УДК 378 Н. Н. Суртаееа, Ж. Б. Марголина
Санкт-Петербург, Россия
СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация. Статья посвящена актуальной для педагогического образования и педагогической науки проблеме социального благополучия. Обращение к проблеме социального благополучия как маркеру удовлетворенности и успешности жизни современного человека объясняется необходимостью исследования адаптационных механизмов человека в условиях глобальных системных изменений. Происходящие во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества изменения оказывают существенное влияние на изменения представлений человека о вечно существующих категориях, таких как понимание смысла жизни и требования к качеству жизни. Актуальность проблемы обусловлена также обращением внимания политики и гуманитарной науки на развитие человеческого капитала. Именно в рамках данной тенденции образование сегодня рассматривается как ведущий фактор развития личности, обеспечивающий человеку возможность ориентироваться в изменяющейся социально-экономической ситуации, в условиях трансформации мира профессий, трансформации профессионального образования в мире системных изменений, что деформирует субъектное представление о собственном социальном благополучии. На современном этапе системных изменений в мире и обществе проблемы исследования феномена социального благополучия становятся еще более затруднительными по разным причинам.
Сложный этап социально-экономического развития общества, деформация основных жизненных ценностей определили необходимость включения в учебные планы многих высших учебных заведений курса «Современные теории социального благополучия», что обозначило ряд проблем дидактического характера, прежде всего, отсутствие в гуманитарных науках на сегодняшний день однозначного толкования термина «благополучие». В статье рассмотрены различные (отечественные и зарубежные) точки зрения на понятие «благополучие», а также обобщен опыт преподавания данного курса в течение шести лет (2010-2016 гг.) для студентов российских вузов, обучающихся по педагогическому направлению.
Ключевые слова: благополучие; социальное благополучие; финансовое благополучие; психологическое благополучие.
Сведения об авторах: Надежда Николаевна Суртаева1, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией инноватики в педагогическом образовании; профессор кафедры воспитания и социализации; Жанна Борисовна Марголина 2, кандидат педагогических наук, стажер.
Место работы: ' "Институт управления образованием Российской академии образования; 'Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена.
Контактная информация: '191186, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, корп. 11; тел. 8(812-570-08-62); e-mail: [email protected]; 2191119, г. Санкт-Петербург, ул.Черняховского, д. 2; тел.: 8(812-764-11-94; e-mail: [email protected].
Социальное благополучие наряду с другими видами благополучия, такими как экономическое, финансовое, психологическое, социально-психологическое, благополучие в среде обитания, динамично меняется под воздействием различных факторов. При этом динамика изменений социального благополучия в современной социальной жизни выражена наиболее ярко, что обусловлено влиянием сильной дифференциации уровня жизни людей как в одной отдельно взятой стране, так и во всем мире в целом, а также детерминировано глобальными преобразованиями современного мира и мироустройства. Вместе с тем, в современных условиях приоритеты развития человека, инвестиции, вложенные в человека, качество человеческого потенциала, развитие человеческого капитала выступают основными факторами общественного прогресса, непосредственно связанного с повышением уровня благополучия населения, что является важнейшим показателем развития страны и задачей государственной политики. Очевидный факт, что уровень развития государства оценивается по уровню социального благополучия населения, определяет государственные приоритеты политики в современных условиях.
Так, развитие человека сегодня рассматривается как цель, как критерий, как условие, как ресурс и потенциал общественного прогресса. При этом социальное благополучие человека рассматривается через расширение возможностей выбора, рост продолжительности жизни, повышение уровня здоровья, образования, дохода. Именно согласно данной тенденции образование сегодня расценивается как один из основных факторов развития личности, позволяющих человеку ориентироваться в изменяющейся социально-экономической ситуации, трансформации мира профессий и, как следствие, трансформации профессионального образования в мире системных изменений, что деформирует субъектное представление о собственном социальном благополучии. На современном этапе, который многими исследователями характеризуется как этап системных изменений, проблемы исследования феномена социального благополучия становятся еще более затруднительными по разным причинам.
Во-первых, в гуманитарных науках на сегодняшний день отсутствует однозначное толкование самого термина «благополучие». Приведем ряд позиций на этот счет.
Если обратиться к словарям, то можно увидеть разные прочтения его смысла. В романских языках «благополучие» характеризуется через слова, обозначающие «хорошо» (bien(e), bon(o), bene): в испанском - bienestar, эсперанто - bonfar-to, французском - bien-erte, итальянском - benes-sere. В русском языке «благополучие» определяется как счастливое и спокойное состояние. Так, в словаре В. Даля находим: «Благополучие, благоденствие, благосостояние, счастье, желанное состояние, душевное приволье, удовольствие» (Даль 1995: 93).
В словаре Т. Ф. Ефремовой благополучие трактуется как «спокойное - без неудач и потрясений - течение дел, жизни. Материальная обеспеченность, достаток. Счастье в любви, в семейной жизни. Обычное - без отклонений от нормы нежелательных явлений - состояние кого-либо» (Ефремова 2005: 155). В энциклопедическом словаре находим, что «благополучие - то же, что счастье, всегда субъективно понимаемое под достижением всех благ, к которым стремится человек». Интересно, что еще Аристотель в своей работе «Этика» справедливо подчеркивал: относительно благополучия все согласны только в названии этого понятия, но все различно понимают его содержание, благополучие есть цель государства. Поскольку благополучие является высшей целью человека, постольку его достижение возможно только в государстве. Вероятно, исходя из данного понимания возникло учение эвдаймо-низма и эвдаймонических теорий, развивавшихся в Германии с XVI столетия, а также в Англии в виде теорий, полагавших цель государства в доставлении гражданам благополучия (Энциклопедический словарь 1907).
В работах Д. Брайта и Ф. Джонса благополучие рассматривается как понятие, включающее множество факторов, связанных с позитивным психическим здоровьем. Эти факторы охватывают диапазон, простирающийся от неблагополучия, которое может включать негативные состояния, такие как психическая и физическая болезнь или негативное настроение, до позитивных состояний. Авторы отмечают, что термин «благополучие» многогранен, биполярен, рассмотрение его содержания простирается от плохого самочувствия до таких позитивных чувств, как счастье и воодушевление (Брайт, Джонс 2003).
В работе «Пять элементов» Т. Рата и Дж. Хартера рассматривается несколько иной контекст понимания термина «благополучие». Авторы полагают, что «благополучие - это сочетание любви к тому, чем мы занимаемся каждый день, хороших отношений с окружающими, устойчивого материального положения, крепкого здоровья и гордости своим вкладом в жизнь общества» (Рат, Хартер 2011). В цитируемой работе они описывают исследование Института Гэллапа, осуществленного совместно с ведущими экономистами, психологами и другими учеными, в котором изучались требования к жизненному благополучию с середины XX в. для выяснения того,
что люди вкладывают в понимание «благополучие».
Анализ содержания понятия подчеркивает его широкую семантику. Это позволяет сделать вывод, что ключевым значением в определении понятия «благополучие» выступает сущность понимания «благо». Вместе с тем, понимание «благо» не менее вариативно в субъектном преломлении. Сюда может относиться все, что имеет для человека положительное значение, ценность, все, что приносит ему пользу и счастье, к чему он стремится в удовлетворении своих потребностей. Значительная социальная потребность в благополучии, направление государственной политики обусловили необходимость включения в образовательную программу высшего образования дисциплины, знакомящей студентов - будущих профессионалов с вопросами социального благополучия и подходами к изучению данного явления на современном этапе как одному из гуманистически ориентированных мировоззренческих компонентов.
Нами в течение шести лет (с 2010 по 2016 гг.) осуществляется изучение мнения студентов российских вузов, обучающихся по педагогическому направлению, с целью выяснения их представлений о понимании благополучия (охват более 600 студентов). Точка зрения студентов практически не отличается от того понимания, которое существует в современной научной мысли. Благополучными людьми студенты считают обеспеченных, здоровых, счастливых, имеющих возможность получать образование, имеющих обоих родителей здоровыми как можно дольше, имеющих возможность работать в той профессиональной сфере, которая нравится и т.д. Приведем в подтверждение несколько фраз из анкетных ответов студентов: «для меня благополучный человек - это человек, который может ни в чем себе не отказывать...», «...это человек, который имеет широкий спектр интересов...», «...имеет возможность позаботиться о здоровье и отдыхе себя и своих родных____», «...который живет, не ограничивая себя и своих родных, близких ни в чем...», «...это тот, которого все устраивает в жизни...», «...который получает удовольствие от того, что приносит пользу людям, пользу от служения обществу...».
Как видим, диапазон представлений достаточно широк, однако большинство студентов в понимании благополучия придерживаются точки зрения финансового благополучия. Анализ ответов студентов подтверждает, что проблема изучения явления благополучия существует как на уровне теоретического осмысления, так и в практической жизни человека. Для решения проблемы получения более конкретного, общепринятого понимания «благополучия», а значит и включения этого понимания в содержание изучаемой дисциплины «Современные теории социального благополучия», можно использовать разные направления и подходы - этико-философские, социально-политические, экономические, психологи-
ческие, медицинские, экологические, социологические. С одной стороны, широкое применение подходов позволяет получить более широкое поле представлений о данном явлении, а с другой -затрудняет конкретизацию представлений о нем. Так, в рамках этико-философского направления благополучие рассматривается с точки зрения духовного бытия человека, определяется через состояние духовной гармонии, нравственной целостности, душевного спокойствия, счастья, блаженства. Осмысление благополучия в контексте этико-философского знания осуществляется посредством обращения к понятиям «благо» и «добродетель». При этом благо рассматривается как основной источник, главная причина благополучия и связывается с добром.
В применении социально-политического направления акценты смещаются с личного благополучия человека на благополучие общества. В центре внимания здесь находится понимание сущности «общего блага», которое рассматривается как условие социальной жизни, когда удовлетворяются естественные стремления граждан к достижению благ, социальной защищенности, счастливой жизни, для всех и каждого в разумных пределах. Обеспечение общего блага в контексте данного направления рассматривается как стратегическая цель политической деятельности государства (Айвазян, Бородкин 2006).
С позиций экономического подхода (направления) благополучие рассматривается в контексте материального благополучия. В центре внимания при этом оказываются имущественные блага, процессы их производства и распределения. В рамках экономического направления понятие благополучия отождествляется с понятиями «благосостояние», «материальная обеспеченность», «достаток», «богатство», которые между тем отражают одну из реальных сторон состояния благополучия. Именно в рамках данного подхода понимание благополучия имеет непосредственное отношение и к определению так называемого прожиточного минимума.
С точки зрения психологического направления, изучение явления благополучия сосредоточено на уровне индивида и субъективной стороне благополучия. При этом благополучие отождествляется с положительным психоэмоциональным состоянием человека, удовлетворенностью жизнью. Именно данный подход наиболее развит в реализации образовательного процесса.
С точки зрения медицинского направления благополучие рассматривается в контексте здоровья человека, провозглашенного общечеловеческой ценностью, высшим благом, важнейшим правом человека. Изучение благополучия связано с рассмотрением состояния здоровья как на индивидуальном, так и на социальном уровнях, эффективности действия механизмом сохранения и наращивания физического, психического, интеллектуального, культурного, социального потенциала человека и общества (Современные теории... 2014).
Мы считаем, что однонаправленное изучение явления благополучия не является не только исчерпывающим, но и наталкивается нередко на противоречия. Наиболее ярким примером является категория людей с особыми возможностями здоровья. Наряду с очевидной «неблагополучностью» с позиции медицинского подхода, многие люди с ограниченными возможностями здоровья успешно компенсируют свои ограничения (Оли-ференко и др. 2002). Так, спортсмены параолим-пийского движения говорят о счастье, благополучии, получая награды за успешные выступления на соревнованиях, демонстрируют психологическую комфортность, излучают счастье. Но в рамках медицинского подхода могут ли они считаться благополучными? То же касается людей, не имеющих значительного материального блага, но демонстрирующих активный, здоровый, увлеченный образ жизни, испытывающих жизненную удовлетворенность и счастье. Данные рассуждения только подчеркивают сложность рассматриваемого феномена «социальное благополучие» в жизни поливариантного общества и отдельного человека, представление которого о благополучии меняется в течение жизни.
Приведенные примеры и другие факты обращают внимание исследователей на изучение направлений и видов благополучия. Например, в рамках изучения составляющих феномена «благополучие» в Институте Гэллапа проведено комплексное исследование, которое охватило порядка 150 стран. Для конструирования комплексного критерия личного благополучия были предложены вопросы о здоровье, богатстве, взаимоотношениях на работе, в обществе, семье. Группе ученых из Института Гэллапа удалось разработать систему оценки на основе самых удачных вопросов, которые задавались и обрабатывались на протяжении пятидесяти лет. В итоге работы были выделены пять отдельных статистических показателей, пять основных составляющих благополучия, которые, безусловно, не отражают все нюансы того, что существенно, но представляют пять широких категорий, значимых для большинства людей. К этим показателям отнесены профессиональное благополучие, социальное благополучие, финансовое благополучие, благополучие в среде проживания, физическое благополучие. Изучение показателей благополучия влечет за собой очевидную проблему диагностики уровня каждого из эмпирически определенных видов благополучия. Проводимые социологические исследования социального благополучия направлены как на теоретический анализ данного социального явления, так и на решение имеющих место практических задач. К таким задачам относятся потребность разработки методик и технологий оценивания, включая сбор информации, интерпретацию полученных данных. Результаты позволяют представить комплексную оценку уровня социального благополучия общества или отдельных категорий населения. Следующей задачей, вытекающей из первой, является формирование и внедрение раз-
личных механизмов регуляции противоречий социальной жизни, регуляции социального благополучия и его уровня. Таким образом, выделенные социальные показатели могут рассматриваться как главные инструменты диагностики состояния сложного, многомерного, динамичного социума, разнообразных социальных процессов и явлений. Включение в содержание соответствующей образовательной дисциплины содержания и значения данных показателей имеет принципиальное значение для студенческой аудитории, в том числе в целях снижения уровня социальной напряженности.
Понимая под социальными показателями качественные и количественные характеристики состояния, тенденций и направлений функционирования и развития различных социальных объектов, явлений, субъектов и процессов разного уровня, на сегодняшний день в социологии оформилось множество систем социальных показателей, которые могут использоваться и для оценки уровня социального благополучия человека или общества. Так, например, в теории социальной безопасности, рассматривающей социальное благополучие как высокий уровень социальной защищенности граждан от разнообразных рисков, угроз и опасностей, в систему социальных показателей социального благополучия населения отнесены показатели, характеризующие демографическую ситуацию, развитость системы охраны здоровья, развитость системы общего и профессионального образования, развитость системы социальной защиты населения, уровень занятости населения и условия труда, уровень жизни населения, жилищно-бытовую обеспеченность, доступность информации и ценностей кулыуры. состояние окружающей природной среды, уровень техногенной безопасности, эффективность работы правоохранительных органов, уровень личной безопасности. Совокупность оценки данных показателей позволяет произвести комплексный анализ реальной социальной ситуации, оценить степень социальных угроз, определить состояние социальной безопасности и социального благополучия населения в целом. Одним из перспективных научных направлений в изучении социального благополучия общества выступает теория социального самочувствия. В русле данной теории анализируются показатели социального самочувствия социальных субъектов непосредственно с субъектной стороны. К таким показателям в науке отнесены следующие: удовлетворенность жизнью, оценка жизненных перспектив, качества будущей жизни, социальные опасения, социальные риски, характер оценки (позитивная/негативная) социальных изменений в обществе, также выявляется степень готовности к перенесению трудностей, связанных с социальным реформированием. Для описания социального благополучия общества и отдельных категорий граждан используются такие характеристики, как тревожность/спокойствие, терпимость/нетерпимость, оптимизм/пессимизм, психологический дискомфорт/психоло-
гический комфорт, ощущение беспомощности/ вера в свои силы и успех, разочарование/уверенность, социальная напряженность, неуверенность/ социальная стабильность.
Следовательно, в рамках каждого направления, каждого подхода к изучению благополучия разрабатываются свои показатели оценки. Так, в рамках медицинского подхода анализируются показатели физического, психического, социального самочувствия интеллектуального развития, степени освоения социальной культуры, духовно-нравственные установки и свойства личности. Как видно, социальная обусловленность изучаемого явления находит отражение в интеграционных показателях. Так, сегодня разрабатывается теория социального здоровья, в которой под социальным благополучием понимается высокий уровень социального здоровья, социальных субъектов и общества в целом. Показатели при этом оцениваются в двух группах: на индивидуальном уровне и на уровне общества в целом (макро- и микроуровнях). Ко второй группе относятся и более широкие показатели, имеющие принципиальное значение для формирования государственной политики в социальной области, а именно: демографические показатели, показатели развития системы здравоохранения, показатели развития профилактической, пропагандистской и просветительской работы в области кулыуры здорового образа жизни, показатели социального самочувствия и социальной напряженности, показатели личной безопасности, динамики изменения преступности, показатели социальной активности, социальной зрелости, социального отношения, социальной консолидации и поддержки, показатели развития социальной инфраструктуры, наличия устойчивой идеологии, системы общепризнанных ценностей.
В условиях стремительно меняющихся социальных ситуаций невозможно делать какие-либо выводы относительно «субъективного компонента социального благополучия» людей, опираясь лишь на одномоментные исследования (Штомпка 1996). Следует предположить, что этот процесс нужно рассматривать как постоянный и системный. Мы абсолютно согласны с А. П. Ястребовой, которая в своей работе отмечает невозможность описания транзитного общества посредством каких-либо универсалистских смысловых схем (Ястребова 2009: 16).
Это утверждение справедливо по отношению и к понятию благополучия. Автор в качестве методологического обоснования исследования благополучия предлагает инструмент на основе сочетания трех традиций. В рамках первой традиции предполагается опираться на «деятельност-ный подход» в изучении «качества жизни», «социального благополучия» и их субъективных составляющих, что позволяет комплексно рассматривать проблематику взаимосвязей «оценок своего социального благополучия» и «патерналистских установок» человека. Этот подход позволяет изучать и оценивать социальные явления в их
динамике, что соответствует базовым принципам исследования реалий транзитного общества.
Вторая традиция не исключает гносеологическое и методологическое основание деятельно-стного подхода, но включает в методологический ориентир концепции «социальных пространств», феноменологический интеракционизм и «теорию среднего уровня» Р.Мертона, которые строятся на основе принципа корректировки любых макросо-циологических теорий и объяснений с учетом особенностей микросоциальных явлений и ситуаций. Включение третьей традиции в теорию социального благополучия предлагает опираться на концепцию «этакратичности российского общества» и «российского патернализма» (В. В. Бадаев, Л. Г. Ионин). Сочетание трех традиций в изучении явления социального благополучия обеспечивает наибольшую степень объективности.
Следует выделить еще одну проблему изучения социального благополучия, связанную с педагогическим и дидактическим аспектом. Так, включение дисциплины «Современные теории социального благополучия» в образовательный процесс профессиональной подготовки социологических направлений имеет профессионально ориентированную цель. Но включение данной дисциплины в образовательный процесс педагогических направлений вызывает ряд вопросов методического, дидактического и общепедагогического характера. Сегодня требуют осмысления и обсуждения следующие вопросы:
- какую дидактическую нагрузку несет эта учебная дисциплина;
- какие содержательные модули наиболее рациональны при построении рабочей программы;
- как вовлекать студенчество в исследовательскую деятельность различных вопросов благополучия;
- что рассматривать основным результатом при изучении данного учебного курса, т.е. на развитие каких компетенций студентов в большей степени должна быть сориентирована эта дисциплина; усвоение какого знания для студентов наиболее важно - содержание понятий «благополучие», «виды благополучия», «направления исследования благополучия», «знание критериев оценки различных типов благополучия» и т.д.
Возможно рассмотрение в качестве главной задачи данного курса реализации мировоззренческой функции, которая должна помогать студенчеству «раскрывать» глаза на важность проблемы «ограничения потребностей» в пределах разумного социального благополучия в условиях полиполярности мира и ограниченности земных ресурсов, важность построения «спокойного», «равноправного» на разных уровнях субъектного взаимодействия. В любом случае важность данной проблематики очевидна, а вопросы могут носить и дискуссионный характер.
Таким образом, вопросы изучения социального благополучия в современном мире являются крайне актуальными по причине мировоззренческой значимости, значимости для определения социальных ориентиров политики государства и ценностных ориентаций в образовании и воспитании человека. Исследование явления социального благополучия в современных условиях весьма актуально как в науке, так и в учебной профессиональной деятельности, ведь каждый профессионал обеспечивает в своей деятельности благо себе и благо другим.
ЛИТЕРАТУРА
Айвазян С. А., Бородкин Ф. М. 2006. Социальные индикаторы: Учебник. Москва.
БрайтД., Джонс Ф. 2003. Стресс. Теории. Исследования, мифы. Санкт-Петербург: Прайм-еврознак.
Даль В. 1995.Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. Москва: ТЕРРА.
Ефремова Т. Ф. 2005. Новый словарь русского языка. Москва: Изд. Ефремовой.
Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. 2002. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. Москва: Академия.
Рат Т., Хартер Дж. 2011. Пять элементов благополучия. Москва: Альпина Паблишерз.
Современные теории социального благополучия: Учеб. пособие. 2014 / JL Г. Гуслякова (ред.). Москва: Русаки.
Штомпка 77. 1996. Социология социальных изменений / Пер. с англ. Москва: Аспект Пресс.
Энциклопедичекий словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. 1907. Санкт-Петербург: Брокгауз-Ефрон.
Ястребова А. 77. 2009. Потребности в контексте теории социального благополучия // Информационный гуманитарный портал «Знание, понимание, умение» 2. Москва: МГУ.
REFERENCES
Ayvazyan S. A., Borodkin, F. M. Social'nye indikatory: uchebnik [Social indicators: textbook]. Moscow: JuNITI-DANA, 2006. (In Russian).
Bright, D., Jones, F. Stress. Teorii, issledovanija, mify [Stress. Theory. Research, myths]. Saint. Petersburg: Prajm-evroznak, 2003. (In Russian).
Dal V. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka [Explanatory dictionary of the living great Russian language]. Т. 1. Moscow: Terra, 1995. (In Russian).
Efremova T. F. New Dictionary of Russian [New dictionary of the russian language]. Moscow: Izdatel'stvo T.F. Efremovoj, 2005. (In Russian).
Oliferenko L. J., Shulga Т. I., Dement'eva I. F. Social'no-pedagogicheskaja podderzhka detej gruppy riska [So-cio-pedagogical support for children at risk]. Moscow: Akademija, 2002. (In Russian).
Rath T., Harter J. Pjat'jelementov blagopoluchija [The five elements of well-being]. Moscow: Al'pina Pabli-sherz, 2011. (In Russian).
Sovremennye teorii social'nogo blagopoluchija: uchebnoe posobie [The modern theory of social welfare: a training manual]. Moscow: Rusajns, 2015. (In Russian).
Sztompka P. Sociologija social'nyh izmenenij [Sociology of social change]. Moscow: Aspekt-Press, 1996. (In Russian).
Jenciklopedicheskij slovar' F.A. Brokgauza i I.A. Efrona [Encyclopedic Dictionary of F.A. Brockhaus and I.A. Efron]. St. Petersburg: Brokgauz-Efron, 1907. (In Russian).
Yastrebov A. P. 2009 In: Informacionnyj gumanitarnyj portal «Znanie. Ponimanie. Umenie» [Information humanitarian portal knowledge, understanding, skill]. 2009. No. 2. Moscow: Moscow state University. (In Russian).
N. N. Surtaeva, J. B. Margolina
Saint Petersburg, Russia
SOCIAL WELFARE IN MODERN CONDITIONS AS SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROBLEM
Abstract. The article is devoted to the problem of social well-being, which is topical for pedagogical education and pedagogical science. The appeal to the problem of social well-being as a marker for the satisfaction and success of the life of modern man is explained by the need to study the human adaptive mechanisms in the conditions of global systemic changes. The changes that occur in all spheres of the life activity of human society have a significant effect on changes in the person's ideas about the eternally existing categories-understanding the meaning of his life and the requirements for the quality of life. The urgency of the problem is also due to the attention of politics and the humanities to the development of human capital. It is within this trend that education is now seen as the leading factor in the development of the individual, providing a person with an opportunity to navigate in a changing social and economic situation, in the transformation of the world of professions, the transformation of professional education in a world of systemic changes that deforms the subjective notion of one's own social well-being. At the present stage, the stage of systemic changes in the world and in society, the problems of studying the phenomenon of social well-being become even more difficult for various reasons.
The complex stage of the socio-economic development of society, the deformation of basic life values, determined the need to include in the curricula of many higher educational institutions the course «Modern theories of social well-being», which marked a number of didactic problems. In the article attention is drawn to a number of these problems, and first of all, the absence in the humanities today of an unambiguous interpretation of the very term «well-being».
The article considers various (domestic and foreign) points of view on the notion of «well-being», and generalizes the experience of teaching this course for six years (from 2010 to 2016) for students of Russian universities studying in the pedagogical direction.
Key words: well-being; social well-being; financial well-being; psychological well-being.
About the author: Nadezhda Nikolayevna Surtaeva1, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Laboratory of Innovation in Teacher Education; Professor of the Department and socialization; Jeanne Borisovna Margolina2, Candidate of Pedagogical Sciences, intern.
Place of employment: 12Education Management Institute of the Russian Academy of education; 'Russian State Pedagogical University Herzen
Суртаева H. H., Марголина Ж. Б. Социальное благополучие в современных условиях как научная и учебная проблема // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 57-62.
Surtaeva N. N., Margolin J. В. Social welfare in modem conditions as scientific and educational problem // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2017. No. 3. P. 57-62.