Научная статья на тему 'Социально-психологические эффекты коллективной деятельности журналистов'

Социально-психологические эффекты коллективной деятельности журналистов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
240
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ИМИТАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЭФФЕКТЫ / КОНФОРМИЗМ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / МЕМ / ПОВЕСТКА ДНЯ / ПУБЛИЧНОСТЬ / РЕЛЕВАНТНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические эффекты коллективной деятельности журналистов»

технической базы вуза, в рамках которого студенты проводят свою исследовательскую работу, решают конкретные задачи. В процессе формирования указанной компетенции увеличивается объем реальных знаний и умений студентов в соответствии с образовательной программой вуза.

Библиографический список

1. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития: Казань: КГУ, 2004. - 246 с.

2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии. - М.: Педагогика, 2005. -336 с.

3. Журавлев В. И. Введение в научное исследование по педагогике. - М.: Просвещение, 2008. - 166 с.

4. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. - Самара: СамГПИ, 2007. - 165 с.

5. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие. М.: Народное образование, 2002. - 207 с.

6. Митяева А. М. Развитие индивидуальных стилей учебной деятельности студентов. Орел: Картуш, 2005. - 12 с.

7. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: АПО РАО, 2008 - 134 с.

8. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Просвещение, 2009. - 97 с.

9. Яковлева Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза: Дисс. кан. пед. наук. Челябинск, 2007. - 192 с.

Н.В. Вакурова

социально-психологические эффекты коллективной деятельности журналистов

Ключевые слова: журналистика, имитация, информация, коллективные эффекты, конформизм, массовое сознание, мем, повестка дня, публичность, релевантность.

Главной особенностью журналистики 2012 года стал заметный рост влияния коллективных эффектов. Учитывая тот факт, что существуют три типа реакции на информационное воздействие: физический, системный на уровне физиологии организма и системный на уровне социальной психологии в общественных стратах - можно констатировать, что в настоящее время доминирует третий, и он задает сукцессию.

В публичном информационном поле сохранилось доминирование негативной модальности. Властные решения, прошлые и новые, предоставляют поводы для негатива. Экспертный анализ журналистских сообщений показывает, что причин или способов преодоления проблем в них нет или приводятся ложные цели. В некоторых темах возможно отследить лоббистское влияние на самом высоком уровне для организации улич-

© Вакурова Н.В., 2013

ных беспорядков, развития коррупции и теневых рынков табака, алкоголя, наркотиков, недвижимости, строительства, электроэнергии и т.п.

Множество примеров демонстрируют отсутствие в работе журналистов ответственности, внимательности, стремления раскрыть тему. Не поддерживая позитивные тенденции, СМИ стали соучастниками непубличных властных решений, игнорирующих естественное право.

Проведенный нами экспертный опрос зафиксировал творчество новых мемов, которыми пресса стремится переключить развитие общественных событий. Эксперты связывают моду на некоторые темы с инсценированными уличными акциями. Так, сопоставление производных от фамилии главы Центризбиркома («Чуродей» и т.п.) со словом «вор» работает на деструктивную оппозицию. После выборов усыновление стало очередной темой, на которой могут «паразитировать» журналисты, тиражирующие такие мемы, как «людоедский закон», «бешеные принтеры», «Госдура», «марш против подлецов».

Подверженные наваждению журналисты агрессивно отвергли информацию британского либерального журнала Guardian о том, что в США из-за волны бытового насилия погибло детей больше, чем солдат в Иране и Афганистане. «Вы не думаете о детях России!» - закричали журналисты своей коллеге, цитирующей Guardian. В экспертном комментарии она сказала, что в любом обществе существуют какие-то поветрия и люди уверены, что «выжить могут только в стаде, так им легче».

Зачастую тиражирование мемов журналистами является механическим повторением или подражанием. Такое поведение становится характеристикой времени, а не только журналистики, человека как биологического вида или приматов в целом. «Обезьянничанье» известно для многих видов с высшей нервной деятельностью, например, синиц или белок. В этом смысле не является метафорой применение к отражению состояния общества таких терминов, как «турбулентность» или «птичий базар».

Заметна и противоположная тенденция с возникновением сегрегированных от информационной эпидемии виртуальных консолидаций. Человек получил возможность сопротивляться диктату меньшинств, включая журналистов, и уважать в себе то, что он семьянин, гетеросексуал, трудоспособный мужчина, реализовавшийся в России, способный ставить вопрос о своих правах и, что особенно важно, умеющий не поддаваться коллективному наваждению. Фактором сегрегации может стать любой социокультурный фактор. Например, неприятие шестицветной радуги без голубого цвета.

Сегрегация способствует развитию кластеров, названия которым придумывают депутаты, например, «Эхо Вашингтона». Профессиональная среда отказывается это осмыслить. Вопреки тиражированию слова «кластер» после выступления в Думе Германа Грефа 28.09.05 раздел математики кластерный анализ [3] остался под эмбарго как нерелевантный.

Зоопсихолог Мария Сотская интерпретировала коллективные эффекты в поведении журналистов, используя сравнение с происходящим у крыс в виварии или собак в устойчивой группе. Например, если кому-то прищемили хвост дверью, другие особи воспринимают жалобные крики в качестве признания некой вины и набрасываются с наказанием. Жертву съедают. Акт групповой агрессии может спровоцировать тот, кто считает себя главным. Как бы он не вправе допустить, чтобы что-то происходило без его санкции. По словам М. Сотской, мотивация публичного поведения человека часто бывает связана с недостатками в организации личной жизни. Самое опасное - «комплекс непризнанного гения».

В человеческом обществе возможностей структурирования намного больше, в том числе за счет развития публичного информационного поля. Устранить или нейтрализовать оппонентов не всегда возможно. Попытки могут привести к обратному. Исполняющие непосредственный заказ журналисты выявляются по стремлению перевести критику в их адрес на разговор об антиамериканизме как национальной особенности вне связи с внешними атаками на страну.

Факторами сегрегации стало отношение к клерикализации, уличному протесту, советскому прошлому и его наследию. Одним из наиболее частых поводов взаимного отторжения стала оценка организованных извне атак на Россию как геополитического конкурента. Культ США сокращается и рафинируется, напоминая отношение к Германии перед нападением на СССР или к Франции перед вторжением армии Наполеона.

Состояние общества меняется быстро, ситуация в коллективах неустойчива. Появление человека с альтернативным настроем, случайная фраза с учетом кинесики и проксемики может переключить и ход дискуссии, и публичную позицию. Как следствие, основой публикации журналиста может стать позиция, отличающаяся от исходной. То же происходит в социальных сетях. Обычно в блогах журналисты выплескивают недовольство редакционной установкой. К концу 2012 года проявилось обратное: внешняя установка стала для журналистов путеводной, и на личных страницах они высказываются агрессивнее, чем требует редакционное задание. Идентифицировать заказ сложно. Факт получения редакцией зарубежного гранта не может стать предметом обсуждения и осуждения автора. До исполнителя деньги грантов не доходят. Нет нужды платить журналисту, он и так все напишет благодаря коллективным эффектам психики.

Гранты играют свою роль в формировании редакционного задания. Затем вступают в действие механизмы социальной психологии включая подражание и конформизм как способ поведения, направленный на одобрение определенной референтной группы. Запускается соревнование журналистов, кто подаст тему креативней и агрессивней. Увлечение в «поиске эксклюзива» выливается в подражательность. Она распространяется на журналистов СМИ, не имеющих грантов USAID и не обязанных подчиняться установке. Они поддаются имперсонификации и иногда становятся объектом насмешек. Однако высказанное человеком обретает власть над ним. С другой стороны, усугубляется проблема дефицита доверия к СМИ [1].

Параллельно на основе внутреннего протеста оформляется публичная альтернатива. Виртуально консолидируются и становятся источниками информации люди, испытывающие отвращение к тому, что они воспринимают как наваждение. Ситуация напоминает конфронтацию, возникающую между закрытой корпоративной или ведомственной журналистикой с ее окружением. Вопрос о психологии пресс-службы не является предметом настоящей статьи, отметим лишь, что некоторые формы журналистики считаются таковыми по инерции. В Думе замечены люди, которые под видом журналистов заняты контролем или предотвращением исходящей информации. Известны пресс-секретари, закрывающие деятельность депутата для журналистов или способствующие его представлению в негативном свете как некомпетентного человека, далекого от своих же деклараций. Негативная роль определяется миссией-заданием по предотвращению суверенного национального развития [2].

Появилась возможность принятия решений, которые пресса в целом отвергает. На пресс-конференции 20.12.12 президент Путин ответил вопросом на вопрос журналиста АиФ Александра Колесниченко: «Вы садомазохист?». Если в отношении конкретного журналиста слова Путина могут расцениваться как унижение оппонента, то в отношении

прессы в целом данный термин стал маркером диагноза ее состояния. Речь идет о неосознанном и целенаправленном нагнетании негатива в социальном аспекте. Журналист испытывает удовлетворение от собственных заявлений, которые не оставляют равнодушных: одни с не меньшим удовольствием включаются в творческое соревнование, другие испытывают отвращение к наблюдаемому. Однако в отношении к разным вопросам люди консолидируются по-разному. Освещение в целом отдаляется от адекватной картины мира, а журналисты теряют социальную адаптивность, что пока мало заметно в силу влиятельности профессии [4].

Описанные нами коллективные эффекты в журналистике характеризуют ход процессов самоорганизации. В ответ на внешние атаки повышается структурированность общества, что в свою очередь создает основу для прогрессивного развития. Выводы:

1. 2012 год отмечен ростом коллективных эффектов социальной психологии СМИ: подражание; конформизм; самоцензура; антипатриотизм; социальный садомазохизм; консолидация по признаку отторжения названного.

2. Социально-психологические эффекты коллективной деятельности журналистов являются препятствием в развитии общественных новаций и восполнения дефицита суверенности в условиях перемен.

3. Можно констатировать, что указанные коллективные эффекты спровоцировали войну мемов с соответствующей сегрегацией профессионального сообщества.

4. Стремление журналистов к эксклюзивности приводит к тому, что журналистика в целом нацелена на единообразие, вызывая неоднозначные реакции в обществе.

Библиографический список

1. Вакурова Н.В. Влияние общего контента журналистики, PR и рекламы на доверие аудитории к СМИ,Проблемы управление в реальном секторе экономики: вызовы модернизации (Актуальные проблемы управления - 2012). Вып. 2. - М.: 2012.

2. Вакурова Н.В. Миссия журналистики как социально-психологический феномен. «Вестник университета» (Государственный университет управления) - М., 2012, № 9, с. 250-255.

3. Дюран Б. Кластерный анализ, пер. с англ. Е.З. Демиденко; под ред. А.Я. Боярского. - М.: Статистика, 1977.

4. Чудова Н.В. Картина мира и социально-психологическая адаптированность журналиста. Человек как субъект и объект медиапсихологии. - М.: 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.