Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
256
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАНОВКИ / СОЦИУМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Азизова Н.А.

Данная статья посвящена проблеме социально-психологическим установкам. В рамках данной темы было проведено исследование на выявление социально-психологических установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ»

УДК: 159.9

Азизова Н.А. студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Петров И.К., кпсихол.н.

доцент

Россия, г. Симферополь СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме социально-психологическим установкам. В рамках данной темы было проведено исследование на выявление социально-психологических установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат».

Ключевые слова: установки, социум, социально-психологические установки.

Azizova N.A. student

SEI VO RK "Krymsky inzhenerno-pedagogichesky universitet"

Simferopol

Research supervisor: Petrov Igor Konstantinovich, candidate of

psychological sciences, associate professor

Annotation: This article is devoted to a problem to social mental sets. Within this subject the research on identification of the social mental sets directed to "altruism - egoism", "process - result" has been conducted.

Keywords: installations, society, social mental sets.

Актуальность. Социально-психологические установки - это некое состояние психологической готовности, которая имеет базу опыта и оказывающее влияние на реакции индивида относительно определенных объектов и ситуаций, с которыми он в данный момент находится во взаимосвязи, а так же с социально значимыми для него. Социальные установки имеют сложную многокомпонентную структуру, в которой выделяют когнитивный, аффективный и конативный компонент установки.

Выделяют четыре функции социально-психологических установок:

1. Функция приспособления - одна из самых полезных функций, она позволяет максимально благоприятно адаптироваться индивиду в новом социуме за короткий промежуток времени. Однако вместе с положительными установками индивид может приобрести и отрицательные установки, которые в свою очередь могут привести к источникам неприятных отрицательных стимулов.

2. Защитная функция - направленна на поддержку внутренний устойчивости индивида, вследствие может приобрести отрицательную установку, что в свою очередь может послужить источником опасности для личности. К примеру, если какое-либо социально значимое лицо

отрицательно оценивает действие индивида, то это может отрицательно отразится на его самооценки. При этом первоисточником отрицательной установки могут являться не сами качества индивида, а его отношение к ним.

3. Ценностно-выразительная функция - эта функция связанна с личностными потребностями, в личностной устойчивости, ей замысел в том что положительные установки вырабатываются к представителю нашего социального или личностного типа. Так например, если личность оценивает себя положительно, то и чувствует он себя увереннее.

4. Функция организации мировоззрения - такие установки вырабатываются относительно к различным знаниям о мире. Так, например, каждый человек имеет некое представление о мире, это представление может быть научным, или бытовым. В совокупности все эти значения являются сложной системой, которая постоянно взаимодействует между собой, и усовершенствуется путем приобретения новых знаний.

Научно выяснено, что установка с точки зрения психологического взаимодействия оказывается эффективной, если конечно между её компонентами не возникает противоречий. В противоположном случае такая установка не будет эффективна, и не будет оказывать влияние на поведение индивида.

Целью статьи является изучение влияние социально-психологических установок на потребности индивида.

Задачи данного исследования:

1. Проанализировать особенности социально-психологических установок;

2. Провести диагностику социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере.

Для данной работы была выбрана методика О.Ф. Потёмкиной. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной состоит из 80 вопросов, дающих ответы на вопросы "Что важно в жизни?"

Результаты исследования по методике О.Ф.Потёмкина

У

¿и

дисгармоничными ориентациями

низкомотивированные

Высокомотивированные

/ / / /

□ женщины

□ мужчины

10

12

2

3

7

6

11

11

0

2

4

6

8

По результатам исследования видно, что результаты представленной таблицы характеризуют достаточную информативность об уровне по методике М.Рокича.

В иерархии ценностных ориентации по такой дополнительной инструкции у женщин повышается значимость жизненной мудрости, материальной обеспеченности, свободы, независимости, непримиримости к недостаткам, эффективности в делах; более низкое место в идеале отводится любви, семейной жизни, творчеству, работе.

Аналогичная динамика наблюдается и у мужчин, у которых, помимо этого, смешение вверх обнаруживают также аккуратность, рациональность, чуткость, а вниз - образованность, ответственность, самоконтроль, твердая воля, терпимость.

Ценностные идеалы отличаются большим разнообразием; обобщенные ценностные идеалы мужчин и женщин рисуют образ человека, прочно стоящего на ногах, хорошо адаптированного к социальным условиям, но не теряющего при этом своего лица.

Использованные источники:

1. Социальная психология: Краткий курс/ Р.С. Немов. - СПб.: Питер, 2013. -208с.

2. Белинская Е.П. Социальная психология личности. - М.: Аспект пресс, 2016. - 301 с

3. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник / Г. М. Андреева. - М., 2014-345 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.