Научная статья на тему 'Социально-психологические детерминанты формирования национальной толерантности в условиях глобализации'

Социально-психологические детерминанты формирования национальной толерантности в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
182
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / национальная толерантность / внутренние и внешние детерминанты / культура / этническая идентификация / культурно-ценностные ориентации / межнациональная солидарность / этнопсихологические особенности / равенства / ценность / tolerance / national tolerance / internal and external determinants / culture / ethnic identification / cultural and value orientations / interethnic solidarity / ethno-psychological features / equality / value

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бафаев М.М.

Толерантность – одна из фундаментальных основ достижения социального согласия в обществе. В развитом общественном сознании толерантность представляет собой качество, которое характеризуется принятием индивидом или обществом интересов, убеждений, верований, привычек других людей или сообществ. На основе этого можно утверждать, что избранная государством стратегия, направленная на обеспечение мира и стабильности в Узбекистане, является верной и дальновидной и находит поддержку у большинства его граждан. Теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы позволил расширить терминологический аппарат, сформулировать рабочее определение понятия «толерантного сознания», под которым понимается − систем установок, ценностных ориентаций, которое создает предпосылки для установления межличностных отношений, характеризующихся открытостью, позитивным эмоциональным восприятием партнера по взаимодействию, проявлением эмпатии по отношению к поведенческим реакциям и ценностям, мировоззрению других людей. Воздействуя на все эти факторы, можно оказывать целенаправленное влияние на формирование толерантного поведения в молодежной среде. В публикации представлена актуальность исследования проблемы социально-психологические детерминанты формирования национальной толерантности в условиях глобализации. Отмечается, что развитие культуры толерантности и гуманизма – это важнейший приоритет государственной политики Узбекистана, где обеспечивается уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям всех наций и народностей, проживающих на ее территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-psychological determinants of national tolerance in the context of globalization

Tolerance is one of the fundamental foundations of achieving social harmony in society. In the developed public consciousness the tolerance represents quality which is characterized by acceptance by the individual or society of interests, beliefs, habits of other people or communities. On the basis of this, it can be argued that the strategy chosen by the State aimed at ensuring peace and stability in Uzbekistan is faithful and far-sighted and is supported by the majority of its citizens. The theoretical and methodological analysis of the problem under study made it possible to expand the terminology apparatus, formulate a working definition of the concept of “tolerant consciousness”, which means systems of attitudes, value orientations which creates the prerequisites for establishing interpersonal relations characterized by openness, positive emotional perception of a partner in interaction, the manifestation of empathy in relation to behavioral reactions and values, worldview of other people. By influencing all these factors, it is possible to have a purposeful influence on the formation of tolerant behavior in the youth environment. The publication presents the relevance of the study of the problem of socio-psychological determinants of the formation of national tolerance in the context of globalization. It is noted that the development of a culture of tolerance and humanism is the most important priority of Uzbekistan's State policy, where respect for the languages, customs and traditions of all nations and nationalities living in its territory is ensured.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические детерминанты формирования национальной толерантности в условиях глобализации»

Психологические науки

УДК 159.9+316.37+316.77 DOI:10.24412/2303-9744-2021 -2-10-27

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

М.М. Бафаев

Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами (Ташкент, Республика Узбекистан); ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8501-

8458

Аннотация. Толерантность - одна из фундаментальных основ достижения социального согласия в обществе. В развитом общественном сознании толерантность представляет собой качество, которое характеризуется принятием индивидом или обществом интересов, убеждений, верований, привычек других людей или сообществ. На основе этого можно утверждать, что избранная государством стратегия, направленная на обеспечение мира и стабильности в Узбекистане, является верной и дальновидной и находит поддержку у большинства его граждан. Теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы позволил расширить терминологический аппарат, сформулировать рабочее определение понятия «толерантного сознания», под которым понимается - систем установок, ценностных ориентаций, которое создает предпосылки для установления межличностных отношений, характеризующихся открытостью, позитивным эмоциональным восприятием партнера по взаимодействию, проявлением эмпатии по отношению к поведенческим реакциям и ценностям, мировоззрению других людей. Воздействуя на все эти факторы, можно оказывать целенаправленное влияние на формирование толерантного поведения в молодежной среде. В публикации представлена актуальность исследования проблемы социально-психологические детерминанты формирования

национальной толерантности в условиях глобализации. Отмечается, что развитие культуры толерантности и гуманизма - это важнейший приоритет государственной политики Узбекистана где обеспечивается уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям всех наций и народностей, проживающих на ее территории.

Ключевые слова: толерантность, национальная толерантность, внутренние и внешние детерминанты, культура, этническая идентификация, культурно-ценностные ориентации, межнациональная солидарность, этнопсихологические особенности, равенства, ценность

UDC 159.9+316.37+316.77

DOI:10.24412/2303-9744-2021 -2-10-27

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF NATIONAL TOLERANCE IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

M.M. Bafaev

Tashkent State Pedagogical University named after Nizami (Tashkent, Republic of Uzbekistan); ORCID: 0000-0002-8501-8458

Abstract. Tolerance is one of the fundamental foundations of achieving social harmony in society. In the developed public consciousness the tolerance represents quality which is characterized by acceptance by the individual or society of interests, beliefs, habits of other people or communities. On the basis of this, it can be argued that the strategy chosen by the State aimed at ensuring peace and stability in Uzbekistan is faithful and far-sighted and is supported by the majority of its citizens. The theoretical and methodological analysis of the problem under study made it possible to expand the terminology apparatus, formulate a working definition of the concept of "tolerant consciousness", which means systems of attitudes, value orientations which creates the prerequisites for establishing interpersonal relations characterized by openness, positive emotional perception of a partner in interaction, the manifestation of empathy in relation to behavioral reactions and values, worldview of other

people. By influencing all these factors, it is possible to have a purposeful influence on the formation of tolerant behavior in the youth environment. The publication presents the relevance of the study of the problem of socio-psychological determinants of the formation of national tolerance in the context of globalization. It is noted that the development of a culture of tolerance and humanism is the most important priority of Uzbekistan's State policy, where respect for the languages, customs and traditions of all nations and nationalities living in its territory is ensured.

Keywords: tolerance, national tolerance, internal and external determinants, culture, ethnic identification, cultural and value orientations, interethnic solidarity, ethno-psychological features, equality, value

Из мирового опыта известно, что стабильность государства во многом зависит от его способности решать различные проблемы в межнациональных отношениях. В этом плане межнациональное согласие становится решающим фактором для любого многонационального государства.

Декларация принципов толерантности [1], принятая на 28-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, является важным фактором в обеспечении мира и согласия между народами мира, равенства и сотрудничества на основе приоритета прав и свобод человека демонстрирует важность превращения культуры межнационального согласия и толерантности в универсальную ценность.

В последние годы, с генерализацией культур по всему миру, миграционный процесс стал глобальным, с образованием диаспор с разными культурами, стилями жизни и языками в каждой стране, этнокультурами, этническими, миграционными и демографическими процессами разных наций и народов, проживающих на ее территории, и это утверждает, что изучение этнодинамики населения важно для поддержания мира и стабильности и является одной из наиболее актуальных проблем в исследованиях в этой области [27;28;29;30;31].

На территории Узбекистана издавна проживают разные народы и этносы. «Узбекистан всегда был верен своим традициям в области межнационального согласия и религиозной толерантности и никогда не отклонится от этого пути. В нашей стране приоритет отдается укреплению

атмосферы взаимного уважения, дружбы и согласия между представителями разных национальностей и религий [2]. Приоритеты в области безопасности, религиозной толерантности и межнационального согласия в пункте 5.1. «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы», принятой Президентом показывает, насколько важно в обществе выполнять такие задачи, как укрепление гражданского, межнационального и межрелигиозного мира и согласия; укрепление независимости и суверенитета государства, усиление роли страны как полноценного субъекта международных отношений, вступление в ряды развитых демократий, создание зоны безопасности, стабильности и добрососедства вокруг Узбекистана [3].

Мировые исследования по формированию и совершенствованию национальной толерантности дали ряд научных результатов, включая следующие: феномен национальной толерантности (National University of Singapore); разработаны методы повышения национальной толерантности в образовательном процессе (National Advice on pedagogical technology); разработаны компоненты национальной толерантности (University of Social Psychology); усовершенствованы механизмы национальной толерантности (University of Trento);разработаны методики определения формирования национальной толерантности (Московский институт психологии); усовершенствованы психологические основы влияния межнациональных отношений на образовательную деятельность (Seoul ofNational University); выявлено проявление и влияние социальной идентичности в межличностных отношениях (University of Social Psychology, Польша).

Известно, что толерантность - это личное или социальное качество, что означает признание того, что мир и социальная среда многогранны, и, следовательно, взгляды на этот мир также разные (В. Тишков). Национальная толерантность - это многогранная концепция, которую можно рассматривать в психологии с точки зрения личности и его или ее отношения, системы ценностей, образования и развития.Следует отметить, что национальная толерантность - это, с одной стороны, цель и результат воспитания, наряду с формированием определенных социальных отношений, а с другой стороны, достоинство и качества личности, проявляющиеся в человеческом поведении и отношениях. Следует отметить, что вопросы толерантности, человечности,

взаимного уважения, признательности, национальной толерантности находят своё отражение в работах энциклопедических ученых Востока Абу Наср Фараби, Абу Али ибн Сины, Абу Райхан Беруни, Алишера Навои, Джалолиддина Давани, Абдурахмона Джами, Унсурулмаали Кейкавус, также было научно изучено в наследиях Амира Тимура, Захириддина Мухаммада Бабура и других [4; 5; 6; 7; 8; 9].

Также следует отметить, что учёные дальнего и ближнего зарубежья Г. Олпорт, Т. Мендельберг, Дж. Милль, Дж. Локк, Дж. Олпорт, А. Тешфель, А. Вальцер, Г. Солдатова, А. Асмолов, И. Юсупов, В. Хотинец, Г. Бардиер, В. Петренко, Г. Стефаненко, П. Степанов, Н. Лебедева, В. Золотухина, Г. Андреева, Э. Богардус, В. Криско, Э. Шлягина научно проанализировали различные аспекты толерантности. На основании изученной литературы и аналитических материалов можно сказать, что национальная толерантность -характерная черта многогранных человеческих отношений, черта личности, связанная с чувством собственного достоинства, уважением к другим [13-26].

Вопросы национальной толерантности у личности всесторонне проанализированы узбекскими учёными, в том числе П. Кабуловым, З. Кадыровой, А. Шариповым, В. Алиевой, О. Атамирзаевой, Р. Муртазаевой, С. Шермухамедовым, К. Хоназаровым, М. Хажиевой, М. Вахидовой, в научных исследованиях узбекских психологов М. Давлетшиным, В. Токаревой, Э. Газиевым, В. Каримовой, Г. Шаумаровым, Н. Сафаевым, А. Жабборовым, М. Маматовым, И. Махмудовым, Б. Ботировым, Ф.Татибаевой, З. Абидовой, Х. Жабборовым, Г. Саломовой, А. Рузиевым [4-12]. Они рассматривали толерантность в гармонизации национальных интересов, технологии формирования толерантныхкачеств у приемных детей, толерантное мышление у детей в семье, толерантность в национальном сознании, социально-нравственное развитие молодежи посредством толерантности,этническое и национальное самосознание у учащихся начальных классов, ценности в формировании национального характера, этнические стереотипы в процессе социализации, толерантность у медицинских работников, этническая и национальная идентичность, социальные представления, духовные воспитание, этнические ценности, стереотипы, с точки зрения духовного становления личности в общественной жизни.

В статье представлены материалы исследования по содержанию, порядку и применению психодиагностических методов, направленных на определение национальной толерантности у личности. С помощью этих психодиагностических методов была сделана попытка изучить взаимосвязь между национальной толерантностью и уровнем индивидуальных культур, доброжелательностью, показателями толерантности. Изначально в рамках нашего исследования мы сосредоточились на изучение социально-психологических факторов, влияющих на формирование национальной толерантности в разном возрасте. Для этого в группе подростков и юношей была проведена«Методика изучения этнической идентификации» (О.Л. Романова) и получены эмпирические данные (табл. 1).

Таблица 1

Показатели национальной толерантности в разном возрасте

Статистические показатели

Этапы возрастных М-средн. арифм. S2 стандартное

периодов знач. отклонение

Подростковый возраст 13,61 8,25

Отрочество 16,61 11,15

Согласно результатам, представленным в таблице, имеется особенность в проявлении национальной толерантности в разном возрасте. В частности, формирование национальной толерантности составляет в подростковом возрасте М = 13,61 и в юношеском возрасте М = 16,61.

Следует отметить, что вместе с человеческим совершенством меняется отношение к себе и другим людям, народам и нациям. Это включает не только понимание обычаев, традиций и взглядов своей нации, но и восприятие людей других национальностей как своих партнёров.

В рамках нашего исследования была сделана попытка изучить взаимосвязь между национальной толерантностью и видами толерантности, то есть этнической толерантностью, социальной толерантностью, совершенством. Изначально мы сосредоточились на обосновании взаимосвязи национальной толерантности с индексами толерантности.

Толерантность - это терпимость к образу жизни, поведению, привычкам, чувствам, мнениям, идеям и убеждениям других. Толерантность -

это осознанный, осмысленный и ответственный выбор человека, сложное, многогранное и составное явление, которое проявляется через позицию и действия человека по установлению определенных отношений. В этом контексте в группе подростков и юношей, принявших участие в исследовании стремились изучить степень, в которой толерантность была связана с этническими социальными формами и формами идентичности в формировании национальной толерантности. С этой целью провели экспресс-опрос «Индексы толерантности» (Г. Солдатова, О. Кравцова, О. Хухлаев, Л. Шайгерова) и «Методика изучения этнической идентификации» (О.Л. Романова) иполучили эмпирические данные (табл. 2).

По данным таблицы (табл.2) установлено, что высокий уровень национальной толерантности у личности связан с этнической толерантностью в значительней степени (г=0,33; р<0,001), а высокий уровень - с социальной толерантностью (г=0,25; р<0,005). Развитие национальной толерантности у личности приводит к росту у них как этнической, так и социальной толерантности. Также отмечается, что при умеренном формировании национальной толерантности существует значимая связь с этнической толерантностью (г=0,23; р<0,05) и социальной толерантностью (г=0,28; р<0,05).

Таблица 2

Особенности взаимосвязи национальной толерантности междувидами толерантности у личности_

Критерии Виды толерантности

национальной Этническая Социальная

толерантности толерантность толерантность Совершенство

высоко 0,33* 0,25* 0,09

средняя 0,23* 0,28* 0,16

ниже 0,1 0,22 0,12

Примечание: *p<0,05, **p<0,01

Результаты показывают, что существует положительная корреляция между видами толерантности по уровню развития национальной толерантности у личности.

Одной из задач, обозначенных в нашем исследовании, является

обоснование взаимосвязи между видами толерантности (табл. 3).

Таблица 3

_Взаимосвязь видов толерантности у личности_

Индексы толерантности Индексы толерантности

Этническая толерантность Социальная толерантность Совершенство

Этническая толерантность 1 0,24** 0,19**

Социальная толерантность 0,24** 1 0,30**

Совершенство 0,19** 0,30** 1

Примечание: *p<0,05, **p<0,01

Согласно результатам, представленным в таблице, этническая толерантность в подростковом и юношеском возрасте сильно коррелирует между социальной толерантностью (г=0,24; р<0,01) и совершенством (г=0, 19; р<0,01). Хорошо известно, что этническая толерантность - это способность человека проявлять толерантность к другим этническим группам, их незнакомому образу жизни, поведению, национальным традициям, чувствам, отношениям, идеям, убеждениям и т.д.

С этой точки зрения повышение достойности человека к своей нации, уважение к своим традициям приводит к положительному изменению отношения к другим народам. Следует отметить, что позитивное отношение к другим народам, появление взглядов, растущее уважение к их национальным традициям, религиям и ценностям можно рассматривать как важные факторы формирования у них национальной толерантности.

Культура - это достижение человечества в общественных отношениях в материальных и духовных ценностях. Культура - это уровень идейного и духовного развития общества, который определяется его материальными условиями жизни, его бытом, идеологией, образованием, достижениями в науке, искусстве и технологиях. Следует отметить, что имеет наиболее важность изучение формирования культурных уровней в человеке, их влияния на национальную толерантность.В группе испытуемых были проведены методики «Диагностика культурно-ценностных ориентаций» (Л.Г.

Почебут) и «Методика изучения этнической идентификации» (О. Романова) получены важные результаты (Таблица 4).

Таблица 4

Взаимосвязь критерий национальной толерантности видами _культур_

Критерии национальной толерантности Уровни культуры

Традиционная культура Современная культура Динамично развивающая культура

высоко 0,44** 0,25* 0,13

среднее 0,35* 0,22* 0,02

ниже -0,9** 0,16 0,09

Примечание: *p<0,05, **p<0,01

Результаты в таблице показывают, что высокий уровень развития национальной толерантности имеет значительную корреляциюс традиционной (г=0,44; р<0,01) и современной культурой (г=0,25; р<0,05). Здесь традиционная культура характеризуется ориентацией людей на прошлое, приверженностью традициям, интересом к истории. Следовательно, преобладание в человеке прошлых традиций и обычаев усиливает чувство уважения к ценностям других народов.Для современной культуры характерно еще и то, что люди ориентированы на настоящее, на современные реалии. Ценности этой культуры сосредоточены на развитии прав, профессии, способностей человека, самообновлении и самоуправлении.

Результаты экспериментов показали, что умеренное развитие национальной толерантности в значительной степени связано с традиционной (г=0,35; р<0,05) и современной культурой (г=0,22; р<0,05). Следует отметить, что низкий уровень развития национальной толерантности оказался значительным контрастом с традиционной культурой (г=-0,9; р<0,01). Понятно, что низкий уровень национальной толерантности приводит к неприятию ими элементов традиционной культуры.

В исследование не обнаружили корреляции между национальными критериями толерантности и динамично развивающейся культурой. Для

динамично развивающейся культуры характерно стремление людей добиваться быстрых результатов в будущем. С этой точки зрения мы видим, что между этими двумя явлениями нет никакой связи.

В рамках нашего исследования мы смогли изучить взаимосвязь между уровнями культуры личности (табл.5).

Таблица 5

Взаимосвязь между культурно-ценностной ориентации и видов _толерантности у личности_

Уровни культуры Виды толерантности

Этническая толерантность Социальная толерантность Совершенство

Традиционная культура 0,13* 0,08 0,07

Современная культура -0,06 0,01 -0,03

Динамичная культура -0,006 0,01 0,04

Примечание: *p<0,05, **p<0,01

Согласно по данным в таблице, традиционная культура ассоциировалась с этнической толерантностью (г=0,13; р<0,05). Следует отметить, что традиционная культура - это устойчивая нединамичная культура, для которой характерно активное развитие в ответ на изменения в обществе. Уважение к ценностям прошлого, в частности, объясняется повышенным уважением к ним. Следовательно, существует связь между этнической толерантностью и традиционной культурой.

Кроме того, мы смогли определить детерминанты, влияющие на формирование национальной толерантности в контексте глобализации, на основе диагностических тестов, проведенных в ходе нашего исследования. Мы условно разделили эти детерминанты на два и назвали их внешними и внутренними детерминантами (табл. 6).

Таблица 6

Социально-психологические детерминанты национальной толерантности личности

внешние внутренние

- политическая ситуация в стране; - социально-исторический образ нации; - знание истории и культуры Родины (в когнитивной сфере); - профессиональная направленность субъекта; - рост миграции в стране; - особенности территории, на которой проживает субъект (диаспоры, проживающие в городах, диаспоры, проживающие в крупных городах, мегаполисах и столицах, проживающие на территории своей родины (города, района, села) - особенности индивида (возраст, пол, темперамент); - индивидуальные особенности личности (психологический возраст, формирование «Реального» и «Идеального» «Я»; - самооценка; - уровень самоактивации; - тип поведения в конфликтных ситуациях; - уровень этнокультурной компетентности; - психологическая готовность к межкультурному общению; - восприятие человеком других национальностей; - опыт и навыки межкультурного взаимопонимания

Исходя из внешних детерминант, можем сказать, что важна также политическая ситуация в стране, где проживает субъект, социально-исторический образ нации, а также то, живет ли он в деревне, районе, городе, мегаполисе, столице или на территории своей родины.

Исследования показали, что люди, живущие в городских центрах, а также в столице, более терпимо относятся к людям, чем живущие в районах и селах. Причина этого в том, что большинство других национальностей проживают в центрах, что можно признать одной из отличительных черт полиэтнического общества.

Внутренние детерминанты - это индивидуальные особенности субъекта, возраст, пол, темперамент, формирование образа «реального» и «идеального» «Я», тип межличностных отношений и самооценки, уровень самоактивации, тип поведения в конфликтных ситуациях, этнокультурная компетентность, межкультурная психологическая готовность к общению, опыт и навыки межкультурного взаимопонимания, восприятие человеком других национальностей также играют немаловажную роль.

Основываясь на теоретической литературе и эмпирических данных проведенных нами исследований по социально-психологических детерминант формирования национальной толерантности в процессе глобализации, следует сделать следующие выводы:

1. В работах восточных учёных проблема толерантности объясняется связным образом понятиями щедрости, уважения к другим, доброты, исходящей из человеческих качеств, гостеприимства, помощи другим, заботы и так далее.

2. В то время как зарубежные психологи интерпретировали свои исследования на основе толерантности, терпимости, взаимопомощи, поддержки, уважения к достоинству других людей, искренности и этнического равенства в отношениях, узбекские психологи интерпретировали это как духовное воспитание, духовно-нравственные качества, уделяли внимание с точки зрения идентичности, социализации, этнических стереотипов.

3. Хотя степень сформированности у человека национальной толерантности имеет положительную взаимосвязь с такими видами толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, совершенство воплощается в качестве отдельного приоритетного фактора.

4. Формирование традиционной и современной культур в подростковом и юношеском возрасте основывалось на том факте, что они были механизмом развития национальной толерантности.

По результатам исследования были разработаны следующие рекомендации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Необходимо психологическое определение содержания формировании национальной толерантности у молодых, разработать систему её психологических форм, методов и средств, полностью охватывающих критерии, темы и особенности формирования национальной толерантности.

2. Посредством формирующего обучения молодых, следует учить взаимному общению, сотрудничеству, дискутировать, руководить, находить решения конфликтов и уважать культуру, ценности и права других.

3. Необходимо глубоко понять, что каждый человек уникален, уникальная реальность, и чтобы не причинять вред другим духовно и физически, формировать у молодых культуру человеческих отношений, навыки межличностного общения.

4. Помочь построению отношений между членами общества в образовательных и воспитательных учреждениях на основе равенства, братства, солидарности и межнациональной солидарности даст эффективный результат.

5. Необходимо научить членов общества относиться к другой культуре, обычаям, мышлению и взглядам как к разнообразию мира, уважать их расу, национальность, язык и религию и понимать принципы мира как одну из высших человеческих ценностей.

6. Необходимо научить человека уважать историю, культуру, искусство, язык и традиции своего народа как равноправную и неповторимую черту мировой культуры, а не противопоставлять её чужим ценностям.

Литература:

1. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО - Т.: «Адолат»,

2004.

2. Научно-популярный справочник посвященный изучению и популяризации Послания Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. - Т .: Маънавият, 2019. - С. 264-265.

3. Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии дальнейшего развития Республики Узбекистан». ПФ-4947 № 07.02.2017 http://www.lex.uz/docs/ 3107036.

4. Гозиев Э.Г., Шалимов Э.З. Комил инсоннинг психологик тавсифи. Тошкент, УзМУ, 2006. 76 б.

5. Гозиев Э.Г., Маматкулова Р. Комил инсонни тарбиялаш муаммолари. - Тошкент, ТДТУ, 2001. 72 б.

6. Маматов М.М. Этнопсихология. Тошкент, 1999. 59 б.

7. Сафаев Н.С. Психологические особенности национального самосознания студенческой молодежи. - Автореферат дисс. докт. психол. наук. Ташкент, 2005. 38 с.

8. Сафаев Н.С. Духовность и национальное самосознание личности. Монография. Ташкент: Фан, 2014. 121 с.

9. Ботиров Б.М. Узбек миллий характери шаклланишига цадриятлар таъсирининг психологик хусусиятлари. // психол.ф.н. илмий даражасини олиш учун ёзилган диссертация автореферати. Тошкент, 2011. 22 б.

10. Токарева В.А. Психология нравственного развития личности студента. Монография. Ташкент: Фан, 1989. C. 44

11. Отамуротов С. Глобализация и нация. Тошкент: Янги аср авлоди, 2008. 201 б.

12. Мухаматбердиев О.Б. Национальное самосознание народов Ср. Азии на современном этапе их развития. Автореферат докт. социол. наук. Москва, 1992. 45 с.

13. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998. - 252 с.

14. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000.

255 с.

15. Юсупов И.М. Толерантность - что это такое? Казань, 2008. 128 с.

16. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - Спб. Алетейя, 2000. -

240 с.

17. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. Автореф. дисс. д. психол.н. СПб.: 2007. 45 с.

18. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. 368 с.

19. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика. Москва : АПКиППРО, 2006. 84 с.

20. Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 61-80.

21. Золотухин В.М. Толерантность. Кемерово, 2001. 145 с.

22. Андреева Г.М. Социальная психология. 5-е изд. М.: Аспект Пресс, 2010. 363 с.

23. Emory S. Bogardus. "A Social Distance Scale." Sociology and Social

Research 17 (1933): 265-271.

24. Крысько В.Г. Социальная психология. 3-е изд. М.: Омега-Л., 2006.

352 с.

25. Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Исследование этнической толерантности личности. - Толерантность в современном мире//Национальный психологический журнал. №2, 2011. С. 80-89.

26. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб., 2005. 279 с.

27. Бафаев М.М., Санакулова Н.С., Болтаев С.И. Национальная толерантность - основа мира и стабильности / М.М. Бафаев, Н.С. Санакулова, С.И. Болтаев // Психология XXI столетия: материалы ежегодного Конгресса (Ярославль, 27-29 октября 2017), МАПН.

28. Bafaev M. The Factors Influencing Formation of Tolerance Among Young People. "Intellectual Archive" / M. Bafaev // Scientific journal. 2018. Vol. 7. No. 3. P. 16-21.

29. Бафаев М.М. Национальная толерантность как фактор развития общества / М.М. Бафаев // Вестник интегративной психологии. 2015. Вып. 15. С. 126-128.

30. Бафаев М.М. Психологические основы толерантности. «Замонавий психология фанининг амалий имкониятлари» мавзусида хорижлик мутахассисликлар иштирокидаги илмий-амалий конференция материаллари / Тошкент, 2018. Б. 128-131.

31. Бафаев М.М. Роль феномена толерантности в развитии современного общества // Вестник НУУз. Ташкент, 2017. № 1/3. Б. 9-11.

References:

1. Deklaracija principov tolerantnosti JuNESKO T.: «Adolat», 2004.

2. Nauchno-populjarnyj spravochnik posvjashhennyj izucheniju i populjarizacii Poslanija Prezidenta Respubliki Uzbekistan Shavkata Mirzijoeva Olij Mazhlisu. T .: Ma"navijat, 2019. Pp. 264-265.

3. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan «O strategii dal'nejshego

razvitija Respubliki Uzbekistan». PF-4947 № 07.02.2017 http://www.lex.uz/docs/ 3107036.

4. Foziev Je.F., Xalimov Je.Z. Komil insonning psihologik tavsifi. Toshkent, UzMU, 2006. 76 p. (in Uzbek)

5. Foziev Je.F., Mamatkulova R. Komil insonni tarbijalash muammolari. -Toshkent, TDTU, 2001. 72 p. (in Uzbek)

6. Mamatov M.M. Jetnopsihologija. Toshkent, 1999. 59 p. (in Uzbek)

7. Safaev N.S. Psihologicheskie osobennosti nacional'nogo samosoznanija studencheskoj molodezhi. - Avtoreferat diss. dokt. psihol. nauk. Tashkent, 2005. 38 p.

8. Safaev N.S. Duhovnost' i nacional'noe samosoznanie lichnosti. Monografija. Tashkent: Fan, 2014. 121 p.

9. Botirov B.M. Yzbek millij harakteri shakllanishiga Kadrijatlar ta"sirining psihologik hususijatlari.//psihol.f.n. ilmij darazhasini olish uchun jozilgan dissertacija avtoreferati. Toshkent, 2011. 22 p. (in Uzbek)

10. Tokareva V.A. Psihologija nravstvennogo razvitija lichnosti studenta. Monografija. Tashkent: Fan, 1989. p. 44.

11. Otamurotov S. Globalizacija i nacija. Toshkent: Jangi asr avlodi, 2008.

201 p.

12. Muhamatberdiev O.B. Nacional'noe samosoznanie narodov Sr. Azii na sovremennom jetape ih razvitija. Avtoreferat dokt. sociol. nauk. Moskva, 1992. 45 p.

13. Soldatova G.U. Psihologija mezhjetnicheskoj naprjazhennosti. M.: Smysl, 1998. 252 p.

14. AsmolovA.G. Na puti k tolerantnomu soznaniju. M.: Smysl, 2000. 255

p.

15. Jusupov I.M. Tolerantnost' - chto jeto takoe? Kazan', 2008. 128 p.

16. Hotinec V.Ju. Jetnicheskoe samosoznanie. - Spb. Aletejja, 2000. 240

p.

17. Bardier G. L. Social'naja psihologija tolerantnosti. Avtoref. diss. d. psihol.n. - SPb.: 2007. 45 p.

18. Stefanenko T. G. Jetnopsihologija: Uchebnik dlja vuzov. M.: Aspekt Press, 2004. 368 p.

19. Stepanov P.V. Vospitanie tolerantnosti u shkol'nikov: teorija, metodika,

diagnostika. Moskva : APKiPPRO, 2006. 84 p.

20. Lebedeva N.M. Jetnicheskaja i kross-kul'turnaja psihologija: Uchebnik dlja vysshih uchebnyh zavedenij. M.: MAKS Press, 2011. Pp. 61-80.

21. Zolotuhin V.M. Tolerantnost'. Kemerovo, 2001. 145 p.

22. Andreeva G.M. Social'naja psihologija. 5-e izd. - M.: Aspekt Press, 2010. 363 p.

23. Emory S. Bogardus. "A Social Distance Scale." Sociology and Social Research 17 (1933): 265-271.

24. Krys'ko V.G. Social'naja psihologija. 3-e izd. - M.: Omega-L., 2006.

352 p.

25. Shljagina E.I., Enikolopov S.N. Issledovanie jetnicheskoj tolerantnosti lichnosti. - Tolerantnost' v sovremennom mire//Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. - № 2, 2011. Pp. 80-89.

26. Pochebut L.G. Vzaimoponimanie kul'tur. Metodologija i metody jetnicheskoj i kross-kul'turnoj psihologii. Psihologija mezhjetnicheskoj tolerantnosti. SPb., 2005. 279 p.

27. BafaevM.M., Sanakulova N.S., Boltaev S.I. Nacional'naja tolerantnost' - osnova mira i stabil'nosti / M.M. Bafaev, N.S. Sanakulova, S.I. Boltaev // Psihologija XXI stoletija: materialy ezhegodnogo Kongressa (Jaroslavl', 27-29 oktjabrja 2017), MAPN.

28. Bafaev M. The Factors Influencing Formation of Tolerance Among Young People. "Intellectual Archive" / M. Bafaev // Scientific journal. 2018. Vol. 7. №. 3. Pp. 16-21.

29. Bafaev M.M. Nacional'naja tolerantnost' kak faktor razvitija obshhestva / M.M. Bafaev // Vestnik integrativnoj psihologii. 2015. Vyp. 15. Pp. 126-128.

30. Bafaev M.M. Psihologicheskie osnovy tolerantnosti. «Zamonavij psihologija fanining amalij imkonijatlari» mavzusida horizhlik mutahassisliklar ishtirokidagi ilmij-amalij konferencija materiallari / Toshkent, 2018. Pp. 128-131.

31. Bafaev M.M. Rol' fenomena tolerantnosti v razvitii sovremennogo

obshhestva // Vestnik NUUz. Tashkent, 2017. № 1/3. Pp. 9-11.

— • —

Сведения об авторе

Мухиддин М. Бафаев, PhD психологии, и.о. доцента кафедры практической психологии Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами (Ташкент, Республика Узбекистан); e-mail: ped_mahorat@inbox.ru

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.