Научная статья на тему 'Социально-психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вузов'

Социально-психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликтность / конфликтное поведение / студент / профилактика / коррекция / conflict / conflict behavior / student / prevention / correction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаманин Николай Владимирович

В статье представлены подходы к изучению конфликтного поведения студентов вузов. Делается предположение о том, что на конфликтное поведение студентов вузов оказывают влияние различные социально-психологические характеристики. Поиск и выявление социально-психологических детерминант составил основу эмпирического исследования. Показана важность профилактики и коррекции конфликтности как личностной характеристики и конфликтного поведения. Обоснована необходимость работы с конфликтными личностями с точки зрения успешности дальнейшего обучения и воспитания. Была предпринята попытка выявить и описать социально-психологические причины конфликтного поведения студентов вузов, разработана авторская анкета для определения конфликтности. Проведен формирующий эксперимент для коррекции конфликтности студентов. Эффективность предложенной программы и достоверность полученных эмпирических данных подтверждается методами математической статистики. Доказано, что предложенная программа способствует коррекции конфликтности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шаманин Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF CONFLICT BEHAVIOR OF UNIVERSITY STUDENTS

The article presents approaches to the study of conflict behavior of university students. The assumption is made that the conflict behavior of university students is influenced by various socio-psychological characteristics. Search and identification of socio-psychological determinants formed the basis of empirical research. The importance of prevention and correction of conflict as a personal characteristic and conflict behavior is shown. The necessity of working with conflicting individuals has been substantiated from the point of view of the success of further education and upbringing. An attempt was made to identify and describe the socio-psychological reasons for the conflicting behavior of university students, an author’s questionnaire was developed to determine the conflict. A formative experiment was carried out to correct students’ conflicts. The effectiveness of the proposed program and the reliability of the empirical data obtained are confirmed by the methods of mathematical statistics. It is proved that the proposed program contributes to the correction of students’ conflicts.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вузов»

Социально-психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вузов

Шаманин Николай Владимирович,

старший преподаватель кафедры психологии личности и специальной педагогики ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» E-mail: shamanin_1983@mail.ru

В статье представлены подходы к изучению конфликтного поведения студентов вузов. Делается предположение о том, что на конфликтное поведение студентов вузов оказывают влияние различные социально-психологические характеристики. Поиск и выявление социально-психологических детерминант составил основу эмпирического исследования. Показана важность профилактики и коррекции конфликтности как личностной характеристики и конфликтного поведения. Обоснована необходимость работы с конфликтными личностями с точки зрения успешности дальнейшего обучения и воспитания. Была предпринята попытка выявить и описать социально-психологические причины конфликтного поведения студентов вузов, разработана авторская анкета для определения конфликтности. Проведен формирующий эксперимент для коррекции конфликтности студентов. Эффективность предложенной программы и достоверность полученных эмпирических данных подтверждается методами математической статистики. Доказано, что предложенная программа способствует коррекции конфликтности студентов.

Ключевые слова: конфликтность, конфликтное поведение, студент, профилактика, коррекция.

Актуальность работы обусловлена тем, что, конфликт, как социально-психологический феномен является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений. Однако, в настоящее время наблюдается рост конфликтности во всех сферах социального взаимодействия, что влечет за собой радикальные изменения в поступках людей и их ценностных ориентациях. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Одной из наиболее сложных проблем в развитии студенчества является проблема межличностного конфликта, которая выступает в качестве существенной особенности данного возраста, накладывающей отпечаток на широкий спектр его отношений к окружающему миру и к самому себе.

Практика показывает, что причины конфликтов, а особенно причины конфликтов в студенческой среде изучены мало. При этом их разрешение вызывает затруднение у студентов, так как в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции. Студенты часто решают возникающие противоречия импульсивно, руководствуясь эмоциональными сиюминутными отношениями при низкой степени уверенности в позитивных результатах. Поэтому, вместо поиска и анализа оптимальных путей решения проблемы, студент пытается повлиять на объект противоречия и производит действия, ведущие к обострению ситуации и эскалации конфликта. Для снижения остроты подобных явлений и более продуктивного поведения в ситуации конфликтного взаимодействия необходимо психологическое сопровождение студентов. Изучая причины возникновения конфликтов, студенты имеют возможность выработать свой стиль общения, научиться уважать чужое мнение, проявлять толерантность.

Анализ позиций разных авторов по проблеме конфликта позволяет готовить о существовании нескольких подходов, в рамках которых конфликт рассматривается как:

1. форма конфронтации или противоборство несовместимых целей, мотивов, интересов, направляющих поведение конфликтующих сторон (К. Ледерер, Дж. Бертон, К. Митчелл, Н. Та-узард, К. Райт);

2. рассогласование между собственными потребностями или представлениями индивида и внешней силой, или его знаниями в представлениях других людей (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер);

3. внутриличностный конфликт, порождаемый борьбой между желаемым и возможным. Кон-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

сч о сч

фликт, который не выходит за рамки самой личности (З. Фрейд);

4. противоречие между личностью и ее социальной средой т.е. окружением (А. Адлер, К. Хор-ни, Э. Фромм);

5. противоречия предметно-деятельностного характера, обусловленные особенностями совместной групповой деятельностью (М. Иванов, Г. Ложкин, С.М. Емильянов, Н.В. Гришина, В.Г. Зазыкин);

6. набор качеств личности (В.Г. Зазыкин, Н.В. Крогиус, Н.Н. Обозов);

7. наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (А.Я Анцу-пов, А.И. Шипилов) [4].

В нашем исследовании мы будем придерживаться следующего определения студенческого конфликта: это социально-психологическое явление, реализуемое в противоречии и вызываемое возрастными особенностями данного периода, связанного со стремлением занять лидирующее место в микрогруппе, согласно своим ценностям, мотивам и интересам, возникающим на фоне совместной учебной деятельности [1].

Кроме того, нами выделены наиболее существенные формы конфликтов, к которым мы относим следующие:

1. связанные с возрастными особенностями: юношеский максимализм, повышенная конфликтность, эмоциональная неустойчивость;

2. связанные с недостатком жизненного опыта;

3. связанные с совместной учебной деятельностью.

Рассмотрев подходы к изучению возникновения студенческих конфликтов, опираясь на ведущих специалистов в области изучения конфликтом, мы выделили следующие предпосылки (причины) возникновения конфликтов: субъективные, объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные.

При этом если «объективные», «субъективные» и «организационно-управленческие» причины возникновения конфликтов изучены и представлены в литературе достаточно полно, то социально-психологическим и личностным - уделено крайне мало внимания.

Студенческий конфликт, как социально-психологическое явление, реализуемое в противоречии и вызываемое возрастными особенностями данного периода, связанного со стремлением занять лидирующее место в микрогруппе, согласно своим ценностям, мотивам и интересам, возникающим на фоне совместной учебной деятельности. К особенностям студенческих конфликтов в рамках данной исследовательской работы целесообразно отнести следующие положения: конфликты, связанные с возрастными особенностями: юношеский максимализм, повышенная конфликтность, эмоциональная неустойчивость; связанные

с недостатком жизненного опыта, с совместной деятельностью [3].

Рассмотрев подходы к изучению возникновения студенческих конфликтов, опираясь на ведущих специалистов в области изучения конфликтом, мы выделили следующие предпосылки (причины) возникновения конфликтов: субъективные, объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные.

Для изучения социально-психологических детерминант конфликтного поведения студентов нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 50 испытуемых. Из них 25 девушек и 25 юношей, в возрасте от 18 до 20 лет, т.е. студенты со 2 по 3 курс. Эмпирической базой исследования выступил Владимирский Государственный Университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.

При изучении личностной агрессивности и конфликтности с помощью методики Е.П. Ильина и П.А. Ковалева нами были получены следующие результаты (рис. 1).

Вспыльчивость

Напористость

Обидчивость

Неуступность

Бескомпромистность

Мстительность

■ Нетерпимость к мнению других

Подозрителльность

Рис. 1. Изучение личностной агрессивности и конфликтности

Установлено, что у студентов преобладает бескомпромиссность (среднее значение 7,9 балла). Для студентов вузов характерно неумение слышать, они не стремятся договориться с оппонентом, не готовы пойти на уступки у сложной ситуации. Их характеризует желание доминировать и до конца настаивать на своей правоте.

К среднему уровню относятся показатели вспыльчивости (средние значения 4,4 балла), подозрительности (средние значения 4,4 балла) и неуступчивости (средние значения 3,4 балла), что свидетельствует о том, что студенты все-таки проявляют определённую негативную реакцию в отношении друг друга, хоть и в незначительной степени.

Результаты изучения особенностей реагирования в конфликтной ситуации с помощью методики К. Томаса, представлены на рисунке 2.

В результате проведенного исследования установлено, что у студентов преобладает стратегия компромиссного поведения (среднее значения 7,5 балла). Это позволяет нам говорить о том, что студенты стремятся достичь соглашения в конфликтной ситуации путем взаимных уступок. Также для студентов вузов характерно использование стратегии уклонения (средние значения 6,7 балла),

следовательно, у испытуемых данной группы отсутствует стремление к кооперации и отсутствуют тенденции к достижению собственных целей.

7,5

Окончание

6 3,2

I I I

/////

Рис. 2. Изучение стилей поведения в конфликтной ситуации

Стратегию соперничества в конфликтной ситуации выбирают незначительное количество студентов (средние значения 3,2 балла), однако они стремятся добиваться результатов и своих интересов в ущерб интересам других людей, но этот способ не всегда эффективен при взаимодействии.

Для изучения социально-психологических предпосылок возникновения конфликтов в студенческой среде нами была использована авторская анкета, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Изучение социально-психологических предпосылок возникновения конфликтов

Вопросы анкеты %

1. Первым, среди одногруппников сдать экзамен на отлично 80

2. Первым, среди одногруппников отвечать на семинаре, чтобы потом получить автомат 80

3. Участвовать в факультетских мероприятиях, чтобы заработать высокую репутацию у преподавателей 80

4. Если встанет выбор между подругой (другом) или мной в праве пересдачи нескольких предметов для красного диплома, я сделаю это первой (первым) 20

5. Получить отличную оценку, даже если нет знаний 80

6. Чтобы воспринимали меня таким, какой я есть 50

7. Если мне что-то не нравиться, то, чтобы делали по-моему 70

8. Мое мнение имело большее значение 20

9. Быть лидером 50

10. Общаться чаще других с преподавателями 70

11. Чтобы сотрудники деканата своевременно извещали о важной информации 70

12. Профком освещал вопросы отдыха студентов, а также иных важных возможностях 70

13. Кураторы работали с группами, и мы их чаще видели 40

14. Староста своевременно извещал о нужной информации, и был в курсе событий 30

15. Студенческий совет должен привлекать всех студентов, а не «избранных» 40

Вопросы анкеты %

16. Чтобы мои знания были востребованы 60

17. Мое материальное состояние стало лучше 40

18. Чтобы образование не было столь зависящим от денег 90

19. Найти высокооплачиваемую работу 100

20. Чтобы уровень знаний в вузе не понижался 90

Примечание: чем больше процент, тем большее количество студентов присвоили данному утверждению высокий ранг.

Большинство студентов данной выборки присваивают первый ранг таким утверждениям как высокооплачиваемая работа (100%), уровень знаний в вузе не понижался (90%), образование не было столь зависящим от денег (90%).

Таким образом, полученные данные позволяют нам сформулировать предположение о том, что основными социально-психологическими предпосылками возникновения студенческих конфликтов являются конкуренция, стремление к лидерству и несбалансированное ролевое взаимодействие.

Для диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребност-ной сфере нами была использована методика О.Ф. Потемкиной (рис. 3).

на процесс на результат на альтруизм на эгоизм на труд на деньги I на свободу на власть

Рис. 3. Изучение социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере

В результате проведенного исследования установлено, что студенты вузов в большей степени ориентированы на процесс (средние значения 6,2 балла), что говорит о том, что данных испытуемых больше мотивирует интерес к делу, а не конечный результат, поэтому часто работа сделана не в срок. То есть их процессуальная направленность часто мешает их результативности.

Также важной для студентов вузов является ориентация на свободу (средние значения 6,0 балла). Однако на наш взгляд, данная ориентация является отражением возрастных особенностей испытуемых, так как именно в студенческом возрасте любое ущемление свобод вызывает бурную реакцию протеста и негативизма.

Для определения направленности личности нами была использована методика Б. Басса (рис. 4).

Установлено, что большинство студентов 78% нашей выборки имеют направленность на дело, что говорит о том, данные испытуемые даже в кон-

о 00 "О

1=1 А

-I

о

—I

-С гп

о ^

О гп

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оп

З

о

00

0

фликтной ситуации стараются выполнить поставленную задачу, тем самым выбирают стратегию компромисса или сотрудничества. У 16% выявлена направленность на общение и всего лишь у 6% студентов была отмечена направленность на себя. Таким образом, наша методика еще раз подтверждает, что в конфликтной ситуации студенты чаще выбирают компромисс, сотрудничество и взаимодействие друг с другом.

16%

о с

U

ем о ем

78%%

ы Направленность на себя и Направленность на общение У Направленность на дело

Рис. 4. Изучение направленности личности

В результате проведенного корреляционного анализа (г Пирсона) полученных эмпирических данных нами были выявлены значимые взаимосвязи, наиболее интересные из которых представлены ниже. Наблюдается прямая взаимосвязь между показателями направленности на результат методики О.Ф. Потемкиной и показателями бескомпромиссности (г = 0,462). Ориентация на процесс взаимосвязана с показателями сотрудничества методики К. Томаса (г = 0,300), с ориентацией на свободу (с ориентацией на свободу (г = -0,284)) и стратегией уклонения (г = -0,259). Ориентация на альтруизм взаимосвязана с ориентацией на труд (г = 0,371) и вспыльчивостью (г = 0,220). Ориентация на эгоизм по методике О.Ф. Потемкиной напрямую взаимосвязана с ориентацией на деньги (г = 0,344), показателем уровня обидчивости (г = 0,232) и напористости (г = 0,369) по методике Е.П. Ильина и П.А. Ковалева, с направленностью на себя (г = 0,224) по методике Б. Басса, а также с показателем легкой наживы (г = 0,338) и профессиональной востребованностью (г = 0,221) по авторской методике. Прямая взаимосвязь выявлена между показателями направленности труд по методике Б. Басса и ориентацией на деньги (г = 0,215) по методике О.Ф. Потемкиной. Ориентация на власть взаимосвязана с показателями по методике К. Томаса соперничество (г = 0,240). Так же прямая взаимосвязь выявлена между показателями уровня обидчивости по методике Е.П. Ильина и П.А. Ковалева с уровнем конфликтности (г = 0,312).

На основе анализа результатов эмпирического и теоретического исследования мы посчитали целесообразным разработать и реализовать программу тренинга, направленного на профилактику конфликтов в студенческой среде через актуализацию способности личности к саморегуляции.

Цель тренинга: формирование у студентов данной выборки оптимальных и эффективных способов поведения в конфликте и профилактика конфликтов в студенческой среде.

Программа направлена на решение следующих задач: развитие навыков самостоятельной работы, повышение психологической адаптации при переходе на следующую ступень обучения, повышение социальной адаптации студентов, изменение отношения к себе через принятие ответственности за будущие перспективы, развитие рефлексии, уверенности в себе.

В основу программы был положен принцип поэтапности и постепенности развития группы.

По объему каждое занятие тренинга занимало 2-3 академических часа. Всего было проведено 10 занятий.

Таким образы, мы считаем, что программа тренинга будет корректно использоваться при работе со студенческой группой, направленной на формирование способов и приемов преодоления конфликтов.

В результате повторной диагностики было отмечено достоверно значимое снижение показателей конфликтности и агрессивности по методике Е.П. Ильина и П.А. Ковалева, повышение ориентации на сотрудничество и снижение показателей соперничества методики Томаса, повышение альтруистических установок и ориентации на труд методики О.Ф. Потемкиной.

Эффективность проведенных занятий была подтверждена критерием T Вилкоксона, который применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.

Таким образом, в результате проведенного исследования была доказана эффективность предложенной программы профилактики конфликтного поведения студентов.

В результате проведенного исследования была достигнута поставленная цель, определены социально-психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вузов.

Литература

1. Гришина, Н.В. Психология конфликта. Хрестоматия / Н.В. Гришина, СПб.: Питер, 2008. -480 с.

2. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология конфликта. Учебное пособие / Г.В. Ложкин, Киев: МАУП, 2002. - 256 с.

3. Мириманова, М.С. Конфликтология: учебник для высшего образования для обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» / М.С. Мирима-нова, М.: Академия, 2016. - 284 с.

4. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев, М.: Изд. МОДЭК, 2011-400 с.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF CONFLICT BEHAVIOR OF UNIVERSITY STUDENTS

Shamanin N.V.

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs

The article presents approaches to the study of conflict behavior of university students. The assumption is made that the conflict behavior of university students is influenced by various socio-psychological characteristics. Search and identification of socio-psychological determinants formed the basis of empirical research. The importance of prevention and correction of conflict as a personal characteristic and conflict behavior is shown. The necessity of working with conflicting individuals has been substantiated from the point of view of the success of further education and upbringing. An attempt was made to identify and describe the socio-psychological reasons for the conflicting behavior of university students, an author's questionnaire was developed to determine the conflict. A formative experiment was carried out to correct students' conflicts. The effectiveness of the proposed program and the reliability of the empirical data obtained are confirmed by the methods of mathematical statistics. It is proved that the proposed program contributes to the correction of students' conflicts.

Keywords: conflict, conflict behavior, student, prevention, correction.

References

1. Grishina, N.V. The psychology of conflict. Reader / N.V. Grishi-na, St. Petersburg: Peter, 2008.-480 p.

2. Lozhkin G.V., Povyakel N.I. Practical psychology of conflict. Textbook / G.V. Lozhkin, Kiev: MAUP, 2002. - 256 p.

3. Mirimanova, M.S. Conflictology: a textbook for higher education for students in the direction of training "Psychological and pedagogical education" / M.S. Mirimanova, Moscow: Academy, 2016. - 284 p.

4. Myasishchev, V. N. Psychology of relations / V.N. Myasishchev, Moscow: Ed. MODEK, 2011-400 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.