Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности студенческой молодежи'

Социально-психологические особенности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4589
672
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ВОЗРАСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / STUDENTS / VALUABLE ORIENTATIONS / PERSONALITY DEVELOPMENT / PROFESSIONAL MOTIVATION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES / AGE NEW GROWTHS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карелкин Евгений Николаевич

В статье рассмотрены ценностные ориентации и мотивы, относящиеся к важнейшим компонентам структуры личности и позволяющие судить об уровне сформированности личности студента, а также особенности процесса воспитания его мотивационной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological features of student’s youth

In the article valuable orientations and the motives wich relate to the major components of structure of the personality and let judge about level of forming of the identity of the student, and also features of process of education of its motivational sphere are considered.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности студенческой молодежи»

Карелкин Евгений Николаевич

старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта

Краснодарского университета МВД России _(тел.: +78612584062)

Социально-психологические особенности

студенческой молодежи

В статье рассмотрены ценностные ориентации и мотивы, относящиеся к важнейшим компонентам структуры личности и позволяющие судить об уровне сформированности личности студента, а также особенности процесса воспитания его мотивационной сферы.

Ключевые слова: студенты, социально-психологические особенности, ценностные ориентации, развитие личности, возрастные новообразования, профессиональная мотивация.

E.N. Karelkin, Senior Teacher of a Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584062.

Social and psychological features of student's youth

In the article valuable orientations and the motives wich relate to the major components of structure of the personality and let judge about level of forming of the identity of the student, and also features of process of education of its motivational sphere are considered.

Key words: students, social and psychological features, valuable orientations, personality development, age new growths, professional motivation.

Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.

В первую очередь, наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту, выступают в качестве личностно образующей системы и связаны с развитием самосознания, осознанием положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

В связи с этим целью исследования явилось выявление социально-психологических особенностей студентов вуза.

Исследования показали, что для студенческого возраста характерно завершение процесса

роста, приводящего к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни [1].

Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного юноши или девушки, притязающего на взрослость, до действительного повзросления.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Он стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго

155

до ужасного, неизменно злого. В этом возрасте молодой человек стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям [2].

Как бы странно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает - еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей («Если бы молодость знала...»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность - период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку [3].

Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других -выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.

В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

Юношеский возраст - чрезвычайно значимый период в жизни человека [4]. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.

Данный период жизни человека, онтогенетически размещенный между отрочеством и взрослостью, называют ранней молодостью. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил

от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей,норм,правил поведения в обществе и др. [5]

В юности получает новое развитие механизм идентификации обособления. Также для этого возраста характерны свои новообразования.

Возрастные новообразования - это качественные сдвиги в развитии личности на отдельных возрастных этапах. В них проявляются особенности психических процессов, состояний, свойств личности, характеризующие ее переход на более высокую степень организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Они проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере [6].

Центральными психическими процессами у студенческой молодежи являются развитие сознания и самосознания. Благодаря развитию сознания у старшеклассников формируется целенаправленное регулирование отношения к окружающей среде и к своей деятельности, ведущей же деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональная деятельность.

К новообразованиям юности [7] относится развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску.

Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, т.е. самопознания, а суть его - установка по отношению к самому себе. Она включает познавательный элемент (открытие своего «Я»), понятийный элемент (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, т.е. самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями, обусловливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни, возможно, их изменение и дальнейшее развитие.

Смысл жизни - это важнейшее новообразование ранней юности [4]. Именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлющей с учетом ближней и дальней перспективы.

Также важным новообразованием юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное

156

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2014 • № 4 (26)

построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла.

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них [8].

Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти до понимания относительности любой независимости, для того чтобы ценить родственные связи и авторитет опыта старшего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудного сына через трудные, непереносимо тяжелые переживания

отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси - теперь уже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как таковых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости - ведь личность несет в себе бытие общественных отношений [3].

Таким образом, психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотива-ционной сферы целостности личности студента. Изучение учебной мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента. В связи с этим результаты проведенного исследования процесса профессиональной мотивации показали новые взаимосвязи общественного устройства общества и формирования у студентов новых целей и потребностей.

1. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие. Л., 1990.

2. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 54-57.

3. Мухина В. С. Возрастная психология: учеб. для студентов вузов. М., 1997.

4. Кон И. С. Психология ранней юности: учеб. пособие. М., 1976.

5. Платонов К.К. Структуры и развитие личности. М., 1986.

6. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.

7. Кон И. С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности: учеб. пособие. М., 1976.

8. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981.

1. Rybalko E.F. Age and differential psychology: study aid. Leningrad, 1990.

2. Zakharova L.N. Personal features, styles of behavior and types of professionally self-identifications of students of pedagogical higher education institution // Psychology questions. 1998. № 2. P. 54-57.

3. Mukhina US. Age psychology: textbook for students of higher education institutions. Moscow, 1997.

4. Kon I.S. Psychology of early youth: study aid. Moscow, 1976.

5. Platonov K.K. Structures and personality development. Moscow, 1986.

6. Bodalev A.A. Psychology about personality. Moscow, 1988.

7. Kon I.S. Psychology of youthful age. Problems of formation of the personality: study aid. Moscow, 1976.

8. Shavir P.A. Psychology of professional self-determination in early youth. Moscow, 1981.

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.