УДК 81-13
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУБЪЕКТОМ СЛЕНГА, АББРЕВИАТУР И СОКРАЩЕНИЙ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
1Гайсина А.Р., магистрант 1Мухаметзянова Ф.Г., доктор педагогических наук, профессор 2Веселова Е.К. , доктор психологических наук, профессор
1Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия 2Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Г ерцена, г. Санкт-П етербург, Россия
alsu.gaisina@gmail.com; florans955@mail.ru
За последнее десятилетие социальные сети приобрели большую популярность в жизни современного общества, а вместе с ними появился новый сленг пользователей: появилась новая лексика, в которой преобладают сокращенные формы слов, аббревиатуры, возникли «смайлики», изменилась орфография, пунктуация и грамматика, но не каждому пользователю интернет-пространства данные лексических конструкции могут быть знакомы. Статья направлена на выявление социально-психологических особенностей использования субъектом в англоязычных социальных сетях сленга и аббревиатур, как разновидности интернет-коммуникации. Ведущим методом является метод синтеза для сопоставления изученных материалов с практическим исследованием, позволяющий рассмотреть данную проблему как непроизвольный процесс изменения современного английского языка не только в профессиональной, но и в общекультурной среде под влиянием социально-психологических особенностей пользователей. Структура представленной статьи включает в себя определение особенностей современного английского языка в англоязычных социальных сетях, анализ данных особенностей в сравнение со стандартным английским языком, выявление социально-психологических особенностей пользователя употребления сленга и аббревиатур в англоязычных социальных сетях. Материалы статьи могут быть полезными для лингвистов, в профессиональной среде маркетинга в социальных медиа, в рекламе и связях с общественностью.
Ключевые слова: язык, коммуникации, сленг, субъект, студент, преподаватель, обучение.
Актуальность исследования. За последнее десятилетие социальные сети приобрели большую популярность в жизни современного общества, а вместе с ними появился новый сленг пользователей: лексика, в которой преобладают сокращенные формы слов, аббревиатуры, возникли «смайлики», изменилась орфография, пунктуация и грамматика, но не каждому пользователю интернет-пространства данные лексических конструкции могут быть знакомы. Неудивительно, что с появлением коммуникационных возможностей в интернете, со временем изменился язык.
Весь мир, включая человечество во всём разнообразии человеческих воплощений это часть субъектности. Субъект — это человек на высшем для него уровне индивидуализированной активности. Это творец своей жизнедеятельности. Субъектность это свойство субъекта быть распорядителем своей активности, жизнедеятельности. Личность — это субъект всех социальных отношений. Личность проявляется и формируется в социуме. Субъект проявляется и развивается в деятельности. Поэтому субъект это функциональная характеристика личности [14]. Субъектность, в свою очередь, проявляется во множестве параметров и реализуется через разнообразные формы активности [8]. Субъект в социальных сетях воплощает в себе все основные атрибуты активности деятельность, свобода выбора,
самодеятельность, ответственность и интегрирует в себе все перечисленные качества [9].
Человек как субъект деятельности и познания может воспринять всю социальную реальность и всю социальную систему извне. Но созданное человеком как субъектом деятельности становится новой частью природы, культурным наследием. Углубляясь в природу, субъект проявляет творческое устремление к высшим достижениям культурного прогресса. Например, таким достижением можно назвать социальная сеть.
Социальная сеть — это не только источник новостной информации, но и ежедневное средство коммуникации, которое предоставляет пользователям широкие возможности самовыражения. Общение в социальных сетях осуществляется в условиях массовой коммуникации и, таким образом, имеет свои особенности в отличие от прямого общения в жизни. Популярность и доступность интернет - технологий способствовала появлению новых возможностей и способов коммуникации, сформировав новую сферу информационного взаимодействия, которая привела к возникновению нового молодежного вида сленга в социальных сетях. Таким образом, процесс развития данного феномена также повлиял и на языковую составляющую современного общества. Возникают широкие возможности для пополнения лексических систем языков, соответственно, это дает мощный импульс для описания и систематизации большого потока неологизмов, идиом, словосочетаний и значений, обусловливающих появление самостоятельной сферы исследования неологии [3], которая понимается как наука о неологизмах, то есть такого пласта лексики, который характеризуется «коннотацией новизны».
На сегодняшний день языковая составляющая интернет коммуникации в англоязычных социальных сетях слабо изучена, несмотря на то, что интернет присутствует в нашей жизни не только в сфере работы или образования, но и как средство общения. В связи с тем, что в XXI веке особой популярностью пользуются социальные сети, язык под их влиянием неизбежно меняется и этому содействует такой аспект как социальный прогресс [8]. Использование сленга и аббревиатур — это перспектива письменного общения. Результатом психолингвистических действий можно назвать сокращение времени передачи информации и увеличение производительности работы индивида, которая является основным двигателем прогресса человечества [1].
Предыдущие работы Дэвида Кристала [5], Наоми Барона посвящены формированию исторических аспектов исследования. Психолингвистические основы раскрываются в научных трудах Алексея Леонтьева. Основы социальной сферы средств массовой информации выявлены в исследованиях Эда Крол [6], Горяевского Ю.А. [2]. Однако, анализ научных работ, посвященных проблеме современного английского языка в социальных сетях, крайне мал и носит лишь дискуссионный характер.
В проведенном исследовании используются методы анализа современного английского словаря, а также анализ коммуникации в зарубежных социальных сетях, контент-анализ, гипотетико-дедуктивный метод, контекстологический анализ, метод сравнения и метод обобщения. В основу анализа легли «звезды» зарубежных социальных сетей. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в англоязычных социальных сетях: Instagram, Twitter, Youtube, Facebook.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы исследования: анализ современного английского словаря, анализ коммуникации в зарубежных социальных сетях, контент-анализ, гипотетико-дедуктивный метод, контекстологический анализ, метод сравнения и метод обобщения.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в англоязычных социальных сетях: Facebook, Twitter, Snapchat, Youtube, Instagram.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:
- на первом этапе подготовительный этап анализировалась современное состояние исследуемой проблемы в социальной и лингвистической теории и практике, разрабатывалась программа методики исследования;
- на втором этапе основной этап внедрялся сравнительно-сопоставительный метод по выявлению современных социально-психологических особенностей пользователей употребления сленга и аббревиатур в англоязычных социальных сетях в сравнение со стандартным английским языком;
- на третьем этапе заключительный этап осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические выводы; осуществлялись обработка и оформление полученных результатов исследования.
Результаты. Структура и содержание исследования. В данном исследовании используется метод сравнения современной речи со стандартным языком в зарубежных социальных сетях. В связи с тем, что в XXI веке особой популярностью пользуются социальные сети, язык под их влиянием неизбежно меняется и этому содействует такой аспект как социальный прогресс. Использование сленга и аббревиатур — это перспектива письменного общения. При сокращении формы информации без изменения содержания текста значительно увеличивается скорость ее написания. Результатом социально-психологических действий можно назвать сокращение времени передачи информации и увеличение производительности работы индивида, которая является основным двигателем прогресса человечества. Но вместе с этим популярность данного вида общения может значительно снизиться, потому что имеет ряд недостатков. На смену письменного общения в социальных сетях постепенно претендуют новые внедрения научно-технологического процесса, такие как аудио и видео-общение. Таким образом, прогнозы приведут к минимальной письменной коммуникации.
Этапы исследования. Исследование предполагало проведение следующих этапов экспериментальной работы:
- осуществление диагностики социальных сетей Facebook, Twitter, Snapchat, Youtube, Instagram на предмет использования сленга и аббревиатур. Анализ коммуникации в зарубежных социальных сетях; контекстологический анализ, метод сравнения и метод обобщения. На данном этапе выявились популярные неологизмы, которые используются в современном английском языке пользователями в социальных сетях;
- выявление факторов, которые влияют на использование субъектом сленга и аббревиатур в англоязычных социальных сетях. На данном этапе осуществлялось формирование социально-психологических факторов
пользователей англоязычных социальных сетей при использовании неологизмов.
Констатирующий этап. На констатирующем этапе была осуществлена диагностика социальных сетей Facebook, Twitter, Snapchat, Youtube, Instagram на предмет использования сленга и аббревиатур. Кроме того, анализировались коммуникации в зарубежных социальных сетях, а также был проведен анализ данных особенностей в сравнении со стандартным английским языком.
В основу анализа легли «звезды» зарубежных социальных сетей, то есть те люди, на которых другие хотят быть похожи, люди, которые преуспели в социальных медиа. Анализ включал в себя такие показатели как сленг, аббревиатуры и стандартный английский язык. Диагностика популярных сокращений проводилась в поисковике социальной сети, вводя самостоятельно то или иное слово.
Результатом поиска популярного упоминания (далее хэштег) в Instagram стал #DIY (Do It Yourself с англ. «Сделай своими руками»). Субъекты социальной сети написали его 22 502 301 раз. Примером использования может послужить следующее предложение: Spend yesterday on a hunt for beautiful laces #diy. Провела вчерашний день в поиске кружева #делаемсвоимируками. Имеется в виду, что девушка самостоятельно будет шить себе бюстгалтер.
Еще один из популярных хэштегов #GM (Good Morning c англ. «Доброе утро»). Диагностика показала, что сокращение употребили 9 281 788 раз. Пример: #GM guys. #Доброеутро ребята.
Субъекты социальной сети Instagram используют аббревиатуры с хэштегом, чтобы их могли увидеть другие пользователи, которые ищут информацию под определенным хэштегом. Некоторые пользователи используют аббревиатуры, чтобы попасть в «Топ-пользователей» и приобрести популярность. Например, под фотографией на пляже утром на Гоа могут поставить такие теги как #GM #Goa, что будет обозначать «Доброе утро. Я на Гоа». Таким образом, любой другой пользователь, который хочет увидеть утро на Гоа, введет эти же хэштеги, и, возможно, даже поставит лайк.
Анализ социальной сети Twitter позволил нам выявить, что субъектом применяется следующий сленг: on fleek (используется молодежью, чтобы описать восхищение по отношению к кому-либо, чему-либо). Пример: Girl, your eyebrows on fleek! Девчонка, твои брови выглядят потрясно. Перевода самого выражения нет, такого слова даже не существует. Однако, поисковая система TwitterSearch показала, что сленг использовали 329 325 раз.
Далее, мы рассмотрели популярные аббревиатуры в Twitter: #DM (Direct Message с англ. «Личные сообщения»/ Want more retweets? #DM. Хотите больше ретвитов? Напишите мне в личные сообщения.), #FOMO (Fear Of Missing Out с англ. «Страх упустить/пропустить»/ I've checked my Twitter 9 times today #FOMO. Я заходил сегодня в Twitter 9 раз. Боюсь пропустить что-то важное.) Хэштег DM использовали 120 078 раз, а FOMO 108 605.
140 символов с пробелами особенность Twitter. Ценность каждого «твита» (текста) видна сразу. Многие микроблогеры не могут уместить полное сообщение, которые они хотели бы передать своим «фолловерам» (с англ. «подписчики»), поэтому используют «хэштеги» (#) с аббревиатурами, которые являются общепринятыми и хорошо знакомыми для их аудитории.
Контент-анализ, проведенный, в YouTube показал, что субъект использует сленг и сокращения, чтобы набрать большее количество просмотров и стать популярным. YouTube коммерческая социальная платформа, где от
каждого просмотра (начиная от 1 000) субъект получает деньги. Исходя из этого, пользователи снимают видео и используют общепринятые сокращения. Например, GRWM (Get Ready With Me с англ. «Готовимся со мной» (имеется в виду, красимся, одеваемся и прочее)). Количество видео этой аббревиатуры 2 420 000. Еще один яркий пример OOTD (Outfit Of The Day с англ. «Наряд дня»). Количество упоминаний 2 220 000.
Видеоблогеры творческие личности, поэтому на просторах YouTube можно встретить сленг, придуманный ими же. Например, Vlogmas (Vlog+Christmas) «Рождественский видеоблог». За неделю/месяц до Рождества появляются праздничные видеоблоги. Количество таких видео на YouTube 3 730 000.
Таким образом, в формировании сленга и аббревиатур, главным образом участвуют лидеры мнений, то есть те же самые блогеры, селебрити, актеры, музыканты, певцы, популярные группы в социальных сетях.
Диагностика Facebook выявила следующие популярные хэштеги: #IRL (In Real Life с англ. «В реальности»/ After looking at an old Facebook photo I really want to hang out with friends #IRL. После просмотра старых фото на Facebook, я осознал, что хочу тусоваться с друзьями #вреальности), #ICYMI (In case you missed it c англ. «В случае, если вы пропустили это»/ #ICYMI you aren't alone. We can help you with that. В случае, если ты пропустил это (например, концерт) - ты не один. Мы поможем тебе (пришлем ссылку на повтор). #IRL использовали 93 176 раз, #ICYMI 98 913 раза. Использование сокращений в Facebook помогает заменить более длинные слова или выражения, ускорить общение. Поэтому люди используют аббревиатуры для распространённых выражений.
Выводы. Результаты проведенной диагностики показали, что сленг и аббревиатуры часто используются пользователями в социальных сетях, а также являются популярным видом коммуникации между пользователями. Социальные медиа в первую очередь развлекательная платформа. Пользователи заходят в сеть, чтобы отвлечься, расслабиться, посмотреть смешные видео и картинки. Социальные сети — это свободная платформа, где никто никого не ограничивает ни правилами, ни грамматикой. Каждый может писать что угодно и, как угодно.
Таблица
Результат развития неологизмов в англоязычных социальных сетях.
Социальная сеть Хэштег Количество упоминаний
Instagram DIY 22 502 301
GM 9 281 788
Twitter DM 120 078
FOMO 108 605
YouTube GRWM 2 420 000
OOTD 2 220 000
Facebook IRL 93 176
ICYMI 98 913
В результате исследования было подтверждено, что современная форма английского языка, используемая для общения в социальных сетях, является динамичной развивающейся формой языка, у которой есть семантические, грамматические особенности. Были проанализированы и сравнены современный и стандартный английский язык, а также проведена диагностика англоязычных социальных сетей на предмет использования сленга и аббревиатур. Также был проведен контент-анализ, и было установлено, что данное исследование позволяет выявить социально-психологические особенности пользователей, которые показывают, почему люди используют сленг и аббревиатуры, вместо стандартного английского языка.
Материалы статьи могут быть полезны для специалистов в области маркетинга в социальных медиа, в рекламе при работе с заказами клиентов, мониторинга актуальных событий, поиска потенциальных клиентов, ознакомления с целевой аудиторией, также для лингвистов, изучающих изменения современного английского языка.
Литература
1. Baron N. Always on: language in an online and mobile world // Oxford University Press. 2008. С. 46
2. Горявский Ю.А. Назад в будущее // Мир Internet. Москва.2001, №10. С. 35.
3. Заботкина В.И. Новая лексика современного английского языка. Москва: Высшая школа. 1989. 126 с.
4. Мухаметзянова Ф.Г., Шабельников В.К., Осьмина Е.В., Коржова Е.Ю., Рудыхина О.В. Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах. Казань: Издательский центр Университета управления «ТИСБИ», 2016. 252 с.
5. Crystal D. Language and the Internet. Великобритания: Cambridge University Press. 2006. 304с.
6. ^ол Э. Все об Internet. Киев: BHV. 2002. 592 с.
7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. Москва: Смысл. 2003. 287 с.
8. Лыков А.Г. Можно ли окказиональное слово назвать неологизмом? // Русский язык в школе. 1972, №2. С. 85-89.
9. Muhametzyanova F.G., Krasnenkova N.S., Chukmarova L.F., Kazakov A.N., Kryukov S.A., Obukhova L.K. The Formation of Social-Psychological Competence In Professional Activity of Subjects Two Different Groups of Bank Workers // Asian Social Science; Vol. 11, No. 1; 2015, eVersion First. С. 359-363.
10. Sakaeva L.R., Spirina T.S. Structural Models of Phraseological Units Characterizing Power in the English, German and Russian Languages //Asian Social Science; Vol. 11, No. 7; 2015. C. 145-151.
SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE SUBJECT USE OF SLANG, ABBREVIATIONS AND ACRONYMS IN ENGLISH-SPEAKING SOCIAL NETWORKS Gaysina A.R., Mukhametzyanova F.G., Veselova Е.&
Over the last decade, social networks have become very popular in modern society, and along with this new slang of users appeared: a new vocabulary, with reduced forms of words domination, abbreviations, "emoticons", spelling has changed, punctuation and grammar. But not for every user of the Internet space can know such lexical structures. This article seeks to reveal socio-psychological characteristics of the subject use of slang and abbreviations in the English-speaking social networks as a kind of Internet communication. The leading method is a synthesis method for comparing the studied materials with practical research. This method allows us to consider this issue as a spontaneous process of change in the modern English language, not only in professional, but also in general cultural environment under the influence of the socio-psychological characteristics of users. The structure of the article under discussion involves identifying the features of modern English in English-speaking social networks, analysis of the features in comparison with Standard English, revealing socio-psychological characteristics of the user of slang and abbreviations in the English-speaking social networks. The article may be useful for linguists, in a professional environment of social media marketing, in advertising and for specialists of public relations. Keywords: language, communication, slang, subject, student, teacher, teaching.
Дата поступления 22.03.2017.