Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНЧЕСТВА КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНЧЕСТВА КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
530
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО ВУЗОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ / СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕМЕЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зборовский Г.Е.

В статье рассматриваются актуальные проблемы научного исследования социального благополучия студентов. Обращается внимание как на объективные, так и в особенности на субъективные аспекты этого феномена и его изучения. Дается трактовка ряда методологических подходов к исследованию социального благополучия. Едва ли не впервые в качестве целостного объекта исследования анализируются студенты вузов и колледжей в рамках единой социальной общности, на данных эмпирического характера показываются общие черты и специфические характеристики каждой из названных образовательных общностей. Впервые вводятся в научный оборот данные массового онлайн опроса 2021 г., посвященного изучению актуальных социальных проблем учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зборовский Г.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL WELL-BEING OF STUDENTS AS A PROBLEM OF SCIENTIFIC RESEARCH

The article deals with the actual problems of scientific research of social well-being of students. Attention is drawn to both the objective and, in particular, the subjective aspects of this phenomenon and its study. The interpretation of a number of methodological approaches to the study of social well-being is given. Almost for the first time, as a whole object of research, students of universities and colleges are analyzed within the framework of a single social community, and the common features and specific characteristics of each of these educational communities are shown on the basis of empirical data. For the first time, the data of the mass online survey of 2021, dedicated to the study of current social problems of students, are introduced into scientific circulation.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНЧЕСТВА КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ SOCIOLOGY OF YOUTH

DOI 10.26105/SSPU.2021.71.2.006 УДК 316.346.32-053.6 ББК 60.543.172

Г.Е.ЗБОРОВСКИИ

G.E. ZBOROVSKY

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНЧЕСТВА КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

SOCIAL WELL-BEING OF STUDENTS AS A PROBLEM OF SCIENTIFIC RESEARCH

В статье рассматриваются актуальные проблемы научного исследования социального благополучия студентов. Обращается внимание как на объективные, так и в особенности на субъективные аспекты этого феномена и его изучения. Дается трактовка ряда методологических подходов к исследованию социального благополучия. Едва ли не впервые в качестве целостного объекта исследования анализируются студенты вузов и колледжей в рамках единой социальной общности, на данных эмпирического характера показываются общие черты и специфические характеристики каждой из названных образовательных общностей. Впервые вводятся в научный оборот данные массового онлайн опроса 2021 г., посвященного изучению актуальных социальных проблем учащейся молодежи.

The article deals with the actual problems of scientific research of social well-being of students. Attention is drawn to both the objective and, in particular, the subjective aspects of this phenomenon and its study. The interpretation of a number of methodological approaches to the study of social well-being is given. Almost for the first time, as a whole object of research, students of universities and colleges are analyzed within the framework of a single social community, and the common features and specific characteristics of each of these educational communities are shown on the basis of empirical data. For the first time, the data of the mass online survey of 2021, dedicated to the study of current social problems of students, are introduced into scientific circulation.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: студенчество вузов и колледжей, социальное благополучие студентов, объективные и субъективные характеристики социального благополучия студентов, высшее образование, среднее профессиональное образование, материальное положение семей студентов.

KEY WORDS: university and college students, students' social well-being, objective and subjective characteristics of students' social well-being, higher education, secondary vocational education, financial situation of students' families.

Работа выполнена в рамках государственного задания по науке

БУ «Сургутский государственный педагогический университет» на 2021-2023 гг. по теме «Динамика социального благополучия молодежи в условиях Севера: югорский срез в контексте общероссийских тенденций».

ВВЕДЕНИЕ. Среди многочисленных проблем социального характера, привлекающих внимание исследователей, социальное благополучие является одной из наиболее значимых. Причины такой ситуации хорошо понятны. Уровень социального благополучия населения в обществе является одним из основных показателей развитости страны и ее конкретных регионов (городов), причем не только социальной сферы. Экономические, политические, культурные процессы глубоко влияют на характер и особенности проявления социального благополучия, а показатели и индикаторы этих процессов непосредственно включены в характеристику рассматриваемого феномена. Его специфика, отмечаемая многими авторами, состоит в наличии объективных и субъективных характеристик социального благополучия, рассматриваемых как порознь, так и в тесной связи [1; 5; 6; 11; 12; 14; 17; 18; 19].

В качестве одного из последних примеров такого подхода к его исследованию назовем большую работу, выполняемую коллективом ученых Института социологии ФНИСЦ РАН [16]. В ее основе — результаты репрезентативного общероссийского массового опроса (5 021 чел.), проведенного в рамках проекта «Факторы социального благополучия в изменяющемся и стабильном обществах» (руководитель — чл.-корр. РАН М.Ф.Черныш).

Действительно, с одной стороны, речь идет об уровне благосостояния, реальных доходах, возможностях получения хорошего образования, качественного медицинского обслуживания, благоприятных жилищно-бытовых условиях, путешествиях и т.д., то есть о том, что в целом определяет полноценный и желаемый образ жизни и рассматривается как объективная картина социального благополучия. С другой стороны, оно характеризуется как субъективное восприятие составляющих его объективных параметров. Имеется в виду уровень удовлетворенности жизнью, повседневными ее проявлениями и возможностями. В этом смысле социальное благополучие часто рассматривается как оценочное понятие, а, следовательно, как субъективное.

Академический «Словарь русского языка» определяет благополучие как «спокойное, без каких-либо нарушений течение дел, жизни». В качестве «рядоположенных» используются слова «счастье», «довольство, обеспеченность». По мнению авторов «Словаря», «благополучный» — это «сопровождаемый успехом, удачный», «живущий вполне спокойно, без каких-либо неприятностей», находящийся в состоянии благополучия» [13, с. 94].

В исследованиях социального благополучия больше всего внимания авторы обращают либо на общество как его наиболее значимый субъект (социально благополучное / неблагополучное общество), либо на индивидов, среди которых предполагается наличие значительных различий по уровню социального благополучия. При этом используются прежде всего объективные показатели его состояния: реальные доходы, условия жизни, покупательная способность, наличие и доступность учебных заведений разного уровня, организаций здравоохранения и медицинского обслуживания, торговых центров, магазинов, учреждений культуры, спорта и т. д. Вместе с тем, в последние годы и исследователями, и органами власти обращается особое внимание на субъективную сторону социального благополучия: как люди воспринимают происходящие в этом плане процессы и в обществе в целом, и в особенности в местах их поселения, насколько они удовлетворены состоянием собственного личного и семейного благополучия.

Но, так или иначе, в центре внимания оказывается социальное благополучие населения в качестве либо общественной, либо индивидуальной проблемы в условиях конкретного социального пространства, будь то регион, город, поселок, село. Между тем, есть и иные, не менее значимые субъекты деятельности, требующие знания, изучения и решения проблем их социального благополучия, выходящих за пределы общественных или индивидуальных. Речь идет о социальных общностях и социальных группах (социальных слоях). Их социальное благополучие не есть «сумма благополучия» отдельных людей,

входящих в состав названных общественных структур. Оно представляет собой особое качественное состояние, требующее своего анализа на основе специальной методологии и методики исследования.

С учетом сказанного возникают две проблемы, требующие прояснения отношения к ним. Первая — акцент на исследовании благополучия различных социальных общностей и социальных групп (профессиональных, образовательных, этнических, возрастных, гендерных и др.), вторая — анализ субъективных сторон их благополучия и выявление противоречий (несоответствий) между его объективными и субъективными аспектами. Мы полагаем, что именно эти две проблемы заслуживают первоочередного исследования, имея в виду наличие достаточно четких представлений о социальном благополучии в обществе в целом и в то же время явный дефицит научного знания об этом феномене применительно к названным выше социальным общностям и группам.

Отсюда следует, как нам кажется, целесообразность определения в качестве одного из приоритетных исследовательских направлений проблематики социального благополучия молодежи — наиболее массовой социальной общности в стране. Поскольку молодежь является чрезвычайно дифференцированной и структурированной по многим критериям (демографическим, образовательным, профессиональным, этническим и др.) общностью, постольку возникает необходимость конкретизации объекта исследования в составе молодежи.

Объектом нашего анализа в данной статье является студенчество, которое мы рассматриваем как образовательную общность. Соответственно предметом исследования выступает социальное благополучие студенчества.

ЦЕЛЬ СТАТЬИ — дать характеристику социальному благополучию студенчества как проблеме научного исследования.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Прежде чем раскрывать методологию и методику нашего исследования, зададимся рядом вопросов, касающихся общих характеристик социального благополучия студенческой молодежи. Каков его уровень? Можно ли студенчество в нашей стране рассматривать как социально благополучную общность? Каковы основные проблемы и факторы ее благополучия? Насколько студенты удовлетворены своей жизнью (ее различными сторонами), учебой, перспективами трудоустройства, возможностями профессионального и социального самоопределения? Как сегодняшнее состояние их социального благополучия коррелирует со стремлениями студентов к внутренней (внутри страны) и внешней (связанной с отъездом из нее) мобильности? Поставленные вопросы-проблемы имеют, по нашему мнению, «магистральное» значение, причем для анализа социального благополучия не только студенчества, но и молодежи в целом. В этом смысле ответы на вопросы и рассмотрение соответствующих проблем выходит за пределы нашей статьи.

С другой стороны, заданные и многие другие вопросы нуждаются в ответах, направленность которых не вызывает сомнения — создать условия для повышения уровня социального благополучия студенческой молодежи. Решение проблем, направленных на достижение поставленной цели, зависит от многих макро-, мезо- и микрофакторов, связанных с развитием и общества в целом, и системы профессионального образования в стране, в том числе в конкретном регионе, в котором проживает и учится студенческая молодежь, и ее возможностей приобретения желаемого трудоустройства и достойных условий жизни.

Методология анализа поставленных проблем требует междисциплинарных усилий и связана с использованием системного, институционального и иных общенаучных и дисциплинарных подходов, базирующихся на результатах исследований экономического, психологического, управленческого, организационного характера. Подробное

рассмотрение этих подходов выходит за рамки данной статьи, хотя их применение вполне обосновано при проведении специальных эмпирических исследований.

Здесь же мы остановимся на тех методологических вопросах, которые связаны с решением не столько практических, сколько теоретических проблем в рамках их социологического анализа. Он касается по большей части субъективных аспектов социального благополучия студенческой молодежи и выявления ее мнения относительно его разных сторон.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Сразу обозначим важную особенность авторского исследовательского подхода, состоящего в обосновании необходимости рассмотрения студентов колледжей и вузов во взаимосвязи, в качестве некоей целостности, как двух образовательных общностей, имеющих много общих характеристик и условий их социального благополучия. В совокупности и взаимосвязи они представляют собой статистически и социально значимый элемент структуры российского общества.

Российское студенчество является одной из массовых социальных общностей, несмотря на значительное его сокращение (на 45%) за последние 10 лет. Эти количественные трансформации происходили в силу демографических и социально-экономических причин, изменения приоритетов государственной образовательной политики. Если в 2010-2011 учебном году по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры обучалось почти 7 050 000 студентов, то к концу десятилетия их осталось чуть больше 4161 000 человек. От общей численности населения страны (около 146 млн человек) вузовское студенчество составляет сегодня почти 3%. В 2010-2011 учебном году по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих проходили обучение 1 млн 6 тыс. чел., по программам подготовки специалистов среднего звена — 2 млн 125,7 тыс. чел. Сегодня первых оказалось в 2 раза меньше (542,1 тыс. чел.), вторых — почти на 340 тыс. больше (2 млн 464,3 тыс. чел.). Общая численность студентов СПО — 3 млн 6 тыс. человек, или порядка 2% от численности населения страны. Все студенчество, включая учащихся учреждений СПО и вузов, к концу 2010-х гг. составило около 5% населения России [20, с. 94, 129; 8, с. 130, 181].

Связь двух образовательных общностей — студентов колледжей (техникумов) и вузов — определена процессами, происходящими в системе профессионального образования и обусловленными трансформацией образовательных треков учащейся молодежи. Названный подход верифицирован в эмпирическом исследовании, материалы которого будут использованы далее в статье.

Как правило, в научной литературе студенты колледжей и вузов рассматриваются отдельно друг от друга. Однако в свете меняющегося соотношения среднего профессионального и высшего образования, а также изменения их роли в определении жизненных и профессиональных траекторий больших групп российской молодежи нам представляется не только возможным, но и необходимым интегрировать две общности в одном объекте исследования. Причем не только интегрировать, но при этом еще и сравнивать их, в том числе по ряду характеристик социального благополучия.

Необходимость такого компаративного анализа вызвана тем, что в современном российском профессиональном образовании происходят трансформации, обусловленные сокращением сегмента высшей школы и расширением сегмента среднего профессионального образования. Изменяя возможности «входа» молодых людей в разные типы учебных заведений профессионального образования, государство перераспределяет потоки учащейся молодежи в пользу колледжей и техникумов.

Одна из целей таких трансформаций — повышение конкурентоспособности выпускников СПО в различных сферах общественной жизни, включая рынок труда. В то же время студенчество вузов в определенной своей части формируется за счет этих выпускников,

а значит, важно понимать особенности их трансфера из среднего профессионального образования в высшую школу. Кроме того, рынок труда и производство также дают смешанные сигналы-запросы на выпускников СПО и высшей школы и должны в равной степени адаптироваться к ним. Из такого понимания взаимосвязи между двумя общностями студентов вытекает один из важнейших методологических принципов нашего исследования.

Он позволяет рассматривать более глубоко ухудшающееся социальное и экономическое положение рассматриваемых образовательных общностей в условиях системного кризиса российского общества и большой части его населения (выросшая безработица, резкое сокращение среднего и особенного малого бизнеса, значительное обеднение населения, рост цен, инфляции, снижение покупательной способности и т.д.). На положении студенчества не могло не сказаться также усложнение ситуации в российском профессиональном среднем и высшем образовании, переживающем непростые времена. Постоянно предпринимаемые попытки его реформирования, модернизации, реструктуризации, оптимизации привели к результатам, которые трудно оценить однозначно.

Значительную роль в усугублении социально-экономического кризиса сыграла и пандемия коронавируса [9; 21]. Всеобщий переход образования на онлайн и дистанционную форму обучения не мог не сказаться на отношении к нему студентов. Анализ вторичных данных и результатов исследований свидетельствует об ухудшении качества образования, снижении успеваемости и мотивации студентов на учебу [2; 4].

Результаты наших исследований, проведенных в колледжах и вузах Свердловской области в 2019-2021 гг., показали возникновение парадоксальной ситуации, когда студентам стало легче сдавать экзамены и зачеты, а вот получать действительно качественные знания — труднее [7, с. 20-21]. У многих учащихся появились такие признаки ухудшения социального самочувствия, как усталость, разочарование, прокрастинация [3; 15]. В сложных условиях вынужденной дезадаптации оказались первокурсники. Онлайн-обучение не помогло им усвоить нормы учебного труда, его временной организации, культуру академического взаимодействия [10].

В рамках методологического анализа рассмотрим далее понятие «объединенного» студенчества. Студенты колледжей и вузов как образовательные общности представляют собой взаимосвязь (совокупность) учащихся, их групп и объединений, которые характеризуются доминантой образовательной деятельности в их образе жизни, обусловливающей сходство целей, задач, интересов, связанных с получением профессионального (среднего и высшего) образования, специальности и профессии, относительной однородностью состава, наличием внутренней структуры, схожих возрастных параметров, устойчивостью, стабильностью существования во времени и пространстве, способностью к взаимодействию с другими, в первую очередь образовательными, социальными общностями.

Общностный подход позволяет нам структурировать студенческую образовательную общность, выявляя специфику ценностного сознания и деятельности отдельных ее групп и в то же время показывая их общие черты и взаимосвязи. Принципы общностного подхода определяют возможности типологизации студенчества в контексте проблемы их социального благополучия.

Эмпирической базой статьи послужили результаты изучения ряда социальных проблем учащейся молодежи Свердловской области, включая ее отношение к образованию и удовлетворенность им. Сбор данных, их обработка и анализ были проведены научной группой Уральского федерального университета под руководством автора в 2019-2021 гг. Для разработки концептуальных подходов к исследованию были использованы результаты полуформализованных интервью с преподавателями и руководителями учебных

заведений среднего профессионального и высшего образования Свердловской области (2019-2020, п=24).

С целью получения эмпирических результатов был проведен массовый онлайн-опрос студентов учреждений среднего профессионального и высшего образования Свердловской области (январь-февраль 2021 г.). В опросе студентов СПО применялась стратифицированная выборка (гнездовой отбор из каждой страты), объем выборочной совокупности данной группы студентов составил 1 349 чел. Для отбора студентов вузов была использована квотная выборка, объем выборочной совокупности составил 953 чел. Ошибка выборки не превышала 2%.

В выборке оказалось среди студентов вузов 44,7% лиц мужского пола и 55,3% лиц женского пола, среди студентов колледжей — 57,7% лиц мужского пола и 42,3% лиц женского пола. Были представлены 4 направления подготовки — естественно-научное, инженерно-техническое, социально-экономическое, гуманитарное. По этим направлениям распределение студентов было следующим: в вузах естественно-научное — 10,7%, социально-экономическое — 15,4%, инженерно-техническое — 35,6%, гуманитарное — 38,3%; в колледжах естественно-научное — 11,3%, социально-экономическое — 16,8%, гуманитарное — 18,8%, инженерно-техническое — 53,1%. По формам обучения выборочная совокупность студентов выглядела так: в вузах бюджетная очная — 55,3%, бюджетная заочная — 5,7%, контрактная очная — 26,7%, контрактная заочная — 12,3%; в колледжах бюджетная очная — 85,1%, бюджетная заочная — 4,7%, контрактная очная — 7,5%, контрактная заочная — 2,7%.

Для общей характеристики российского студенчества и студенчества Свердловской области были использованы методы анализа статистических данных об учащихся учреждений СПО и высшего образования РФ и рассматриваемого региона, а также вторичного анализа данных исследований, близких к теме статьи.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Социальное благополучие — не постоянная величина (неменяющаяся совокупность показателей, характеризующих ее комплексность), не константа. Она представляет собой переменную, подверженную многочисленным изменениям в рамках как кратковременной, так и длительной перспективы. Это означает, во-первых, изменение количественных характеристик уже существующих показателей и индикаторов самого социального благополучия, во-вторых, появление новых показателей и индикаторов.

Социальное благополучие характеризуется рядом факторов. В упомянутом выше проекте Института социологии ФНИСЦ РАН названы и анализируются три основных фактора, определяющих уровень субъективного благополучия в России: возраст, доход, здоровье. Они были выявлены на основании эмпирического исследования, составной частью которого стало изучение ценностного сознания. В несколько упрощенной форме можно утверждать, что чем моложе респондент, чем больше получаемые им доходы, чем лучше здоровье, тем больше вероятность того, что уровень его благополучия будет оцениваться им как высокий.

Данные нашего исследования, в ходе которого мы выявляли факторы, определяющие уровень субъективного благополучия студентов, совпали в значительной мере с приведенными выше факторами благополучия населения страны. Из табл. 1 видно, что с большим отрывом в структуре ценностного сознания лидирует ценность хорошего здоровья — как у студентов вузов, так и колледжей. Точно также и у тех, у других на втором месте — ценность финансового благополучия. Что касается ценности возраста, то молодежью она не осознается так, как это имеет место у взрослых людей, а воспринимается как непосредственная данность, ценность которой самоочевидна и не нуждается в дополнительной аргументации.

Таблица 1 Основные ценности студентов вузов и колледжей,

в % от числа опрошенных*

Что влияет на ваш успех в жизни и социальное благополучие? Студенты вузов Студенты колледжей

% ответивших Ранговая позиция % ответивших Ранговая позиция

Хорошее здоровье 70,4 1 67,2 1

Финансовое благополучие 59,0 2 53,6 2

Семья 54,7 3 52,5 3

Самореализация 49,2 4 41,1 9

Хорошая работа 47,0 5 49,4 4

Осуществление своих планов, достижение своих целей 45,3 6 46,9 5

Возможность заниматься хобби, любимым 40,1 7 44,4 6

занятием

Гармония, баланс в жизни 39,1 8 29,4 13

Хорошее образование 36,2 9 41,2 8

Хорошие друзья 35,8 10 42,9 7

Возможность отдыхать, путешествовать 33,9 11 31,1 11

Возможности удачной карьеры 26,1 12 30,2 12

Наличие свободного времени 25,2 13 37,1 10

Признание, уважение в обществе, востребованность 19,6 14 21,2 14

Успешная учеба 18,5 15 28,7 15

Популярность, слава 4,8 16 8,7 16

Итого 604,9 625,8

* Сумма ответов превышает 100%, поскольку респонденты могли выбрать более одного варианта ответа.

Интерес представляет также сравнение основных ценностей, определяющее их значение для успеха в жизни и достижения социального благополучия у обеих студенческих общностей. Не трудно обнаружить подавляющее большинство идентичных мест, занимаемых ценностями в их общем списке у тех и других. Различия наблюдаются лишь по таким ценностям, как гармония и баланс в жизни (8 место у студентов вузов и 13 — колледжей), самореализация (соответственно 4 и 9 место) и свободное время (13 и 10 место). Данные, представленные в табл. 1, лишний раз подтверждают справедливость нашего методологического подхода, в рамках которого мы интегрировали обе студенческие общности в единую.

В целом студенты достаточно хорошо понимают, что их социальное благополучие тесно связано с их жизненным успехом, достижение которого зависит от целого ряда факторов. Студенты вузов на ведущие позиции выдвигают такие факторы жизненного успеха, как личная инициатива, энергия, предприимчивость (70,1%), интеллектуальные способности (55,5%), умение подать себя, показать с лучшей стороны (52,5%). Далеко сзади оказываются такие факторы, как нравственные качества и полученное образование. Доминирующее коллективное мнение студентов колледжей акцентирует внимание на таких же факторах жизненного успеха: личной инициативе, энергии, предприимчивости (56,6%), умении подать себя, показать с лучшей стороны (51,4%), интеллектуальных способностях (40,9%). Студенты колледжей лишь меняют местами, в сравнении со студентами вузов, второй и третий факторы. Однако обращает на себя внимание значительно меньшая часть

(в процентном отношении) респондентов среди студентов колледжей (в сравнении с их старшими товарищами), назвавших эти факторы. Особенно это касается интеллектуальных способностей и предприимчивости, инициативы. Что касается нравственных качеств и фактора образования, то они у студентов колледжей находятся также на «задворках» выбора.

Однако не все так просто в этом выборе, в том числе и с совпадающим мнением обеих студенческих общностей относительно нравственной стороны их действий и поступков. Мы это увидим из данных, представленных в табл. 2. Она представляет большой интерес, поскольку в ней отражена удовлетворенность студентов жизнью в целом, выступающая ядром их субъективного социального благополучия. Сама удовлетворенность жизнью показана сквозь призму ее различных сторон. Это удовлетворенность: состоянием здоровья, уровнем социальной и культурной активности, отношениями с окружающими людьми, нравственной стороной поступков, отношением к учебе и достижениями в ней, качеством знаний, умений и навыков, умением применять их на практике, выбором будущей профессии.

Среди полученных результатов — немало неожиданностей. К их числу можно отнести удовлетворенность нравственной стороной своих поступков и отношениями с окружающими людьми, которые занимают первое-второе места у студентов и вузов, и колледжей, превысив по каждой из позиций 80%. Высокое третье место заняла удовлетворенность и выбором будущей профессии. На последнем месте оказалась удовлетворенность собственной культурной и социальной активностью.

Интерес представляют данные об удовлетворенности состоянием своего здоровья. Только 2/3 студентов вузов и чуть больше студентов колледжей заявили об этом, так что становится понятным первое место ценности здоровья у обеих образовательных общностей. Не блестящая степень удовлетворенности комплексом отношений к учебе (сразу 4 позиции) стала важной характеристикой социального благополучия студентов и одновременно адекватным отражением этого феномена в структуре ценностей (см. табл. 1).

Таблица 2 Удовлетворенность студентов вузов и колледжей различными аспектами своей жизни, в% от числа ответивших

Насколько Вы удовлетворены в настоящий момент... Студенты вузов Студенты колледжей

Состоянием своего здоровья 65,7 71,3

Активностью в культурных мероприятиях и социальных проектах 50,7 58,0

Нравственной стороной своих поступков 87,2 81,5

Отношениями с окружающими людьми 83,3 83,4

Выбором будущей профессии 78,0 72,3

Своим отношением к учебе 67,2 63,5

Объемом и качеством знаний, умений и навыков, получаемых в ходе обучения 63,7 67,0

Умением применять полученные знания на практике 57,8 72,2

Своими достижениями в учебе 66,3 68,2

Особенно понятным становится такое отношение к образованию и удовлетворенность им на фоне мнений студентов о значимости образования в обществе и для них лично. Из табл. 3 следуют достаточно невысокие показатели этих мнений по всему набору отношений к образованию: ни по одной позиции данные не превышали и половины респондентов.

Таблица 3 Мнение студентов вузов и колледжей о значимости образования в современном обществе, в% от числа ответивших*

Высказывания о значимости образования Студенты вузов Студенты колледжей

Образование важно само по себе, оно делает меня культурным человеком 41,2 32,2

Хорошее образование дает уверенность в будущем 34,1 35,7

Образование дает возможность реализовать свой потенциал 40,8 36,0

Полезные знания приобретаются на практике, а образование нужно только для «корочек» 33,2 34,1

Образование сейчас потеряло свое значение, его наличие не гарантирует успеха в жизни 38,3 37,7

С образованием легче найти хорошую работу 33,4 40,7

Учатся те, у кого нет желания работать, служить в армии 4,5 6,7

Хорошее образование позволяет занять высокое положение в обществе 19,9 24,9

Образованному человеку интереснее живется 28,8 19,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учиться необходимо, чтобы не осложнять отношения с окружающими (родственниками, педагогами) 6,3 13,0

Итого 280,5 280,6

* Сумма ответов превышает 100%, поскольку респонденты могли выбрать более одного варианта ответа.

Общий контекст анализа проблематики образования студентов убеждает в том, что в лучшем случае для их третьей части (в худшем для 15%) этот вид деятельности в образе жизни учащейся молодежи является сильно мотивированным и реально доминирующим, определяя ее социальное благополучие. Для большинства студентов получение профессионального образования (как среднего, так и высшего) и учеба с этой целью становится нормой повседневного, слабо мотивированного поведения (подобно тому как ходят в обычную образовательную школу ее ученики), своеобразной «обязаловкой». Об этом свидетельствует табл. 4.

Таблица 4 Распределение времени на основные виды деятельности

среди студентов вузов и колледжей, в% от числа ответивших*

Чему Вы посвящаете значительную часть своего времени? Студенты вузов Студенты колледжей

Учебе 68,5 58,6

Общению с друзьями 44,1 56,0

Работе 38,5 22,5

Досугу 45,1 40,5

Собственной семье 44,6 41,5

Помощи окружающим 6,0 9,5

Итого 246,8 228,6

* Сумма ответов превышает 100%, поскольку респонденты могли выбрать более одного варианта ответа.

Правда, здесь нужно специально подчеркнуть важное обстоятельство: исследование проводилось в региональных, неэлитных вузах, студенческий состав которых комплектуется в подавляющем большинстве не самыми сильными выпускниками школы. Это касается как вузов, так и колледжей. При этом сам по себе факт поступления в вуз или колледж на образовательную программу (специальность, профессию), заранее выбранную в соответствии с профессиональным самоопределением, уже является доказательством социального благополучия студента.

В последней части статьи мы хотели бы остановиться на некоторых материально-финансовых аспектах социального благополучия студентов. С этой целью мы представим данные (в том числе табличные) об инвесторах образования студентов, о получении ими стипендий и о материальном положении их семей.

Источники инвестиций в обучение студентов вузов и колледжей показаны в табл. 5. Они свидетельствуют о том, что 2/3 инвестиций в обучение студентов вузов и менее 3/5 — в обучение студентов колледжей принадлежит их родителям и другим родственникам. Чуть более трети от общего количества средств за обучение в колледжах вносят сами их студенты, в вузах оплачивают свое обучение менее 30% студентов. Мы предвидим, что в связи со значительным обеднением порядка 20% семей (под влиянием кризиса, в том числе и в связи с пандемией коронавируса) в ближайшие годы сократятся инвестиции родителей в обучение детей — студентов, соответственно возрастет финансовая нагрузка на них самих.

Таблица 5 Источники инвестиций в обучение студентов вузов и колледжей, в % от числа опрошенных

Источник инвестиций Студенты вузов Студенты колледжей

Родители, другие родственники 65,0 57,2

Я сам 27,7 34,1

Предприятие (я — целевик) 5,4 6,5

Деньги взяты в кредит 1,9 2,2

Итого 100,0 100,0

Еще один источник финансового и в целом социального благополучия студентов — их стипендия. Отвечая на вопрос о получении стипендий, положительно ответили на него 46,3% студентов вузов и 59,6% студентов колледжей, соответственно отрицательно — 53,7% и 40,4%. Общее сокращение бюджетных затрат на профессиональное образование в стране свидетельствует о том, что вряд ли следует ожидать роста стипендиального фонда. Конечно, стипендии в стране не настолько велики (если только не учитывать повышенных и именных стипендий), чтобы серьезно влиять на рост социального благополучия. Но все же они вносят свою лепту в некую его стабилизацию.

Это важно отметить в связи с тем, что материальное положение большой группы студенческих семей оставляет желать много лучшего (см. табл. 6). У студентов вузов это примерно 40% их семей, колледжей — чуть более 50%. При получении этих данных мы исходили из того, что к семьям со сложным материальным положением следует относить три их группы: тех, у кого денег хватает на продукты и одежду, но покупка холодильника, телевизора, мебели превращается в проблему; тех, у кого хватает денег только на продукты, но покупка одежды уже затруднительна; тех, кто едва сводит концы с концами, и денег не хватает даже на продукты.

В целом, по данным исследований (в том числе нашего) материального положения и социального благополучия семей студентов, мы пришли к выводу, что их уровень су-

щественного разнится. Семьи вузовских студентов живут благополучнее и надежнее в материально-финансовом плане, чем семьи студентов колледжей. Не случайно такая ситуация оказывается для ряда выпускников школ решающей при выборе траектории профессионального образования.

Таблица 6 Материальное положение семьи студентов вузов и колледжей,

в % от числа опрошенных

Как бы Вы охарактеризовали материальное положение Вашей семьи? Студенты вузов Студенты колледжей

Мы можем позволить себе практически все: машину, квартиру, дачу и многое другое 9,3 9,6

Мы можем без труда купить автомобиль, но на большее — квартиру, дачу — денег нет 13,0 7,9

Мы можем без труда купить холодильник, телевизор, мебель, но на большее денег нет 38,4 30,5

Денег хватает на продукты и одежду, но покупка холодильника, телевизора, мебели — для нас проблема 29,9 38,0

На продукты денег хватает, но покупка одежды уже затруднительна 7,6 10,5

Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты 1,8 3,5

Итого 100,0

ВЫВОДЫ. Рассмотрев социальное благополучие студенчества как проблему научного исследования, мы отмечаем ее большую важность. Речь идет не просто о 5% населения страны, а об авангарде молодежи, о той социальной общности, за которой — будущее. Отсюда и значимость научного исследования проблемы социального благополучия студенчества.

Такое исследование должно приобрести характер междисциплинарного, а для его проведения требуется разработка соответствующей методологии и методики. Некоторые методологические подходы к изучению социального благополучия студенчества мы старались показать в данной статье. Но это только начало. Необходим учет социокультурного, пространственно-временного, аксиологического, ресурсного подходов. Особого внимания заслуживает исследование субъективного восприятия социального благополучия различными группами студенчества. А это значит, что нужна его научно обоснованная типология. Решение поставленных и некоторых иных проблем научного исследования будет иметь, несомненно, немалое значение как для самого студенчества, так и для той социально-пространственной среды, которая оказывает влияние на социальное благополучие этой молодежной социальной общности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреенкова А.В., Андреенкова Н.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью в России и Европе: сравнительный анализ // Дискурс. 2019. № 1. С. 67-81.

2. Блинов В.И., Сатдыков А.И., Сергеев И.С., Осадчева С.А. Экспертно-аналитическая записка «Аналитический обзор влияния ограничительных мер в условиях пандемии на качество образовательного процесса в СПО». URL: https://firo.ranepa.ru/realizatsiya-obrazovatelnoj-deyatelnosti-v-usloviyakh-pandemii/ekspertno-analiticheskie-zapiski/929-eaz-spo (дата обращения: 04.03.2021)

3. В Институте Пушкина рассказали, почему студенты больше устают от онлайн-занятий. URL: https://rg.ru/2020/03/23/mariia-lebedeva-studenty-bolshe-ustaiut-ot-onlajn-zaniatij.html (дата обращения: 05.03.2021).

4. Влияние пандемии COVID-19 на сектор высшего образования и магистратуру: международный, национальный и институциональный ответ: аналитические материалы / И.В.Аржанова, М.Ю. Барышникова, Л.В.Заварыкина [и др.]. Москва, 2020. URL: https://www.ntf.ru/sites/default/ files/Vliyanie%20pandemii%20COVID-19%20na%20sektor%20vysshego%20obrazovaniya%20i%20 magistraturu.pdf (дата обращения: 04.03.2021).

5. Гоффе Н.В., Монусова Г. А. Социальное благополучие: восприятие реалий // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19. № 3. С. 21-36. https://doi.org/10.31429/26190567-19-3-21-36 2

6. Градосельская Г. В. Субъективные и объективные оценки благосостояния // Социологический журнал. 2003. № 3. С. 86-98.

7. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А.Образовательная неуспешность российского студенчества: социологическая интерпретация проблемы // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 17-27.

8. Индикаторы образования: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Д. Р. Бородина, Л.М. Гох-берг и др. М.: Издательский дом ВШЭ, 2020. 496 с.

9. Как пережили пандемию вузы и колледжи: риски и новые возможности. URL: https://ioe.hse. ru/news/373725976.html (дата обращения: 02.03.2021).

10. «Кто-то на лекциях в душе моется». Первокурсники о том, как пандемия повлияла на учебу. URL: https://tass.ru/obschestvo/10540951 (дата обращения: 05.03.2021).

11. Кученкова А. В. Социальное самочувствие и субъективное благополучие: соотношение понятий и способов измерения // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2016. № 2. С. 118-127.

12. Петренко М.С., Дукарт С.А. Критерии социального благополучия: универсализм и проблемы социокультурного измерения // Векторы благополучия: экономика и социум. 2019. № 3(34). С. 79-87. DOI 10.18799/26584956/2019/3(34)/977

13. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньева. Т. 1. М.: Русский язык, 1985. 702 с.

14. Смолева Е.О. Счастье и деньги: материальные аспекты субъективного благополучия // Проблемы развития территории. 2020. № 3(107). С. 144-166.

15. Студенты назвали основные проблемы онлайн-обучения. URL: https://www.rbc.ru/society/19/ 08/2020/5f3bbdae9a7947d167de1a41 (дата обращения: 05.03.2021).

16. Субъективное и объективное благополучие в современном российском обществе: результаты эмпирического исследования: информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). 2020. № 1. 95 с.

17. Сушко П. Е. Счастье и социальное благополучие в оценках россиян: проблема разграничения понятий // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 1. С. 48-62.

18. Тихонова Н.Е. Удовлетворенность россиян жизнью: динамика и факторы // Общественные науки и современность. 2015. № 3. С. 19-33.

19. Черныш М.Ф. Факторы, влияющие на переживание счастья в российском обществе // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Т. 7. № 2. С. 9-33.

20. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Ключарев Г.А., Тюрина И.О. Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации. (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года). М.: Институт социологии РАН, Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. 270 с.

21. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 5. С. 72-81. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-72-81

REFERENCES

1. Andreenkova A.V., Andreenkova N. V. Determinanty udovletvorennosti zhizn'yu v Rossii i Evrope: sravnitel'nyj analiz [Comparative analysis of life satisfaction determinants in Russia and in Europe] // Diskurs. 2019. № 1. S. 67-81. (In Russian).

2. Blinov V.I., Satdykov A.I., Sergeev I.S., Osadcheva S.A.Ekspertno-analiticheskaya zapiska «Analiticheskij obzor vliyaniya ogranichitel'nyh mer v usloviyah pandemii na kachestvo obrazovatel'nogo processa v SPO» [Expert-analytical note «Analytical review of the impact of restrictive measures in the context of a pandemic on the quality of the educational process in secondary vocational schools»]. URL: https:// firo.ranepa.ru/realizatsiya-obrazovatelnoj-deyatelnosti-v-usloviyakh-pandemii/ekspertno-analiticheskie-zapiski/929-eaz-spo (data obrashheniya: 07.04.2021). (In Russian).

3. V Institute Pushkina rasskazali, pochemu studenty bol'she ustayut ot onlajn-zanyatij [The Pushkin Institute told why students are more tired of online classes]. URL: https://rg.ru/2020/03/23/ mariia-lebedeva-studenty-bolshe-ustaiut-ot-onlajn-zaniatij.html (data obrashheniya: 01.04.2021). (In Russian).

4. Vliyanie pandemii COVID-19 na sektor vysshego obrazovaniya i magistraturu: mezhdunarodnyj, nacional'nyj i institucional'nyj otvet: analiticheskie materialy (2020) [The impact of the COVID-19 pandemic on the higher education sector and magistracy: international, national and institutional response: analytical materials (2020)] / I.V.Arzhanova, M.U. Baryshnikova, L.V.Zavarykina [et al.]. URL: https://www.ntf.ru/sites/default/files/Vliyanie%20pandemii%20C0VID-19%20na%20sektor%20 vysshego%20obrazovaniya%20i%20magistraturu.pdf (data obrashheniya: 04.03.2021). (In Russian).

5. Goffe N.V., Monusova G.A.Social'noe blagopoluchie: vospriyatie realij [Well-being: reality and its perception] // Yuzhno-rossijskij zhurnal social'nyh nauk. 2018. T. 19, № 3. S. 21-36. (In Russian).

6. Gradosel'skaya G.V.Sub'ektivnye i ob'ektivnye ocenki blagosostoyaniya [Subjective and objective assessments of well-being] // Sociologicheskij zhurnal. 2003. № 3. S. 86-98. (In Russian).

7. Zborovsky G.E., Ambarova P. A. Obrazovatel'naya neuspeshnost' rossijskogo studenchestva: sociologicheskaya interpretaciya problemy [Educational failure of Russian students: a sociological interpretation of the problem] // Sociologicheskie issledovaniya. 2021. № 3. S. 17-27. (In Russian).

8. Indikatory obrazovaniya: statisticheskij sbornik (2020) [Indicators of education: a statistical collection (2020)] / N.V. Bondarenko, D.R. Borodina, L.M.Gokhberg [et al.]. M.: HSE Publishing House, 2020. 496 s. (In Russian).

9. Kak perezhili pandemiyu vuzy i kolledzhi: riski i novye vozmozhnosti [How universities and colleges survived the pandemic: risks and new opportunities]. URL: https://ioe.hse.ru/news/373725976.html (data obrashheniya: 08.03.2021). (In Russian).

10. Kto-to na lekciyah v dushe moetsya». Pervokursniki o tom, kak pandemiya povliyala na uchebu [«Someone takes a shower at lectures». First-year students on how the pandemic affected their studies]. URL: https://tass.ru/obschestvo/10540951 (data obrashheniya: 05.03.2021). (In Russian).

11. Kuchenkova A. V. Social'noe samochuvstvie i sub»ektivnoe blagopoluchie: sootnoshenie ponyatij isposobovizmereniya [Social self-perception and subjective well-being. A review of definitions and measurement models] // Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie. 2016. № 2. S. 118-127. (In Russian).

12. Petrenko M.S., Dukart S.A.Kriterii social'nogo blagopoluchiya: universalizm i problemy sociokul'turnogo izmereniya [Criteria of social well-being: universalism and problems of socio-cultural dimension] // Vektory blagopoluchiya: ekonomika i socium. 2019. № 3(34). S. 79-87. (In Russian).

13. Slovar' russkogo yazyka: v 4 t. [Dictionary of the Russian language] / pod red. A.P. Evgen'eva. T. 1. M.: Russkij yazyk, 1985. 702 s. (In Russian).

14. Smoleva E.O.Schast'e i den'gi: material'nye aspekty sub»ektivnogo blagopoluchiya [Happiness and money: material aspects of subjective well-being] // Problemy razvitiya territorii. 2020. № 3(107). S. 144-166. (In Russian).

15. Studenty nazvali osnovnye problemy onlajn-obucheniya [Students named the main problems of online learning]. URL: https://www.rbc.ru/society/19/08/2020/5f3bbdae9a7947d167de1a41 (data obrashheniya: 05.03.2021). (In Russian).

16. Sub'ektivnoe i ob'ektivnoe blagopoluchie v sovremennom rossijskom obshchestve: rezul'taty empiricheskogo issledovaniya: informacionno-analiticheskij byulleten' (INAB) [Subjective and objective well-being in modern Russian society: results of an empirical study: information and analytical bulletin (INAB)]. 2020. № 1. 95 s. (In Russian).

17. Sushko P.E.Schast'e isocial'noe blagopoluchie vocenkah rossiyan: problema razgranicheniya ponyatij [Happiness and Social Well-being in the Russians' Assessments: The Problem of Differentiation of Concepts] // Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika. 2020. T. 8, № 1. S. 48-62. (In Russian).

18. Tihonova N.E. Udovletvorennost' rossiyan zhizn'yu: dinamika i faktory [Russians' life satisfaction: dynamics and factors] // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2015. № 3. S. 19-33. (In Russian).

19. Chernysh M.F. Faktory, vliyayushchie na perezhivanie schast'ya v rossijskom obshchestve [Factors of Influence on the State of Happiness in the Contemporary Russian Society] // Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika. 2019. T. 7, № 2. S. 9-33. (In Russian).

20. Sheregi F.E., Aref'ev A.L., Klyucharev G.A., Tyurina I.O. Chislennost' obuchayushchihsya, pedagogicheskogo i professorsko-prepodavatel'skogo personala, chislo obrazovatel'nyh organizacij Rossijskoj Federacii. (Prognozdo 2020 goda i ocenka tendencij do 2030 goda) [Number of students, teaching and teaching staff, number of educational organizations of the Russian Federation. (Forecast until 2020 and assessment of trends until 2030)]. M.: Institut sociologii RAN, Centr social'nogo prognozirovaniya i marketinga, 2015. 270 s. (In Russian).

21. Shtykhno D.A., Konstantinova L.V., Gagiev N. N. Perekhod vuzov v distancionnyj rezhim v period pandemii: problemy i vozmozhnye riski [Transition of Universities to Distance Mode During the Pandemic: Problems and Possible Risks] // Otkrytoe obrazovanie. 2020. № 24(5). S. 72-81. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.