СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МУЖЧИН, ВОВЛЕЧЕННЫХ В СИТУАЦИЮ СУПРУЖЕСКОГО НАСИЛИЯ
© 2008 г. Е.А. Брайцева
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поитуонла в редакцию 14.03.2008
Анализируется проблема эффективности практической деятельности кризисных центров, предназначенных для жертв домашнего насилия. Подчеркивается, что для достижения наилучшего результата целесообразно работать со всеми участниками, вовлеченными в ситуацию насилия. В связи с этим автор предлагает обычную практику оказания помощи и поддержки пострадавшим от домашнего насилия дополнить технологиями психологического сопровождения мужчин, вовлеченных в ситуации семейной жестокости как в качестве агрессоров, так и в качестве пострадавших. Представлены конкретные психосоциальные методики, которые могут быть использованы специалистами соответствующих учреждений.
Клюоевые илова: супружеское насилие, психологическое сопровождение, методики социальной помощи.
Комплексный анализ проблемы супружеского насилия в современной России затрагивает как минимум два важных аспекта:
- во-первых, отход от рассмотрения данной проблемы исключительно в профеминистском ключе, согласно которому пострадавшими от жестокого обращения могут стать только женщины;
- во-вторых, как следствие из предыдущего, необходимость разработки адекватных и релевантных методов оказания помощи и поддержки социально-психологического и правового характера для обеих сторон, вовлеченных в ситуацию насилия.
Таким образом, признается, что односторонний подход к решению проблемы агрессии и жестокости между супругами не позволяет достигать нужной эффективности в работе соответствующих служб и учреждений, что, в свою очередь, приводит к нерациональному использованию материальных и финансовых средств, а также сил самого персонала.
Однако в большинстве российских кризисных центров, предназначенных для жертв домашнего насилия, мужчины до сих пор не расцениваются в качестве возможных жертв «семейных злоупотреблений». С самого начала процесса взаимодействия они определяются как агрессоры по причине своих физиологических показателей (природной силы и выносливости).
Существуют только отдельные попытки работы с мужчинами по развитию навыков неагрессивного поведения (г. Арзамас, г. Барнаул и др.). Однако и в этих методиках роль «насильника» дает о себе знать.
В связи со сложившимся положением дел нами предлагается дополнить обычную практику оказания помощи и поддержки пострадавшим от домашнего насилия технологиями психологического сопровождения мужчин, вовлеченных в ситуации семейной жестокости как в качестве агрессоров, так и в качестве пострадавших.
Охарактеризуем основные понятия, важные для понимания сущности представленного нами подхода к социально-психологической помощи.
Проблема супружеского насилия тесно связана с нарушением адаптации членов семьи к изменяющимся условиям, которое, по мнению
Н. Осуховой, проявляется в комолекие жертвы, выражающемся в сочетании психических реакций - апатии, отказа от ответственности за себя и других, беспомощности, безнадежности, снижении психологической самооценки и т.п., а также в комолекие отверженноитн, характеризующемся разобщенностью с окружающими людьми [1].
Следовательно, базовая ситуация нарушения адаптации к жизни проявляется в таких изменениях, которые прямо или косвенно нарушают
относительно устойчивое равновесие внешних и внутренних условий бытия семьи, создавая тем самым угрозу для существования и удовлетворения основных жизненных потребностей каждого из ее членов. Перед семьей возникает проблема, которую уже нельзя игнорировать и которую вместе с тем невозможно разрешить при помощи выработанных ранее способов преодоления трудностей.
Важно отметить, что полностью восстановить способность к адаптации, применяя привычные средства социальной помощи - материальную поддержку, профессиональную переподготовку и трудоустройство или призыв взять себя в руки, достаточно сложно. Чтобы вернуть человеку интерес к жизни, возродить конструктивные взаимоотношения в семье, необходима специальная работа по формированию у клиента механизма ндентнфнкацннтобоиоблення, обретения им ответственности за себя и свой образ жизни [1]. Основной формой оказания такой помощи должен стать специально организованный процесс — социально-психологическое сопровождение отдельной личности или семьи в целом (в зависимости от наличествующей ситуации). Следовательно, оказание социальной и психологической поддержки необходимо не только семьям (людям) группы особого риска. Она может потребоваться любому человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.
Сегодня сопровождение понимается как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. Сопровождение рассматривают как системную интегративную технологию социально-психологической помощи семье и личности и как один из видов социального патронажа - социально-психологический патронаж [1].
Многие исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста индивида [2].
Сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности и (или) семьи к самопомощи. В связи с тем, что супружеское насилие - это латентное явление, последнее обстоятельство (т.е. способность осознать применение психологического давления, физической силы, сексуального принуждения и экономического злоупотребления в качестве неприемлемого в жизни семьи, а также желание преодоле-
вать кризисы позитивными методами самостоятельно) представляется очень важным.
Таким образом, можно сказать, что социально-психологическое сопровождение - это:
- во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб;
- во-вторых, интегративная технология, центр внимания которой сосредоточен на создании условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности в результате эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций;
- в-третьих, процесс особого рода «бытийных» (привычных. - Е.Б.) отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи [1].
В качестве основных характеристик психологического сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека/семьи. Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адантнвноить - способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.
Психологическое сопровождение представляет собой целостную систему определенных элементов, которые одновременно являются его инвариантными этапами. В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, выделяются три основных компонента:
- диагностика (отслеживание);
- определение образа желательного будущего;
- отбор и применение методических средств.
При этом неотъемлемым условием на каждом этапе является анализ промежуточных и конечных результатов как необходимая составляющая для корректировки хода работы.
Рассмотрим подробнее каждый из этапов.
I. Днагноитнка. В зависимости от позиции специалиста для диагностики проблем клиента используются экинертнза, иовмеитное нииледо-ванне н ноддержка [1].
При экинертнзе специалист либо делает диагностическое заключение на основе информации, полученной с помощью тестов, опросников и других диагностических методик, либо предлагает клиенту определенную интерпретацию ситуации и доказывает ее справедливость.
Совмеитное нииледованне предполагает, что суть проблемы определяется в процессе интервью, когда клиент излагает собственное понимание проблемы. Здесь большое значение имеет умение специалиста задавать вопросы и извлекать ответы. В таком диалоге клиент более активен и самостоятелен, чем в случае экспертизы, однако консультант остается «ведущим», определяя тон и темп беседы, с помощью различных психотехник (техники активного слушания, правил построения вопросов, приемов невербальной коммуникации и др.) направляет ее в нужное русло. Результат совместной работы по исследованию проблемы клиента будет достигнут только тогда, когда у последнего появится новое конструктивное восприятие своей трудной жизненной ситуации.
Поддержка. Порядок обсуждения тем задает сам клиент. Он и делает основные выводы по собственной проблеме. Специалист социальнопсихологической службы при этом выступает как заинтересованный слушатель, деятельность которого направлена на то, чтобы понять содержание, логику изложения, вникнуть в существо проблемы и активно сопереживать клиенту. Такой подход целесообразен при недирективной работе с достаточно опытными клиентами.
II. Ооределенне образа желательного будущего. Образ желательного будущего задает направление работы и пути реабилитации.
Все разнообразие стратегий преобразующего психологического воздействия можно свести к следующим основным видам: квалнфнцнрован-ное вмешательство, номощь; иотруднноеитво н ноддержка [1]. Данная классификация в качестве определяющего признака затрагивает степень разделения ответственности между клиентом и сопровождающим специалистом за результаты помощи и даже за судьбу самого клиента.
III. Отбор н нрнмененне методноеикнх средств. Это основной этап сопровождения, на котором специалисты изучают результаты диагностики и на их основе определяют условия, необходимые и достаточные для позитивного развития семьи и личности в рамках объективно существующей среды и полноценной адаптации в социуме. Специалисты разрабатывают и реализуют гибкие индивидуальные и групповые программы поддержки. Предусматривается также создание специальных социально-психологических условий для оказания экстренной помощи семье или личности в состоянии кризиса.
Для реализации сопровождения по мере необходимости используются методики, разрабо-
танные специалистами по практической психологии, психотерапии и персоналом социальных служб. Кроме того, одним из обязательных компонентов работы на третьем этапе является анализ промежуточных и конечных результатов и внесение на его основе изменений в программу и методы сопровождения.
В качестве примера методики работы с мужчинами, вовлеченными в супружеское насилие, на третьем этапе процесса психологического сопровождения нами рекомендуется Программа проведения мужских групп по развитию навыков неагрессивного поведения, адаптированный вариант которой был представлен Н. Покровской и Л. Кузнецовой [3]. Это групповая форма работы.
Данная программа рассчитана на мужчин, проявляющих желание приобрести навыки неагрессивного поведения для реагирования на провокационное поведение супруги, нацеленных на развитие у себя способностей контролировать собственные вспышки гнева в ситуации противостояния своих интересов и потребностей интересам и потребностям жены/сожительницы. С помощью этой программы у мужчин формируется умение анализировать свои чувства и, что не менее важно, умение их актуализировать и обозначать, а также способность находить возможные позитивные выходы из сложившихся внутри семьи конфликтных ситуаций.
Программа предусматривает 8 образовательных занятий, 1 раз в неделю по 2-2.5 часа. Для каждого занятия определена тема, цель и содержание совместной деятельности специа-листа(ов) социально-психологической службы и клиентов, входящих в группу.
В рамках занятий рассматриваются и анализируются:
- агрессивное поведение и его влияние на всех членов семьи, а не только на непосредственных участников инцидента насилия и жестокости;
- родительская семья и деструктивные ролевые стереотипы, заложенные родителями в сознание своих детей. Данные стереотипы критически осмысляются с позиции их способности поддерживать установки на допустимость использования силы в близких отношениях;
- чувства вины и стыда, их различия между собой, последствия, которые каждое из них несет для личности;
- виды общения (агрессивный, пассивный, пассивно-агрессивный, утвердительный), их влияние на возникновение и развитие супружеского насилия;
- мужская сила, контроль и привилегии, которые обусловлены культурным и историческим подтекстом;
- стрессы и злость как реакции личности на внешнее и внутреннее эмоциональное раздражение;
- контроль поведения, разработка плана самоконтроля в ситуации нарастания агрессивности и напряжения.
Программа проведения мужских групп по развитию навыков неагрессивного поведения, по нашему мнению, хороша тем, что направлена не только на работу с последствиями насилия, но и имеет своей целью профилактику агрессивного поведения у мужчин, достижение комфортного климата в семье.
Несмотря на то что большинство психосоциальных методик работы с пострадавшими от супружеского насилия ориентированы на оказание помощи исключительно женщинам (тесты, опросники, темы для обсуждения в группах самопомощи и т.п. имеют ярко выраженную гендерную окраску), определенные элемен-ты/ком-поненты данных практик уместно использовать и при взаимодействии с мужчинами. Так, Дж. Байонд (J. Beyond) и его коллеги представили программу помощи женщинам, подвергающимся унижению, в осознании своих затруднительных ситуаций в семейной жизни [4]. Рамки этих затруднительных ситуаций были определены четырьмя постулатами:
1. Ассертивность.
2. Границы личного пространства.
3. Женщины и сексуальные отношения.
4. Вопросы о мужчинах, которые бьют женщин.
Первые два вопроса, по нашему мнению, уместно прорабатывать и в мужских группах.
Ассертивность 1
Цель - на данном занятии участники:
- узнают, что включает в себя понятие ас-сертивности;
- поймут разницу между ассертивным, пассивным, агрессивным и пассивно-агрессивным поведением;
- примут к сведению информацию, которая касается личной безопасности в случае изменения своего поведения на ассертивное;
- определят те препятствия, которые мешают им вести себя ассертивно;
- выберут тот способ поведения, который бы являлся универсальным во многих возникающих ситуациях и имел бы признаки ассер-тивности;
- познакомятся как с положительными, так и с отрицательными последствиями изменения поведения на ассертивное.
Содержание
В нашей культуре отношение мужчин к ас-сертивности как к чему-то одобряемому и желаемому традиционно не поощрялось. Игнори-
рование потребностей и интересов более «слабых и зависимых» членов семьи со стороны «кормильца и главы дома» рассматривалось в качестве нормы. Это занятие поможет мужчинам получить представление об ассертивности, выявить отличие данного типа поведения от пассивного, агрессивного и пассивно-агрессивного типов поведения, осознать проблемы и возможные положительные и отрицательные последствия формирования у себя подобного поведения. Кроме того, данное занятие будет способствовать развитию творческой активности у членов рабочей группы (например, способность проиллюстрировать те или иные этапы занятия ситуациями из собственной жизни, готовность помочь советом или поделиться опытом преодоления аналогичных противоречий и затруднений) [4].
Личное пространство
Цель - на данном занятии участники:
- работая в группе, дадут определение личного пространства;
- рассмотрят проблемные ситуации, касающиеся личного пространства относительно семьи, в которой они выросли, а также проанализируют трудности самоидентичности;
- осознают, какие последствия вызывают нечеткие границы личного пространства для мужчин, подвергающихся унижению и психологическому давлению со стороны супруги/сожительницы/партнерши;
- проследят взаимосвязь между проблемами личного пространства в детстве и проблемами личного пространства взрослых людей;
- приведут примеры, в которых нарушение границ личного пространства является унижением другого человека;
- в ситуации ролевой игры установят пределы личного пространства;
- выявят, с чего начать построение приемлемых рамок/границ личного пространства.
Содержанне
Отмечено, что границы личного пространства нарушаются в тех случаях, когда одна сторона взаимодействия унижает и подавляет другую. При совместной семейной жизни, когда человек живет и определенным образом взаимодействует с другими членами семьи, может наблюдаться нарушение границ его личного пространства, что зачастую проявляется в потере представления о том, какими эти границы должны быть. Это занятие направлено на рассмотрение концепции подходящего, приемлемого для всех участников пространства.
В ходе работы в группе ее члены должны дать определение личного пространства, выявить причины нечетких (размытых) границ личного
пространства. При этом необходимо учитывать три составляющие личности и ее идентичности -интеллектуальную, эмоциональную и физиологическую/физическую стороны личности, которые в совокупности и составляют личное пространство каждого человека.
Следующим этапом в работе предлагается рассмотреть влияние нечетких границ личного пространства на состояние человека, который подвергается унижению и оскорблению. Авторы программы останавливаются на шести позициях, которые необходимо проанализировать с точки зрения ограничения личного пространства.
Время (примеры):
• отказ от собственных дел, чтобы удовлетворить потребности других людей;
• возвращение взрослого человека домой строго до определенного времени (возможен также постоянный отчет по телефону о том, где ты находишься. - Е.Б.);
• инициирование ссоры прямо перед отъездом (выходом) на работу или назначенную встречу (или специальная задержка партнера посредством какого-либо «неотложного» поручения. - Е.Б.).
Пространство (примеры):
• проверка рабочего стола, кошельков, карманов и т.п.;
• обвинение в совершенных партнером поступках во время его отъезда или отсутствия (например, в командировочном романе);
• сокращение физического пространства между конфликтующими сторонами во время ссоры.
Собственность (примеры):
• использование чужих вещей без спроса;
• порча предметов, одежды и т.п., принадлежащих человеку, чтобы обидеть его;
• отбирание ключей (а также водительских документов. - Е.Б.) от машины с намерением не дать кому-либо уехать;
• кража документов, удостоверяющих личность, чтобы человек не смог покинуть дом, район, город, страну, а также обратиться за соответствующей помощью в необходимое учреждение (например, поликлинику, больницу, социальные службы. - Е.Б).
Частная жизнь (примеры):
• чтение чужих писем (в т.ч. электронной почты), дневников или иных личных документов;
• подслушивание телефонных разговоров;
• требование от партнера отчета о проведенном времени;
• ограничение на встречи и общение вне дома - Е.Б.;
• гиперконтроль поведения - Е.Б.
Сексуальные отношения (примеры):
• невозможность уединения в комнатах для личной гигиены;
• неодобрительные комментарии и издевательства по поводу фигуры и внешности партнера;
• принуждение к вступлению в половую связь;
• отказ в половой близости или сексуальное игнорирование супруга/партнера - Е.Б.;
• обвинение в оскорбительной форме в сексуальной несостоятельности, бесплодии - Е.Б.
Чувства (примеры):
• указание на то, что «следует» чувствовать;
• обвинение партнера в его неправильности, в том, что он смешон, слишком восприимчив («Распустил нюни!» - Е.Б.);
• насмешки над привычками партнера, умаление его достоинства за те чувства, которые он испытывает («Тюфяк, тряпка!» - Е.Б);
• убеждение партнера в якобы психических отклонениях - Е.Б.;
• оскорбление религиозных, этнических чувств и культурных традиций - Е.Б.
Идеалом, к которому, по мнению авторов программы, нужно стремиться, является способность одного человека распознавать нарушение границ и устанавливать тот предел допустимого, дальше которого другому человеку не будет разрешено доходить в своем поведении. При этом совершенно не важно, принимает или не принимает первый поведение второго, главное, чтобы это поведение не нарушало установленных границ личного пространства.
На заключительной стадии занятия, посвященного теме личного пространства, целесообразно дать практическое задание в форме ролевой игры для определения границ личного пространства у каждого из участников группы. Однако специалисту, ведущему группу, необходимо быть готовым к тому обстоятельству, что никто из участников не изъявит желания поучаствовать в ролевой игре. В такой ситуации специалисту придется самому продемонстрировать, каким образом возможно ограничение личного пространства, например, при отказе отчитываться в своих поступках за время отсутствия дома.
В рамках индивидуальной работы с мужчинами по преодолению и профилактике проблемы супружеского насилия нами может быть названа методика «Я и мой жизненный путь» (автобиографический прием) [1].
Эта методика предполагает письменное изложение своего жизненного пути в контексте истории семьи. Такой прием помогает человеку осознать, каким образом прошлое повлияло на
настоящее и как это влияние продолжает сказываться сегодня. Данный аспект представляется существенным, поскольку возникновение и развитие супружеского насилия определяется не столько биологической склонностью личности к агрессии и жестокости, сколько зависит от социального контекста, т.е. этапов «общественной» жизни человека.
Выполнение задания помогает увидеть повторяемость семейных стереотипов поведения и принять решение об освобождении от стереотипов, которые не соответствуют новым жизненным условиям. Предлагаемые клиенту вопросы для размышления направляют его внимание не столько на панораму времени, сколько на его собственную историю жизни, помогают исследовать, каким образом условия быта, события и люди повлияли на его жизнь.
Инструкцня
1. Сначала кратко опишите внешние события Вашей жизни (время и место рождения, национальность, социально-экономическое положение Вашей семьи, число братьев и сестер, каким по счету родились Вы, общие социальные условия, в которых Вы жили). Как эти внешние обстоятельства повлияли на Ваше развитие?
2. Излагать свою биографию можно по-разному. Некоторые делают это в хронологическом порядке, рассказывая о своей жизни год за годом; другие предпочитают начинать с того момента, который по каким-то причинам является для них значимым. Можно сначала набросать общий план основных событий в хронологическом порядке, а затем подробно остановиться на том, что больше всего Вас привлекает, и вновь вернуться к плану, чтобы не упустить важные моменты жизни. Пишите так, как Вам удобно. Самое важное — это начать писать. Попробуйте излагать мысли в виде потока сознания. Это лучше, чем заранее ограничивать изложение жесткими рамками плана.
3. Описывая свою жизнь, будьте откровенными и беспристрастными, не бойтесь предстать в невыгодном свете. Обратите внимание на те моменты своей жизни, которых Вы стесняетесь: их осмысление поможет многое понять, лучше осознать свою жизнь и найти конструктивные способы отношений с собой и другими, стать более успешным. Если текст покажется Вам слишком длинным и бессвязным, можно сделать на его основе более короткий и четко организованный вариант для своего спе-циалиста-помощника. Такая работа поможет Вам лучше увидеть собственные стереотипы.
Вопросы для размышлення
1. Каким Вы были в разные периоды своей жизни?
2. В какую сторону Вы изменились с тех пор?
3. Воспринимали ли Вас окружающие так же, как Вы воспринимали себя?
4. Какие маски Вы носили? Как искажали свою истинную натуру, чтобы быть принятым окружающими? Чтобы защищаться от них?
Задання
1. Опишите поворотные моменты, во время которых происходили изменения в Вашем осознании жизни или отношении к ней. Такие события часто воспринимаются как испытание или инициация и могут происходить как кризис или проверка на прочность.
2. Опишите замеченные Вами стереотипы или конфликты, которые повторялись в различных жизненных ситуациях, а также уроки, которые Вы вынесли из своего жизненного опыта.
3. Опишите свои самые ранние воспоминания.
4. Отметьте любые события, которые травмировали Вас (например, болезни, несчастные случаи, смерти, расставания, насилие, сексуальные оскорбления и т.д.). Как они повлияли на Вас?
5. Расскажите о своей жизни, подумайте, как бы Вы назвали книгу о своей жизни, если бы написали ее. Придумайте миф или сказку о своей жизни и проиллюстрируйте ее рисунками.
Результатом работы по данной методике являются: 1) оценка клиентом своего жизненного опыта в рамках семьи; 2) осознание причин, которые способствовали развитию деструктивной формы адаптации к новым семейным ролям; 3) выявление позитивных способов преодоления влияния стереотипов прошлого на дальнейшее развитие семейных отношений.
Подводя итоги, следует отметить, что супругами не рождаются, супругами становятся по собственному желанию и выбору. Безусловно, нельзя исключать момент принуждения, давления со стороны родителей или иных родственников к заключению брака в силу объективных обстоятельств (расчет, неожиданная беременность и т.п.). Однако, отвлекаясь от причин создания семейного союза, важно подчеркнуть, что в ситуациях супружеского насилия соответствующие специалисты вынуждены работать с клиентами, которые уже находятся в кризисе и которые «подзабыли» все хорошее, что дала им совместная жизнь. В связи с этим сотрудникам социально-психологических служб необходимо избегать распространенной и укоренившейся ошибки - работать по проблеме супружеской жестокости не с семьей в целом, а с отдельными ее членами (иногда даже только с теми, с кем
легче всего установить контакт), что зачастую приводит к неадекватной оценке положения в семье. Односторонний или неправомерно категоричный диагноз специалиста из-за неумения или отсутствия желания найти нужные сведения, которые бы поспособствовали определению причин сегодняшнего состояния семьи, не позволит достичь эффективных результатов. Комплексный подход к осмыслению ситуации супружеского насилия обусловливает, в свою очередь, необходимость разработки соответствующих психосоциальных методов и технологий помощи не только для женщин, но и для мужчин.
Прнмечання
1. Ассертивность - это внутреннее состояние личности, которое проявляется в ее поведении и характеризуется уверенностью в себе, принятием собственных желаний и потребностей как должного, настойчивостью, стремлением ре-
шать свои проблемы, но при этом учитывать интересы окружающих людей, ответственностью (за себя и свои действия) и заботой о себе.
Список литературы
1. Осухова Н. Психологическое сопровождение
семьи и личности в кризисной ситуации [Обращение к документу: 26 ноября 2007]. Доступ через
http://psy.1september.ru/2001/31/5_12.htm
2. Мухина В.С., Горянина В.А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО // Воспитание и развитие личности: Материалы международной научно-практической конференции. М.: ИРЛ РАО, 1997. С. 4-12.
3. Покровская Н., Кузнецова Л. Программа проведения мужских групп по развитию навыков неагрессивного поведения (адаптированный вариант) // Социономия (социальная работа) в Нижегородской области. № 8, 2001. С. 21-29.
4. Beyond J. Abuse a step-by-step. Guide to Facilitating Women's Domestic Abuse Groups. Minnesota, 1998. P. 110-131.
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PATRONAGE OF MEN INVOLVED IN THE SITUATION
OF MATRIMONIAL VIOLENCE
E.A. Braitseva
The article concerns the problem of efficiency of practical activities of crisis centers intended for victims of domestic violence. The author emphasizes that for achieving the best result it is advisable to work with all the participants involved in the situation of violence. In this connection, the author suggests to supplement the usual practice of rendering assistance and support to the victims of domestic violence with the technologies of psychological patronage of the men involved in the situations of family abuse both as aggressors, and as victims. A number of concrete psychosocial techniques are presented that can be used by the experts of appropriate institutions.