УДК 74.00
Л.И.Луценко, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, (4872) 56-73-09, Agl51@ mail.ru (Россия, Тула, ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Анализируется роль социально-психологических аспектов в управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения. Рассматриваются проблемы конфликтологической компетентности руководителя, исследуется понятие «конфликт» и его сущность, описываются факторы, вызывающие конфликты в педагогических коллективах.
Ключевые слова: управление, социально-психологические аспекты управления, конфликтология, конфликт, конфликтологическая компетентность.
В условиях ориентации мирового сообщества на гуманистические ценности и построение человекоцентристской модели социального общества особые требования предъявляются к деятельности управленцев разного уровня и масштаба, в том числе и руководителей образовательных учреждений. Актуальным в их работе становится усиление внимания к поиску путей более эффективного использования человеческих ресурсов, к поведенческому аспекту управленческой деятельности, к вопросам, связанным с гибким, динамическим, ситуационным стилем управления.
Как показывает практика, наиболее успешны в этом плане руководители, владеющие рациональными приемами организации управленческой деятельности. В философских исследованиях, посвященных гносеологическим аспектам деятельности, по аналогии с этапами эволюции научного мышления описываются три типа научной рациональности. Экстраполируя эти типы на управленческую деятельность, мы выделяем три уровня управленческой рациональности руководителя и нацеливаем его в процессе повышения квалификации на достижение высшего, постнеклассического уровня рациональности в любых видах его деятельности, в процессах как самопознания и познания, так и управления системами разного масштаба [1].
Это позволяет руководителю не только отрефлексировать необходимость достижения результата (классический уровень управленческой рациональности), оценить затраты и ресурсы в процессе деятельности по принципу «Какова цена вопроса?» (неклассический уровень управленческой рациональности), но и выйти на его высший, постнеклассический уровень - постижение смысла и ценности цели и, соответственно, определение необходимости и реальности ее осуществления в коллективе. При этом руководителю важно учитывать не
только пространственно-временные характеристики (место и время события), специфику конкретной ситуации, но и профессиональноличностные особенности членов педагогического коллектива, включая себя самого.
Прорыв к постнеклассической (аксиологической или смысловой) культуре в процессе любой деятельности позволяет руководителю как личности, гражданину и профессионалу рационально конструировать свой жизненный путь и проектировать стратегию развития коллектива, выстраивать партнерские отношения и формировать ценностноориентационное единство в коллективе, быть успешным и удовлетворенным своей профессиональной деятельностью, что способствует эффективному осуществлению им одной из важнейших своих функций - социально-психологической и выполнению роли духоподъемной силы в коллективе [2].
В современных условиях социально-психологическая функция руководителя выступает в качестве одной из ведущих, однако практика демонстрирует недостаточный уровень профессионализма управленцев в этой сфере. По данным социологических исследований свыше 60 % всех возникающих в сфере управления конфликтов происходит по причине коммуникативно-конфликтологической некомпетентности руководителей, поэтому овладение руководителем технологией управления, разрешения и предупреждения конфликтов является важнейшим звеном в структуре его профессиональной квалификации. Этим объясняется тенденция увеличения в учебных планах курсов повышения квалификации управленческих кадров количества часов на разделы, посвященные социально-психологическим аспектам управления.
Актуальность для общества проблемы взаимодействия и взаимоотношений субъектов деятельности способствовала возникновению во второй половине прошлого столетия конфликтологии как относительно самостоятельной, междисциплинарной отрасли знаний, представляющей собой симбиоз философии, социологии, психологии, педагогики, медицины, юриспруденции и т.д. Таким образом, конфликт является объектом исследования различных научных дисциплин, но единого согласованного и общепринятого определения понятия «конфликт» не существует. Анализ различных определений показывает, что при всей близости характеристик, описываемых как компоненты или признаки конфликта, ни одно из них не может быть принято в качестве универсального либо в силу ограниченности охватываемых им явлений лишь частью конфликтной феноменологии, либо из-за многозначности используемых формулировок. Однако в литературе по вопросам конфликтологии можно найти разнообразные характеристики, определяющие понятие «конфликт», среди которых обозначим такие, как:
- сложное, комплексное явление, имеющее вторичные социальнопсихологические аспекты;
- результат сопротивления существующим в обществе отношениям господства и подчинения;
- результат столкновения противоборствующих тенденций деятельностного, поведенческого, характерологического, мотивационно-потребностного, целевого, эмоционально-волевого и личностного аспектов взаимодействия;
- один из видов социального взаимодействия, связанный с проявлениями отрицательных эмоций;
- реакция человека на препятствия в процессе достижения целей; на поведение другого, не соответствующее ожиданиям; на несовместимость характеров, культурных основ поведения и потребностей;
- эскалация каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие;
- столкновение, связанное с острыми эмоциональными переживаниями противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, точек зрения в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных действиях индивидов или групп людей и т.д.
Как утверждают конфликтологи, невозможность найти универсальное определение понятию «конфликт» обусловлено и тем, что современная концепция конфликтов охватывает разнообразные сферы -ноосферу, биосферу, экосферу, техносферу, живую и неживую материю и т.д. В современных условиях происходит кризис эргатических систем, представляющих собой единство индивида, социума и техники (эргатическая система - сложная система управления, составной элемент которой — человек-оператор или группа операторов). При этом многие специалисты по конфликтологии считают, что человеку присущи «проявления эргатичности поведения и мышления», проявляющиеся среди прочего в потере человеческого в человеке. К тому же возрастает число крупномасштабных конфликтов, требующих эффективного их решения в сжатые сроки, что способствует вовлечению в орбиту изучения феномена конфликта все новых исследователей.
Сужая область исследования, отметим, что в социологии термин «конфликт» (от лат. сопШСш - столкновение) в самом общем виде рассматривается как форма отношений между субъектами социального взаимодействия, характеризующаяся их противоборством на основе противоположно направленных сил, сторон, тенденций, мотивов (потребностей, интересов, ценностей, убеждений, идеалов, целей и путей их достижения и др.), суждений (взглядов, позиций, мнений, оценок и др.). Современная наука признает, что конфликт является неотъемлемой частью
жизнедеятельности социальных систем (соответственно, естественным проявлением развития социально-педагогических систем), дает выход накапливающейся социально-психологической напряженности, порождает изменения в деятельности людей и организаций в целом, влияет на процессы в обществе.
В рамках конфликтологии рассматриваются и анализируются различные проблемы, связанные с управлением, разрешением и предупреждением конфликтов как одной из форм общения, что подтверждает многоаспектность этого феномена:
- выявление роли, смысла и функций конфликта как момента диалектического развития - философский аспект;
- изучение характера общественных отношений в случае предельного обострения противоречий классов, групп, общностей -социологический аспект;
- отражение специфики конфликтогенного сознания на индивидуальном и коллективном уровнях и определение методов работы с ним, а также особенностей воздействия конфликтов на личность и социум, способов нивелировки его деструктивных последствий - социальнопсихологический аспект;
- исследование сущностного содержания конфликтного взаимодействия, определение общих категорий конфликтологического анализа, выделение основных понятий и их сущностного содержания, выявление механизмов конфликта и основных аспектов его проявлений -конкретно-научный аспект;
- выработка и освоение технологий разрешения конфликтов, способов управления ими и создание основ здорового общения на базе выявления специфики конфликтного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности и отношений в целях предупреждения конфликтов -прикладной аспект.
Развитие любой динамической системы осуществляется через разрешение противоречий, которые могут быть «погашены» при успешном их прогнозировании или «улажены» при условии взаимной
договоренности. Если этими способами противоречия предотвратить не удается, возникает конфликт, который при несвоевременном разрешении может перерасти в кризис. Конфликт как одна из возможных стадий развития противоречия и форм общения характерен для межличностных и межгрупповых отношений и в педагогических коллективах, поэтому стал предметом исследования одной из отраслей знаний - педагогической конфликтологии.
Так директору школы полезно знать и учитывать в своей деятельности конфликтогенные факторы, заложенные в самой педагогической деятельности и ведущие как к внутриличностным, так и
межличностным конфликтам в педагогическом коллективе. Рассмотрим эти типы конфликтов.
Конфликты, обусловленные многообразием профессиональных обязанностей педагога. Осознание невозможности одинаково хорошо выполнить все свои дела может привести добросовестного педагога к внутреннему конфликту, к потере уверенности в себе, разочарованию в профессии. Такой конфликт является следствием плохой организации труда педагога; его преодоление возможно на путях выбора главных, но в то же время реальных задач и рациональных средств и методов их решения.
Конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, которые оказывают влияние на исполнение профессиональных обязанностей учителя. Работники органов образования, руководители школ, коллеги, ученики и родители могут оспаривать выбор учителем средств, методов, форм обучения и воспитания, правильность выставления оценок учащимся и т.д. Наличие педагогической позиции, высокая профессиональная культура помогут учителю психологически грамотно преодолевать подобные конфликты.
Конфликты, возникающие из-за низкого престижа отдельных предметов школьной программы. Музыку, труд, изобразительное искусство, физкультуру причисляют к «второстепенным» предметам, что является следствием преобладания в школе сциентистской установки. В то же время престиж любого школьного предмета зависит в конечном счете от личности учителя и качества его работы.
Конфликты, обусловленные несовпадением ценностей, которые пропагандирует учитель в школе, с ценностями, которые наблюдают ученики вне ее стен. Педагогу важно быть психологически готовым к проявлению эгоистичности, грубости, бездуховности в социуме и в школе, чтобы отстоять свою профессиональную позицию [3].
Вместе с тем, решая проблемы конфликтности в коллективе, нельзя не учитывать влияние внутреннего состояния руководителя, его личностных особенностей на характер его управленческой деятельности («конфликтоёмкостии» руководителя). Вполне реально возникновение ситуации, когда внутриличностный конфликт, психологический дискомфорт, испытываемый руководителем, становится причиной межличностных конфликтов, т.к. «агрессия, направленная вовнутрь, оказывается подходящим инструментом внешней агрессии» (Т. Адорно). Этот феномен усиливается тем, что, согласно теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера [4], внутренний дискомфорт руководителя является часто неизбежным следствием ситуации выбора управленческого решения (особенно при принятии непопулярного решения). И степень когнитивного диссонанса определяют такие факторы, как важность самого
решения; относительная привлекательность отвергнутой альтернативы в сравнении с выбранной альтернативой; степень совпадения когнитивных элементов, соответствующих каждой из существующих альтернатив.
Стремясь выйти из складывающейся, психологически и когнитивно дискомфортной для себя ситуации, руководитель пытается (осознанно или неосознанно) увеличить относительную привлекательность выбранной альтернативы или по возможности «психологически аннулировать принятое решение». Необходимо учитывать и то, что при смене социального статуса (например, при назначении на должность руководителя), во многих случаях новая роль может еще долгое время провоцировать возникновение диссонанса между существующей ценностной системой взглядов и характером новой деятельности человека. Однако, как отмечает Л.Фестингер, «постоянно будет прослеживаться как тенденция к уменьшению противоречий, так и стремление интериоризовать взгляды и ценности, согласующиеся с новым статусом»
[4].
Диагностические срезы и практика общения с руководителями образовательных учреждений показали недостаточный уровень развития у части управленцев таких видов способностей, как гностические (понимание других людей: эмпатия, наблюдательность, способность к идентификации и др.), экспрессивные (самовыражение личности; открытость, доверие, культура речи и др.), а также интеракционные способности (активное влияние на партнеров общения, организация совместной деятельности, справедливость и требовательность, решительность, вежливость, такт, умение убеждать и др.).
Таким образом, важность социально-психологического аспекта управленческой деятельности руководителя основывается на том, что знания, умения и навыки входят в структуру профессионализма специалиста (педагога, руководителя) не напрямую, а опосредуются индивидуальными их особенностями, направленностью их личности, ценностными ориентациями и т.д.
Рост интереса к проблемам психологизации жизнедеятельности человека как мировая тенденция основан среди прочего и на предупреждении медиков и психологов в разных странах о возможной угрозе человечеству в плане деградации личности как индивидуальности в объект, потери ею субъектности, человеческого в человеке из-за бюрократизации жизни (соблюдение внешней формы, формальностей нередко в ущерб содержанию, сущности дела), тоталитаризма (политического, экономического, духовного).
В связи с этим в документах ЮНЕСКО цели образования в их психологическом контексте обозначены в таких формулировках, как:
- научение наблюдению и пониманию происходящего (с целью
адаптации в постоянно изменяющемся мире);
- объективная оценка своих возможностей (с целью определения своей меры жизни, «потолка», ближайшей зоны развития);
- выработка своих личностных критериев существования (чтобы не карабкаться на чужой пьедестал, а создавать свой, конкурируя, в первую очередь, с самим собой, способствуя тем самым здоровьесберегающему и себе и другим людям образу жизни) и т.д.
Усиливающаяся в связи с этим тенденция возрастания роли рефлексивности в процессе образовательной и управленческой деятельности предполагает не только осмысление и осознание собственной деятельности педагогами и руководителями (самонаблюдение - самоанализ
- самооценка - самопроектирование), но и научение этому обучающихся и подчиненных.
С учетом этого в современных условиях наблюдается процесс усиления внимания к социально-психологическим дисциплинам в процессе повышения квалификации специалистов, ибо практика и экспериментальные данные демонстрируют недостаточный уровень профессионализма управленческих и педагогических кадров в этой сфере, в том числе и существенные пробелы в области их коммуникативноконфликтологической компетентности.
Список литературы
1. Луценко Л.И. Профессиональная компетентность руководителя школы: учебное пособие. Тула: ИПК и ППРО ТО, 2007. 100 с.
2. Луценко Л.И. Конфликты: управление, разрешение,
предупреждение: учебное пособие. Тула: ИПК и ППРО ТО, 2006. 96 с.
3. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.
С.15.
4. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / пер. с англ. СПб.: Речь, 2000. С. 310.
L.I.Lutsenko
SOCIAL-PSYCHOLAGICAL ASPECTS OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
The author analyzes a role of social - psychological aspects in administrative activity of the head of educational establishment. In article problems conflictologycal competence of the head are considered, the concept "conflict" and its essence is investigated, the factors causing conflicts in pedagogical collectives are described.
Key words: management, social-psychological aspects of management,
conflictology, the conflict, conflictologycal competence.
Получено 12.02.2012 г.