Научная статья на тему 'Социально-психологический тренинг как метод развития педагогических способностей менеджеpов обpазования'

Социально-психологический тренинг как метод развития педагогических способностей менеджеpов обpазования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1019
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МЕНЕДЖЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вяткина Лада Брониславовна, Вяткин Михаил Брониславович

Статья посвящена проблеме использования социально-психологического тренинга в процессе развития педагогических способностей руководителей образовательных учреждений. В исследовании были изучены компоненты педагогических способностей менеджеров образования и их взаимосвязь с различными свойствами интегральной индивидуальности. Приводится разработанная тематика тренинговых заданий, направленных на развитие различных компонентов педагогических способностей менеджеров образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический тренинг как метод развития педагогических способностей менеджеpов обpазования»

УДК 371.111

Вяткина Л.Б., Вяткин М.Б.

Социально-психологический тpенинг как метод pазвития педагогических способностей менеджеpов обpазования

Статья посвящена проблеме использования социально-психологического тренинга в процессе развития педагогических способностей руководителей образовательных учреждений. В исследовании были изучены компоненты педагогических способностей менеджеров образования и их взаимосвязь с различными свойствами интегральной индивидуальности. Приводится разработанная тематика тренинговых заданий, направленных на развитие различных компонентов педагогических способностей менеджеров образования.

Ключевые слова: педагогические способности, менеджеры образования, социально-психологический тренинг, теория интегральной индивидуальности.

Современный период развития отечественного образования связан с pефоp-миpованием и модернизацией существующей системы в контексте выполнения требований законодательных и нормативных документов, pегламентиpующих образовательную деятельность. В законе «Об образовании Российской Федерации» обозначаются основные пpинципы госудаpственной политики и правового pегулиpования отношений в сфере образования, реализация которых возможна при условии наличия квалифицированных, профессиональных кадров, обладающих высоким уровнем педагогических способностей [1].

Пpи наличии многочисленных исследований в области педагогических способностей остаётся малоизученным вопрос об их стpуктуpе, детеpминантах пpоявления отдельных составляющих в контексте интефальной индивидуальности. Кон^етизация содеpжания этих способностей, выявление их компонентов в свете теоpии интефальной индивидуальности является актуальной задачей, pешение ко^ой может содействовать дальнейшему pазвитию психологической теоpии и пpактики.

В теоpии общих способностей педагогический компонент пpофессиональных

способностей рассматривается в контексте ряда напpавлений (изучение наследственных и сpедовых детеpминант способностей, их стpуктуpы, связи с дpугими свойствами психики, соотношения с деятельностью), которые отражают основыные теоpетические концепции, pассматpивающие связь способностей с личностью (А.Г. Ковалев, В.Н. Мяси-щев, А.А. Бодалев, К.К. Платонов, Н.С. Лейтес, Е.И. Pогов и дp.),• соотносящие способности с опpеделенным видом деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Pубинштейн, B.C. Меpлин, В.А. ^утецкий, Е.А. Климов, Т.И. Аpтемьева, В.А. Ягункова, М.К. Кабаpдов, и дp.) [2].

В процессе системного исследования пpофессиональных способностей с позиции теоpии интефальной индивидуальности изучались специальные способности учителей-предметников в единстве их общепедагогических и пpедметных компонентов; исследование стpуктуpы способностей осуществлялось в связи с их детеpминацией свойствами pазличных иеpаpхических уpовней индивидуальности (Т.М. Хpусталева, Т.И. Поpошина, Е.Е. До-манова, И.Ю. Буpлакова, Т.М. Хаpламова, Л.Б. Вяткина) [2].

Масштаб pазpаботанности пpоблемы pазвития педагогических способностей

в контексте исследования интегральной индивидуальности ограничен ее локальным изучением представителями отдельных научных школ. В Пермской психологической школе В.С. Мерлина - Б.А. Вят-кина проведены исследования, связанные с изучением педагогических способностей в разных видах профессиональной деятельности:

- педагогическая (учителя математики, русского языка и литературы - Т.М. Хрусталёва, Ю.С. Шведчикова; музыки -Т.И. Порошина; биологии и химии - Е.Е. Доманова, физической культуры - Н.Ю. Бурлакова; рисования - Т.М. Харламова; начальных классов - Л.Б. Вяткина);

- художественно-творческая (артисты балета - И.Г. Соснина; музыкальные исполнители - Т.И. Порошина);

- военная (офицеры ракетных войск -А.Е. Гордеев).

Отличительной чертой исследований педагогических способностей в русле теории интегральной индивидуальности является их системный характер, рассмотрение специальных способностей в единстве их педагогического и предметного компонента, изучение структуры способностей в связи со свойствами различных иерархических уровней индивидуальности. В ходе исследования выявлены специфические симптоком-плексы свойств, характеризующие способности к педагогической деятельности учителей разных предметов, что определяется образовательным влиянием преподаваемого предмета на структуру педагогических способностей. В ходе исследования экспериментально изучены и подтверждены компоненты предметных способностей, выявлена специфика их взаимосвязи с педагогическими способностями учителей разных предметов.

Исследование сущности, природы, содержания и закономерностей развития педагогических способностей, изучение осо-

бенностей их мотивации;детерминирования их проявлений природными задатками в контексте интегральной индивидуальности подтверждает, что успешное выполнение педагогом профессиональной деятельности может быть обеспечено не отдельной способностью, а их своеобразным сочетанием. Научный поиск теоретических основ и прикладных аспектов проявления педагогических способностей как интегративного личностного образования в основном сконцентрирован на изучении школьных учителей [3]. Вместе с тем, в современных исследованиях не конкретизированы параметрические характеристики педагогических способностей менеджера образования, не изучен характер взаимосвязи их структурных компонентов разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. Вопрос о том, какой перечень компонентов необходим менеджеру образования, насколько он должен быть стабилен, какова логика следования их друг за другом, какие из них первичны, остается по-прежнему нерешенным.

Несмотря на неоднозначность и многоа-спектность вопроса о педагогических способностях менеджера образования, имеющиеся исследования позволяют утверждать, что, во-первых, профессионально важные качества руководителя бесспорно существуют, а во-вторых, руководители, обладающие более совершенной (относительно данной деятельности) организацией личностных свойств, имеют возможности для продуктивного выполнения этой деятельности. Обозначенные позиции явились основополагающими для составления унифицированной структуры педагогических способностей менеджера образования путем выделения наиболее существенных компонентов, характерных для представителей данного профессионального сообщества (рис.1).

Педагогические способности менеджеров образования являются целост-

Психодинамические свойства(свойства темперамента)

Нейродинамические свойства(свойства нервной системы)

Психодинамические свойства (свойства темперамента)

Педагогические способности

коммуникативные организаторские педагогический такт педагогическая культура эмпатия

склонность к профессии типа «человек-человек» удовлетворенность педагогической деятельностью

Социально-

психологические

свойства

Социально-психологические индивидуальные свойства

Индивидуальные свойства личности

Рис. 1. Гипотетическая модель педагогических способностей менеджера образования

и их структурных взаимосвязей.

ной многокомпонентной системой, которая включает в себя склонность к профессии типа «человек-человек», коммуникативные способности, организаторские способности, эмпатию, педагогическую компетентность, удовлетворенность педагогической деятельностью, педагогический такт и педагогическую культуру. Исследования, проводимые по изучению педагогических способностей в контексте теории интегральной индивидуальности, позволяют гипотетически обозначить наличие взаимосвязей между компонентами педагогических способностей менеджеров образования и их разноуровневыми индивидуальными свойствами (нейродинамические, психодинамические, личностные и социально-психологические).

Активность участника тренинга заключается в стремлении к самопознанию, в работе над выявлением представлений о себе, а соответственно, и поиска путей изменения своего поведения и тех личностных особенностей, которые мешают эффективному дело-

вому общению. Самоанализ помогает найти те личностные ресурсы, развивая которые участник тренинга проложит свой путь к достижению успеха в профессиональной, да и просто в межличностной коммуникации.

В ходе диагностических процедур использовались методики, направленные на изучение коммуникативных и организаторских способностей (В. Синявского и Б.А. Фе-доршина); эмпатии (А. МегаЫап и N. Epstein); педагогического такта (М.И. Станкина); педагогической культуры учителя (Т.М. Хрус-талевой); педагогических компетентно-стей (Л.А. Митиной); удовлетворенности педагогической профессией (В.А. Ядова). Свойства иерархических уровней индивидуальности изучались с помощью опросника Я. Стреляу; «ОФДСИ» В.М. Русалова; опросника Р. Кетелла; «УСК» Е.Ф. Бажи-нина, Е.А. Голинкиной. При обработке первичных данных применялись методы математической статистики: сравнительный анализ по формуле Т-критерия Стьюдента, корреляционный анализ по Пирсону,

с помощью пакета программы 51а11Б11са 6.0. forWindows.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что в структуре педагогических способностей менеджеров образования доминирует проявление организаторских и коммуникативных способностей, эмпатия, что проявляется в следующем: испытуемые умеют четко и быстро устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, стремятся к их обогащению; участвуют в групповых мероприятиях; пытаются доминировать в межличностном общении; проявляют инициативу в разрешении проблемных ситуаций; конкретизируют способы обращения в соответствии с решаемыми педагогическими задачами, особенностями личности каждого; соблюдают чувство меры в отношениях; проявляют требовательность в сочетании с уважением и индивидуальным подходом. Высокий уровень развития педагогического такта характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов и форм педагогического воздействия, пропорциональностью соотношения поощрения и наказания.

С целью изучения взаимосвязей компонентов педагогических способностей менеджеров образования с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности был проведён корреляционный анализ, результаты которого представлены на рис. 2.

Данные корреляционного анализа позволяют считать, что педагогические способности менеджера образования в большей степени связаны со свойствами личности и социально-психологическими свойствами. Полученные результаты во многом совпадают с данными исследований, ранее проведёнными в Пермской психологической школе при изучении структуры специальных способностей учителей различных предметов. Так, Т.М. Хрусталёва при изучении структуры специальных способностей учителей русского языка и литературы отмечает,

что педагогический такт (общепедагогическая способность) связан со спокойствием, уверенностью в себе (факт О), чувствительностью (фактор I) и развитым воображением (фактор М), то есть с индивидуальными свойствами личности, а предметные способности (филологические) в большей степени обусловлены свойствами нейродинамического и психодинамического уровней, то есть свойствами нервной системы и темперамента. Е.Е. Доманова в диссертационном исследовании доказала, что у учителей биологии общепедагогические способности (эмпатия, педагогическая культура) связаны с индивидуальными свойствами личности (осторожностью, непрактичностью, высоким самоконтролем), коммуникативные и организаторские склонности связаны с общительностью, жизнерадостностью, склонностью к доминированию, а предметные способности (чувство природы, экологическая направленность мышления и др.) зависят от уравновешенности, подвижности нервных процессов и экстраверсии, то есть от свойств нейродинамического и психодинамического уровней.

В соответствии с гипотезой нашего исследования одним из методов развития педагогических способностей менеджеров образования рассматривается социально-психологический тренинг как совокупность приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений.

Разработка комплекса заданий социально-психологического тренинга проводилась в зависимости от его доминирующих функций и с учетом их влияния на развитие компонентов педагогических способностей менеджеров образования:

- организационные способности («Навыки ассертивного поведения», «Противостояние манипуляции», «Командооб-разование для руководителей», «Интегра-тивный подход в управлении», «Техники

Рис. 2. Схематическое изображение значимых корреляционных связей между показателями компонентов педагогических способностей и разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности.

принятия решений», «Техники постановки задачи»); доминирующие функции социально-психологического тренинга - развивающая, социализирующая, компенсаторная;

- коммуникативные способности («Эффективная коммуникация менеджера», «Техника продуктивной дискуссии», «Искусство публичного выступления»);

доми-нирующие функции социально-психоло-гического тренинга - коммуникативная, образовательная, социализирующая;

- педагогическая культура и такт («Корпоративная культура и климат», «Эффективное использование корпоративной этики и корпоративной культуры», «Использование ценностей, мифов, ритуалов и традиций в повышении уровня корпоративной культуры»); доминирующие функции социально-психологического тренинга - социализирующая, развивающая;

- эмпатия(«Психологические особенности действия персонала», «Улучшение психологического климата на основе межличностного общения»); доминирующие функции

социально-психологического тренинга -прогностическая, социализирующая, коммуникативная;

- педагогическая компетентность («Структурирование, анализ, трансформирование и акцептирование информации», «Тайм-менеджмент как элемент самоорганизации», «Мозговой штурм» как способ повышения креативности»); доминирующие функции социально-психологического тренинга - исследовательская, рефлексивная.

С целью определения результативности применения социально-психологического тренинга, выявления значимых статистических характеристик сходства и различий в показателях констатирующего и контрольного

Таблица 1

Т-кpитеpий стьюдента для зависимых пеpеменных

Показатели Cp. аp. ст. откл. N Diff. ст. откл. t P

ПЕРИ (до) 68,56 21,13 97 -6,22 4,16 -14,73 *** 0,000

ПЕРИ (после) 74,77 17,39

ДИД (до) 66,23 18,34 97 -12,87 10,83 -11,70 *** 0,000

ДИД (после) 79,10 13,80

ОРГ (до) 60,98 17,94 97 -10,02 9,72 -10,15 *** 0,000

ОРГ (после) 70,99 14,75

КОММУН (до) 60,94 14,12 97 -7,98 5,60 -14,03 *** 0,000

КОММУН (после) 68,92 14,74

МЕТОД (до) 48,17 19,10 97 -9,78 8,96 -10,75 *** 0,000

МЕТОД (после) 57,96 21,11

ТВОРЧ (до) 61,21 14,06 97 -11,36 9,04 -12,38 *** 0,000

ТВОРЧ (после) 72,57 13,53

ПОБЕД (до) 52,91 12,21 97 -10,32 10,67 -9,52 *** 0,000

ПОБЕД (после) 63,23 14,96

МОРУ (до) 60,45 11,31 97 -6,21 3,59 -17,04 *** 0,000

МОРУ (после) 66,66 11,84

ЭПАТИД (до) 4,92 6,93 97 -5,22 1,57 -32,74 *** 0,000

ЭПАТИД (после) 10,13 6,32

КУЛТ (до) 52,00 6,11 97 -8,26 1,55 -52,48 *** 0,000

КУЛТ (после) 60,26 6,60

СПОС (до) 50,41 4,97 97 -8,28 2,18 -37,35 *** 0,000

СПОС (после) 58,69 5,06

эксперимента был проведён сравнительный анализ по формуле Т-критерия Стьюдента, который показал, что в контрольном срезе эксперимента показатели всех структурных компонентов педагогических способностей возросли (см. табл. 1).

Полученные данные свидетельствуют о том, что социально-психологический тренинг способствует развитию следующих компонентов педагогических способностей:

- социально-психологической компетентности личности, т.е. способности эффективно взаимодействовать с определёнными людьми;

- способности производить общественно-значимые преобразования в сфере межличностных отношений (коммуникативные способности);

- психолого-педагогической культуры как существенного аспекта всестороннего развития личности (педагогическая культура и педагогический такт);

- способности к овладению психолого-педагогическими знаниями, коррекции и формированию социально-психологических умений и навыков (дидактические способности);

- способности адекватного и полного понимания себя и других;

- чувственного познания группо-динамических феноменов и осознания своей причастности к возникающим межличностным ситуациям (эмпатия).

Для составления матрицы взаимосвязи отдельных компонентов педагогических способностей менеджеров образования с их индивидуальными свойствами был проведён корреляционный анализ по формуле Пирсона, который выявил большое количество статистически значимых взаимосвязей между показателями разных уровней интегральной индивидуальности и компонентов педагогических способностей (рис. 3).

Выявление обозначенных взаимосвязей свидетельствует о том, что социально-

психологический тренинг способствует развитию способности целенаправленно управлять процессом взаимодействия при достижении поставленной цели; выделять поведенческие индикаторы эффективной коммуникации, манипулятивного поведения партнёра по общению, использовать инструменты для противостояния ему; применять технику ассертивного поведения, навыки эффективного тайм-менеджмента, направленного на повышение профессиональной эффективности, снижение стресса и переутомления.

Корреляционный анализ показателей контрольного среза (рис. 3) в большей степени обнаружил взаимосвязи показателей педагогических способностей с показателями личностных и социально-психологических свойств интегральной индивидуальности. После проведения формирующего эксперимента число данных связей возросло, что доказывает, что социально-психологический тренинг, имеющий обучающий эффект, влияет на развитие свойств интегральной индивидуальности, особенно личностного и социально-психологического уровня.

На основании теоретических посылок и результатов опытно-поисковой работы в исследовании убедительно подтвержден обучающий потенциал социально-психологического тренинга, реализация которого предполагает наличие комплекса заданий, направленных на развитие всех компонентов педагогических способностей. В исследовании определены доминирующие функции разных видов социально-психологического тренинга в развитии отдельных компонентов педагогических способностей менеджеров образования (развивающая, социализирующая, компенсаторная, коммуникативная, образовательная, прогностическая, исследовательская, рефлексивная), что позволило комплексно решить прикладные задачи исследования.

Рис. 3. Схематическое изображение значимых корреляционных связей между показателями компонентов педагогических способностей и разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности (контрольный эксперимент)

Результативность процесса обучения в формате социально-психологического тренинга обеспечивается за счет целого ряда групповых феноменов: возможность получения обратной связи и поддержка от людей, которые имеют общие проблемы и переживания, возникающие во время занятий учебно-тренировочной группы; ощущение человеком себя принятым и активно принимающим других. В рамках группы человек может экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно новые для него умения и навыки взаимодействия, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Опыт, приобретенный в учебно-тренировочных группах, создает определенный социально-психологический «иммунитет», помогающий решать сложные проблемы, возникающие в межличностном и деловом общении менеджеров образования. Умения и навыки, которые формируются в искусственно созданной социально-психологической среде, помогают эффективно решать проблемы межличностного взаимодействия. Включение в образовательные программы психологических тренингов обеспечивает создание высокоэффективных профессиональных управленческих команд, способных прогнозировать и эффективно решать поставленные перед ними учебные, методические и административные задачи.

Проведение опытно-поисковой работы подтвердило правомерность использования диагностического инструментария, целесообразность разработки и результативность применения комплекса заданий социально-психологического тренинга, направленного не только на развитие педагогических способностей менеджеров образования, но и на становление основных трудовых действий, обозначенных в профессиональном стандарте педагога и в должностных обязанностях руководителя образовательного учреждения.

Вместе с тем, проведенное нами исследование не отражает всех аспектов обозначенной проблемы и, соответственно, не исчерпывает всех вариантов ее разрешения в рамках образовательной организации. В современных условиях полипара-дигмального образовательного пространства более детальной разработки требует обозначение концептуальных оснований использования педагогических способностей менеджеров в решении экономических проблем образовательной организации, разработка программно-целевых, технологических и мониторинговых аспектов развития общеобразовательных способностей менеджера бизнеса, установление корреляционных связей их составляющих с компонентами педагогических способностей в контексте интегрального исследования индивидуальности.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапов В.С. Проблема личности руководителя в отечественной психологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psi.Lib.ru/statyi/sbornik/probru1.htm

2. Вяткина Л.Б. Специальные способности учителя начальных классов в структура интегральной индивидуальности: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2004. 143 с.

3. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психологическое консультирование / под общ. ред. Ю.М. Забродина. М.: Эксмо, 2010.

4. Иоголевич Н.И. Психология личности и деятельности менеджера. Челябинск, 2005. 358 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. СПб.: Речь, 2007. 224 с.

6. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2004.

7. Психология менеджмента / под ред. Г.С. Никифоровой. СПб.: Гуманитарный центр, 2007. 572 с.

8. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2007. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.