Социально-психологические аспекты работы с пожилыми
людьми
Ярычев Бадрудин Увайсович, ассистент кафедры теории и истории социальной работы ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет
Мировая психологическая наука начала проявлять растущий интерес к проблеме старения человека и его жизни в пожилом и старом возрасте лишь в последней трети XX в. Неразработанность вопросов геронтопсихологии стала серьезным препятствием для создания целесообразной теории изменения и развития личности в пространстве и времени всей жизни субъекта, для построения психологии развития как самостоятельной дисциплины. Следует отметить, что психологами детально разработаны, исследованы периоды детства и юношества. При изучении зрелого человека акцент делается, как правило, на профессиональную сферу деятельности. Период поздней взрослости, старости исследован очень слабо. Не существует достаточно достоверных данных об особенностях мотивационной, эмоциональной сферы, самооценке и других составляющих личности пожилого человека. [1 ,с. 169]
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов психологической работы с пожилыми людьми.
Проблемами пожилых людей и стариков занимаются специалисты различного профиля -гериатры, социальные работники, психологи.
Основаниями для психологической помощи в форме консультирования психически здоровых, культурно продуктивных, способных к личностному росту пожилых людей может быть добровольное обращение к психологу и потребность в психосоциальной помощи. Последняя означает психологическую помощь по социальным показаниям; к примеру когда психолог оказывает помощь клиенту по запросу специалиста в области социальной защиты пожилых.
Рассмотрим подробнее психологические аспекты работы с пожилыми людьми. Важными и эффективными в работе с ними являются все основные направления психологического консультирования, а именно:
- возрастно-психологическое консультирование;
- семейное психологическое консультирование;
- профориентационное психологическое консультирование;
- индивидуальное психологическое консультирование (включая психологическое консультирование в особых ситуациях).
Консультанту, работающему с пожилыми людьми, важно помнить, что в структуре потребностей последних большое значение получают потребность в независимости и потребность в проецировании на других своих психических проявлений. Старики крайне негативно относятся к попытке руководить ими, давать им советы, к попытке конструировать их жизнь. Они часто бывают амбициозны, обидчивы, поэтому императивный тон общения с ними неприемлем. В связи с этим консультант при работе с пожилыми людьми должен:
- демонстрировать безусловное уважение к пожилым клиентам;
- апеллировать к их жизненному опыту;
- следить за созданием и поддержанием необходимого психологического климата, способствующего обоюдному доверию и обсуждению значимых проблем;
- подчеркивать искренний интерес к пожилым людям и подлинное желание помочь им;
- предоставлять максимальную возможность высказаться;
- говорить просто и понятно, в частности не увлекаться психологической терминологией;
- ограничивать контакт 25-30 минутами, так как пожилому человеку трудно выдержать 50-минутную беседу;
- использовать в процессе работы приемы одобрения и успокаивания, отражения содержания, поскольку пожилой человек часто говорит длинно и запутанно, перескакивает с одной темы на другую. [2,с. 20]
И, наконец, самое главное в консультировании пожилого - создание корпоративной формы психологической работы, отведение пожилому клиенту равноценной роли в консультативном процессе наряду с консультантом, подчеркивание веры в богатый жизненный опыт, мудрость и внутреннюю способность самому определять свой жизненный путь и нести ответственность за принятые решения.
Предметом возрастно-психологического консультирования в старости являются варианты прохождения субъектом нормативных возрастных кризисов. В пожилом возрасте более или менее общепризнанным нормативным возрастным кризисом является период выхода на пенсию. Именно здесь создается ситуация, характерная для любого кризиса, - противоречие между обстоятельствами жизни (изменение социального статуса) и потребностями человека (потребность продолжать социально значимую деятельность, потребность в сохранении своего положения в семье и обществе). Содержание этого главного кризиса позднего возраста заключается в изменении внутренней позиции по отношению к жизни, принятии нового этапа своего жизненного пути, переоценке ценностей.
В процессе возрастно-психологического консультирования пожилой человек должен обрести знания о содержании, задачах и индивидуальных вариантах прохождения этого нормативного возрастного кризиса (другие кризисы старости можно считать индивидуальными) и оказаться готовым к изменению образа жизни и внутренней позиции по отношению к жизни.
Таким образом, возрастно-психологическое консультирование призвано решить две основные проблемы: помочь в подготовке к освоению «статуса пенсионера» и к принятию своего жизненного пути и старости как таковой с неизбежными изменениями образа жизни, физической невостребованностью, потерей многих социальных связей и т. п.
Процедура возрастно-психологического консультирования должна быть построена с учетом особенностей личности клиента и индивидуальных стратегий адаптации к возрастному фактору.
Эффективным направлением в работе с пожилыми людьми является семейное психологическое консультирование. Конкретный опыт показывает, что в работе с пожилыми людьми наиболее востребовано психологическое консультирование семей, в которых совместно проживают представители разных возрастов. В последнее время наблюдается снижение возможностей удовлетворения потребностей престарелых людей на основе внутрисемейного общения в связи с высокой занятостью трудоспособного населения, а также развивающимся процессом ослабления внутрисемейных связей, обособления младшего поколения от старшего. [3,с. 33]
Психологическое семейное консультирование предполагает и работу с самими стариками. Им следует передать знание о закономерных психологических задачах и новообразованиях разных возрастов, в том числе и старости. В общении с консультантом старый человек уясняет свою роль в
семье, свое значение для стабилизации семьи.
Малоразработанным в нашей стране является профориентационное психологическое консультирование пожилых - консультирование по вопросам профессионального самоопределения после выхода на пенсию, поэтому имеет смысл обратиться к зарубежному опыту.
Возрастной фактор в профессиональной деятельности и переподготовке часто оказывается менее важным, чем такие факторы, как интеллект, мотивация, установки и образование. Подготовка пожилых работников означает больше, чем просто обучение мастерству. Это означает еще и смену установок, борьбу с тревогой и избавление от устоявшихся привычек. Перепроектирование рабочего места и методы переподготовки должны тщательно проверяться, так как незначительные различия в оборудовании или процедуре могут создать трудности для пожилых работников.
Литература:
1. Ярычев Н.У. Становление и развитие отечественной парадигмы социальной помощи и поддержки нуждающихся: историко-социокультурный обзор //Молодой ученый. 2009. № 3. - С. 168-
2. Ярычев Н.У. Стереотип пожилого человека как элемент влияния на взаимодействие поколений //Нана. 2006. № 7,- С. 18-22.
3. Ярычев Н.У. Культурная модернизация и изменение стереотипов старшего поколения в системе межпоколенческого взаимодействия //Нана. 2006. № 5. - С. 30-35.