ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
области, впервые осужденные и подследственные с диагнозом «ВИЧ-инфекция» получили возможность обследования иммунологического статуса, вирусной нагрузки и получения высокоактивной антиретровирусной терапии. В решении этих задач, помимо Медицинского управления ГУФСИН России по Свердловской области и Областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, активное участие принимали и общественные организации. Их участие в совместной работе позволило использовать резервные возможности: привлечь дополнительные финансовые средства для проведения семинаров-тренингов, получить сотрудникам пенитенциарных учреждений Свердловской об-
ласти новые знания по вопросам антире-тровирусой терапии, проведению профилактической работы по ВИЧ-инфекции, формированию приверженности АРВТ, познакомиться с основами психологических подходов в работе с ВИЧ-позитивными. Вместе с тем остаются проблемные вопросы, существующие в деятельности учреждений УИС по оказанию медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией: отсутствие специализированной службы по оказанию медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, недостаточное финансирование медицинского обеспечения ВИЧ-инфицированных фармацевтическими препаратами для лечения оппортунистических заболеваний и сопутствующей патологии. ■
Капитан внутренней службы Т. М. ПЕРШИНА, начальник психологической лаборатории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
ОСУЖДЕННЫХ
Включение бывшего осужденного после его освобождения в обычные условия жизни общества является единственным критерием определения эффективности работы учреждений, исполняющих наказание, позволяющим точно определить значимую общественную направленность их деятельности.
В настоящее время в большинстве цивилизованных стран, в том числе и в России, наблюдается кризис системы наказания, что в полной мере относится и к мере лишения свободы, о чем свидетельствуют: рост преступности; высокий уровень рецидива (более чем каждый третий освободившийся из исправительных учреждений вновь совершает умышленное преступление, а среди лиц, отбывших лишение свободы за тяжкие или особо тяжкие преступления, рецидив составляет более 50 %); длительное (свыше семи лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям психики человека.
Кроме этого, в последующем у осужденных снижается социальная активность, мотивация к общественно полезной деятельности, утрачивается чувство вины за совершенное преступление, одновременно с этим у них теряются навыки социально-адаптивного поведения и развиваются качества, обусловливающие регресс личности. Осужденный по окончании срока наказания снова попадает в общество, законы которого должен соблюдать, но в силу ряда причин он не всегда в состоянии им следовать, так как у него затруднена социальная адаптация.
Именно поэтому на первый план в работе учреждений, исполняющих уголовные наказания, выдвигается проблема ресоциализации осужденных. Она предполагает осуществление глубинной личностной перестройки, изменение его личностной направленности, формирование нового социально-адаптивного стиля его жизнедеятельности, усвоение элементарных норм, ценностей и знаний, необходимых и достаточных для того, чтобы быть включенными в жизнь общества. Это поможет осужденному на первых порах более или менее успешно справляться с необходимым количеством ролей в обычных условиях жизни и общества, а в перспективе будет служить основой для восстановления соответствующего объема функций нормального члена общества.
В качестве общих направлений ресо-циализирующей деятельности ИУ можно указать следующие:
психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного;
выявление конкретных дефектов его общей социализации, правовой социализации, дефектов психической саморегуляции;
разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;
осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, нивелирование личностных акцентуаций, психопатий,
снятие всевозможных психологических барьеров;
всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее социально-положительной психической активности, формирование социально-положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе восстановления социально-положительных ценностных ориентаций;
разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;
организация социально-положительной микросреды на основе положительных созидательных интересов, создание условий для нравственного самопроявления личности во внутригрупповых межличностных отношениях;
широкое использование метода поощрений социально-адаптивного поведения.
Ресоциализация личности осужденных связана прежде всего с ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, отработкой устойчивости прочных стереотипов социально-положительного поведения. Создание условий формирования социально-адаптивного поведения личности - основная задача исправительных учреждений.
В настоящее время при формировании социально-адаптивного поведения осужденных существует ряд проблем. Так, например, среди осужденных есть люди с крайне пониженной психической саморегуляцией, потерявшие ценностные ориентации в жизни, многие из них страдают аутизмом (болезненной социальной отчужденностью), разнообразными психическими аномалиями (неврозы, психопатии). Эти лица остро нуждаются в медико-реабилитационном и психотерапевтическом режиме, при таких состояниях психокоррекция затруднена.
У большинства осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, проявляется социальная запущенность, которая вызывает опре-
ПСИхОлОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
деленные деформации его личности. Основными проявлениями социальной запущенности являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность - это основа трудновоспи-туемости и социальной дезадаптации осужденного, что также усложняет процесс формирования адаптивного поведения.
Еще одной из проблем является педагогическая запущенность. Ее проявлениями следует считать труднообу-чаемость, трудновоспитуемость. При участии в психокоррекционных программах такие осужденные не осознают цели и смысла проводимых занятий, их познавательная активность недостаточно развита, что снижает эффективность работы психолога.
Отрицательные стереотипы, сформированные в результате прошлой преступной деятельности, присущие всем без исключения осужденным независимо от их неформального статуса, впоследствии должны быть изжиты в той или иной мере по завершении комплекса мероприятий. Но решение сложных проблем психокоррекции отдельных категорий осужденных -задача, посильная только определенным специалистам в области ресоциализирую-щей психологии. В связи с этим отметим и острый дефицит в соответствующих кадрах, и крайнюю научную неразработанность проблем пенитенциарной психологии - стереотип личностной перестройки, социальной реконструкции осужденных.
Для освобождающихся из мест лишения свободы необходимы дифференцированные социальные программы. Уголовно-исправительные учреждения не в состоянии подготовить осужденных к освобождению без помощи других организаций гражданского общества. Поэтому необходимо способствовать тому, чтобы государственные и общественные организации, работающие с бывшими осужденными, устанавливали с ними вза-
имодействие еще до освобождения и начинали планировать процесс их реинтеграции в общество.
В ходе работы, проводимой в исправительных учреждениях области, была выявлена потребность в создании учреждения, оказывающего лицам, вышедшим из мест лишения свободы, полный спектр услуг по ресоциализации в обществе, - от консультаций специалистов до общежития и трудоустройства. Предполагается совместная деятельность общественных организаций, городских властей и органов внутренних дел, на которых будет возложена ответственность за целевую группу. Такое тесное взаимодействие всех структур, заинтересованных в успешной работе реабилитационной программы, -важнейший фактор ее эффективности.
Работа психолога исправительного учреждения по формированию социально-адаптивного поведения должна содержать как минимум три этапа.
Первый этап - психосоциальная терапия. Он заключается в применении множества психосоциальных индивидуальных и групповых методов, направленных на восстановление когнитивных, мотива-ционных, эмоциональных ресурсов индивида, а также на развитие у него навыков социальной адаптации. Данный этап можно реализовать в исправительном учреждении лишь при взаимодействии психиатра, психолога, начальника отряда и специалиста по социальной работе.
Второй этап - практическое освоение прежних или новых ролевых функций. В данном случае преследуется цель -восстановление способности к самостоятельному принятию решений и личной ответственности. Данный этап необходимо осуществлять в исправительных учреждениях на базе центров социальной реабилитации, которые должны создаваться в них, поскольку режим работы этих центров должен быть приближен к реальной жизни на свободе, что повышает эффективность формирования социально-адаптивного поведения.
Третий этап - закрепление и поддержка полного или частичного социального восстановления. Здесь основная задача - повторение достигнутого успеха и обращение за помощью по мере необходимости, поскольку эффект любых образовательных, тренинговых программ ограничен по времени. Данный этап осуществляется уже после освобождения от отбывания наказания (в условиях жизни на свободе) и требует участия гражданских учреждений, способствующих социальной реабилитации осужденных, - в первую очередь органов и центров социальной защиты, общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений и психологических служб.
Социальная адаптация считается успешной, когда социально полезные связи освобожденного от наказания в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных отклонений. Нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений. Разумеется, ответственность за свою жизнь каждый человек несет сам. Но о ней можно будет говорить только тогда, когда обществом будут созданы условия, при которых этот человек будет иметь выбор, каким образом прожить свою жизнь. ф
Майор внутренней службы
а. г. Завьялов,
начальник психологической службы ГуФСИН россии по Иркутской области
Старший лейтенант внутренней службы
н. в. Сидоренко,
психолог по работе с личным составом
ГуФСИН россии по Иркутской области
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПСИХОЛОГА
В рамках реформирования УИС повышаются требования к уровню подготовки и профессиональным качествам сотрудников психологической службы, их успешной адаптации к профессиональной деятельности, возникает необходимость совершенствования процессов подготовки, обучения, воспитания молодого психолога, формирования его профессионально значимых и личностных качеств.
Имея теоретическую базу психологических знаний, полученных в вузе, молодые дипломированные психологи едва ли могут называться специалистами, а тем более специалистами, готовыми работать в пенитенциарной системе. Повышение качества подготовки специалиста невозможно без комплексного подхода.