Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ГОСУДАРСТВО НОВОГО ТИПА'

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ГОСУДАРСТВО НОВОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1573
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Феоктистов Александр Владимирович

В статье рассматривается понятие «социальное государство» (нем. Sоziаlstааt) - модель государства, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Современной тенденцией в развитии теории социального государства является его универсализация. Сегодня не имеет значительного влияния идеологическая надстройка социального государства. Рассмотрены вопросы взаимосвязи понятий «социальное государство» и «правовое государство», системы государственных минимальных стандартов, принципов построения социального государства, взаимные обязанности государства, общества и гражданина, их ответственность. Отмечается, что гражданин сам несет социальную ответственность - обязан соблюдать действующее законодательство, а также он посредством налогов передает часть своего имущества на общегосударственные нужды. Нельзя забывать, что сам гражданин социально ответственен за материальный достаток своих близких, за правильное воспитание детей, содержание своих родителей и т.д. При этом не должно допускаться социальное иждивенчество, когда у граждан возникает ощущение, что им все должны дать другие независимо от того, имеют ли они право на такую поддержку. Отмечается ключевая роль бизнес-структур в построении современного государства, причем в инициативном порядке и не только в отношениях «работодатель-работник». В настоящее время государство в одиночку не может обеспечить необходимый уровень жизни. Финансирование социальной сферы бизнесом, в дополнение к социальным затратам государства - это и необходимость, и нормальное построение отношений в обществе. В свою очередь, государство должно стимулировать бизнес к такому поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Феоктистов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL STATE AS A NEW TYPE OF STATE

The article considers the concept of "social state" (German: Sozialstaat) - a model of the state, whose policy is aimed at redistributing material goods in accordance with the principle of social justice in order to achieve a decent standard of living for each citizen, smoothing social differences and helping those in need. The modern trend in the development of the theory of the social state is its universalization. Today, the ideological superstructure of the social state has no significant influence. The issues of interrelation of the concepts of "social state" and "legal state", the system of state minimum standards, the principles of building a social state, the mutual obligations of the state, society and the citizen, their responsibility are considered. It is noted that the citizen himself bears social responsibility - he is obliged to comply with the current legislation, and he transfers part of his property to national needs through taxes. We must not forget that the citizen himself is socially responsible for the material prosperity of his relatives, for the proper upbringing of children, the maintenance of his parents, etc. At the same time, social dependency should not be allowed, when citizens feel that others should give them everything, regardless of whether they are entitled to such support. The key role of business structures in the construction of a modern state is noted, and on an initiative basis and not only in the relationship "employer-employee". At present, the State alone cannot provide the necessary standard of living. The financing of the social sphere by business, in addition to the social costs of the state, is both a necessity and a normal building of relations in society. In turn, the state should encourage businesses to engage in such behaviour.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ГОСУДАРСТВО НОВОГО ТИПА»

УДК 342

DOI 10.21685/2307-9525-2021-9-2-8

А. В. Феоктистов

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ГОСУДАРСТВО НОВОГО ТИПА

Аннотация. В статье рассматривается понятие «социальное государство» (нем. Sozialstaat) - модель государства, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Современной тенденцией в развитии теории социального государства является его универсализация. Сегодня не имеет значительного влияния идеологическая надстройка социального государства. Рассмотрены вопросы взаимосвязи понятий «социальное государство» и «правовое государство», системы государственных минимальных стандартов, принципов построения социального государства, взаимные обязанности государства, общества и гражданина, их ответственность.

Отмечается, что гражданин сам несет социальную ответственность -обязан соблюдать действующее законодательство, а также он посредством налогов передает часть своего имущества на общегосударственные нужды. Нельзя забывать, что сам гражданин социально ответственен за материальный достаток своих близких, за правильное воспитание детей, содержание своих родителей и т.д. При этом не должно допускаться социальное иждивенчество, когда у граждан возникает ощущение, что им все должны дать другие независимо от того, имеют ли они право на такую поддержку.

Отмечается ключевая роль бизнес-структур в построении современного государства, причем в инициативном порядке и не только в отношениях «работодатель-работник». В настоящее время государство в одиночку не может обеспечить необходимый уровень жизни. Финансирование социальной сферы бизнесом, в дополнение к социальным затратам государства - это и необходимость, и нормальное построение отношений в обществе. В свою очередь, государство должно стимулировать бизнес к такому поведению.

Ключевые слова: социальное государство, социальная ответственность, социальные обязанности.

A. V. Feoktistov

Penza State University, Penza, the Russian Federation

THE SOCIAL STATE AS A NEW TYPE OF STATE

Abstract. The article considers the concept of "social state" (German: Sozialstaat) - a model of the state, whose policy is aimed at redistributing material goods in accordance with the principle of social justice in order to achieve a decent standard of living for each citizen, smoothing social differences and helping those in need.

The modern trend in the development of the theory of the social state is its universalization. Today, the ideological superstructure of the social state has no significant influence. The issues of interrelation of the concepts of "social state" and "legal state", the system of state minimum standards, the principles of building a social state, the mutual obligations of the state, society and the citizen, their responsibility are considered.

It is noted that the citizen himself bears social responsibility - he is obliged to comply with the current legislation, and he transfers part of his property to national needs through taxes. We must not forget that the citizen himself is socially

© Феоктистов А. В., 2021. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

responsible for the material prosperity of his relatives, for the proper upbringing of children, the maintenance of his parents, etc. At the same time, social dependency should not be allowed, when citizens feel that others should give them everything, regardless of whether they are entitled to such support.

The key role of business structures in the construction of a modern state is noted, and on an initiative basis and not only in the relationship "employer-employee". At present, the State alone cannot provide the necessary standard of living. The financing of the social sphere by business, in addition to the social costs of the state, is both a necessity and a normal building of relations in society. In turn, the state should encourage businesses to engage in such behaviour.

Key words: social state, social responsibility, social responsibilities.

Государство, как общественный институт, с самого своего появления играет большую роль в регулировании общественных отношений. С каждым последующим периодом развития эта роль становиться только значимее. С середины прошлого века влияние государственных механизмов становится системообразующим для формирования социального государства нового типа. Это проявляется абсолютно во всех сферах и, прежде всего, в политике, экономике, духовной жизни, при решении социальных вопросов. И здесь необходимо рассматривать и анализировать опыт не отдельно взятого государства, а развитие государственных институтов в современных развитых странах. Именно это позволит выработать эффективную модель построения общества, что, безусловно, сделать непросто, учитывая многовековые попытки построения «идеального» государства. Идет постоянный процесс совершенствования публичной власти, общества, политики и человека, который охватывает процессы достижения свободы, равенства, справедливости и общественных ценностей.

Одна из современных тенденций в развитии теории социального государства - его универсализация. В современном мире социальными являются не только государства, которые прямо об этом объявляют в своих конституциях, но и те, в которых также существуют различные социальные институты, программы, законодательство, регулирующее социальную защищенность нуждающихся в этом; сегодня, таким образом, не имеет значительного влияния идеологическая надстройка социального государства [1, с. 64]. В настоящее время понятие и развитие социального государства по-прежнему вызывает интерес ученых. Н. Михельс, например, связывает принцип социального государства с понятиями безопасности и социальной справедливости [2, с. 71], Е. Т. Байльдинов предлагает концепцию социальной республики [3].

На данном этапе развития человечества, общества главным субъектом является человек, что подтверждает и конституционная норма о значимости человека, его прав и свобод. В связи с этим, жизненно необходимо верно соотнести положение гражданина (с точки зрения соблюдения субъективных прав) с регулирующей и контролирующей ролью государства. Сделать это пока не удавалось, и видится, что в обозримом будущем ни одному государству сделать не удастся, но цель такая должна быть.

В первом случае, когда государство чрезмерно контролирует все политические, экономические и другие процессы, это неизбежно приводит к ущемлению прав и свобод, тормозит развитие гражданского общества. Да, на первом этапе возможен экономические рост, но в итоге приводит к стагнации экономики.

Во втором случае, излишние социальные государственные гарантии, не обеспеченные ресурсами, также могут привести к негативным последствиям в экономике - замедлению темпов развития, к оттоку капитала из страны. В итоге экономические проблемы приводят к политическим.

В XXI в. должна измениться суть демократического государства - демократия должна быть инициативной. Граждане делегировали часть своих прав выборным представителям, но это не означает устранения их от участия в принятии

важных решений, от управления государством. Такие решения принимаются на референдуме, посредством опроса граждан, в деятельности органов государства учитывается общественное мнение, активно должно действовать местное самоуправление.

Россия в конституционных нормах о социальном государстве подтверждает участие власти в предоставлении социальных услуг населению, необходимого минимума заработной платы и прожиточного минимума, справедливое законодательное регулирование отношений труда и капитала. Одним из важнейших вопросов создания системы государственных минимальных стандартов является определение областей их применения в соответствии с социальными правами и гарантиями, установленными Конституцией Российской Федерации [4]. В этом аспекте важной задачей социального государства посредством социальной политики является содействие человеку в его собственной активности, обеспечивая не только основные потребности. Социальная политика - достаточно многообразное понятие. В самом общем виде она представляет собой проводимую государством и его структурами систему мер, направленных на достижение целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни граждан и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства и социального смысла в обществе [5, с. 76].

Фундаментом современного государства является такая основа конституционного строя, как правовое государство. В послевоенные годы доктрина правового государства делает упор на правовом характере закона, который по своему содержанию должен соответствовать определённым гуманным ценностям, а также правовым принципам организации государственной власти. Часть 2 ст. 55 Конституции РФ закрепляет: «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Таким образом, законы должны быть правовыми, и только верховенство и соблюдение таких законов создаёт соответствующий требованиям правового государства режим законности. Правовое государство необходимо рассматривать именно через призму гуманных ценностей, соблюдения широкого комплекса прав и свобод любого человека, системы их защиты, развития институтов гражданского общества.

В этом контексте интересным представляется взаимодействие правового и социального государства. В середине прошлого века встал вопрос об определении границ вмешательства государства в отношения по распределения социальных благ. С одной стороны, правовое государство признаёт юридическое равенство людей и их объединений, но не касается социально-экономического неравенства. С другой стороны, социальное государство это неравенство пытается устранить, чем вызывает споры о пределах такого вмешательства. Стремительное развитие экономики в XX в., когда изменилось положение человека в производстве, появилась потребность в высококвалифицированном работнике, привела и к изменению системы подготовки рабочих кадров. Интересно, но долгое время решение этих задач все социальные группы возлагали только на государство. На наш взгляд, это понимание роли государства упрощённое. В этих процессах активно должны участвовать все заинтересованные стороны, и прежде всего, работодатели. Поэтому в Российской Федерации необходимо реализовать идею правового государства в объёмах и формах, соответствующих уровню развития экономики, политики и культуры именно в нашем государстве.

Альтернативой либерализации социального государства в начале XXI в. становится строительство государства социальных инвестиций (social investment state), правовой основой которого становятся Лиссабонская стратегия 2000 г. и стратегия развития ЕС «Европа-2020». Эти документы, кроме экономических задач, ставят целью и реформирование социального государства через снижение социальной эксклюзии, понимаемой шире, чем просто бедность или безработица [6, с. 362].

Анализ конституций многих европейских государств, которые закрепили себя социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как1:

- экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;

- доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;

- развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;

- социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

- гендерное равенство;

- участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.

В последнее десятилетие социальные проблемы стали актуальными для всех развитых стран, угроза мирового финансового кризиса заняла сейчас центральное место. 2020 г. оказался насыщен чередой экономических потрясений. Однако самым наглядным и неоспоримым свидетельством очередного глобального экономического кризиса стало падение ключевых мировых фондовых индексов. Ожесточенные споры о том, насколько опасен коронавирус (COVID-19), не утихают до сих пор. Но несомненным фактом является то, что его распространение вызвало коллапс большинства систем здравоохранения и беспрецедентные карантинные меры во многих странах мира. Более того, произошла массовая остановка работы широкого спектра предприятий. Целые отрасли экономики, помимо жизненно важных, оказались в прямом смысле поставлены на паузу2.

Классический экономический кризис в капиталистической экономике наступает в тот момент, когда перепроизводство товаров и услуг сталкивается с невозможностью их реализации по причине недостатка спроса со стороны уже закредитованного потребителя. Однако в современной глобализированной экономике с ее международным разделением труда такой сюжет разыгрывается не в рамках отдельных государств, а в мировых масштабах3.

Независимо от выбранной модели социального государства у властей есть понимание необходимости предупредительных мер социальной поддержки и защиты своих граждан. Это является важным достижением при построении социального государства.

Безусловно, развитие социальных прав, их гарантий не влияет на статус гражданских и политических прав - они являются основой правового положения человека, правового и социального государства. Социальные права гарантируются государством и необходимы для реализации принципа справедливости, развития гражданского общества. Кроме этого, это требование норм международного права и общемировых стандартов.

Несмотря на то что, с момента распада СССР прошло около 30 лет, модель реализации социальных функций государства в России еще не выбрана. В правовом аспекте речь идет о развитии соответствующих отраслей законодательства,

1 Концепция социального государства РФ // FB.ru: сайт. — URL: https://fb.ru/article/442470/kontseptsiya-sotsialnogo-gosudarstva-rf (дата обращения: 16.04.2021).

2 Ханов М. Пандемия «маскирует» циклический кризис мировой экономики // Информационное агентство ТАСС : сайт.— URL: https://tass.ru/opinions/8294881 (дата обращения: 16.04.2021).

3 Там же.

которые призваны обеспечивать как конституционные права граждан, так и гарантии их реализации.

Социальное законодательство основывается на конституционных нормах и на международно-правовых актах. Особое место здесь принадлежит Европейской социальной хартии, принятой Советом Европы в 1996 г. Россия ратифицировала Пересмотренную Хартию4 в октябре 2009 г., признав обязательными для себя из положений ч. II Хартии ст. 1, 3, 5-11, 14, 16, 17, 20-22, 24, 27-29 полностью, 2, 4, 12, 15, 18, 19 частично (всего 68 пунктов).

Цели социальной политики, провозглашенные Хартией, можно объединить в следующие группы:

- сфера труда (возможность свободного труда, справедливых условий труда, вознаграждения), коллективные договоры;

- сфера социального обслуживания (услуги со стороны социальных служб, социальная и медицинская помощь);

- сфера семейных отношений;

- обеспечение равенства граждан, включая мигрантов;

- обеспечение права на объединение;

- обеспечение доступа к высшему техническому и университетскому образованию, профессиональная подготовка.

В России можно выделить следующие тенденции развития социальной сферы:

- укрепление базовых отраслей права;

- развитие законодательства об образовании, медицине, науке, культуре;

- развитие общих и специальных принципов, институтов регулирования социальных отношений;

- использование законодательного опыта других стран и имплементация норм международного права.

Законодательство в социальной сфере достаточно быстро изменяется в связи с проведением реформ в различных сферах деятельности государства, особенно это касается проведения пенсионной реформы [7], реформы системы образования, а также административной реформы.

Россия в 1993 г. впервые определила себя как социальное государство. Это требует существенных изменений законодательства и его развитие - основой здесь является конституционное положение о правовом характере российского государства.

При этом действие правовых норм должно быть эффективным. Эффективность права понимается «как мера позитивного воздействия на широкий круг общественных отношений, на деятельность и поведение субъектов правовых отношений. Она выражается в позитивных социальных изменениях, которые возникают в общественной жизни в результате перевода требований норм права и правовых институтов в реальное поведение индивидов и социальных групп» [8].

Реализация правовых норм на практике предполагает достижение поставленных целей и решение задач. Для этого создана система различных государственных органов, призванных эти цели формулировать, анализировать ход их достижения, а также осуществлять контроль и надзор.

Возглавляет эту систему Президент России, который определяет основные направления внутренней и внешней политики, а, следовательно, развитие социальной сферы - это прерогатива Президента. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 г. было посвящено выходу из вызванного пандемией кризиса. Президент определил главную задачу властей - восстановить реальные

4 Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 3 мая 1996 г.) // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807/ (дата обращения: 30.04.2021).

доходы граждан и обеспечить их дальнейший рост. Президент объявил о новых социальных выплатах и предложил пакет дополнительных мер по поддержке регионов и экономики5.

Необходимо подчеркнуть, что в 2020 г. именно Президент определил меры поддержки семьям с детьми в условиях распространения COVID-19. Среди них следующие6:

- Размер пособия для неработающих родителей по уходу за первым ребенком до 1,5 лет увеличен в 2 раза;

- Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 июня 2020 г. составляет 6 752 руб. Таким образом, размер пособия на первого ребенка для неработающих родителей приравнивается к размеру пособия на второго и последующих детей. Если у работающих родителей 40 % трудового дохода составляет меньше 6 752 руб. (заработная плата - менее 16,5 тыс. руб.), то для них размер пособия будет также увеличен. Для остальных начисление пособия не поменяется - оно будет рассчитываться как 40 % от средней зарплаты, но не более 27 984,66 руб.;

- Дополнительная выплата на детей до 3 лет 5 тыс. руб. в течение апреля-июня семьям, воспитывающим детей до 3 лет. Пособие будет назначено на каждого ребенка до 3 лет в семье (мера поддержки носит временный характер, назначение выплат происходит только до 1 октября 2020 г.);

- Автоматическое продление ежемесячных выплат на ребенка;

- Выплата на детей от 3 до 7 лет.

Семьи, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, могут получать пособие на каждого ребенка от 3 до 7 лет включительно. Размер пособия составит 50 % от регионального прожиточного минимума на ребенка. В среднем по стране это 5,5 тыс. руб.

Важное место при организации социальной политики занимает Правительство РФ. Этот коллегиальный орган обязан обеспечивать проведение единой политики в социальной сфере. Правительство РФ координирует деятельность органов исполнительной власти, а также обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия Правительства РФ в социальной сфере определены Федеральным Конституционным законом №4 от 6 ноября 2020 г. «О Правительстве Российской Федерации» и конкретизированы в законах.

Одним из условий эффективного функционирования социального государства является реализация социальной ответственности всех заинтересованных субъектов.

Важнейшими международно-правовыми актами в социальной сфере, на которые необходимо ориентироваться являются:

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.7;

- Европейская социальная хартия 1961 г. (в ред. 1996 г.);

- Хартия Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 года8;

5 Рецепт от президента // Интернет-портал «Российской газеты». — URL: https://rg.ru/2021/04/21/putin-v-poslanii-o-zdorove-podderzhke-semej-obrazovanii-ekologii.html (дата обращения: 26.04.2021).

6 Меры поддержки граждан в период COVID-19 // Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: официальный сайт - https://mintrud.gov.ru/social/social/1217 (дата обращения: 26.04.2021).

7 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Организация Объединённых наций: сайт. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (дата обращения: 26.04.2021).

8 Хартия Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся (1989) // За социальные права и политические свободы! : сайт. — URL: https://sd-inform.org/nasha-ideologija/programnye-dokumenty-i-deklaraci/ demokraticheskie-deklaraci-i-harti/hartija-evropeiskogo-sobschestva-ob-osnovnyh-socialnyh-pravah-trudjaschihsja-1989.html (дата обращения:26.04.2021).

- Кодекс социального обеспечения 1990 г.;

- Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 года;

- Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, принятая МОТ в 1977 г.9;

- Конвенции и рекомендации МОТ.

Также должны учитываться рекомендации итоговых документов глобальных международных форумов:

- Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.);

- 24-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам социального развития (Женева, 2000 г.);

- 4-я Всемирная встреча по положению женщин (Пекин, 1995 г.);

- 23-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по положению женщин (Нью-Йорк, 2000 г.);

- Ассамблея тысячелетия (Нью-Йорк, 2000 г.);

- 27-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 2002 г.);

- 2-я Всемирная Ассамблея по проблемам старения населения (Мадрид, 2002 г.).

С конца 90-х гг. начинают складываться новые представления о социальном государстве и социальной справедливости. Государство стремится отказаться от патерналистской роли, устранить социальное иждивенчество двуединым путём. С одной стороны, стимулируя формирование социально ориентированного рыночного хозяйства, с другой - интегрируя в практику государственного управления социальной сферой рыночные методы [9, с. 33]. Помимо государства в социальной сфере в настоящее время большая роль отводится хозяйствующим субъектам [10, с. 78]. Социальная ответственность бизнеса заключается в:

- выпуске качественной продукции;

- своевременной выплате заработной платы на достойном уровне;

- обеспечении охраны и безопасных условий труда работников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- поддержании уровня занятости, участии в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест;

- участии в профессиональной подготовки кадров и повышения их квалификации;

- отчислении страховых платежей по программам страхования;

- систематической поддержке нуждающихся;

- развитии и софинансировании объектов социальной сферы;

- развитии корпоративного профессионального пенсионного страхования;

- софинансировании добровольных видов страхования работающих;

- осуществлении социальной поддержки наемных работников (льготные кредиты и ссуды, семейные пособия и т. д.);

- благотворительной деятельности.

Бизнес-структуры в построении современного государства должны играть ключевую роль, причем в инициативном порядке, и не только в отношениях «работодатель-работник». В настоящее время государство в одиночку не может обеспечить необходимый уровень жизни. Финансирование социальной сферы бизнесом в дополнение к социальным затратам государства - это и необходимость, и нормальное построение отношений в обществе. В свою очередь, государство

9 Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики (принятая Административным советом Международного бюро труда на его 204-й сессии (Женева, 17 ноября 1977 г.), с поправками, принятыми на его 279-й сессии (Женева, ноябрь 2000 г.)) // ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). — URL: https://base.garant.ru/2561777/ (дата обращения:26.04.2021).

должно стимулировать бизнес к такому поведению [11, с. 47]. Существуют разные подходы к определению социальной ответственности [12].

Такие обязанности государства и общества подразумевают и встречную ответственность гражданина. Гражданин обязан соблюдать действующее законодательство, а также он посредством налогов передает часть своего имущества на общегосударственные нужды. Нельзя забывать, что сам гражданин социально ответственен за материальный достаток своих близких, за правильное воспитание детей, содержание своих родителей и т.д. При этом не должно допускаться социальное иждивенчество, когда у граждан возникает ощущение, что им все должны дать другие независимо от того, имеют ли они право на такую поддержку [13, с. 107]. Сколько бы в России не рассуждали о социальном государстве, достичь этого без обеспечения достойного уровня жизни, без воспитания, повышения общекультурного и нравственного состояния всех без исключения граждан страны невозможно [14, с. 28].

В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., в той или иной форме воспроизведены положения Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., касающиеся прав граждан в сфере социального обеспечения.

В части второй ст. 7 Конституции РФ10 раскрываются отдельные направления политики социального государства. Однако долгое время конкретных правовых гарантий в сфере социального обеспечения они не содержали. Поправки в Конституцию РФ 2020 г. наполняют норму о социальных обязательствах государства конкретным содержанием. «Стоит отметить поправки Президента РФ Владимира Владимировича Путина, который предложил норму о социальных обязательствах государства сделать нормой прямого действия. Речь идет о минимальном размере оплаты труда, который не может быть ниже прожиточного минимума. Это также обязательная индексация пенсий, которая должна ежегодно проводиться. Это все наполняет нормы конкретным содержанием»11.

МРОТ не меньше прожиточного минимума. Статья 75 Конституции в новой редакции развивает ранее установленные гарантии, устанавливая, что государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Регулярная индексация пенсий: «В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом», - закреплено в ч. 6 ст. 75.

Регулярная индексация социальных выплат: «В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат», - установлено в п. 7 новой редакции данной статьи.

Защита семьи и детей: «защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях» (ст. 72, ч. 1, п. ж).

Если рассматривать реализацию концепции социального государства через призму внутренней политики государства, то необходимо обратить внимание

10 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 16.04.2021).

11 Вячеслав Володин: поправки Президента РФ в Конституцию наполняют норму о социальных обязательствах государства конкретным содержанием // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. — URL: http://duma.gov.ru/news/47990/(дата обращения: 16.04.2021).

на следующее: при осуществлении экономической политики меры публичного регулирования, ограничение монополий, развитие малого и среднего бизнеса; в политической сфере необходима согласованная деятельность ведущих политических партий для достижения поставленных целей (необходим конструктивный диалог в представительных органах, а также политических партий с Президентом и органами исполнительной власти); духовная сфера должна основываться на принципах гуманизма, солидарности, патриотизма, взаимопомощи [15, с. 47].

На основе вышесказанного можно сформулировать основные принципы взаимоотношения государства и гражданина:

- государство должно развить комплекс мер, который обеспечит стабильное развитие экономики (экономические отношения являются первичными по отношению к социальным, так как обеспечить высокий уровень жизни при «слабой» экономике невозможно);

- все заинтересованные субъекты при определяющей роли государства должны участвовать в развитии науки, образования, культуры;

- обеспечение государством социальной справедливости, равноправия, нравственности и реализации других принципов в отношениях между людьми;

- привлечение и стимулирование бизнеса для участия в социальной сфере.

Построение социального государства тесно связано с построением правового государства, целью которых должно быть ликвидация социального неравенства, торжество справедливости, народовластия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Родионова О. В. Динамика социального государства в XXI веке / О. В. Родионова, Е. В. Родионова // Научный поиск. — 2018. — № 1. — С. 61-64.

2. Михельс Н. Основной закон Федеративной Республики Германии (краткая характеристика) / Н. Михельс // Государство и право. — 2003. — № 7. — С. 67-72.

3. Байльдинов Е. Т. К вопросу о сущности социального государства: концепция социальной республики / Е. Т. Байльдинов / / Современное право. — 2010. — № 1. — С. 10-16.

4. Шаронов А. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) / А. Шаронов, И. Ильин // Муниципальная экономика. — 2002. — № 1. — С. 61-70. — URL: http://emsu.ru/me/default.asp?c=1191&p=1 (дата обращения: 15.04.2021).

5. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие / Е. И. Холостова. — Москва: Дашков и К°, 2010. — 204 с.

6. Сересова У. И. От социального государства - к государству социальных инвестиций: новая концепция социальной политики / У. И. Сересова // Траектории политического развития России: институты, проекты, акторы : сб. тр. Всерос. науч. конф. РАПН с меж-дунар. участием. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. — С. 362-363.

7. Иванов С. Ф. Пенсионная реформа-2019: детерминанты, последствия, альтернативы / С. Ф. Иванов // Демографическое обозрение. — 2019. — Т. 6, № 2. — С. 6-54.

8. Юридическая энциклопедия / под общ. ред. Б. Н. Топорнина. — Москва : Юристъ, 2001. — 1267 с.

9. Куроедов И. И. Социальная справедливость и социальное государство / И. И. Куроедов // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского : сб. тр. региональной университетской научн.-практич. конф. — Калуга : Издательство Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, 2016. — С. 28-33.

10. Ковтюх Г. С. Роль государства в развитии отраслей социальной сферы (на примере здравоохранения) / Г. С. Ковтюх, Е. С. Хрептус // Лечебное дело. — 2017. — № 1 — С. 78-83.

11. Федосова Р. Н. Роль государства в развитии интегрированных бизнес-структур / Р. Н. Федосова / / Эффективное антикризисное управление. — 2012. — № 4 (73). — С. 46-50.

12. Коданева С. И. Институционализация социальной ответственности государства в России и за рубежом / Коданева С. И. // Россия и современный мир. — 2019. — № 3 (104). — С. 222-236.

13. Мосейко В. В. Социальное государство vs социальное иждивенчество / В. В. Мосейко, Е. А. Фролова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2014. — № 8 (149). — С. 102-107.

14. Кручинин В. Н. Государство как социальный институт и его социальная функция / В. Н. Кручинин // Правовая реформа. — 2015. — Т. 1. — С. 21-35.

15. Губанкова Т. Н. Правовая политика Российской Федерации в сфере реализации задачи построения социального государства / Т. Н. Губанкова // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. — 2019. — Т. 6, № 4. — С. 43-47.

REFERENCES

1. Rodionova O. V., Rodionova E. V Dynamic of the Welfare State in the Twenty-First Century. Nauchnyi poisk = Scientific Search, 2018, no. 1, pp. 61-64 (in Russian).

2. Mikhel's N. Basic Law of the Federal Republic of Germany (Summary). Gosudarstvo i pravo = State and Law, 2003, no. 7, pp. 67-72 (in Russian).

3. Bail'dinov E. T. To the Question of the Essence of a Social State: the Concept of a Social Republic. Sovremennoepravo = Modern Law, 2010, no. 1, pp. 10-16 (in Russian).

4. Sharonov A., Il'in I. Establishment of the System of State Minimum Social Standards (GMSS). Munitsipal'naia ekonomika = Municipal Economic, 2002, no. 1, pp. 61-70 (in Russian). Available at: http://emsu.ru/me/default.asp?c=1191&p=1 (accessed 15.04.2021).

5. Kholostova E. I. Sotsial'naia politika i sotsial'naia rabota: uchebnoe posobie [Social Policy and Social Work: Manual]. Moscow, Dashkov i K° Publ., 2010, 204 p.

6. Seresova U. I. Ot sotsial'nogo gosudarstva - k gosudarstvu sotsial'nykh investi-tsii: novaia kontseptsiia sotsial'noi politiki [From a Social State to a Social Investment State: a New Concept of Social Policy]. Traektorii politicheskogo razvitiia Rossii: instituty, proekty, aktory : sb. tr. Vseros. nauch. konf. RAPN s mezhdunar. Uchastiem [Trajectories of Political Development of Russia: Institutions, Projects, Actors: Collection of Works of the All-Russian Scientific Conference with International Participation]. Moscow, Moskovskii pedagogicheskii gosudar-stvennyi universitet Publ., 2019, pp. 362-363.

7. Ivanov S. F. Pension Reform 2019: Determinants, Consequences, Alternatives. De-mograficheskoe obozrenie = Demographic Review, 2019, vol. 6, no. 2, pp. 6-54 (in Russian).

8. Topornin B. N. (ed.) Iuridicheskaia entsiklopediia [Legal Encyclopedia]. Moscow, Iu-rist" Publ., 2001, 1267 p.

9. Kuroedov I. I. Sotsial'naia spravedlivost' i sotsial'noe gosudarstvo [Social Justice and the Social State]. Nauchnye trudy Kaluzhskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.E. Tsiolkovskogo : sb. tr. regional'noi universitetskoi nauchn.-praktich. konf. [Scientific works of Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky: a collection of works of a regional university scientific and practical conference]. Kaluga, Izdatel'stvo Kaluzhskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.E. Tsiolkovskogo Publ., 2016, pp. 28-33.

10. Kovtiukh G. S., Khreptus E. S. The Role of the State in the Development of Social Sphere (by the Example of Healthcare). Lechebnoe delo = Medical Case, 2017, no. 1, pp. 78-83 (in Russian).

11. Fedosova R. N. The Role of the State in Development of Integrated Business Structures. Effektivnoe antikrizisnoe upravlenie = Effective Crisis Man.agem.ent, 2012, no. 4 (73), pp. 46-50 (in Russian).

12. Kodaneva S. I. Institutionalization of Social Responsibility of the State in Russia and Abroad. Rossiia i sovremennyi mir = Russia and the Contemporary World, 2019, no. 3 (104), pp. 222-236 (in Russian).

13. Moseiko V. V., Frolova E. A. Welfare State vs Social Dependence. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2014, no. 8 (149), pp. 102-107 (in Russian).

14. Kruchinin V. N. State as a Social Institution and its Social Function. Pravovaia reforma = Legal Reform, 2015, vol. 1, pp. 21-35 (in Russian).

15. Gubankova T. N. The Russian Federation's Legal Policy in Building a Welfare State. Vestnik Iuridicheskogo fakul'teta Iuzhnogo federal'nogo universiteta = Bulletin of the Law Faculty of the Southern Federal University, 2019, vol. 6, no. 4, pp. 43-47 (in Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Феоктистов ¿Александр Владимирович — доцент кафедры частного и публичного права юридического института Пензенского государственного университета, кандидат юридических наук, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: f_117@mail. ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Feoktistov Aleksandr V. — Associate Professor, Department of Private and Public Law, Institute of Law, Penza State University, Candidate of Law, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Феоктистов А. В. Социальное государство как государство нового типа / А. В. Феоктистов / / Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2021. — Т. 9, № 2 (34). — С. 68-78. — URL: http://esj.pnzgu.ru. — DOI: 10.21685/2307-9525-2021-9-2-8.

FOR CITATION

Feoktistov A. V. The Social State as a New Type of State. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2021, vol. 9, no. 2, pp. 68-78, available at: http://esj.pnzgu.ru. DOI: 10.21685/2307-9525-2021-9-2-8. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.