Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
387
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ В СПОРТЕ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ ГРУППЫ / КОМАНДА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ракитская Оксана Николаевна, Рогачева Мария Олеговна

В обучении спортивной командной деятельности тренеру полезно учитывать возможности социально-психологического климата - и как индикатора процесса командообразования, и как фактора успешности командной работы. Социально-психологический климат отражает специфику межличностных отношений в спортивной группе, возникающих между спортсменами, а также спортсменами и тренером. В данной работе фокус внимания обращен на значимость организации взаимодействия между тренером и спортсменами, в отношении которых он является и педагогом, и руководителем. В результате опроса членов спортивных коллективов было выяснено, что, помимо действий тренировочного характера, им важно взаимодействие с тренером как личностью. Спортсмены нуждаются в одобрении и поддержке со стороны тренера. В исследовании получены данные, математически подтверждающие связь сплоченности команды с поведенческим и эмоциональным компонентами отношения спортсменов к тренеру. Другими словами, тренер и отношение к нему со стороны остальных членов команды выступают важным условием сплочения спортивного коллектива. Согласно мнению респондентов, благоприятный (положительный) социально-психологический климат выступает условием формирования команды. При этом спортсмены признают его роль и в личных, и в командных достижениях. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости психолого-педагогического сопровождения процесса командообразования, в том числе в учебных коллективах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ракитская Оксана Николаевна, Рогачева Мария Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE AS A CONDITION FOR TEAM FORMATION AND ACHIEVEMENT OF RESULTS IN SPORTS ACTIVITIES

In teaching sports teamwork, it is useful for a coach to take into account the possibilities of the socio-psychological climate - both as an indicator of the team-building process and as a factor of the success of teamwork. The socio-psychological climate reflects the specifics of interpersonal relationships in a sports group that arise between athletes, as well as athletes and a coach. In this paper, the focus is on the importance of organizing interaction between a coach and athletes, in relation to whom he is both a teacher and a leader. As a result of a survey of members of sports teams, it was found out that, in addition to training activities, it is important for them to interact with the coach as a person. Athletes need approval and support from the coach. The study obtained data mathematically confirming the connection of team cohesion with the behavioral and emotional components of the athletes' attitude to the coach. In other words, the coach and the attitude towards him from the rest of the team members are an important condition for the cohesion of the sports team. According to respondents, a favorable (positive) socio-psychological climate is a condition for the formation of a team. At the same time, athletes recognize his role in both personal and team achievements. The results of the study indicate the need for psychological and pedagogical support of the team-building process, including in educational collectives.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

7. Мальцева, Н.В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы: автореферат дисс. ... канд. психол. наук 19.00.15 / Мальцева Наталья Владимировна. - Казань, 2005. - 24 с.

8. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ www.5ballov.ru/referats/preview/72429/6. (дата обращения: 27.04.2021)

9. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2001. - №9. - С. 14-16

10. Пилипчук, Л.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОО, работающих с детьми с ОВЗ / Л.С. Пилипчук // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: Материалы III Всероссийской (заочной) научно-практической конференции, Барнаул, 12-13 марта 2018 года / Под научной редакцией М.В. Сурниной. - Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2018. - С. 96-100. - EDN UPBLFC.

11. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. - 1994. - №6. - С. 57-64

Психология

УДК 159.9.072.432

кандидат психологических наук, доцент Ракитская Оксана Николаевна

Федеральное казенное образовательное учреждение Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации «Вологодский институт права и экономики» (г. Вологда); инженер-экономист Рогачева Мария Олеговна ООО «Мостстройпроект» (г. Вологда)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В обучении спортивной командной деятельности тренеру полезно учитывать возможности социально-психологического климата - и как индикатора процесса командообразования, и как фактора успешности командной работы. Социально-психологический климат отражает специфику межличностных отношений в спортивной группе, возникающих между спортсменами, а также спортсменами и тренером. В данной работе фокус внимания обращен на значимость организации взаимодействия между тренером и спортсменами, в отношении которых он является и педагогом, и руководителем. В результате опроса членов спортивных коллективов было выяснено, что, помимо действий тренировочного характера, им важно взаимодействие с тренером как личностью. Спортсмены нуждаются в одобрении и поддержке со стороны тренера. В исследовании получены данные, математически подтверждающие связь сплоченности команды с поведенческим и эмоциональным компонентами отношения спортсменов к тренеру. Другими словами, тренер и отношение к нему со стороны остальных членов команды выступают важным условием сплочения спортивного коллектива. Согласно мнению респондентов, благоприятный (положительный) социально-психологический климат выступает условием формирования команды. При этом спортсмены признают его роль и в личных, и в командных достижениях. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости психолого-педагогического сопровождения процесса командообразования, в том числе в учебных коллективах.

Ключевые слова: обучение в спорте, результативность, развитие спортивной группы, команда, социально-психологический климат.

Annоtation. In teaching sports teamwork, it is useful for a coach to take into account the possibilities of the socio-psychological climate - both as an indicator of the team-building process and as a factor of the success of teamwork. The socio-psychological climate reflects the specifics of interpersonal relationships in a sports group that arise between athletes, as well as athletes and a coach. In this paper, the focus is on the importance of organizing interaction between a coach and athletes, in relation to whom he is both a teacher and a leader. As a result of a survey of members of sports teams, it was found out that, in addition to training activities, it is important for them to interact with the coach as a person. Athletes need approval and support from the coach. The study obtained data mathematically confirming the connection of team cohesion with the behavioral and emotional components of the athletes' attitude to the coach. In other words, the coach and the attitude towards him from the rest of the team members are an important condition for the cohesion of the sports team. According to respondents, a favorable (positive) socio-psychological climate is a condition for the formation of a team. At the same time, athletes recognize his role in both personal and team achievements. The results of the study indicate the need for psychological and pedagogical support of the team-building process, including in educational collectives.

Key words: training in sports, performance, development of a sports group, team, socio-psychological climate.

Введение. Спортивной деятельности как явлению свойственен коллективный характер, так как она протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии (А.Ц. Пуни, В.В. Белорусов, А.П. Рудик, И.П. Волков, Ю.Л. Ханин, Г.Д. Горбунов, В.И. Румянцева, Р.Л. Кричевский, Ю.А. Коломейцев и др.). Она состоит из тренировочного и собственно соревновательного процессов, в течение которых она подвергается влиянию множества факторов, совокупность которых в конечном итоге определяет результативность деятельности спортсменов.

Понятие «психологического климата» в обиход спортивной психологии привносит Ю.Л. Ханин с конца 70-х годов [4, С. 172]. С тех пор установлено, что между состоянием социально-психологического климата (СПК), уровнем развития коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Поэтому оптимальное управление деятельностью и СПК в любом коллективе требует специальных знаний и умений от руководства, а в случае спортивной команды - от тренерского состава. Принято считать, что спортивная команда достигает результаты, если у нее ценностно-ориентационное единство, благоприятные межличностные отношения и психологический климат.

Подобрать спортивный коллектив, чтобы ее члены продуктивно взаимодействовали и могли себя реализовать - главная задача тренера [1]. При этом, помимо отбора, следует ставить и задачу создания оптимального СПК в спортивном коллективе, которая подобна постройке здания, где каждый «кирпичик», а в нашем случае - факт проявления взаимоотношений, имеет свое значение и вносит свой вклад в итоговый результат. Следовательно, СПК спортивной команды является результатом формирующейся системы взаимоотношений в группе при целенаправленном психолого-педагогическом воздействии тренера.

Опираясь на исследования А.В. Неретина можно выделить следующие признаки психологического климата, оптимального для достижения необходимых результатов:

• сформированная статусно-ролевая структура, включая лидерство (деловая и эмоциональная), принимаемая всей группой;

• доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу, доброжелательная и конструктивная критика, свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

• межличностные отношения строятся преимущественно на основе внутренней мотивации, присутствует удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

• достаточная информированность членов команды о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

• нацеленность на высшие результаты в деятельности со стороны тренера и спортсменов;

• дисциплина, как всей группы, так и каждого ее члена, а также принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее участников;

• высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи между участниками команды [2, С. 102].

Другими словами, мы рассматриваем СПК как условие эффективности деятельности спортивной команды,

оптимизация которого способствует ее развитию (в высокопродуктивную команду) и росту результативности.

Стремясь к обеспечению «эталонного» состояния всех элементов, образующих СПК и влияющих на атмосферу в группе в ее динамическом развитии, а также с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого спортсмена в отдельности, мы можем оказывать прямое положительное влияние на эффективность соревновательной деятельности спортивной команды, а также на динамику раскрытия таланта отдельных спортсменов, которым необходима определенная атмосфера, чтобы проявлять свои способности в ходе соревновательных игр, чувствуя поддержку других членов команды.

Изложение основного материала статьи. В основе нашей работы лежит положение о необходимости создавать и поддерживать психологический климат в малой группе (спортивной команде) для осуществления эффективного взаимодействия между ее членами и повышения результативности в спортивной деятельности.

В ходе теоретического анализа проблемы оптимизации СПК как условия формирования команды и достижения результатов спортивной деятельности были выделены его компоненты, сочетание которых на высоком уровне выраженности присуще социальной группе, уровень развития которой может быть определен как командный: 1) степень благоприятности социально-психологического климата; 2) групповая сплоченность, отражающая степень референтности группы (стремления быть ее членом); 3) ценностно-ориентационное единство группы; 4) оценка взаимодействия руководителя группы - тренера.

В качестве гипотезы нашего исследования, выступило предположение о том, что при командном уровне развития группы осознание важности каждого ее участника проявляется в наличии положительной зависимости между компонентами СПК и оценками личной и командной эффективности.

Общая гипотеза была конкретизирована в частных:

• существует положительная связь между уровнем групповой сплоченности и признанием собственной эффективности спортсмена в качестве вклада в совместную деятельность и достижение командного результата;

• существует положительная связь между степенью благоприятности СПК группы и оценкой эффективности командной работы у ее членов.

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе ВИПЭ ФСИН России. Для проведения исследования были выбраны 3 группы, занятые совместной спортивной деятельностью: женская сборная команда по волейболу (ЭГ 1; п=8); мужская сборная команда по волейболу (ЭГ 2; п=15); мужская футбольная команда (ЭГ 3; п=17). Возраст участников варьировал от 17 до 22 лет, как и стаж участия в команде - от 1 месяца до 5 лет.

Наличие в указанных группах участников, стаж присутствия которых в группе менее 6 месяцев, свидетельствует об обновлении состава и изменении процессов командообразования. В связи с этим эмпирическое исследование проводилось в два этапа. На первом этапе определялся уровень развития экспериментальных групп в процессе командообразования в соответствии с выделенными компонентами СПК. На втором этапе участников групп, чей уровень развития был признан командным, опрашивали с целью выяснения их мнения о способах поддержания благоприятного СПК и мерах повышения результативности работы в команде.

Для определения уровня развития экспериментальных групп в связи с показателями СПК нами применялись опросники «Диагностика психологического климата в малой группе» (В. В. Шпалинский, Э. Г. Шелест), «Определение ценностно-ориентационного единства группы» (ЦОЕ) (В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева), «Тренер - спортсмен» (Ю.Л. Ханин, А. Стамбулов), тест для определения индекса групповой сплоченности (К. Э. Сишор). Полученные результаты представлены в таблице 1.

По шкале Шпалинского и индексу Сишора во всех группах получены результаты, позволяющие оценить СПК как выраженно благоприятный и оценить уровень сплоченности во всех командах как высокий.

Таблица 1

Средние показатели результатов исследования СПК в командах

Методики ЭГ 1 ЭГ 2 ЭГ 3

1 Оценка СПК по шкале Шпалинского 55 53,5 59,8

2 Индекс ЦОЕ группы 0,675 0,653 0,576

3 Индекс групповой сплоченности Сишора 16,4 16,7 16,9

4 Оценка взаимоотношений с тренером:

4.1 гностический компонент 5,9 6 6,9

4.2 эмоциональный компонент 7,4 7,4 7,7

4.3 поведенческий компонент 7 7,3 7,7

Значимые различия выявились в выборах некоторых ценностей (ЦОЕ) по категории моральных качеств (расчет коэффициента углового распределения Фишера): если в команде девушек качество «дружелюбие» было выбрано 100% опрошенных, то в ЭГ 2 и ЭГ 3 - 53% и 59% соответственно. По нашему мнению, это объяснимо тендерными различиями в составе команд. Помимо этого, значимые различия были обнаружены при выборе качества «честность»: в ЭГ 1 и ЭГ 3 отсутствует выбор этого параметра, в ЭГ 2 его выбирает 53% членов команды, отражая своеобразие ее межличностного общения.

Таким образом, по содержанию выбранных ценностей можно утверждать, что все экспериментальные группы схожи между собой по показателю ЦОЕ. Следовательно, можно говорить не только о групповой сплоченности в связи со значимостью принадлежности группам, но и в связи с разделяемыми ценностями их участников в выборке в целом.

По методике «Тренер - спортсмен» во всех командах игроки высоко оценивают эмоциональный компонент взаимоотношений с тренером, которых в исследовании два (волейбольных и футбольной команды). К обоим спортсмены относятся с симпатией, при чем высокие результаты оценки эмоционального компонента сочетаются с высокими оценками поведенческого компонента. Оценка гностического компонента (то есть восприятия тренера как специалиста и профессионала) находится в пределах средних значений.

При корреляционном анализе оценок степени благоприятности СПК, сплоченности и взаимоотношений с тренером получены коэффициенты (таблица 2), позволяющие подтвердить предположение о том, что взаимоотношения тренера со спортсменами зависят от его личностных особенностей и от восприятия его игроками, и, следовательно, могут влиять на показатели сплоченности команды.

Таблица 2

Взаимосвязь поведенческого компонента взаимоотношений с тренером с некоторыми показателями СПК

спортивных команд

Критерии Сплоченность Эмоциональный компонент взаимоотношений с тренером

ЭГ 1 0,736* -

ЭГ 2 - 0,690**

ЭГ 3 - 0,603*

Условные обозначения: ** значимость на уровне 0,01; * - на уровне 0,05

Таким образом, на основании показателей сплоченности, ЦОЕ, взаимоотношений с тренером и общей оценки СПК в совокупности с высокой самооценкой эффективности команд мы выяснили, что спортивные группы после обновления составов успешно прошли стадии «рабочая группа», «псевдокоманда», «потенциальная команда» и в настоящий момент соответствуют уровню развития «реальная команда».

Поэтому на дальнейшем этапе исследования мы сочли возможным расчет показателей корреляции по укрупненной выборке (п=40), состоящей из участников всех трех экспериментальных групп (таблица 3) с учетом результатов шкалирования испытуемыми личной и командной эффективности.

В результате подтвердились частные гипотезы о существовании положительной связи между уровнем групповой сплоченности и признанием собственной эффективности спортсмена в качестве вклада в совместную деятельность и достижение командного результата, а также степенью благоприятности СПК группы и оценкой эффективности командной работы.

Следовательно, благоприятный СПК посредством механизмов сплоченности оказывает влияние на восприятие личной и командной эффективности.

На следующем этапе мы исследовали возможности оптимизации СПК на основе выяснения мнения спортсменов (при помощи авторской анкеты) о взаимосвязи этого феномена с результативностью команды, а также о мерах и способах воздействия на СПК с целью улучшения качества спортивной деятельности и повышения спортивных результатов. Сравнительный анализ выборов (%), полученных в результате опроса в экспериментальных группах, приведен в таблицах 4 и 5.

Таблица 3

Значимые корреляции параметров СПК в общей выборке

Показатель Значение коэффициента Спирмана Коррелирующий показатель

1 Комплексная оценка СПК 0,342* Сплоченность

2 Сплоченность 0,543* Возраст

0,442* Стаж в команде

0,371* Эмоциональные ценности

0,446** Личная эффективность

3 Личная эффективность 0,556** Эффективность команды

0,497* Возраст

0,392* Тренер - спортсмен (повед.компонент)

4 Тренер - спортсмен (повед.компонент) 0,583** Тренер - спортсмен (эмоц.компонент)

Таблица 4

Оценка роли факторов в формировании благоприятного СПК

Факторы ЭГ 1 ЭГ 2 ЭГ 3

совместные победы 52% 48% 71%

единая форма 20% 23% 21%

объединяющие ритуалы 52% 60% 44%

неформальное доверительное общение между игроками 64% 72% 89%

доверительные отношения с тренером 95% 82% 76%

наличие лидера в команде 48% 42% 54%

поддержка тренера при проигрыше 66% 68% 45%

По данному вопросу можно сделать вывод о том, что необходимыми условиями для формирования благоприятного СПК в командных видах спорта являются следующие: наличие доверительных отношений с тренерским составом; существование неформального доверительное общения между игроками; поддержка тренера при поражении; наличие совместных побед.

В качестве рекомендаций, по нашему мнению, именно эти позиции следует определять тренерскому составу как приоритетные в планировании своей профессиональной деятельности. Если доверительные отношения между тренером и спортсменами являются результатом обоюдного взаимодействия сторон, а совместные победы объективным результатом деятельности, то правильно организованная поддержка тренера в случае поражения - это уже результат личной работы тренера над собой и своими умениями. Так, по мнению Л.М. Стукало, наиболее эффективна стратегия сохранения оптимизма при проигрыше, который обеспечивает отличный обучающий опыт [4]. З.В. Юркина считает, что в случае поражения, тренер должен найти что-то положительное в игре команды, готовя игроков к следующей встрече [5].

Таблица 5

Оценка спортсменами факторов, влияющих на результат спортивной группы

Факторы ЭГ 1 ЭГ 2 ЭГ 3

дух соперничества между игроками 32% 62% 53%

взаимное уважение между игроками 68% 81% 76%

отсутствие конфликтов внутри команды 55% 75% 79%

дружеские отношения с тренером 68% 54% 48%

сугубо деловые отношения с тренером 25% 18% 23%

оснащенность (зал, инвентарь и т.д.) 68% 48% 45%

частота и длительность тренировок 77% 66% 76%

Стоит отметить, что фактор наличия «духа соперничества» в мужских командах оценивается значительно выше, чем в женской, в качестве определяющего результативность. Также меньшую важность девушки-спортсменки присудили фактору отсутствия конфликтов. Можно предположить, что это объясняется тендерными различиями составов команд и то, что девушки в большинстве своем более конформны и менее склонны к соперничеству и конфликтному поведению внутри спортивной команды.

По мнению респондентов всех опрошенных команд, наличие дружеских отношений с тренером в высшей мере положительно влияет на результативность группы, в отличие от сугубо делового построения этих взаимоотношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожидаемо высокую оценку наряду с оснащенностью занятий получил фактор частоты и длительности тренировок, поскольку этот объективный показатель обеспечивает возможность совершенствования спортивного мастерства и эффективности команды в целом.

Распределение ответов на вопрос анкеты о методах воздействия со стороны тренера, обеспечивающих высокие результаты в спортивной деятельности, в очередной раз свидетельствовало о тесной взаимосвязи атмосферы в команде и эффективности спортивной деятельности. Выбирая из перечня методов: требование (приказ), запугивание (угрозы), убеждение (побуждение), совместное обсуждение со спортсменом, совет, просьба, скрытое манипулирование, физическое воздействие, и девушки, и юноши для обеспечения благоприятного СПК предпочли совместное обсуждение, а для достижения результативности - его сочетание либо с увеличением физических нагрузок (ЭГ 1), либо с советами (ЭГ 2, ЭГ 3).

При ответе на вопрос анкеты: «Что в большей мере влияет на достижения высоких спортивных результатов?» респондентам предлагалось проранжировать по степени значимости предложенные варианты: физические данные и интеллектуальные способности спортсмена; благоприятная тренировочная атмосфера (дружеская); правильно подобранная методика и грамотно организованная тренировка; благоприятные условия для тренировки (погода, наличие инвентаря); питание спортсмена; дисциплина и режим; эффективное взаимодействие тренера и спортсмена (сотрудничество); мотивация спортсмена («настрой»); удача.

В целом при оценке роли в достижении спортивных результатов на первое место игроки поставили такие факторы, как физические данные спортсмена, его мотивацию, правильно подобранную методику тренировок. Далее по важности следуют факторы взаимодействия тренера и спортсмена, а также благоприятная тренировочная атмосфера. Другими словами, при условии наличия способностей, внутренней мотивации и режима тренировок факторы благоприятного СПК, по мнению спортсменов, повышают эффективность деятельности. При этом обращаем внимание на то, что благоприятный СПК, обеспечивающий удовлетворение коммуникативных потребностей спортсмена, вполне обладает соответствующим мотивационным потенциалом.

Выводы. В педагогической деятельности тренеру, помимо задач обучения и воспитания спортсменов, важно обеспечить условия развития команды из спортивной группы. Одним из таких условий является социально-психологический климат (СПК), характеризующий качественную сторону межличностных отношений, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и развитию личности в группе.

СПК в спортивной команде представляет собой относительно устойчивый, типичный для данной группы эмоционально динамический настрой и, являясь интегральной характеристикой, отражает объективные и субъективные условия ее жизнедеятельности, в том числе - уровень развития.

Благоприятный СПК традиционно связывается не только с положительными оценочными показателями межличностных отношений, но и с выраженным уровнем групповой сплоченности, проявляющемся как в степени референтности группы, так и наличии сходных ценностей у ее участников. Наличие такого СПК довольно часто соотносится с командным уровнем в развитии группы, поскольку ценностное отношение ее участников друг к другу позволяет повысить согласованность осуществляемых действий оптимизировать взаимодействие для выполнения общей цели и достижения результата.

Для того, чтобы выяснить отношение спортсменов к роли СПК в достижении личной и командной эффективности мы сначала определили уровень командообразования в группах, участниками которых они являются, а затем выяснили, присущие им мнения.

Мы обнаружили подтверждение нашему предположению о наличии положительной зависимости между компонентами СПК и оценками личной и командной эффективности. Положительная связь между уровнем групповой сплоченности и признанием собственной эффективности спортсмена в качестве вклада в совместную деятельность и достижение командного результата обеспечивает в качестве условия мотивационный и когнитивно-эмоциональный факторы

эффективности спортивной деятельности. Поскольку будет способствовать расстановке приоритетов в достижении личных и общей цели, а также согласованности реализуемых действий.

Выявленная положительная связь между степенью благоприятности СПК и оценкой эффективности командной работы у ее членов не только отражает ценностное отношение участников к сложившимся контактам в группе, но и свидетельствует об уверенности респондентов в возможности положиться на партнеров по совместной деятельности, расширив таким образом личные возможности до возможностей группы в целом.

Следовательно, благоприятный социально-психологический климат позволяет спортсмену в полной мере раскрыть свой потенциал, повысить личную эффективность и результативность команды в целом.

Литература:

1. Майдокина, Л.Г. Исследование психологического климата в футбольной спортивной команде / Л.Г. Майдокина, И.В. Шиндина, В.В. Майдокин // Международный электронный научный журнал. - 2018. - №4(34). - С. 233-238. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/issledovanie-sihologicheskogo-klimata-v-futbolnoy-sportivnoy-komande (дата обращения: 15.09.2022).

2. Неретин, А.В. Компетентность тренера в создании положительного социально-психологического климата в спортивной команде / А.В. Неретин. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГВФК», 2012. - 43 с.

3. Стукало, Л.М. О роли тренера в психологической и педагогической подготовке спортсменов к соревновательной деятельности / Л.М. Стукало // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2011. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/o-roli-trenera-v-psihologicheskoy-i-pedagogicheskoy-podgotovke-sportsmenov-k-sorevnovatelnoy-deyatelnosti/viewer (дата обращения: 10.10.2022).

4. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. - Москва: Физкультура и спорт, 1980. - 208 с.

5. Юркина, З.В. Психологическая подготовка спортсменов во время проведения соревнований по волейболу / З.В. Юркина // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2020. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-podgotovka-sportsmenov-vo-vremya-provedeniya-sorevnovaniy-po-voleybolu (дата обращения: 10.10.2022).

Психология

УДК 159.9:316.6(045)

старший преподаватель Самосадова Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ФАКТОР АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. В исследовании представлены эмпирические данные по изучению профессионального целеполагания современной молодежи, обучающейся в провинциальном российском вузе. Данные исследования демонстрируют, что у современных студентов обнаруживается преобладание низких результатов профессионального целеполагания, а проведенный однофакторный дисперсионный показал, что профессиональное целеполагание является значимыми факторами для академической успешности студентов-психологов в учебно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: студенты, профессиональная цель, профессиональное целеполагание, академическая успеваемость в учебно-профессиональной деятельности.

Annotation. The study presents empirical data on the study of professional goal-setting of modern youth studying at a provincial Russian university. These studies demonstrate that today's students show a predominance of low results in professional goal setting, and the single-factor dispersion analysis showed that professional goal setting is a significant factor for the academic success of psychology students in their educational and professional activities.

Key words: students, professional goal, professional goal setting, academic performance in educational and professional activities.

Материалы подготовлены в рамках сетевого проекта ФГБОУВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» с ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет» на тему «Целеполагание учащейся молодежи»

Введение. Реформы высшей школы делают весьма актуальным исследования факторов успешности студентов в освоении выбранной профессии. Успешность обучения в значительной мере отражается в академической успеваемости учащихся.

Изложение основного материала статьи. Проблема изучения академической успеваемости имеет разные аспекты и направления исследования: как результативности и эффективности обучения представлены в работах Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, И.Я. Лернер, Г.И. Щукиной; для нас особый интерес представляют работы по изучению причин и факторов, оказывающих влияние на академическую успеваемость, представленных в исследованиях М.Р. Шабалиной, В.В. Орловой, Н.С. Корнющенко-Ермолаевой, П.Е. Троян, С.С. Гречихина и других.

М.Р. Шабалина академическую успеваемость как формализованный показатель академической успешности, кроме этого показателя она выделяет ряд личностных качеств (познавательная активность, самостоятельность, креативность, рефлексия, самооценка, учебная мотивация), которые оказывают воздействие на учебную деятельность [4].

В.В. Орлова, Н.С. Корнющенко-Ермолаева, П.Е. Троян, исследуя причины, влияющие на учебную успеваемость студентов, получили следующие результаты: неравномерное распределение учебной нагрузки в течение семестра, увеличение учебной нагрузки по сравнению с 1 курсом, а так же трудности в распределении своего времени и лень; у части студентов произошло разочарование в своем профессиональном выборе, многие стали сочетать учебу и работу, некоторые студенты учатся только ради получения диплома о высшем образовании и им не важны оценки. Студенты кроме недостатков в своей учебно-профессиональной деятельности отметили и недостатки в профессиональной деятельности преподавателей университета, такие как неинтересные занятия, завышенные требования и необъективность при оценке знаний студентов, низкий процент электронной продукции преподавателей по дисциплинам» [2, С. 17].

Исследование С.С. Гречихина посвящено изучению влияния фактора постановки личных целей на успеваемость студентов. Автором были выделены следующие группы целей: академические, карьерные, социальные, материальные,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.