Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности этнической идентичности народа мари в современных условиях'

Социально-психологические особенности этнической идентичности народа мари в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2269
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОД МАРИ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / МОДАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / MARI PEOPLE / ETHNIC IDENTITY / NATIONAL CHARACTER / MODAL QUALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сильдушкина Надежда Евстафьевна

В данной статье представлены результаты исследования взрослого населения народа мари, проживающего на территории Республики Марий Эл: выраженность этнической идентичности и характерологических черт, отношение к людям другой культуры. Обнаружено, что народ мари имеет высокую потребность в принадлежности к своей этнической группе, насторожен к людям другой культурной традиции и формирование этнической идентичности носит устойчивый характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological peculiarities of the ethnic identity of the Mari people in modern conditions

The results of empirical research of the adult population of the Mari people living on the territory of the Mari El Republic are presented in this article: the severity of ethnic identity and character traits, attitude to people of another culture. Found that the Mari has a high need of belonging to their ethnic group, wary to people of different cultural traditions the formation of ethnic identity of the Mari people is sustainable.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности этнической идентичности народа мари в современных условиях»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.92.4

Н. Е. Сильдушкина

Социально-психологические особенности этнической идентичности народа мари в современных условиях

В данной статье представлены результаты исследования взрослого населения народа мари, проживающего на территории Республики Марий Эл: выраженность этнической идентичности и характерологических черт, отношение к людям другой культуры. Обнаружено, что народ мари имеет высокую потребность в принадлежности к своей этнической группе, насторожен к людям другой культурной традиции и формирование этнической идентичности носит устойчивый характер.

The results of empirical research of the adult population of the Mari people living on the territory of the Mari El Republic are presented in this article: the severity of ethnic identity and character traits, attitude to people of another culture. Found that the Mari has a high need of belonging to their ethnic group, wary to people of different cultural traditions the formation of ethnic identity of the Mari people is sustainable.

Ключевые слова: народ мари, этническая идентичность, национальный характер, модальные качества.

Key words: Mari people, ethnic identity, national character, modal quality.

Народ мари занимает особое положение среди окружающих народов: лингвистически они относятся к финской группе финноугорских языков. После славянской и тюркской финно-угорская группа народов - третья по численности среди всех народов России. Из 25 млн финно-угров планеты более 3 млн (3 146 000 - 3 712 000 чел.) живет сейчас на территории России. Представлены они 16 народами, пять из которых имеют свои национальногосударственные, а два - национально-территориальные образования.

Марийский этнос относится к финно-угорской группе народов волжско-финской подгруппы. Согласно данным переписи населения 2010 г. в Российской Федерации представителей марийского этноса

© Сильдушкина Н. Е., 2014

насчитывается 547,6 тыс. человек. Основная и большая ее часть проживает в Республике Марий Эл - 290,9 тыс. чел. - это 43-44 % от общего числа всех проживающих на ее территории, русских - 4748 %, оставшиеся 8-10 % - представители других национальностей (татары - 5,6 %, чуваши - 1,2 % и др.).

Отметим, что все психологические черты по своему содержанию являются общечеловеческими. В то же время люди реально различаются по своей психологии, что находит свое подтверждение в наличии разных этносов. В этом проявляется многообразие условий бытия человека, отражающихся в его психологическом облике.

Согласно русской философской мысли (Н. Бердяев, Н. Лосский) изучение механизмов психологии предстает как изучение историкокультурных корней характера этносов. В своей фундаментальной работе «Духовные основы общества» С. Франк пишет, что знание истории необходимо потому, что она показывает существование общих, одинаковых для всех народов условия и закономерности социальной жизни: «человек» и «общество» существуют вообще, а не только данной эпохи и среды [8].

Из заметок летописцев, историков, этнографов ХУ!!!-Х!Х вв. известно, что до второй половины XV! в. черемисы1 были одним из полудиких финских племен. Н.Я. Данилевский писал, что при расселении и освоении пространства русский народ «или занимал пустыри, или соединял с собою путем исторической, нисколько не насильственной, ассимиляции такие племена, как чудь, весь, меря, или как нынешние зыряне, черемисы, мордва, не заключавшие в себе ни зачатков исторической жизни, ни стремлений к ней...» [1, с. 25].

Большую роль в формировании и становлении психологического облика народа мари сыграли исторические события второй половины XVI в. - вхождение в состав Российского государства, участие во взятии Казани (1552), а затем принятие христианства.

В дальнейшем христианское просвещение и русская культура способствовали появлению среди марийцев первых начальных учебных заведений, азбуки и письменности.

На протяжении всей истории становления марийского этноса, его культуры и быта формировалась психология народа мари. Изучению культуры, быта, языка, истории марийского этноса посвяще-

1

' Прежнее официальное название народа мари.

ны работы различных авторов начиная с XV!!! в.: 01еапив (1727), Г.Ф. Миллер (1791), А. Гакстгаузен (1870), А. Фукс (1840), Н. Фирсов (1869), А. Риттих (1870), Г. Перетяткович (1877), Г. Яковлев (1887), И. Смирнов (1889), Н. Никольский (1920), Ф. Егоров (1929). [4] По материалам и заметкам ученых-исследователей, историков, этнографов, непосредственных наблюдателей, отражающих жизнь, культуру и быт представителей народа мари, обобщение результатов специальных социально-психологических исследований свидетельствует, что важнейшими чертами народа мари являются трудолюбие и открытость.

Из наблюдений Г. Яковлева (1887): «.черемисы, с давних времен находясь под влиянием различных народов (болгар, татар, русских) разнообразно старавшихся отвратить их от веры отцов, стали недоверчивы и скрытны». [9]

Некоторые психологические характеристики народа мари отмечает в своей статье Яблонский И. (1865): кротость характера, опрятность (внутренность дома - чисто), нравственность (очень аккуратны в уплате податей). А. Фукс (1840) писала в своих заметках, что черемисы смирны, но «часто непослушны и легковерны». В.Ф. Милютин (1860-1863) отмечал, что они «с лукавством». Статья М. Кро-ковского (1849) содержит многолетние наблюдения автора о различных сторонах жизни марийцев, где он замечает некоторые их характерные черты: «природа наградила их зоркостью глаз и верностью слуха», трудолюбив (расширяет круг своей деятельности), ленивцы - исключение, «сродная бережливость» [2, 3, 5, 10].

Это некоторые характерные черты традиционного психологического облика народа мари. Длительное совместное проживание с русским народом подразумевает наличие определенного влияния друг на друга. Поэтому возникает вопрос: как сильно изменился народ мари за прошедшее время, а какие психологические черты устойчивы при формировании этнической идентичности.

Цель исследования - выявить психологические особенности народа мари, коренного населения Республики Марий Эл в современных условиях.

Данная цель определила следующие задачи:

• определить психическое содержание современных представителей народа мари;

• сопоставить традиционный и современный психологические типы народа мари;

• выявить установки на межэтническое взаимодействие.

Объект исследования - марийский этнос, проживающий на территории Республики Марий Эл.

Предмет исследования - психологические особенности народа мари.

Основное предположение данного исследования заключается в том, что и в настоящее время, т. е. в XXI в., формирование этнической идентичности носит устойчивый характер.

Испытуемые и методы исследования

Выборка. В опросе приняли участие представители марийского этноса, проживающие на территории Республики Марий Эл, в возрасте от 18 лет и старше, т. е. трудоспособного возраста. Было опрошено 418 чел. народа мари, которые по роду деятельности относятся к различным социальным группам.

По полу: мужчин - 48,8 % (204 чел.), женщин - 51,2 % (214 чел.).

По образованию: с высшим - 42,6 % (178 чел.), студенты составляют 10,5 % (44 чел.), с неоконченным высшим - 1,2 % (5 чел.), среднее и средне-профессиональное имеют 44,5 % (186 чел.), неполное среднее 1,0 % (4чел), начальное 0,2 % (1 чел).

Национальность участников определялась по их отметкам в бланке опросника.

Процедура и методы исследования. Опрос проводился в основном индивидуально со всеми участниками.

В исследовании использовались следующие методики:

1) авторская анкета, содержащая вопросы, субъективные ответы на которые позволяют решить задачи данного исследования;

2) методика измерения выраженности этнической толерантности З.В. Сикевич;

3) методика исследования этнических аффилиативных тенденций Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой «Этническая аффилиация».

Статистическая обработка данных исследования проводилась с использованием пакетов компьютерной математической статистики IBM SPSS Statistics 20.0. В данной статье представлены предварительные результаты с использованием первичных описательных статистик (меры центральной тенденции), частоты, которые позво-

ляют компактно описать результаты измерения, критерии Манна-Уитни для оценки различий между выборками и 1-Стьюдента для оценки различия средних, корреляционный анализ (г5-критерий Спирмена).

Результаты исследования

При разработке методики исследования были определены следующие содержательные блоки психологического анализа: значимость принадлежности к собственной этнической группе, национальный характер и модальные качества, и межэтническое взаимодействие.

Внимание, прежде всего, было направлено на изучение структуры группового самосознания и значение в этой структуре проблем этничности. С. Московичи предложила гипотезу об организации сознания индивида по типу идентификационной матрицы человека, основу которой составляют множества принадлежностей: общечеловеческая, половая, религиозная, этническая, профессиональная и другие [11].

Исходя из данного положения, нами были определены предпочтительные идентификации респондентов. С этой целью был задан вопрос: «Насколько важна лично для Вас принадлежность к следующим группам людей?». Здесь же были предложены следующие пять вариантов ответов: жители Республики Марий Эл, православные христиане, марийцы, граждане России (россияне), горные / луговые мари. Обработка проводилась с использованием первичных описательных статистик (среднее и мода).

Эмпирические результаты показали, что ответы представителей народа мари по позициям «православные», затем «мари» наиболее значимы. Респонденты в первую очередь идентифицируют себя с людьми группы «мари» по значению среднего (2,68) и «православные» (2,71), а затем «жители Республики Марий Эл» (2,72). Данная иерархия групп определилась для всей выборки в целом и в возрастной группе 18-30 лет, что отражает ориентацию людей на настоящее, современные события.

Люди старшего поколения (31-44 года и 45 лет и старше) и женщины мари идентифицируют себя с группами «жители Республики Марий Эл» и «православные». Это можно объяснить тем, что их социализация частично проходила в период советской власти, когда этническая идентичность не акцентуировалась, поэтому вы-

бор конфессиональной группы «православные» отражает не только культурную традицию, но и экзистенциальное значение.

Оценка субъективного ощущения принадлежности к представителям своей национальности выглядит так: наибольшая принадлежность (1 балл) обозначена у 69,4 % опрошенных, 2 балла отмечают 10,5 %, наименьшая (7 баллов) - 2,4 % и 6 баллов - 1,7 %. Средний балл - 1,7.

По полу оценка степени принадлежности более выражена у женщин мари (72,9 %) по сравнению с мужчинами (65,7 %). Средний балл мужчин мари - 1,87, женщин мари - 1,58. Критерий Манна-Уитни уровень выраженности степени принадлежности между полами различие не подтверждает: и=19665,0 при р>0,05 (р=0,094). Следовательно, по половому признаку степень принадлежности к представителям своей национальности выражена одинаково.

По возрастным подгруппам данный показатель (1 балл) оценки ощущения принадлежности к своей национальности указывают в подгруппе 18-30 лет 64,9 % опрошенной молодежи, в подгруппе 3144 года - 66,0 %, а подгруппе 45 лет и старше - 78,3 %. Средний балл, соответственно, имеет значения в первой подгруппе - 1,82, во второй - 1,8 и в третьей - 1,52. Критерий Манна-Уитни различие между первыми возрастными подгруппами не подтверждает: и=10068,0 при р>0,05 (р=0,713). Но между первой и третьей (и=7948,5 при р<0,01 (р=0,008)), второй и третьей (и=7642,0 при р<0,05 (р=0,022)) возрастными подгруппами имеются различия в выраженности ощущения принадлежности к своей этнической группе: более выражено у старшего поколения от 45 лет и выше.

Таким образом, и по полу, и по возрасту уровень этнической самоидентификации высокий. Она существует как на индивидуальном, так и на групповом уровне, но более свойственна представителям старшего поколения.

Эмоциональный аспект имеет важное значение в переживании (в потребности) этнической принадлежности. Выраженность этно-аффилиативных тенденций предполагает склонность следовать правилам, нормам и целям своей этнической группы (табл.).

Таблица

Показатели средних этнической аффиляции

Группы Высокая аффиляция Низкая аффиляция

Вся выборка 5,3 3,8

1=12,6, р<0,01

Мужчины 5,3 3,8

1=8,4, р<0,01

Женщины 5,3 3,8

1=8,3, р<0,01

18-30 лет 5,3 3,6

1=7,5, р<0,01

31-44 года 5,0 4,0

1=4,2, р<0,01

45 лет и старше 5,7 3,8

1=8,5, р<0,01

Результаты, полученные посредством методики Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой «Этническая аффилиация», показывают, что представители народа мари имеют высокий уровень потребности в этнической принадлежности, т. е. устойчивое желание принадлежать и быть частью своего народа. Согласно критерию Ютьюдента статистически подтверждается достоверность полученного результата: различия выраженности показателей между шкалами высокой и низкой аффиляции значимы на уровне р<0,01.

Полученные данные также свидетельствуют, что во всех половозрастных подгруппах выражена высокая аффилиативная тенденция.

Показатель п-критерий Спирмена показывает высокий уровень связи (р<0,01) принадлежности к группе мари и ощущения принадлежности к ней (г5=0,219). Статистически высокий уровень связи (р<0,01) ощущения принадлежности также был выявлен с высокой этнической аффиляцией (г5=0,249).

Психологические особенности членов группы условно обозначают как «национальный характер» или менталитет народа.

Участникам опроса было предложен вопрос «выбрать 10 из перечня, состоящего из 21 характерных для представителя народа мари качеств». Причем респонденты выбирали 10 качеств, характерных для представителя марийской национальности и 10 - для самого (самой) себя.

По мнению участников опроса, народ мари трудолюбивый (87,8 %), добрый (79,7 %), доверчивый и простодушный (74,4 %), открытый (68,7 %), законопослушный (65,3 %), благодарный (64,6 %), с чувством долга (63,2 %), умный (52,6 %), смелый (51,9 %) и опрятный (48,3 %). Положительные качества характера набирают наибольшие показатели. Из отрицательных качеств наибольшее значения имеют пьянство (41,9 %), зависть (41,1 %) и упрямство (39,2 %). Далее следует резкий спад показателей.

Себя характеризуют следующим образом: добрый (83,0 %), законопослушный (79,4 %), трудолюбивый (78,7 %), благодарный (78,0 %), с чувством долга (77,3 %), открытый (75,6 %), доверчивый и простодушный (69,9 %), опрятный (65,6 %), умный (60,5 %), смелый (52,4 %). Среди отрицательных качеств наибольшее значение принимает упрямство (50,0 %).

Характерологический признак (модальные качества) [6] также вошел в перечень значимых критериев этнической идентичности. Посредством контент-анализа модальные качества типичного представителя народа мари по его представлениям выглядят следующим образом [7]: по стилю поведения: доброта 7 (191), открытость 4 (96), простодушие 4(58); по стилю деятельности: трудолюбие 12 (235); по качеству воли: смелые 4 (101), упрямые 3 (58); по качеству ума (интеллекта): умные 5 (42); по внешним проявлениям: опрятные 2 (34).

Таким образом, модальная личность современных мари выглядит следующим образом: это человек трудолюбивый (56,2 %), добрый (45,7 %), смелый (24,2 %) и открытый (23,0 %), простодушный (13,9 %) и упрямый (13,9 %), умный (10,0 %), опрятный (8,1 %).

Следующие два вопроса позволяют выявить представления об отношении представителей народа мари к людям другой культурной традиции и вероисповедания.

Результаты исследования на вопрос об отношении к тому, что в Республике Марий Эл становится все больше людей с другими, культурными традициями, свидетельствует, что респонденты в основном положительно (66,8 %) к этому относятся, но из них почти две трети (42,6 %) делают оговорку «если они стремятся интегрироваться в местное сообщество и его культуру». Отрицательное отношение выражают более четверти (27,7 %) опрошенных респондентов.

Результат ответа на второй вопрос об отношении к людям другого вероисповедания показывает, что только половина участников опроса (51,7 %) относится «также, как к людям своей веры». В большей степени это свойственно женщинам (58,4 %) и представителям старшего (45 лет и старше) поколения (55,0 %). У мужчин мари более выражено терпимое отношение (48,0 %), чем «также как к людям моей веры» (44,6 %). Наибольшее (6,8 %) негативное отношение выражают представители молодого поколения взрослых в возрасте 18-30 лет.

Таким образом, в межкультурных и межнациональных отношениях народ мари насторожен и наполовину недоверчив.

Эти данные более дифференцировано рассматривались с помощью методики измерения выраженности этнической толерантности З. Сикевич, имеющей две шкалы: большая и меньшая толерантности (см. табл. 2).

Таблица 2

Показатели средних уровня большей / меньшей толерантности

в подгруппах

Описательные статистики Выборка Мужчины Женщины 18-30 лет 31-44 года 45 лет и старше

Среднее Мх 3,5 / 3,6 3,5 / 3,6 3,6 / 3,5 3,5 / 3,6 3,6 / 3,5 3,5 / 3,6

Данные показатели среднего Мх имеют примерно равные значения, что свидетельствует о беспокойстве во

взаимоотношениях: настороженность и недоверчивость.

Высокая толерантность связана с отношением к людям с другими культурными традициями (г5=0,172, р<0,01), что

подтверждает достоверность проведенного исследования.

Таблица 3

Сопоставление традиционных и современных характерных черт

Современные черты (участники опроса) Традиционные черты (авторы ХУ!!!-Х!Х вв.)

Трудолюбие Трудолюбив (М. Кроковский)

Доброта

смелость

открытость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доверчивость, простодушие Легковерны (А. Фкус)

упрямство Непослушны (А. Фукс)

опрятность Опрятны (И. Яблонский)

Ум

С лукавством (В. Милютин)

Недоверчивость и настороженность Недоверчивость и настороженность (Г. Яковлев)

Сопоставляя данные, полученные в результате эмпирического исследования, и данные авторов ХУ!!!-Х!Х вв. (табл. 3) обнаруживается зона сходства характерных черт, что указывает на их устойчивость при формировании.

Итак, народ мари трудолюбивый, добрый, смелый, открытый, простодушный, умный и опрятный, но упрямый, имеет высокую потребность в принадлежности к своей этнической группе, поэтому недоверчив и насторожен к людям другой культурной традиции, но в общении выстраивает те же отношения, как и с представителями своей национальности.

Выводы

Подводя итоги исследования, следует отметить, что в психологическом содержании современные представители народа мари, проживающие на территории Республики Марий Эл, имеют позитивную групповую идентификацию, позволяющую им сохранять свою этническую идентичность.

Позитивные характеристики, национальный характер или менталитет народа свидетельствуют о наличии позитивной групповой идентификации и способности проявлять толерантность к этнокультурным ценностям представителей других культур, но с настороженностью и недоверчивостью.

Перечень традиционных качеств, сходных с выявленным эмпирическим путем перечнем современных черт народа мари, позволяет утверждать об их устойчивости при формировании этнической идентичности, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

Список литературы

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / сост., послесл. и коммент. С. А. Вайгачева. - М.: Книга, 1991. - 574 с.

2. Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, в типографии Императорского Казанского университета, 1840. - С. 177.

3. Кроковский М. «Этнография горных черемис, обитающих в Казанской губернии Козьмодемьянском уезде» (1849) // Марийск. археографич. вестн. -2003. - №13. - С. 165-177.

4. Марийцы: Историко-этнографические очерки: коллект. моногр. - Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. - 336 с.

5. Милютин В.Ф.,1817 г.р., русский государственный крестьянин села Сернур, сельский писарь. Статья периода публикации 1860 или 1863 гг. «Действительное описание жизни черемис, проживающих в Уржумском округе Вятской губернии» // Марийск. археографич. вестн. - 2002. - № 12. - С. 133-152.

6. Сикевич З.В. Социальная психология этнических отношений. Курс лекций. - СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2008. - 130 с.

7. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практич. рук-во. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с.: ил.

8. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - 512 с.

9. Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. - Казань, 1887. - С. 5.

10. Яблонский И. Исторические и этнографические сведения о нагорных черемисах уездов Васильского Нижегородской и Козьмодемьянского Казанской губернии // Марийск. археографич. вестн. - 1997. - № 7. - С. 178-199.

11. Moscovici S. The phenomenon of social representations. In R. M. Farr & S. Moscovici (eds.) // Social Representations. - Cambridge, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.