Научная статья на тему 'Социально психологические аспекты труда учителя'

Социально психологические аспекты труда учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1695
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально психологические аспекты труда учителя»

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧИТЕЛЯ ТРУДА

Профессия учителя, педагога, как и профессия врача,- одна из древнейших. По сути, педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, во многом обусловлены ролью учителя и школы. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия учителя остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.

Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна по причине того, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры [2].

Социальные функции учителя претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живет в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе. Неудивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от уровня наемного ремесленника до государственного служащего. Примеры истории доказывают, что социальная роль и функции учителя зависят от самой истории общества. Между тем в них есть нечто постоянное и общее для разных исторических периодов и эпох. Основные из них: педагог выполняет роль “двигателя” в обществе, катализатора общественного прогресса; роль “аккумулятора”, накапливающего в себе социальный опыт и знания и передающего их молодому поколению; учитель - лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением; также педагог участвует в формировании духовного мира молодежи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества [3].

Учитель в школе является организатором учебного процесса, источником знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса. Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей, т.е. являются организаторами воспитательного процесса.

Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социальнопсихологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.

К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных, изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Для того чтобы сделать учащегося личностью - а сейчас обществу как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, - сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

На труд учителя оказывают непосредственное влияние целый ряд факторов, которые условно можно разделить на три блока. Первый блок - это объективно - личностные характеристики: профессиональное мастерство и способности учителя, педагогический профессиональный опыт, уровень образования и квалификации, общекультурный уровень и эрудиция, профессиональная устойчивость (''приверженность школе"), включенность в работу, возраст и стаж работы, ценностные ориентации, качество жизни (социальные и бытовые условия жизни учителя), социальное происхождение и воспитание, религиозность, пол и национальность.

Второй блок - социально-организационные факторы школы, куда входят: политика администрации в области образования, социальная структура (роли, нормы, статусы, социальный контроль), властные отношения, стиль руководства, психологический климат в коллективе, организация учебно-педагогического процесса, формальные и неформальные отношения, конфликты в педагогической среде, материальные и моральные поощрения, уровень зарплаты, объем учебной нагрузки, возможность профессионального роста и карьеры, материально-технические ресурсы школы.

Третий блок - субъективно-психологические факторы, влияющие на педагогический труд учителя - восприятие работы, установки, мотивация, черты личности (уверенность в себе, уровень субъективного контроля, адекватность самооценки и самоконтроля) и творческие способности [1].

В педагогической деятельности учителя школы, как известно, значительное место принадлежит личности самого учителя, присущим ему жизненным ценностям, интересам и потребностям, которые в значительной мере предопределяют мотивы и цели его профессиональной деятельности, отношение к работе и удовлетворенность ею. Особо важным фактором, в особенности для женщин-учителей, является возможность гармоничного сочетания семейной и профессиональной жизни.

Исследование социального самочувствия женщин-учителей, имеющих семью проводилось в сентябре 2008г. среди учителей трёх средних общеобразовательных школ г.о.Тольятти. 42% опрошенных составили учителя школы №90 Автозаводского района, 35% -школы №82 также Автозаводского района и 23% - школы №13 Центрального района.

Всего было опрошено 100 женщин в возрасте от 26 до 60 лет. Распределения по возрасту таковы: 26-30 лет - 8%, 31-39 лет - 22%, 40-49 лет - 42%, 50-55 лет - 21%, 56-60 лет - 7%. Так же было проведено интервью с молодыми учителями, стаж работы которых не превышал 5-ти лет.

Как видно из полученных данных, в коллективе учителей есть представители как молодого, так и старшего поколений, однако доминирует среднее поколение (возраст 31-55 лет). В целом возрастной состав представляется нормальным, что позволяет сочетать в организации образовательного процесса прогрессирующие теоретические знания молодых учителей и педагогический опыт их старших коллег.

Распределение по стажу работы таково: 1-9 лет - 7%, 10-20 лет - 45%, 21-30 лет - 36%, 31-40 лет - 12%. Подавляющее большинство опрошенных имеют солидный педагогический опыт. Отрицательным фактором является довольно небольшой процент молодых специалистов, что в общем то является типичным для большинства российских школ.

Основной причиной выбора профессии учителя 70% опрошенных указали своё непосредственное желание и интерес к данной профессии. 22% хотели получить гуманитарную специальность, 11% отметили, что выбор произошёл спонтанно. 7% опрошенных остановили свой выбор на профессии учителя т.к. не было большого выбора специальностей, 5% выбор помогли сделать родители и ещё 4% пошли учиться за компанию с другом или подругой. Молодые учителя в качестве основной причины выбора именно этой профессии так же отмечали своё непосредственное желание и интерес к ней, а также роль учителя-наставника и симпатию к конкретному учебному предмету. «Я всегда мечтала быть учителем, не представляла себя вне школы», «На мой выбор повлияла наша классная руководительница. Она вела русский язык и литературу, которые были моими любимыми предметами. Отчасти именно поэтому я и сама сейчас преподаю именно эти предметы».

Учитель практически постоянно находится в непосредственном контакте с учениками. Согласно опросу, большинство из них иногда испытывают чрезмерную эмоциональную нагрузку от непрерывной работы с детьми - 73%. Часто испытывают эмоциональное напряжение 14% респондентов и 13% особой эмоциональной нагрузки не испытывают вовсе.

Межличностные отношения, определяемые как взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способе взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения, имеют огромное значение для самочувствия учителя. Учитель в процессе своей повседневной деятельности включен в сложную систему взаимоотношений как с учащимися и их родителями, так и внутри своего трудового коллектива. 81% опрошенных отметили, что с большинством родителей у них хорошие, доверительные отношения. 19% отметили, что с большинством родителей у них сугубо деловые отношения. И что примечательно, ни один респондент не указал на отсутствие контакта и взаимопонимания с родителями учащихся. Что не может не радовать. Проинтервьюированные молодые учителя так же отметили, что удовлетворены отношениями с родителями и учащимися: «С родителями у меня налажен контакт, отношения хорошие, «С учениками повезло, «трудных» детей мало, со всеми удалось найти общий язык. Возможно, в этом помогает мой возраст, т.к. ребятам легче воспринимать меня на равных, чем моих старших коллег».

Обстановку в рабочем коллективе большинство респондентов оценивают положительно, что несомненно благотворно влияет на трудовой процесс и самочувствие учителя в целом. 64% опрошенных отметили что коллектив дружный, сплочённый, многие коллеги по работе являются их друзьями. 22% опрошенных отметили что коллектив не очень дружный и в большинстве своём разбит на небольшие группы. 14% затруднились ответить, и вновь нужно заметить, что ни один респондент не указал на неуютность и конфликтность рабочего коллектива.

Молодые учителя отмечали, что не испытывали особых сложностей в начале работы. «Довольно быстро влилась в коллектив, старшие коллеги в этом очень помогли». Однако в первые годы работы молодые учителя уделяют внимание прежде всего преподаванию. На третий год работы основное внимание переключается на общение с ребятами. И только на четвертый год работы в школе эти два параметра (преподавание и общение) сближаются и наступает, вероятно, качественно новый этап деятельности. Также молодые педагоги отмечали важность мнения коллег и общую атмосферу в коллективе «Обстановка в рабочем коллективе несомненно важна, т.к. она непосредственно влияет на трудовой процесс».

Школьное учительство сегодня представляют в основном женщины, по разным данным их от 80 до 90% от общего числа учителей. Это создаёт довольно специфическую среду, работа в которой может вызывать определённые трудности. Однако согласно опросу, лишь 10% респондентов испытывают трудности при работе в женском коллективе. 27% не заду-

мывались над этим и подавляющее большинство - 63% - подобных трудностей вовсе не испытывают.

Однако, не смотря на то, что школьный коллектив по большому счёту является женским, лишь 2% опрошенных считают, что именно женщина успешнее справляется с должностью директора школы. Большинство респондентов - 60% - считают, что и женщина и мужчина смогут справиться одинаково хорошо. 34% считают что успешнее справится мужчина, т.к. лучший руководитель, сильный и уверенный в себе. 4% не задумывались над этим.

Как показывают данные опроса, основным «плюсом» профессии учителя 67% респондентов считают творческий характер педагогического труда. 44% - возможность передавать свои знания и опыт, 43% - удобный рабочий график и наличие длительного летнего отпуска, 42% - интеллектуальный характер профессии, 41% - возможность постоянного самосовершенствования, 38% - признание со стороны учеников, их внимание и любовь, так же 38% -возможность приносить пользу людям и 36% - возможность общения с людьми. Молодые учителя отмечали в качестве основных плюсов также возможность передавать свои знания и опыт, общения с людьми. «Меня привлекает сам процесс обучения, внимание учеников, возможность руководить и наставлять», «Больше всего нравится то, что учитель - творческая профессия. Есть возможность помочь детям, научить их не только своему предмету, но и принять участие в их воспитании».

К основным «минусам» профессии абсолютное большинство учителей - 92% - отнесли невысокую заработную плату. 55% указали на большую загруженность учителей, в том числе психологическую. 51% посетовал на отсутствие к учёбе у большинства детей, что по праву является немало важным показателем. 32% респондентов отметили непрестижность профессии учителя. Об отсутствии перспектив служебного роста сообщили всего 10% опрошенных и лишь 1% опрошенных отметили в качестве недостатка конфликты в педагогическом коллективе. Это подтверждает достаточно широко распространенное в обществе мнение о том, что альтруизм и бескорыстное и служение своему призванию является по-прежнему одним из основных качеств

учительства. Молодые педагоги считают что основными «минусами» являются нежелание детей учиться, отсутствие у них заинтересованности. Также отмечалась нехватка дисциплинированности и усидчивости. «Я преподаю в одной из самых больших школ города, учеников много, наполняемость классов около 30-ти человек. Тяжело бывает успокоить класс, призвать детей к дисциплине». «Большинству учеников не интересна школа и процесс обучения как таковой». Аспект невысокой заработной платы также отмечался как основной: «Заработная плата учителя неприлично низкая», однако подчёркивалась значимость этой профессии для общества: «Профессия учителя очень сложная, тяжелая, но благородная и нужная людям». Желания сменить род деятельности и уйти с работы у опрошенных не возникало.

В ходе интервью молодые педагоги отметили, что больше всего в учениках ценят внимательность, интерес к предмету, способность концентрироваться. Отмечались также и качества, которых большинству школьников не хватает: «Ребятам сложно заставить себя учиться, не хватает дисциплинированности».

Семейное положение респондентов в общем довольно благополучно. 74% опрошенных замужем, 12% разведены, 6% не замужем, 4% живут в «гражданском браке» и 4% овдовели. Довольно большой процент официально зарегистрированных браков объясняется тем, что в них состоят в большинстве своём женщины в возрасте старше 35 лет. Соответственно браки они заключали во времена, когда институт семьи не находился в настолько кризисном состоянии, которое мы можем наблюдать сейчас. В гражданском браке состоят женщины младше 30 лет, что тоже вполне объяснимо.

Больше половины опрошенных женщин-учителей - 53% - воспитывают двоих детей. 34% - одного ребёнка, у 7% детей нет и 6% воспитывают троих и более детей, что несомненно является редкостью в наши дни. Возраст многодетных матерей колеблется в пределах 4055 лет.

Опрошенные молодые педагоги замужем, но детей у них пока нет. Основная причина -нехватка денежных средств и желание пожить в своё удовольствие, не обременяясь заботами о воспитании детей. «Наша семья пока материально не готова к рождению ребёнка», «Ребёнок - это большая ответственность. Всё свободное время необходимо будет посвящать ему, поэтому пока хочется пожить для себя».

Большинство опрошенных - 59% - считают, что эффективность профессиональных обязанностей не зависит от числа детей и вполне можно сочетать воспитание детей и успешную карьеру. 22% затруднились ответить, а 19% отметили, что рабочая сфера страдает при большом количестве детей в семье.

Гармоничное сочетание работы учителя и семейных обязанностей вполне возможно по мнению 65% опрошенных. Такого же мнения придерживаются и молодые учителя, отмечая при этом необходимость помощи супруга и родителей. «Сочетать семью и работу вполне возможно, но при условии помощи мужа и родственников. Это не значит что я брошу ребёнка в любой удобный момент. Это значит что я всегда буду знать, что есть люди которые меня поддержат и на которых я могу положиться в сложной ситуации». 26% отметили что такое сочетание вряд ли возможно, т.к. для того чтобы стать хорошим учителем, нужно полностью отдаваться работе, а при этом непременно пострадает семья. 9% затруднились ответить.

Однако занятость и загруженность учителей всё таки даёт о себе знать. 57% респондентов отметили, что им не всегда хватает времени для семьи и детей, иногда они жалуются на недостаточное внимание. 37% считают, что у них достаточно времени для семьи и детей. 4% отметили, что им катастрофически не хватает времени на семью и детей и 2% затруднились ответить.

Распределение по стажу семейной жизни таково: 1-5 лет - 6,3%, 6-15 лет - 27,8%, 16-25 лет - 40,5%, 26-40 лет - 25,3%. Меньше 6-ти лет в браке живут женщины в возрасте меньше 30. Подавляющее большинство опрошенных прожили в браке более 15 лет, что свидетельствует о прочных семейных и брачных отношениях.

Одной из причин того, что большинству опрошенных не всегда хватает времени на детей, может быть тот факт, что в 38% случаев выполнение домашних обязанностей полностью лежит на женщине. 40% опрошенных утверждают, что их выполнение зависит от служебных дел и занятости. В 22% - согласно склонностям и предпочтению каждого из супругов.

Несомненно положительным является тот факт, что согласно результатам опроса 74% респондентов скорее удовлетворены семейной жизнью и атмосферой в семье. Скорее не удовлетворены всего 6% и 20% затруднились ответить.

Материальное положение учителей - важнейший критерий их социального самочувствия. Заработок учителя в большинстве своём ниже прожиточного минимума. Вдобавок к этому учителя по- прежнему плохо обеспечены жильем, которое в настоящее время практически им не выделяется. Педагогические коллективы хуже, чем другие, обеспечиваются льготными путевками в санатории, дома отдыха, турпоездки и т.д. Вполне удовлетворены материальным положением своей семьи 13% опрошенных. Не вполне удовлетворены больше половины - 58% и 29% считают свою семью малообеспеченной.

Опрошенные молодые учителя не удовлетворены своим материальным положением. Их заработная плата не является основным доходом семьи. «Зарплата учителя очень низкая, никаких серьёзных покупок наша семья себе позволить не может», «Моя зарплата - не основной доход семьи. Иногда помогают родители, ну и конечно доходы мужа». Также молодые учителя не считают свою профессию престижной: «В учителя сейчас идут по большому счёту альтруисты. На одну такую зарплату семью содержать невозможно. О престиже профессии речь вообще не идёт». «Не смотря на то, что учитель, несомненно, важная и нужная обществу профессия, престиж её очень низок. Основной причиной этого, несомненно, является низкая заработная плата».

Однако, не смотря на вышеперечисленные недостатки и сложности, молодые педагоги считают свой выбор профессии правильным, и не жалеют о том что решили стать именно учителем. «Я ничуть не разочаровалась в своём выборе», «Если бы предложили вернуться

назад, я бы ничего не изменила и снова выбрала эту профессию». Это свидетельствует о том, что молодые специалисты вполне осознанно сделали свой выбор, принимая во внимание все «плюсы» и «минусы» своей будущей профессии.

Образовательный уровень учителей довольно высок: большинство имеют диплом о высшем образовании - 79%. 15% респондентов имеют среднее специальное образование, 3% неполное высшее и также 3% имеют два (и более) высших образования.

Таким образом, основным, доминирующим фактором, влияющим на социальное самочувствие учителей можно считать их несомненно трудное материальное положение. По данным масштабного исследования, проведенного Центром социологических исследований (ЦСИ) МГУ им. Ломоносова, было выявлено, что средняя зарплата российского учителя -4812 рублей, директора школы - 6912 рублей. Зарплата каждого четвертого учителя едва покрывает прожиточный минимум - почти 24% получают менее 3 тысяч в месяц. Положение не спасают даже показатели Москвы и Санкт-Петербурга, где учителя получают от 8 тысяч рублей. Примечательным является тот факт, что даже в тех областях, которые принимают активное участие в различных преобразованиях и нововведениях системы образования (одной из таких областей является Самарская), на которые выделяются немалые средства, зарплата учителей также не превышает 3-4-х тысяч рублей. Учителя пополняют свой бюджет доплатами за классное руководство, проверку тетрадей, так называемое "заведование кабинетом", но доля этих доплат столь мала - около 20% от общего дохода, что считать их реальной помощью невозможно.

По данным того же исследования, более чем скромные доходы учителей не позволяют большинству из них даже ходить в театры и на концерты: в прошлом году почти 35% учителей не видели ни одного спектакля. Примерно равное количество - чуть более 20% - позволили себе "выйти в свет" 1 и 2-3 раза. Тех же, кого можно назвать заядлыми театралами, среди учителей вообще единицы. Цифра не дотягивает и до 5%. Менее обременительны для бюджета, а потому более популярны у учителей музеи и выставки.

Немаловажным является тот факт, что за последние годы социальный статус учителей в сознании россиян резко снизился. По данным всероссийского опроса, проведенного Фондом общественного мнения в конце прошлого года, две трети россиян (65%) считают профессию учителя непривлекательной, и только пятая часть уверена в ее привлекательности.

Опрошенные учителя в свою очередь считают, что общественная оценка профессии учителя низка. В целом по стране такого мнения придерживается 66,5% учителей. Как видим, такие мысли, к сожалению, соответствуют действительности: учителя вполне адекватно представляют себе, как общество оценивает их профессию.

Причем ее низкий престиж вовсе связан не с качеством работы учителя, а с оплатой его труда. Оптимистов, которые считают, что статус учителя в обществе высок, ничтожно мало -всего 2%.

Для улучшения материального благополучия школьных учителей, министерством образования РФ было принято решение о переходе на новую отраслевую систему оплаты труда педагогов. Особенностью нового механизма является отказ от расчета зарплаты учителей по единой тарифной сетке, которая не позволяет существенно поднять оплату труда педагогов, а следовательно создать условия для повышения качества образования. При расчете по новой системе заработная плата педагога складывается из многих составляющих, среди них не только количество часов, но и численность обучаемых, сложность предмета, квалификация педагога, классное руководство, надбавки за качество образования, а также применение технологий, направленных на воспитание и сохранение здоровья обучающихся.

По данным министерства образования Самарской области, принимающей участие в нововведении одной из первых, отраслевая система оплаты труда педагогов, которая внедряется в губернии в рамках приоритетного национального проекта «Образование», приносит результаты. По сравнению с прошлым годом средняя заработная плата педагогов, вошедших в эксперимент, увеличилась более чем на треть (38%). Для сравнения: в марте 2006 года этот

показатель составлял 4200 рублей, а в сентябре - 7860 рублей в месяц. На конец 2007 года средняя зарплата учителей Самары составляла 7736 рублей, Тольятти - 7500 рублей.

Однако стоит отметить, что для разрешения сложившейся ситуации простого повышения зарплаты даже в два раза недостаточно. Зарплата должна быть повышена относительно других профессий. Так, чтобы выбирая между учителем и юристом, молодой человек шел в педагоги, понимая, что пусть зарплата будет меньше, но всё же она даст возможность обеспечить достойный уровень жизни для себя и своей семьи и одновременно с этим заниматься любимым делом.

Список литературы

1. Введение в педагогическую деятельность. Учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

2. www.paidagogos.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.