Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты системы менеджмента качества'

Социально-психологические аспекты системы менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / PERSONNEL MANAGEMENT / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афонченко Дарья Алексеевна

Человек играет ключевую роль в системе менеджмента качества. Успешное внедрение системы менеджмента качества на предприятии не может проходить без изменения структуры управления персоналом. Создание благоприятного социально-психологического климата на предприятии способствует повышению уровня производительности труда, приверженности работников организации, улучшению показателей в области качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты системы менеджмента качества»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Социально-психологические аспекты системы менеджмента

качества Афонченко Д. А.

Афонченко Дарья Алексеевна / Afonchenko Daria Alekseevna - аспирант, кафедра управления персоналом и психологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Саратов

Аннотация: человек играет ключевую роль в системе менеджмента качества. Успешное внедрение системы менеджмента качества на предприятии не может проходить без изменения структуры управления персоналом. Создание благоприятного социально-психологического климата на предприятии способствует повышению уровня производительности труда, приверженности работников организации, улучшению показателей в области качества.

Abstract: a person plays a key role in the quality management system. The successful implementation of a quality management system in the enterprise cannot take place without a change of personnel management structure. Creating a good social and psychological climate in the company contributes to the level of productivity, commitment to the organization of workers, the improvement of indicators in the field of quality.

Ключевые слова: система менеджмента качества, управление персоналом, социально-психологический климат.

Keywords: quality management system, personnel management, socio-psychological climate.

Внедрение менеджмента качества на предприятии предполагает решение целого ряда комплекса задач, которые охватывают абсолютно все виды деятельности предприятия: хозяйственную, производственную, административную и т.д. При этом, все эти сферы взаимосвязаны между собой, так как общей их составляющей является не что иное, как трудовой коллектив.

Между существующим подходом в отечественной практике и подходом к управлению, представленным в качественном менеджменте стандартах ISO и можно выделить ряд противоречий:

1. В отечественных предприятиях преобладает приоритет подчинения, когда каждый рабочий выполняет свою часть обязанностей и занимается исключительно своим делом. Основываясь на стандарты менеджмента качества, приоритетом являются общие согласованные цели организации, а сотрудники трудятся во имя общей цели.

2. Пассивность персонала в принятии управленческих решений и организационной составляющей. Принятие активного участия сотрудников в управлении организацией.

3. Преобладание вертикальных коммуникаций. Приоритет горизонтальных коммуникаций в рамках линейно-функциональной организационной структуры.

4. Ликвидация последствий возникающих проблем. Ликвидация причин проблем в управлении персоналом.

5. На первом месте интересы производителя. Приоритетными являются потребности клиента (ориентация на потребителя) и т. д.

I 25 I СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 10(12) 2016

Таким образом, внедрение СМК влечет за собой значительные изменения в области управления персоналом, переход к новому стилю руководства.

В основе качественного управления персоналом лежит регулярное обучение сотрудников, как низшего звена, так и высшего руководства. Непрерывное обучение приводит к постоянному самосовершенствованию, развития мастерства, производственных и управленческих навыков, что ведет к улучшенному качеству выполнения работ и услуг, следовательно, повышению уровня менеджмента качества в целом. Кроме того, обучение способствует саморазвитию, а новые достигнутые результаты приносят моральное удовлетворение. Обучение управляющего персонала способствует качественному изменению структуры управления персоналом. Центральными функциями менеджеров высшего звена должны стать наставничество, помощь и обучение работников, передача накопленного опыта, гарантия внимания ко всем возникающим проблемам и помощь в их решении. Одной из задач руководителей становится наделение правами своих подчиненных, что приводит к активизации творческих способностей, генерации идей и креативных решений. Такая модель взаимодействия позволяет создать двусторонние связи между работниками и руководителями и способствует эффективной работе всего коллектива. Создание благоприятного социально - психологического климата на предприятии способствует увеличению уровня производительности труда, появлению чувства защищенности, безопасности и комфорта, открытости коммуникации, уверенности, возможности свободно мыслить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания.

Формирование благоприятных условий труда включает в себя:

- необходимость изгнания страха в отношениях между руководителем и персоналом, так как страх разрушает достоинство, гордость, мотивацию к эффективному и высококачественному труду, а это непременно сказывается на качестве [1];

- отказ от прилюдной критики, унижения достоинства рабочего, что позволит поддержать в работнике стремление гордиться высококачественным трудом;

- использование коллективных методов принятия управленческих решений;

- организацию работы в команде;

- создание условий труда, позволяющих работнику реализовать свой творческий потенциал, профессионально расти, получать максимальное удовлетворение от выполняемых трудовых обязанностей.

Социально-психологические аспекты в системе менеджмента качества обретают высокую значимость, так как улучшение условий труда, признание, вовлеченность в трудовой процесс, командная работа, моральное удовлетворение от выполняемых трудовых обязанностей персоналом напрямую воздействуют на увеличение производительности труда и общего уровня качества производства.

Литература

1. Аристов О. В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. М.: ИНФРА-М,

2010. 239 с.

2. Разумов В. А. Управление качеством: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010.

208 с.

3. Ульянов М. В. Повышение конкурентоспособности предприятия с помощью СМК.

Стандарты и качество. № 12, 2006.

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 10(12) 2016 | 26 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.