Научная статья на тему 'Социально-психологические феномены аутоагрессивного поведения у студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ'

Социально-психологические феномены аутоагрессивного поведения у студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
623
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АУТОАГРЕССИЯ / ГЕТЕРОАГРЕССИЯ / СКЛОННОСТЬ К ЗАВИСИМОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / AUTO AGRESSIVE BEHAVIOR / AUTOAGRESSION / INCLINATION TO ADDICTION / PROFESSIONAL EDUCATIO

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимова Вера Вадимовна, Грязнов Алексей Николаевич, Карпов Анатолий Михайлович

В статье представлены результаты изучения психологических феноменов аутоагрессивного поведения студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ. Исследованием охвачено всего 296 студентов, в том числе юношей 146, девушек 150, из государственных вузов г. Казани. Выявленные психологические феномены аутоагрессивного поведения студентов, склонных к зависимости от психоактвных веществ могут являться мишенями профилактической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Герасимова Вера Вадимовна, Грязнов Алексей Николаевич, Карпов Анатолий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the results of psychological phenomenon of autoagressive behavior of drug-addicted students. The research includes 296 students of State universities of Kazan, male 146, female 150. Discovered psychological phenomenon of autoagressive behavior of drug-addicted students are the aim of prophylactic works.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические феномены аутоагрессивного поведения у студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

В.В. Герасимова, А.Н. Грязное, А.М. Карпов

В статье представлены результаты изучения психологических феноменов аутоагрессивного поведения студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ. Исследованием охвачено всего 296 студентов, в том числе юношей — 46, девушек — 150, из государственных вузов г. Казани. Выявленные психологические феномены аутоагрессивного поведения студентов, склонных к зависимости от психоактвных веществ могут являться мишенями профилактической работы.

Ключевые слова: Аутоагрессивное поведение, аутоагрессия, гетероагрес-сия, склонность к зависимости, профессиональное образование.

The article shows the results ofpsychological phenomenon of autoagressive behavior of drug-addicted students. The research includes 296 students of State universities of Kazan, male — 146, female — 150. Discovered psychological phenomenon of autoagressive behavior of drug-addicted students are the aim ofprophylactic works.

Key words: auto agressive behavior, autoagression, inclination to addiction, professional education

В настоящее время количество учащихся высшей школы, допускающих аутоагрессивное поведение, следствием которого является зависимость, увеличивается с каждым годом. По состоянию на 1 июля 2008 года в Республике Татарстан зарегистрировано 1 тысяча 700 молодых людей в возрасте до 25 лет с диагнозом «наркомания», среди которых 118 человек - учащиеся и студенты. На профилактическом учете, то есть тех, кому еще не поставлен диагноз, но кто уже принимал наркотик, состоят еще почти 2 тысячи чело-

век, относящихся к данной возрастной категории, среди них 40 школьников, 126 студентов вузов и техникумов и 152 учащихся учреждений профессионального образования [7].

В Татарстане организована работа по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. Это позволило повысить вы-являемость потребителей ПАВ. Число потребителей наркотиков, состоящих на профилактическом наблюдении, возросло в 1,7 раза (2006 г. - 3723 чело-

века, 2009 г. - 6284 человека). По данным мониторинга наркотической ситуации Республики Татарстан 2009 года, общая численность лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, превышает 9 тысяч человек и более половины из них - это молодежь в возрасте от 16 до 29 лет [8].

Отметим, что за последние годы в Республике уменьшилось потребление алкоголя. Однако, показатели по потреблению пива значительно выше, чем по ПФО и России [9].

По данным Минздравсоцразвития России, на каждого россиянина, включая стариков и младенцев, приходится от 15 до 18 литров чистого спирта в год. С 1990 по 2008 годы потребление алкоголя возросло в 1,8 раза. Ежедневно употребляют алкогольные напитки, включая пиво, 33% юношей и 20% девушек. Доля людей, регулярно потребляющих пиво, составляет сегодня 76%. Производство и продажа слабоалкогольных спиртных напитков за последние 10 лет выросло в 6 раз, при этом продажи крепких спиртных напитков не уменьшились.

В настоящее время сформировалось представление о том, что употребление психоактивных веществ - это с одной стороны, попытка человека убежать от ответственности, проблем, неудач в личной и профессиональной жизни. А с другой, - это агрессивный акт, направленный на разрушения себя, это самоубийство, пусть и несколько затянутое [4].

Современная молодежь вынуждена жить в агрессивной для нее социальной среде. Известно, что достижение цели по типу «все сразу», есть реализация инфантильной установки личности. Она же - главная установка гедонизма и девиантного поведения. Психологически такая установка озна-

чает отказ от целеполагания, переживание состояния иллюзорной вседо-стигнутости, когда все, к чему можно стремиться, уже дано непосредственно [3, с.61].

Мы предполагаем, что для студентов, склонных к зависимости ауто-агрессия является пусковым механизмом приобщения их к потреблению психоактивных веществ. По этому актуальным является оказание своевременной психологической помощи студентам с аутоагрессивным поведением, склонным к зависимости. Психологам, работающим в системе психологической службы вуза, необходимо иметь представления о феноменах данного социально-психологического явления.

Исследователь Соколова Е.Е. выделила шесть групп общих феноменов, которые были раскрыты представителями разных психологических школ в разрезе исторического развития научного психологического знания. К ним относятся: явления сознания (субъективные), бессознательные психические процессы, внешне наблюдаемые реакции человека, общественные отношения, предметы материальной и духовной культуры, психосоматические явления [6].

По мнению Менделевича В.Д. феноменом может стать любое действие или поведенческий акт человека, его мимика, жесты, голос, специфика построения речи. Кроме того, в качестве феномена правомочно рассматривать и определенные индивидуально-психологические качества и свойства человека, его способности, навыки, привычки, стиль мышления, ментальные репрезентации, мировоззрение, специфику реагирования на события обыденной жизни [5].

Согласно имеющимся в научной литературе данным феноменология

аутоагрессивного поведения личности исходит из неустойчивой и недифференцированной самооценки, невозможности реального прогноза собственной деятельности, неадекватности целе-полагания. Для таких индивидуумов характерно особое сочетание эмоциональных, когнитивных и личностных проявлений, где эмоциональная сфера отличается слабой дифференцирован-ностью. Они обнаруживают сложность к распознаванию и точному описанию собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей, их когнитивная сфера отличается недостаточностью воображения, слабостью символизации и категоризации в мышлении. Их личностный профиль характеризуется некоторой примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и недостаточностью функции рефлексии.

Ранее нами было установлено, что студентам с аутоагрессивным поведением присуща медлительность, обидчивость, ригидность, инертность, повышенная общая тревожность, неустойчивость настроения. Им свойственна высокая вероятность возникновения состояния отчаяния от неприятностей. Их отличает тревожность, мнительность, неуверенность в себе [1].

Существует мнение, что личность, допускающая в отношении себя ауто-агрессивные действия, утрачивает свою целостность, надежность и стойкость. Система ценностей и потребностей деформируется, искажается мышление, сужается эмоциональная составляющая, сброс напряжения осуществляется неадаптивными, примитивными способами, вплоть до обесценивания собственной жизни.

В рамках психологической практики в качестве характерных феноменов аутоагрессивного поведения студен-

тов, склонных к зависимости мы выделили: эмоциональные и поведенческие проявления.

Для изучения феноменов ауто-агрессивного поведения студентов, склонных к зависимости нами были использованы следующие методики:

- «Ауто - и гетероагрессивности» И.П. Ильина;

- «Склонность к зависимому поведению» А.Н.Грязнова, Е.АЧе-верикиной;

- шкала оценки уровня ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина;

- измерение степени проявления разных форм агрессивного поведения Басса - Дарки (МБД);

- исследование склонности к виктимному поведению О О. Андрон-никовой.

В исследовании приняли участие 296 студентов Казанских ВУЗов, а именно 146 студентов экономического факультета КГСХУ и 150 студента технических факультетов КГТУ им. А.Н.Туполева, в возрасте от 18 до 20 лет. 146 чел (49%) участников исследования -юноши, 150 чел. (51%) - девушки.

Статистическая обработка проводилась с использованием программы SPSS Statistics 6.0. Применялись процедуры линейного корреляционного анализа Пирсона и оценки достоверности различий по критерию Стьюдента. Достоверность определялась на уровне р < 0,05.

По опроснику "Ауто- и гетеро-агрессия" Е.П. Ильина было определено, что направленность агрессии на других - гетероагрессия выражена у 136 обследуемых студентов, 123 человека имеют направленность агрессии на себя - аутоагрессивны, у 37 студентов направленность агрессии равнове-

ликая. В процентном отношении это имеет следующее выражение: студенты, с гетероагрессивной направленность 46%, студенты с аутоагрессив-ной направленностью 42%, студенты, у которых обе направленности агрессии равны по степени представленности составляют 12%.

Результаты теста «Склонность к зависимому поведению» А.Н.Грязнова, Е.А.Чеверикиной иллюстрируют то, что общая склонность к зависимости у студентов с аутоагрессивной направленностью представлена у 110 человек из 123, при этом у 39 чел. (32%) выявлена повышенная склонность, у 71 чел. (58%) отмечена средняя склонность, у 13 чел. (10%) склонность к зависимости отсутствует.

Для лиц, у которых преобладает гетероагрессия показатели по общей склонности к зависимости получили следующее распределение в результатах: 31 чел. (23%) - повышенная склонность к ней, 78 чел. (57%) средняя склонность, 27 чел. (20%) - склонность к зависимости не выявлена.

Из результатов видно, что количественные характеристики склонности студентов с ауто- и гетероагрес-сивным поведением к алкогольной и наркотической зависимости близки по показателям. По видимому, это является не специфическим проявлением аддикций, а вариантом одного и того же копинга - бегством от реальности в опьянение. Различие показателей ауто-и гетероагессивной направленности в поведении является следствием социально-психологических и личностных особенностей студентов.

Для выявления феноменов ауто-агрессивного поведения студентов, склонных к зависимости от психоактивных веществ был проведен корреляционный анализ полученных данных,

в результате которого была выявлена связь аутоагрессии с такими характеристиками личности как: угрызения совести, чувство вины (г = 0,25 при р < 0,05), обида (г = 0,26 при р < 0,05), подозрительность (г = 0,27 при р < 0,05). Связь между совокупностями названных характеристик прямая, средняя достоверная.

Если характеризовать студентов с гетероагрессией. склонных к зависимости, то у них данные связи менее выражены. Угрызения совести, чувство вины (г = 0,21 при р < 0,05), обида (г = 0,21 при р < 0,05), подозрительность(г = 0,14 при р < 0,05).

При этом необходимо отметить, им также свойственно наличие прямых достоверных связей с вербальной агрессией (г = 0,41 при р < 0,05), раздражительностью (г = 0,36 при р < 0,05),физической агрессией (г = 0,33 при р < 0,05), косвенной агрессией (г = 0,28 при р < 0,05).

В качестве феномена аутоагрес-сивного поведения студентов, склоненных к зависимости от психоактивных веществ мы также изучали тревожность. Рассматривая уровень реактивной и личностной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина, нами была обнаружена прямая. слабая, достоверная связь аутоагрессии с личностной тревожностью, ее значение (г = 0,14 при р < 0,05).

По методике исследования склонности к виктимному поведению О.О. Андронниковой у студентов с ауто-агрессивным поведением, склонным к зависимости от психоактивных веществ отмечена прямая, слабая, достоверная связь с некритичным (г = 0,16 при р < 0,05), зависимым (г = 0,15 при р < 0,05), и беспомощным поведением (г = 0,15 при р < 0,05).

Для этой группы людей характерно демонстрация неосторожности,

неосмотрительности, неумение правильно оценивать жизненные ситуации. Они обнаруживают склонность к спиртному, неразборчивость в знакомствах, доверчивость, легкомысленность, склонны к идеализации людей, оправданию негативного поведения других, не замечают опасности. Им свойственно нежелание делать что-то самому, без помощи других. Они имеют ролевую позицию жертвы - робкие, скромные, сильно внушаемые, конформные, уступчивые, некритичные.

У группы студентов с гетероагрес-сивным поведением по методике исследования склонности к виктимно-му поведению (О.О. Андронниковой) выявлена прямая корреляция, средней выраженности (г = 0,26 при р < 0,05) по шкале склонности к агрессивному вик-тимному поведению.

Испытуемые этой группы, склонны попадать в неприятные и опасные для жизни и здоровья ситуации в результате проявленной ими агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения. Для них характерно намеренное создание или провоцирование конфликтной ситуации. Они легко поддаются эмоциям, особенно негативного характера, ярко их выражают, доминантны, нетерпеливы, вспыльчивы.

Кроме того, сравнительная характеристика студентов с ауто- и гетеро-направленностью, склонных к зависимости от психоактивных веществ по вышеуказанным методикам показала, что феномены ауто- и гетероагрессив-ного поведения данным студентов достоверно различается между собой по показателю личностной тревожности (Т = 2,05 при р < 0,02). Этот показатель у студентов с аутоагрессивным поведением склонных к зависимости выше, чем у студентов с гетероарессивным поведением.

Феномены физической агрессии (Т = 4,16 при р < 0,02), косвенной агрессии (Т = 2,66 при р < 0,02), раздражительности (Т = 3,79 при р < 0,02), вербальной агрессии (Т = 5,36 при р < 0,02), склонность к алкогольной зависимости (Т = 2,75 при р < 0,02), шкала агрессивной виктимности (Т = 2,03 при р < 0,02), у гетероагрессантов представлены в большей степени, чем у ауто-агрессантов.

Выводы:

- Для студентов с аутоагрессивным поведением, склонных к зависимости от психоактивных веществ характерными психологическими феноменами являются: угрызения совести, чувство вины, обида, подозрительность, личностная тревожность, робость, скромность, повышенная внушаемость, конформность, уступчивость, некритичность, позиция жертвы.

- Для студентов гетероагрессан-тов, склонных к зависимости от психоактивных веществ характерна иная совокупность психологических феноменов - вербальная агрессия, раздражительность, физическая агрессия, яркость в выражении эмоций, особенно негативного содержания, доминантность, нетерпеливость, вспыльчивость.

- Установленные различия в психологических феноменах у студентов с ауто- и гетероагрессивным поведением, склонных к зависимости являются основанием для разработки дифференцированной профилактики их проявлений в пространстве профессионального образования.

Литература:

1. Герасимова В.В. Индивидуально-психологические особенности студентов с аутоагрессивным поведением // Казанский

педагогический журнал. - 2010. - №3. -с.111.

2. ГрязновА.Н, Асылова З.Р. Интерперсональные отношения больных алкоголизмом и наркоманией // Казанский педагогический журнал. - 2009. - №6. 0 с.10-14.

3. КаклюгинН.В. Духовно-нравственное и спортивно-патриотическое воспитание молодежи с отклонением в поведении как фактор профилактики наркотизма на территории Российской Федерации // Наркология. - 2010. - № 6. - с.61

4. Кузнеченкова С.О. Полезные сказки и упражнения для родителей. - СПб.: Речь, 2010.

5. Менделевич В.Д. Терминологические основы феноменологической диагностики (тезаурус психолого-психиатрических синонимов) /В.Д. Менделевич http://www. psyinst.ru/library.php?part=article&id=506

6. Общая психология: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., 2007. С. 12-22

7. Пик И. Наркотики как бренд / И. Пик http://www.narkotiki.ru/research_6600. html

8. http://www. antinarc.ru

9. http://www.tatar-inform.ru/ news/2010/10/07/240073/

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ЭТНИЧЕСКОМ САМОСОЗНАНИИ ИНГУШСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

А.Б. Эльдиев

Обсуждаются особенности этнического самосознания ингушей, анализируются ключевые понятия составляющие ядро исламского вероучения. Приводятся результаты исследования рефлексивных самоотчетов ингушской молодежи методом глубинной рефлексии «Кто Я?».

Ключевые слова: ислам; обязанности и запреты; личностные качества мусульманина; «Кто Я?»; идентификация; типичные рефлексии; интонирование религиозных песнопений; этническое самосознание

The work is devoted to the features of ethnic identity of the Ingush, the analysis of the key concepts of the core of Islamic teachings. The results of the study of reports of Ingush youth by deep reflection «Who I am?» are can be found here.

Key words: islam, responsibilities and prohibitions, personal qualities of muslim, «Who I am?», identification, typical reflection, intoning of religious chants, ethnic identity

Ислам распространен среди многих народов населяющих Россию. Ярким примером широкого распространения различных школ является Дагестан, который был центром исламской учености Северного Кавказа все советские годы [1]. В Поволжье эту религию исповедуют татары и башкиры, среди которых преобладает ханифитс-кий мазхаб.

Исследователи отмечают, что современный ислам в России носит во многом бытовой характер, заключается только в соблюдении религиозных обрядов и участии при их совершении. Подчеркивается также, что участие во многом продиктовано имеющимся в массовом сознании смешении религиозного и национального, то есть религиозные обряды воспринимаются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.