УДК 316.61
О.Ф. Король
канд. психол. наук, заведующая кафедрой психологии и мониторинговых исследований, Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования,
г. Симферополь
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТЕРМИНАНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Аннотация. В статье представлен анализ проблемного поля детерминации организационной культуры в системе государственной службы. На основе системного подхода обобщаются содержательные характеристики организационной культуры и определяются её ключевые детерминанты в системе государственной службы. Такая позиция может быть интересна специалистам в области социальной психологии и государственного управления.
Ключевые слова: организационная культура, государственная служба, профессиональная деятельность, профессионализм, групповая идентификация, институциональные нормы.
ОТ. Кого!, Crimean Republican Institute of postgraduate pedagogical education, Simferopol
SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF DETERMINANT Of ORGANIZATIONAL CULTURE IN SYSTEM
of GOVERNMENT SERVICE
Abstract. In the article is presented the analysis of the problem field of determination of organizational culture in the system of government service. On the basis of the system approach are summarized contentional descriptions of organizational culture and her key determinant in the system of government service. Such view could be interesting to the specialists in the area of social psychology and state administration.
Keywords: organizational culture, government service, professional activity, professionalism, group identification, institutional norms.
Исследование организационной культуры в сфере государственного управления является актуальным направлением и детерминирует создание эффективной системы государственной службы. Организационная культура обладает рядом специфических черт и является социорегулятивной системой, определяющей характер организационного поведения сотрудников государственной службы с точки зрения эффективности их деятельности.
Исходя из актуальности и социальной значимости проблемы, цель нашего исследования заключается в выявлении основных детерминант организационной культуры в системе государственной службы.
Известно, что в качестве группы детерминант организационной культуры рассматриваются следующие факторы: детерминанты внутреннего и внешнего окружения (В.П. Басенко, Б.Н. Жуков, А.А. Романов), детерминанты организационной культуры с позиции комплементарного подхода (Ж. Гурвия, В.В. Негреева, Е.И. Негреева) и детерминанты, влияющие на особенности организационной культуры (О.Е. Стеклова).
Авторы концепции детерминант внутреннего и внешнего окружения выделяют психологические факторы этнической толерантности персонала организации, ролевое поведение управленцев, их взаимодействие с коллегами, поведение в кризисных ситуациях, статусные символы, критерии принятия управленческих решений и другие. Основной акцент сделан на роли управленческих функций в создании и развитии организационной культуры. Иными словами, культура организации рассматривается как результат целенаправленных управленческих действий [1].
Идея комплементарного подхода к организационной культуре основана на том, что организационная культура и мотивация труда имеют объединяющие факторы, обеспечивающие их органичность. Поэтому комплементарность оргкультуры и мотивации способствует развитию деловых качеств работников, повышает ответственность за развитие организации и её эффективность [1, 4].
Свое видение проблемы детерминации организационной культуры определила Стекло-ва О.Е. Разработанные автором детерминанты дают возможность рассматривать их влияние на характеристики организационной культуры с позиции системного подхода, выделяя группы социально-психологических факторов. Выделены следующие подгруппы детерминант [5]:
1) личностные (влияние личностных характеристик людей);
2) социальные (уровень жизни, отношение к данной организации государства и руководства);
3) технические (уровень развития технологий, уровень образования, характер взаимодействия персонала, формы организации работы, организационная структура);
4) экономические (финансовое состояние организации, адекватность зарплаты);
5) профессиональные (особенности профессии, влияющие на характер взаимодействия людей, ценностные ориентации, сохраняющие целостность организации как социальной системы);
6) национальные (особый менталитет, традиции, обусловленные историческим развитием);
7) внутренние и внешние факторы (обусловлены особенностями внутреннего функционирования организации, например, кадровая политика, стиль руководства и внешняя среда, воздействующие на эффективность работы организации);
8) объективные и субъективные (возникающие и воздействующие либо независимо от понимания ситуации работниками, либо зависящие от представлений об идеальном каждого участника процесса формирования организационной культуры);
9) управляемые и неуправляемые (целенаправленные действия могут усилить или ослабить их влияние);
10) прямые и косвенные (данные факторы либо непосредственно формируют параметры и содержание организационной культуры, например, стиль руководства, система стимулирования, либо их влияние опосредованно).
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что комплексный подход к анализу детерминант организационной культуры даёт возможность учесть не только группу факторов, но и изучить психологические особенности их влияния на развитие организационной культуры в системе государственной службы.
Методологическая проработка данного вопроса позволила нам выделить следующее.
Во-первых, на наш взгляд, важно рассматривать организационную культуру в связи со спецификой профессиональной деятельности государственных служащих. Среди обозначенных причин, подтверждающих это, можно выделить следующее. В соответствии с Законом «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба характеризуется профессиональным участием в осуществлении целей и функций государства через выполнение обязанностей и полномочий на должности, определенной в конкретном государственном органе [6]. А цель государственной службы заключается в осуществимые упорядочивания и повышения эффективности процессов формирования и реализации государственного управления.
В связи с этим одним из факторов, определяющих уровень организационной культуры госслужащих, становится профессионализм. На сегодня нет фактически ни одного вопроса организации и функционирования государственной службы, который не был бы связан с профессионализмом государственных служащих. Отметим, что принцип профессионализма и компетентности как один из главных принципов государственной службы закреплен в статье 3 Закона «О системе государственной службы Российской Федерации» [6]. А в статье 11 данного же Закона содержится норма относительно постоянного повышения государственными служащими уровня их профессионализма и квалификации [6]. Именно профессионализм, наряду с карьерой, властью и социальным статусом, имеет свойства обеспечивать групповую идентификацию госслужащих, где критерием истинности служит соответствие общим образцам и эталонам поведения, принятым в организации.
Во-вторых, рассматривая организационную культуру как микроуровень развития организации, целесообразно обратить внимание на проблемы межличностных отношений в системе государственной службы. В отношениях человека к человеку различают как объективные, так и субъективные аспекты, то есть аспекты переживания личностью тех отношений, в которых она находится с другими людьми. Кроме того, как отмечают авторы [2, 4, 6], организационное поведение, его закономерности и механизмы регулируются с помощью системы институциональных норм и ценностных ориентаций [2]. Заметим, что, ценностные ориентации выступают, с одной стороны, как конкретное проявление отношения государственных служащих к окружающей среде, а с другой - как система установок, которые регулируют их поведение в каждом конкретном случае.
В-третьих, необходимо рассмотреть взаимосвязь организационной культуры с отношением сотрудников госслужбы к своей профессиональной деятельности и соблюдению институциональных норм. Психологическое отношение к соблюдению институциональных норм и делового поведения - один из компонентов нравственности, представленный в сознании субъектов профессиональной деятельности в виде мотивов, намерений и готовности совершать поступки. Это отношение, с одной стороны, имеет относительную устойчивость к внешним влияниям, а с другой, поддаётся динамике и изменениям. В связи с этим может возникнуть сложность применения норм поведения в разных ситуациях и с разными категориями людей.
На наш взгляд, конкретизация моральной составляющей позволит обнаружить зависимость эффективности организационной культуры госслужащих от отношения их к профессиональной деятельности и соблюдению институциональных норм.
Таким образом, анализ проблемного поля детерминации организационной культуры в системе государственной службы показал, что основными факторами, определяющими поведение государственных служащих являются специфика их профессиональной деятельности и профессионализм, межличностные отношения, отношения к профессиональной деятельности и соблюдение институциональных норм.
Список литературы:
1. Басенко В.П. Организационное поведение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / В.П. Басенко, Б.М. Жуков, А.А. Романов. - М.: Дашков и К°, 2011. - 337 с.
2. Король О.Ф. Специфические функции организационной культуры в формировании межличностного взаимодействия в организации: (аксиологический аспект) / О.Ф.Король // Психология: сб. науч. тр. - Киев: НПУ им. М.П. Драгоманова, 2003. - Вып. 21. - С. 23-29.
3. Липатов С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики / С.А. Липатов // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. - 1997. - № 4. - С. 55-65.
4. Ричи Ш. Управление мотивацией / Ш. Ричи, П. Мартин; пер. с англ. [Е.Э. Лалаян]; под ред. Е.А. Климова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 379 с.
5. Стеклова О.Е. Организационная культура: учеб. пособие / О.Е. Стеклова. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 127 с.
6. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-o-gossluzhbe/11/.
7. Шаталова Н.И. Организационная культура: учебник / Н.И. Шаталова. - М.: Экзамен, 2006. - 237 с.