Проблемы педагогической психологии и психологии образования
Адаскина А. А., Антонова Н.В.
Социально-психологические особенности одаренной, талантливой и инициативной молодежи
В статье рассматриваются результаты исследования социально-психологических особенностей и проблем талантливой и одаренной молодежи. Выявлены основные ценности и жизненные планы одаренной молодежи, проанализированы основные проблемы одаренной молодежи и пути их решения, а также направления социальной активности талантливых молодых людей.
Ключевые слова: одаренная и талантливая молодежь, поддержка талантливой молодежи, ценности, жизненные планы, социальные проблемы, личные проблемы, социальная активность.
В настоящее время в нашей стране проводятся несколько программ поддержки талантливой и одаренной молодежи [7; 8; 9]. Глобальный проект проходит в рамках национального проекта «Образование» [1]. Этот проект ориентирован на задачи поощрения талантливой молодежи. Их реализация происходит в основном за счет выделения специальных денежных премий одаренным молодым людям. Отбор талантливой молодежи проводится по пяти номинациям, основной критерий - победа в олимпиадах. Таким образом, можно отметить, что наиболее разработанной стороной системы поддержки талантливой и инициативной молодежи является проведение конкурсов и олимпиад. В то же время эксперты отмечают, что собственно «системой» эта совокупность мероприятий еще не стала, и в настоящее время ее при-
Проблемы педагогической психологии и психологии образования
ходится рассматривать именно как сумму отдельных программ и мероприятий.
Существенной стороной разработки программы поддержки одаренной молодежи является учет психологических особенностей талантливых и инициативных молодых людей, исследование и понимание их мотивационных особенностей, личностных ценностей, особенностей взаимоотношений с окружающими. Отметим, что эта проблема разрабатывалась в первую очередь за рубежом и, главным образом, на примере детей и подростков, поэтому требуется тщательный научный анализ и апробация зарубежного опыта в отечественных условиях. Кроме того, необходим тщательный анализ специфических проблем и трудностей, с которыми сталкивается одаренный молодой человек.
Анализ современной отечественной и зарубежной литературы показал, что можно выделить следующие личностные особенности одаренных и талантливых молодых людей:
1) высокий энергетический уровень, активность в овладении интересующей их сферы деятельности или знаний;
2) дисгармоничность развития в различных сферах (преобладающее развитие одних сфер, отставание в других, проблема компенсации дисгармоничности развития);
3) ярко выраженное стремление к самоактуализации;
4) свободное, целостное мышление, в меньшей степени ограниченное стереотипами, способность и потребность иметь дело с неопределенными и неоднозначными явлениями окружающего мира; избегание монотонной однообразной деятельности, однотипных задач;
5) сохранение и во взрослом возрасте развитого воображения, способности к игре, детской изобретательности;
6) при различных личностных особенностях существование таких центральных личностных структур, как творческая мотивация и стремление к самоактуализации [2-11].
Существуют значительные гендерные различия в жизненной стратегии талантливых молодых людей. Исследования способностей мальчиков и девочек раннего возраста, проводившиеся в разных странах, не обнаруживают особых различий. Однако уже к подростковому возрасту число одаренных девочек сокращается на треть. Уже у 12-летних девочек исследователи отмечают снижение любознательности и познавательной активности. А среди взрослых людей большую часть ведущих позиций в науке, искусстве, политике и других значимых сферах общественной жизни занимают мужчины. Описан специфический для девушек феномен, получивший название «Маскировка одаренности»: одаренным
девушкам кажется, что они должны скрывать свои способности, чтобы избежать конфликта между своими достижениями и желанием быть принятой сверстниками и родными [6]. У одаренных девушек присутствуют специфические страхи (страх утраты женственности, страх успеха, зависти, осуждения со стороны окружающих, ухудшение отношений со сверстниками, страх неудачи - боязнь не оправдать ожидания родителей, учителей).
Однако в описанных исследованиях основное внимание уделяется когнитивной и мотивационной сферам личности, в то время как социальнопсихологические особенности рассмотрены недостаточно.
Целью нашего исследования было выявление социально-психологических особенностей, а также основных проблем одаренных и талантливых молодых людей.
Объектом нашего исследования явилась личность одаренного молодого человека, предметом - социально-психологические особенности его личности.
Методы исследования: опрос, результаты обрабатывались с помощью метода контент-анализа.
В исследовании приняли участие 204 человека, из них 57% юношей и 43% девушек более чем из 85 населенных пунктов России. Среди них 46% опрошенных учатся и работают, 25% - только учатся, 27% - работают, 1% респондентов в настоящий момент не учится и не работает.
Результаты исследования
1. Ценности одаренной молодежи.
Для выявления наиболее значимых ценностей талантливых и инициативных молодых людей в анкету был включен открытый вопрос «Укажите наиболее значимые для Вас ценности», количество ответов не ограничивалось (таблица 1).
Контент-анализ полученных результатов показал, что на первом месте у опрошенных находятся семейные ценности и ценности человеческих взаимоотношений. Именно эти три категории («семья, родственники», «ценности человеческих взаимоотношений» и «друзья») составляют основной блок ценностей принявшей участие в опросе талантливой и инициативной молодежи.
Второй по значимости блок связан с профессиональной и личностной реализацией («работа, наука, познание» и «самореализация»), что подчеркивает выраженность мотива самоактуализации для данной выборки.
Общественные ценности («благо людей», «процветание страны», «социальная справедливость») составляют третий по важности блок, 17% респондентов указывают социально-значимые ценности.
Педагогика и психология
Проблемы педагогической психологии и психологии образования
Таблица 1
Результаты анализа ценностей одаренной молодежи
Категория Кол-во ответов*
Семья, родственники 43%
Ценности человеческих взаимоотношений (открытость, доверие, благодарность, умение прощать) 21%
Работа, наука, познание 16,5%
Самореализация 17,5%
Друзья 13,5%
Социальные ценности (благо людей, страны, справедливость) 16%
Материальные ценности 13%
Здоровье 9%
Индивидуалистические ценности (свобода, независимость) 8%
Карьера 6,5%
Примечание. Процент соответствует число отвечавших, указавших данную ценность как значимую для себя. Здесь сумма может превышать 100%, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответа.
Материальные ценности («деньги», «материальное благополучие») указали 13% опрошенных, «карьера» как самостоятельная ценность важна лишь для 6,5% респондентов. Индивидуалистические ценности («свобода», «независимость») встречаются у 8% участвовавших в опросе молодых людей.
2. Жизненные планы.
Профессиональные задачи и планы на ближайшие пять лет, указанные респондентами, распределились следующим образом (таблица 2).
Опрошенные молодые люди в большой степени ориентированы на профессиональное самосовершенствование, ставят перед собой конкретные цели, четко обозначают области и проблемы, которыми планируют заниматься. Половина опрошенных планирует в ближайшие годы защитить диссертацию, проявляя тем самым интерес к фундаментальной науке и желание заниматься ей.
3. Проблемы.
Участникам опроса был задан вопрос: «Каковы наиболее существенные проблемы (как личные, так и социальные), которые волнуют Вас в настоящее время?». Опрошенная молодежь демонстрирует высокую озабоченность социальными проблемами, на них указали 54% респондентов (основные проблемы: деградация населения, бюрократизм, коррупция, низкий уровень образования, криминальная обстановка в обществе). Особенно остро воспринимается респондентами состояние молодежи.
В качестве основной проблемы выделяется наркомания, многие из опрошенных указывают на моральную деградацию молодежи, нежелание учиться, работать, получая при этом материальные блага («...ведь практически все спиваются, либо не видят смысла жизни, либо хотят уехать из страны - патриотизма никакого нет... это также очень важно!»).
Таблица 2
Анализ жизненных планов одаренной молодежи
Категория Кол-во ответов*
Защита диссертации 49%
Работать, изобретать, заниматься наукой 39%
Внедрение собственного проекта 39%
Закончить вуз 21%
Повысить уровень образования (выучить второй язык, повысить квалификацию, пройти обучение, получить сертификаты) 12,5%
Добиться финансовой независимости 7%
Карьера 7%
Начать (развить) свое дело 6%
Организационная деятельность 6%
Создать семью 6%
Найти работу 3%
Путешествовать 1%
Респондентам был задан закрытый уточняющий вопрос, направленный на выявление наиболее значимых социальных проблем: «Наше общество сталкивается с разными проблемами. Какие из них Вы считаете наиболее острыми? (Отметьте не более 5-ти позиций)
1. Межнациональные конфликты.
2. Экологические катастрофы.
3. Экономический кризис.
4. Упадок морали, нравственности.
5. Преступность.
6. Кризис образования, культуры.
7. Распространение наркотиков.
8. Обнищание больших масс людей.
9. Пьянство, алкоголизм.
10. Расслоение общества на «очень бедных» и «очень богатых».
11. Высокие цены.
12. Насилие в обществе.
13. Другое (что именно)»
Распределение ответов (в процентах) показано на рисунке 1.
Педагогика и психология
46
Проблемы педагогической психологии и психологии образования
]
80 70 60 50 40 30 20 10 0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Рис. 1. Анализ основных социальных проблем
Таким образом, основные проблемы общества с точки зрения талантливой молодежи - упадок морали, нравственности, алкоголизм, наркотики. Это согласуется с результатами ответов на открытый вопрос, в котором на одно из первых мест выходит деградация населения. Следующая по значимости проблема - кризис образования. Далее следует комплекс экономических проблем: экономический кризис, обнищание населения, высокие цены. В графе «другое» наиболее частый ответ - коррупция.
Основные личные проблемы талантливых и инициативных молодых людей тесно переплетены с социальными, прямо вытекают из них - «бедность» (указали 26% опрошенных), «невозможность решить жилищный вопрос» (18%). Многие указывают на то, что занятие интересующим их делом (в первую очередь наукой) не обеспечивает приемлемого уровня жизни. Невозможность решить финансовые и жилищные проблемы мешают созданию семьи. Приведем характерный ответ на вопрос «Назовите типичные проблемы одаренных сверстников: «Идут работать на иностранный капитал в иностранные фирмы, фактически работают на другие страны, хотя могли бы продолжать заниматься наукой и достичь выдающихся результатов. Нехватка денег у тех, кто занимается наукой. После защиты или после женитьбы 100%-ный уход из научной деятельности».
Молодежь, проживающая в малых городах, отмечает невозможность найти работу по специальности, а также невозможность развивать
начатые проекты вследствие отсутствия необходимой научно-технической базы. Приведем типичный ответ: «1. Недостаточное финансирование экспериментальной базы, в некоторых случаях финансирование полностью отсутствует. 2. Отсутствие необходимого (современного) оборудования для проведения качественной оценки экспериментов».
Четко обозначается проблема «невозможность/сложность развиваться в своем городе». Приведем лишь один конкретный пример: «В течение 6 лет я проработал в Москве в ГУ ГНЦ РАМН. С 2003 г. я занимался разработкой иммунологических биочипов для определения поверхностных антигенов клеток. Это были первые в нашей стране биочипы данного класса. Из-за невозможности купить жилье в Москве я вынужден был вернуться в г. Ижевск. Несмотря на то, что я сразу же получил должность заведующего лабораторией, а руководство института оказывает большую поддержку, дальнейшее развитие проекта существенно замедлилось. Причиной является отсутствие в нашем городе достаточной клинической базы и необходимого лабораторного оборудования. В результате для продолжения работы приходится постоянно (1-2 раза в месяц) ездить в Москву (зачастую за свой счет). Несмотря ни на что, работа продолжается. Но темпы ее продвижения могли бы быть гораздо большими, если бы у меня была возможность постоянно жить и работать в Москве. Работой подобного уровня можно серьезно заниматься только в условиях крупного медицинского НИИ. Следует заметить, что за рубежом уже началась коммерциализация подобной разработки (хотя и уступающей по ряду признаков). Подобные проблемы были у многих моих коллег. Большая часть из них в настоящее время уже уехала из России».
Проблемы самореализации обозначили 11% респондентов. Остальные проблемы носят скорее частный характер, связаны с нехваткой времени (3%), с неуверенностью в будущем (4%), с состоянием здоровья (2,5%), переживаниями, связанными с неизбежностью старости, смерти (3%).
Таким образом, мы сталкиваемся с тем, что, несмотря на желание заниматься наукой, большинство респондентов понимает, что самореализация в этой сфере не принесет им материального достатка и возможности приобрести собственное жилье.
Для уточнения основных проблем талантливой молодежи в текст опросника был включен вопрос «Каковы наиболее серьезные проблемы у Ваших талантливых и инициативных сверстников?», в результате были выделены факторы, представленные в таблице 3.
Полученные результаты в целом соотносятся с результатами исследований, проведенных среди молодых ученых (информация размещена
Педагогика и психология
Проблемы педагогической психологии и психологии образования
на сайте http://www-sbras.nsc.ru/win/snm/soc1.html). Названы следующие проблемы, больше всего мешающие молодежи оставаться в науке: низкий уровень заработной платы, невозможность приобрести жилье; отсутствие перспектив профессионального роста на кафедре; оснащение учебных лабораторий многих кафедр устаревшим оборудованием; непрестижность профессий научного работника и преподавателя вуза; сложность решения социальных проблем: отсутствие жилья, своевременного медицинского обслуживания, возможности полноценного отдыха во время летнего отпуска; редкая возможность принять участие в научных конференциях за пределами города. Рейтинг наиболее острых проблем молодых ученых выглядит следующим образом: 1) низкий уровень доходов; 2) жилищные проблемы; 3) низкий престиж профессии ученого; 4) невозможность поездок на интересующие выставки и конференции; необходимость поиска дополнительной работы; 5) отсутствие необходимого научного оборудования; 6) низкий уровень внимания со стороны государства; 7) низкий уровень внимания со стороны руководства вуза.
Таким образом, мы видим явное противоречие между желанием молодых людей продолжать научную работу и отсутствием реальных перспектив в этой области, как в социальном, так и в экономическом плане.
4. Помощь специалистов в решении проблем.
Ответы на вопрос: «Какие специалисты могли бы помочь в решении Ваших проблем?» распределились следующим образом (таблица 4).
40 35 30 25 20 15 10 5 0
12 3 4 5 проблемы
Рис. 2. Анализ личных проблем одаренной молодежи (Проблемы: 1 - психологические; 2 - экономические; 3 - социальные; 4 - медицинские; 5 - другое)
Таблица 3
Анализ проблем талантливой молодежи
Категория Кол-во ответов*
Невостребованность (невозможность найти работу по специальности, реализовать свои идеи) 22%
Материальные проблемы (низкая оплата труда в науке и образовании) 24%
Недостаточное финансирование исследований (несвоевременное обновление лабораторного и промышленного оборудования) 13%
Жилищная проблема 12%
Сложность старта 8%
Отсутствие стимула к работе 7%
Безынициативность, неверие в себя 7%
Алкоголь, наркотики 7%
Нервные срывы, депрессии 1%
Плохая информированность о существующих возможностях 1%
Таблица 4.
Анализ путей поддержки одаренной молодежи
Категория Кол-во ответов*
Организаторы молодежных программ 51%
Учителя, преподаватели, ученые 29%
Психологи 21%
Юристы 14,5%
Государство, чиновники 14%
Священники 9%
Врачи 5,5%
Бизнесмены, инвесторы 6%
Я сам 3%
Другое 14%
Итак, на первом месте - организаторы молодежных программ (51%), очередной раз проявляется высокая заинтересованность талантливой молодежи в организации специальных программ, в которых создается возможность представления собственных проектов, обмена опытом, завязывания новых контактов.
Второй по востребованности группой специалистов являются учителя, преподаватели, ученые (29%), так как многие из перечисленных выше проблем относятся к сфере образования.
Педагогика и психология
Проблемы педагогической психологии и психологии образования
Третья группа - психологи, на желательность их помощи указали 21% опрошенных. Подобный результат согласуется с существующими исследованиями в области психологии одаренности и мировым опытом организации работы с талантливой молодежью. Выделяют две категории талантливых молодых людей: с гармоничным и с дисгармоничным типом развития. Вторая группа по численности превосходит первую и нуждается в психологическом сопровождении.
Третья группа - юристы (14,5%): молодежь нуждается в правовой поддержке. Четвертая группа (14%) - «правительство, администрация, чиновники» была выделена на основе открытого варианта ответа на данный вопрос, многие из опрошенных в графу «другое» вписали именно этот ответ, понимая, что большая часть проблем реализации потенциала талантливой молодежи может быть решена только на государственном уровне с разработкой соответствующего законодательства и привлечением средств.
Достаточно частое упоминание следующей группы - «священники» (9%) - связано, по-видимому, с очень волнующей опрошенных проблемой деградации населения.
5. Социальная активность талантливой и инициативной молодежи. Для выявления социальной активности талантливых и инициативных молодых людей, определения их отношения к различным молодежным движениям в анкету был включен следующий блок вопросов.
Являетесь ли Вы членом какого-либо молодежного движения?
A. Да.
Б. Нет.
B. Затрудняюсь ответить.
В случае положительного ответа, укажите, какое это движение. Это молодежное движение можно отнести:
A. К формальным.
Б. К неформальным.
B. Затрудняюсь ответить.
Вы принимаете участие в этом молодежном движении потому что:
A. Вам близки провозглашаемые в его рамках ценности и идеалы.
Б. Это дает возможность интересного общения.
B. Это помогает Вам развиваться как личности.
Г. Дает возможность самореализации.
Е. Другое (укажите).
Являлись Вы организатором (членом оргкомитета) каких-либо мероприятий?
Результаты данного опроса таковы: 18,5% опрошенных указали, что участвуют в каком-либо молодежном движении, 72% - не являются
членами молодежных движений, 9,5% респондентов затрудняются ответить на этот вопрос.
В основном респонденты указали объединения молодых ученых или студентов, несколько человек (5%) входят в состав политических движений («Наши», «Россия молодая», «Молодая гвардия»), три раза встретилось упоминание экологических организаций (Green Peace, WWF, Молодежное Экологическое Движение (МЭД)) .
Вопрос о том, формальным или неформальным является движение, в которое они входят, у многих вызвал затруднения, из числа ответивших на этот вопрос 62% выбрали вариант «формальное», 38% - «неформальное».
В целом же опрошенная молодежь высказывает достаточно низкую заинтересованность организованными движениями, некоторые активно подчеркивают нежелание в них участвовать («Насколько я осведомлена, молодежное большинство принимает участие лишь в неформальных мероприятиях, которые поддерживают их личный интерес». «По моему мнению, социальные, политические, экологические программы (выбор которых отнюдь не разнообразен), не пользуются большим успехом». «Не вижу в этом реализации, ... к тому же каждое движение или партия пытается изобразить всё по-своему, что сильно мешает объективно оценивать ту или иную ситуацию»).
25% опрошенных указали, что являются организаторами (или членами оргкомитета) каких-либо общественных мероприятий. В первую очередь речь идет о научных конференциях, далее следуют праздники, фестивали. Единичны упоминания об участии в организации политических акций.
Таким образом, при высокой озабоченности социальными проблемами талантливые и инициативные молодые люди часто не видят реальных возможностей участвовать в социально значимых мероприятиях. В более выгодных условиях оказывается талантливая молодежь, занимающаяся наукой: ей удается проявить социальную активность именно в той области, которая совпадает со сферой ее интересов (организация конференций, работа в совете молодых ученых и т.п.). Другие же инициативные молодые люди зачастую не могут найти приемлемых форм реализации своей активности. По мнению молодежи, существующие программы непопулярны и не отличаются разнообразием.
Для уточнения направленности социальной активности талантливой и одаренной молодежи в опрос был включен открытый вопрос: «Если бы Вы обладали неограниченными материальными и организационными возможностями, какие мероприятия для молодежи Вы бы провели?»
Педагогика и психология
Проблемы педагогической психологии и психологии образования
Рейтинг предложенных мероприятий выглядит следующим образом.
1. Программы поддержки молодых людей (форумы, подобные «Селигеру», на местном уровне, организация взаимовыгодного сотрудничества молодых людей, имеющих собственные разработки с инвесторами, совершенствование конкурсной системы).
2. Программы, направленные на повышение зарплат научным работникам, преподавателям, обеспечение их жильем.
3. Помощь студентам: повышение стипендий, помощь в трудоустройстве.
4. Образовательные программы (школы молодых ученых, институты повышения квалификации молодых ученых, неоднократно упоминается необходимость возрождения системы дополнительного образования, существовавшей в СССР в форме Дворцов молодежи, секций юных биологов, физиков и т. п.).
5. Культурные мероприятия (праздники, фестивали, восстановление памятников культуры, экскурсии по стране).
6. Спортивные мероприятия.
7. Благотворительные мероприятия (программы для детей-инвали-дов).
8. Система общественных мероприятий, направленных на улучшение положения в стране.
Таким образом, проведенное исследование показало, что информированность молодежи о существующих программах можно оценить как среднюю: молодые люди указывают на сложность поиска информации, несвоевременность ее получения. Данные опроса указывают на высокую заинтересованность талантливых и инициативных людей в образовательных, конкурсных и прочих молодежных программах. Опрошенные молодые люди в большой степени ориентированы на профессиональное самосовершенствование, ставят перед собой конкретные цели, четко обозначают области и проблемы, которыми планируют заниматься. Половина опрошенных планирует в ближайшие годы защитить диссертацию, проявляя тем самым интерес к фундаментальной науке и желание заниматься ей.
Опрошенная молодежь демонстрирует высокую озабоченность социальными проблемами, на них указали 54% респондентов (основные проблемы: деградация населения, бюрократизм, коррупция, низкий уровень образования, криминальная обстановка в обществе). Особенно остро воспринимается респондентами состояние молодежи. В качестве основной проблемы выделяется наркомания, многие из респондентов указывают на моральную деградацию молодежи, нежелание учиться, работать.
Личные проблемы талантливых и инициативных молодых людей тесно переплетены с социальными, прямо вытекают из них - «бедность» (указали 26% опрошенных), «невозможность решить жилищный вопрос» (18%). Многие отмечают, что занятие интересующим их делом (в первую очередь, наукой) не обеспечивает приемлемого уровня жизни. Невозможность решить финансовые и жилищные проблемы мешают созданию семьи.
При высокой озабоченности социальными проблемами талантливые и инициативные молодые люди часто не видят реальных возможностей участвовать в социально значимых мероприятиях. В более выгодных условиях оказывается талантливая молодежь, занимающаяся наукой: ей удается проявить социальную активность именно в той области, которая совпадает со сферой ее интересов (организация конференций, работа в совете молодых ученых и т.п.). Другие же инициативные молодые люди зачастую не могут найти приемлемых форм реализации своей активности. По мнению молодежи, существующие программы непопулярны и не отличаются разнообразием.
Полученные результаты могут быть полезны при разработке и коррекции программ поддержки одаренной и творческой молодежи в нашей стране, а также в работе практического психолога с одаренными молодыми людьми.
Библиографический список
1. Апатенко С.Н. О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в части государственной поддержки талантливой молодежи // edu.lokos.net/sm.aspx?uid=34080
2. Воробьев Н.Е., Бабашев А.Э. Школьное образование в США и Западной Европе. Луганск, 2004.
3. Джуринский А.И. Развитие образования в современном мире. М., 2004.
4. Лезина С.В. Личностные факторы в становлении одаренности младших школьников и подростков // http://psi.lib.ru/detsad/sbor/lfso.htm
5. Одаренные дети / Пер. с англ.; Под общ. ред. Г.В. Бурманского и В.М. Слуцкого. М., 1991.
6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. Лейтеса. М., 1996.
7. Программа «Дети России». Подпрограмма «Одаренные дети» // http:// odardeti.ru/static.php?mode=program_0001
8. Программа поддержки одаренного ребенка. Благотворительный фонд «Кто, если не я?» // http://www.ktoeslineya.ru/recipients/support/
9. Сайт Инновационного Конвента - 2008 // http://zv.innovaterussia.ru/zv_ project/events/502
Педагогика и психология
Проблемы педагогической психологии и психологии образования
10. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность // http://www. koob.ru/books/age_psychology/odarenn_rebenok.zip
11. Shavinina L.V. International Handbook on Giftedness // Dordreht: Springer Science and Business Media. 2009.