Научная статья на тему 'Социально-психологический анализ делового взаимодействия в предпринимательской деятельности'

Социально-психологический анализ делового взаимодействия в предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
559
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Титова Ольга Ивановна

Исследованы конкуренция и партнерство в деловом взаимодействии предпринимателей. Представлена типология делового взаимодействия в предпринимательской деятельности, а также результаты эмпирического изучения роли различных факторов в отношении предпринимателей -мужчин и женщин к деловому взаимодействию. Представлены результаты сравнительного анализа психологической структуры отношения к деловому взаимодействию у предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-psychological analysis of business interaction in the buisness activity

If is studied the social-psychological aspects of competition and partnership in business. There are psychological typology of business interaction, and also the results ofstuding of different factors influence on business activity of men and women. If is described the results of comparative gender analysis of psychological relation to business interaction.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический анализ делового взаимодействия в предпринимательской деятельности»

УДК 88.5

О. И. Титова

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исследованы конкуренция и партнерство в деловом взаимодействии предпринимателей. Представлена типология делового взаимодействия в предпринимательской деятельности, а также результаты эмпирического изучения роли различных факторов в отношении предпринимателей - мужчин и женщин - к деловому взаимодействию. Представлены результаты сравнительного анализа психологической структуры отношения к деловому взаимодействию у предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин.

Относительно недавно сформировавшаяся новая социально-профессиональная группа - предприниматели - заняла достаточно устойчивые позиции в российском обществе, существенно влияя своей деятельностью на успех преобразований в экономике, и на связанные с ними перемены в отношениях различных социальных групп [2; 4; 7; 20].

Вместе с тем, сформировавшиеся в массовом сознании представления о нормативном мужском и женском поведении, обусловленные традиционным распределением социальных ролей между мужчиной и женщиной, определяют различия в содержании и условиях предпринимательской деятельности и, независимо от степени своей правильности, влияют на отношения в предпринимательской среде [8; 9; 14]. Это связано с тем, что занятие предпринимательством предполагает наличие таких качеств, которые в массовом сознании ассоциируются с проявлениями маскулинности, формируя стереотип восприятия предпринимательского поведения как преимущественно «мужского» поведения [5]. Вследствие чего предпринимательская деятельность мужчин и женщин по-разному воспринимается обществом, в том числе и предпринимателями-мужчинами, составляющими большинство во многих сферах российского бизнеса.

Изучение гендерных особенностей психологии российских предпринимателей в изменяющемся обществе позволит не только выявить закономерные различия, но и способствовать их реальному учету при разработке дифференцированной социально-экономической политики по поддержке и развитию предпринимательства как важного фактора российской экономики.

Следует отметить, что исследования в области психологии предпринимательства развиваются в отечественной науке достаточно интенсивно, вместе с тем, гендерные особенности психологии российских предпринимателей продолжают оставаться в категории малоизученных явлений. Проведенный нами гендерный анализ делового взаимодействия предпринимателей продолжает серию социально-психологических исследований предпринимательской деятельности, выполняемых в Институте психологии Российской академии наук с 1992 года [5; 4; 12; 13; 21; 23]. Ранее полученные нами результаты отражены в предшествующих публикациях, посвященных анализу гендерных отношений к конкуренции и партнерству в российских регионах [см. например: 13; 14; 15].

В данной статье, продолжающей анализ гендерных особенностей делового взаимодействия предпринимателей, содержится разработанная нами типология делового взаимодействия в предпринимательской деятельности

и характеристика гендерных различий структуры отношения предпринимателей к деловому взаимодействию, оценивается роль различных факторов в субъективном отношении предпринимателей - мужчин и женщин - к деловому взаимодействию в их экономической деятельности.

Сбор эмпирических данных проводился методом стандартизированного интервью. Объектом исследования выступали предприниматели, занятые в сфере малого и среднего бизнеса на территории России. Основные сферы деятельности участников исследования - оптовая и розничная торговля, сфера обслуживания и производство. В общей сложности в исследовании приняли участие 366 предпринимателей из трех российских регионов -Москва, Центральная Россия, Сибирь, среди которых 35,3 % женщин и 64,7 % мужчин.

В результате теоретического анализа работ, посвященных взаимодействию людей в экономических отношениях, определено, что достаточно продолжительная история изучения вопроса представлена несколькими традициями научного анализа: 1) взаимодействие экономических субъектов (конкуренция, партнерство в бизнесе) и его влияние на экономические результаты их деятельности (Г. Азоев [1], А. Юданов [26], В. Масленников [10], К. Прозоровская [17]); 2) взаимодействие (состязание, соревнование) в рамках экономических отношений, в том числе в производственных, и его влияние на развитие личности человека и общества в целом (В. Чекмезов [22], Е. Райк [18], Н. Данакин [4], М. Вальяно [3]); 3) взаимодействие (соревнование, сотрудничество) в производственных отношениях, трудовой деятельности человека и его влияние на эффективность, на развитие личности и ее социально-психологических отношений (Е. Шорохова, К. Платонов, Е. Махлах, Ю. Касюлис, И. Косев, А. Журавлев [19], Е. Попова [16], А. Шмелев [25]). Для характеристики взаимодействия в экономической деятельности авторами выделяются разные формы отношений, посредством которых деловое взаимодействие осуществляется (например: конкуренция, партнерство, соревнование, состязание, взаимодействие, социалистическое соревнование), при этом определение границ понятий относительно друг друга проведено, в основном, только при сравнении конкуренции и соревнования, конкуренции и социалистического соревнования.

Проанализировав работы указанных авторов, а также имеющиеся подходы к построению моделей взаимодействия в разных сферах жизнедеятельности человека, которые были предложены В. Ярочкиным, Е. Доценко, К. Томасом, E. Van de Vliert, А. Шмелевым, мы пришли к

выводу, что основными понятиями, описывающими деловое взаимодействие в экономической деятельности, выступают «конкуренция», «соревнование» и «партнерство».

В ходе сравнительного анализа содержания понятий и результатов проведенных исследований нами выделены 5 параметров, посредством которых дифференцируется взаимодействие в экономических отношениях: 1) стабильность/изменчивость социально-экономических условий деятельности субъектов; 2) сформированность социальных норм взаимодействия; 3) степень дифференциации экономических интересов субъектов; 4) характер приобретаемых во взаимодействии ресурсов; 5) субъект взаимодействия (личность, группа).

Проведенный анализ содержания наиболее часто встречающихся форм делового взаимодействия предпринимателей показал, что деловое взаимодействие предпринимателей определяется соотношением двух характеристик: 1) субъектная/объектная ориентация деятельности и 2) дифференциация/интеграция в экономической деятельности предпринимателей. Характеристика субъектной/объектной ориентации отражает, в какой мере для предпринимателя в организации экономической деятельности важна ее социально-психологическая сторона -контакты с другими участниками бизнеса, личностные черты партнеров и конкурентов, характер взаимоотношений с ними, или же более значимой является организационно-экономическая сторона - взаимосвязанность с другими предпринимателями общим циклом производства, сравнение результатов своей деятельности на основе экономических показателей в прошлом, приоритет материально-технического обеспечения для эффективности бизнеса. Соответственно, дифференциация/интеграция характеризует соотношение конкурентных и кооперативных тенденций в экономической деятельности предпринимателя. Различная интенсивность проявления этих характеристик в деятельности предпринимателей обуславливает варианты ситуаций в их совместной экономической деятельности и определяет типы делового взаимодействия (см. рисунок).

На основе данной типологии делового взаимодействия предпринимателей нами был разработан концептуальный

подход, реализованный в эмпирическом исследовании гендерных особенностей отношений предпринимателей к двум основным видам взаимодействия в экономической деятельности - к конкуренции и деловому партнерству

Как вид экономической деятельности по производству товаров и услуг, основанной на распоряжении материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами и направленной на получение дохода (прибыли), в рамках которой субъект выступает собственником и организатором производства товаров и услуг, а также пользователем наемного труда (В. П. Позняков), предпринимательство осуществляется посредством делового взаимодействия предпринимателей с другими участниками экономических отношений - предпринимателями, клиентами, чиновниками и другими (И. Шумпетер, В. Смольков, П. Шихирев, Т. Нестик). Деловое взаимодействие мы определяем как взаимосвязанную деятельность предпринимателей, в результате которой происходит обмен ресурсами (сырье, рынки сбыта, технологии производства, власть, социальные связи и деньги, направленные на получение прибыли), их накопление и преумножение.

Социально-психологическим содержанием делового взаимодействия предпринимателей - мужчин и женщин

- является обмен социально-психологическими отношениями, формирующимися в результате отражения условий и результатов действий представителей групп, их вклада в изменение состояния социальной системы, частями которой являются обе группы предпринимательства в сфере экономики.

Частным случаем социально-психологического отношения является отношение к деловому взаимодействию, которое отражает субъективные представления и оценки сторон делового взаимодействия, его условий и эффективности и выступает центральным понятием концептуальной схемы проводимого нами эмпирического исследования. Это отношение, формирующееся в ходе предпринимательской деятельности, позволяет эффективнее прогнозировать поведение элементов в системе экономических отношений и при необходимости корректировать собственную экономическую деятельность.

Характер делового взаимодействия предпринимателя будет определяться, во-первых, тем, какие процессы -

Сааъгктная ор0£нтац0я

Я

К

Соц0аХьно-

ПС0ХОА,ОГ0Ч£СКО£

партнерство

_ СХож0вш0£Ся партн£рск0£ связ0

Т£Хн0Ко-ЭКоноЦ0Ч£СКо£ партнерство с оащ0ц ц0кАюц про0звобства

СоП£рн0Ч£ство б£^овых партн£ров, соаств£нн0ков

Партн£рство

конкср£нтов

Сор£внован0£ по показат£^яц эконоц0Ч£ской б£ят£^ьност0 ♦

Сор£внован0£ с конкор£нтац0 за Х0чны£ 8ост0Ж£н0я

ФорцаХьная конкор£нц0я в обной сф£р£ а0зн£са

Конкор£нц0я за цат£р0аХьно-т£Хн0Ч£ск0 £ р£сарсы

ф

ф

Оаъ£ктная ор0£нтац0я Типы делового взаимодействия в предпринимательской деятельности

интеграции или дифференциации - преобладают в его бизнесе, и, во-вторых, субъектная или объектная ориентация свойственна его экономической деятельности в конкретной экономической ситуации. Учитывая результаты теоретического анализа, мы полагаем, что компонентами отношения к деловому взаимодействию выступают: 1) отношение к ситуации взаимодействия в предпринимательской деятельности; 2) отношение к субъектам предпринимательской деятельности. Соответственно, отношение к ситуации взаимодействия отражает опыт предпринимательской деятельности субъекта и его обыденные представления о формах взаимоотношений в экономике. Отношение к субъектам предпринимательской деятельности содержит оценки личностных характеристик, определяющие социально-психологический климат в условиях экономической деятельности и восприятие других предпринимателей для построения эффективных отношений. Поскольку гендерная принадлежность субъектов взаимодействия является одним из первичных критериев социальной категоризации в межличностных и межгруп-повых отношениях, в исследовании отношения личности к ситуации делового взаимодействия она также выступает фактором, дифференцирующим социально-психологические отношения.

Таким образом, с целью эмпирического изучения отношения предпринимателей-мужчин и предпринимате-лей-женщин к конкуренции и партнерству как основным видам делового взаимодействия в предпринимательской деятельности нами определены следующие переменные:

- отношение к конкуренции в предпринимательской деятельности;

- отношение к деловому партнерству в предпринимательской деятельности;

- отношение к конкурентам из разных гендерных групп;

- отношение к деловым партнерам из разных гендерных групп.

Полученные в исследовании эмпирические данные были подвергнуты сравнительному анализу, в том числе, изучалась роль характера взаимодействия и гендерной принадлежности других субъектов в отношении респондентов к конкуренции и партнерству, а также анализировалась психологическая структура отношения к деловому взаимодействию. С этой целью был проведен кластерный и факторный анализ полученных данных с использованием соответствующих процедур в программе SPSS 11.5.

В результате проведения кластерного анализа выявлено, что компоненты группового отношения мужчин и женщин к сторонам делового взаимодействия различны. Выявлено, что у мужчин-респондентов гендерная принадлежность других субъектов в рамках предпринимательской деятельности влияет на их отношение к ним и определяет эмоциональную окраску этих отношений. Так, отношения с мужчинами (конкурентами и партнерами) включены в число факторов, обусловливающих эффективность предпринимательства, успешность взаимодействия с другими предпринимателями в текущей экономической деятельности (здесь и сейчас), и взаимосвязаны с оценкой социально-экономических условий: напряженности конкуренции, надежности партнеров по биз-

несу, уровня собственной конкурентоспособности, роли партнерства в развитии бизнеса.

В то время как взаимоотношения с женщинами (конкурентами и партнерами по бизнесу) оцениваются мужчинами как включенные в совокупность отношений с другими субъектами - конкурентами, партнерами, государством, предпринимателями, которыми определяется эмоциональная оценка опыта предпринимательства. При этом, отношения с женщинами ассоциируются с наличием взаимопонимания в экономической деятельности, доверия, а негативный опыт - обман и конфликты - связан с субъектами без конкретизации их гендерной принадлежности.

Иная структура отношения свойственна предприни-мателям-женщинам. В частности, отношения женщин к деловым партнерам и конкурентам разного пола являются компонентами четырех кластеров, в отличие от двух у респондентов-мужчин. Отношение к деловым партне-рам-мужчинам ассоциируется у женщин с напряженностью конкуренции в их сфере бизнеса и общей ролью партнерства в развитии бизнеса. Отношение к конкурен-там-мужчинам образует структурную единицу представлений вместе с переменными успешность взаимодействия мужчин и женщин, успешность взаимодействия мужчин. Отношение к деловым партнерам-женщинам связано в сознании респонденток с конкурентоспособностью, с надежностью партнеров по бизнесу и успешностью взаимодействия женщин-предпринимателей. В целом, эти переменные образуют единый кластер в сознании предпринимательниц, который характеризует предпринимательскую деятельность с точки зрения ее перспективности, успешности взаимодействия и конкурентоспособности.

Отношение к конкурентам-женщинам связано с эмоциональным фоном предпринимательства. При этом отношение к конкурентам-женщинам ассоциируется, во-первых, с отношениями с конкурентами и партнерами (взаимопонимание, поддержка, обман, конфликты) и личным отношением респонденток к участию в конкуренции. Во-вторых, отношение к конкурентам-женщинам перекликается с доверием к государственным и предпринимательским структурам, что, в целом, указывает на обусловленность отношения к конкуренту-женщине личным опытом предпринимательства и доверием.

Таким образом, у предпринимателей-женщин отношение к деловому взаимодействию определяется сочетанием двух факторов - гендерной принадлежностью субъектов предпринимательской деятельности и характером взаимодействия между ними - конкуренцией и/ или партнерством.

Также для сравнительного анализа отношения предпринимателей - мужчин и женщин - к деловому взаимодействию и оценки роли гендерной принадлежности был проведен факторный анализ, в результате которого эмпирически определены компоненты отношения к деловому взаимодействию.

Так, отношение предпринимателей-мужчин к деловому взаимодействию включает: I - предпочтение взаимодействия с предпринимателями-мужчинами; II - конкурентоспособность бизнеса; III - оценка взаимодействия

с женщинами в бизнесе; IV - партнерство в бизнесе; V - негативный опыт отношений с конкурентами и партнерами; VI - отношение к конкуренции с женщинами; VII - доверие к государственным структурам.

Отношение к деловому взаимодействию предприни-мателей-женщин включает: I - партнерство в бизнесе;

II - успешность взаимодействия предпринимателей;

III - доверие в бизнесе; IV - учет гендерной принадлежности в деловом взаимодействии; V - напряженность конкуренции в бизнесе; VI - препятствия конкурентоспособности; VII - отношение к конкуренции; VIII - личностные ресурсы в бизнесе.

Сравнение компонентов отношения к деловому взаимодействию показывает, что общими для мужчин и женщин являются фактор «партнерство в бизнесе» (характеризует отношения с позиций надежности партнеров, наличия взаимопонимания между ними и роли партнерства в развитии бизнеса) и фактор «доверие в предпринимательской деятельности», в рамках которого мужчинами выделяется доверие к государственным структурам, а женщинами оценивается его роль в целом и менее учитывается по отношению к кому доверие проявляется.

Полученные компоненты отношений предпринима-телей-мужчин и предпринимателей-женщин были сгруппированы нами в соответствии с выделяемыми в структуре психологического отношения сторонами: когнитивная, эмоциональная и конативная.

Анализируя структуру отношения предпринимате-лей-мужчин и предпринимателей-женщин к деловому взаимодействию, следует отметить, что когнитивная, эмоциональная и конативная стороны представлены различно. Так, в структуре отношения мужчин к деловому взаимодействию наиболее выражен эмоциональный компонент (представлен 4 факторами, общий вес которых составляет 6,67), и значительно менее выражены кона-тивный и когнитивный компоненты (вес 2,82 и 1,75 соответственно). В то время как в структуре отношения женщин все три компонента в целом представлены более равномерно. Наиболее выражен также эмоциональный (4,57), но значимость когнитивного компонента находится примерно на таком же уровне (4,4):

Также значимым различием в содержании отношения предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин к деловому взаимодействию, стало то, что из семи факторов, выделенных у респондентов-мужчин, в трех явно акцентируется гендерная принадлежность субъектов предпринимательства, которая дифференцирует психологические отношения к взаимодействию в экономической деятельности. Это факторы «предпочтение взаимодействия с предпринимателями-мужчинами», «оценка взаимодействия с женщинами в бизнесе» и «отношение к конкуренции с женщинами». Общий вес их равен 5,11, что составляет 44,2 % от веса всех факторов, характеризующих отношение мужчин к деловому взаимодействию. В группе респондентов-женщин определен только один фактор такого рода «учет гендерной принадлежности в делово взаимодействии», который имеет вес 1,59, что составляет 12,7 % от веса всех факторов по группе женщин. Остальные же семь факторов характеризуют содержание изучаемых отношений - наличие доверия, напряженность отношений, успешность взаимодействия, личностные ресурсы и т.п., и гендерная принадлежность субъектов выступает одним из параметров в структуре отношения женщин к деловому взаимодействию.

Факторы, которые в структуре отношения к деловому взаимодействию оказались общими для мужчин и для женщин - «партнерство в бизнесе» и «доверие», и характеризуют конативную (мотивационно-волевую) сторону психологического отношения, наиболее значимую для эффективного предпринимательства, легли в основу эмпирической типологии отношений предпринимателей. Различия в уровне доверия и в отношении к деловым партнерам стали основанием эмпирической типологии отношения предпринимателей к деловому взаимодействию.

Таким образом, в результате теоретико-эмпирического исследования отношения предпринимателей к деловому взаимодействию в экономической деятельности нами были сделаны следующие выводы:

1. Социально-психологическими параметрами, характеризующими взаимодействие в социально-экономической сфере, выступают: стабильность/изменчивость социально-экономических условий деятельности субъектов;

Сравнительная характеристика структуры отношения к деловому взаимодействию предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин

Факторы отношен9я р,сжч9н Вес Факторы отношен9я женщ9н Вес

ф н >к Е и о в « II. Конкарентоспосоаность а9знеса 1,75 IV. Учет генберной пр9на§Яежност9 в 8еЯово|л вза9р,о§ейств99. VI. Препятств9я конксрентоспосоаност9. VIII. Л9чностные рессрсы в а9знесе 1,59 1,47 1,34

1,75 4,4

ЭН и X о ф а о о I. Пр8§почт8н08 вза9р,о8ейств9я с пре8пр9н9р,атеЯя|л9-|лсскч9на|л9. III. Оценка вза9р,о8ейств9я с женщ9на|л9 в а9знесе. V. Негат9вный опыт отношен9й с конкорента|л9 9 партнера|л9. VI. Отношен9е к конк<сренц99 с женщ9нар,9 2,08 1,74 1,56 1,29 II. Успешность вза9р,о§ейств9я пре8пр9н9р,атеЯей. V. Напряженность конксренц99 в а9знесе. VII. Отношен9е к конкаренц99 1,74 1,48 1,35

6,67 4,57

, ЭН § й о И н IV. Партнерство в а9знесе. VII. Довер9е к госсбарственньщ страктсрар. 1,67 1,15 I. Партнерство в а9знесе. III. Довер9е в а9знесе 1,92 1,63

2,82 3,55

сформированность социальных норм взаимодействия; степень дифференциации экономических интересов субъектов; характер приобретаемых во взаимодействии ресурсов; субъект взаимодействия (личность, группа).

2. Характер делового взаимодействия предпринимателей определяется действием двух факторов: субъектная - объектная ориентация деятельности и дифференциация - интеграция в экономической деятельности предпринимателей. Различная выраженность этих характеристик в предпринимательской деятельности обуславливает типы делового взаимодействия предпринимателей (в исследовании выделено 9 типов).

3. Ведущим фактором, опосредующим деятельность предпринимателей-мужчин и предпринимателей-жен-щин, их взаимодействие в экономической сфере, выступает отношение к условиям предпринимательской деятельности. Это отношение определяет содержание социально-психологического обмена между группами мужчин и женщин, включенными в более широкую социальную общность - предпринимательство, отражает субъективные представления и оценки сторон делового взаимодействия, и обозначено как «отношение к деловому взаимодействию».

4. В структуре отношения к деловому взаимодействию предпринимателей-мужчин и предпринимателей-жен-щин соотношение когнитивного, эмоционального и ко-нативного компонентов различно. В структуре отношения у мужчин наиболее выражен эмоциональный и значительно менее выражены конативный и когнитивный компоненты. В структуре отношения женщин все компоненты представлены более равномерно, наиболее выражены эмоциональный и когнитивный компоненты, менее других выражен конативный компонент.

5. Отношение предпринимателей к деловому взаимодействию более зависит от гендерной принадлежности его участников, чем от его содержания - конкуренция или партнерство. Отношение предпринимателей-муж-чин к деловому взаимодействию определяется гендерной принадлежностью его участников, а отношение пред-принимателей-женщин определяется сочетанием двух факторов: гендерной принадлежности участников экономической деятельности и содержанием взаимодействия.

Библиографический список

1. Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев. М., 1996. 207 с.

2. Агеев, А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры / А. И. Агеев. М. : Наука, 1991. 106 с.

3. Вальяно, М. В. Конкуренция и соревнование в условиях становления рынка (социально-философский аспект проблемы) / М. В. Вальяно. М., 1991. 278 с. Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 14.10.91, № 45430.

4. Данакин, Н. С. Соревнование как фактор исторического развития личности / Н. С. Данакин. М., 1982. 31 с. Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 22.11.83, N° 14439.

5. Дружинин, В. Н. Образ типичного предпринимателя мелких и средних коммерческих структур и его психологические особенности / В. Н. Дружинин и др. // Психология предпринимательской деятельности / под ред.

В. А Бодрова. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 1995. 175 с.

6. Журавлев, А. Л. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия / А. Л. Журавлев, В. П. Позняков. М. : Изд-во «Институт психологии РАН»,

1995. 58 с.

7. Заславская, Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус / Т. И. Заславская // Общественные науки и современность. 1995. № 1.

8. Козмецки, Р. Женщина в бизнесе / Р. Козмецки ; под ред. О. П. Андреевой. СПб., 1992. С. 11-42.

9. Локшина, Э. Х. Социально-экономические проблемы предпринимательства: адаптация женщин, организационное обеспечение / Э. Х. Локшина, Т. Д. Часова. СПб.,

1996. С. 27-32.

10. Масленников, В. В. Формирование партнерских отношений в предпринимательской деятельности (вопросы теории и практики): автореф. дис. докт. эконом. наук / В. В. Масленников. М., 1998. 37 с.

11. Позняков, В. П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности / В. П. Позняков. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. 220 с.

12. Позняков, В. П. Региональные особенности психологических отношений российских предпринимателей к своей деятельности / В. П. Позняков // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. 276 с.

13. Позняков, В. П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей /

В. П. Позняков. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2001. 240 с.

14. Позняков, В. П. Психологические отношения российских предпринимателей: гендерные особенности /

В. П. Позняков, О. И. Титова // Вестник РГНФ. № 3. М. : Изд-во РГНФ, 2002. С. 162-173.

15. Позняков, В. П. Конкурентные и партнерские отношения российских предпринимателей: региональные и гендерные особенности / В. П. Позняков, О. И. Титова // Проблемы экономической психологии. Т. 2 / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 644 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Попова, Е. Конкуренция: как победить в бизнесе и в жизни / Е. Попова. СПб. : Речь, 2002. 78 с.

17. Прозоровская, К. А. Оценка влияния социальных норм поведения в предпринимательстве на деятельность фирмы: дис. канд. экон. наук / К. А. Прозоровская. СПб., 1996.

18. Райк, Е. Н. Философско-методологический анализ исторических типов соревнования: автореф. дис. канд. филос. наук / Е. Н. Райк. М., 1984. 26 с.

19. Социально-психологические аспекты социалистического соревнования / отв. ред. Е. В. Шорохова. М. : Наука, 1977. 128 с.

20. Становление нового российского предпринимательства / отв. ред. В. В. Радаев. М. : Изд-во «Институт экономики РАН», 1993. 248 с.

21. Филинкова, Е. Б. Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью: дис. канд. психол. наук / Е. Б. Филинкова. М., 2001.

22. Чекмезов, В. И. Состязательность как принцип жизнедеятельности современного общества: автореф. дис. канд. филос. наук / В. И. Чекмезов. Киев, 1991. С. 6-13.

23. Чирикова, А. Е. Социально-психологические проблемы становления женского предпринимательства / А. Е. Чирикова, О. Н. Кричевская. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 1996. 94 с.

24. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. М. : Прогресс, 1982. 455 с.

25. Шмелев, А. Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции / А. Г. Шмелев. М. : Магистр, 1997. 55 с.

26. Юданов, А. Ю. Конкуренция: теория и практика / А. Ю. Юданов. М., 1996. 272 с.

O. I. Titova

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF BUSINESS INTERACTION IN THE BUISNESS ACTIVITY

If is studied the social-psychological aspects of competition and partnership in business. There are psychological typology of business interaction, and also the results of studing of different factors influence on business activity of men and women. If is described the results of comparative gender analysis ofpsychological relation to business interaction.

УЦК 159.9.01

С. Г. Эфа

ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ УЖЕ ИМЕЮЩИХСЯ ЦЕННОСТЕЙ В СИСТЕМЕ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ)

Изменения в обществе привели к необходимости появления такой профессии как «Специалист по связям с общественностью», что, в свою очередь, вызвало большой интерес к исследованию особенностей тех профессиональных качеств, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. В то же время в ряде исследований показано, что за время обучения в вузе наблюдается личностный рост, который не включает в себя развитие профессионально значимых для будущей деятельности личностных качеств. В этой связи нам представляется, что изучение особенности личности студентов - будущих специалистов по связям с общественностью, а именно: ценностных ориентаций, самосознания и черт личности, - представляет наибольший интерес.

В настоящее время проблема изучения ценностных ориентаций, самосознания и черт личности студентов становится все более актуальной. Юношеский возраст - это период, когда индивидом наиболее сильно ощущается потребность в осознанном социальном самоопределении. В это время у человека формируется активная деятельность самосознания и самообразования, формируется сознательное Я, устойчивая, развернутая Я-концепция, определяется иерархия ценностей. Данный возраст рассматривается как один из самых сложных и наиболее важных и ответственных в плане формирования личностных периодов.

На сегодняшний день отсутствует единый подход к возрастной периодизации, выделению фаз развития взрослого человека. По международной классификации завершение юности и начало взрослости начинается для женщин с 20 лет, а для мужчин - с 21 года. По современной периодизации возрастного развития студенческий период захватывает конец юности и начало молодости (от 18 до 23-25 лет).

Согласно психолого-педагогическим исследованиям И. С. Кона, А. А. Реана, Е. И. Степановой, В. А. Сластени-на и других ученых, студенты отличаются относительно высокой самостоятельностью мышления, тягой к актив-

ной познавательной творческой деятельности, доминированию ее в общем объеме учебной деятельности.

Студенчество - это центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов, это пора структурирования интеллекта, интенсивной и активной социализации человека как будущего профессионала.

Интеллектуальное развитие в рассматриваемый возрастной период происходит в тесной связи с формированием личности. При этом, как считает А. А. Ре-ан, на характер интеллектуального развития влияют не только особенности личности, но и закономерности развития интеллектуальной сферы, поскольку они обеспечивают выработку собственной мировоззренческой позиции [3].

Интеллектуальные особенности студентов рассматриваются в работах Б. Г. Ананьева, С. Д. Смирнова, Х. Рем-шмидта. Некоторые исследования позволили сделать вывод, что в студенческом возрасте мышление становится абстрактным (И. С. Кон, В. И. Слободчиков, И. А. Исаева), оперативная память, избирательность и концентрация внимания достигают своего пика (Б. Г. Ананьев,

С. Д. Смирнов, Е. И. Степанова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.