Научная статья на тему 'Социально-психологические детерминанты качественной стоматологической услуги (позиция пациента)'

Социально-психологические детерминанты качественной стоматологической услуги (позиция пациента) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
257
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЕСКИЕ ФАКТОРЫ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ УСЛУГА / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FACTORS / STOMATOLOGICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михальченко Д. В.

Стоматологическое лечение, осуществляемое в системе инсти-туциализированных социальных контактов, наличие и сила связей взаимодействий врача и пациента развиваются по социальнопсихологическим закономерностям. Развитие стоматологической практики это, прежде всего, развитие отношений врача и пациента, которые включают в себя не только экономические проблемы, а еще социальные и этические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF A QUALIFIED STOMATOLOGICAL SERVICE (PATIENT’S POSITION)

Stomatological treatment in the system of institualized social contacts, the presence and power of doctor and patient’s interaction connections develop according to social and psychological regularity. The development of stomatological practices is, first of all, the development relations between a doctor and a patient, which include not only economical problems, but also social and ethical ones.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические детерминанты качественной стоматологической услуги (позиция пациента)»

Раздел IV

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КООРДИНАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ

УДК 616.31

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КАЧЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ УСЛУГИ (ПОЗИЦИЯ ПАЦИЕНТА)

Д.В. МИХАЛЬЧЕНКО*

Стоматологическое лечение, осуществляемое в системе инсти-туциализированных социальных контактов, наличие и сила связей взаимодействий врача и пациента развиваются по социальнопсихологическим закономерностям. Развитие стоматологической практики - это, прежде всего, развитие отношений врача и пациента, которые включают в себя не только экономические проблемы, а еще социальные и этические.

Ключевые слова: социально-психологиеские факторы,

стоматологическая услуга.

Современные социально-экономические преобразования, в то числе в здравоохранении, способствовали постепенной эволюции пациента из получателя медицинской помощи в потребителя услуг. Все чаще он становится участником принятия решения о методе лечения, имеет право выбора врача, лечебного учреждения и т.д. [2].

Предоставление медицинской помощи превращается в одну из разновидностей рыночных услуг. Это накладывает отпечаток на профессионально-этические отношения в сфере медицины. Для стоматологии эта проблема возникла раньше, так как она является одной из первых медицинских практик, предоставляющих коммерческие и дополнительные услуги на возмездной основе.

Такие отношения неизбежно приводят к возникновению новых моделей отношений в диаде «врач-пациент», потому что потребитель всегда предъявляет более высокие требования к производителю услуг. В данном контексте на первый план выходит социальная составляющая профессии врача [1].

Всесторонняя компетентность подразумевает не только опытного клинициста, обладающего багажом медикобиологических знаний, но и человека, подготовленного к эффективным коммуникациям. Взаимоотношения между врачом и пациентом, их позиции, поведенческие установки и реальные действия этих субъектов социальных отношений в конечном итоге определяют качество и результат стоматологического лечения [3].

Цель исследования - изучение позиции пациентов в отношении факторов, определяющих качество стоматологической услуги.

Материалы и методы исследования. Было проанализировано 420 ответов пациентов, находившихся на приеме в различных городских стоматологических поликлиниках, оказывающих помощь как в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), добровольного страхования (ДМС), так и сервисные услуги. Средний возраст респондентов 41 год. Среди них 35% - лица, имеющие рабочую специальность, 31% - лица пенсионного возраста, 27% - лица, имеющие высшее образование, 7% - обучающаяся молодежь. Опрос производился с помощью анкетирования. Анкета содержала как альтернативные вопросы, так и «вопросы-меню».

Результаты и их обсуждение. Статус пациента стоматологического профиля носит бинарный характер - его обладатель выступает и как нуждающийся в медицинской помощи, и как потребитель стоматологических услуг. В связи с этим, нам было интересно выяснить, как оценивает пациент стоматологическую помощь (услугу) на сегодняшний день, и какими критериями качества оперирует.

В ходе опроса мы выяснили, что почти половина пациентов выбирает стоматологическое лечение, осуществляемое в

* Волгоградский государственный медицинский университет, 400131, Россия, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1

рамках ОМС - 47% лиц, 17% пациентов готовы доплачивать за дополнительные услуги, не входящие в страховые случаи, 32% пациентов пользуются, в основном, платными услугами, остальные 4% респондентов получают стоматологическую помощь в рамках ДМС. Несмотря на то, что страховой медицинский полис покрывает лишь минимальный объем стоматологической помощи, для большинства социальных групп населения это единственная возможность поддерживать полость рта в оптимальном состоянии. К категории пациентов, для которых платные услуги остаются не доступными относятся, в основном, социально незащищенные группы населения: пенсионеры, инвалиды, граждане с низкими доходами, дети - сироты и т.д. Среди участвующих в нашем опросе они составили 47%. В данном случае возникает проблема не только социальноэкономического, но и морально-этического плана. С одной стороны каждый человек имеет право на медицинскую помощь, в том числе стоматологическую, с другой стороны, приобретая платный характер, медицинская помощь становится услугой недосягаемой для нуждающихся в ней пациентов.

Однако развитие современного общества предполагает принципиальные изменения в структуре населения, обозначилась поляризация его слоев, социальных групп, исключающая возможность однообразного подхода к организации медицинского обслуживания. Возросли и эстетические требования пациентов, что предполагает дополнительные затраты на лечение.

В категорию пациентов готовых оплатить стоматологические услуги, по данным нашего исследования, вошли лица, средний возраст которых составил 41 год, имеющие среднее специальное и высшее образование, уровень дохода более 15 000 рублей в месяц и профессию, ориентированную на субъектные отношения.

Результаты анкетирования позволили выявить перечень стоматологических услуг, которые пациенты согласны оплачивать дополнительно. Так как респонденты могли выбирать несколько ответов, мы получили следующие данные: 89% респондентов готовы оплачивать стоматологическое лечение, основанное на использовании инновационных технологий; 56% лиц относят к платным видам услуг эстетическое терапевтическое лечение; 77% пациентов согласны оплатить ортопедическое лечение, а 28% лиц - хирургическое вмешательство. Лишь 13% респондентов считают дополнительными услугами профессиональную гигиену и диагностические манипуляции. В основном, пациент как активный потребитель ориентирован на платный характер стоматологической услуги, но приоритетным выбором для себя считает инновационные технологии, считая их и здоровьесберегающими, и эстетически оправданными.

Однако качество стоматологической помощи (услуги) определяется не только объемом и уровнем технологического мастерства врача, но и степенью её доступности, а также эффективностью взаимодействия между врачом и пациентом, вступающих в интерперсональные отношения в общественной сфере оказания стоматологической помощи населению. Центральным звеном в достижении врачом и пациентом чувства удовлетворенности лечебным процессом являются эффективные интеракции и коммуникации в системе «врач-пациент».

Какую модель взаимоотношений выбирают пациенты стоматологической практики? Какой позиции они придерживаются, являясь потребителем стоматологической услуги? Данные опроса свидетельствуют, что пациенты чаще выбирают патерналистскую модель, а именно 39,2% пациентов основную роль в лечебном процессе отдают врачу. Патерналистские настроения в большей степени присущи пациентам, поведение которых формируется на основе низкого уровня компетентности в вопросах медицины, ценах и лекарственных средств. Однако медицинский патернализм можно оправдать с точки зрения концепции врачебного гуманизма: отношение к больному с пози-

ции милосердия, особенно тогда когда больной персонифицирует страдание, беспомощность. 38,8% респондентам для решения относительно лечения необходима помощь врача в виде совета или консультации (интерпретационная модель), при этом автономия пациента заключается не только в свободе выбора, но и понимании аргументов в пользу правильного выбора. 23% пациентов предпочитают самостоятельно выбирать вид медицинской помощи и контролировать проводимое лечение. В этом случае реализуется информационная модель взаимоотношений между врачом и пациентом. Полученные данные свидетельствуют о высоком доверии пациентов врачу-стоматологу, уверенности в его профессиональной компетентности, не смотря на то, что сам пациент все больше позиционирует себя как активного потребителя стоматологических услуг.

Терапевтический альянс в стоматологии обусловлен довольно специфичным взаимодействием врача и пациента, поэтому психологические особенности каждого из них определяют успех лечения. На наш взгляд, даже в настоящее время, когда стоматологическая помощь превращается в одну из разновидностей рыночных услуг, пациент позиционирует себя в первую очередь как нуждающийся в конкретном лечении, а уже потом как потребитель медицинской услуги. В данном случае можно говорить о привычном представлении деятельности врача как исполнителя определенной профессиональной роли. Результаты опроса показали, что наиболее ценными качествами врача для пациента традиционно являются его профессиональные знания и умения. Этот факт отметили абсолютно все респонденты. На втором месте, по мнению пациентов, качества врача - это умение сопереживать состоянию больного - 76,5% респондентов. Немаловажными качествами, характерными для врача являются «ответственность» - 72% опрошенных, «морально-этические» - 43,7% пациентов.

Удовлетворенность пациента стоматологической помощью формируется в процессе эффективных интеракций и коммуникаций в диаде «врач-пациент». Важная роль в этом взаимодействии принадлежит личностным характеристикам самого врача-стоматолога. Такого мнения придерживается 82% пациента, участвовавших в анкетировании, для 13% респондентов личностные качества врача не имеют существенного значения, остальные 5% не могли определиться с ответом.

Анализ полученных результатов позволил определить позицию пациента стоматологического профиля в отношении личностных характеристик врача-стоматолога, формирующих установку пациента на удовлетворенность качеством предоставляемой услуги. Мнение о том, что врач должен быть дипломатичным разделяет 72% опрошенных, организованным -81% респондентов, обладать знаниями и навыками общения с пациентом - 97% респондентов, инициативным - 66% и интеллектуально гибким - 64% пациентов.

Таким образом, стоматологическое лечение, осуществляемое в системе институциализированных социальных контактов, наличие и сила связей взаимодействий врача и пациента развиваются по социально-психологическим закономерностям. Развитие стоматологической практики - это, прежде всего, развитие отношений врача и пациента, которые включают в себя не только экономические проблемы, а еще социальные и этические.

Литература

1. Решетников, А.В. Социальный портрет потребителя медицинских услуг / А.В. Решетников //Социология медицины, 2000.- №12.

2. Кузьменко, Г.Г. Статус пациента стоматологической практики / Г.Г. Кузьменко.- Волгоград, 2007.- 25 с.

3. Фирсова, И.В. Теоретические и практические аспекты комплаентности в практике стоматологии / И.В. Фирсова.-Волгоград, 2008.- 76 с.

THE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF A QUALIFIED STOMATOLOGICAL SERVICE (PATIENT’S POSITION)

D.V. MICHALCHENKO

Volgograd State Medical University

Stomatological treatment in the system of institualized social contacts, the presence and power of doctor and patient’s interaction connections develop according to social and psychological regularity. The development of stomatological practices is, first of all, the de-

velopment relations between a doctor and a patient, which include not only economical problems, but also social and ethical ones.

Key words: social and psychological factors, stomatological service.

УДК 614.27.008.2:33]:517

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОТИВДЕЙСТВИЯ УГРОЗАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ДА. КУЗНЕЦОВ*

Сформулирована дефиниция угрозы экономической безопасности фармацевтической организации как наиболее конкретная и непосредственная форма опасности или совокупность условий и факторов, угрожающих корпоративным интересам фармацевтической организации. Даны определения угроз финансовой, кадровой, технико-технологической, информационной, политикоправовой, экологической и силовой безопасности фармацевтической организации. Проведено социологическое исследование угроз экономической безопасности, с помощью специально разработанных анкет.

Ключевые слова: фармацевтические организации, угрозы экономической безопасности.

Объективной реальностью фармацевтической деятельности в условиях конкуренции является наличие и влияние угроз экономической безопасности фармацевтической организации. Под угрозой экономической безопасности нами понимается наиболее конкретная и непосредственная форма опасности или совокупность условий и факторов, угрожающих корпоративным интересам фармацевтической организации. В этой связи практически представляется важным наличие возможности и способности выявления угрозы, определения её уровня, формирование системы противодействия угрозам (их предотвращение или перевод явных угроз в потенциальные) [1-3].

Цель исследования - изучение угроз экономической безопасности фармацевтических организаций, определение угроз по типам, разработка методологического подхода по оценке степени угроз экономической безопасности фармацевтической организации, разработка системы противодействия угрозам экономической безопасности в фармации.

Материалы и методы исследования. Использовались методы теории нечетких множеств, методы анкетирования, интервьюирования, коллективных экспертных оценок, использовались принципы системного подхода. Объекты исследования оптовые и розничные фармацевтические организации: Рязанской, Московской, Тульской, Владимирской, Тамбовской областей.

Результаты и их обсуждение. В ходе проведенного исследования нами сформулированы понятия угроз экономической безопасности по ее видам для фармацевтических организаций, определения видов угроз расположены в порядке убывания их значимости [3].

Угрозы финансовой безопасности фармацевтической организации это совокупность явлений и процессов, имеющих как количественное так и качественное выражение, подрывающие показатели финансового состояния фармацевтической организации, отражающих уровень его финансовой защищенности и защиту корпоративных интересов в настоящем и будущем.

Угрозы кадровой безопасности это проявление опасности защищенности интересов фармацевтической организации по развитию и совершенствованию человеческого потенциала, подержанию эффективной системы управления трудовыми ресурсами, сочетающееся с минимизацией ущерба, связанного с работой фармацевтического персонала.

Угрозы технико-технологической безопасности фармацевтической организации это явления и процессы, отрицательно влияющие на её экономическое состояние, ограничивающие развитие и ущемляющие корпоративные интересы за счет технико-технологической составляющей экономической безопасности.

Угрозы информационной безопасности это действия, процессы, факторы, подрывающие состояние защищённости информационной среды фармацевтической организации, обеспечивающее её формирование, аналитико-синтетическую

* ГБОУ ВПО Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова Минздравсоцразвития России, 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, 9, e-mail: oef@pharm.rzn.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.