Научная статья на тему 'Социальное государство в России: конституционная модель, проблемы и перспективы'

Социальное государство в России: конституционная модель, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1120
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION OF RUSSIAN FEDERATION / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / WELFARE STATE / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ECONOMIC REFORM / ЗАЩИЩЕННОСТЬ ГРАЖДАН / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / THE SOCIAL SECURITY MODEL / МОДЕЛЬ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / COST OF LIVING / PROTECTION OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мещеряков Александр Викторович, Кашурин Николай Иванович

Введение: Провозглашение в Конституции России социальным государством обязы вает государство обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожи точный минимум, свободное развитие и справедливое социальное обеспечение. Основой качественного проведения социальной политики, построения национальной модели социального государства в Российской Федерации служат реальные достижения в области экономического развития страны. Цель: исследование моделей социального государства, выявление и характеристика их особенностей, влияния экономических реформ на уровень социальной защищенности граждан. Методологическая основа: диалектический метод научного познания, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования. Результаты: исследованы модели социального государства, политических и экономических реформ, проводимых в со временной России. Вывод: необходимо кардинальное улучшение социальной защищен ности граждан путем реализации модели социально ориентированного развития государства и общества. Построение данной модели позволит значительно снизить не только социальную напряженность в обществе, но и стимулировать рост во мно гих сферах отечественной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мещеряков Александр Викторович, Кашурин Николай Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL STATE IN RUSSIA: THE CONSTITUTIONAL MODEL, PROBLEMS AND PROSPECTS

Background: proclamation of Russia as a social state in the Constitution of RF obligates the state to provide every citizen with a decent living wage, free development and fair social security. The real achievements in the country’s economic development serve as the basis for the qualitative implementation of the social policy and the construction of a national model of a social state in the Russian Federation. Objective: the authors suppose to study the models of the social state, to identify and characterize their features and the impact of economic reforms on the level of the social protection of citizens. Methodology: in carrying out the research the following methods were applied: dialectical method of scientific cognition, systematic, formal-legal, comparative-legal research methods. Results: the researchers studied the model of the social state, political and economic reforms carried out in modern Russia. The conclusion is made concerning the need to radically improve the social protection of citizens, by means of the implementation of the model of socially oriented development of the state and society. The construction of this model will significantly reduce not only social tensions in the society, but also stimulate growth in many areas of the domestic economy. Conclusions: the current socio economic situation in the country requires significant changes in terms of real improvement in the living conditions of citizens and their social protection.

Текст научной работы на тему «Социальное государство в России: конституционная модель, проблемы и перспективы»

Вывод. Утверждение прямого действия Конституции РФ как ее неотъемлемого юридического свойства отвечает современному уровню развития конституционализма в развитых странах мира. Оно находит подтверждение в отечественных научных изысканиях, практике Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, системы иных судов. Вместе с тем требуется дальнейшее совершенствование доктринальной и правовой аргументации в пользу признания прямого действия конституционных норм, механизма обеспечения такого действия с определенными юридическими последствиями.

Библиографический список

1. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009. 1056 с.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 57000 / под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1983. 816 с.

3. ПоляковА.В., ТимошинаЕ.В. Общая теория права: учебник. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. 472 с.

4. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник. М.: Проспект, 2016. 768 с.

Reference

1. Commentary to the Constitution of the Russian Federation / ed. V.D. Zorkina, L.V. Lazarev. Moscow: Eksmo, 2009. 1056 p.

2. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language: Ok. 57000 / ed. N.Yu. Shvedovoi. Moscow: The Russian Language, 1983. 816 p.

3. Polyakov A.V., Timoshina E.V. General Theory of Law: a textbook. St. Petersburg: Publishing House S.-Petersburg. state. University, 2005. 472 p.

4. Marchenko M.N. Problems of the Theory of State and Law: a textbook. Moscow: Prospect, 2016. 768 p.

УДК 342.4

А.В. Мещеряков,|Н.И. Кашурин

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО В РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕЛЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Введение: Провозглашение в Конституции России социальным государством обязывает государство обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум, свободное развитие и справедливое социальное обеспечение. Основой

© Мещеряков Александр Викторович, 2018 2

Кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения деятельности органов власти £3

(Северо-Кавказский институт — филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ (г. Пятигорск)) ю

© Кашурин Николай Иванович, 2018

Председатель Общественной палаты Ставропольского края, заслуженный юрист РФ © Mescheryakov Alexander Viktorovich, 2018

Candidate of law, associate Professor of the chair of legal support of authorities (North Caucasian Institute -branch of the Russian presidential Academy of Sciences and State Academy of Sciences (Pyatigorsk)) © Kashurin Nikolai Ivanovich, 2018

Chairman of the public chamber of the Stavropol territory, honored lawyer of the Russian Federation 35

качественного проведения социальной политики, построения национальной модели социального государства в Российской Федерации служат реальные достижения в области экономического развития страны. Цель: исследование моделей социального государства, выявление и характеристика их особенностей, влияния экономических реформ на уровень социальной защищенности граждан. Методологическая основа: диалектический метод научного познания, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования. Результаты: исследованы модели социального государства, политических и экономических реформ, проводимых в современной России. Вывод: необходимо кардинальное улучшение социальной защищенности граждан путем реализации модели социально ориентированного развития государства и общества. Построение данной модели позволит значительно снизить не только социальную напряженность в обществе, но и стимулировать рост во многих сферах отечественной экономики.

Ключевые слова: Конституция, Российская Федерация, социальное государство, экономические реформы, защищенность граждан, социальное обеспечение, модель, прожиточный минимум.

A.V. Mescheryakov, N.I. Kashurin

THE SOCIAL STATE IN RUSSIA:

THE CONSTITUTIONAL MODEL, PROBLEMS

AND PROSPECTS

Background: proclamation of Russia as a social state in the Constitution of RF obligates the state to provide every citizen with a decent living wage, free development and fair social security. The real achievements in the country's economic development serve as the basis for the qualitative implementation of the social policy and the construction of a national model of a social state in the Russian Federation. Objective: the authors suppose to study the models of the social state, to identify and characterize their features and the impact of economic reforms on the level of the social protection of citizens. Methodology: in carrying out the research the following methods were applied: dialectical method of scientific cognition, systematic, formal-legal, comparative-legal research methods. Results: the researchers studied the model of the social state, political and economic reforms carried out in modern Russia. The conclusion is made concerning the need to radically improve the social protection of citizens, by means of the implementation of the model of socially - oriented development of the state and society. The construction of this model will significantly reduce not only social tensions in the society, but also stimulate growth in many areas of the domestic economy. Conclusions: the current socio - economic situation in the country requires significant changes in terms of real improvement in the living conditions of citizens and their social protection.

Key-words: Constitution of Russian Federation, the welfare state, economic reform, protection of citizens, the social security model, the cost of living.

| Конституционная характеристика России как социального государства

ш предполагает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Из этого следует, что все изменения, происходящие в экономической и политической жизни общества, должны служить основой проведения социальной политики, построения национальной модели социального государства в Российской Федерации. К сожалению, зна-36 чительная часть российского общества не получила того, что провозгласила

Конституция, а проводимые реформы не только не создали условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а, напротив, способствовали усилению социального неравенства [1, с. 212]. Не случайно 10 лет назад председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин в статье «Стандарт справедливости» сделал неутешительный вывод, согласно которому преодоление «ловушки неравенства» для России — это критерий ее дееспособности как социального государства и от решения проблемы социальных прав зависит судьба демократии не только в России, но и в Европе [2].

Как известно, юридическая конституция, т.е. конституционная модель государства и реальность (фактическая конституция) порой не только не соответствуют друг другу, но и нередко вступают в противоречие, поскольку жизнь всегда богаче любой конституционной конструкции и модели государства. В этой связи одной из основных сегодняшних проблем современной России является построение такой модели социального государства, которая бы восприняла зарубежный опыт формирования социальных государств с одновременным учетом российских условий, в т.ч. исторических.

Процесс построения социального государства, на теоретическую разработку и практическое воплощение которой оказывали влияние различные исторические, политические, экономические и иные факторы, имеет давнюю историю. Этим обусловлено возникновение различных моделей социальных государств, получивших отражение в национальном законодательстве. Как отмечают Ю.И. Скуратов и Д.С. Иванин, «наиболее распространенная типология социальных государств базируется на разграничении либеральной, консервативной и социал-демократической моделей. В качестве критерия классификации в дан- т ном случае используются объем государственных расходов и степень, до кото- К рой государство освобождает индивидуума от зависимости от жестких условий а рыночной экономики путем предоставления всем высокого уровня социального § обеспечения и услуг» [3, с. 5]. I

Свой вклад в типологию социальных государств внесла и Россия. Ее правовые у истоки связаны с социалистическим переустройством государства, коммунисти- с

—I

ческими идеями всеобщего равенства и справедливости. В основе социалистиче- н ской модели социального государства лежали принципы классовой солидарности 1

и пролетарского интернационализма. Так, в одном из первых декретов Совет- и

д

ской власти от 23 (10) ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских е

чинов» провозглашалось: «Все существовавшие доныне в России сословия и |

сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные I

организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются ... и |

устанавливается одно общее для всего населения России наименование — граж- •

дане Российской Республики»1. (

В Конституции СССР 1936 г. впервые в конституционной практике государств )

были закреплены социально-экономические права граждан, и бывший СССР, 1 с точки зрения реальных достижений в области социальной защищенности населения, долгое время занимал ведущие позиции в мире, хотя сам термин «социальное государство» был конституционно закреплен лишь в Основном Законе РФ 1993 г. Поэтому особенности развития отечественных представлений

1 Декрет ВТ ТИК и СНК РСФСР «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» // СУ РСФСР. 1917. № 3, ст. 31.

о сущности и задачах социального государства, несомненно, отражаются на специфике современной полемики по данной проблеме. Эта специфика определяется наличием противоречия между сформировавшимися представлениями людей о высокой социальной защищенности, существовавшей во времена социализма и достаточно ограниченными возможностями современного государства в выполнении социальных обязательств.

После Октябрьской революции 1917 г. на определенные слои российских граждан буквально обрушился вал социальных прав, которые никак не подкреплялись материально-экономическими гарантиями. Постепенно в советском социалистическом государстве при проведении социальной политики акцент смещался не в сторону развития творческой активности граждан и создании благоприятных условий для их достойной жизни, а на расширение па-терналистических функций государства, которое стало выступать единоличным благодетелем по отношению к населению. Это произошло благодаря директивной экономике, характерной для социалистического государства, в результате чего последнее сосредоточило в своих руках все основные ресурсы, необходимые в т.ч. и для социального развития. Таким образом, в итоге социалистического переустройства общества в советской России, а затем в масштабах всего Союза ССР вплоть до его распада стала реализовываться т.н. патерналистская модель социальной политики.

При всей кажущейся привлекательности такой модели социального государства она имеет и ряд негативных последствий для населения страны. Наиболее худшим из них в патерналистской модели является рост социальной пассивности населения и расчета на государство, которое должно решать все их социальные проблемы. Поэтому становление современного социального государства в России было сопряжено с большими трудностями. Это обусловлено в первую очередь распадом СССР и выдавливанием государства из экономики. Освобождение цен фактически было не либеральным прорывом, а состоявшейся попыткой власти снять с себя ответственность за уровень жизни народа. Приватизация явилась отказом власти от управления собственностью. Не сохранив сбережения населения и капиталы финансовых институтов, не противодействуя созданию финансовых пирамид, страна лишила себя источников долгосрочных инвестиций. Тогда же государство по сути сняло с себя ответственность за науку, культуру, образование и здравоохранение, т.е. за институты, обеспечивающие стратегическое развитие любого общества2.

Не отрицая, что в нынешних условиях государство пытается исполнить заявленные социальные обязательства, необходимо признать, что попытки сократить патерналистские гарантии государства, перенаправить финансовые потоки из затратной социальной сферы в доходные отрасли экономики не прекращаются, а усиливаются.

Государство, особенно в период кризиса, должно способствовать созданию условий для реализации человеком права иметь собственность, производить продукцию и получать соответствующую долю прибыли. Кроме того, оно призвано нести ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом, особенно за то, что в наибольшей степени затрагивает интересы граждан. Здесь уместно упомянуть и о его социальной конституционной ответственности.

38

1 URL: http://www.eg-onlain.ru/article/281158// (дата обращения: 10.10.2017).

Е.В. Титова • Конституционная психология и социально-психологический механизм

Выполнение этих задач, несомненно, будет способствовать тому, что патерналистские настроения в обществе постепенно будут уменьшаться до разумного уровня. Ситуацию может изменить и новая модель социально ориентированного развития государства и общества. Основные ее принципы и пути реализации прописаны в известных майских указах Президента РФ. Модель социально ориентированного государства нацелена на эффективное развитие социального бизнеса и социального взаимопартнерства, долгосрочное социальное инвестирование. Вместе с тем такая модель развития государства не предполагает использования общественно-государственных ресурсов для обогащения отдельных лиц. Напротив, его цель — социальная безопасность граждан. Поэтому вся конституционно-правовая практика государства должна быть направлена на построение реального справедливого социального государства в Российской Федерации.

Библиографический список

1. Кабышев В.Т. С Конституцией по жизни: Избранные научные труды. М.: Формула права, 2013. 320 с.

2. Зорькин В.Д. Стандарт справедливости // Российская газета. 2007. 8 июня.

3. Скуратов Ю.И., Иванин Д.С. Конституционная модель российского социального государства // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 5. С. 5-11.

References

1. Kabyshev V.T. With the Constitution of life: Selected scientific works. Moscow: Formula Prava, 2013. 320 p.

2. Zorkin V.D. Standard of Justice // Russian newspaper. 2007. June 8.

3. Skuratov Yu.I., Ivanin D.S. Constitutional Model of the Russian Federation Social State // Scientific notes of the Russian state social University. 2012. No. 5. P. 5-11.

УДК 342.76

Е.В. Титова

КОНСТИТУЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ КАК ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ДИАЛОГА

Введение: статья посвящена исследованию конституционной психологии как ин-тегративного направления теоретико-прикладных, в т.ч. конституционно-правовых исследований. Развитие указанного направления будет способствовать повышению эффективности конституционного законодательства и мониторинга практики его применения. Цель: обосновать допустимость использования инструментария

© Титова Елена Викторовна, 2018

Кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории государства и права, конституционного и административного права (Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

© Titova Elena Viktorovna, 2018

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Theory of State and Law, Constitutional and Administrative Law of the South Ural State University (National Research University) 39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.