «говорения и делания».
Социальная поддержка. Социальная изоляция характеризуется разрывом, отсутствием или бедностью социальных контактов. Под социальной поддержкой в данной ситуации мы понимаем людей, на которых подросток может положиться, которые его любят и ценят, могут поддержать эмоционально, социально и экономически.
Формы социальной поддержки: интерес, участие и забота, совместное проведение досуга; поддержка, сопровождение и мотивирование подростка; помощь в решении практических проблем. Социальная поддержка может исходить как от неформального круга общения, так и от формального (школа, социальные службы и др.).
Анализ сетевого окружения включает в себя как инвентаризацию социальных контактов, так и посещение вместе с подростком наиболее важных лиц из его сети социальных контактов.
Укрепление сети социальных контактов предполагает наличие у подростка специальных коммуникативных навыков и умений (индивидуальные тренинги), желание расширить сеть, выстроить новую.
Таким образом, работающая сеть социальных контактов поддерживает подростка и даёт возможность преодолеть социальное отчуждение.
Интенсивная семейная терапия на дому (выездные мобильные бригады). Метод разработан специалистами Высшей школы социальной работы Стокгольмского университета. Методика эффективна в работе с асоциальными семьями, которые отказываются от помощи, семьями с низким стремлением изменить сложившуюся негативную ситуацию в семье, которая угрожает безопасности детей. Она предполагает минимальное вмешательство в жизненное пространство семьи, мобилизацию семейных ресурсов, активное участие семьи в планировании и реабилитации, повышение ответственности семьи за принятые решения, сохранение жизнеспособности семьи, организацию профилактической и реабилитационной работы в семье.
В основе метода лежит мультисистемный подход: проблемы семьи решаются в той среде, где они возникают и не требуют изоляции семьи из привычного социального окружения.
Основные принципы интенсивной семейной терапии: семья — это ключ к достижению долговременного результата; родители — это равноценные и полноправные партнёры; комплексная терапия семейных проблем.
В состав мобильной бригады входят: социальный работник, социальный педагог, представитель опеки (муниципалитета), специалист КДН, представитель УВД, психолог, медицинский работник. Задачи мобильных бригад: ситуативный анализ, составление и подписа-
ние программ выхода из кризиса (правовые, социальные, медицинские, психологические, педагогические, экономические); организация сетевых встреч; координация и контроль; мониторинг изменений; анализ результатов; выход их семьи.
Активная поддержка родителей (АПР). Данный метод направлен на раннее вмешательство в жизнь семьи, оказавшейся в зоне риска. В его основе — сопровождение родителей с детьми (с момента рождения до 7 лет), профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, раскрытие потенциала семьи для полноценного развития детей, экономия затрат и средств на другие виды вмешательства, встраивание семьи в сеть социальных поддерживающих контактов.
Практика кратких интервенций: беседы (возможны почтовые, электронные рассылки) длительностью в 5-20 минут, включающие тестирование для выявления людей, склонных к употреблению ПАВ, просвещение их относительно истинного вреда ПАВ, выдача информационных буклетов, а в случае желания клиентов, направление к соответствующему специалисту, в общественную структуру, помощь в создании групп само- и взаимопомощи.
Волонтёрские группы различной направленности предназначены для организации обучения и работы волонтёров, привлекаемых на всех стадиях выведения ребёнка из уличной среды и его реабилитации. Волонтёры могут организовать досуг детей, сопровождать детей в другие учреждения, помогать воспитателям во время дежурств, быть репетиторами по школьным предметам, сопровождать уличного социального работника во время рейда, выполнять разовые поручения, помогать в оформлении документов на детей и т.д.
Система микроклубов реализует разнообразные программы досуга, отдыха детей, а также трудовой занятости подростков, необходимые для организации реабилитационного пространства. Каждый клуб посещают 8-10 детей разного возраста (оптимальная численность детской психотерапевтической группы), объединённых по интересам. Деятельность внутри группы организует социальный педагог по программе, специально разработанной с учётом особенностей группы. Используются такие формы работы с детьми: индивидуальные и групповые беседы; ролевые игры; коллективная творческая деятельность; экскурсии; лекции; просмотры фильмов; туристические выезды за город; праздничные мероприятия и т.д. В процессе внутригруппового общения дети приобретают коммуникативные умения и навыки, производится коррекция и формирование установок, необходимых для успешного общения.
Следовательно, проблема социально исключённых из общества может быть решена только путём консолидации усилий самого общества и применения технологий социальной работы.