необходимых для разработки психологической теории духовности. В теоретических и эмпирических исследованиях следует учитывать широкий спектр представлений данного феномена, опираясь на методологически выверенное и философски обоснованное понимание духовности.
Исходя из эмпирического исследования, уже у допризывной молодежи мы наблюдаем появление осознанности духовности как самостоятельного психологического явления, отсутствия у части испытуемых отождествления духовности с религиозностью, нравственностью и моралью. Описанный результат говорит о том, что духовность не соотносится с выполнением социально-значимых требований, а выдвигает феномен духовности как сверхнормативное поведение, стремление к высшим ценностям человечества.
Литература:
1. Завгородний В.Н., Белоусов О.Н., Ахромова А.Г. Педагогические аспекты подготовки допризывной молодежи к службе в рядах Российской армии // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2009. - №4. - С. 80-83.
2. Знаков В.В. Новые тенденции в исследовании психологии духовности // Вопросы психологии. -2018. - № 4. - С. 20-33.
3. Манерко И.В. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего российской армии: сущность и основное содержание // Армия и общество. - 2009. - №3. - С. 50-57.
4. Маркелова Т.В. Теоретико-методологические проблемы заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности [Текст]: монография / Т.В. Маркелова; Современная гуманитарная акад. - Москва: Изд-во СГУ, 2011. - 256 с.
5. Марков Р.А., Амлаев К.Р. Состояние здоровья юношей призывного и допризывного возраста в России // Астраханский медицинский журнал - 2016. - №3. - С. 44-52.
6. Маркс К. и Энгельс Ф., 1961 - Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 392.
7. Семенов А.И. Духовность: Социально-философские аспекты исследования: дисс. ... канд. философ. наук. - Волгоград., 2001. - 146 с.
8. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. - М., Политиздат, 1963. - 544 с.
9. Шутова Л.В., Лящук А.В. Духовный кризис: проблемы определения и диагностики // Психологическая диагностика. - 2005. - №1. - С. 51-71.
Психология
УДК 159.99
доктор философских наук Мартиросян Карен Минасович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); магистрант Матвейчук Вячеслав Васильевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Аннотация. В статье рассмотрены основные социально-психологические факторы инвестиционной привлекательности культурных проектов государственно-частного партнерства: формирование общественного мнения о престижности и высокой доходности инвестирования; огласка успешных культурных проектов; разработка «визитных карточек» потенциальных субъектов муниципально-частного партнерства; создание максимально позитивного морально-психологического климата сотрудничества.
Ключевые слова: культурный проект, инвестиционная привлекательность, социально-психологические факторы, государственно-частное партнерство.
Annotation. The article considers the main socio-psychological factors of investment attractiveness of cultural projects of public-private partnership: formation of public opinion about the prestige and high return on investment; publicity of successful cultural projects; development of "business cards" of potential subjects of municipal-private partnership; creation of the most positive moral and psychological climate of cooperation.
Keywords: cultural project, investment attractiveness, socio-psychological factors, public-private partnership.
Введение. Сфера культуры, несомненно, является актуальным направлением инвестиционной привлекательности территорий. Взаимоотношения представителей органов государственной, муниципальной власти и бизнеса, специалистов в сфере культуры, авторов культурных проектов сегодня открывают новые перспективы для организации их партнерства.
Однако сегодня, несмотря на заинтересованность государства в сфере культуры, продолжают существовать проблемы, которые оно не может решить самостоятельно. Правильно организованное государственно-частное партнерство способствует успешному решению этих проблем, удовлетворяя культурные потребности населения. При этом социально-психологические факторы инвестиционной привлекательности культурных проектов государственно-частного партнерства не всегда становятся предметом для специального рассмотрения, их роль в рассматриваемой цепочке сотрудничества не справедливо занижена, что на наш взгляд, существенное упущение.
Вышеперечисленные обстоятельства и подтверждают актуальность проблематики настоящей статьи. Изложение основного материала статьи. Генезис государственно-частного и муниципально-частного партнерства подробно раскрыт следующими учеными: Б.И. Бояринцев, Т.И. Гиззатуллина, Н.Н. Гончарова, Т.Н. Гладуна, С.А. Гусейнов, Е.Д. Костоглодова, В.В. Лосев, Ф.И. Шамхалов, Т.Я. Эрназаров и др.
Современные тенденции государственно-частного партнерства представлены в работах Л.М. Андреевой, А.М. Воротникова, О.А Герасименко, Г.М. Голубева, Н.А. Игнатюка А.Д. Евменова, А.В. Киреевой, Е.К. Колосовой, А.И. Петрова Н.В. Савощенко, О.Н. Любиной, Е.М. Истратий, В.А. Кабашкина, А.К. Каракушяна, В.А. Сидорова, В.С. Латыпова, А.А. Левченко, О.А. Ломовцевой, Е.С. Понькиной и др.
Сущность государственно-частного партнерства в сфере культуры выявлена в исследованиях Д.М. Амунц, Т.В. Артемьевой, А.М. Воротникова, В.С. Латыпова, Г.Л. Тульчинского, И.Г. Хангельдиевой, Э. Эверита и др.
Основные модели сотрудничества в государственно-частном партнерстве по реализации культурных проектов стали объектом изучения таких ученых, как: С.А. Кочеткова, И.В. Моисеева, В.Ф. Попондопуло, Ф.И. Шамхалов и др.
Проблематика государственно-частного партнерства по реализации культурных проектов, в том числе с точки зрения их инвестиционной привлекательности, рассмотрена М.С. Айрапетяном, Е.А. Бреусовой, Н.В. Высоцкой, Т.Н. Гладуном, Г.М. Голубевым, А.Д. Евменовым, В.В. Есиным, О.А. Жилиной,
A.В. Загорулько и др.
Анализ социально-психологических аспектов взаимодействия государства и частного сектора в сфере культуры на муниципальном уровне сделан А.Н. Базыкиной, А.Г. Гудковым, О.В. Кочаровой,
B.В. Лосевым и др.
Большое количество ученых посвятили свои работы проблеме применения PR-технологии для повышения инвестиционной привлекательности государственно-частных проектов. К числу таких исследователей можно отнести В.Ф. Кузнецова, В.А. Ачкасову, С.В. Костылева, В.Г. Королько, М.И. Новикову и т.д.
Социально-психологические факторы, которые могут позволить повысить инвестиционную привлекательность культурных проектов государственно-частного партнерства, стала предметом специального рассмотрения А.В. Бабанова, М.П. Бурова, А.О.Буряковой, Д.С. Ильянова, О.Н. Маргалитадзе и др.
Концепция государственно-частного партнерства в сфере культуры в настоящее время только начинает внедряться в российскую практику, но, несмотря на это, данное направление представляется весьма перспективным с точки зрения привлечения серьезных инвестиционных ресурсов для реализации общественно значимых проектов. Однако, с целью эффективности обозначенного внедрения необходимо оказывать социально-психологическую поддержку государственно-частному партнерству в сфере культуры с целью воздействия на потенциальных инвесторов.
Принятие в 2015 году закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [31 было обусловлено целым рядом причин не только экономического, но и социального характера, что заставило прибегнуть к помощи коммерческих организаций, которые бы дополнили государственные усилия в поддержке и развитии различных сфер жизнедеятельности общества, в том числе и сферу культуры.
При этом назрела необходимость актуализации социально-психологической поддержки государственно-частного партнерства в сфере культуры с целью воздействия на потенциальных инвесторов для использования их возможностей.
Действительность продиктовала необходимость все большего социально-психологического стимулирования заинтересованности бизнеса в участии в культурных проектах, и как итог данного процесса -создание общественного мнения о престижности их инвестирования, повышение имиджа как инструмента формирования хорошей репутации, имеющий огромное влияние на потенциальных партнеров в благожелательной перспективе.
В настоящее время существует в мировой практике несколько основных моделей сотрудничества в государственно-частном партнерстве по реализации культурных проектов: модель частного партнерства и сферы культуры и искусства - спонсоринг; модель частного партнерства, в котором важное место занимают посреднические организации, агентства, компании, фонды и др.; модель партнерства, основанная на консалтиногово-аналитической деятельности; творческие кластеры для малого бизнеса; модель организационного партнерства, осуществляемое через консолидацию организационных структур партнерских компаний.
Как справедливо утверждают А.О. Бурякова и Д.С. Ильянов, «основу быстрого роста крупный компаний составляют все те же психологические факторы, которые в свое время не раз приводили к надуванию «пузырей». В этой ситуации необходим такой подход к созданию инвестиционной привлекательности, который бы учитывал как основные настроения инвесторов, так и имел под собой прочную основу реализации всех поставленных целей, что и демонстрируют современные корпорации» Г11-
Конечно, в процессе государственно-частного партнерства по реализации культурных проектов имеются свои недостатки, главным из которых является приоритет коммерческих целей над социальнО-психологическими. Риски существуют для частных инвесторов, например, высокая стоимость проектов, возможная неокупаемость вложенных средств, необходимость соблюдать специальные условия и др. Но при этом, как уже было нами отмечено выше, повышается имидж административных органов, бизнес-структур, укрепляется психологическое доверие к местной власти, снижается социально-психологическое напряжение.
«Имидж как особый психологический образ, имеющий характер стереотипа, и как категория иллюзорного (визуального) пространства формирует иллюзию инвестиционной привлекательности субъекта посредством целенаправленно создаваемых представлений о нем. Он обладает высокими регуляторными свойствами и, соответственно, сильно воздействует сначала на эмоциональную сферу личности, а только потом - на механизмы сознания - поведение и выбор индивидуума» Г11.
Сфера культуры имеет свои специфические признаки и социально-психологические особенности функционирования, в ее рамках существуют различные виды деятельности и организационные структуры -клубы, библиотеки различного уровня, музеи, выставочные залы, парки, театры, кинотеатры, концертные залы, цирки и другие учреждения культуры. Отсюда продиктована вариативность социально-психологической поддержки государственно-частного партнерства в сфере культуры при отказе от политики пассивных ожиданий инвестиций, которую нельзя основывать только на имиджевой составляющей.
Социально-психологический потенциал технологий паблик рилейшнз при воздействии на возможных инвесторов государственно-частного партнерства в сфере культуры огромен. Он заключается, прежде всего, в социально-психологическом управлении информацией на основе интересов, ценностных ориентаций взаимодействующих сторон для формирования положительного общественного мнения об инвестиционной
привлекательности культурных проектов. Социально-психологическая поддержка частного партнерства в сфере культуры успешна также при организации рекламной деятельности.
Итак, выделим основные социально-психологические факторы, которые могут позволить повысить инвестиционную привлекательность культурных проектов государственно-частного партнерства:
- формирования общественного мнения о престижности и высокой доходности инвестирования в культурные проекты посредствам технологий паблик рилейшнз;
- всесторонняя огласка успешных культурных проектов;
- разработка «визитных карточек» потенциальных субъектов муниципально-частного партнерства в сфере культуры с целью воздействия на потенциальных инвесторов;
- создание максимально позитивного морально-психологического климата сотрудничества субъектов государственно-частного партнерства, в особенности для инвесторов и финансовых институтов.
Очень важно на каждой стадии муниципально-частного партнерства найти взаимопонимание, проявить гибкость в поиске взаимоприемлемых социально-психологических вариантов реализации культурных проектов как инвестиционно привлекательных.
Выводы. Итак, социально-психологические аспекты взаимодействия государства и частного сектора в сфере культуры на муниципальном уровне являются перспективным инструментом успешной реализации культурных проектов и привлечения потенциальных инвесторов.
Учитывая вышеизложенное, в качестве рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности культурных проектов государственно-частного партнерства в аспекте социально-психологического рассмотрения можно выделить следующие:
I. Повысить социально-психологическую эффективность сотрудничества в государственно-частном партнерстве по реализации культурных проектов.
3. Выработать единую концепцию социально-психологической поддержки организации государственно-частного партнерства в сфере культуры в России с целью воздействия на потенциальных инвесторов.
4. Разработать социально-психологические механизмы, комплекс форм и методов отбора частных партнеров.
5. Провести информационную и образовательную работу по повышению компетенций специалистов в вопросах инвестиционной привлекательности культурных проектов государственно-частного партнерства на основе социально-психологического влияния.
6. Транслировать успешный опыт социально-психологической поддержки государственно-частного партнерства в сфере культуры с целью воздействия на потенциальных инвесторов.
7. Разработать методические рекомендации по реализации социально-психологических факторов инвестиционной привлекательности культурных проектов государственно-частного партнерства на основе уже имеющегося успешного положительного опыта.
8. Использовать инновационные социально-психологические технологии, позволяющие повысить инвестиционную привлекательность культурных проектов государственно-частного партнерства.
9. Способствовать социально-психологической поддержке государственно-частного партнерства при реализации культурных проектов для достижения общественно значимых целей.
10. Систематически осуществлять социологические исследования структурных составляющих сферы культуры для выявления социально-психологических факторов инвестиционной привлекательности культурных проектов государственно-частного партнерства.
II. Оказывать социально-психологическую поддержку частному партнерству в сфере культуры в аспекте организации рекламной деятельности.
12. Рассмотреть возможность организации ежегодной дискуссионной межрегиональной площадки с целью анализа функционирующих культурных проектов и моделей государственно-частного партнерства для определения социально-психологических факторов их инвестиционной привлекательности.
Материалы настоящей статьи, а также выводы и рекомендации могут быть использованы представителями органов государственной, муниципальной власти и бизнеса в процессе организации государственно-частного партнерства в сфере культуры, а также некоторыми хозяйствующими субъектами. Отдельные положения могут использоваться в системе повышения квалификации руководителей и специалистов федеральных, региональных и местных органов управления культурой по вопросам реализации социально-психологических факторов, позволяющих повысить инвестиционную привлекательность культурных проектов.
Литература:
1. Авдокушина М.Н. Коммуникативные ресурсы маркетинга по привлечению иностранных инвестиций [Текст]: дисс. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. / М.Н. Авдокушина. - М., 2006. - 209 с.
2. Бурякова А.О., Ильянов Д.С. Парадокс инвестиционной привлекательности: роль психологических факторов [Электронный ресурс] / А.О. Бурякова, Д.С. Ильянов // АНИ: экономика и управление. 2018. №2 (23). - Режим доступа: URL: https://cyberieninka.m/artide/n/paradoks-mvestitsionnoy-privlekatelnosti-rol-psihologicheskih-faktorov (дата обращения: 07.07.2020).
3. Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71129190/ (дата обращения: 14.04.2020).