ЪС
I
LU
о
UJ
<
CI UJ
SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF AUTHORITARIAN AND DEMOCRATIC STYLES OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF RELATIONS "TEACHER-STUDENT": THE CONTEXT OF EFFECTIVENESS Avdeeva Liiiya Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Senior Lecturer Shirvanian Arevik Eknikovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Yashutkin Vyacheslav Anatolyevich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor
Department of General Pedagogics and Modern Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol
The article deals with the socio-psychoiogicai determinants of authoritarian and democratic styles of pedagogical leadership in the system of relations "teacher-student". Thus marked the determinants in the theoretical value is caused by the semantic conceptual category field "pedagogical leadership" and "pedagogical leadership". The General effectiveness of the educational process in higher education depends on the interdependence of these categories, which is inherently of methodological importance for the implementation of the teacher's leadership in relation to the student group.
Keywords: teacher; student; pedagogical leadership; pedagogical leadership; style of pedagogical leadership.
УДК 378.147 ВАК РФ 13.00.08
© Авдеева Л.Н., 2018 © Ширванян A3., 2018 ©Яшуткин В.А., 2018
АВДЕЕВА Лилия Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Iilik4igiyandex.ru
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АВТОРИТАРНОГО ИДЕМОКРА ТИЧЕСКОГО СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ "ПРЕПОДАВА ТЕЛЬ-СТУДЕНТ": КОНТЕКСТ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В статье рассматриваются социально-психологические детерминанты авторитарного и демократического стилей педагогического руководства в системе отношений "преподаватель-студент". При этом обозначенные детерминанты в теоретическом значении обусловлены смысловым понятийным полем категорий "педагогическое руководство" и "педагогическое лидерство". От взаимообусловленности этих категорий, которое по своей сути имеет методологическое значение для осуществления руководящей деятельности преподавателя по отношению к студенческой группе, зависит и общая эффективность образовательного процесса в высшем учебном заведении. Ключевые слова: преподаватель; студент; педагогическое руководство; педагогическое лидерство; стиль педагогического руководства.
ШИРВАНЯН Аревик Экниковна, кандидат педагогических наук, доцент
are vik-83@maii. ru
ЯШУТКИН Вячеслав Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент
yshvast@yandex.ru
кафедра Общей педагогики и современных образова тельных технологий, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
В высшемучебном заведении преподаватель, исходя из своего статуса, занимает позицию руководителя по отношению к академической группе студентов, обладая, при этом, определенными властными полномочиями, позволяющими ему осуществлять педагогически ориентированную руководящую деятельность, эффективность которой непосредственно обусловливает и общую успешность (или неуспешность) образовательного процесса в целом. Социально-психологические детерминанты эффективности педагогической руководящей деятельности обусловлены соотношением двух позиций, которые может занимать преподаватель в студенческой группе: позиции исключительно руководителя или позиции лидера. Рассмотрим, в связи с этим, понятия педагогического руководства и лидерства.
Педагогическое руководство понимается в качестве социально-психологического явления, имеющего официальную, формальную основу. Позиция преподавателя как руководителя студенческой группы обусловлена его статусной педагогической властью, которой преподаватель обладает благодаря более высокому по отношению к студентам своему профессиональному, формальному положению. [1].
Преподаватель как руководитель студенческой группы в рамках образовательного процесса реализует соответствующие статусные функции:
1. Контрольная функция: проявляется в контроле качества учебной деятельности студентов, в требовании выполнения ими своих учебных обязанностей, соблюдения соответствующей дисциплины.
2. Стратегическая функция: предполагает осуществление целеполагания и планирование учебной деятельности студенческой группы.
3. Организаторская функция: реализуется в организации совместной учебной деятельности студентов.
4. Инновационная функция: характеризуется внесением в совместную учебную деятельность студенческой группы необходимых педагогических инноваций.
5. Функция наказания: воздействие на деструктивное поведение студентов с помощью негативных санкций.
Ориентация преподавателя на реализацию исключительно статусных функций порождает авторитарный стиль педагогического руководства, который осуществляется в рамках парадигмы принуждения.
Данная парадигма педагогического руководства характеризуется следующим:
- отрицанием свободы личности студента, признанием того, что его поведение изначально является ущербным и потому нуждающимся в управлении, отрицанием способности студента в самоуправлении;
- построением эмоциональных барьеров в отношениях со студентами, отрицанием идентичности (сходства) с ними;
- повышенной чувствительностью преподавателя к наличию или отсутствию желательного или нежелательного поведения студентов;
- доминированием негативных санкций в качестве основного средства влияния на поведение и учебную деятельность студентов [4, с. 163].
В целом отечественные авторы актуализируют следующие социально-психологические характеристики авторитарного педагогического руководства: краткие сухие распоряжения; демонстрация преподавателем своего превосходства, запреты без снисхождения; четкая речь, неприветливый тон, похвала и порицания студентов субъективны; позиция преподавателя - вне студенческой группы, его мнение является доминирующим, так как преподаватель единолично решает все текущие проблемы учебной деятельности студентов, при этом он может учитывать, а может и не учитывать их мнение; завышенная требовательность ко всем студентам, ограничивающая
их учебную самостоятельность и инициативу; возможное проявление грубости, запугивания; преподаватель исключает такие средства, как разъяснение и убеждение в общении со студентами, ориентируясь исключительно на педагогическое требование [1; 4].
Содержательно-функциональный анализ приведенных признаков позволяет констатировать следующее: доминирующий признак авторитарного стиля педагогического руководства состоит в беспрекословном подчинении студентов, при котором они не имеют возможности проявлять учебную инициативу, принимать самостоятельные решения, проявлять творчество в учебной деятельности. При этом педагогическая власть авторитарного преподавателя в своей системной целостности реализуется исключительно в директивном измерении.
Обратимся теперь к понятию педагогического лидерства. Данное явление, как полагают отечественные исследователи, рождается в условиях неформальных отношений преподавателя и студентов, проявляясь во влиянии, оказываемом педагогом на студенческую группу. Такое влияние имеет психологический характер и формы его выражения весьма разнообразны: изменения могут затрагивать поведенческую сферу личности студентов, их отдел ь н ые л и ч н остн ы е ч ерты, деятел ь н остн ы е установки, учебную мотивацию. Конечная цель такого влияния связана с ориентацией студентов на решение стоящих перед академической группой учебных задач [2, с.174].
Многие исследователи, которые занимаются проблемами педагогического лидерства и руководства утверждают, что положение педагога в качестве руководителя - ещё не является доминирующим условием эффективности его профессиональной деятельности. Чтобы обозначенная деятельность была успешной, преподавателю необходимо быть лидером в студенческой группе, то есть обладать одновременно как статусным, так и психологическим влиянием на студентов.
Целый ряд исследователей рассматривают проблему руководства и лидерства (в том числе педагогического), в контексте смыслового значения понятий авторитета роли и авторитета личности. Они констатируют, что "авторитет роли" руководителя (преподавателя), который не подкреплен соответствующим авторитетом его личности, деморализует подчиненных (студентов), неизбежно детерминируя их желание избежать ответственности за самостоятельные решения. Поэтому подлин-
ЪС
ил
ъс о ш
<
С1 ш
ныи авторитет преподавателя порождается интеграцией его авторитета роли, то есть формальным руководством, и авторитетом его личности - то есть неформальным лидерством.
В целом авторитет педагога (от лат. влияние, власть) можно трактовать в качестве влияния, которым пользуется преподаватель в студенческой группе, основанное на признании студентами его жизненного опыта, предметных знаний, нравственных достоинств его личности и т.д. Педагогический авторитет личности предполагает признание за преподавателем права принимать управленческие решения в значимых для отдельных студентов или студенческой группы жизненных и (или) учебных ситуациях. Авторитетный преподаватель -этоличность,обладающая высокой степенью референтности для студентов [3, с.6-7].
Значимой психологической детерминантой авторитета преподавателя является доверие к его личности со стороны подчиненных студентов. Важность взаимного доверия в системе педагогических отношений невозможно переоценить. В этическом контексте доверие характеризуется, прежде всего, нравственными отношениями между педагогом и студентами, основанными на взятых взаимных обязательствах. Таким образом, доверие, в качестве нравственного понятия, характеризует такие отношения между преподавателем и студентами, которые исходят из убежденности в добропорядочности, ответственности, честности и правдивости друг к другу [3].
Подлинный авторитет личности преподавателя формируется не только в ходе реализации статусных, но и личностно-ориентирован-ных функций преподавателя, к которым относятся:
1. Экспертно-информационная функция: консультирование студентов по учебным вопросам.
2. Нормативная функция: укрепление и совершенствование формальных и неформальных нормативных основ отношений в студенческой группе.
3. Функция управления внутригрупповыми вертикальными и горизонтальными конфликтами: профилактика, разрешение конфликтных ситуаций, защита интересов и прав каждого студента в системе внутригрупповых отношений, проявление уважения и такта в отношениях состуденческой группой.
4. Креативная функция: делегирование студентам права (в контексте диалогичных форм педагогического взаимодействия) творческой реализации своей личности в образовательном процессе.
5. Представительская функция: защита интересов студентов во внешне групповых отношениях.
6. Функция реального поощрения: справедливое поощрение студентов за реальные достижения в учебной и др. деятельности.
7. Функция авансирующего поощрения: поощрение авансирующего характера при условии ответственности и добросовестности студентов.
8. Воспитательная функция: осуществление воспитательного воздействия на студентов с помощью личного примера и т.д.
Ориентация преподавателя на реализацию как статусных,так и личностно-ориентирован-ных функций является базовым условием возникновения и осуществления демократического стиля педагогического руководства.
Современные авторы характеризуют этот стиль следующим образом: учебные инструкции часто в форме предложений; позитивный тон педагогического общения; похвала и порицание на основе принципа справедливости; позиция преподавателя - внутри студенческой группы; учебные и др. мероприятия могут планироваться не только преподавателем, но и вместе со студенческой группой; за реализацию предложений отвечают все студенты; все разделы учебной и др. работы могут не только предлагаться преподавателем, но и в определенных случаях обсуждаться в студенческой группе; преподаватель в полной мере использует механизмы студенческого самоуправления; имеет место взаимное распределение прав и обязанностей для развития учебной самостоятельности и инициативы студентов [1; 5].
Таким образом, базовым признаком демократического стиля педагогического руководства является взаимодействие преподавателя и студенческой группы в рамках принципа диалога и, как следствие, право студентов на учебную самостоятельность и инициативу, возможность их творческой самореализации в условиях образовательного процесса.
Примечания:
1. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект-пресс, 2004. - 365 с.
2. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 1993. - 352 с.
3. Малинаускас Р.К. Динамика социальной ответственности студентов педвуза. - Каунас, 2003. -246 с.
4. Психологические основы делового общения : учебное пособие для руководителей образова-
тельных учреждений, учителей и практических психологов. - М. : Илекса; Ставрополь : Сервисш-кола, 2002. - 192 с.
5. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М. : Тандем, Эк-мос, 1999.-352 с.
MODEL OF THE PROCESS OF FORMA TION OF THE ECONOMISTS A BILITY TO USE IN HIS PROFESSION A L A CTIVITIES TECHNICAL MEANS AND INFORMATION TECHNOLOGIES
Ahmedova Saidat Limatulaevna, Senior Lecturer, Department of Computer Science, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Republic of Dagestan
The article describes the model of the process of forming the ability of an economist to use technical means and information technologies in his professional activity that connects eight semantic blocks (goal-setting, instrumental-methodological, component-criteria!, information-cognitive, logical-analytical, initiative-activity, virtual-network and evaluative-productive), aligned with the main provisions of the theory of informatization of the process of professional training of students economics profile.
Keywords: model; modeling; economist; technical means; information technology.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ УД К 3 7.013
ЭКОНОМИСТА ИСПОЛЬЗОВА ТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВАК РФ 13.00.02 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В статье разработана модель процесса формирования способности экономи- © Ахмедова С.Л., 2018 ста использовать в профессиональной деятельности технические средства и информационные технологии, соединяющая восемь смысловых блоков (целе-полагающий, инструментально-ме тодический, компонентно-критериальный, информационно-когнитивный, логико-аналитический, инициа тивно-деятель-ностный, виртуально-сетевой и оценочно-результативный), выстроенные с учетом основных положений теории информатизации процесса профессиональной подготовки студентов экономического профиля.
Ключевые слова: модель; моделирование; экономист; технические средства; информационные технологии.
Моделирование процесса формирования способности экономиста использовать в профессиональной деятельности технические средства и информационные технологии позволяет рассмотреть данный процесс целостно, комплексно и системно.
В переводе с французского языка слово "modele" переводится как - эталон, мера, образец, стандарт. Сегодня в российской науке и зарубежных исследованиях активно используются различные формы моделирования. Метод моделирования представляет собой такой метод исследования объекта, который через создание макета, идеализацию, аналогичной объекту модели, исходя из его характеристик, позволяет получить новые знания, но, самое ценное - это целостную информацию об объекте (об искомом процессе). [2]
Другими словами, разработанная нами модель формирования способности у бакалавра-экономиста использовать информационные технологии в профессиональной деятельности представляет некую гипотезу, которая выражена в наглядной, схематичной форме. Сама модель достаточно абстрактна, она содержит в себе конкретные блоки, модули, элементы, отражающие последовательность процесса формирования определенных компетенций и качеств у будущего экономиста. [1] Наряду с этим, разработанная нами модель демонстрирует характерные признаки - наглядность, макет-ность, идеализацию как элемент научного планирования и воображения (рис. 1).
АХМЕДОВА Саидат Лиматулаевна, старший преподаватель, кафедра Информа тики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала, Республика Дагестан rukisha@bk.ru