1 SCIENCE TIME ■
тл 1(4 5л ' tL® Jfi ft^L -1 щг 1 - 4_W рГР gri 1 r^g) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧАЩИХСЯ Байбаееа Мухайё Худайбергеновна, Раупоеа Шохида Ахроровна, Сафароеа Санобар, Ташкентский институт ирригации и мелиорации, г. Ташкент Е-таП^'таппопоу@итаИ т
Abstract. In this article is being told about the socio-psychological support and pedagogical influence over the students.
Key words: socio-psychological support and pedagogical influence, educational communication, organizational process, training process, the psychic formation, the relationship of teacher and student, teaching situation.
Аннотация. В данной статье речь идет о социально-психологическом обеспечении педагогического воздействия на учащихся.
Ключевые слова: педагогическое воздействие, социально-психологическое обеспечение, педагогическое общение, процесс организации, воспитательный процесс, формирование психики, взаимоотношение педагога и ученика, педагогическая ситуация.
В современных социально-экономических условиях перед образовательными учреждениями стоят задачи возрождения традиционной культуры воспитания и восстановления нравственных традиций, необходимых для приумножения культурного потенциала каждого народа. В этой связи есть необходимость обратиться к проблемам психологического обеспечения педагогического воздействия на учащихся 7-9 классов. В Республике Узбекистан созданы как правовые условия, так и социально-экономические предпосылки перестройки, механизация управления системой народного образования на основе выработанной государственной политики, обусловленной конкретными принципами, изложенными в статье 3, Закона «Об образовании» [1].
Первый принцип - демократический характер обучения и воспитания, в
| SCIENCE TIME |
качестве приоритета, главного субъекта, а не объекта, как это было ранее, выдвигает личность обучаемого и упразднение командно-административных методов управления.
Второй принцип - непрерывность, преемственность, обуславливает возможность «выстраивания» иерархии компонентов образовательной системы, остальные обосновывают кардинальные концептуальные подходы построения системы образования.
Особая значимость этих принципов государственной политики в области образования подчеркнута в статье 7 Закона «Об образовании», где законодательство утверждает необходимость установления в Республике Узбекистан соответствующих критериям широкой практики государственных стандартов образования. Они и определяют требования к уровню образования и объем учебных нагрузок, обязательных для учебных заведений.
Наше государство объявило воспитание гармонично развитой личности приоритетным направлением государственной политики. Под гармонично развитой личностью мы, прежде всего, подразумеваем высокосознательных, самостоятельно мыслящих, способных своим личным примером служить образцом для окружающих, высокообразованных людей. Основа развития общества, единственная сила, способная спасти его от разрушения - это просвещение. «Только воспитав интеллектуальных, высоконравственных людей, мы сможем добиться поставленных целей, процветания и прогресса в нашей стране» [2].
Время, в которое мы живем, неукоснительно требует совершенствования системы народного образования в стране. К этому обязывает всех просвещенцев Национальная программа по подготовке кадров и Государственная общенациональная Программа развития школьного образования. Повышение профессионализма педагогов в соответствии с новыми требованиями к уровню квалификации работников признается важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Самообразование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях особую значимость приобретает статус инновационных учебных заведений. К ведущим принципам личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию относятся:
а) использование субъектного, личностно-осмысленного опыта учащегося;
б) стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для обучаемых способов проработки нового учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
в) предоставление учащемуся свободы выбора при выполнении заданий по самоподготовке или при проведении воспитательных мероприятий;
г) накопление знаний, умений и навыков не столько в качестве самоцели
| SCIENCE TIME |
(конечного результата), сколько в качестве эффективного средства реализации творческих способностей обучаемых;
д) предмет оценочных суждений преподавателя - учет не только правильности, но и оригинальности ответов обучаемых, их самостоятельных работ;
е) обеспечение на занятии личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников, естественного межличностного общения на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ как результата обучения и воспитания, так и процесса его достижения.
Общение в педагогической деятельности выступает как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и учащихся, обеспечивающий успешность обучения и воспитания. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Значимость педагогического общения с очевидностью возрастает по мере усиления во всех социально-экономических преобразованиях роли «человеческого фактора», ужесточения требований к уровню профессиональной подготовки рабочей силы, использования нестандартных педагогических технологий в учебном процессе. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего, в непосредственном общении с родителями, педагогами, сверстниками приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения [3]. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Общение является основным средством обучения и воспитания, ведущим фактором формирования и развития личности. В процессе учебной деятельности ребёнок выступает как субъект и как объект общения. Круг и виды общения у школьников разнообразны, они определяются социальной ситуацией развития ребёнка, его возрастными и индивидуальными особенностями. Учебная деятельность неразрывно связана с общением. Поэтому нарушения общения школьника с людьми, с которыми он взаимодействует в процессе учебной деятельности, непременно сказываются и на характере поведения в школе. Общение - это взаимодействие на основе взаимного психического отражения. Общение - один из способов социальной жизни людей, сложный, многогранный процесс взаимодействия, включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека. Педагогическое общение представляет собой социально-нормативные формы взаимодействия педагогов и учащихся. Профессионально-педагогическое общение есть система органично социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия,
| SCIENCE TIME |
организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, а также способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми - это не язык команд, а язык доверия. Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности. В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика). Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных, избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации. Начинающий педагог должен формировать у себя навыки моментального включения системы коммуникативных приспособлений в каждой новой педагогической ситуации.
Инициативность может быть двух видов: педагог открыто выступает как инициатор общения, он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой деятельности являются они сами.
Все изложенное выше позволяет утверждать, что педагогическое общение как особая форма общественных отношений в образовательной среде способно стать важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, подготовки молодого поколения к жизни и труду.
Литература:
1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». Ташкент, 1997.
2. Курбанов Ш., Саидов Х., Ахлиддинов Р. Мечта о совершенном поколении. Ташкент. Шарк, 1999.
3. Казанская В.Г. Личность ученика и учителя в школе. Москва, 2004.