Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
114
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУБЕРКУЛЕЗ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ФОРМЫ / ОСЛОЖНЕННОЕ ТЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аскарова Р.И.

в Хорезмском областном противотуберкулезном диспансере с целью изучения клинико-рентгенологических проявлений туберкулеза у детей раннего возраста и выявления факторов риска, способствующих развитию заболевания и отягощающих течение туберкулезного процесса, проведен анализ 48 историй болезни детей в возрасте до 3 лет, лечившихся в Детском отделении туберкулезной больницы в 2021 гг. Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов диагностировали у 67,4%, первичный туберкулезный комплекс - у каждого пятого. Осложненное течение локальных форм - у каждого второго. Регистрировались: бронхолегочные поражения (27%,), туберкулез лимфоузлов (13%,), в том числе с развитием диссеминированного туберкулеза, менингита. Бактериовыделение - у 14 (18,2%) детей, из них с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя - у 52,0%. Туберкулез у 12% детей протекал на фоне аллергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аскарова Р.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY SIGNIFICANT TUBERCULOSIS IN PRESCHOOL CHILDREN

the purpose is to study clinical and X-ray manifestations of local tuberculosis in children of the tender age and to detect risk factors promoting the development of the disease and complicating it, thus the analysis included 48 cases of children cases under 3 years old who had been treated in Children ТВ Hospital in 2021. Tuberculosis of chest lymph nodes was diagnosed in 67.4% of them, and every fifth child had primary tuberculosis complex. Every other child was suffering from the complicated course of local tuberculosis (n = 42). The following forms were registered: bronchial pulmonary lesions (27%), lymphogenic progression (13%), including development of disseminated tuberculosis and meningitis. Positive results of sputum tests were observed in 14 (18.2%) children, of them 52% had multiple drug resistance. 10% of children suffering from tuberculosis manifested anergy. The predictors of such course of the disease included the absence of BCG vaccination and super infection with Mycobacterium tuberculosis.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цифровая трансформация - предполагает совершенствование основных бизнес-процессов компании для эффективного выполнения ожиданий клиентов за счет использования данных и технологий. В сфере образования студенты и преподаватели являются основными пользователями получающие пользу от цифровой трансформации в ВУЗах и для улучшения опыта студентов может включать [3]:

• Предоставление студентам возможности входа через мобильное приложение или веб-приложение.

• Предоставление широкого спектра возможностей для онлайн-обучения.

• Использование технологий для отслеживания успеваемости учащихся

EdTech - охватывает широкий спектр предлагаемых возможностей для внедрения образования в 21 веке - от интерактивных досок до онлайн-систем управления учебным процессом и современных планшетов.

Дополненная и виртуальная реальность активно развивается в сфере образования. Расширенная реальность - это захватывающая среда в физическом мире, где компьютеризированные знания улучшают предметы реального мира. С другой стороны, виртуальная реальность - это моделирование 3D-среды, в которой люди могут взаимодействовать с помощью очков виртуальной реальности или 3D- шлемов [4].

В заключение следует отметить, что современность предъявляет все более высокие требования к использованию современного программного обеспечения в дистанционном образовании. Объемы информации растут, и часто стандартные способы ее передачи, хранения и обработки оказываются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромный потенциал компьютера как инструмента обучения. Мультимедийные программы не исключают традиционных методов обучения, а гармонично сочетаются с ними на всех этапах обучения. Использование информационных технологий на занятиях позволяет не только значительно повысить эффективность преподавания, но и мотивировать студентов к дальнейшему самостоятельному обучению. В настоящее время существуют технологии, которые разрушают барьеры, делают образование более доступным и побуждает многих изучать новые предметы и навыки.

Список литературы /References

1. Охрименко Е.И. Особенности дистанционного обучения в высшей школе: методы и технологии образования. УрТИСИ ФГОБУ ВПО «СибГУТИ». Екатеринбург, 2013.

2. Ольховская И.В. Основные аспекты использования дистанционного образования. / Collection of scientific articles. LXV International correspondence scientific and practical conference. London, 7-8, 2020.

3. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. М.: ООО «КомНьюс Груп», 2019. 368 стр.

4. Смолин А.А., Жданов Д.Д., Потемин И.С., Меженин А.В. Системы виртуальной, дополненной и смешанной реальности. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2018. 59 с.

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аскарова Р.И. Email: Askarova1184@scientifictext.ru

Аскарова Роза Исмаиловна - старший преподаватель, кафедра инфекционных болезней и фтизиатрии, Ташкентская медицинская академия, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: в Хорезмском областном противотуберкулезном диспансере с целью изучения клинико-рентгенологических проявлений туберкулеза у детей раннего возраста и выявления факторов риска, способствующих развитию заболевания и отягощающих течение туберкулезного процесса, проведен анализ 48 историй болезни детей в возрасте до 3 лет, лечившихся в Детском отделении туберкулезной больницы в 2021 гг. Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов диагностировали у 67,4%, первичный туберкулезный комплекс - у каждого пятого. Осложненное течение локальных форм - у каждого второго. Регистрировались: бронхолегочные поражения (27%,), туберкулез лимфоузлов (13%,), в том числе с развитием диссеминированного туберкулеза, менингита. Бактериовыделение - у 14 (18,2%) детей, из них с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя - у 52,0%. Туберкулез у 12% детей протекал на фоне аллергии. Ключевые слова: туберкулез, ранний возраст, формы, осложненное течение.

SOCIALLY SIGNIFICANT TUBERCULOSIS IN PRESCHOOL

CHILDREN Askarova R.I.

Askarova Roza Ismailovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF INFECTIOUS DISEASES AND PHTHISIOLOGY, URGENCH BRANCHTASHKENTMEDICAL ACADEMY, URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the purpose is to study clinical and X-ray manifestations of local tuberculosis in children of the tender age and to detect risk factors promoting the development of the disease and complicating it, thus the analysis included 48 cases of children cases under 3 years old who had been treated in Children ТВ Hospital in 2021. Tuberculosis of chest lymph nodes was diagnosed in 67.4% of them, and every fifth child had primary tuberculosis complex. Every other child was suffering from the complicated course of local tuberculosis (n = 42). The following forms were registered: bronchial pulmonary lesions (27%), lymphogenic progression (13%), including development of disseminated tuberculosis and meningitis. Positive results of sputum tests were observed in 14 (18.2%) children, of them 52% had multiple drug resistance. 10% of children suffering from tuberculosis manifested anergy. The predictors of such course of the disease included the absence of BCG vaccination and super infection with Mycobacterium tuberculosis. Keywords: tuberculosis, tender age, forms, the complicated course.

УДК 616-002.5-05+616.053.2(075.8) DOI10.24411/2312-8267-2022-10104

Туберкулез - очень опасная медико-социальная проблема, затрагивающая все слои общества и возрастные группы. Туберкулез особенно опасно для детей первых трех лет жизни. Дети раннего возраста являются возрастной группой риска по заболеванию туберкулезом, что обусловлено анатомо-физиологическими особенностями организма. Анатомическое строение узкий просвет бронхов, мягкие хрящи, большое количество бокаловидных клеток, выделяющих слизь, и повышенная вязкость бронхиального секрета способствуют нарушению бронхиальной проходимости [1, 2]. Недостаточная выработка альвеоцитами сурфактанта, дефицит антитрипсина и ферментов клеточных лизосом приводят к снижению защиты от микроорганизма [3, 4]. Несовершенство иммунологических механизмов проявляется снижением мобилизации полинуклеаров в ответ на воспалительные стимулы в 2-3 раза по сравнению со взрослыми, понижением функциональной активности альвеолярных и интерстициальных макрофагов. Установлено, что у детей раннего возраста клетки CD4 продуцируют в 10 раз меньше интерферона и интерлейкина-2, что приводит к снижению иммунологической защиты организма [5]. Важным профилактическим мероприятием, направленным на повышение устойчивости организма, является вакцинация БЦЖ [6]. Большое значение приобретает вакцинация БЦЖ и у детей с перинатальной ВИЧ-

инфекцией [7].

Известно, что факторы риска отрицательно влияют на состояние механизмов защиты у детей и подростков, а у детей раннего возраста сочетание факторов риска увеличивает риск заболевания туберкулезом в 17 раз. Дети раннего возраста являются «индикатором» семейного туберкулеза [2]. Так как они чаще заболевают в очагах туберкулезной инфекции [3]. У детей из контактов с больным туберкулезом диагностируют тяжелые формы заболевания и осложненное течение, что свидетельствует об эпидемической опасности контакта.

Цель исследования: изучить клинико-рентгенологические проявления туберкулеза у детей раннего возраста, выявить факторы риска, способствующие развитию заболевания и отягощающие его течение.

Материалы и методы исследования: Из выписки истории болезни проведен анализ 48историй болезни детей в возрасте до 6 лет, находившихся на лечении в Детской туберкулезной больнице в 2020 гг. В исследование включены дети с установленным диагнозом туберкулеза, у 5 из них процесс сочетался с ВИЧ-инфекцией. Мальчики и девочки встречались одинаково часто (51,2 и 48,8% соответственно). Больные в возрасте до 1 года составили 20,7%, дети от 1 года до 2 лет - 48,8%, 2-3 года - 30,5%. Изучены данные эпидемиологического анамнеза, сведения о вакцинации БЦЖ, данные клинико-рентгенологического (МСКТ), лабораторного обследования, результаты иммунодиагностических проб - Манту с 2 ТЕ ППД-Л и пробы с аллергеном туберкулезным рекомбинантным (АТР). Статистическую обработку материала проводили на компьтере.

Результаты исследования:В структуре клинических форм у наблюдавшихся детей преобладал туберкулез внутригрудных лимфатических узлов (ВГЛУ) - 56 (68,3%), у 3/4 из них процесс характеризовался множественным поражением ВГЛУ (все группы средостения и корней легких). Первичный туберкулезный комплекс (ПТК) - у 16 (19,5%) больных, с локализацией в верхней доле правого легкого - у 64%. Казеозная пневмония - у одного ребенка. Диссеминированный туберкулез легких зарегистрирован у 7 (8,4%) больных. Туберкулезный менингит - у 2 (2,6%) пациентов. Изучена локализация специфического поражения у наблюдавшихся детей, и отмечено, что у всех пациентов (100%) имело место поражение ВГЛУ, у 53 (64,6%) больных процесс локализовался в легких (первичный аффект, очаговые тени лимфогематогенной диссеминации, бронхогенного обсеменения), у 6 (7,3%) пациентов - еще и внелегочная локализация. У 42 (51,2%) детей течение первичных локальных форм оценивалось как осложненное, в том числе были больные туберкулезом ВГЛУ (п = 36) и с ПТК (п = 6). Компрессионное сдавление бронхов с гиповентиляцией или ателектазом имело место у 7больных, бронхолегочные поражения - у 16, развитие плеврита - у одного. Казеозная пневмония диагностирована у одного больного, лимфогематогенное прогрессирование - у 13, в том числе с развитием диссеминированного туберкулеза легких, туберкулеза ЦНС, с поражением периферических лимфатических узлов (п =2), бедренного сустава (п = 1). Генерализованный туберкулез установлен у 3 пациентов, все с ВИЧ-инфекцией. Бактериовыделение обнаружено у 17,1% (п = 14) детей, из них с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя - у 50,0%. У всех этих больных было осложненное течение туберкулеза. У 90,2% больных наблюдались симптомы интоксикации разной степени выраженности, у 22% - бронхолегочный синдром (кашель, одышка, физикальные изменения в легких), у 14,6% - только кашель. Сочетание симптомов интоксикации и бронхолегочного синдрома отмечено в 30,5% случаев, все эти дети проживали в условиях семейного контакта, к врачу родители не обращались, лечили детей самостоятельно.Локальный туберкулез у 58 (70,7%) наблюдавшихся детей был выявлен преимущественно при проведении профилактических мероприятий: при обследовании по контакту - у 49 (59,7%), по туберкулинодиагностике - у 9 (10,9%). При обращении за медицинской помощью специфический процесс установлен у 24 (29,3%) больных после неэффективного курса лечения по поводу заболеваний органов дыхания. В диагностике туберкулеза у детей имеют большое значение иммунологические тесты: туберкулино-диагностика и проба с АТР.

Вывод: Сопоставляя результаты проводимых исследований, можно отметить, что у каждого третьего (п = 25) ребенка с положительной пробой Манту регистрировались гиперергические реакции на пробу с диаскинтестом. Гиперергические результаты обеих проб отмечены у каждого пятого. У каждого десятого (п = 8) - обе пробы были отрицательными, из них у 6 - диагностирован туберкулез ВГЛУ всех групп, осложненный бронхолегочным поражением, у 2 - диссеминированный туберкулез с генерализацией процесса, у 5 из них - туберкулез сочетался с ВИЧ-инфекцией. Все дети из семейного контакта, из них 5 выявлены по контакту, 3 - по жалобам.

Список литературы /References

1. Клочкова Л.В., Лозовская М.Э. Течение и исходы туберкулезного менингита у детей на современном этапе // Туб. и болезни легких, 2015. № 7. С. 68.

2. Маслова О.В., Киселевич О. К. Первичны й туберкулез у детей раннего возраста из семейного контакта // Туб. и болезни легких, 2014. № 8. С. 67-68.

3. Покровский В.И., Литвинов В.И. Туберкулезный менингит. М., 2005. 244 с.

4. Зубова Е.Ю. Дезадаптация и реабилитация психически больных, страдающих туберкулезом легких: Туберкулез и болезни лёгких .Том 95. №1, 2008. 44 с.

5. Фтизиатрия. Национальное руководство / Под ред. М.И. Перельмана. М., ГЭОТАР-Медиа, 2007. 506 с.

6. Хамрокулов Р.Ш. Силга карши курашишни ташкил этишда диспансернинг асосий вазифалари. Ташкент, 2006. С. 23.

7. ТиллашайховМ.Н. Туберкулезга карши муассасаларда инфекцион назорат. Ташкент,2013. С.31.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ ПО ПЕДИАТРИИ В УЗБЕКИСТАНЕ Машарипова Р.Т.1, Алиева П.Р.2 Email: Masharipova1184@scientifictext.ru

1Машарипова Роза Тельмановна - старший преподаватель; 2Алиева Парохат Рустамовна - ассистент, кафедра госпитальной и поликлинической педиатрии, Ургенчский филиал Ташкентская медицинская академия, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье описываются методы обучения студентов в медицинских вузах по педиатрии в Узбекистане. Также описываются различные современные методы обучения и их значение в развитии будущего врача во время обучения в высших медицинских учебных заведениях. В этих заведениях, однако, обычно весьма ограничено время преподавания дерматологии, поэтому преподаватели должны использовать различные современные подходы. В медицинской практике есть много распространенных нарушений, поэтому для улучшения усвоения знаний по дерматологии используются интерактивные и онлайн методы обучения. Это обеспечивает глубокое осмысление и обсуждение материала и активное участие в занятиях.

Ключевые слова: будущий врач, педиатрия, туберкулез, образование, интерактивная медицина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.