© 2006 г. Л.В. Щербакова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДАРКА В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА
Цель настоящей статьи - определение на основе теоретического и эмпирического анализа, социально-психологических характеристик феноменов дарения и подарка в системе отношений человека. Обзор исследований в области психологии показал, что процесс дарения практически не изучен, более того, такое явление, как подарок еще не стало предметом различных социально-психологических работ. Вместе с тем необходимо отметить, что процесс дарения сопровождает различные аспекты жизнедеятельности человека, что уже на уровне обыденного поведения становится понятной существенная роль подарка в разнообразных ситуациях взаимодействия. Данный вывод подкрепляется исследованиями, выполненными в области антропологии, социологии, истории, семиотики, экономики, юриспруденции.
Особенностью изучения подарка с точки зрения антропологии, истории, культурологии является то, что изучается не столько сам подарок, сколько процесс дарения (Ю. Лотман [1], Б. Малиновский, М. Мосс [2], Тахо-Годи [3], М. Энафф и др.). В. Ильин считает, что интерес к подарку как к предмету исследования впервые возник именно в рамках традиционной антропологии [4]. Основы изучения этого феномена были заложены М. Мос-сом., изложившим основные принципы этого процесса [2]. Как пишет М. Мосс, основой древнейшего обычая обмена подарками является принцип «взаимности», без которого не может быть взаимодействия между людьми.
Как написал В. Ильин [4], в социологии процесс дарения рассматривают с нескольких сторон: 1) участники дарения - дарящий, одаренный и свидетели потребления; 2) сам подарок, который делится на рациональный и спонтанный, материальный и нематериальный; 3) результат дарения, понимающийся как определенное эмоциональное состояние, которое возникло после получения подарка. Функциями подарка, рассматриваемыми в социологии, чаще всего являются поддержание социальных сетей и разрыв рутины повседневности [4-6].
В. Ильин определяет социальные сети как каналы, связывающие индивидуальные позиции как внутри одного социокультурного поля, так и в разных полях [4]. Наиболее распространенный тип социальных сетей - семейные, родственные или клановые отношения. Также социальные сети могут связывать друзей и знакомых, коллег по работе, быть профессиональными, классовыми, региональными и т.д.
По мере движения от обмена подарками в кругу близких людей, семьи до официального обмена дарами меняется характер отношений, а вместе с ним и характер обмена подарками. Отношения становятся более дистанцированными, а подарки в меньшей мере несут отпечаток чувств, содержат больше элементов расчета, отражая отношения, являющиеся в значительной мере более деловыми, более безличностными и утилитарными.
Очень важным является вопрос, к каким именно праздникам (Новый год, Рождество, 8 Марта, День рождения, Пасха, юбилеи, свадьба и т.д.) покупается
большее количество подарков. Данные таких исследований используются в рекламе того или иного товара или тех или иных услуг. Наряду с этим, по мнению М. Егоровой [6], реклама и средства массовой информации играют огромную роль в тиражировании знаковой нагрузки, которую несет за собой подарок. Цель рекламы, считает она, не только способствовать продаже того или иного товара или услуги, но и внедрить в общественное сознание определенный образ отношений в обществе, потребляющего этот товар или услугу.
Процесс дарения отмечен и в юриспруденции [7]. В Гражданском Кодексе РФ (ч. 2, р. IV, гл. 32 «Дарение») он характеризуется как договор, при котором «одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность...». Как один из видов дарения, в гражданском праве рассматривается пожертвование: «Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях» [7, ст. 582].
В психологической литературе одним из первых упоминаний о подарке было определение Л. Перлз: «Подарок - это то, что просто есть, что предложено. Подарок - это не жертва, а то, что дают легко, не ожидая ничего взамен. Это не сюрприз и не награда. Это нечто, чего по праву ждут и ищут в сложившемся обществе, как ребенок ждет материнского молока. Подарок восстанавливает целостность как дающего, так и принимающего. Свободное соответствие изобилия и нужды обеспечивает равновесие социального поля» [8, с. 99].
Подарок изучается и с точки зрения гендерной идентичности личности. Г. Карпова пишет, что традиционное восприятие «женского» и «мужского» влияет на выбор подарка и отношение к нему [9]. Определенные вещи принято дарить только женщинам, и наоборот. Женщинам чаще дарят подарки, чем мужчинам. Как считает Г. Карпова, это связано с подсознательным стереотипом, который своими корнями уходит в далекое прошлое: мужчина - добытчик и воин, он сам возьмет то, что ему нужно, и, если захочет, поделится этим с женщиной. Мужчины и женщины по-разному подходят и к проблеме выбора подарка. По данным американского исследования (СарЬтс7, 1982), которое Г. Карпова приводит в своей работе [9], женщины дарят намного больше подарков, чем мужчины, зато подарки мужчин - более дорогие. Получая подарок, мужчины и женщины также ведут себя по-разному. Стереотипы, характеризующие настоящего мужчину, предполагают, что он не должен говорить о своих эмоциях и переживаниях, поэтому мужчины более равнодушно относятся к самому подарку, - для них более важен процесс дарения. Женщины же очень сильно переживают по поводу подарка и открыто высказывают свои эмоции.
Мы рассматриваем подарок в рамках системы отношений между людьми. Классическое определение отношений личности дал В.Н. Мясищев: отношения -целостная система индивидуальных, избирательных,
сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношения человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира [10].
Данные представления легли в основу нашего исследования, цель которого заключалась в изучении социально-психологических характеристик подарка в системе деловых отношений (руководители и подчиненные).
В исследовании приняли участие 112 женщин в возрасте от 30 до 50 лет, из них 47 руководителей и 65 подчиненных. С помощью разработанной нами анкеты изучались параметры: значимость для одаривающего (степень значимости подарков, которые дарят, их значение, что они символизируют); виды; гендерная направленность; цели, с которыми дарят подарки; социально-психологические мотивы процесса дарения.
В результате проведенного исследования на основе таких критериев, как значимость для одаривающего; цели, с которыми дарят подарки; социально-психологические мотивы процесса дарения, все респонденты были разделены на три группы. В первую вошли использующие подарок и процесс дарения с целью изменения отношения к самому себе; во вторую - к другому; в третью - к самой ситуации дарения.
В первую группу были включены как руководители, так и подчиненные, но количество первых значимее, чем вторых. Руководители из этой группы используют подарок, чтобы понравиться себе, поддержать репутацию, имидж, продемонстрировать свое отличие от других. Во второй и третьей группах подчиненных значимо больше, чем руководителей. Они используют подарок, чтобы понравиться другому, привлечь и удержать внимание окружающих, быть адекватным ситуации дарения.
Не останавливаясь на видах подарков [11, с. 67-70], рассмотрим их гендерную направленность. Основными мотивами у женщин-руководителей во время преподнесения подарка мужчинам являются получение социального одобрения (мужчине-начальнику), привлечение и удержание внимания (мужчине-коллеге) и
Ростовский государственный университет
поддержание, сохранение или увеличение влияния, власти (мужчине-подчиненному). В то же время женщины-руководители дарят подарки женщинам независимо от их статуса. Они дарят подарки, чтобы доставить удовольствие одариваемому. Основными мотивами при дарении подарков у женщин-подчиненных являются проявление уважения, получение социального одобрения (начальникам - мужчине и женщине) и чувство адекватности ситуации, доставление удовольствия одариваемому (коллегам - мужчине и женщине).
Таким образом, в результате проведенного исследования, можно выделить следующие социально-психологические характеристики подарка:
1. Подарок служит для изменения отношений к самому себе, к другому и к ситуации дарения в целом.
2. Мотивы дарения у женщин-руководителей зависят от пола одариваемого, а у женщин-подчиненных -от его статуса.
Литература
1. Лотман. Беседы о русской культуре: быт и традиции. СПб., 1994.
2. МоссМ. Эссе о даре. СПб., 2000.
3. Тахо-Годи. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999.
4. Ильин В. Подарок как социальный феномен // ^^шаса-pod.ru
5. Долгушева Е.А. Социальные сети, поддерживаемые актами дарения // www.socnet.narod.ru
6. Егорова М. Подарок самому себе. Социологическое эссе // www.socnet.narod.ru
7. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1, 2. М., 2000.
8. Гештальттерапия. Теория и практика: Пер. с англ. М., 2001.
9. Карпова Г. Гендерные аспекты феномена подарка // www.socnet.narod.ru
10. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избр. психол. труды. М.; Воронеж, 1998.
11. Щербакова Л.В. Социально-психологические характеристики подарка у лиц с различной гендерной идентичностью // Материалы V Всерос. науч.-практ. семинара. Краснодар, 2005.
6 декабря 2006 г.