Научная статья на тему 'Социально-управленческие меры по модернизации языкового образования в современной России'

Социально-управленческие меры по модернизации языкового образования в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯЗЫКОВОЕ ЗНАНИЕ / CROSS-CULTURAL INTERACTION / LANGUAGE EDUCATION / LANGUAGE KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Готлиб Роман Александрович

В статье обосновывается необходимость повышения эффективности российского языкового образования как механизма межкультурного взаимодействия, предлагаются меры по его модернизации в российском обществе с целью выполнения социального заказа на актуальное языковое знание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Готлиб Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the necessity of improving effectiveness of language education in Russia as a mechanism of cross-cultural interaction and offers measures of its modernization, aimed at fulfillment of social requirements for practical language skills.

Текст научной работы на тему «Социально-управленческие меры по модернизации языкового образования в современной России»

Образование и общество

Роман ГОТЛИБ

СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье обосновывается необходимость повышения эффективности российского языкового образования как механизма межкупьтурного взаимодействия, предлагаются меры по его модернизации в российском обществе с целью выполнения социального заказа на актуальное языковое знание.

The article substantiates the necessity of improving effectiveness of language education in Russia as a mechanism of cross-cultural interaction and offers measures of its modernization, aimed at fulfillment of social requirements for practical language skills.

Ключевые слова:

межкультурное взаимодействие, языковое образование, языковое знание, модернизация, социально-управленческие меры, социологический мониторинг; cross-cultural interaction, language education, language knowledge, modernization, social and administrative measures, sociological monitoring.

Начало XXI в. ознаменовалось глобализацией мировой эко -номики и интеграцией международного коммуникативного пространства. Успешное межкультурное взаимодействие в мировой информационной реальности приобретает сегодня реша -ющее значение, а неспособность к его плодотворному осуществле -нию может отрицательно повлиять на жизнедеятельность инди -видов, работу организаций, социально - экономическое развитие целых стран и регионов.

Социальная коммуникация, как известно, имеет лингвистиче -скую основу, а при межкультурном общении используемый язык неизбежно является иностранным, по крайней мере, для одной из сторон. Таким образом, для возрастающего числа российских граж -дан практическое языковое знание становится сегодня императив -ным дополнением к их деловым и профессиональным компетен -циям.

Языковое знание, как известно, является результатом языкового образования, которое в сложившихся условиях само приобретает компетентностную направленность, ориентацию на выполнение естественно формирующегося социального заказа на его продукт. Одним из главных недостатков российского языкового образования и обучения является то, что, несмотря на многовековую историю и накопленную основательную теоретико - методологическую базу, достигнутые общественные результаты нельзя считать удовлетво -рительными. По самым последним данным 54% европейцев могут свободно поддержать беседу на каком - нибудь иностранном языке. В России такой возможностью обладают лишь 29%, а постоянно используют этот свой навык и того меньше — 15%i.

Одной из причин этого является концептуальная специфика обу чения иностранному языку, научные разработки и результирующие практические шаги по совершенствованию которого традиционно лежат в лингвистической и педагогической предметной области. Сегодня становится все более очевидной необходимость модер -низации языкового образования как общественного института, раскрытие потенциала которого обеспечивается эффективностью не только учебно методической деятельности, но и социально управленческого воздействия на языковой образовательный про

1 Какими иностранными языками владеют европейцы // http://statistic.su/ blog/kakimi_inostrannymi_jazykami_vladejut_evropejcy/2013-01-28-874

ГОТЛИБ

Роман

Александрович —

к.соц.н., доцент

кафедры

иностранных

языков Современной

гуманитарной

академии

shishmish2@

hotmail.com

цесс, степенью вовлечения в него соци -альных групп и структур, способностью обеспечить его эффективное осуществле -ние в общественной среде.

Управление российским языковым образованием пребывает сегодня в неудо -влетворительном состоянии. Отсутствует или недостаточна его нормативная база, что затрудняет последовательное форми рование требуемых знаний. Не разрабо -тан эффективный механизм социального мониторинга и выявления внутренних недостатков школьного и вузовского язы -кового обучения, в результате чего диа гностика и контроль их качества на уровне образовательных организаций остаются социологически необоснованными. Отечественное языковое образование не функционирует как система — отсутствует преемственность в системе «дошкольное образование — школа — вуз», по прежнему актуальна кадровая проблема в бюджет -ном секторе, система педагогической под готовки не отвечает реалиям сегодняш -него дня. Кроме того, являясь сектором отечественной академической системы, российское языковое образование про должает функционировать на принципах старой образовательной парадигмы, в результате чего российское общество по - прежнему остается пассивным объектом учебного воздействия, а не субъектом интерактивного участия в языковом обра зовательном процессе.

В результате отсутствия системности, когерентности, внутренней логики, а также по причине наличия многих скры -тых противоречий, обостряющихся в условиях недостаточного естественного присутствия ведущих иностранных язы ков и межкультурного взаимодействия в социально бытовом окружении большин ства россиян, сегодняшнее языковое обра -зование страны, несмотря на технологиче -скую революцию, новизну образователь ных средств и форм, широкий спектр обра -зовательных услуг, все более выпадает из академического реестра страны, отстает от динамики ее социально образовательного развития, становится неспособным сфор мировать у простых россиян актуальные языковые знания и межкультурные ком -петенции.

Для решения задачи их формирования российское языковое образование сегодня нуждается в концепции модернизации, развития и управления, включающей ряд

действий и мер, направленных как на повышение эффективности его организа -ции и проведения, так и на поддержание эффективности и компетентностной ори ентации самой системы управления язы -ковым образовательным процессом.

К мерам по модернизации языкового образования в институциональном сек торе относятся:

— разработка и принятие унифициро -ванных нормативов дошкольного, школь ного, вузовского и послевузовского (спе -циальные школы и центры) языкового образования, ориентированных на между народные стандарты, но учитывающих российскую специфику диагностики язы -ковых знаний учащихся;

— улучшение кадрового, учебнометодического, ресурсного и инноваци онного обеспечения языковых учебных процессов в школах бюджетного финан сирования;

— трансформация системы оценки язы -ковых знаний из балльной в рейтинго вую (параллельное сохранение балльной оценки возможно как мотивирующий фактор, но не диагностический меха низм), формирование специального досье языкового знания учащегося, представ ляющего собой документальную историю предшествующих этапов его обучения и результатов диагностики приобретенного знания;

— формирование языкового и межкуль -турного образовательного пространства в школах и вузах, включающее в себя адми -нистративные меры по 3 направлениям: по предмету «иностранный язык», по дру -гим предметам, в коммуникативной среде образовательной организации.

Среди рекомендуемых мер можно отме -тить:

1) привлечение к преподаванию педаго -гов по иностранному языку из - за рубежа;

2) проведение послеурочных и факульта -тивных занятий по иностранному языку;

3) формирование иноязычного кон тента местного (школьного, вузовского) радио, телевидения и печатной продукции с привлечением учащихся к работе в этом направлении;

4) организацию внеклассных (как после занятий, так и в выходные дни и каникулы) культурно познавательных мероприятий и проектов на иностранных языках с уча -стием их продвинутых носителей;

5) организацию администрациями школ

и вузов зарубежных поездок учащихся с культурно познавательными и языковыми целями, в т.ч. и во время каникул и иных перерывов в языковом образовании;

6) чтение определенной части лекций по другим предметам на иностранных языках (в вузах) в качестве подготовки к процессу академической интеграции (Болонские реформы).

К мерам по модернизации языкового образования в социально интегрированном секторе относятся:

— привлечение в российское образо -вательное пространство иностранных граждан — носителей ведущих иностран -ных языков, даже если они не имеют педагогического или лингвистического образования, включение их в социально коммуникативную деятельность на добро вольной либо платной основе;

— формирование ресурсных центров языкового образования, представляющих собой медиатеки межкультурной направ -ленности с возможностью виртуального и реального социально речевого общения с носителями изучаемых языков;

— формирование печатных (газеты, жур -налы) и электронных (ТВ, радио) СМИ на иностранном языке с образовательными целями (специальные учебные программы по иностранным языкам, программы и фильмы в оригинале с субтитрами на рус ском языке и др.);

— демонстрация фильмов, спектаклей и мюзиклов на иностранных языках;

— организация социальных мероприя -тий межкультурной направленности в реальной среде (вечера общения, утрен -ники, конференции, летние школы и др.) и в виртуальном пространстве (видеокон ференции, телемосты и др.);

— развитие культурно- языкового туризма и организация проектов и про грамм, включающих посещение россий скими учащимися зарубежных стран с целью языкового образования и межкуль -турной коммуникации;

— поощрение интернациональной моло -дежной культуры и создание межкультур ной среды молодежного (школьного, студенческого) общения.

К релевантным государственным мерам, сопутствующим модернизации языкового образования в РФ, относятся:

— облегчение визово - правовых условий пребывания и проживания с культурными и образовательными целями на террито

рии РФ иностранных граждан из дальнего зарубежья;

— поддержка социально - культурной и образовательной деятельности иностран ных организаций (Британский совет и др.);

— поощрение использования иностран -ного языка в названиях предприятий городской инфраструктуры (кафе, ресто раны, магазины и др.);

— проведение политики открытости РФ в отношении европейского и мирового сообществ и взаимовыгодной интегра -ции в единое социально экономическое и информационное глобальное простран ство.

Указанные меры достаточно очевидны, учитывая состояние российской системы языкового образования и обучения, с одной стороны, и фактически существую щие потребности сегодняшнего дня в язы ковом знании и межкультурной коммуни -кации — с другой. Вместе с тем эффектив -ное управление образовательным процессом, тем более таким специфическим, как языковой, требует от руководящих структур постоянной осведомленности о динамике процессуальных изменений, позволяющей научно обосновывать пла -нирование и эффективную коррекцию проводимой управленческой деятельно сти. Искомой информационной основой могут стать данные долгосрочного социо логического мониторинга как процесса, так и результата языкового образования в образовательном пространстве РФ. С этой целью необходимо формирование компе тентной комиссии по управлению россий -ским языковым образованием при прави тельстве РФ. В ее задачи будут входить:

— организация и проведение социоло -гических исследований общественного заказа на языковое знание в региональных социально экономических средах РФ;

— организация и проведение региональ -ного социологического мониторинга язы -кового знания учащихся и работающих граждан;

— научно обоснованное целевое плани -рование языковых учебных процессов.

Эти и другие меры позволят выработать эффективную языковую образовательную стратегию в различных регионах нашей страны и наметить пути организации эффективного языкового образования и направления языковой политики в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.