Научная статья на тему 'Социально-управленческие механизмы формирования социальной стабильности современного общества'

Социально-управленческие механизмы формирования социальной стабильности современного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
695
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / СОЦИАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / SOCIAL STABILITY / ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / INSTITUTIONS OF SOCIAL CONTROL / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / SOCIAL SYSTEM / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SOCIAL MANAGEMENT / ГОСУДАРСТВО / STATE / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL SPHERE / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ / SOCIAL INDICATORS / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сидорова А.Е.

В статье раскрываются сущность, принципы и структура социальной политики, рассматриваются особенности формирования в современных условиях социальной сферы и социальной защиты населения. Большое значение придается рассмотрению социально-управленческих механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие общества. Особое внимание уделено рассмотрению полномочий федеральных органов власти в реализации социальной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the essence, principles and structure of social policy, discusses peculiarities of social sphere and social security development in modern social conditions. The author pays special attention to examining social management mechanisms ensuring stable development of a society. Particular attention is paid to the authority of the federal government in the implementation of social policies

Текст научной работы на тему «Социально-управленческие механизмы формирования социальной стабильности современного общества»

СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

А. Е. Сидорова

366

Аннотация. В статье раскрываются сущность, принципы и структура социальной политики, рассматриваются особенности формирования в современных условиях социальной сферы и социальной защиты населения. Большое значение придается рассмотрению социально-управленческих механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие общества. Особое внимание уделено рассмотрению полномочий федеральных органов власти в реализации социальной политики.

Ключевые слова: социальная политика, социальная устойчивость, институты социального управления, социальная система, социальное управление, государство, социальная сфера, социальные индикаторы, социальная защита.

Summary. The article examines the essence, principles and structure of social policy, discusses peculiarities of social sphere and social security development in modern social conditions. The author pays special attention to examining social management mechanisms ensuring stable development of a society. Particular attention is paid to the authority of the federal government in the implementation of social policies.

Keywords: social policy, social stability, institutions of social control, social system, social management, state, social sphere, social indicators, social security.

Современное социально-экономи- спечивать социальную безопасность,

ческое развитие нашего общества управлять социальными рисками,

во многом определяется тем, как взаи- а также ростом качества жизни населе-

модействуют между собой элементы ния. В основных направлениях соци-

его социальной структуры, и во мно- ально-экономической политики нашей

гом зависит от состояния социальной страны на долгосрочную перспективу

сферы и таких ее областей как здраво- подчеркивается необходимость выхо-

охранение, наука, образование, культу- да общества на качественно новый уро-

ра, социальная защита. Устойчивое вень развития, характеризующийся

функционирование общества является растущей экономикой, эффективным

приоритетной задачей государства как социальным управлением, наличием

ключевого института социального самостоятельного среднего класса, ста-

управления. В условиях перехода на по- бильности социальных и политиче-

стиндустриальную стадию развития го- ских отношений. Основная роль при

сударство должно осуществлять реали- этом уделяется формированию и раз-

зацию общественных интересов, обе- витию человеческого потенциала.

Осуществляемый сегодня переход от патерналистской модели социальной политики к новой политике в условиях модернизации осуществляется при доминанте экономических интересов. Однако достижение устойчивого экономического развития невозможно без решения многих проблем, связанных с удовлетворением и реализацией социально-значимых потребностей населения. Рост социальной напряженности, развитие теневой экономики требуют пересмотра роли и значения механизмов социального управления. Целый ряд исследователей столкнулись с серьезной проблемой обновления социальной политики, ее социально-управленческих основ, определяющих права и обязанности субъектов управления [1, с. 1234; 2, с. 28-52; 3, с. 26-29]. На пути к такому подходу необходима гармонизация интересов социальных партнеров, разработка действенных механизмов социальной защиты населения. Выбор темы работы обусловлен необходимостью обеспечения и дальнейшего развития социально-управленческих механизмов в системе социальной защиты населения, решения проблем их эффективного использования в рамках обеспечения социальной стабильности современного общества.

Развитие общественных отношений в области обеспечения социальной устойчивости требует определенной систематизации, выделения основных направлений совершенствования их социального регулирования с тем, чтобы обеспечить наиболее эффективную деятельность в условиях осуществляемых преобразований.

В условиях социально-экономической модернизации особое значение приобретает обеспечение стабильно-

го развития общества. К сожалению, прогнозируемый социально-экономический рост и повышение уровня доходов зачастую не учитывают факторы риска, наличие факторов, создающих реальные предпосылки деградации общественных ценностей, ущемления жизненных интересов и потребностей различных социальных субъектов, возникновение социальной напряженности в стране. Завершение переходного периода означает для нашего общества возможность стабилизировать социальную политику, направив ее на решение стандартного набора социальных проблем, существующих в любой системе социального управления. Основные из этих проблем - демографическая ситуация, развитие отраслей социальной сферы, регулирование рынка труда и занятости, социальное обеспечение населения и т. п.

Особенность динамических проявлений социальных угроз состоит в том, что их последствия носят комплексный, многоаспектный характер, обусловленный взаимодействием многих факторов. Отсюда становится очевидной необходимость комплексного исследования особенностей построения системы социального управления, которая обеспечивала бы безопасность населения и его социальную защиту в обычных и экстремальных ситуациях, стабильное социальное развитие. Социальная стабильность -устойчивое состояние социальной системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя свою структуру и основные качественные параметры. Механизмы, обеспечивающие социальную стабильность, во многом опре-

367

368

деляются деятельностью институтов социального управления.

Заметим, что в силу своей многоа-спектности институты социального управления представляют часть государственных институтов, институтов муниципального управления и институтов корпоративного управления. Данные институты регулируют, координируют действия субъектов управления и управляемых объектов в области разработки, принятия и реализации социально значимых решений, касающихся жизненно важных потребностей населения, взаимоотношений между социальными общностями.

Для стабильного развития общества актуальной является выработка институтами социального управления соответствующей социальной политики, а затем и реализация задач социального управления, направленных на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых условий для реализации возможностей и потребностей членов общества, повышения уровня и качества их жизни, а также мероприятий по практическому осуществлению этих решений.

Степень участия государственных органов в системе социального управления во многом определяет масштабы и характер проводимой социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика предполагает сведение к минимуму ее масштабов, содержания и объектов.

Предъявляемое к государству как основному институту социального

управления требование социальной справедливости накладывает повышенную ответственность по регулированию, производству и финансированию социальных услуг, созданию целостной социальной инфраструктуры. Используемые формы социальной работы, деятельность организаций, предоставляющих социальные услуги, в первую очередь зависят от политических целей государства и действия групп специальных интересов. В этих условиях значимым представляется формирование социальной сферы. Социальная сфера охватывает такие отраслевые системы, как здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, культура, социальное обслуживание, жилищное хозяйство, социальное страхование и пенсионное обеспечение. Данные отрасли ориентируются непосредственно на людей, их материальные, физические и духовные возможности и выступают объектом ценностных оценок со стороны государства и общества в целом.

Состояние социальной сферы в таком смысле служит интегральным показателем эффективности экономики страны, гуманности юриспруденции и политического устройства общества, его духовности. Поэтому важнейшими задачами государственной социальной политики являются обеспечение целостности сообщества, его устойчивости, возможности динамичного развития, недопущения социальных конфликтов. Управление социальной сферой осуществляется на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями. При этом приоритет отдается реализации и удо-

влетворению социально-значимых интересов личности.

Более того, как считает Р. Ка-стельс, локальная социальная политика в отношении «исключенных» может свестись к тому, чтобы дать минимум необходимого, дабы избежать слишком заметных дисфункций, когда эту ответственность нельзя переложить на плечи соседних муниципалитетов [4, с. 495].

Несомненно, назрела необходимость разработать и утвердить систему социальных индикаторов - социальных гарантий и минимальных социальных стандартов, характеризующих динамику изменения уровня и качества жизни различных социально-демографических групп населения в целом по России и по субъектам Федерации. Безусловно, необходимо и наличие в органах власти представителей от всех категорий граждан - рабочих, интеллигенции, ветеранов, женщин, молодежи, инвалидов и других, где они могли бы отстаивать свои права. Важной заботой политики социального государства именно в России является в том числе весь комплекс демографических проблем. Нарастающая угроза вымирания коренного населения страны за счет сокращения продолжительности жизни и сокращения рождаемости ставит вопросы воспроизводства, миграции населения и зашиты от внешней демографической экспансии в число наиболее приоритетных. Необходима политическая воля для немедленной реализации радикальной социальной реформы, которая, есть еще надежда, предотвратит необратимые процессы, касающиеся состояния российского генофонда.

Одним из наиболее интенсивно развивающихся институтов современ-

ного общества является институт социальной защиты. Этот институт предполагает создание условий для нормальной жизнедеятельности населения и включает в себя создание благоприятной среды, охрану материнства и детства, оказание помощи семье, охрану здоровья, содействие занятости, регулирование заработной платы и доходов, обеспечение жильем, регулирование права собственности, материальное обеспечение и обслуживание нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан.

Вместе с тем, формирование социальной политики в России в последнее десятилетие ХХ века совпало с коренными преобразованиями главных ценностей социального государства. Нередко считается недопустимым, чтобы индивид перекладывал на государство свою ответственность перед семьей, местным сообществом. В современном обществе фиксируется трансформация роли государства. При этом государство должно не предоставлять гарантированный минимум услуг, а создавать все необходимые условия для социальной активности людей, для успеха их личных усилий. Социально-экономические преобразования происходят в условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, а также роста безработицы.

Бесспорно, выход из создавшейся ситуации видится в качественном пересмотре статей бюджетных и внебюджетных расходов на систему социального страхования, развитии дополнительного социального страхования, в том числе добровольного и корпоративного страхования, предоставление большей финансовой самостоятельно-

369

сти регионам. Все это может способствовать преодолению самой неблагоприятной и устойчивой тенденции развития системы обязательного социального страхования, а именно повышению уровня социально-страхового обеспечения. Однако нельзя сбрасывать со счетов роль и значение государства в обеспечении необходимых социальных стандартов, соответствующих мировой практике.

Государственная система социальной защиты строится на реализации определенных программ по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни населения, включая право на минимально достаточные средства на жизнь, достойный труд и отдых, необходимую социальную защиту по старости, болезни и в случае потери кормильца, на воспитание детей, на защиту от безработицы, охрану здоровья, образование, жилище, выступающих в форме политики на рынке труда в сфере социального страхования и социальной помощи.

Приоритетная роль здесь отводится социальным институтам и пре-370 жде всего профсоюзам. Нередко их функции по деятельности фондов социального страхования носят рекомендательный характер. При этом необходимо существенно расширить роль профсоюзов в системе бюджетирования фондов социального страхования. Необходимо повысить статус институтов социального партнерства в том числе РТК, решения которой нередко носят рекомендательный характер [5, с. 117-206].

Кроме того, в условиях нестабильной экономики меры контроля по соблюдению законности должны стать еще жестче. Профсоюзным органам необходимо шире применять судеб-

ную практику, как по защите нарушенных трудовых прав конкретных работников, так и о признании недействительными нормативных правовых актов предприятий (приказов, положений, коллективных договоров и др.), ухудшающих положение работников в сравнении с действующим трудовым законодательством.

Поэтому главная задача социальных партнеров в условиях кризиса -обеспечить социальную защиту трудящихся и не допустить снижения законных прав работников.

Естественно, что в сложных современных экономических условиях уровень жизни и социальной защиты трудящихся неразрывно связан с экономикой регионов, а, следовательно, зависит от комплекса составляющих ее компонентов и факторов, включая социальные и политические. Поэтому политика профсоюзов должна направляться на конструктивный диалог и поиск путей дальнейшего развития системы социального партнерства в регионе, взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, работодателями, политическими партиями, общественными организациями и объединениями по вопросам защиты социально-трудовых и экономических интересов членов профсоюза и трудовых коллективов.

Очевидно, что устойчивое социальное развитие предполагает в рамках долгосрочных стратегических программ, предоставляя возможности управлять социальными процессами, обеспечивать механизмы выработки и принятия решений в качестве общественно признанных и обеспечивающих баланс интересов всех заинтересованных лиц, а также фор-

мирования необходимых условий для применения современных эффективных форм государственного и общественного контроля.

Принципиально важным для перехода к государству со стабильным процветанием является выработка конкретных механизмов обеспечения понятных каждому гражданину показателей социального благополучия и развития. Важнейшим этапом реализации принимаемых социально-ориентированных программ является постоянный действенный социальный контроль. Особенность такого контроля заключается в том, что он осуществляется социальными партнерами и позволяет оценить результативность деятельности органов власти не только с точки зрения экономической, но и социальной эффективности принимаемых решений, с позиции их соответствия поставленным целям.

Сущность новых подходов при формировании социальной политики должна состоять в усилении социальной составляющей экономических реформ, при сохранении мотивации к высокоэффективному труду и продуктивной занятости, которые позволяют обеспечить достойный уровень оплаты труда и доходов работников и их семей. Очевидно и то, что рас-

пределение полномочий между федеральными, региональными и местными уровнями социальной политики не должно привести к снижению уровня социальной защиты населения, защиты социальных прав и свобод человека и гражданина. Необходима дальнейшая работа по определению компетенций, установлению эффективного механизма осуществления единой социальной политики, разработке и утверждению минимальных социальных стандартов, основанных на достойной оплате труда, обеспечении необходимого уровня жизни населения [6, с. 122].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шишкин С. В. Экономика социальной сферы. - М., 2003.

2. Смирнов С.Н., Сидорина Т. Ю. Социальная политика. - М., 2004.

3. Социальная политика России / Под общ. ред. Н. А. Волгина, Л. П. Храпылина. - М., 2005.

4. Кастель Р. Метаморфозы социального вопроса. Хроника наемного труда. - М.: Алетейя, 2009.

5. Бизнес и общество: выгодное партнерство и/1 / Под ред. А. А. Нещадина. - М., 2006.

6. Аверин А. Я. Социальная политика федеральных органов государственной власти. -М., 2010. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.