йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-66-71 УДК 373.5:159.9
Уланова Галина Александровна
Институт развития образования, г. Ярославль
Клюева Надежда Владимировна
доктор психологических наук, профессор Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Назарова Инна Григорьевна
кандидат психологических наук Институт развития образования, г. Ярославль ulanova@iro.yar.ru, gau63@mail.ru, nadejda@uniyar.ac.ru, in-naz@yandex.ru
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛ
Статья посвящена актуальным аспектам социально-психологического и организационно-управленческого сопровождения психологического благополучия обучающихся. В статье представлены результаты исследования, целью которого было выявить и описать механизмы формирования и развития организационной культуры школы, которые обеспечивают психологическое благополучие детей. Авторами обозначены теоретико-методологические основы исследования, описаны механизмы, которые могут быть использованы при обеспечении психологического благополучия обучающихся. Исследование проводилось в общеобразовательных организациях Ярославской области. Продемонстрирован опыт межведомственного взаимодействия для удовлетворения образовательных потребностей, где важными характеристиками являются эмоциональная и психологическая комфортность. В статье представлен спектр действий, направленных на вовлечение родителей в неформальное образование, которое способствует улучшению эмоционального фона в семьях обучающихся. Выявленные механизмы формирования и развития организационной культуры общеобразовательных организаций обеспечивают психологическое благополучие школьников, а также способствуют совершенствованию системы психологического сопровождения в школе.
Ключевые слова: организационная культура, психологическое благополучие, механизм, медиация, сопровождение.
Современная ситуация в развитии организационной культуры школы ставит серьезные задачи поддержки и повышения психологического благополучия школьников. На организационном уровне в образовании формируется тенденция к развитию подхода к сотрудничеству субъектов образовательной организации, в основе которого лежит партнерство, диалог, разделяемые ценности и цели, согласование интересов.
Под организационной культурой мы понимаем «совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации» [3, с. 341-342].
Психологическое благополучие - это системное качество человека, обретаемое им в процессе жизнедеятельности на основе психофизиологической сохранности функций и проявляющееся у субъекта в переживании содержательной наполненности и ценности жизни в целом как средства достижения внутренних социально ориентированных целей, и являющееся условием реализации его потенциальных возможностей и способностей [2, с. 28].
Сегодня ключевой механизм обеспечения общественных благ (в том числе, психологического благополучия), может базироваться исключительно на добровольных, осознанных действиях.
В связи с вышесказанным зафиксируем внимание на следующих положениях:
1. Понимать, принимать и претворять в образовательной организации (далее ОО) идею сотрудни-
чества как непременное условие устойчивого развития организационной культуры ОО.
2. Признание идеи развития организационной культуры школы как целевого фактора психологического благополучия учеников или общественного блага, призванного способствовать развитию институтов гражданского общества, системы мно-гоуровнего управления с активным привлечением в его сферу представителей общественности. Под общественным благом мы понимаем «благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет» [5].
3. Регламентация различных форм сотрудничества, подразумевающих определенные гарантии для участников образовательного процесса.
4. Оргкультура может и должна организовать и структурировать образовательное пространство, направляя его «потоки» и усиливая «точки роста» его интегративного потенциала.
5. Если ОО заботливо и ответственно отнесутся к определению путей, форм и сроков развития интеграции и сотрудничества, действительно проявят заботу о подрастающем поколении и об учителях, то эти факторы способствуют формированию и развитию культурно-образовательной среды, где психологическое благополучие становится основным общественным благом.
Традиции российского менеджмента и психологии управления [10], современная образовательная аналитика позволяют выделить следующие тенденции и приоритеты развития организационной культуры школы:
66
Вестник КГУ 2019
© Уланова Г.А., Клюева Н.В., Назарова И.Г., 2019
- определение новых стратегических целей;
- структурная перестройка системы взаимоотношений в школе;
- изменение характера связей школьного коллектива и общественности;
- формирование приоритетов в области развития качества образования, связанных с психологическим благополучием всех участников образовательных отношений.
Ранее были представлены результаты исследований, которые в целом характеризуют состояние организационной культуры ОО города Ярославля [11, с. 501-504]. Было выявлено, что присутствуют все четыре типа организационной культуры: ролевая культура, культура индивидуальности, культура, направленная на деятельность, культура «ордена» с преобладанием организационной культуры индивидуальности (типология Ф. Харриса). Также было показано, что существует взаимосвязь между психологическим благополучием детей и организационной культурой школы [12, с. 53-58].
Однако недостаточно исследованной остается проблема, позволяющая выяснить, каким образом организационная культура ОО влияет на учеников.
Целью настоящего исследования является определение различных механизмов, обеспечивающих психологическое благополучие школьников в ОО.
При обеспечении психологического благополучия школьников могут быть использованы правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, социально-психологические, финансово-экономические и информационные механизмы.
Рассмотрим некоторые механизмы формирования и развития организационной культуры ОО, которые обеспечивают психологическое благополучие обучающихся.
Правовые механизмы.
Включают:
- развитие и совершенствование нормативно-правовой базы школы, для решения задач обеспечения психологической безопасности и благополучия всех участников образовательных отношений (например, в каждой школе Ярославской области есть положение о службе медиации, положение о совете профилактики, внесены соответствующие пункты в Устав организации);
- совершенствование правовой защиты интересов участников образовательных отношений, в частности, в каждой школе есть служба медиации, работают советы профилактики;
- развитие инструментов мирного разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми [8].
Опишем опыт внедрения в Ярославской области технологии медиации. В процессе обучения в ОО
каждый учащийся или взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты: становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем [7, с. 1316]. При разрешении конфликтов часто остаются невыясненными истинные причины конфликтов и чувства, которые переживают конфликтующие как в ходе конфликта, так и по его завершению, не формируется опыт конструктивного взаимодействия. Метод школьной медиации способствует решению этих проблем в работе с детьми, опираясь на гуманистические ценности, ставящие человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.
В Ярославской области уже не первый год развивается сеть школьных служб медиации и примирения. В рамках регионального инновационного проекта «Развитие служб медиации в ОО ЯО» разработаны и апробируются разнообразные модели школьных служб медиации и примирения. Например, в МОУ СОШ № 13 города Ярославля разработана и функционирует модель школьной службы медиации. Служба осуществляет свою деятельность по запросу участников образовательного процесса [5, с. 53-59]. Разрешение споров и конфликтов осуществляется при посредничестве школьного медиатора. Конфликты и споры детей разрешаются группой ровесников, что способствует широкому включению обучающихся в урегулирование школьных конфликтов. По результатам анкетирования участников образовательных отношений было отмечено, что практическая работа службы медиации с детьми, родителями, семьями по защите их прав и интересов через организацию и проведение примирительных бесед для разрешения разнообразных конфликтов, возникающих в школе, способствуют улучшению психологического благополучия обучающихся и созданию ком -фортной, безопасной образовательной среды образовательной организации [9].
Формирование показателей, отражающих эффективность влияния оргкультуры на психологическое благополучие школьников, может быть продемонстрировано при полученных воспитательных эффектах после реализации ППК «Медиация: подходы, практика, инструменты» в 2016 и 2018 году (рис. 1, 2).
Как видно из гистограмм, положительная динамика наблюдается по всем показателям, кроме «Умение вести себя с разными участниками конфликта» в начальной школе (показатель не изменился).
Организационно-управленческие механизмы.
Ими являются:
- совершенствование в ОО условий для обеспечения эффективной образовательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и общественного контроля [1].
Знание правил ведения Умение вести себя с "культурного"спора разными участниками конфликта
Способность анализировать свое поведение в условиях конфликта
Умение пользоваться средствами коммуникации для конструктивного разрешения конфликта
■ Начальная школа Средняя школа ■ Старшая школа Рис. 1. Воспитательные эффекты после реализации ППК «Медиация: подходы, практика, инструменты» в 2016 году
Знание правил ведения Умение вести себя с Способность Умение пользоваться
"культурного"спора разными участниками анализировать свое средствами
конфликта поведение в условиях коммуникации для
конфликта конструктивного
разрешения конфликта
■ Начальная школа I Средняя школа Старшая школа Рис. 2. Воспитательные эффекты после реализации ППК «Медиация: подходы, практика, инструменты» в 2018 году
Одним из эффективных инструментов управления является проектное управление, которое предполагает преимущественное использование инструментов процессного и проектного управления, помогает находить в условиях временных и ресурсных ограничений изящные и профессиональные решения для психологического благополучия школьников;
- консолидация усилий институтов образования для создания личностно - развивающей среды.
Так, в рамках регионального проекта «Реализация комплексной программы по развитию личностного потенциала» ГАУ ДПО ЯО ИРО совместно со «Сбербанком» для школьных команд в 2019 году будут реализованы две программы повышения квалификации, общей целью которых является формирование компетентности педагогов в области
развития личностного потенциала обучающихся в условиях специально проектируемой личностно-развивающей образовательной среды. В результате реализации ППК «Социально-эмоциональное и когнитивное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС» педагоги будут подготовлены к внедрению практик социально-эмоционального и когнитивного развития детей. Слушатели, прошедшие обучение по ППК «Тьюториал профессиональных педагогических сообществ», будут выполнять роль тьютора по созданию траекторий личностного развития обучающихся и педагогов, накоплению положительного опыта в регионе по личностному развитию.
- эффективная организация межведомственного взаимодействия для удовлетворения образовательных потребностей.
В процессе инновационной деятельности в региональной системе образования было установлено, что система управления развитием комфортной и безопасной образовательной среды эффективна, тогда, когда системообразующим фактором будет механизм индивидуализации, а ведущим методом организации образовательной деятельности - эмоционально-личностный поиск смыслов. Проиллюстрируем на примере Константиновской СОШ Тутаевского муниципального района. Важным средством достижения планируемых метапред-метных и личностных результатов в школе являются, индивидуальные образовательные маршруты, предусматривающие участие всех субъектов образовательного процесса. При этом меняется роль учителя: от хранителя лучших традиций образования, ретранслятора педагогического опыта к учителю в позиции тьютора, фасилитатора, обеспечивающего поддержку процессов движения обучающихся по индивидуальным траекториям. Эмоциональная и психологическая комфортность и удовлетворенность становятся важными характеристиками образовательной среды школы для всех участников образовательных отношений.
- укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций.
Активное участие родителей в жизни школы, повышение их психолого-педагогической компетентности является важным условием психологического благополучия школьников. В рамках реализации «Программы развития воспитания в Ярославской области» организовано обучение родителей Ярославской области по социально-педагогическому образовательному проекту «Профессиональная школа родителей». Проект направлен на психолого-педагогическое просвещение родителей. Его задачи: подготовить родителей к выполнению своих функций в семье с учетом возрастных особенностей ребёнка; изучить проблемы семьи и способы гармонизации семейных отношений на различных возрастных этапах детей; осуществить профилактику семейных конфликтов на разных этапах развития семьи; создать условия для освоения дополнительных навыков социально-педагогической деятельности и медицинского сопровождения детей-инвалидов.
Обучение способствовало вовлечению родителей в неформальное образование, улучшению эмоционального фона в семьях обучающихся.
- системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, продвижение лучших проектов и программ в сфере образования. Опыт представлен в материалах [14, с. 1018-1032].
- организационно-управленческое регулирование порядка предоставления участникам образовательных отношений необходимых условий в части ресурсного обеспечения реализации за-
дач и направлений развития ОО [8]. Это важная составляющая жизни организации, от которой зависит комфортность среды, ее безопасность и как следствие - психологическое благополучие школьников.
Кадровые механизмы.
Включают:
- повышение престижа профессии педагога, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их социальной поддержке;
- развитие кадрового потенциала в части психолого-педагогической компетентности педагогических и других работников на основе апробации и введения профессиональных стандартов;
- модернизацию системы внутриорганизацион-ного обучения, его содержания и организации;
- подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических работников в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и конкретной социальной ситуации.
Системообразующим фактором внутрифирменного развития педагогов может быть постоян-нодействующий семинар, внутрифирменная программа развития педагогических кадров, система образовательных встреч и др. Подробно это описано в материалах Международного Форума «Евразийский образовательный диалог» в 2018 году [6, с. 245-253]. Удовлетворенность профессиональными достижениями, эмоционально-благополучные отношения участников образовательного процесса являются значимыми факторами психологического благополучия педагогов и обучающихся в ОО.
Научно-методические механизмы.
Предусматривают:
- изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности; психологическое благополучие педагогов. Влияние организационной культуры образовательной организации на формирование метапредмет-ных компетенций обучающихся начальной школы на примере МОУ «Средняя школа № 26» описано нами ранее [13, с. 110-116].
- проведение психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области профессионального развития.
Выводы.
1. Сформулированные в статье обобщения дают основания для комплексного подхода к исследованию, социальному проектированию, внедрению и оценке эффективности функционирования организационных структур образовательных организаций как факторов, обеспечивающих психологическое благополучие обучающихся.
2. На основе анализа практической деятельности по формированию организационной культуры ОО авторами было установлено, что культура образовательной организации является сложной, многофункциональной системой. Доминантность функций организационной культуры определяется в зависимости от ее особенностей, целей, этапа развития, влияния параметров внешней среды.
3. Установлены основные аспекты применения механизмов формирования организационной культуры для обеспечения психологического благополучия.
Субъективная составляющая организационной культуры выявляет разделяемые участниками образовательных отношений ценности, нормы, роли, ожидания, а также особенности группового восприятия организационного окружения.
Объективная составляющая организационной культуры исходит из среды и физического окружения, создаваемого в организации: здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвет и объем пространства, удобства, и др. Все эти элементы среды в той или иной степени отражают ценности, которых придерживается данная организация, влияют на психологическое благополучие.
Составляющие организационной культуры охватывают опыт межведомственного взаимодействия для удовлетворения образовательных потребностей. Важными характеристиками здесь являются эмоциональная и психологическая комфортность; спектр действий, направленных на вовлечение родителей в неформальное образование, которое способствует улучшению эмоционального фона в семьях обучающихся. Механизмы формирования и развития организационной культуры общеобразовательных организаций обеспечивают психологическое благополучие школьников, а также способствуют совершенствованию системы психологического сопровождения в школе.
4. Как показал проведенный анализ практической деятельности образовательных организаций, необходимо дальнейшее исследование типов организационных структур, особенностей их влияния на обеспечение психологического благополучия обучающихся. Перспективным направлением, на наш взгляд, является изучение особенностей становления и развития психологического климата в ОО, моральных устоев, соотношения инноваций и традиций, условий освоения обучающимися творческой среды.
Библиографический список
1. Аксеновская Л.Н. Социально-психологическая модель организационной культуры: концепция, методология, технология изменения (ордерный подход): автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2008. - 24 с.
2. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилакти-
ческой и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Томск, 2002. - 28 с.
3. Занковский А.Н. Организационная психология. - М.: МПСИ, 2002. - 648 с.
4. Косарева А.Н. Возможность определения оптимального объема общественных благ [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 1. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/76085 (дата обращения: 07.02.2019).
5. Назарова И.Г. Воспитывающая направленность восстановительной медиации в условиях инклюзивного образования // Образовательная панорама. - 2018. - № 2 (10). - С. 53-59.
6. Назарова И. Г. Служба медиации как эффективный инструмент внутрифирменного развития педагогических кадров // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. -С. 245-253.
7. Назарова И. Г. Как остановить опасность экстремистских проявлений в среде несовершеннолетних?! // Дети Ярославии. - 2018. - № 4. -С. 13-16.
8. Назарова И.Г., Чиркун О.В. Медиация как инструмент перехода школ в эффективный режим работы. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017. - 95 с.
9. Программы служб медиации образовательных организаций / сост. И.Г. Назарова, О.В. Чиркун. - Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2015. - 80 с.
10. Технологии управления развитием персонала / под ред. А.В. Карпова, Н.В. Клюевой. - М.: Проспект, 2016. - 397 с.
11. Уланова Г.А. Некоторые подходы, определяющие влияние организационной культуры образовательного учреждения на психологическое благополучие обучающихся // Актуальные проблемы теоретической и практической психологии: традиции и перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Ярославль, 19-21 мая 2011). - Ярославль, 2011. - 597 с.
12. Уланова Г. А. Организационная культура образовательной организации как фактор психологического благополучия учащихся // Образование личности. - 2017. - № 4 - С. 53-58.
13. Уланова Г. А. Влияние организационной культуры образовательного учреждения на формирование метапредметных компетенций обучающихся начальной школы // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 5 - С. 110-116.
14. Уланова Г.А., Пополитова О.В. Проект «Новая модель профессионального обучения педагогов» // Повышение квалификации педагогических работников: взаимодействие традиций и инноваций: Материалы республиканской науч.-практ. конф. - Караганда, 2018. - С. 1028-1032.
References
1. Aksenovskaya L.N. Social'no-psihologicheskaya model' organizacionnoj kul'tury: koncepciya, metodologiya, tekhnologiya izmeneniya (ordernyj podhod): avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. - M., 2008. - 24 s.
2. Voronina A.V. Ocenka psihologicheskogo blagopoluchiya shkol'nikov v sisteme profilakticheskoj i korrekcionnoj raboty psihologicheskoj sluzhby: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - Tomsk, 2002. -28 s.
3. Zankovskij A.N. Organizacionnaya psihologiya. -M.: MPSI, 2002. - 648 s.
4. Kosareva A.N. Vozmozhnost' opredeleniya optimal'nogo ob"ema obshchestvennyh blag [Elektronnyj resurs] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. - 2017. - № 1. - Rezhim dostupa: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/76085 (data obrashcheniya: 07.02.2019).
5. Nazarova I.G. Vospityvayushchaya napravlennost' vosstanovitel'noj mediacii v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya // Obrazovatel'naya panorama. - 2018. - № 2 (10). - S. 53-59.
6. Nazarova I.G. Sluzhba mediacii kak effektivnyj instrument vnutrifirmennogo razvitiya pedagogicheskih kadrov // Evrazijskij obrazovatel'nyj dialog: materialy mezhdunarodnogo foruma. -YAroslavl': GAU DPO YAO IRO, 2018. - S. 245-253.
7. Nazarova I.G. Kak ostanovit' opasnost' ekstremistskih proyavlenij v srede nesovershennoletnih?! // Deti YAroslavii. - 2018. -№ 4. - S. 13-16.
8. Nazarova I.G., CHirkun O.V Mediaciya kak instrument perekhoda shkol v effektivnyj rezhim raboty. - YAroslavl': GAU DPO YAO IRO, 2017. - 95 s.
9. Programmy sluzhb mediacii obrazovatel'nyh organizacij / sost. I.G. Nazarova, O.V. CHirkun. -YAroslavl': GOAU YAO IRO, 2015. - 80 s.
10. Tekhnologii upravleniya razvitiem personala / pod red. A.V. Karpova, N.V. Klyuevoj. - M.: Prospekt, 2016. - 397 s.
11. Ulanova G.A. Nekotorye podhody, opredelyayushchie vliyanie organizacionnoj kul'tury obrazovatel'nogo uchrezhdeniya na psihologicheskoe blagopoluchie obuchayushchihsya // Aktual'nye problemy teoreticheskoj i prakticheskoj psihologii: tradicii i perspektivy: Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (YAroslavl', 19-21 maya 2011). - YAroslavl', 2011. - 597 s.
12. Ulanova G.A. Organizacionnaya kul'tura obrazovatel'noj organizacii kak faktor psihologicheskogo blagopoluchiya uchashchihsya // Obrazovanie lichnosti. - 2017. - № 4 - S. 53-58.
13. Ulanova G.A. Vliyanie organizacionnoj kul'tury obrazovatel'nogo uchrezhdeniya na formirovanie metapredmetnyh kompetencij obuchayushchihsya nachal'noj shkoly // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2018. - № 5 - S. 110-116.
14. Ulanova G.A., Popolitova O.V. Proekt «Novaya model' professional'nogo obucheniya pedagogov» // Povyshenie kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov: vzaimodejstvie tradicij i innovacij: Materialy respublikanskoj nauch.-prakt. konf. - Karaganda, 2018. - S. 1028-1032.