Научная статья на тему 'Социально-возрастные нормы в профессиональном контексте'

Социально-возрастные нормы в профессиональном контексте Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
315
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ВЗРОСЛОСТИ / КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СЕТЕВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / SOCIAL AND AGE NORMS / PROFESSIONAL NORMS / PROFESSIONAL PROBLEMS OF MATURITY / QUALITATIVE RESEARCH / NETWORK THEMATIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Озерина Анна Александровна

Актуальность исследования профессиональных норм заключается в необходимости их изучения для понимания всей картины психического развития человека в период взрослости. Ранее данная проблема не получила должного освещения в научных трудах по психологии. Представленная работа посвящена анализу результатов эмпирического исследования социально-возрастных норм в профессиональном контексте, то есть тем социальным предписаниям, которые обусловливают содержание и ход профессиональной деятельности человека на конкретных возрастных этапах. Целью исследования являлось выявление особенностей социально-возрастных норм, определяющих профессиональное становление личности. Исследование было проведено в рамках качественной методологии. Для сбора эмпирических данных использовались методы полуструктурированного интервью и фокус-групп. Обработка полученных текстов осуществлялась посредством сетевого тематического анализа. В результате было установлено, что содержание социально-возрастных норм в профессиональной сфере сфокусировано вокруг таких тематических единиц, как место и роль профессии в жизни человека, условия и показатели успешной профессиональной деятельности, профессиональные задачи трудового пути личности. Доказано, что трудовая деятельность в сознании респондентов выступает одной из самых значимых в жизни. Так же установлено, что особенно строгие нормы профессионального становления предъявляются к лицам среднего возраста, от которых требуется достичь результатов в карьере, иметь стабильный доход и передавать свой профессиональный опыт последующим поколениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND AGE NORMS IN THE PROFESSIONAL CONTEXT

The relevance of research of professional norms consists in the need of their studying for understanding the whole picture of mental development of a person in the period of maturity. Earlier the given problem was not properly highlighted in the scientific works on psychology. The present research is devoted to the analysis of empirical results of social and age norms in the professional context, i.e. to those social instructions which condition the contents and the course of professional activity of a person at concrete age stages. The research is aimed at the detection of the social and age norms features determining the professional development of a personality. The research was conducted within the frames of qualitative methodology. For collecting empirical data the methods of the semi-structured interview and focus groups were used. The processing of the obtained texts was carried out by means of the network thematic analysis. As a result, it was educed that the content of social and age norms in the professional sphere is focused around such thematic units as a place and a role of a profession in human lives, conditions and indicators of successful professional activity, labor-related professional problems of a personality. It is proved that the labor activity in the respondents' consciousness acts as one of the most significant in life. It is also revealed that especially strict norms of professional development are applied to middleaged persons who are obliged to gain certain results in the career, to have the stable income and to pass on the professional experience to the subsequent generations.

Текст научной работы на тему «Социально-возрастные нормы в профессиональном контексте»

www.volsu.ru

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.99 ББК 88.5

СОЦИАЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ 1

Озерина Анна Александровна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Волгоградский государственный университет ozermskaya@ya. т

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Актуальность исследования профессиональных норм заключается в необходимости их изучения для понимания всей картины психического развития человека в период взрослости. Ранее данная проблема не получила должного освещения в научных трудах по психологии. Представленная работа посвящена анализу результатов эмпирического исследования социально-возрастных норм в профессиональном контексте, то есть тем социальным предписаниям, которые обусловливают содержание и ход профессиональной деятельности человека на конкретных возрастных этапах. Целью исследования являлось выявление особенностей социально-возрастных норм, определяющих профессиональное становление личности. Исследование было проведено в рамках качественной методологии. Для сбора эмпирических данных использовались методы полуструктурированного интервью и фокус-групп. Обработка полученных текстов осуществлялась посредством сетевого тематического анализа. В результате было установлено, что содержание социально-возрастных норм в профессиональной сфере сфокусировано вокруг таких тематических единиц, как место и роль профессии в жизни человека, условия и показатели успешной профессиональной деятельности, профессиональные задачи трудового пути личности. Доказано, что трудовая деятельность в сознании респондентов выступает одной из самых значимых в жизни. Так же установлено, что особенно строгие нормы профессионального становления предъявляются к лицам среднего возраста, от которых требуется достичь результатов в карьере, иметь стабильный доход ■о и передавать свой профессиональный опыт последующим поколениям.

Ключевые слова: социально-возрастные нормы, профессиональные нормы, профессиональные задачи взрослости, качественное исследование, сетевой тематический анализ.

& Во многих психологических исследова- сионального становления человека не может ^ ниях подчеркивается, что содержание профес- быть адекватно понято вне категории жизнен-

ного пути личности [3]. При этом исследования социально-возрастных норм, структурирующих содержание и динамику профессионального пути личности, не проводились.

Социально-возрастные нормы во многом определяют весь жизненный путь взрослого человека, включая семейную, профессиональную и личностную сферу его жизни. Семейные нормы позволяют человеку определить порядок наступления таких событий, как вступление в брак, рождение и воспитание детей, помощь родственникам и т. д. Социально-возрастные нормы личностной сферы отражают, когда и как должны происходить такие события, как поддержание контактов с друзьями, путешествия, организация досуга, а главное, объясняют вопросы личностного роста, позволяют прояснить ценностно-смысловую составляющую возрастных задач.

Предметом исследования данной работы являются профессиональные нормы, определяющие совокупность содержательных и временных аспектов становления профессионала, а именно того, какие профессиональные задачи, как и когда человек должен решить. Целью исследования является определение особенностей социально-возрастных норм в профессиональном контексте.

Для сбора эмпирических данных мы использовали такие методы качественного исследования, как интервью и фокус-группы. Респондентами являлись представители обоего пола трех возрастных периодов - ранней, средней и поздней взрослости. Основной темой интервью являлись представления о социально-возрастных нормах, а именно событиях и задачах, возрастных границах их совершения, последствиях их нерешенности. При проведении фокус-групп в качестве настроечного этапа дискуссии стимулом являлся текст, описывающий жизненный путь конкретного человека. Далее модератор задавал вопросы согласно заранее разработанному плану исследования, поощряя спонтанные высказывания участников по теме изучаемой проблемы.

Для организации качественных данных был применен метод сетевого тематического анализа, позволяющего выявить «темы разного уровня обобщения и на этой основе идентифицировать целостный смысл интерпретируемого текста» [4, с. 241]. Разработанная тематическая сеть, включающая генеральные,

организующие и базовые темы, обеспечила интерпретацию и понимание текстов интервью и фокус-групп (см. таблицу).

Сетевой тематический анализ - это инструмент исследования, а не сам анализ [4]. Поэтому далее с помощью полученной тематической сети нам удалось определить представления о содержании и особенностях решения профессиональных задач ранней, средней и поздней взрослости, о необходимых условиях и показателях их успешного решения, о значимости соблюдения профессиональных норм по отношению к семейным.

Было выделено две генеральные темы. Первую мы назвали «основные характеристики профессиональной сферы», она включает темы, описывающие представления респондентов о месте профессии в жизни человека, целях профессиональной деятельности и условиях ее эффективной реализации. Нормы, объединенные данной темой, можно назвать функционально-содержательными. Рассмотрим каждую из них.

Основная профессиональная норма для всего периода взрослости может быть определена следующим образом: человек должен работать. В представлении респондентов безработный приравнивается к маргинальным слоям общества: «Все равно ему нужно приобретать профессию, потому что он иначе кто будет-то? Бомж? Ему нужно приобретать профессию». Профессиональная деятельность выступает как основополагающее предписание на всем жизненном пути взрослого человека вплоть до пенсионного возраста. При этом некоторые респонденты отмечают, что «желательно, чтобы человек работал по той специальности, которую он получил». То, для чего человек должен работать, было отражено в ответах на вопрос: «Для чего необходимо решать профессиональные задачи, что вам это дает». Респонденты по-разному формулировали функции профессиональной деятельности, но основная мысль может быть описана следующим образом: человек должен работать, чтобы заботиться о потомстве, а также, чтобы передать свой опыт последующему поколению. При этом для мужчин выдвигаются особые требования - он должен уметь зарабатывать деньги, чтобы обеспечить свою семью.

Сетевой тематический анализ текстов интервью «Социально-возрастные нормы в профессиональном контексте»

Генеральная тема

Организующие темы

Базовые темы

Примеры высказываний

Основные характеристики профессиональной сферы

Роль профессиональной деятельности

Работа как обязательная деятельность (самоцель)

«И: Как вы считаете, есть ли что-то, что каждый человек обязательно должен сделать в жизни? Р: Он обязательно должен работать»

Работа для

обеспечения

семьи

«Это забота о потомстве. Большая часть наших всех поступков, это забота о потомстве. Что дать, чтобы это за тобой, как-то это передать по наследству. Вот, образно говоря, мой отец работал, чтобы у меня было достойное образование, достойное жилье, какие-то материальные блага»

Условия эффективной профессиональной деятельности

Активная профессиональная позиция

«Обязательно нужно попробовать себя в этой специальности, ну в любом виде, пусть не за деньги, пусть в очень такой форме... слабо напоминающей профессиональную деятельность, но в этой специальности практика должна быть»

Профессионально важные качества

«Надо проявлять усилия и усердие для этого. Чтобы преуспеть в своей области, надо быть ответственным, целеустремленным, то есть обладать определенным спектром качеств, совокупностью качеств, которые обеспечат успех тебе в выбранной области»_

Удовлетворенность трудом

«. ..чтоб тебе в радость было работать... чтобы работа приносила радость, чтобы тебе было хорошо, удобно... ну, конечно, заработок чтобы был... ну... не обязательно чтоб заработок, чтобы тебе было удобно... и интересно главное». «Чтобы человек чувствовал себя защищенным, он должен иметь профессию, которая ему по душе»_

Место карьеры в жизни человека

Значимость построения карьеры_

«Гораздо страшнее, если у тебя нет семьи, нежели чем у тебя нет карьеры».

«Человек в первую очередь должен думать о детях»_

Время построения карьеры

«Человек должен сначала карьеру построить, ребенка завести позже. С другой стороны, в старости особо рядом с ребенком не будешь. Я до сих пор не решила, что лучше»

Выбор между карьерой и семьей у мужчин и женщин

«Главная задача у женщины - это все-таки рождение ребенка и семья, занятие воспитанием, а у мужчины - это карьера, потому что через нее он будет обеспечивать семью»

Профессиональный путь личности

Содержание профессиональных задач разных периодов взрослости

Профессиональные задачи в ранней взрослости

«25 лет - это крайний срок, когда ты должен определиться и пойти работать куда-то»

Профессиональные задачи в средней взрослости

«Каких-то определенных результатов можете добиться». «Карьерное совершенствование, какие-то первые успехи, которые оценят окружающие люди». «В 40 лет есть стабильная работа»

Профессиональные задачи в поздней взрослости

«Можно работать, если есть силы и здоровье. Это время, когда ты не гонишься за амбициями, а уже наоборот можешь пожинать плоды. Отдыхать» (гр. 20-30 л.). «Возраст очень сильно сказывается. Но работать человек должен. Во-первых, работа - это какой-то круг общения, во-вторых, работа - это приработок, потому что пенсионное обеспечение, к сожалению, очень такое слабенькое пока. И третье, человек должен вставать и бодренько двигаться на работу. Если он ляжет на диван, то на этом активная жизнь закончится» (гр. от 60 л.)_

Показатели успешного решения профессиональных задач

Профессиональный статус (должность)

«Можно быть счастливым и в рабочей профессии». «Если бы мы все были "Путины", было бы неинтересно»

Окончание таблицы

Генеральная тема

Организующие темы

Базовые темы

Примеры высказываний

Профессиональный путь личности

Показатели успешного решения профессиональных задач

Профессиональный рост

«Если ты чего-то достиг, какого-то положения, то как-то развиваться. Если это бизнес, то расширять его. Если это должность, то стремиться получить следующую. Доказывать свою нужность, в конце концов»

Признание окружающих

«О человеке идет определенная слава, скажем так, то есть о нем говорят, и, если я там спрошу у какого-нибудь Вани, он скажет мне: «Вот к нему иди». То есть о человеке говорят, как о хорошем специалисте»_

Стабильность (постоянная работа или определенный размер доходов)

«К 40 годам должен начать пожинать какие-то плоды. Стабильность той же самой работы, он знает, что его завтра не выгонят и ценят как профессионала»

Профессиональная самооценка

«Внутреннее какое-то ощущение. Когда ты чувствуешь, что ты доволен собой к этому возрасту в плане профессии, или не доволен»

Последствия нерешенности профессиональных задач (или несвоевременного решения)_

Осуждение со стороны окружающих, чувство нереали-зованности

«Мне кажется, за неуспехи в работе все-таки больше мужиков осуждают, а в семье, возможно, и женщину будут осуждать, что она не смогла там что-то сделать». «Если человек к 40 годам не смог добиться определенных высот в профессии, то на нем будет клише неудачника, скорее всего» (20-30 л.)

Далее респонденты описывают условия успешной профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как демонстрация определенного поведения и профессиональных качеств работником, а также наличие положительного отношения к профессии. Для того чтобы состояться в профессии, человек в любом возрасте должен сам приложить к этому усилия. По мнению респондентов, с начала профессионального пути человеку нужно быть активным в поиске работы, в ее выполнении, в продвижении по карьерной лестнице. «Что касается работы, ну, это, конечно, в первую очередь активность и ответственность в поиске. И такое осознанное отношение ко всему, что ты делаешь». Респонденты всех трех возрастных групп говорят о том, что необходимо «работать достойно». «Должен устроиться на работу и делать все качественно. Должен знать свою работу хорошо, он должен ее любить». То есть необходимо проявлять активность и выполнять свою работу качественно.

Среди профессионально важных качеств, способствующих успешному решению нормативных задач в профессии, респонденты перечисляют целеустремленность, трудолюбие, ответственность и др. «Самое главное, мне

кажется, это трудолюбие. Ну, это мое мнение, не ждать похвалы, не ждать каких-то наград, не ждать, что посыплется манна небесная, а просто работать и работать - рано или поздно это заметят». Для того чтобы состояться в профессии, нужно обладать определенными качествами, например, трудолюбием, ответственностью.

Еще одним важным нормативным условием, определяющим, что человек «состоялся в профессии», является его отношение к работе. Эту норму выделяют лица средней и поздней взрослости. «Работа должна нравиться, быть по специальности. То есть и специальность должна быть выбрана по интересу и по желанию, должна нравиться». Важным является то, что работа должна приносить удовлетворение. «И: Как ты поймешь, что он по работе состоялся? Р. Он не грузчик, не бомж, он имеет определенную работу, и она ему доставляет удовольствие. Ведь работа кроме денег еще должна радость приносить».

Несмотря на существование норм, определяющих профессию как одну из основных сфер человека, нами была выявлена норма, согласно которой профессия не должна быть приоритетной задачей в жизни. В представлении респондентов в иерархии основных сфер

жизни она стоит на втором месте: работа не должна быть на первом месте в жизни. Такое предписание звучит в высказываниях респондентов всех возрастов: «Вот у меня, конечно, была большая ошибка в жизни - у меня работа была на первом месте в основном почему-то. Все мои друзья говорили: "Ты не права, ты неправильно живешь. У тебя на первом месте работа. А на втором семья"». Теперь я понимаю, что я не права была, надо, чтоб семья на первом месте была, а потом работа. Ну, как-то так получилось». Описанная норма актуальна на всех этапах взрослости.

Тем не менее большинство респондентов сходятся в том, что в молодости необходимо сначала решить определенные профессиональные задачи, а потом уже создавать семью. При этом степень необходимых карьерных достижений варьируется. Минимальным условием является получение образования, а потом построение семьи: «Я считаю, что сначала нужно получить образование, а потом уже создавать семью. Это как бы лучший вариант. Можно и отодвинуть чуть-чуть, чтобы человек устроился как-то, адаптировался в этой области. Чтобы финансовая сторона у него укрепилась. И тогда уже можно семью создавать». Данная норма может быть представлена и в более жестком виде: «Очень легкомысленно, по моему мнению, без хорошей работы и без какого-то стартового капитала начинать совместную жизнь с человеком, а уж тем более создавать семью. Ну, то есть, официально узаконивать отношения. А заводить детей - уж тем более». Также отмечаются и послабления данной нормы в виде одновременного решения карьерных и семейных вопросов. Другими словами, социально-возрастная норма может быть выражена так: сначала необходимо получить образование и начать работать, а потом уже создавать семью.

Устойчивое и часто встречающееся в текстах интервью выражение «мужчина - добытчик, а женщина - хранительница очага» отражает гендерные особенности социально-возрастных профессиональных норм. Респонденты всех трех возрастных групп утверждают, что решение вопросов карьеры - это, прежде всего, мужская обязанность. «Мужчина должен работать обязательно, обеспечивать семью. Женщины не гонятся за карь-

ерой, по-моему, для них самое главное - семья, чтобы дети нормальные выросли, чтобы выучились». То есть работать и строить карьеру в первую очередь должны мужчины, пока женщины занимаются семьей. При этом в сознании респондентов профессиональные задачи мужчина решает не в личных целях, а в интересах своей семьи.

Вторая генеральная тема «профессиональный путь личности» объединяет темы, касающиеся профессиональных задач взрослого человека, основных показателей их успешного решения, а также последствий их несоблюдения. Описывая задачи, которые должен решить человек в профессиональной сфере в период ранней взрослости, респонденты отмечают желательность первых карьерных успехов, под которыми подразумевается - повышение в должности, достижение определенного уровня материального благополучия и т. д. Но обязательными для этого периода являются такие действия, как окончание вуза, нахождение работы и утверждение себя в профессии. Другими словами, до 30 лет человек должен получить образование, начать работать и достичь начальных профессиональных результатов. «В 20 лет у человека конкретные цели, например, в магистратуру поступить, или на работу выйти. В 30 лет уже подведены эти задачи». Ранее в исследованиях нашими коллегами было установлено, что большую значимость началу профессиональной деятельности придают респонденты ранней и поздней взрослости [2].

Профессиональные задачи средней взрослости в ответах респондентов концентрируются вокруг слов «стабильность», «опыт» и «результат». Если для молодежи важным является построение профессионального плана и попытки его корректировки, то в этом возрасте человек его реализует и можно проследить, насколько успешно у него это получается. «Я бы сказала, что возраст от 30 до 40 - это еще большее набирание опыта и становление профессионала. То есть в 40 лет можно сказать точно - человек профессионал или человек не профессионал». Основная нормативная задача в профессии у лиц средней взрослости заключается в том, чтобы иметь стабильную работу и стать профессионалом.

Профессиональные задачи поздней взрослости различаются в представлениях респондентов из групп ранней, средней и поздней взрослости. В сознании молодежи эти нормы представлены в менее выраженном виде, а именно: в поздней взрослости человек может работать, пока есть силы, желание и пока в нем нуждаются на работе. То есть норма не является жесткой, ее исполнение не является обязательным, а условий, при которых она выполняется, большое количество. Респонденты старших возрастных групп категорично заявляют: «Я вообще не понимаю, что такое слово "пенсия" - как угодно, все что угодно, но только работать до последнего». Ими не отрицается влияние возрастных изменений и того, что человеку сложно пережить выход на пенсию, но, главное, норма приобретает более жесткий характер предписания: человек должен работать, пока может. Важно, что в отличие от нормативных задач ранней и средней взрослости, в данном случае нет содержательного требования к действиям в профессии. То есть не уделяется внимание тому, как именно должен работать человек, что сделать в профессии на этом возрастном этапе.

Для того чтобы определить, насколько успешно были решены профессиональные задачи, в представлении респондентов существует ряд показателей, который нам удалось выявить и упорядочить. Во-первых, это профессиональный статус, относительно которого жестких норм нет. Как было подчеркнуто нами ранее, главное, чтобы человек не был безработным. Но есть особые требования к уровню его мастерства. «В любом деле должен быть профессионал. Если сантехник, есть какие-то специальности вроде престижные и вроде не престижные. Я считаю, сантехник, если он хороший сантехник, он себя будет уважать от и до». Другими словами, человек должен быть профессионалом своего дела независимо от должности и сферы деятельности.

Во-вторых, важным критерием эффективности решения профессиональных задач является постоянное стремление к профессиональному росту. Это может быть отражено как в объективных показателях - получение документов о повышении квалифи-

кации, повышение в должности, накопление финансового состояния и тому подобное, а также в субъективных - повышение профессиональной самооценки, овладение новыми методами работы и др. Наиболее актуально данное требование для периода средней взрослости. «Если я как врач, то могу сказать, то он должен осваивать новые методики лечения, хирург - новые методы операции и как лучше оперировать, терапевт должен теорию изучать и на практике применять все методы лечения, которые он уже изучил и теперь применяет». Нормой является то, что человек должен постоянно профессионально развиваться.

В-третьих, важным критерием, позволяющим оценить уровень профессиональных достижений, является социальное признание [1]. Чтобы подтвердить, что профессиональные задачи решены успешно, человеку необходима оценка окружающих его людей. «Самое большое, чего может достичь 50-летний мужчина, это уважение коллег и близкого окружения». Данная норма не является жесткой, но ее значимость подчеркивают респонденты всех возрастных групп: успех в профессии может быть измерен через его признание окружающими людьми.

В-четвертых, успешность решения профессиональных норм можно измерить с помощью такого понятия, как стабильность. Данный критерий не универсален, он в большей степени относится к периоду средней и поздней взрослости. «И: Какой тогда признак для вас будет важным, чтобы вы сказали, что человек счастлив и не зря прожил жизнь? Р: Наверное, мужчина должен достичь хоть каких-то минимальных высот в карьере. Какая-то стабильность должна быть». Другими словами, успех в профессии определяется тем, что у человека должна быть стабильная работа и (или) стабильный заработок.

И, наконец, в-пятых, человек должен быть способен сам оценить успешность своей профессиональной деятельности. «Вот, приходишь с работы и довольный, у тебя что-то получилось, тебе сегодня не выдали зарплаты, в том смысле, что это ты довольный, что тебе денег дали, просто у тебя что-то получилось на работе. Вот пробовали люди, а у тебя получилось. И ты сам себе, это нико-

му не видно даже, а сам себе ты сказал - у меня получилось, я молодец».

Особой группой можно выделить описания того, как должно относиться общество к несоблюдению возрастных профессиональных норм. В представлении респондентов безработные или неуспешные в профессии люди заслуживают порицания. «К отсутствию семьи и детей у нас в обществе не сложилось такого негативного отношения, как к отсутствию работы. Если человек ничего не делает, чтобы эта работа появилась, то со стороны общества идет осуждение». При этом больше санкций применяется к мужчинам, нежели к женщинам, а критическим возрастом для их предъявления является сорок лет. «Если у мужчины в 40 лет нет какого-то дела, которое приносит ему доход, и он не состоялся в карьерном плане, то его большинство не будет воспринимать всерьез. И будут считать, что он неуспешный, неудачник». Поэтому данную норму можно сформулировать так: безработный или неуспешный в карьере мужчина, как правило, вызывает осуждение со стороны общества.

Таким образом, социально-возрастные нормы в профессиональной сфере предписывают каждому человеку заниматься трудовой деятельностью с момента получения образования вплоть до старости с целью заботы о своей семье, особенный спрос по выполнению данной установки предъявляется мужчинам. Данные нормы также определяют карьере значимое, но второстепенное место в жизни человека. При этом существует специфика профессиональных задач на каждом возрастном этапе взрослости: в молодости необходимо достичь первых карьерных успехов; в зрелом возрасте обязательным является стабильный доход и трансляция опыта последующим поколениям; в пожилом возрасте важно работать, чтобы быть нужным обществу и оставаться активным. В представлении людей также существуют определенные нормативные условия и показатели успешного решения профессиональных задач.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-06-00326.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Курышева, О. В. Возраст как критерий социального сравнения / О. В. Курышева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2013. - № 2 (20). - С. 110-114.

2. Курышева, О. В. Эмпирическое исследование содержания и динамики нормативных жизненных событий в период взрослости / О. В. Курышева // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - Т. 1, № 9. - С. 245-254.

3. Поваренков, Ю. П. Положения системогене-тической концепции профессионального становления и реализации субъекта труда. Ч. 2 / Ю. П. Поваренков // Человек. Сообщество. Управление. - 2011. -№ 1. - C. 84-98.

4. Чернов, А. Ю. Качественный подход в психологическом исследовании / А. Ю. Чернов. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2008. - 340 с.

REFERENCES

1. Kurysheva O.V. Vozrast kak kriterij social'nogo sravnenija [Age as a criterion social comparison]. Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and social technologies, 2013. vol. 7. no. 2 (20). pp. 110-114.

2. Kurysheva O.V. Empiricheskoe issledovanie soderzhaniya i dinamiki normativnykh zhiznennykh sobytiy v period vzroslosti [Empirical Research of the Contents and Dynamics of Standard Vital Events in the Maturiry Period]. European Social Science Journal, 2014, vol. 1, no. 9, pp. 245-254.

3. Povarenkov Yu.P. Polozheniya sistemogeneticheskoy kontseptsii professionalnogo stanovleniya i realizatsii subyekta truda. Ch. 2 [Provisions of the Systematic and Genetic Conception of an Employee's Professional Development and Realization. Part 2]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie, 2011, no. 1, pp. 84-98.

4. Chernov A.Yu. Kachestvennyy podkhod v psikhologicheskom issledovanii [Qualitative Approach in Psychological Research]. Volgograd, Izd-vo VolGU, 2008. 340 p.

SOCIAL AND AGE NORMS IN THE PROFESSIONAL CONTEXT

Ozerina Anna Aleksandrovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Volgograd State University ozerinskaya@ya. ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The relevance of research of professional norms consists in the need of their studying for understanding the whole picture of mental development of a person in the period of maturity. Earlier the given problem was not properly highlighted in the scientific works on psychology. The present research is devoted to the analysis of empirical results of social and age norms in the professional context, i.e. to those social instructions which condition the contents and the course of professional activity of a person at concrete age stages. The research is aimed at the detection of the social and age norms features determining the professional development of a personality. The research was conducted within the frames of qualitative methodology. For collecting empirical data the methods of the semi-structured interview and focus groups were used. The processing of the obtained texts was carried out by means of the network thematic analysis. As a result, it was educed that the content of social and age norms in the professional sphere is focused around such thematic units as a place and a role of a profession in human lives, conditions and indicators of successful professional activity, labor-related professional problems of a personality. It is proved that the labor activity in the respondents' consciousness acts as one of the most significant in life. It is also revealed that especially strict norms of professional development are applied to middle-aged persons who are obliged to gain certain results in the career, to have the stable income and to pass on the professional experience to the subsequent generations.

Key words: social and age norms, professional norms, professional problems of maturity, qualitative research, network thematic analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.