Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
305
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АНТИСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТНИЧЕСТВО / СЕМЬЯ / ASOCIAL BEHAVIOR / ANTISOCIAL BEHAVIOR / DEVIANT BEHAVIOR / ADOLESCENCE / FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петровская Вера Геннадьевна

В статье рассматривается содержание понятия «отклоняющееся поведение», факторы, влияющие на его формирование в подростковом возрасте и описываются социально-психологические характеристики семьи с подростком, состоящим на учете в полиции. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей семьи с делинквентным подростком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петровская Вера Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FAMILIES OF TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR

The article examines the content of the concept of «deviant behavior», factors that influence the formation of «deviant behavior» in adolescence. The author gives special attention to the socio-psychological characteristics of a family with a teenager who is registered in the police. The article presents the results of an empirical study of the characteristics of a family with a delinquent adolescent.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

УДК 159.99

Петровская Вера Геннадьевна,

КФ ФГБОУ ВО «НГПУ»,

e-mail: vera.petrovskaya.64 @mail .ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

В статье рассматривается содержание понятия «отклоняющееся поведение», факторы, влияющие на его формирование в подростковом возрасте и описываются социально-психологические характеристики семьи с подростком, состоящим на учете в полиции. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей семьи с делинквентным подростком.

Ключевые слова: асоциальное поведение, антисоциальное поведение, отклоняющееся поведение, подростничество, семья.

Petrovskaya Vera Gennadevna,

KF FGBOU VO «NGPU»,

e-mail: vera.petrovskaya.64 @mail .ru

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FAMILIES OF TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR

The article examines the content of the concept of «deviant behavior», factors that influence the formation of «deviant behavior» in adolescence. The author gives special attention to the socio-psychological characteristics of a family with a teenager who is registered in the police. The article presents the results of an empirical study of the characteristics of a family with a delinquent adolescent.

Key words: asocial behavior, antisocial behavior, deviant behavior, adolescence, family.

Происходящая быстрыми темпами трансформация общества привела к формированию сложностей, одной из которых является проблема делинквентности подростков. Статистика по этому поводу совсем не утешительная: несмотря на снижение подростковых правонарушений в Новосибирской области в 2018 году на 2,4%, в Новосибирске это число

выросло на 10,4%, а особо тяжких - на 2,8%. Региональный уполномоченный по делам детей Л. Зябрева сообщала, что в 2019 году на учете в полиции состояло 3628 детей, из них 1493 воспитывались в неполных семьях, 331 - в замещающих семьях или учреждениях интернатного типа [2]. Рост детской и подростковой преступности связан с психологическим климатом семьи и спецификой детско-родительских отношений, так как семья признана одним из важнейших институтов социализации. Вопросы делинквентности исследовались самыми различными авторами, такими, как А.С. Макаренко, В.Г. Степанов, Е.В. Змановская, Т.В. Андреева, М. Раттер, А.Ю. Егоров, А.Е. Личко, Н.П. Грабовская и др.

В нашем исследовании была поставлена цель: выявить семейные факторы, взаимосвязанные с делинквентным поведением подростка. Как было уточнено нами ранее, под отклоняющимся поведением подразумевается психосоциальный феномен, выражающийся в действиях, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (группе) социальным нормам и формирующих дезадаптацию [5, с. 39]. Отклоняющееся поведение можно разделить на положительное, нейтральное и отрицательное, которое, в свою очередь, делится на 1) асоциальное (девиантное), нарушающее нравственные нормы и 2) антисоциальное (делинквентное), нарушающее правовые нормы. Противоречие поведения юридическим нормам угрожает социальному порядку и благополучию людей. В зависимости от степени сформированности поведенческих реакций подростка-правонарушителя условно можно выделить три основных типа личности: ситуативный, ситуативно-криминогенный и последовательно-криминогенный [3].

Причин, вызывающих подобное поведение, множество. В дошкольном детстве негативную роль играет игнорирование родителями потребности ребенка в любви и привязанности, или, наоборот,

родительская вседозволенность, потворствование желаниям ребенка и недостаточная требовательность; в более старшем возрасте - жесткость и применение физических наказаний, дистанцированность отца или его отсутствие (в случае ухода или смерти), личностные характеристики родителей, рассогласование стилей воспитания отца и матери [1]. В любом возрасте остро ребенок переживает конфликты родителей и их развод, который характерен более чем для половины российских семей, психологическая травма (насилие, болезнь, смерть родителя и пр.) и фиксация на ней, повторные браки родителей. Следует отметить, что на ребенка влияние оказывает и вся атмосфера семьи и условия жизни: уровень материального положения, социальный статус, занятия, образование, система ценностей взрослых членов семьи. Любой из вышеперечисленных факторов может стать «пусковым механизмом» делинквентности [6].

Семья с подростком характеризуется парадоксальностью взаимоотношений: 1) с одной стороны, ослабевают эмоциональные связи с семьей, а с другой стороны, ребенок нуждается в поддержке, особенно со стороны матери; 2) в этот период важно развивать автономность и самостоятельность подростка и больше доверять, но родители часто не готовы принять его взросление и усиливают контроль; 3) подросток нуждается в эмоционально теплой семейной атмосфере, а она часто «накаляется», т. к нерешенные ранее супружеские проблемы на фоне отдаления ребенка существенно обостряются [4].

Было выдвинуто предположение о том, что социальные и психологические особенности семей, а именно ее низкий социальный статус и интеллектуально-духовный уровень, неблагоприятный психологический климат, дисгармоничность стиля воспитания взаимосвязаны со склонностью подростков к делинквентному поведению.

Для проверки гипотезы проведено эмпирическое исследование на базе средней школы МОУ СОШ № 4 города Куйбышева Новосибирской области и МКОУ Чумаковской СОШ Куйбышевского района Новосибирской области. Респондентами выступили учащиеся 8-х-10-х классов в возрасте 13-17 лет в количестве 30 человек, из них 8 девочек (в возрасте 14 лет - 2 человека, в возрасте 15 лет - 3 человека и в возрасте 16 лет - 3 человека), а также 22 мальчика (в возрасте 13 лет - 2 человека, в возрасте 14 лет - 6 человек). Применен диагностический инструментарий: 1) методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (А.Н. Орел), 2) опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» (разработка СПб, ВМедА, кафедра психиатрии), 3) психодиагностический тест «ПДТ» (В. Мельникова, Л. Ямпольского), 4) методика шкала семейного окружения (ШСО) в адаптации С.Ю. Куприянова, опросник «Подростки о родителях» (ПОР) Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромицыной, анкета «Социальный статус семьи», разработанная нами. В качестве метода математической обработки результатов выбран факторный анализ, цель которого состоит в уменьшении размерности данных, минимизации информационной потери и экономичного описания результатов.

Результаты анкеты позволили установить, что больше половины семей респондентов имеют социальный статус, уровень которого можно охарактеризовать как ниже среднего: 13% семей - неполные, 30% -смешанные, 57% - полные. Социально-бытовые условия следующее: в собственном неблагоустроенном доме проживают 37% семей, в собственном благоустроенном доме (или квартире) - 47% семей, в общежитии - 13% семей, 3% имеют арендуемое жилье. Большинство родителей имеет среднее незаконченное (30%) и среднее (60%) образование. Подростки из 57% семей оценили атмосферу как неблагоприятную, отношения напряженные, с большим количеством

конфликтов по малейшему поводу. Еще 25% подростков отмечают, что в их семьях конфликты - частое явление и только 18% респондентов оценили взаимоотношения как благоприятные. Следовательно, более половины семей не могут в полной мере осуществлять воспитательную функцию.

Для математического анализа характерны предустановки:

1) возможность получения большого количества факторов и сложность их обзора было ограничено количеством факторов до 7 (выборка девочек) и 12 (выборка мальчиков);

2) метод вращения был выбран Варимакс, так как он максимизирует разброс квадратов нагрузок для всех факторов, что способствует росту числа больших переменных и уменьшению малых значений факторных нагрузок. В итоге получается простая структура для всех факторов по отдельности;

3) критерий выделения фактора - критерий Кайзера. Отбираются факторы со значением > 1;

4) игнорирование коэффициентов ниже 0,5.

Результаты девочек представлены в таблице 1. Первый биполярный фактор (13 переменных, среди них 6 положительных и 7 отрицательных) был назван «Автономность девочки-подростка» В него вошли высокие нагрузки на шкалы, касающиеся семейного окружения, типов детско-родительских отношений и склонности к отклоняющемуся поведению. Если у девочки в подростничестве повышена интровертированность и она чрезмерно чувствительна к окружению, депрессивна и склонна к аддикциям и нарушению правил, то в семье «наступает разлад»: снижается сплоченность и независимость, морально-нравственные основы и интеллектуально-культурные интересы перестают объединять семью, степень организации и контроля снижается.

Таблица 1. Матрица факторных нагрузок (девочки)

Сомпонент

1 2 3 4 5 6 7

Склонность к нарушениям ,824 ,145 -,354 ,049 ,134 ,370 -,132

Склонность к аддикции ,701 ,037 -,419 ,007 -,279 ,076 -,498

Депрессия ,617 -,455 ,103 -,250 -,181 -,131 -,220

Совестливость ,607 ,174 ,343 ,011 ,089 ,050 ,195

Интроверсия ,534 -,135 -,047 ,010 ,047 -,117 ,013

Сензитивность ,602 -,364 ,083 -,320 -,265 -,058 -,115

Сплоченность -,923 -,147 -,125 ,136 ,282 ,088 ,073

Независимость ,868 -,157 ,232 -,011 -,050 -,403 ,055

Ориентация на достижения -,938 -,038 ,085 -,223 ,074 -,192 ,137

Интеллект.-культ. ориентация -,839 -,031 ,162 -,027 ,186 -,465 -,129

Морально-нравственные аспекты -,841 ,097 ,194 -,283 ,383 -,083 -,110

Организация -,649 ,304 ,227 ,212 ,603 ,013 ,161

Контроль -,757 ,290 ,162 ,178 ,506 ,059 -,160

Экспрессивность -,160 -,040 ,409 -,214 -,507 ,002 ,124

Конфликт ,730 -,366 -,083 -,027 -,520 -,118 ,204

Суицидальный риск ,202 ,218 -,318 ,072 -,468 ,043 ,764

Склоность к саморазрушению ,053 ,356 ,081 ,018 ,322 -,140 ,355

Склоность к агрессии ,041 ,373 ,396 -,138 ,114 ,183 -,118

Шкала волевого контроля -,049 ,426 ,856 -,160 ,101 ,186 -,111

Склоность к делинквентности ,168 ,461 -,029 -,761 ,075 -,415 ,035

Росторможенность -,081 ,063 -,181 ,206 ,136 ,934 ,154

Делинквентное поведение ,174 ,241 ,424 -,088 -,223 ,808 ,144

Девиантное поведение ,217 ,133 ,098 -,069 -,277 ,727 ,241

Аддикивное поведение ,185 -,047 -,091 -,078 -,337 ,635 ,055

Невротизм -,358 ,111 -,276 ,136 ,361 ,147 -,034

Психотизм ,052 ,056 ,377 ,109 ,379 -,225 ,066

Общая активность ,251 -,045 -,439 ,127 ,050 ,157 ,102

Робость ,210 ,123 -,263 ,467 ,171 ,152 -,259

Общительность -,042 ,136 ,286 -,272 ,055 ,348 ,114

Эстетическая впечатлительность -,039 -,051 -,280 ,179 -,064 ,187 ,325

Женственность -,337 ,340 ,412 ,303 ,271 -,048 ,401

Психическая уравновешенность ,123 ,209 ,362 ,119 -,037 ,321 ,386

Асоциальность ,214 -,208 -,112 -,058 ,113 -,037 -,484

Ориентация на активный отдых -,346 ,226 ,197 ,049 ,355 ,259 ,117

Отец-дочь: позитивный интерес ,015 -,844 -,037 ,168 ,275 -,311 -,291

Отец-дочь: директивность ,324 -,419 ,033 ,415 -,489 ,381 ,078

Отец-дочь: враждебность -,144 ,418 ,053 -,410 -,173 ,361 ,225

Отец-дочь: автономность ,159 -,567 -,500 ,369 ,109 -,367 -,347

Отец-дочь: непоследовательность ,219 ,813 ,266 ,135 -,066 -,137 ,422

Мать-дочь: позитивный интерес -,080 -,827 ,209 ,128 -,143 -,022 -,478

Мать-дочь: директивность ,014 ,904 ,299 ,097 -,045 -,280 ,058

Мать-дочь: враждебность -,160 ,707 ,002 -,338 ,110 ,205 ,554

Мать-дочь: автономность ,053 -,905 -,247 -,140 ,081 ,239 ,185

Мать-дочь: непоследовательность -,090 ,696 ,592 -,231 ,061 ,191 -,249

Этот факт про организацию и контроль несколько парадоксален, но это лишь на первый взгляд. Родители девочки-подростка, понимая, что справиться с этой ситуацией они не в состоянии, «опускают руки», понимают, что ребенок все равно будет поступать по-своему.

Второй и пятый факторы составили шкалы одной методики, что подтверждает факт выбора надежного психодиагностического инструментария для работы с испытуемыми.

Третий фактор, названный «Эмоциональный фон» включил в себя три шкалы (рисунок 1).

Рис. 1. Корреляционная плеяда фактора «Эмоциональный фон»

Если девочка считает отца безразличным по отношению к семье, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых им полностью игнорируются, а воспитание матери она оценивает как непоследовательное, непредсказуемое, то волевой контроль эмоциональной сферы у нее снижается. Она склонна реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, контроль своих потребностей и чувственных влечений становится негативным фоном для возникновения отклоняющегося поведения.

Шестой фактор «Ненормативное поведение девочки-подростка» -униполярный, все нагрузки имеют положительный знак: «Расторможенность» - 0,934, «Делинквентное поведение» - 0,808», «Девиантное поведение» - 0,727, «Аддиктивное поведение» - 0,635 (рисунок 2).

Аддиктивное поведение

Девиантное поведение Делинквентное поведение Расторможенность

Рис. 2. - Корреляционная плеяда фактора «Ненормативное поведение

девочки-подростка»

Корреляция обнаружена по шкалам «Аддиктивное поведение», «Делинквентное поведение», «Девиантное поведение» методики «ДАП-В» и «Расторможенность» методики «Психодиагностический тест» (ПДТ). С учетом того, что связь между переменными прямая, можно сделать вывод о том, что высокий уровень конфликтности подростка, его несдержанность, импульсивность, недостаточный уровень самоконтроля взаимосвязан с формированием девиаций, делинквентности и аддиктивности. Объясняется это тем, что рост числа конфликтов приводит к неудовлетворенности общением с близким окружением (родителями, одноклассниками), подросток «бунтует» против сложившихся обстоятельств, включается в асоциальные и антисоциальные группы, где и находит возможность выхода собственной агрессии и одновременно получить удовлетворение от общения с теми, кто его принимает.

Данные респондентов-мальчиков представлены в таблице 2. Анализ таблицы позволил установить, что во втором факторе прокоррелированы

0,635

Ненормативное поведение девочки-подростка

0,727

| 0,808

>

0,934

Таблица 2. Матрица факторных нагрузок (мальчики)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Склонность к нарушениям -,129 -,073 -,106 ,235 ,359 -,215 ,031 -,057 -,020 -,073 -,106 ,235

Склонность к аддикции ,329 ,063 ,045 -,136 ,193 -,074 -,067 ,103 ,142 ,063 ,045 -,136

Склон. к саморазрушению -,020 ,018 ,048 ,877 ,089 ,005 -,013 -,025 -,083 ,018 ,048 ,877

Шкала волевого контроля -,032 ,013 -,028 -,002 ,032 -,054 ,185 ,891 -,109 ,013 -,028 -,002

Аддиктивное поведение ,041 -,042 ,083 -,044 ,042 -,130 -,014 -,092 ,048 -,042 ,083 -,044

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Делинквентное поведение -,109 ,068 -,225 -,157 ,121 -,105 ,093 ,274 -,134 ,068 -,225 -,157

Суицидальный риск ,173 -,115 -,108 ,255 -,045 ,130 -,038 -,071 -,043 -,115 -,108 ,255

Девиантное поведение ,010 -,009 -,076 -,050 ,069 -,092 ,029 ,052 -,044 -,009 -,076 -,050

Невротизм ,249 ,280 ,022 -,142 ,118 ,050 ,057 -,162 -,055 ,280 ,022 -,142

Психотизм ,079 ,047 ,106 -,017 -,003 ,119 ,003 -,121 -,024 ,047 ,106 -,017

Депрессия -,171 ,164 ,224 ,004 -,034 -,165 ,233 ,093 ,310 ,164 ,224 ,004

Совестливость -,111 -,190 -,058 ,155 -,205 -,116 -,205 ,145 ,229 -,190 -,058 ,155

Расторможенность ,158 ,139 ,292 -,147 -,046 ,178 -,017 -,094 -,183 ,139 ,292 -,147

Общая активность ,072 -,069 ,025 ,120 ,092 ,073 -,223 -,287 -,099 -,069 ,025 ,120

Женственность ,155 -,380 -,288 -,125 ,406 ,242 ,118 ,016 ,024 -,380 -,288 -,125

Психическая уравновешен. -,104 -,030 ,003 ,071 -,088 ,035 ,069 ,052 -,016 -,030 ,003 ,071

Асоциальность -,003 ,161 ,107 ,171 ,409 -,049 ,105 -,297 ,022 ,161 ,107 ,171

Интроверсия -,137 -,015 ,023 -,189 ,003 ,103 -,002 -,128 ,351 -,015 ,023 -,189

Сензитивность -,143 -,043 ,089 ,090 ,037 -,457 ,118 -,056 ,460 -,043 ,089 ,090

Экспрессивность ,027 -,036 ,135 -,007 -,020 ,014 ,871 ,167 -,015 -,036 ,135 -,007

Конфликт -,415 ,430 -,252 ,043 -,002 ,019 -,014 -,138 ,355 ,430 -,252 ,043

Независимость -,371 ,349 -,075 ,332 ,297 ,089 ,364 ,009 ,367 ,349 -,075 ,332

Ориентация на достижения ,834 -,207 ,049 -,001 -,232 -,113 -,096 ,020 ,098 -,207 ,049 -,001

Интеллект.-культ. ориент. ,888 -,071 ,090 -,061 ,044 ,040 ,272 -,067 ,048 -,071 ,090 -,061

Ориент. на активн. отдых ,661 ,219 -,203 ,140 ,028 -,100 ,135 -,214 ,032 ,219 -,203 ,140

Морально-нравст. аспекты ,917 ,095 ,074 ,019 -,044 -,174 ,027 -,031 -,110 ,095 ,074 ,019

Организация ,861 ,076 ,015 ,078 ,110 ,206 -,159 ,088 -,185 ,076 ,015 ,078

Контроль ,878 ,083 ,120 -,006 -,002 ,049 -,280 ,122 -,150 ,083 ,120 -,006

Сплоченность ,719 -,135 -,069 -,268 ,407 ,275 ,055 -,081 -,096 -,135 -,069 -,268

Мать-сын позитив. интерес -,071 -,104 -,119 ,286 -,548 -,160 ,203 -,445 ,169 -,104 -,119 ,286

Мать-сын директивность ,172 ,744 ,141 -,041 ,080 ,023 -,054 ,056 -,093 ,744 ,141 -,041

Склонность к агрессии ,081 ,507 -,051 ,479 -,095 ,081 ,077 ,433 -,325 ,507 -,051 ,479

Отец-сын враждебность ,058 -,056 -,117 ,151 ,549 ,388 ,208 ,220 -,071 ,550 -,202 -,026

Мать-сын враждебность ,353 ,044 ,081 ,124 ,060 -,130 -,060 -,096 -,069 ,044 ,081 ,124

Отец-сын непоследоват. -,018 -,190 -,078 -,019 ,023 ,902 ,069 -,026 ,101 -,105 ,008 -,055

Мать-сын автономность ,274 ,028 ,234 -,120 -,306 ,783 ,005 ,057 ,027 ,028 ,234 -,120

Отец-сын позитив. интерес -,060 -,025 -,095 -,368 -,132 -,631 ,083 ,028 -,135 ,033 ,064 -,349

Эстет. впечатлительность -,365 -,098 -,150 ,029 -,106 ,625 -,375 -,395 -,091 -,098 -,150 ,029

Робость -,204 ,038 ,314 ,249 ,462 ,573 ,105 ,070 -,012 ,038 ,314 ,249

Общительность ,093 ,014 ,061 -,224 -,197 -,574 ,054 ,154 -,096 ,014 ,061 -,224

Мать-сын непоследоват. -,154 -,020 -,150 -,155 -,010 -,138 ,304 -,187 -,381 -,020 -,150 -,155

Отец-сын директивность -,437 -,038 ,514 -,021 ,370 -,201 ,175 -,113 ,187 -,003 ,066 -,251

Склонность к делинк. пов. ,006 -,148 -,658 ,096 ,026 -,162 -,034 ,474 -,002 -,148 -,658 ,096

Отец-сын автономность -,313 -,037 -,037 -,269 -,122 -,186 ,087 ,071 -,793 -,017 ,073 ,128

две переменные: шкала «Директивность (оценка матери сыном)» и «Склонность к агрессии», то есть излишняя авторитарность матери, когда она навязывает ребенку чувство вины, напоминая о своей жертвенности, старается сохранить «эффект фасада» для других, то в его поведении выражена агрессия, а насилие становится средством решения проблем.

Третий биполярный фактор (назовем его «Авторитетность отца») связал две переменные директивности отца и склонности к делинквентному поведению: чем в большей степени отец стремится к лидерству в семье путем повышения авторитета через собственные достижения (исключая при этом деспотичность по отношению к сыну и стремясь решить все мирным путем, в том числе и отдавая сыну «частичку власти»), тем в меньшей степени вероятность реализации делинквентного потенциала подростка.

Шестой фактор соединил 4 положительных переменных и 2 отрицательных (таблица 3).

Таблица 3. Фактор «Деструктивность воспитания»

Положительные Отрицательные

Непоследовательность (оценка отца сыном) 0,902 Позитивный интерес (оценка отца сыном) - 0,631

Автономность (оценка матери сыном) 0,783 Общ ительность - 0,574

Эстетическая впечатлительность 0,625

Робость 0,573

В ситуации воспитательной непоследовательности отца, непредсказуемости его отношения к ребенку и автономности матери, который он расценивает как диктат, маниакальность и «слепую силу», жестокость и резкость, отстраненность от дел ребенка, а также повышенной эстетической впечатлительности и робости подростка снижается уровень его общительности, что, в свою очередь отрицательно сказывается на позитивном интересе отца к подростку, повышает его грубую силу в общении, отрицает конформизм.

Десятый фактор назван нами «Сила власти родительской диады», когда сочетание директивности матери с враждебностью отца повышает склонность подростка к агрессии и насилию. Воспитывая, они пытаются воспитать своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок. Подросток же сопротивляется такому положению, испытывает чувство неудовлетворенности отношениями с родителями, и для того, чтобы найти группу, которая понимает и принимает его, легко включается в антисоциальные группы, которые нарушают закон.

Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение, можно констатировать факт, что социально-психологические особенности семей, ее низкий социальный статус и интеллектуально-духовный уровень, неблагоприятный психологический климат, и особенно дисгармоничность стиля воспитания - наиболее благоприятная почва для формирования делинквентного поведения в период подросткового возраста.

Список литературы

1. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. -Москва: Академия, 2003. - 288 с.

2. Зябрева Л. Детская преступность выросла в Новосибирской области //https://vashgorod.ru/novosibirsk/news/131057 (дата обращения: 22.05.2020).

3. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие для студ. вузов. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - 445 с.

4. Николаева Е.И. Психология семьи: учебник для вузов. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 336 с.

5. Петровская В.Г. Дисфункциональные отношения в супружеской диаде и склонность подростка к отклоняющемуся поведению: монография. -Новосибирск: Немо Пресс 2016. - 274 с.

6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. и доп. -Москва: Академия, 2001. - 336 с.

References

1. Zmanovskaya E.V. Deviantologiya. Psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. -Moskva: Akademiya, 2003. - 288 p.

2. Zyabreva L. Detskaya prestupnost' vyrosla v Novosibirskoj oblasti. https://vashgorod.ru/novosibirsk/news/131057 (data obrashcheniya: 22.05.2020).

3. Mendelevich V.D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie dlya stud. vuzov. - Sankt-Peterburg: Rech', 2005. - 445 p.

4. Nikolaeva E.I. Psikhologiya sem'i: uchebnik dlya vuzov. - Sankt-Peterburg : Piter, 2013. - 336 p.

5. Petrovskaya V.G. Disfunkcional'nye otnosheniya v supruzheskoj diade i sklonnost' podrostka k otklonyayushchemusya povedeniyu: monografiya. - Novosibirsk: Nemo Press 2016. - 274 p.

6. Stepanov V.G. Psikhologiya trudnykh shkol'nikov : uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - 3-e izd., pererab. i dop. -Moskva: Akademiya, 2001. - 336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.