УДК 159.99
Петровская Вера Геннадьевна,
КФ ФГБОУ ВО «НГПУ»,
e-mail: vera.petrovskaya.64 @mail .ru
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
В статье рассматривается содержание понятия «отклоняющееся поведение», факторы, влияющие на его формирование в подростковом возрасте и описываются социально-психологические характеристики семьи с подростком, состоящим на учете в полиции. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей семьи с делинквентным подростком.
Ключевые слова: асоциальное поведение, антисоциальное поведение, отклоняющееся поведение, подростничество, семья.
Petrovskaya Vera Gennadevna,
KF FGBOU VO «NGPU»,
e-mail: vera.petrovskaya.64 @mail .ru
SOCIO-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FAMILIES OF TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR
The article examines the content of the concept of «deviant behavior», factors that influence the formation of «deviant behavior» in adolescence. The author gives special attention to the socio-psychological characteristics of a family with a teenager who is registered in the police. The article presents the results of an empirical study of the characteristics of a family with a delinquent adolescent.
Key words: asocial behavior, antisocial behavior, deviant behavior, adolescence, family.
Происходящая быстрыми темпами трансформация общества привела к формированию сложностей, одной из которых является проблема делинквентности подростков. Статистика по этому поводу совсем не утешительная: несмотря на снижение подростковых правонарушений в Новосибирской области в 2018 году на 2,4%, в Новосибирске это число
выросло на 10,4%, а особо тяжких - на 2,8%. Региональный уполномоченный по делам детей Л. Зябрева сообщала, что в 2019 году на учете в полиции состояло 3628 детей, из них 1493 воспитывались в неполных семьях, 331 - в замещающих семьях или учреждениях интернатного типа [2]. Рост детской и подростковой преступности связан с психологическим климатом семьи и спецификой детско-родительских отношений, так как семья признана одним из важнейших институтов социализации. Вопросы делинквентности исследовались самыми различными авторами, такими, как А.С. Макаренко, В.Г. Степанов, Е.В. Змановская, Т.В. Андреева, М. Раттер, А.Ю. Егоров, А.Е. Личко, Н.П. Грабовская и др.
В нашем исследовании была поставлена цель: выявить семейные факторы, взаимосвязанные с делинквентным поведением подростка. Как было уточнено нами ранее, под отклоняющимся поведением подразумевается психосоциальный феномен, выражающийся в действиях, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (группе) социальным нормам и формирующих дезадаптацию [5, с. 39]. Отклоняющееся поведение можно разделить на положительное, нейтральное и отрицательное, которое, в свою очередь, делится на 1) асоциальное (девиантное), нарушающее нравственные нормы и 2) антисоциальное (делинквентное), нарушающее правовые нормы. Противоречие поведения юридическим нормам угрожает социальному порядку и благополучию людей. В зависимости от степени сформированности поведенческих реакций подростка-правонарушителя условно можно выделить три основных типа личности: ситуативный, ситуативно-криминогенный и последовательно-криминогенный [3].
Причин, вызывающих подобное поведение, множество. В дошкольном детстве негативную роль играет игнорирование родителями потребности ребенка в любви и привязанности, или, наоборот,
родительская вседозволенность, потворствование желаниям ребенка и недостаточная требовательность; в более старшем возрасте - жесткость и применение физических наказаний, дистанцированность отца или его отсутствие (в случае ухода или смерти), личностные характеристики родителей, рассогласование стилей воспитания отца и матери [1]. В любом возрасте остро ребенок переживает конфликты родителей и их развод, который характерен более чем для половины российских семей, психологическая травма (насилие, болезнь, смерть родителя и пр.) и фиксация на ней, повторные браки родителей. Следует отметить, что на ребенка влияние оказывает и вся атмосфера семьи и условия жизни: уровень материального положения, социальный статус, занятия, образование, система ценностей взрослых членов семьи. Любой из вышеперечисленных факторов может стать «пусковым механизмом» делинквентности [6].
Семья с подростком характеризуется парадоксальностью взаимоотношений: 1) с одной стороны, ослабевают эмоциональные связи с семьей, а с другой стороны, ребенок нуждается в поддержке, особенно со стороны матери; 2) в этот период важно развивать автономность и самостоятельность подростка и больше доверять, но родители часто не готовы принять его взросление и усиливают контроль; 3) подросток нуждается в эмоционально теплой семейной атмосфере, а она часто «накаляется», т. к нерешенные ранее супружеские проблемы на фоне отдаления ребенка существенно обостряются [4].
Было выдвинуто предположение о том, что социальные и психологические особенности семей, а именно ее низкий социальный статус и интеллектуально-духовный уровень, неблагоприятный психологический климат, дисгармоничность стиля воспитания взаимосвязаны со склонностью подростков к делинквентному поведению.
Для проверки гипотезы проведено эмпирическое исследование на базе средней школы МОУ СОШ № 4 города Куйбышева Новосибирской области и МКОУ Чумаковской СОШ Куйбышевского района Новосибирской области. Респондентами выступили учащиеся 8-х-10-х классов в возрасте 13-17 лет в количестве 30 человек, из них 8 девочек (в возрасте 14 лет - 2 человека, в возрасте 15 лет - 3 человека и в возрасте 16 лет - 3 человека), а также 22 мальчика (в возрасте 13 лет - 2 человека, в возрасте 14 лет - 6 человек). Применен диагностический инструментарий: 1) методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (А.Н. Орел), 2) опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» (разработка СПб, ВМедА, кафедра психиатрии), 3) психодиагностический тест «ПДТ» (В. Мельникова, Л. Ямпольского), 4) методика шкала семейного окружения (ШСО) в адаптации С.Ю. Куприянова, опросник «Подростки о родителях» (ПОР) Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромицыной, анкета «Социальный статус семьи», разработанная нами. В качестве метода математической обработки результатов выбран факторный анализ, цель которого состоит в уменьшении размерности данных, минимизации информационной потери и экономичного описания результатов.
Результаты анкеты позволили установить, что больше половины семей респондентов имеют социальный статус, уровень которого можно охарактеризовать как ниже среднего: 13% семей - неполные, 30% -смешанные, 57% - полные. Социально-бытовые условия следующее: в собственном неблагоустроенном доме проживают 37% семей, в собственном благоустроенном доме (или квартире) - 47% семей, в общежитии - 13% семей, 3% имеют арендуемое жилье. Большинство родителей имеет среднее незаконченное (30%) и среднее (60%) образование. Подростки из 57% семей оценили атмосферу как неблагоприятную, отношения напряженные, с большим количеством
конфликтов по малейшему поводу. Еще 25% подростков отмечают, что в их семьях конфликты - частое явление и только 18% респондентов оценили взаимоотношения как благоприятные. Следовательно, более половины семей не могут в полной мере осуществлять воспитательную функцию.
Для математического анализа характерны предустановки:
1) возможность получения большого количества факторов и сложность их обзора было ограничено количеством факторов до 7 (выборка девочек) и 12 (выборка мальчиков);
2) метод вращения был выбран Варимакс, так как он максимизирует разброс квадратов нагрузок для всех факторов, что способствует росту числа больших переменных и уменьшению малых значений факторных нагрузок. В итоге получается простая структура для всех факторов по отдельности;
3) критерий выделения фактора - критерий Кайзера. Отбираются факторы со значением > 1;
4) игнорирование коэффициентов ниже 0,5.
Результаты девочек представлены в таблице 1. Первый биполярный фактор (13 переменных, среди них 6 положительных и 7 отрицательных) был назван «Автономность девочки-подростка» В него вошли высокие нагрузки на шкалы, касающиеся семейного окружения, типов детско-родительских отношений и склонности к отклоняющемуся поведению. Если у девочки в подростничестве повышена интровертированность и она чрезмерно чувствительна к окружению, депрессивна и склонна к аддикциям и нарушению правил, то в семье «наступает разлад»: снижается сплоченность и независимость, морально-нравственные основы и интеллектуально-культурные интересы перестают объединять семью, степень организации и контроля снижается.
Таблица 1. Матрица факторных нагрузок (девочки)
Сомпонент
1 2 3 4 5 6 7
Склонность к нарушениям ,824 ,145 -,354 ,049 ,134 ,370 -,132
Склонность к аддикции ,701 ,037 -,419 ,007 -,279 ,076 -,498
Депрессия ,617 -,455 ,103 -,250 -,181 -,131 -,220
Совестливость ,607 ,174 ,343 ,011 ,089 ,050 ,195
Интроверсия ,534 -,135 -,047 ,010 ,047 -,117 ,013
Сензитивность ,602 -,364 ,083 -,320 -,265 -,058 -,115
Сплоченность -,923 -,147 -,125 ,136 ,282 ,088 ,073
Независимость ,868 -,157 ,232 -,011 -,050 -,403 ,055
Ориентация на достижения -,938 -,038 ,085 -,223 ,074 -,192 ,137
Интеллект.-культ. ориентация -,839 -,031 ,162 -,027 ,186 -,465 -,129
Морально-нравственные аспекты -,841 ,097 ,194 -,283 ,383 -,083 -,110
Организация -,649 ,304 ,227 ,212 ,603 ,013 ,161
Контроль -,757 ,290 ,162 ,178 ,506 ,059 -,160
Экспрессивность -,160 -,040 ,409 -,214 -,507 ,002 ,124
Конфликт ,730 -,366 -,083 -,027 -,520 -,118 ,204
Суицидальный риск ,202 ,218 -,318 ,072 -,468 ,043 ,764
Склоность к саморазрушению ,053 ,356 ,081 ,018 ,322 -,140 ,355
Склоность к агрессии ,041 ,373 ,396 -,138 ,114 ,183 -,118
Шкала волевого контроля -,049 ,426 ,856 -,160 ,101 ,186 -,111
Склоность к делинквентности ,168 ,461 -,029 -,761 ,075 -,415 ,035
Росторможенность -,081 ,063 -,181 ,206 ,136 ,934 ,154
Делинквентное поведение ,174 ,241 ,424 -,088 -,223 ,808 ,144
Девиантное поведение ,217 ,133 ,098 -,069 -,277 ,727 ,241
Аддикивное поведение ,185 -,047 -,091 -,078 -,337 ,635 ,055
Невротизм -,358 ,111 -,276 ,136 ,361 ,147 -,034
Психотизм ,052 ,056 ,377 ,109 ,379 -,225 ,066
Общая активность ,251 -,045 -,439 ,127 ,050 ,157 ,102
Робость ,210 ,123 -,263 ,467 ,171 ,152 -,259
Общительность -,042 ,136 ,286 -,272 ,055 ,348 ,114
Эстетическая впечатлительность -,039 -,051 -,280 ,179 -,064 ,187 ,325
Женственность -,337 ,340 ,412 ,303 ,271 -,048 ,401
Психическая уравновешенность ,123 ,209 ,362 ,119 -,037 ,321 ,386
Асоциальность ,214 -,208 -,112 -,058 ,113 -,037 -,484
Ориентация на активный отдых -,346 ,226 ,197 ,049 ,355 ,259 ,117
Отец-дочь: позитивный интерес ,015 -,844 -,037 ,168 ,275 -,311 -,291
Отец-дочь: директивность ,324 -,419 ,033 ,415 -,489 ,381 ,078
Отец-дочь: враждебность -,144 ,418 ,053 -,410 -,173 ,361 ,225
Отец-дочь: автономность ,159 -,567 -,500 ,369 ,109 -,367 -,347
Отец-дочь: непоследовательность ,219 ,813 ,266 ,135 -,066 -,137 ,422
Мать-дочь: позитивный интерес -,080 -,827 ,209 ,128 -,143 -,022 -,478
Мать-дочь: директивность ,014 ,904 ,299 ,097 -,045 -,280 ,058
Мать-дочь: враждебность -,160 ,707 ,002 -,338 ,110 ,205 ,554
Мать-дочь: автономность ,053 -,905 -,247 -,140 ,081 ,239 ,185
Мать-дочь: непоследовательность -,090 ,696 ,592 -,231 ,061 ,191 -,249
Этот факт про организацию и контроль несколько парадоксален, но это лишь на первый взгляд. Родители девочки-подростка, понимая, что справиться с этой ситуацией они не в состоянии, «опускают руки», понимают, что ребенок все равно будет поступать по-своему.
Второй и пятый факторы составили шкалы одной методики, что подтверждает факт выбора надежного психодиагностического инструментария для работы с испытуемыми.
Третий фактор, названный «Эмоциональный фон» включил в себя три шкалы (рисунок 1).
Рис. 1. Корреляционная плеяда фактора «Эмоциональный фон»
Если девочка считает отца безразличным по отношению к семье, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых им полностью игнорируются, а воспитание матери она оценивает как непоследовательное, непредсказуемое, то волевой контроль эмоциональной сферы у нее снижается. Она склонна реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, контроль своих потребностей и чувственных влечений становится негативным фоном для возникновения отклоняющегося поведения.
Шестой фактор «Ненормативное поведение девочки-подростка» -униполярный, все нагрузки имеют положительный знак: «Расторможенность» - 0,934, «Делинквентное поведение» - 0,808», «Девиантное поведение» - 0,727, «Аддиктивное поведение» - 0,635 (рисунок 2).
Аддиктивное поведение
Девиантное поведение Делинквентное поведение Расторможенность
Рис. 2. - Корреляционная плеяда фактора «Ненормативное поведение
девочки-подростка»
Корреляция обнаружена по шкалам «Аддиктивное поведение», «Делинквентное поведение», «Девиантное поведение» методики «ДАП-В» и «Расторможенность» методики «Психодиагностический тест» (ПДТ). С учетом того, что связь между переменными прямая, можно сделать вывод о том, что высокий уровень конфликтности подростка, его несдержанность, импульсивность, недостаточный уровень самоконтроля взаимосвязан с формированием девиаций, делинквентности и аддиктивности. Объясняется это тем, что рост числа конфликтов приводит к неудовлетворенности общением с близким окружением (родителями, одноклассниками), подросток «бунтует» против сложившихся обстоятельств, включается в асоциальные и антисоциальные группы, где и находит возможность выхода собственной агрессии и одновременно получить удовлетворение от общения с теми, кто его принимает.
Данные респондентов-мальчиков представлены в таблице 2. Анализ таблицы позволил установить, что во втором факторе прокоррелированы
0,635
Ненормативное поведение девочки-подростка
0,727
| 0,808
>
0,934
Таблица 2. Матрица факторных нагрузок (мальчики)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Склонность к нарушениям -,129 -,073 -,106 ,235 ,359 -,215 ,031 -,057 -,020 -,073 -,106 ,235
Склонность к аддикции ,329 ,063 ,045 -,136 ,193 -,074 -,067 ,103 ,142 ,063 ,045 -,136
Склон. к саморазрушению -,020 ,018 ,048 ,877 ,089 ,005 -,013 -,025 -,083 ,018 ,048 ,877
Шкала волевого контроля -,032 ,013 -,028 -,002 ,032 -,054 ,185 ,891 -,109 ,013 -,028 -,002
Аддиктивное поведение ,041 -,042 ,083 -,044 ,042 -,130 -,014 -,092 ,048 -,042 ,083 -,044
Делинквентное поведение -,109 ,068 -,225 -,157 ,121 -,105 ,093 ,274 -,134 ,068 -,225 -,157
Суицидальный риск ,173 -,115 -,108 ,255 -,045 ,130 -,038 -,071 -,043 -,115 -,108 ,255
Девиантное поведение ,010 -,009 -,076 -,050 ,069 -,092 ,029 ,052 -,044 -,009 -,076 -,050
Невротизм ,249 ,280 ,022 -,142 ,118 ,050 ,057 -,162 -,055 ,280 ,022 -,142
Психотизм ,079 ,047 ,106 -,017 -,003 ,119 ,003 -,121 -,024 ,047 ,106 -,017
Депрессия -,171 ,164 ,224 ,004 -,034 -,165 ,233 ,093 ,310 ,164 ,224 ,004
Совестливость -,111 -,190 -,058 ,155 -,205 -,116 -,205 ,145 ,229 -,190 -,058 ,155
Расторможенность ,158 ,139 ,292 -,147 -,046 ,178 -,017 -,094 -,183 ,139 ,292 -,147
Общая активность ,072 -,069 ,025 ,120 ,092 ,073 -,223 -,287 -,099 -,069 ,025 ,120
Женственность ,155 -,380 -,288 -,125 ,406 ,242 ,118 ,016 ,024 -,380 -,288 -,125
Психическая уравновешен. -,104 -,030 ,003 ,071 -,088 ,035 ,069 ,052 -,016 -,030 ,003 ,071
Асоциальность -,003 ,161 ,107 ,171 ,409 -,049 ,105 -,297 ,022 ,161 ,107 ,171
Интроверсия -,137 -,015 ,023 -,189 ,003 ,103 -,002 -,128 ,351 -,015 ,023 -,189
Сензитивность -,143 -,043 ,089 ,090 ,037 -,457 ,118 -,056 ,460 -,043 ,089 ,090
Экспрессивность ,027 -,036 ,135 -,007 -,020 ,014 ,871 ,167 -,015 -,036 ,135 -,007
Конфликт -,415 ,430 -,252 ,043 -,002 ,019 -,014 -,138 ,355 ,430 -,252 ,043
Независимость -,371 ,349 -,075 ,332 ,297 ,089 ,364 ,009 ,367 ,349 -,075 ,332
Ориентация на достижения ,834 -,207 ,049 -,001 -,232 -,113 -,096 ,020 ,098 -,207 ,049 -,001
Интеллект.-культ. ориент. ,888 -,071 ,090 -,061 ,044 ,040 ,272 -,067 ,048 -,071 ,090 -,061
Ориент. на активн. отдых ,661 ,219 -,203 ,140 ,028 -,100 ,135 -,214 ,032 ,219 -,203 ,140
Морально-нравст. аспекты ,917 ,095 ,074 ,019 -,044 -,174 ,027 -,031 -,110 ,095 ,074 ,019
Организация ,861 ,076 ,015 ,078 ,110 ,206 -,159 ,088 -,185 ,076 ,015 ,078
Контроль ,878 ,083 ,120 -,006 -,002 ,049 -,280 ,122 -,150 ,083 ,120 -,006
Сплоченность ,719 -,135 -,069 -,268 ,407 ,275 ,055 -,081 -,096 -,135 -,069 -,268
Мать-сын позитив. интерес -,071 -,104 -,119 ,286 -,548 -,160 ,203 -,445 ,169 -,104 -,119 ,286
Мать-сын директивность ,172 ,744 ,141 -,041 ,080 ,023 -,054 ,056 -,093 ,744 ,141 -,041
Склонность к агрессии ,081 ,507 -,051 ,479 -,095 ,081 ,077 ,433 -,325 ,507 -,051 ,479
Отец-сын враждебность ,058 -,056 -,117 ,151 ,549 ,388 ,208 ,220 -,071 ,550 -,202 -,026
Мать-сын враждебность ,353 ,044 ,081 ,124 ,060 -,130 -,060 -,096 -,069 ,044 ,081 ,124
Отец-сын непоследоват. -,018 -,190 -,078 -,019 ,023 ,902 ,069 -,026 ,101 -,105 ,008 -,055
Мать-сын автономность ,274 ,028 ,234 -,120 -,306 ,783 ,005 ,057 ,027 ,028 ,234 -,120
Отец-сын позитив. интерес -,060 -,025 -,095 -,368 -,132 -,631 ,083 ,028 -,135 ,033 ,064 -,349
Эстет. впечатлительность -,365 -,098 -,150 ,029 -,106 ,625 -,375 -,395 -,091 -,098 -,150 ,029
Робость -,204 ,038 ,314 ,249 ,462 ,573 ,105 ,070 -,012 ,038 ,314 ,249
Общительность ,093 ,014 ,061 -,224 -,197 -,574 ,054 ,154 -,096 ,014 ,061 -,224
Мать-сын непоследоват. -,154 -,020 -,150 -,155 -,010 -,138 ,304 -,187 -,381 -,020 -,150 -,155
Отец-сын директивность -,437 -,038 ,514 -,021 ,370 -,201 ,175 -,113 ,187 -,003 ,066 -,251
Склонность к делинк. пов. ,006 -,148 -,658 ,096 ,026 -,162 -,034 ,474 -,002 -,148 -,658 ,096
Отец-сын автономность -,313 -,037 -,037 -,269 -,122 -,186 ,087 ,071 -,793 -,017 ,073 ,128
две переменные: шкала «Директивность (оценка матери сыном)» и «Склонность к агрессии», то есть излишняя авторитарность матери, когда она навязывает ребенку чувство вины, напоминая о своей жертвенности, старается сохранить «эффект фасада» для других, то в его поведении выражена агрессия, а насилие становится средством решения проблем.
Третий биполярный фактор (назовем его «Авторитетность отца») связал две переменные директивности отца и склонности к делинквентному поведению: чем в большей степени отец стремится к лидерству в семье путем повышения авторитета через собственные достижения (исключая при этом деспотичность по отношению к сыну и стремясь решить все мирным путем, в том числе и отдавая сыну «частичку власти»), тем в меньшей степени вероятность реализации делинквентного потенциала подростка.
Шестой фактор соединил 4 положительных переменных и 2 отрицательных (таблица 3).
Таблица 3. Фактор «Деструктивность воспитания»
Положительные Отрицательные
Непоследовательность (оценка отца сыном) 0,902 Позитивный интерес (оценка отца сыном) - 0,631
Автономность (оценка матери сыном) 0,783 Общ ительность - 0,574
Эстетическая впечатлительность 0,625
Робость 0,573
В ситуации воспитательной непоследовательности отца, непредсказуемости его отношения к ребенку и автономности матери, который он расценивает как диктат, маниакальность и «слепую силу», жестокость и резкость, отстраненность от дел ребенка, а также повышенной эстетической впечатлительности и робости подростка снижается уровень его общительности, что, в свою очередь отрицательно сказывается на позитивном интересе отца к подростку, повышает его грубую силу в общении, отрицает конформизм.
Десятый фактор назван нами «Сила власти родительской диады», когда сочетание директивности матери с враждебностью отца повышает склонность подростка к агрессии и насилию. Воспитывая, они пытаются воспитать своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок. Подросток же сопротивляется такому положению, испытывает чувство неудовлетворенности отношениями с родителями, и для того, чтобы найти группу, которая понимает и принимает его, легко включается в антисоциальные группы, которые нарушают закон.
Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение, можно констатировать факт, что социально-психологические особенности семей, ее низкий социальный статус и интеллектуально-духовный уровень, неблагоприятный психологический климат, и особенно дисгармоничность стиля воспитания - наиболее благоприятная почва для формирования делинквентного поведения в период подросткового возраста.
Список литературы
1. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. -Москва: Академия, 2003. - 288 с.
2. Зябрева Л. Детская преступность выросла в Новосибирской области //https://vashgorod.ru/novosibirsk/news/131057 (дата обращения: 22.05.2020).
3. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие для студ. вузов. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - 445 с.
4. Николаева Е.И. Психология семьи: учебник для вузов. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 336 с.
5. Петровская В.Г. Дисфункциональные отношения в супружеской диаде и склонность подростка к отклоняющемуся поведению: монография. -Новосибирск: Немо Пресс 2016. - 274 с.
6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. и доп. -Москва: Академия, 2001. - 336 с.
References
1. Zmanovskaya E.V. Deviantologiya. Psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. -Moskva: Akademiya, 2003. - 288 p.
2. Zyabreva L. Detskaya prestupnost' vyrosla v Novosibirskoj oblasti. https://vashgorod.ru/novosibirsk/news/131057 (data obrashcheniya: 22.05.2020).
3. Mendelevich V.D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie dlya stud. vuzov. - Sankt-Peterburg: Rech', 2005. - 445 p.
4. Nikolaeva E.I. Psikhologiya sem'i: uchebnik dlya vuzov. - Sankt-Peterburg : Piter, 2013. - 336 p.
5. Petrovskaya V.G. Disfunkcional'nye otnosheniya v supruzheskoj diade i sklonnost' podrostka k otklonyayushchemusya povedeniyu: monografiya. - Novosibirsk: Nemo Press 2016. - 274 p.
6. Stepanov V.G. Psikhologiya trudnykh shkol'nikov : uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - 3-e izd., pererab. i dop. -Moskva: Akademiya, 2001. - 336 p.