Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО ВАЖНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СИБЛИНГОВЫМИ ПОЗИЦИЯМИ'

СОЦИАЛЬНО ВАЖНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СИБЛИНГОВЫМИ ПОЗИЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБЛИНГОВАЯ ПРОБЛЕМА / СТУДЕНТЫ / СИБЛИНГОВАЯ ПОЗИЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЭМПАТИЯ / ТИП НАПРАВЛЕННОСТИ / АЛЬТРУИЗМ / ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цветкова Н.А., Лагвилава К.Е., Петрова Е.А.

Введение. Научная новизна исследования заключается в изучении сиблинговой позиции студентов для пониллания того, какилли социально важнылли личностнылли качествалли они характеризуются в связи с этила факторолл, какие последствия для них лично и общества это лложет иллеть в ближайшей и отдаленной перспективе. Содержание статьи составляют результаты исследования социально важных личностных качеств студентов с различнылли сиблинговылли позициялаи. Изучались: элАпатия, направленность личности, альтруизлА, жизненная позиция, степень адекватности восприятия жизни. По этила паралАетралА выполнен сравнительный анализ данных студентов - единственных, старших и лалодших детей в се-ЛАье. Методы. Выборка из 150 студентов составлена случайнылА образолА и разделена на три группы: единственные дети в селАье, старшие дети, ЛАладшие дети. Методики: тест поликолАЛАуникативной элапотии И. М. Юсупова: ЛАетодика определения типа направленности личности Б. Басса: тест альтруистической направленности: графическая ЛАетодика «Жизнестойкость», выявляющая жизненную позицию и степень адекватности восприятия жизни. Результаты. Установлено, что изучаелАые социально важные характеристики личности в большей степени присущи студенталА - единственнылА детялА в селАье; ЛАежду студенталАИ-первенцалАИ - единственнылАИ и старшилАИ детьлАИ в селАье больше сходств, челА различий, но ЛАежду нилаи и студенталАИ - лалодшилаи детьлАИ больше различий, челА сходств: показатели группы студентов - лалодших детей являются более низкилаи по сравнению с показателялАИ двух других студенческих групп, за исключениелА альтруизлАа. Обсуждение результатов. Полученные в трех студенческих группах данные проинтерпретированы и адресованы селАейнылА консультанталА, психотерапевталА, психологола социальных служб, кураторалА студенческих групп, а также любознательнылА родителялА. Выявленные преилАущества и уязвилаости сиблинговой позиции студентов ЛАОгут составить научное основание для разработки програлАЛА развития их социально важных качеств в условиях образовательного процесса вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цветкова Н.А., Лагвилава К.Е., Петрова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY IMPORTANT PERSONAL QUALITIES OF STUDENTS WITH DIFFERENT SIBLING POSITIONS

Introduction. This paper brings new insights into the study of the sibling position of students to examine their socially important personal qualities in connection with this factor and to understand what short- and long-term individual and social consequences this may entail. This paper presents the results of a study of socially important personal qualities of students with different sibling positions, including empathy, personality orientation, altruism, life position, and the degree of adequacy of the view of life. According to these parameters, we carried out a comparative analysis of the data gathered from students - the only, the eldest, and the youngest children in the family. Methods. A sample of 150 students was randomly drawn and divided into three groups - the only children in the family, the eldest siblings, and the youngest siblings. The study used the following psychological assessment tools: (a) the questionnaire for Diagnosis of the Level of Polycommunicative Empathy Level by I. M. Yusupov, (b) the Bass Orientation Inventory, (c) Altruistic Orientation test, and (d) the Hardiness graphic technique, which assesses life positions and the degree of adequacy of views of life. Results. The findings of the study indicated that socially important personal qualities are more characteristic of students who are the only children in the family. There are more similarities than differences between first-born students who are the eldest and the only children in their families. However, students who are the only children in their families have more differences than similarities with those who are the youngest ones. In the group of students who are the youngest children in their families, the scores are lower compared to those in the other two student groups (except for altruism). Discussion. The data obtained in three student groups are interpreted and addressed to specialists in family counseling, psychotherapists, social service psychologists, curators of student groups, and inquisitive parents. The information about advantages and vulnerabilities of students' sibling position can form a scientific basis for creating programs for the development of their socially important qualities in the educational process of the university.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО ВАЖНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СИБЛИНГОВЫМИ ПОЗИЦИЯМИ»

Научная статья

УДК 159.923.2:316.61 https://doi.Org/10.21702/rpj.2022.1.14

Социально важные личностные качества студентов с различными сиблинговыми позициями

Надежда А. Цветкова1*, Кира Е. Лагвилава2, Елена А. Петрова3

1 Научно-исследовательский институт ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация

2 Псковский государственный университет, г. Псков, Российская Федерация

3 Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация

* TsvetkovaNA@yandex.ru

Аннотация

Введение. Научная новизна исследования заключается в изучении сиблинговой позиции студентов для понимания того, какими социально важными личностными качествами они характеризуются в связи с этим фактором, какие последствия для них лично и общества это может иметь в ближайшей и отдаленной перспективе. Содержание статьи составляют результаты исследования социально важных личностных качеств студентов с различными сиблинговыми позициями. Изучались: эмпатия, направленность личности, альтруизм, жизненная позиция, степень адекватности восприятия жизни. По этим параметрам выполнен сравнительный анализ данных студентов - единственных, старших и младших детей в семье. Методы. Выборка из 150 студентов составлена случайным образом и разделена на три группы: единственные дети в семье, старшие дети, младшие дети. Методики: тест поликоммуникативной эмпатии И. М. Юсупова; методика определения типа направленности личности Б. Басса; тест альтруистической направленности; графическая методика «Жизнестойкость», выявляющая жизненную позицию и степень адекватности восприятия жизни. Результаты. Установлено, что изучаемые социально важные характеристики личности в большей степени присущи студентам - единственным детям в семье; между студентами-первенцами - единственными и старшими детьми в семье больше сходств, чем различий, но между ними и студентами - младшими детьми больше различий, чем сходств; показатели группы студентов - младших детей являются более низкими по сравнению с показателями двух других студенческих групп, за исключением альтруизма. Обсуждение результатов. Полученные в трех студенческих группах данные проинтерпретированы и адресованы семейным консультантам, психотерапевтам, психологам социальных служб, кураторам студенческих групп, а также любознательным родителям. Выявленные преимущества и уязвимости сиблинговой позиции студентов могут составить научное основание для разработки программ развития их социально важных качеств в условиях образовательного процесса вуза.

ВЕШ^Н] СС ВУ 4.0 О Цветкова Н. А., Лагвилава К. Е., Петрова Е. А., 2022

189

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Ключевые слова

сиблинговая проблема, студенты, сиблинговая позиция, личностные характеристики, эмпатия, тип направленности, альтруизм, жизненная позиция, восприятие жизни, сравнительный анализ

Основные положения

> студенты - единственные дети в семье отличаются эмпатией, деловой направленностью, активностью и адекватностью в восприятии жизни; альтруизм им свойственен в большей степени, чем студентам - старшим детям, но в меньшей, чем студентам - младшим детям;

> студенты - старшие дети больше направлены на себя, менее альтруистичны и менее адекватны в восприятии жизни; более эмпатийны со стариками и героями художественных произведений;

> студенты - младшие дети нацелены на отношения в ущерб себе; выделяются высоким уровнем альтруизма, но низким общим уровнем поликоммуникативной эмпатии и меньшей активностью.

Для цитирования

Цветкова, Н. А., Лагвилава, К. Е., Петрова, Е. А. (2022). Социально важные личностные качества студентов с различными сиблинговыми позициями. Российский психологический журнал, 79(1), 189-203. https://doi.Org/10.21702/rpj.2022.1.14

Введение

Рассматриваемая в данной статье тема входит в тематику сиблинговой проблемы, поставленной учеными в конце XIX в. (Баскаева, 2021; Зырянова, 2008; Лаптева, Валуева, Шепелева, 2019). С самого начала своего появления ее суть составляло предположение о важности отношений между сиблингами для их индивидуального личностного развития, социализации и социальной адаптации. Постепенно исследователи перешли от изучения факторов, определяющих качество отношений детей, рожденных и воспитывающихся в одной семье (в расчет брались: очередность рождения, количество детей, пол, разница в возрасте), и влияния, которое сиблинги оказывают на развитие друг друга, к исследованию личностных особенностей детей в зависимости от их сиблинговой позиции, а затем - и тех вкладов, который они вносят в социум по мере расширения социализации.

В поэтапном процессе разработки сиблинговой проблемы можно выделить несколько наиболее заметных акцентов: 1) акцент на поиске связи между порядком рождения детей и их достижениями (в начале ХХ в. Э. Хэвилок показал связь между порядком появления детей на свет и их успехами в жизни (Матвеева, 2001); 2) анализ сиблинговых отношений как центрального явления семейной жизни и ключевого социального условия развития личности, представленный в исследованиях А. Адлера (Адлер, 1997); 3) изучение влияния индивидуальной среды и становление научного направления «генетика поведения». Положение об индивидуальной среде стало теоретическим основанием для переосмысления механизма социализации: в качестве единицы социализации стала указываться не семья, а сам ребенок с собственной уникальной средой развития (до второй половины ХХ в.); 4) поиск подходов к обнаружению конкретных факторов индивидуальной среды (со второй половины ХХ в. и до его конца). К концу ХХ в. была обозначена потребность в разработке более адекватной

теории для объяснения различий между сиблингами и корректной методологии их исследования (Баскаева, 2021). В начале XXI в. Н. М. Зырянова в аннотации к обзору «Ранние си-блинговые исследования» отметила: «Эффект порядка рождения оказался более сложным, чем большинство исследователей полагало в 1920-1965 гг. Выяснение роли эффекта порядка рождения в личностном развитии - тема будущих исследований» (Зырянова, 2008, с. 1); 5) современные исследования сиблинговых отношений (XXI в.).

В настоящее время в большей степени заметен поиск ответов на следующие вопросы: как родители устанавливают и/или поддерживают отношения со своими детьми в зависимости от очередности их рождения? Как дети с определенной сиблинговой позицией формируют отношения со сверстниками в различных социальных условиях? Как складываются отношения между сиблингами в течение всей жизни? Как сиблинговая позиция связана с социальным статусом человека за пределами семейного круга? Исследователи сходятся в том, что сиблин-говые отношения, сложившиеся внутри семьи, продолжаясь во взрослой жизни, определяют качество отношений в том социуме, куда включаются дети по мере взросления и расширения социализации (Русс, Владимирова, 2012; Якимова, 2013; Алибегашвили, 2019; Лаптева и др., 2019; Баскаева, 2021).

В XXI в. отечественными психологами затрагивались такие аспекты сиблинговой тематики, как: а) влияние порядка рождения на когнитивное развитие, интеллект и другие личностные особенности детей (Алексеева, 2008; Вараксина, 2015; Лаптева и др., 2019). Анализ статистических данных о 224 нобелевских лауреатах XX в. показал, что 46,9 % из них - первенцы в семьях; 18,8 % - вторые по порядку рождения дети; 17,9 % - третьи; б) способность к лидерству, управленческой деятельности и творческой самореализации молодых людей с различной сиблинговой позицией в семье (Сай, 2009; Гурова, Суркова, 2012), и др. Выводы ученых отражают некоторое превосходство первенцев - единственных и старших детей в семье. Возможно, по этой причине первенцы удостоились большего внимания отечественных исследователей. Еще в конце прошлого века Т. К. Карацуба выполнила диссертационную работу, посвященную особенностям жизненного и профессионального становления единственных детей в семье (Карацуба, 1998), а спустя десятилетие М. В. Сай были опубликованы результаты гендерного анализа лидерского личностного потенциала детей, имеющих и не имеющих сиблингов (Сай, 2009). Есть разработки, отражающие особенности психологии и социальной адаптации единственного ребенка в семье и его семейного воспитания (Баландина, Силина, 2010; Вараксина, 2015; Коваленко, Саркисян, Гундарь, 2015; Гитман, Подольная, 2016), обосновывающие предположение о наличии связи порядка рождения и поведения личности в конфликте (Грошев, Утенышева, 2015).

Зарубежные ученые также продолжают научные изыскания в этой области и порой опровергают ранее сделанные выводы, например, о связи порядка рождения и интеллекта (Kristensen & Bjerkedal, 2007). В американском справочном модуле по нейробиологии и биобихевиоральной психологии есть отдельная статья «Порядок рождения», подготовленная психологом F. J. Sulloway (Sulloway, 2017). Американские психологи А. Bleske-Rechek и J. A. Kelley исследовали влияние порядка рождения на личность первенцев, старших, средних и младших детей в семье (Bleske-Rechek & Kelley, 2014). Английские психологии изучали связь порядка рождения со способностью кооперироваться у детей дошкольного возраста (Prime, Plamondon, & Jenkins, 2017). Шведские исследователи выполнили анализ связи сиблинговой позиции и специальности, которую дети выбирали в колледже (Barclay, Hällsten, & Myrskylä,

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

2017). Другие шведские ученые установили, что мужчины - старшие дети в родительской семье «более эмоционально стабильны, настойчивы, общительны, готовы брать на себя ответственность и способны проявлять инициативу», чем родившиеся младшими, и задались вопросом: старшие дети рождены руководить? (Black, Grönqvist, & Öckert, 2018). В статье R. Kuba, J. Flegr, J. Havlicek, опубликованной в нидерландском журнале «Intelligence», показано влияние порядка рождения на вероятность поступления в вуз (Kuba, Flegr, & Havlicek, 2018). В публикации немецкого исследователя J. Grabmeier отмечено влияние сиблинговой позиции на разводимость: чем больше братьев и сестер, тем меньше вероятность расторжения брака во взрослом возрасте (Grabmeier, 2013). В 2021 г. появился русскоязычный перевод книги австралийского педагога М. Гроуза «Почему первенцы правят миром, а младшие дети хотят изменить его». В ней автор обобщил многочисленные исследования и существующие теории, а также выдвинул предположения, ждущие проверки научными методами и жизнью. В частности, он утверждает, что около 50 % окружающих нас людей - активно проявляющие себя первенцы - единственные или старшие дети в семье, а увеличивающееся в геометрической прогрессии число первенцев среди общего числа детей влечет за собой большие последствия для любого общества (Гроуз, 2021).

В современной ситуации общественного развития актуальность сиблинговой проблемы сохраняется, с одной стороны, за счет продолжения научной проработки сиблинговых взаимоотношений в целях методического оснащения семейного психолого-педагогического аспекта (коррекции межличностных отношений между детьми в семье, помощи родителям в создании условий для формирования чувства принятия и выражения поддержки в детской подсистеме семьи и др.), а с другой стороны,- назревшей потребностью ее исследования за пределами семейного контекста. Актуальность изучения психологии человека в зависимости от порядка рождения (сиблинговой позиции) в более широком социуме аргументируется тем фактом, что это важно с практической точки зрения, например, для научного объяснения и нивелировки некоторых конфликтогенов в межличностном общении и взаимодействии в дружеских и любовных отношениях, в профессионально-трудовой сфере, а также для прогнозирования возможных решений, которые предложат те или иные политики, примут лидеры и руководители на различных уровнях социального управления. Иными словами, важно знать не только, кем становятся в жизни дети с различной сиблинговой позицией, но и какими социально важными личностными качествами они характеризуются на разных этапах взросления, а, следовательно, какие социальные и психологические последствия для общества возможно спрогнозировать уже сейчас.

На наш взгляд, искать ответ на этот вопрос целесообразно у студенческой молодежи - студенты уже взрослые люди, сделавшие свой первый серьезный выбор (профессию), но всё еще весьма податливые воспитательному влиянию, особенно - сообразному их онтологической реальности и если есть возможность что-то изменить. Пока они нечасто попадают в выборки эмпирических исследований психологов, связывающих личностные качества взрослых людей с очередностью их рождения. В этом отношении публикация А. А. Моисеевой «Взаимосвязь структуры семьи и порядка рождения с альтруистической направленностью личности» является для нас особо ценной (Моисеева, 2016). И если эмпатия у студентов довольно изучена (Никишов, Осипова, 2015; Дмитриева, Хамзина, 2020; и др.), то публикации об особенностях их личностной направленности (Никандрова, 2015; Павленко, 2019), как и жизненной позиции (Гурова, Суркова, 2012; Филиппова, 2015; Ивченков, Малинский, 2018), являются

единичными. У студентов практически не изучалась степень адекватности восприятия жизни. Эти аспекты сиблинговой проблемы пока остаются малоисследованными в кардинально изменившихся условиях российской действительности. Однако рассматриваемые здесь параметры студенческой молодежи (эмпатия, альтруизм, направленность личности, жизненная позиция, степень адекватности в восприятии жизни) - единственных, старших и младших детей в семье важны для понимания социума, в котором мы живем, прогнозирования характера социального взаимодействия и вектора его развития.

Научная новизна данного исследования заключается в определении личностных особенностей студентов с различной сиблинговой позицией - единственных, старших и младших детей в семье и установлении различий между ними по таким социально важным характеристикам личности, как: эмпатия, тип личностной направленности, альтруизм, жизненные позиции, адекватность восприятия жизни, которые оказывают заметное влияние на социально-психологическую атмосферу в любом обществе. Полученные данные вносят вклад в развитие сиблинговых исследований в социальной психологии.

Цель исследования - определить уровень развития социально значимых личностных характеристик студентов с различными сиблинговыми позициями. Для ее достижения решались следующие задачи: 1) выявить у студентов - единственных, старших и младших детей в семье: общий уровень поликоммуникативной эмпатии и его частные показатели - показатели эмпа-тии с детьми, родителями, стариками, незнакомыми и малознакомыми людьми, животными, героями художественных произведений; тип направленности личности и уровень альтруизма; жизненные позиции и степень адекватности их восприятия жизни; 2) выполнить сравнительный анализ показателей по вышеперечисленным замеряемым параметрам личности и провести проверку достоверности межгрупповых различий; 3) дать обобщенные социально-психологические характеристики трех студенческих групп.

В ходе исследования проверялась гипотеза о наличии достоверных различий между тремя обследованными студенческими группами, выделенными, в зависимости от сиблинговой позиции испытуемых, по таким социально значимым качествам личности, как эмпатия, тип направленности, альтруизм, жизненная позиция, адекватность восприятия жизни. Предполагалось, что в группе старших детей в семье изучаемые личностные параметры будут иметь самые высокие показатели и окажутся более социально-ориентированными.

Методы

В эмпирическом исследовании, которое проводилось в г. Москве с марта по июнь 2021 г. под руководством профессора Н. А. Цветковой в рамках практикума «Обработка данных социально-психологических исследований» на факультете экстремальной психологии МГППУ приняли участие 150 студентов старших курсов нескольких московских вузов социально-гуманитарной направленности (преимущественно МГППУ, РГСУ, МГОУ). Возраст испытуемых от 19 до 23 лет включительно, медиана 20,5. Женщины составили 62,67 % выборки, мужчины - 37,33 %. Выборка формировалась случайным образом, использовалась Google-таблица. Особенность выборки (преобладание студентов женского пола) объясняется преимуществом девушек в тех учебных группах, где собирался эмпирический материал. Совокупная студенческая выборка была разделена на три группы: I - единственные дети в семье (58 чел.); II - старшие дети в семье (36 чел.); III - младшие дети в семье (56 чел.). Заметим, что первая и вторая группы студентов - это дети-первенцы (94 чел.).

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Применялись следующие методики социально-психологической диагностики: 1) методика диагностики поликоммуникативной эмпатии И. М. Юсупова - эмпатии с детьми, родителями, стариками, незнакомыми и мало знакомыми людьми, животными, героями художественных произведений; 2) методика диагностики типа направленности личности Б. Басса («Я», «отношения», «дело»); 3) диагностика альтруистической направленности (Фетискин, Козлов, Мануйлов, 2002); 4) графическая методика «Жизнестойкость» (Королева, 2005) - на ее основе изучались жизненные позиции, в которых находились студенты на момент обследования,- «жертва», «созерцатель», «активист», а также степень адекватности их восприятия жизни. Студентам давалось задание нарисовать паука и двух мух: одна из мух должна остаться вне паутины, а другая - увязнуть в ней. При анализе рисунков определялись: персонаж, изображенный первым (позиция автора), а также расстояния между тремя «героями» (степень адекватности восприятия жизни определялась на основе шкалы Р. Лайкерта в интервале от 1 до 10 баллов в зависимости от того, насколько расположение паука и мух напоминало равносторонний треугольник; высокая и очень высокая степень адекватности восприятия жизни отсчитывалась от 6 баллов).

Математико-статистическая обработка данных осуществлена на основе пакета MS Office Excel, IBM SPSS Statistics 23. Достоверность различий в показателях трех студенческих выборок определялась по Н-критерию Краскала - Уоллеса, а также парно по U-критерию Манна -Уитни. Выбор критериев обусловлен особенностями распределения исследуемых показателей и типами шкал психодиагностических методик.

Результаты

Результаты диагностики поликоммуникативной эмпатии

Результаты анализа показателей общего уровня поликоммуникативной эмпатии в трех студенческих группах отображены в ниже в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анализа данных по параметру «общий уровень поликоммуникативной эмпатии», полученные в трех студенческих выборках

Распределение по уровням

Выборки студентов

i

X

о

высоким средним низким

чел. % чел. % чел. %

Единственные дети

33 66 48,37 92,54 6 10,3 49 84,5 3 5,2

в семье

Старшие дети в семье 35 76 49,92 103,28 2 5,6 31 86,1 3 8,3

Младшие дети в семье 26 61 44,63 113,37 0 0 46 82,1 10 17,9

Данные таблицы 1 показывают, что во всех трех выборках показатели общего уровня поликоммуникативной эмпатии относятся к области средних значений; при этом студенты -единственные дети в семье, а также старшие дети превосходят младших детей по данному параметру; среди младших детей в семье относительно двух других студенческих выборок самый большой процент студентов - с низким общим уровнем поликоммуникативной эмпатии (около 18 %) и ни одного испытуемого, имеющего высокие показатели.

Результаты более детального анализа эмпирических данных об эмпатии студентов, в зависимости от очередности рождения, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анализа данных, полученные в трех студенческих выборках по отдельным

компонентам общего уровня поликоммуникативной эмпатии

Исследуемые структурные компоненты Единственные дети Старшие дети Младшие дети

поликоммуникативной эмпатии Сред. Дисп. Сред. Дисп. Сред. Дисп.

1 - с детьми 8,92 9,4 8,75 7,56 7,79 12,06

2 - с родителями 9,53 5,04 9,33 4,34 8,34 7,39

3 - со стариками 7,29 5,35 7,50 8,83 6,25 7,61

4 - с малознакомыми и незнакомыми людьми 8,71 9,12 8,58 6,94 9,09 12,08

5 - с животными 7,54 8,88 7,42 5,05 6,50 7,20

6 - с героями художественных произведений 6,80 5,96 8,33 5,89 6,66 4,23

Таблица 2 позволяет увидеть, что показатели студентов - единственных детей в семье, а также старших детей в семье являются более высокими почти по всем структурным компонентам общего уровня поликоммуникативной эмпатии по сравнению с показателями группы младших детей в семье. Исключение составляет компонент «эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми» - в выборке младших детей в семье он самый высокий. Рейтинг структурных компонентов поликоммуникативной эмпатии в выборке студентов - единственных детей в семье, а также старших детей в семье возглавляет эмпатия с родителями (9,53 и 9,33 соответственно), а в выборке младших детей в семье - эмпатия с малознакомыми и незнакомыми людьми (9,09), за которой следует эмпатия с родителями (8,34). Самый низкий уровень эмпатии в выборке студентов - единственных детей в семье наблюдается по компоненту «эмпатия с героями художественных произведений» (6,80), в выборке старших детей в семье - «эмпатия с животными» (7,42), в выборке младших - «эмпатия со стариками» (6,25).

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Результаты исследования личностной направленности

Личностная направленность студентов в зависимости от очередности рождения в семье включала анализ эмпирических данных по четырем параметрам: направленность «на себя», «на отношения», «на дело», «альтруизм». Полученные данные представлены ниже в таблице 3.

Таблица 3

Распределение студентов по типам направленности личности и доле лиц с альтруистической

направленностью в трех выборках

Типы направленности личности Альтруистическая

Я Отношения Дело направленность

Выборки

студентов % средн. дисп. % средн. дисп. % средн. дисп. % средн. дисп.

Единственные дети в семье 38,0 27,00 45,05 3,4 20,59 50,47 58,6 32,98 36,69 13,8 7,51 10,91

Старшие дети в семье 58,3 29,33 27,31 8,3 20,33 20,80 33,3 30,75 30,88 0 6,17 9,40

Младшие дети в семье 30,4 25,02 18,93 25 24,95 24,74 44,6 29,89 40,24 19,6 8,48 5,82

Отображенные в таблице 3 данные позволяют заметить, что в выборке студентов - единственных детей в семье, а также младших детей в семье сильнее двух других типов направленности выражена направленность «на дело», причем сильнее всего она выражена в группе единственных детей в семье (среднее значение показателя - 32,98). В выборках студентов -единственных детей в семье и старших детей в семье направленность «на отношения» является слабовыраженной, а в выборке младших детей в семье ее показатели (количество студентов,% доля в группе, среднее значение показателя) явно выше. В группе студентов - старших детей в семье есть значительная доля испытуемых, имеющих сильно выраженную направленность на себя (58,3 %).

Анализ данных трех студенческих выборок по параметру альтруистической направленности личности показал, что самый высокий% альтруистов в выборке студентов - младших детей в семье (около 20 %); в выборке студентов - единственных детей альтруисты составили около 14 %, а выборка студентов - старших детей полностью состоит из эгоистов.

Результаты исследования жизненных позиций и степени адекватности восприятия жизни в трех студенческих выборках

Полученные по графической методике данные сведены в таблицу 4, которая представлена ниже.

Таблица 4

Результаты анализа жизненных позиций студентов и степени адекватности их восприятия жизни

в зависимости от очередности рождения в семье

Жизненные позиции Степень адекватности

е о к с е т и т е м и р а е е н Позиция восприятия жизни

Выборки студентов Дисперсия Активист Созерцатель Жертва 2 ь н е п е т с >х о к о с вы е о к с е т и т е м и р а е е н Дисперсия

д е р С с

д е р С

Единственные дети в семье 2,56 0,56 55,2 29,3 15,5 63,8 5,80 5,67

Старшие дети в семье 2,25 0,71 50,0 25,0 25,0 41,7 4,08 5,91

Младшие дети в семье 2,23 0,69 25,0 26,8 48,2 67,9 5,45 6,87

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные, приведенные в таблице 4, показывают, что активная жизненная позиция в большей степени свойственна единственным (55,2 %) и старшим (50 %) детям в семье. И если в этих выборках «активисты» составляют половину, то в выборке младших детей - только четверть. Среди младших детей в семье как минимум вполовину больше студентов в позиции «жертва», чем в двух других выборках. Неожиданным оказался результат, полученный в выборке старших детей в семье по степени адекватности восприятия жизни,- она оказалась заметно ниже, чем в выборках студентов - единственных и младших детей в семье. При подсчете индекса жизненной позиции обнаружено, что все студенческие выборки тяготеют к активному «пауку»: лучше всего это получается у студентов - единственных детей в семье (общегрупповой показатель составил 2,56 балла из трех необходимых «активисту»), затем у старших (2,25 балла) и, наконец, у младших (2,23 балла).

По Н-критерию Краскала - Уоллеса статистически значимые различия между тремя студенческими группами на уровне достоверности р < 0,01 обнаружены по интегративному параметру «поликоммуникативная эмпатия»; по направленности личности - по всем трем шкалам («Я»: Н = 12,128 при р = 0,002; «общение»: Н = 18,537 при р = 0,000; «дело»: Н = 8,734 при р = 0,013); по степени адекватности восприятия жизни (Н = 9,678 при р = 0,008). Полученные результаты иллюстрирует таблица 5.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 5

Результаты анализа достоверности различий исследуемых показателей между тремя студенческими выборками по Н-критерию Краскала - Уоллеса

Виды поликоммуникативной эмпатии

Направленность

и л е т а

п

а

к о

п

и у

р

т ь

л А

я л е т

и д

о р

с

ы н т о в и

*

с

а

к

и р

а т с о

е д

с

8 'I

удо ни

;< ш и д ие мв

СК (О оя и

ро о

ер 1- С

с

ь д

л н.

п

о л а

ь н е

й и

б о

о р

у

С

э

Я

и

н

е

ш

о

н

т

От

о

л

е Д

я

и ц

и

п

о п я а н н е н

п

и

*

я и т я

и р

п с о

к

е д

А

и н

п

и

*

Н 8,23 7,84 4,75 5,93 2,96 10,56 0,43 4,60 12,13 18,54 8,73 0,88 9,68 р 0,02 0,02 0,09 0,05 0,23 0,01 0,81 0,10 0,00 0,00 0,01 0,65 0,01

При проведении сравнительного анализа показателей студентов - старших и младших детей в семье по и-критерию Манна - Уитни, помимо указанных, дополнительно обнаружились значимые различия по параметру альтруизма (и = 673,5 при р = 0,007). Эти результаты представлены ниже в таблице 6.

Таблица 6

Результаты анализа достоверности различий между выборками старших и младших детей в семье по U-критерию Манна - Уитни

Виды поликоммуникативной эмпатии

Направленность

ь л е т а

п

а

к о

и у

р

т ь

л А

л е т

и д

о р

с

и

*

с

а

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и р

а т с о с

е д

с

§1

ун

¡< Ф и д ие мв

СК (О оя и

ро о

ер 1- С

с

о к а н

п

е н

с

ь д

л

о л а

ь н е

й и

б о

о р

у

с

э

я

и

н

е

ш

о

н

т

От

о

л

е Д

и ц

и

п

о п я а н н е н

п

и

*

и р

п с о

с о н т а в к

е д

А

U 673,5 768,0 789,0 774,0 840,0 618,0 951,0 793,5 579,0 504,0 982,5 994,5 684,0 р 0,01 0,05 0,08 0,06 0,18 0,00 0,65 0,09 0,00 0,00 0,84 0,91 0,01

Таким образом, в ходе сравнения исследуемых показателей социально значимых характеристик личности между выборками студентов - единственных, старших и младших детей в семье была установлена высокая достоверность выявленных различий.

Обсуждение результатов

Полученные нами данные позволяют вынести на обсуждение следующие обобщенные социально-психологические характеристики трех студенческих групп, выделенных в зависимости от порядка рождения в семье:

1) студенты - единственные дети в семье, по сравнению со студентами - старшими и младшими детьми в порядке рождения, отличаются более высоким уровнем поликоммуникативной эмпатии; у них ярко выражен тип направленности личности «на дело»; они занимают более активную жизненную позицию и имеют более высокую степень адекватности восприятия жизни; альтруистическая направленность им свойственна в большей степени, чем студентам -старшим детям в семье, но в меньшей, чем студентам - младшим детям в порядке рождения;

2) студенты - старшие дети в семье, по сравнению со студентами - единственными и младшими детьми в порядке рождения, характеризуются: более высоким уровнем направленности «на себя»; значимо более низким уровнем альтруизма, более низкой степенью адекватности восприятия жизни, несколько более высоким общим уровнем поликоммуникативной эмпатии и, в частности,- эмпатии со стариками и героями художественных произведений;

3) студенты - младшие дети в семье, по сравнению со студентами - единственными и старшими детьми, имеют: достоверно более высокий уровень личностной направленности «на отношения» и более низкий - «на себя»; более высокий уровень альтруистической направленности; более низкий общий уровень поликоммуникативной эмпатии, в том числе по таким его структурным компонентам, как эмпатия с детьми, родителями, стариками и животными, однако он более высокий по компоненту «эмпатия с малознакомыми и незнакомыми людьми»; меньшую степень активности жизненной позиции.

Единственные и старшие дети в семье - это дети-первенцы. И, вероятно, они больше сходны, чем различны. Почти полное сходство между ними обнаружено по параметрам: 1) «направленность на отношения» (для студентов обеих сравниваемых групп отношения являются третьестепенными, и этот тип направленности у них выражен в одинаковой степени); 2) «общий уровень поликоммуникативной эмпатии», в котором показатели: эмпатия с детьми, родителями, стариками, животными, с малознакомыми и незнакомыми людьми -имеют очень близкие значения.

Различия между ними установлены по уровню эмпатии с героями художественных произведений (он выше в группе студентов - старших детей в семье, что возможно объяснить навязанной им родителями ответственностью за своих младших сиблингов, что вызывало негативные чувства к ним, толкало на поиск идеальных отношений и объяснения своего положения); по степени адекватности восприятия жизни (она достоверно выше у единственных детей в семье и объясняется возможностями родительской семьи обеспечить ребенку условия для более широкой социализации и большей активности). Самое сильное различие обнаружено по направленности личности «на дело» (и = 1905,5 при р = 0,003); студенты -единственные дети в семье по этому параметру значительно превосходят своих сверстников - старших и младших детей.

Показатели группы студентов - младших детей в семье в целом являются более низкими

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

по сравнению с показателями двух других студенческих групп почти по всем изучаемым нами социально значимым характеристикам.

Заключение

Обобщая результаты проведенного нами эмпирического исследования и сопоставляя их с выдвинутой в начале исследования гипотезой, отметим, что первая ее часть нашла свое подтверждение: статистически значимые межгрупповые различия действительно были обнаружены. Однако также было установлено, что между студентами-первенцами - единственными и старшими детьми в семье больше сходств, чем различий, но между ними и студентами -младшими детьми в семье больше различий, чем сходств. Студенческая группа, состоящая из младших детей в семье, несколько «уступает» группе студентов - единственных и старших детей в семье по уровню развития исследованных нами социально важных характеристик личности, за исключением альтруизма (здесь его общегрупповой показатель выше и доля альтруистов больше).

Вторая часть гипотезы - предположение о том, что в выборке студентов - старших детей в семье изучаемые личностные параметры будут иметь самые высокие показатели, и она окажется относительно двух других выборок более социально-ориентированной, не подтвердилась. Эта группа совокупной студенческой выборки оказалась достоверно более эгоистичной и менее адекватной в восприятии жизни, хотя более эмпатийной к старикам и героям художественных произведений. Заметим, что высокий уровень направленности «на себя» в сочетании с невысокой степенью адекватности восприятия жизни закладывает почву для формирования противоправного поведения. Предположительно, этот результат объясняется недостаточным вниманием родителей к потребностям своих старших детей - ныне студентов, когда они были маленькими детьми: в одних семьях родители отдавали их на воспитание дедушкам и бабушкам (отсюда у старших детей относительно высокая эмпатия к старикам и низкая - к родителям), в других - вменяли им в обязанность присмотр за младшими сиблин-гами, требовали делиться с братом или сестрой игрушками, сладостями и другими ценными для старшего ребенка благами.

Обнаружено, что студентам - младшим детям в семье недостает направленности и «на себя», и «на дело», а также эмпатии с детьми, родителями, стариками и жизненной активности.

В то же время была выделена группа студентов - это единственные дети в семье, у которых все исследуемые социально важные характеристики личности оказались ярко выраженными: деловая направленность, активная жизненная позиция, реалистичность восприятия жизни, поликоммуникативная эмпатия; и при этом им не чужд альтруизм. Общественная потребность в молодежи с такими свойствами высока. Однако общество не сможет обеспечить свое воспроизводство, если возьмет ориентир на поддержку однодетных семей. К тому же далеко не каждая однодетная семья создает условия для воспитания ребенка с ярко выраженными социально важными качествами.

Научная новизна полученных нами данных заключается в определении у студентов уровня развития ряда социально важных качеств личности (альтруизма, поликоммуникативной эмпатии, деловой направленности, активной жизненной позиции, реалистичности восприятия жизни) в связи с их сиблинговой позицией, а также перспектив усиления этих качеств.

Практическая значимость исследования состоит в том, что получено научное основание для разработки программ социально-психологической работы со студентами с учетом

преимуществ и уязвимости их сиблинговой позиции, которые способствовали бы развитию их социально важных личностных качеств. Такие программы могут быть включены в образовательный процесс вуза, а также реализовываться в системе социального обслуживания населения. Полученные результаты могут быть полезными семейным консультантам, психотерапевтам, психологам социальных служб, студентам и кураторам студенческих групп, а также любознательным родителям. Разработка данной проблемы может быть продолжена на других студенческих выборках (более объемных и включающих студентов, обучающихся не только в вузах социально-гуманитарной направленности).

Благодарности

Авторы благодарят за помощь в сборе и первичной обработке данных студентов 4 курса факультета экстремальной психологии, обучающихся в МГППУ по программе «Психология служебной деятельности», а также студентов факультета психологии МГОУ и РГСУ.

Литература

Адлер, А. (1997). Наука жить. Киев: Port-Royal.

Алексеева, О. С. (2008). Порядок рождения и когнитивное развитие сиблингов. Психологические

исследования, 7(2). https://doi.org/10.54359/ps.v1i2.1019 Алибегашвили, Н. М. (2019). Основные подходы в изучении сиблинговых отношений. Мир

науки. Педагогика и психология, 7(4). Баландина, Л. Л., Силина, Е. А. (2010). Особенности взаимоотношений с сиблингами и сверстниками у детей из многодетных и однодетных семей. Психологические исследования, 3(12). https://doi.org/10.54359/ps.v3i12.905 Баскаева, О. В. (2021). Основные направления сиблинговых исследований. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», 2, 96-115. https://doi. org/10.28995/2073-6398-2021-2-96-115 Вараксина, В. В. (2015). Психоэмоциональное состояние старшего ребенка в связи с рождением в семье младшего сиблинга. Научные исследования и разработки молодых ученых, 5. Гитман, А. В., Подольная, А. М. (2016). Особенности социальной адаптации единственного

ребенка в семье. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 29, 103-110. Гроуз, М. (2021). Почему первенцы правят миром, а младшие дети хотят изменить его.

Санкт-Петербург: Портал. Грошев, И. В., Утенышева, О. В. (2015). Особенности взаимосвязи порядка рождения личности и поведения в конфликте. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 6, 28-35.

Гурова, Е. В., Суркова, Е. Г. (2012). Способность к творческой самореализации молодых людей с различной сиблинговой позицией в семье. Знание. Понимание. Умение, 4, 285-288. Дмитриева, Л. Г., Хамзина, Д. В. (2020). Особенности проявления эмпатии у студентов - пользователей социальных сетей. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 1, 175-187. Зырянова, Н. М. (2008). Ранние сиблинговые исследования. Психологические исследования,

7(2). https://doi.org/10.54359/ps.v1i2.1028 Ивченков, С. Г., Малинский, И. Г. (2018). Типология жизненных позиций студентов в контексте риска и безопасности. ЦИТИСЭ, 1.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Карацуба, Т. К. (1998). Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье (кандидатская диссертация). Москва. Коваленко, А. И., Саркисян, К. Р., Гундарь, Е. С. (2015). Особенности развития личности единственного ребенка в семье. Образование и наука в современных условиях, 1, 180-181. Королева, З. (2005). «Говорящий» рисунок: 100 графических тестов. Екатеринбург: У-Фактория. Лаптева, Н. М., Валуева, Е. А., Шепелева, Е. А. (2019). Проблема влияния порядка рождения детей в семье на их интеллектуальные способности и личностные особенности. Современная зарубежная психология, 8(2), 83-94. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080208 Матвеева, М. (2001). Старшенькие и младшенькие. Здоровье детей, 17. Доступ 20 июня 2021,

источник https://zdd.1sept.ru/article.php?id=200101701 Моисеева, А. А. (2016). Взаимосвязь структуры семьи и порядка рождения с альтруистической направленностью личности. Вестник Новгородского государственного университета, 2, 69-72.

Никандрова, Н. П. (2015). Изучение направленности личности студентов. Личность, семья

и общество: вопросы педагогики и психологии, 6, 68-74. Никишов, С. Н., Осипова, И. С. (2015). Психологические особенности эмпатии у студентов.

Казанский педагогический журнал, 6-2, 410-413. Павленко, В. Н. (2019). Эксперимент С. Милгрэма сквозь призму исторической психологии.

Социальная психология и общество, 70(3), 5-18. https://doi.org/10.17759/sps.2019100301 Русс, С. А., Владимирова, И. В. (2012). Порядок рождения как фактор развития идентичности.

Образование и саморазвитие, 5, 156-161. Сай, М. В. (2009). Лидерский личностный потенциал детей, имеющих и не имеющих сиблин-гов (гендерные различия). Грани познания, 3. Доступ 11 февраля 2022, источник http:// grani.vspu.ru/files/publics/96 st.pdf Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. (2002). Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Издательство Института Психотерапии. Филиппова, А. В. (2015). Влияние порядка рождения на формирование социометрического

статуса. Северо-Кавказский психологический вестник, 13/4, 39-41. Якимова, Т. В. (2013). Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях

сиблинговых отношений в семье. Консультативная психология и психотерапия, 4, 96-111. Barclay, K., Hallsten, M., & Myrskyla, M. (2017). Birth order and college major in Sweden. Social

Forces, 96(2), 629-660. https://doi.org/10.1093/sf/sox069 Black, S. E., Gronqvist, E., & Ockert, B. (2018). Born to lead? The effect of birth order on noncogni-tive abilities. The Review of Economics and Statistics, 700(2), 274-286. https://doi.org/10.1162/ REST a 00690

Bleske-Rechek, A., & Kelley, J. A. (2014). Birth order and personality: A within-family test using independent self-reports from both firstborn and laterborn siblings. Personality and Individual Differences, 56, 15-18. https://doi.org/10.1016/j.paid.201 Grabmeier, J. (2013). More siblings means less chance of divorce as adult. In Science Daily. Retrieved

from www.sciencedaily.com/eleases/2013/08/130813101824.htm Kristensen, P., & Bjerkedal, T. (2007). Explaining the relation between birth order and intelligence.

Science, 376(5832), 1717. Retrieved from https://doi.org/10.1126/science.1141493 Kuba, R., Flegr, J., & Havlicek, J. (2018). The effect of birth order on the probability of university enrolment. Intelligence, 70, 61-72. https://doi.org/10.1016/j.intell.2018.08.003

Prime, H., Plamondon, A., & Jenkins, J. M. (2017). Birth order and preschool children's coopérative abilities: A within-family analysis. British Journal of Developmental Psychology, 35(3), 392-405. https://doi.org/10.1111/bjdp.12180 Sulloway, F. J. (2017). Birth Order. Reference Module in Neuroscience and Biobehavioral Psychology. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-809324-5.06133-2

Дата получения рукописи: 30.09.2021 Дата окончания рецензирования: 04.03.2022 Дата принятия к публикации: 09.03.2022

Заявленный вклад авторов Надежда Александровна Цветкова - провела теоретический анализ исследований по теме статьи; разработала методологическую основу исследования; разработала инструментарий для психологического тестирования студентов и макет сводной таблицы результатов исследования, осуществила систематизацию первичных данных, обобщила совокупные результаты эмпирического исследования; выполнила общую редакцию текста статьи. Кира Евгеньевна Лагвилава - выполнила всю работу по математико-статистической обработке данных и описанию полученных результатов.

Елена Алексеевна Петрова - выполнила анализ современных научных публикаций по сиблинговой проблеме в зарубежной психологии, обеспечила участие студентов в психологическом тестировании и сбор его первичных результатов.

Информация об авторах Надежда Александровна Цветкова - доктор психологических наук, доцент, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России; профессор кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного областного университета, г. Москва, Российская Федерация; Scopus Author ID: 57190443351, ResearcherlD: V-1958-2017, SPIN-код: 1681-2189; e-mail: TsvetkovaNA@yandex.ru

Кира Евгеньевна Лагвилава - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и сопровождения развития ребёнка Псковского государственного университета, г. Псков, Российская Федерация; Scopus Author ID: 7201631743, SPIN-код: 8239-6292; e-mail: KiraLagvilava@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Елена Алексеевна Петрова - доктор психологических наук, профессор, профессор факультета психологии Российского государственного социального университета, г. Москва, Российская Федерация; Scopus Author ID: 56435599100, ResearcherlD: AAT-7997-2020, SPIN-код: 1681-2189; e-mail: petrovaea@rgsu.net

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.