Шаумаров Гайрат Бахрамович,
советник министра народного образования Республики Узбекистан, доктор психологических наук, профессор
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВОДА
_УДК: 159.9.072
ШАУМАРОВ Г.Б. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВОДА
В статье рассматриваются социально-психологические особенности, в частности, факторы, причины, мотивы, последствия профилактика развода. Материал акцентирован на формирование психологической культуры развода.
Ключевые слова и понятия: развод - факторы, причины, последствия, профилактика, психологическая культура развода.
ШАУМАРОВ Г.Б. АЖРАЛИШНИНГ ИЖТИМОИЙ-ПСИХОЛОГИКЖИЦАТЛАРИ
Маколада ажралишнинг ижтимоий-психологик хусусиятлари, жумладан, омиллар, сабаблар, мотивлар, асоратлари, олдини олиш йуллари ифода этилган. Макола ёшларда ажралиш мада-ниятини шакллантиришга каратилган.
Таянч суз ва тушунчалар: ажралиш омиллари, сабаблари, асоратлари, профилактика, ажралишнинг психологик маданияти.
SHAUMAROV G.B. SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF DIVORCE
The article deals with socio-psychological characteristics, including factors, causes, motives and consequences of preventing divorce. The material focuses on creating a psychological culture of divorce. Key words and concepts: divorce - factors, causes, consequences, prevention of psychological culture.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2022, 1 (110)
Введение. Актуальность темы.
В статье изложены социально-психологические особенности, в частности причины факторы мотивы последствия, а также вопросы профилактики развода. В основном акцентируется на формировании культуры развода. Во всех странах, в том числе, Узбекистане актуализируются проблемы семьи, ослабление института семьи, рост количества разводов, неполных семей, детей растущих без отца, женщин без мужа. Наблюдается тенденция роста неофициальной полигинии (многоженства), полиандрии (многомужества) особенно в больших городах. Среди них особо актуальной является проблема развода. Развод оказывает негативное влияние на психосоматическое состояние родителей, дети которых разводятся. В результате обостряется имеющиеся у них хронические болезни, ухудшается их здоровье, общество несет потери в трудовых ресурсах. Нередко у родителей при разводе и судебной тяжбе их детей диагностируется такая болезнь как посттравматическое стрессовое расстройство, которое выражается в расстройстве психического характера с такими симптомами как депрессия, гнев, агрессия, бессонница, общая слабость, раздражительность, систематические головные боли, снижение аппетита, апатия, заметные сдвиги мировосприятия в сторону негатива и другие. Чем дольше продолжается процесс развода во времени, тем больше вреда он наносит здоровью старших поколений данной семьи. Последние не являются основанием или пропагандой скороспешного решения судебных дел о разводе.
Целью исследования является изучение состояния и причин семейных разводов и выработка научных практических рекомендаций по сокращению их количества.
Методом исследования является научный анализ данных о количестве семейных разводов, их специфике в разных странах мира.
Основная часть.
От правильности, объективности и психолого-правовой аргументированности решения судов о разводе зависит не только судьба двух молодых, но прежде всего их детей. Потому следует принять все возможные меры для сохранения семьи прежде всего в интересах детей. При этом судебным органам следует учитывать, что чем дольше затягивается про-
цесс, тем больше обе стороны вооружаются наговорами, небылицами, агрессией, несостоятельными притязаниями, неаргументированными жалобами на родителей и близких родственников разводящегося партнера. В результате у родителей начинается формироваться личная неприязнь к личности зятя и невесты. Через эту призму потом воспринимаются родители и близкие родственники разведенных молодых.
Следует отметить, что разводятся молодые, в попытке исправить ошибку судьбы семьи, а страдают в основном их родители и дети, которые несут потери в здоровье, финансах и планах судьбы своих взрослых детей и внуков. Ко всему вышеизложенному, если учесть, что молодые являются представителями коренных народов, то один развод двух молодых людей заметно меняет родственные и дружеские отношения десятка родственников с двух сторон, которые, уже успели услышать часть выдуманных негативов о женихе и невесте, придуманных в целях сохранить свой авторитет среди близких родственников. В результате развода ослабляются, отдаляются, а порой появляется противостояние между двумя родами - родственниками, а также, страдают дети, за которых тоже нередко идет борьба.
Развод — это право человека и никто не имеет это право отменять. Не нарушая прав человека, общество должно думать о предупреждении тех браков, которые при заключении уже имеют большой риск и склонность к разводу.
Устойчивость брака или большая вероятность развода в основном закладывается пред-брачными факторами. Одним из ведущих факторов, согласно которому можно прогнозировать устойчивость, степень жизнестойкости заключающегося брака, являются мотивы создания семьи у молодых. Он (она) может быть безумно влюблен (а), у него (ней) полный расчет на определенный срок, за который личность должна успеть осуществить определенные планы в решении места жительства, достижения карьерного, творческого роста, приобретения дорогостоящих машин, квартир, апартаментов за рубежом, получить большое наследство, за короткий период стать родственником высокопоставленного лица,
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2022, 1 (110)
посредством которого легко и быстро можно решить любые житейские проблемы.
При вышеизложенном мотиве в большинстве случаев брачный союз долго не продлится и развод сопровождается большими скандалами, неаргументированными притязаниями и самое нежелательное нервно-психическими потерями, пагубным влиянием на здоровье обманутой личности и её окружающих. При этом достаточно редко бывают браки, которые создаются на полном материальном расчете одной стороны, но, благодаря культуре, воспитанию, рассудку, мудрости той же личности, у которой ведущим мотивом был расчет, образуется крепкая счастливая семья. Жизнь достаточно сложна, многогранна, а мы все разные, поэтому дать точного прогноза каждой создающейся семье невозможно. Специалист, если у него будет достаточно материалов об обеих сторонах, может предположить перспективу степени устойчивости брака молодых и в отдельности проконсультировать их в целях предупреждения быстрого распада семьи. Данная статья посвящена не столько прогнозу брака, сколько вопросам расторжения брака и не в целях пропаганды развода, а формирования психологической культуры развода. Общеизвестно всем, что в подавляющем большинстве случаев развод происходит небезболезненно для обеих сторон. Материальные, психологические, психосоматические потери несут обе стороны, независимо от того, кто больше виноват в этом разводе. Разводятся молодые родители, а больше страдают их дети.
Молодые родители получают свободу, лишаются очага психогении, а дети теряют одного из родителей его ласку, любовь, заботу в которых так нуждаются особенно в дошкольном или в младшем школьном возрасте. Они лишаются модели полноценной семьи, образца взаимоотношений мужа и жены, в определенной мере лишаются любви и ласки своей родной матери, с которой вместе живет, потому что она теперь бывает очень занята обеспечением семьи и зачастую ей не до ребенка. А это самая большая потеря, которую ребенок в будущем не восполнит никогда. Дефицит любви и ласки, которую нередко испытывает ребенок в разведенной неполной семье, непременно скажется в личной жизни, когда сам создаст семью и будет
воспитывать детей. А отсутствие модели полной семьи зачастую провоцирует разводы в своей взрослой жизни.
С целью смягчения, снижения вышеизложенных последствий и предупреждения их в личной взрослой жизни детей растущих в неполных семьях следует обратить внимание, прежде всего, на формирование культуры развода, которая во многом определяет успешность повторных браков и судьбу детей, растущих в неполных семьях.
Развод - это прекращение брака при жизни супругов. Это общеизвестный социально-юридический акт в подавляющем большинстве случаев инициируется социально-психологическими факторами и индивидуально-психологическими особенностями личности обеих или одного из супругов. Развод с одной стороны является свободой личности, с другой стороны порождает ряд социально-психологических и социально-экономических проблем как для разводящихся супругов, так и для детей, родителей и общества в целом существенно ослабляя институт семьи. При предразводной ситуации нередко наблюдаются попытки суицида у детей в целях сохранения целостности семьи или у одного из брачных партнеров. Особенно чревато для психики детей, когда родители в нездоровой и часто в неразумной форме ведут борьбу за детей.
К тому же, разводятся двое молодых, в результате которого, как упоминалось выше, при учёте этнопсихологических особенностей из-за этнорегиональных особенностей поляризуются, а то и оказываются враждебными отношения между двумя родами. Развод двух молодых нередко приводит к прекращению отношений множества людей с обеих сторон, которые часто переносятся и на следующие поколения. Эта неадекватная и неразумная форма солидарности родственников демонстрируя низкую культуру развода наносит большой вред прежде всего ни в чем не повинными в факте развода детям, которые теряют одного из родителей его заботу, любовь, воспитательное влияние, экономическую поддержку, а также большое количество родственников со стороны отца и матери.
Воспитывающий ребенка в подавляющем большинстве случаев мать часто нега-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2022, 1 (110)
тивно отзываясь о разведенном отце формирует искаженную установку о личности отца. Формирование искаженной, негативной установки об отце у сына резко снижает силу воспитательного влияния отца, а у девочек способствует формированию искаженной, негативной установки ко всем мужчинам через неправильные установки к образу отца, что часто негативно влияет и на личность семейной жизни при формировании супружеских отношений в ее личной жизни. В итоге судьба матери повторяется в личной жизни дочери, то есть развод «передается по наследству» из-за неправильного воспитания и неадекватного формирования образа отца. Исходя из этого, мудрость матерей заключается в том, что они при воспитании детей стараются не акцентировать на негативных особенностях личности разведенного отца в интересах личной семейной жизни детей в будущем особенно при воспитании дочерей.
Отношение к разводу в разных странах по-разному. В Ирландии развод запрещен. Развод может быть реализован только с соглашения Папы Римского.
В африканских племенах развод разрешается если жена глупа или плохо готовит, а то что может изменять, этому не обращают внимания.
У Моранов коренного населения Ассама муж может развестись с неверной женой, если ее любовник принадлежит к более низкой касте, чем она сама.
В американском штате Кентукки до сих пор действует закон, по которому муж может потребовать развод если его жену просто видели в пивном баре.
В мусульманских странах стоит мужу сказать жене три раза подряд «уч талок» («я с тобой развожусь»), что считается основанием и оформлением развода. Но при этом он возвращает приданное и материально обязан обеспечивать четыре месяца.
Супруг даже после этой формы развода имеет право три раза восстановить брак. Четвертый раз не имеет права.
В развитых странах развод более выражен, чем в развивающихся странах. Так, например, развод составляет в:
Испании - 56,7%
Швейцарии - 55,5%
Финляндии - 55,5%
Франции - 53,3%
Южной Корее - 46,8%
Великобритании - 44,6%.
С одной стороны он обусловлен ослаблением института семьи в развитых странах, с другой стороны это связано с эмансипацией женщин, наличием комфортных условий, относительно высоким уровнем образования, трудоустройством, экономической независимостью от мужчин, обеспеченностью, урбанизацией страны и населения в развитых странах.
Причинами развода являются следующие:
- межличностные отношения среди супругов инициированные различными факторами;
- межличностные отношения между невесткой и свекровью, зятем и тещей;
- наркомания, алкоголизм одного из супругов;
- материально бытовые проблемы;
- бесплодие у одного из супругов;
- психологическая несовместимость супругов;
- любовь вне брака у одного из супругов;
- болезнь у одного из супругов (психическое заболевание, СПИД, выраженная импотенция у мужчин или фригидность у женщин и другие);
- вынужденная миграция одного из супругов длительное раздельное проживание супругов;
- патологически выраженная ревность у одного из супругов (преимущественно у мужчин);
- супружеская неверность;
- завершенность цели и решения задач брака по расчету;
- неофициальная полигиния (многоженство);
- современная форма похищения девушки и брак не выдержавший требований семейной жизни при наличии детей;
- вмешательство родителей в жизнь молодой семьи со стороны обеих родительских семей;
- отбывание срока заключения у одного из супругов;
- насилие со стороны супругов и другие причины.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2022, 1 (110)
Одним из ведущих факторов порождающих развод является неподготовленность молодежи к семейной жизни, неправильные, неполные, неадекватные представления о будущей личной жизни в семье, супружеских отношениях, о закономерностях чувств любви, неумении предупреждать и конструктивно решать закономерно возникающие в семейной жизни конфликты, между супругами, новыми членами семьи, родителями и детьми, неподготовленность и неумение разруливать сложные семейные ситуации, подчинить свои личные интересы интересам благополучия семьи, устойчивости супружеских отношений.
Исследование, проведенное Э.С. Сулетбае-вой у молодежи Республики Каракалпакстан, показало выраженную неподготовленность учащейся молодежи (старшеклассники школ, учащиеся академических лицеев и студенты Нукусского государственного педагогического института) к семейной жизни. При этом следует отметить, что на сегодняшний день ни школа, ни академический лицей или профессиональный колледж и ни ВУЗ не готовит молодежь к семейной жизни. А современная родительская семья озабочена больше материальным обеспечением детей, нежели их воспитанием и подготовкой их к семейной жизни. Научно-популярная литература по подготовке к семейной жизни молодежи тоже является дефицитом. В итоге такой важнейшей задачей общества по укреплению института семьи занимается руководитель страны, Правительство, научные учреждения и соответствующие министерства и ведомства, тогда как этим вопросом прежде всего должны заниматься вплотную родительская семья и образовательные учреждения. Президентом страны и Правительством уделяется очень большое внимание проблемам семьи вообще и вопросам укрепления семьи в особенности. По инициативе Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева создано отдельное Министерство по поддержке махалли и семьи с региональными подразделениями. Функционирует научно-практический исследовательский институт семьи при вышеуказанном министерстве.
Новый 2022 год в Узбекистане объявлен Президентом Республики Узбекистан Годом обеспечения интересов человека и развития
махалли, согласно которому будет утверждена Государственная программа, на реализацию которой будет выделена большая сумма бюджетных средств республики. Уместно констатировать, что Президентом Республики Узбекистан и Правительством страны делается все возможное для укрепления института семьи и создания условий для счастливой жизни каждому члену общества.
Выводы и рекомендации.
1. В разводе нельзя видеть только негатив. Акт развода следует воспринимать правильно, то есть объективно, как признание прав человека. При этом общество не должно бороться с разводом, а предпринять все меры к профилактике и предупреждению развода, концентрируя внимание на этап подготовки молодежи к семейной жизни.
2. Одним из ведущих факторов, определяющих устойчивость брака, являются предбрач-ные факторы, т.е. мотивы вступления в брак, возраст вступления в брак, предбрачный этап знакомства, психологическая, духовная, сексуальная совместимость брачных партнеров, уровень знаний, умений и навыков, особенно у мужчин (учитывая этнопсихологию, обычаи и традиции полового поведения девушек до брака) о психофизиологии половой жизни и др.
3. В образовательных учреждениях в форме факультативов необходимо вооружение молодежи необходимыми знаниями о психологии личности, конфликта, характера, общения, межличностных отношений, психологии и психофизиологии половой жизни, о средствах контрацепции в 10-11 классах школы, академических лицеях, профессиональных колледжах.
4. Необходимо создание учебных фильмов по подготовке молодёжи к семейной жизни.
5. Соответствующим министерствам и ведомствам совершенствовать подготовку кадров по психологии семьи и брака.
6. Необходимо активизировать работу по созданию методических пособий по психологии семейной жизни, а также по подготовке и изданию научно-популярной литературы.
7. Проведение занятий специально подготовленными психологами, прошедшими специ-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2022, 1 (110)
альные краткосрочные курсы для ведения этих факультативов.
8. Следует помнить, что не статистика определяет качество семейной жизни, а психологический климат в семье, которую не всегда можно отразить в цифрах на сегодняшний день.
9. Надо помнить всем, особенно финансовым органам, что самый ценный капитал в обществе - это человек и нельзя выделять крохи на исследования семьи, поскольку среди причин завершённого суицида на первом месте стоит семья, то есть психогения в семье.
В вопросах повышения культуры развода рекомендуются следующие:
1. Не обвинять, не оскорблять, не наговаривать, не выдумывать разные небылицы с целью сохранения своего личного авторитета или в целях вызвать жалость по отношению к себе у официальных лиц, рассматривающих вопросы развода вашего брака. Любое ваше поведение: сдержанность или «базарность», речь интеллигента или речь, напичканная жаргонами, объективность, правдивость или наговор, клевета в адрес разводящегося брачного партнёра или членов его семьи, есть прежде всего характеристика вашей личности, уровень культуры, духовный облик вашей личности.
2. Руководствуйтесь интересами ребёнка в вопросе «С кем должен остаться ребёнок?». Ребёнок не квартира и не автомобиль, которые можно продать и деньги поделить. Каждый из разводящихся устроит свою жизнь и не будет нуждаться в разведённом брачном партнёре, а для ребёнка оба родителя психологически близки и необходимы. Ребёнок не рычаг воздействия на разводящегося или уже разведённого супруга(и) в достижении какой-либо личной выгоды, что часто поль-
зуются ребёнком разводящиеся супруги. Не за ребёнка (с кем останется?) следует бороться, а за совместное всем выгодное сотрудничество в воспитании и гармоничном формировании личности ребёнка.
3. После развода нельзя детям, особенно дочерям, говорить негативы личности отца, постоянно обвиняя его во всех грехах (даже если он этого заслуживает). Та отрицательная негативная установка по отношению к личности отца, в подавляющем большинстве случаев, негативно сработает в восприятии и формировании представлений о мужчинах у Вашей дочери и может сослужить плохую службу в личной семейной жизни, межличностных отношениях Вашей дочери с мужем. В результате будет большой риск повторения Вашей судьбы у вашей дочери.
4. Разводятся два молодых человека (не судьба). При этом почему десятки людей с обеих сторон становятся противниками, нередко досаждая друг другу в профессиональной, служебной, административной деятельности? Где логика у образованных взрослых, зрелых личностей? Этого нельзя допускать, что часто встречается у коренных народов.
5. После развода супругам необходимо оставаться друзьями, а не врагами. Это крайне необходимо детям в общении с разведёнными родителями, в формировании личности, особенно его характера и эмоциональной сферы ребёнка. Это будет заимствовано вашим ребёнком.
6. Ваше поведение, культура общения, ваши воспоминания, представления, отзывы о личности бывшего супруга(и) - есть показатель уровня общей культуры вашей личности.
Список литературы:
1. Шоумаров Г.Б., Шоумаров Ш.Б. Мух,аббат ва оила. 2-нашр. - Тошкент: Ибн Сино, 1994. - 120 б.
2. Рузикулов Ф.Р. Узбек оиларида ажралишнинг ижтимоий-психологик асоратлари. Психол. фан. Номз. дисс. - Тошкент: УзМУ 2002. - 160 б.
3. Оила психологияси: Академик лицейлар ва касб-хунар коллежлар учун / Шоумаров Г.Б. тахрири остида. - Тошкент: Шарк, 2001. - 272 б.
4. 1001 саволга психологнинг 1001 жавоби. Г.Б. Шоумаров тахрири остида. - Тошкент: 2021. - 275 б.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2022, 1 (110)