Научная статья на тему 'Социально-психологические (эргономические) аспекты организации пространства современного города'

Социально-психологические (эргономические) аспекты организации пространства современного города Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
215
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические (эргономические) аспекты организации пространства современного города»

Раузеев Искандер Зиннурович,

Казанский государственный архитектурно-строительный университет,

Институт архитектуры и дизайна, кафедра дизайна архитектурной среды, старший преподаватель, г.Казань

Социально-психологические (эргономические) аспекты организации пространства современного города

Часть 1

Пространственный - функционализм Эргономическая взаимозависимость Психо-эмоциональные взаимоотношения

1. Пространственный функционализм

Функционализм - направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий, сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам. Используя достижения строительной техники, функционализм дал основные приемы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры), «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице. На практике, однако, функционализм часто игнорировал условия, допускал однообразие и схематизм архитектурных форм.

Функциональное пространство - совокупность функций с определенным для них тем или иным понятием расстояния. Абсолютная безрезультатность решений Пост-Корбюзьеанского периода, которые сформировали «пространственные мерила современности» проходящие через острый кризис. Идеология функционализма, предложенная человечеству в последние 35 лет, не основывалась ни на разумных потребностях человечества, ни на социальной роли человека, ни на действиях в социуме. Новое время - время научной и технической революции и постиндустриальное общество нуждается в новых пространственных ценностях, основанных на потребностях современного общества. Мы должны процитировать Роберта Вентури: «Я люблю комплексность в архитектуре, не бессвязность или произвол несведущих в архитектуре, и не ценность образа. Я говорю о более широком и фундаментальном элементе, то, на чем основана комплексность, необходимости считаться с роскошью опыта и ограниченностью среднего...»

2. Комплексность.

Комплексность - соединение отдельных психических процессов в некое целое. В узком смысле - группа разнородных психических элементов, связанных с единым эффектом - одно из основных понятий глубинной психологии (БЭС), в решении социально-психологических проблем, связанных с формообразованием объектов городского дизайна. Таким образом, спрос на человеческое пространство рожден в связи с его организацией и накоплением подобных ценностей и смыслов, основанных на перспективах собственности современного человека. Цель является семантической - ознакомление с архитектурой пешеходного пространства. В основных достопримечательных феноменах современности содержатся ускоренные изменения в социальной жизни, растущая активность, нехватка времени и пространства, нестабильность всего, что нас окружает. Идея «используй, и выбрасывай» охватывает не только предметы, но и все, что касается частной жизни человека, включая контакты, научные и культурные достижения. Это влияет на основные социальные моменты, таким образом, влияет и на пространственный характер подобных действий.

Вместо простоты и ясности конструкций - комплексность, многогранность смыслов и противоречивость. Все это характеризуется тем, что философия может многое пояснить в соотношении человека и пространства. В последние две декады развитие науки привнесло совершенно новый взгляд на природу человеческих поступков, мотиваций, принятия решения и жизненных действий. Верно отмечено, что голоса критиков искусства,

культурных теоретиков, и социальных психологов не проходят не услышанными. Аберкромби (Abercrombie), говоря в защиту «неясности, противоречия, расхождения», в соединении с научно-исследовательской работой, выделяет обоснованные изменчивые диаграммы творческих работ с научным элементом. Костлер (Koestler) цитирует творческую деятельность многих писателей и художников, дает множество примеров основных потребностей для множества значений, цитирует, среди прочих: Хемменгуэя, Эмпсона, Толстого, Блейка, Ричардса, Леонардо да Винчи. Те же идеи выражены кубинским писателем и теоретиком Хосе Лезама Лима: «Для греков, которые видели звезды, как тачку, лошадь была лучом света. Эфиопы выражали чувства у Эрота и Криссори, которые они ассоциировали с существованием лошади. Этот символ был всегда у них перед глазами!». «Здесь важны не слова, а что-то более тонкое - время, которое проходит через чувства и создает другой импульс, выше прежнего». Необходимость «инструмента» с растущей перспективой в изменение окружения была выражена Е.Т. Холлом, Е. Парром и Д.Р. Платом. Аидо Ван Эйк в своей книге «Дом Детей» в Амстердаме говорил: «Архитектура должна быть задумана как конфигурация ясно определенных промежуточных мест. Промежуточное место в этом смысле обеспечивает точки соприкосновения, где противоречивые полярности могут снова стать двойными явлениями». Высказывая мнение относительно стратегии градостроительства, Джейн Якобс цитирует явление «перекрывания и поломки барьера в социологической интерпретации городского образа жизни как социальной области, выраженная в пространстве», так как город должен включать жизнь-беспорядок, который Винсент Скалли упомянул на Йельском семинаре для выпускников, 15 июня 1966 года.

В заключении мы выдвигаем точку зрения, что город не может быть разработан до конца, используя методы художественного канона, потому что вовлечение искусства убило бы его жизнь, таким образом: город как комплекс, не может быть объектом художественных действий.

Вклад дизайна в организацию функциональных пространств городской среды -оптимизация и мобильность. Развивая данную мысль, выраженную Джейн Джекобс -сознание дизайна должно следовать из глубокого знания законов, управляющих сферой поведения человека точно так же, как социальных групп, к тому же там присутствует обратное взаимодействие, что вызывает ускоренное социальное развитие, оказывающее большое влияние на окружающий мир человека в современной городской среде. Это означает, что новые пространственные ценности обнаружены, восприняты с аналогичными изменениями, уступающими социальным сознанием, чье эмоциональное содержание, врожденное от них, находит основные потребности в этике. В свою очередь введенные в идею, уменьшают интеллектуальную ненадежность определенным количеством информации, для тех же целей они ищут новые пути из-за дефицита информации. Люди исследуют в поисках необходимой информации. Деятельность, связанная с выполнением исследования требует определенного уровня мобилизации. Этот определенный уровень, известный как закон Иоркес-Додсона оптимальной мобилизации, является одним из основных законов сегодняшней теории побуждения. Эти авторы продемонстрировали на животных, что с низким уровнем возбуждения задания выполняются более медленно и с большим количеством ошибок. Если возбуждение было чересчур высоким, они также не справлялись с заданиями. Для достижения лучшего уровня выполнения задач необходимо найти оптимальный уровень возбужденности.

Идея оптимальной проницательной ценности. Проблема современного архитектурного и городского проектирования основана на идее взаимосвязи с окружающим миром. Диапазон значений и возможностей был устранен. Подобная потеря приводит к потере интереса во всех сферах, поскольку нет точек опоры для развития результата. Представляется возможным подготовить масштаб проницательной привлекательности, чьи пределы представляют скуку и заканчивают разобщение (в результате того, чтобы быть сокрушенным чрезмерным разнообразием идей) промежуточные являются оптимальным уровнем восприятия, в какой-то степени идеалом. Для исследования необходима возможность развернувшись, придать значение окружающей городской среде. Если нет никакой двусмысленности, глаза человека считывают все с первого раза, и интерес будет неизбежно потерян. Эрншвинг вводит здесь концепцию того, что «большее сохранение интереса приводит к двусмысленности». Он считает это признаком классического

искусства. Арнхеис формулирует мысль, что в случае неоднозначных стимулов, ее «визуальный образец прекращает определять то, что уже замечено и субъективные факторы, становятся, уже не важны».

Состояние проницательной монотонности, элемент упрощения. Уровень эмоциональной скуки совмещается с состоянием проницательной монотонности. Коэстлер описывает это как субъективный вопрос в ссылке к «нехватке изменений в тех особенностях окружающей городской среды, которые относятся к интересу предмета», психическое состоянии монотонности не должно быть перепутано с сознательно используемым элементом пространственной простоты. Большая важность данного момента заключена всюду, где количество информации влияет на вид объекта. Снаружи элементы должны быть сведены до минимума, чтобы можно было рассмотреть каждый из них, превращая центр композиции в часть себя. Можно наблюдать «мчащуюся цивилизацию», которую привлекает внимание к прошлому, как например возрастающий интерес к философии Дзен. В этом была особенность секты «шейкеров» в США. Наиболее классический пример данного явление - посыпание гравием каменные сады, примыкающие к некоторым из храмов Дзэн в Японии. «Эти оригинальные композиционные расположения, в которых живая природа была уменьшена, названа karesanzuo - сухим пейзажем. Эти сады занимают не много места, и имеют прямоугольную форму, обычно такой прямоугольник занимает несколько квадратных метров. Главными композиционными элементами являются гравий, грабли, чтобы напоминать поверхности воды, камни, иногда прорастающие мхом, кустарники и одинокое дерево. Священник Дзена, Тессен Сики, находясь под влиянием подобных садов, писал в своем дневнике: «расстояние 3000 миль представлено в нескольких метрах». Движение малоизвестных Шейкеров было сформировано в Европе в конце XVIII, начале XIX века, вырабатывая собственное «Альтер эго» в продукциях материального культуры. Они выводили концепцию современного вещества. Шейкеры создали последовательную систему критериев относительно искусства, вытекающих непосредственно из их религиозной и социальной идеологии. Основанием этой системы был функционализм и простота ценностей. Красота является, по их мнению, результатом оптимального выполнения требований, выраженных в их принципах.

Разнородность содержится в двусмысленности визуального восприятия. Современные времена рассматривают психологический опыт далеко не как часть природного развития человека, а как суммированные человеческие качества. Даже система познавательных структур, которые составляют то, что относительно устойчивые человеческие особенности были главными компонентами индивидуальности, вычисляется также с использованием и обменом, применяя при этом фактор побуждения и стремления. Если возникает несоответствие между стремлениями и достижением отдельных личностей, то возникает новая мотивация, стимулирую к его к дальнейшему поиску новых решений. Вместо этого разнообразие нужно отличить и эксплуатировать снова, приложив двусмысленность визуального восприятия. Разнородность, была известна и использована для пространственной организации с таким большим успехом в течение многих столетий, которые я использую еще раз, как пример в зданиях и садах Дзэн. Комплексы построения дзэн - вечно изменяющиеся, живущие относительно другой архитектуры, с наименьшим количеством связи с чем-либо, без страха перед осквернением святых вещей, поскольку все является святым.

Давление ускорения. Нет ничего ужасного в непостоянстве объектов и явлений. Однако, чересчур частые изменения представляют собой проблему, особенно когда это начинает приближаться к пределам перспективных возможностей человека, по словам шведского психоаналитика Эрико Эриксона: «в нашем обществе естественная норма изменения постоянно увеличивается, превышая пределы способности человека адаптироваться». Опасность достигнуть другого предела, полного разобщения, должен быть представлен, как более угрожающий, чем в случае монотонности. Основные изменения имеют место под давлением ускорения. Этот темп жизни постоянно ускоряется и вызывает мучительные изменения в научных, технических и социальных областях. Поведение современного человека в значительной степени обусловлено, темпом его жизни, стандартами, наложенными на человека целым обществом или, по крайней мере, его собственной социальной группой. Таким образом, изменение образа жизни на более «динамический»

приводит к целой лавине изменений и в других сферах жизни человека. Степень сложности и двусмысленности восприятия лишь увеличивается и переходит в следующую фазу. Качество умственной деятельности также изменяется. Однако теперь для восприятия и удовлетворения не конкретизированных потребностей человека необходимо ускорить реакцию восприятия, то есть, приходится приспосабливаться. Процесс приспособления требует энергетических затрат, требующих постепенного расхода механизма точности, пока биологическая ткань не разрушена. Таким же образом, Любинские государства, рассматривая разрушение организма, требуют дополнительного энергоснабжения. Тоффлер вводит здесь понятие «будущего шока, который он понимает как истощение, и физическое и умственное, вызванное перегрузкой физических адаптивных механизмов в человеческом организме так же, как в механизме принятия решения». То есть, реакция человека на избыток стимулов

Психологическая модель закона об ориентации в городском пространстве. Оба представленных состояния, опознаваемые с ограничением в масштабе проницательной привлекательности, имеют название «проницательных отклонений». Необходимо оценить значимость психосоматического баланса организма и в первом, и во втором случае. С точки зрения наших размышлений это не является самым важным. Первичная роль представлена в оптимальной проницательной ценности, и у группы явлений, связанных с той чертой человеческого разума, которая связана с субъектом и постоянной связью. Есть фундаментальное значение для того, чтобы понять субъективные (человек) и постоянные (группа) эргономические аспекты использования пространственной организации городской среды. Для лучшего рассмотрения логической цепи, необходимо раскрыть основные взаимозависимые элементы: это, конечно, не полный проект, охватываются все возможные корреляции и влияния. Ряд дополнительных внешних или внутренних психических состояний были опущены. Однако научная неприменимость основного отношения является фактом, так ясно интерпретируемым, что они учитывают новые способы смотреть на пространственные явление.

Новые подходы к пространственным отношениям. Новые подходы показывают принятие гипотезы, которая заключается в сложности и функциональности предметов. Позвольте нам представить некоторые методы для того, чтобы интерпретировать оптимальную перцепционную норму с точки зрения психологических исследований. Пионерами в этой области были ученые из университета МакГилла в Монреале, они начали опыты сначала на животных, а потом на группе людей. Исследование в структуре исследований человеческого чувственного восприятия и предпочтения проводилось на детях. Фантца привлекло внимание большой интерес, вызванный к образцам шахматной доски, а не простых монохроматических квадратов того же самого размера. Данный опыт повлек привлечение внимания к ряду экспериментов, выполненных Владимиром Шевчуком. Берлин представил младенцам от 3 до 9 месяцев выбирать один из 3 предметов с различными степенями сложности. Внимание детей было немедленно привлечено наиболее сложным предметом. Важность этих экспериментов находится в факте Рапопорта и Кентора «инфантильные и неопытные субъекты выбирают наиболее сложные объекты. Вопрос предпочтения является психологически объясненным». Попытка сформулировать гипотезу и ее экспериментальную проверку была предпринята Мунсигером и Кессеном. В эксперименте участвовало 617 студентов американских колледжей. Гипотеза содержала следующие принципы:

1. У каждого человека есть предпочтение, определенное окружающей городской средой;

2. Человек справляется с двусмысленностью, если она имеет общее с его предыдущим опытом;

3. Через обучение человек находит способы справиться с двусмысленностью и таким образом учится выбирать.

Результаты эксперимента полностью подтвердили гипотезы о визуальных и слуховых предпочтениях. Оптимальная проницательная ценность - это отдельная черта индивидуальности, имеющая прямое влияние на восприятие, с оптимальным уровнем мобилизации и обрисовывает в общих чертах степень чувствительности к стимулам, пробужденным внутренним интересам. Пробуждение интереса является следствием активности личности.

Оптимальная проницательность - следствие воздействия СМИ. Из выше упомянутого легко заключить, что оптимальная проницательная ценность на высшем уровне является правильной для умов, вынужденных творить. Работы Креча, Розенсвига, Беннета подтверждают среди других вещей что «соприкосновение с более богатой окружающей средой имеет влияние на возможности разума обрабатывать информацию». Баррон, в обобщение выражает мнение, что творческие люди могут терпеть больше антитезы во имя синтеза». Постулаты Эхрензсига, «В каждом исследование можно проследить мысль о лучшем оборудование для рассмотрения двусмысленности в творчестве». Работы Креча, Розензвига и Беннота также дали удовлетворительный ответ на вопрос «может ли обогащенная окружающая среда улучшить восприятие мозга в химических и анатомических показателях». Это оказалось так. Опыты на крысах подтвердили, что у крыс в обогащенной окружающей городской среде улучшились показатели по другим двум группам в мозговом весе и способности сообщения в решении проблемы, и в изучении.

Вопрос об отношениях между социальной группой и обогащенной окружающей городской средой подразумевает диапазон проблем относительно способности сообщения. Преимущества, происходящие от того, чтобы быть в обогащенной окружающей городской среде для гармоничного развития сферы умственного опыта человека, таким образом, бесспорны. Но для группы? - Стюарт и Шредер обнаружили, что согласованный пункт визуального предпочтения среди людей в противоположность случайному разбросу сообщает нам об основном значении посредством восприятия в отношениях людей с группами и окружающим миром к общению. В экспериментах они даже установили точную ценность для взаимной зависимости визуального предпочтения: из множества десятков битов информации за единицу времени. Как в свою очередь «бит информации» влияет в ссылке на пространственные отношения в творческом процессе? Давайте попытаемся проанализировать создание набора проблем. Наши исследования касаются связи между оптимальной проницательной ценностью и способностью сообщения. Мы уже вышли из зоны состояния подготовки и теперь находимся перед процессом запоминания, обработки данных и визуализации. Необходимо проанализировать, на мгновение оба вида процесса как изложено выше.

Человек как генератор информации. В любом случае давайте проследим побуждения специфических отношений. С точки зрения теории информации можно сказать что человек - генератор информации. Как подобный аппарат обладает входом и продукцией, базой данных, его сравнения и соединения в группах, его дальнейшего проектирования на прямой процедуре передачи информации.

Основные принципы для наших дальнейших исследований - утверждение, что дискриминация нашего информационного генератора или даже входа - потребность развития состояния неуверенности. Мы можем говорить об определенном информационном фильтре, который работает способом, что степень, до которой направление энтропии не соответствует типу сигналов, достигающих центров чувств, они отменяют. Это не исключает, конечно, существование мультинаправленной энтропии, ни любую связь между прибывающим сигналом и по-другому направленной энтропии, приводящей к волнению в процессе обработки данных, ни пробуждающей состояние неуверенности.

Очевидное несоответствие между человеческим предпочтением и постулатом обогащения окружающей городской среды является основанием познавательных процессов. Несмотря на начальное предпочтение чувственной системы связи между стимулами, предоставленными окружением происходят редко в окружающей среде, и больше вероятности того, что они могут нести число энтропий больше, чем на 1 бит. Можно таким образом сказать, что количество информации, обработанной урбанизированной окружающей средой, создает, потребность в обработке данных таким образом работает генератор мысли. Последствия в форме истощения являются также трюизмом. В этом случае, что направляет требования окружающей среды во всей двусмысленности, сложности и противоположности всех элементов? - это очевидное противоречие, когда мы рассматриваем его более глубоко, оно оказывается основанием всех познавательных процессов. И по двум причинам. Во-первых, стимулируемое состояние неуверенности позволяет обращаться с информацией огромной ценности, иначе это было бы невозможно. Следовательно, корреляция человека окружающей среды появляется только в случае интереса, проявленного человеком относительно его среды,

начиная с запоминания человеком различных элементов или увеличения действия с интенсивностью их связи с целью действий человека, которые диктуются его потребностями или системой ценностей. Следовательно, оптимальная ценность определяет сознательное существование в окружающей среде взаимных связей. Во-вторых, число сигналов, получаемых рецепторами должны содержать максимальное количество информации. Этот процесс уменьшает информационный генератор во входе обработки данных, развивает ассоциативные процессы, таким образом, вызывая увеличение неуверенности и потребность в новой информации. Но важным является не только количество элементов, которые создают сигналы, но и способ, которым они прикреплены. Этого достаточно, чтобы добавить, что двадцать элементов и отражение процесса группировки формирует систему, нумерующую, по крайней мере, 19 подмножеств, этот самый набор 20 элементов создает отношения более чем миллиона подмножеств. Никто не должен быть убежден о том, которая из вышеупомянутых зависимостей обращается с большим количеством информации, вступая в контакт тем же самым рядом элементов во входе. Вышеупомянутый факт многих значений в литературе содержит понятие «языковое богатство», имеется в виду семантика слова соответствие. Таким образом, любое значение разнообразной интерпретации являет собой пробуждение интереса, позволяющего обмен информацией с окружающим миром. Мы не заинтересованы в элементной сложности, которая появляется в изобилии в урбанизированной окружающей городской среде, но с демонстрацией взаимных связей между элементами формируясь косвенно связанные системы восприятия, заставляющие наблюдателя подняться на более высокий уровень информационного обмена.

Короткий «апостроф» дизайнеру. Выражение пространственных отношений в соответствии с этой психологической правдой в феномене «того и этого» получило широкую регламентацию в архитектуре Вентури и Мура, основание этого - иерархия с несколькими степенями понятия ценностей различных элементов. Это может влиять на оба элемента, которые являются и полезными и неполезными, большими и маленькими, открытыми и закрытыми, круглыми и квадратными, массивными и пространственными. В разработке пространственных отношений включаются различные степени понятия архитектуры, лабиринт сложностей и внутренних напряженных отношений. Также невозможно дать прямой ответ, какой элемент, создающий городскую среду, вступает в реакцию с разумом человека и общества в неоспоримо позитивной манере. Я думаю, что дизайнер, рисуя «мультфильмы» на бумаге, поймет механизм работы человеческих действий и его мыслительный аппарат, и для лучшего понимания влияния своих идей на восприятие человека с научной точки зрения станет применять современные концепции влияния на разум человека.

Литература

1. Venturi.R. «Complexity and Contradictions in Architecture». New York, 1966. p. 22-27.

2. Czartoryska. U. «Arata Isozaki - architektura znaczen» - «Project», 1977 №1

3. Por./Cf.: A. Toffler, «Szok przyszlosci». Warszawa 1974, i/and E. T. Hall «The Silent Languare». New York 1959.

4. Abercrombie (Johnson) M.C. «The Anatomy of Judgement». Lo don 1960, p.106.

5. Koestler A. «The Ait of Creation». New York, 1965.

6. Lima J.L. «Wazy orfickie». Krakow 1977, p. 23.

7. HallE.T. «Ukryty wymiar». Warszawa 1977, p. 23.

8. Parr A.E. «Environmental Design and Psychology» - «Landscape» Winter 1964/65 oraz/and «City and Psyche» - «Arts and Architecture», February - March, 1966.

9. Plath J.R. «The Fifth Need of Mdn» - «Horizon» VI/1959.

10. A.van Eyck «Architectural Design» Dec. 1962, p.62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.