Научная статья на тему 'Социально-психологический тренинг как инструмент развития лидерских качеств личности'

Социально-психологический тренинг как инструмент развития лидерских качеств личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1175
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / МОТИВАЦИЯ / ГРУППА / ОБЩЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тышковский А.В., Филиппов А.В.

в статье рассматриваются особенности формирования лидерских качеств личности в условиях социально-психологического обучающего тренинга. В качестве условий, обеспечивающих эффективность работы в группе, исследованы основные принципы, ситуации и задачи социального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический тренинг как инструмент развития лидерских качеств личности»

А.В. Тышковский А.В. Филиппов

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A DEVELOPMENT TOOL

OF PERSONAL LEADERSHIP

Аннотация: в статье рассматриваются особенности формирования лидерских качеств личности в условиях социально-психологического обучающего тренинга. В качестве условий, обеспечивающих эффективность работы в группе, исследованы основные принципы, ситуации и задачи социального взаимодействия.

Ключевые слова: социально-психологический тренинг, лидерские качества, мотивация, группа, общение, ценности, установки.

Abstract: the paper considers peculiarities of forming individual leadership skills during a social-psychological training. Basic principles of the situation and tasks of social interaction are considered as conditions for the group effectiveness.

Keywords: social-psychological training, leadership, motivation, team, communication, values, attitudes.

Сегодня существует множество разнообразных подходов к проведению социально-психологических тренингов. Одна из программ лидерского тренинга общения, разработанная специалистами Государственного университета управления, подробно рассмотрена в настоящей работе. Представленная программа тренинга направлена на повышение компетентности в общении, выработку необходимых для эффективного взаимодействия знаний и навыков общения. В процессе тренинга его участники овладевают определенными инструментами (техниками и приемами) общения, целесообразными в различных ситуациях делового взаимодействия: в ситуации публичного выступления, деловой беседы, рабочего совещания и т.д.

В ходе социально-психологического тренинга осуществляется развитие лидерских качеств человека путем выработки умений и навыков лидерского поведения в межличностном общении. Посредством тренинга может быть решена проблема формирования активной позиции личности, структуры мотивации, ценностей и установок, характерных для лидера. Лидерские тренинги и тренинговые программы направлены на то, чтобы сформировать уверенного профессионала, который практически в любом контексте сможет последовательно продвигать и воплощать свое видение дела.

В основу тренинга положена активная социальная подготовка человека в сфере взаимоотношений с людьми. В тренинге моделируются ситуации общения, ход и результаты которого подвергаются многостороннему анализу со стороны ведущего и участников тренинга.

Методики лидерских тренингов основываются на различных подходах в определении сущности и функций лидерства в коллективе [3; 4]. Как правило, специалисты идут по пути определения лидерских компетенций (например, представление конструктивной критики, создание атмосферы сотрудничества, представление оценки деятельности, умение представлять свои идеи и предложения, умение передавать информацию, организовать работу дискуссионной группы и т.д.), необходимых в определенных сферах деятельности специалиста [7]. Обучение в таких случаях строится на развитии актуальных для участника тренинга лидерских способностей.

Предлагаемый тренинг рассчитан на 50-150 часов аудиторной работы и составляет, таким образом, практический учебный курс. Участие в нем не требует специальной подготовки. Курс строится на методическом принципе создания атмосферы доверия и сотрудничества в группе, своеобразной системы «зеркал», позволяющих каждому как бы «наблюдать себя» со стороны. Разновидностью активных социально-психологических форм обучения является видеотренинг делового

общения. Он, в отличие от традиционных лекционных занятий, требует от слушателей значительно больших эмоциональных и интеллектуальных затрат, поскольку нацелен не только на приобретение новых знаний, но и на изменение форм поведения, выработку новых навыков и форм взаимодействия с людьми. Главной особенностью данной формы обучения является большая включенность слушателей в процесс работы. Это связано с тем, что материалом для анализа и коррекции, в основном, служит реальное или игровое поведение участников группы.

Большая часть дидактического материала подается в форме деловых игр, групповых дискуссий, психогимнастических процедур и тренинговых упражнений. В игровом контексте рассматриваются все основные факторы, которые способствуют эффективному взаимодействию в коллективе.

Для того чтобы работа в группе проходила наиболее эффективно, участникам необходимо соблюдать следующие основные принципы:

- Принцип активности подразумевает стремление участников тренинга быть активными, ориентироваться на то, чтобы проявлять активность, участвуя во всех событиях, процедурах, ситуациях, возникающих в ходе работы группы.

- Принцип «здесь и сейчас» предполагает, что анализу будет подвергаться лишь актуальное поведение членов группы. Основное, что необходимо в ходе работы группы - это проявление участниками как можно большего спектра различных вариантов поведения. При большом разнообразии поведенческих образцов результативность

выявления факторов, способствующих и препятствующих эффективному взаимодействию, значительно повышается. Таким образом, в ходе тренинга приобретают ценность любые ситуативные формы поведения, дающие материал для анализа и коррекции.

- Принцип искренности. То, что говорит участник должно отвечать тому, что он чувствует.

- Принцип корректности. Соблюдение этого принципа способствует созданию в группе атмосферы доверия и доброжелательности и, как следствие, ведению

Цели представленного курса состоят в том, чтобы научить слушателей видеть социально-психологическую природу межличностного взаимодействия, выработать необходимые для лидера умения и навыки общения. В рамках работы группы предполагается обучить различным стратегиям и тактикам поведения людей в процессе взаимодействия, показать их эффективность в различных ситуациях, научить сознательно (а не спонтанно, импульсивно) выбирать адекватные формы поведения.

Кроме того, в ходе работы тренинговой группы, помимо обучающей цели, может быть весьма успешно реализована цель социального воспитания участников. Социальная психология обладает богатым методическим инструментарием коррекции установок человека, его ценностей, мотивов и норм поведения. Так, например, сильным по своему воздействию на сознание человека является метод групповой дискуссии, в ходе которой участники обсуждают актуальные социальные проблемы [5; 6]. Особо важная роль в этой ситуации отводится руководителю группы тренинга, выступающему для участников тренинга в качестве воспитателя и наставника.

Представленный материал может служить пособием, как для руководителей, так и для самих участников тренингов делового общения. Структура курса включает в себя пять основных тематических блоков: (1) вербальное и невербальное поведение, (2) управление взаимодействием, (3) публичное выступление, (4) деловая беседа, (5) групповое обсуждение. Каждый из тематических блоков раскрывает отдельные участки и стороны межличностного общения, освоение которых является необходимой составляющей в подготовке лидера в научной сфере.

Освоенные в ходе тренинга навыки общения могут найти широкое применение в различных ситуациях социального взаимодействия. Перечислим основные типы таких ситуаций:

I. Первый блок ситуаций связан с содержательной стороной общения. К этому типу ситуаций относятся следующие: выступления перед аудиторией, ведения групповой дискуссии, работы в группе в качестве рядового участника, общения с одним

человеком.

II. Второй блок ситуаций связан со статусом участников взаимодействия. В соответствии с этим признаком можно выделить следующие ситуации: общение равностатусных коллег, общение руководителя с подчиненным.

Разумеется, существует еще целый ряд признаков, определяющих тип ситуации и, соответственно, набор навыков, необходимых для эффективного поведения в каждой из них. Тем не менее, перечисленные выше признаки являются основополагающими в подготовке лидера в науке.

Прохождение курса видеотренинга позволит развить сильные стороны и избавиться от слабых сторон в общении, понять общие схемы и алгоритмы, приводящие к достижению поставленных целей, познакомиться с приемами и техниками межличностного общения в различных ситуациях [1; 2]. Процесс обучения эффективному взаимодействию предполагает, на наш взгляд, решение трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных задач:

(1) Изменение базовой установки на взаимодействие,

(2) Освоение новых знаний и коррекция существующих (представление о себе, о других, о процессе социальной реальности в целом),

(3) Формирование умений и навыков поведения в различных социальных ситуациях (освоение стилей, стратегий и тактик поведения).

Разберем подробно каждую из указанных задач.

(1) Изменение базовой установки на взаимодействие. Существует два типа установок на взаимодействие с другими людьми: центристская и децентристская. Первый характерен тем, что человек рассматривает окружающих исключительно сквозь призму собственных интересов, проблем и потребностей. Люди выступают для него как некоторые средства достижения целей и реализации потребностей. Он не обращает должного внимания на интересы и ценности другого человека. Для человека с такой установкой, как правило, характерно считать, что ситуация такова, какой он ее видит, что его точка зрения самая правильная и с ней нельзя спорить.

Децентристская установка на взаимодействие состоит в том, что человек при решении своих задач учитывает интересы и потребности других людей. Данная установка позволяет человеку при необходимости принять позицию другого и увидеть ситуацию «его глазами». Создается как бы единое поле проблем, которые люди готовы решать совместно, т.к. при этом учитываются интересы всех участников взаимодействия.

Преимущество второго типа установки на взаимодействие при решении поставленных задач кажется нам очевидным.

(2) Формирование знаний о мире, социальной деятельности и осознание законов взаимодействия людей является другой задачей, решение которой необходимо для овладения методами делового общения. Для того, чтобы эффективно взаимодействовать с другим человеком, необходимо, как минимум, ясно представлять этого человека (его мотивы и желания, особенности его характера и т.д.). Важно также всегда иметь в виду, что наше представление о человеке может отличаться от того, кто он

есть на самом деле. Специалисты выделяют целый ряд групп факторов, влияющих на представление о другом человеке [7]:

- Статические или физические факторы: телосложение, одежда, манера одеваться.

- Динамические или экспрессивные факторы: мимика и жесты, особенности речи, голос.

- Содержательные факторы: что делает человек.

- Ситуационные факторы: контекст, в котором протекает поведение.

- Сообщение объекта восприятия о самом себе.

- Сообщение других о человеке.

Список можно также продолжить факторами, относящимися к самому субъекту восприятия. Это некоторые устойчивые тенденции, свойственные человеку в понимании и интерпретации им других людей. К ним относятся следующие тенденции:

- Сверхупрощение, преувеличение как постоянства, так инвариантности поведенческих моделей. Особенность психики человека заключается в стремлении

человека упростить в нашем сознании окружающий мир, редуцировать его сложность и многообразие, придав, таким способом, большую устойчивость и постоянство. Это тенденция проявляется в видении людей «черно-белыми», «хорошими-плохими», переоценке в них постоянства черт, игнорировании их менее заметных вариаций, экстраполяции черт, проявляемых в поведении в одних ситуациях, на все другие ситуации, где эти черты могут проявиться.

- Ригидность - непроницаемость для противоречивой информации. Зачастую мы не замечаем поведения, которое не совпадает с нашей концепцией человека. Наша картина мира имеет определенное свойство - она не противоречива внутри себя. И если такое противоречие возникает, оно воспринимается как внутриличностный конфликт. Поэтому человек с большим трудом воспринимает то, что не соответствует его сложившимся представлениям.

- Эгоцентризм - сильная тенденция оценивать людей в соответствии с единственным параметром: «как это касается нас самих». Не следует путать эгоцентризм с эгоцентрической позицией, которая представляет определенную линию во взаимодействии с другими людьми.

- Проекция - ожидание того, что установки людей, их верования и привычки подобны нашим. Человек априорно предполагает, что окружающие имеют такую же картину мира, как и он сам.

Наконец, существует третья группа факторов, оказывающих влияние на представления человека. Это схемы объяснения поведения других людей. К ним относятся интуитивные теории личности, под которыми подразумевается набор готовых теорий и схематических структур человеческой природы, а также определенный репертуар концепций мотивации.

Эту сферу знаний условно можно поделить на три части.

Первая - знание о человеке и процессах его восприятия.

Вторая - знание основных законов и феноменов внутригрупповой жизнедеятельности.

Сюда относятся основные структуры группы: ролевые структуры, структура распределения власти и структура эмоциональных межличностных отношений, закономерности развития и функционирования группы, феномены эмоционального «заражения» в группе и группового давления, развитие групповых ценностей и норм и т.д. Третья часть - знание структуры социальных ситуаций. Социальная ситуация будет характеризоваться прежде всего значимыми социальными элементами. К ним относятся цели и потребности людей, находящихся в данной ситуации, соотношение и взаимосвязь этих целей; роли, которые принимают на себя люди, особенности их формирования в целостные ролевые системы; соотношение социальных способностей участников, их взаимные ожидания и актуальное поведение, которое они демонстрируют.

Следует иметь в виду, что объективное существование ситуации и ее отражение в сознании различных ее участников могут существенно различаться. Помимо различий восприятия ситуаций, продиктованных ролевыми и должностными позициями, существуют различия, обусловленные навыками восприятия социальных ситуаций. Уровень развития навыков эффективного поведения в различных ситуациях может носить характер как отдельных поведенческих форм, так и целостных алгоритмов поведения в конкретных ситуациях. Наконец, навыки могут быть развиты до уровня осознанных принципов решения целого класса ситуаций.

Третьей частью изучения эффективного поведения в ситуациях общения является формирование навыков поведения, овладение коммуникативными техниками и выработка умения их применять. Особенно ярко значимость этого умения проявляется в ситуациях публичного выступления. Освоение навыков публичного выступления не может осуществляться вне практических упражнений, на базе которых строится программа тренинга общения.

Литература

1. Белбин Р.М. Команды менеджеров. - М.: Hippo, 2003.

2. Белбин Р.М. Типы ролей в командах менеджеров. - М.: Hippo, 2003.

3. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МГУ, 2000.

4. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М.: Проспект, 2001.

5. Маргерисон Ч. Дж. «Колесо» командного управления: Путь к успеху через систему управления командой. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2004.

6. Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. - СПб.: Питер, 2000.

7. Щедровицкий Г.П. Организация, руководство, управление. Т. 5. Методология и философия организационно-управленческой деятельности: Основные понятия и принципы: Курс лекций. - М.: Путь, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.