Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты потребительского отношения человека к природе'

Социально-психологические аспекты потребительского отношения человека к природе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты потребительского отношения человека к природе»

Основные цели профессиональной деятельности психолога зависят от того, в какой сфере работает психолог: это может быть помощь клиентам в решении их проблем; психологическое сопровождение деятельности организации и многое другое. Тем не менее все исследователи сходятся во мнении, что эффективность психолога прежде всего определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Среди наиболее важных свойств личности, необходимых психологу для работы с людьми, являются следующие: проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению других людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие других людей; уважение прав других людей. Как отмечают практические психологи и психотерапевты, эффективный консультант - это, прежде всего, зрелый человек. Мэтры психологии и психотерапии единодушно называют эмоциональный интеллект неотъемлемым качеством успешного психолога и психотерапевта, что обосновывается составляющими эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности психолога: самосознание, самоконтроль, эмпатия, мотивация и самомотивация.

Развитие эмоционального интеллекта напрямую связано с развитием аутопсихологической компетентности человека. Поэтому основными способами развития эмоционального интеллекта являются: механизмы заражения, подражания, идентификации, суггестии, принятия новых ролей; инициатива, ответственность; обратная связь, рефлексия и другие.

Таким образом, следующий этап данного исследования, который будет реализован в магистерской диссертации -установление характера взаимосвязи между эмоциональным интеллектом, показателями аутопсихологической компетентности и успешностью профессиональной деятельности психолога.

УДК 159.9

Ермолин А.В., Москва, РАНХиГС iflrt_ve@mail.ru]

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ

ErmolinA.V., Moscow, RANEPA

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF CONSUMER ATTITUDE TO NATURE

В нашем исследовании проведен анализ психологических аспектов поведения потребителей природных ресурсов. Показано, что финальной точкой понятия отношения к природе вообще, его видимым проявлением является эмоциональный компонент, как при поведении, так и при вербальном отчете об отношениях. Отношения формируются как результат внешних и внутренних влияний на потребителя, воздействуют на жизненный стиль и отражают его. Отношение может быть одним из основных критериев сегментации рынка. Нередко сегментация рынка ведется в зависимости от позитивного, негативного и нейтрального отношения потребителей к продукту с тем, чтобы для каждого из этих сегментов разработать соответствующий комплекс маркетинга.

Рассмотрены особенности отношения человека к природным ресурсам. В целом нынешнюю деятельность человека можно охарактеризовать исключительно как борьбу с природой во всеоружии. Тревожное нарастание жестокости и нарушения допустимых пределов человеческого вмешательства,

которые приводят к природным катаклизмам, показывает, что будущее уже не безопасно, что должны быть найдены средства для того, чтобы поправить сегодняшнее положение дел. Ключевым условием выхода из современного глубинного культурно-экологического кризиса с философско-психологи-ческих позиций выступает переориентация («радикальное переосмысление») сложившегося традиционного мировоззрения на экологоориентированное, базирующееся на идее синтеза природы и человека, их совместном устойчивом развитии как органичного единства. Сохранение природной среды на планете и планеты в целом как экосистемы невозможно без изменения отношения человека к окружающей природе и к природе своей собственной.

Также в данной работе представлены социально-психологические подходы к изучению факторов преодоления потребительского отношения к природным ресурсам. Основным таким фактором, многие авторы считаю формирование экологического сознания: через политику, экономику, телевидение, просвещение и, конечно, образование. Анализ научной литературы, показал, что при правильном педагогическом влиянии экологоориентированная деятельность учащихся становится результативным побудителем, движущей силой формирования его экологоориентированного мировоззрения личности.

УДК 378

Золотарева А.В. (ЦДО «Реальная школа», Москва, Россия) Соловьев И.О. (МГГУ им М.А. Шолохова, Москва, Россия) solov. 52@mail.ru

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ КОМПЛЕМЕНТАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Zolotareva A.V. (CEC «Real School», Moscow, Russia)

Solovyov I.O. (MGGU, Moscow, Russia)

AСMEOLOGIAL CRITERIA OF THE COMPLEMENTARY EDUCATION INCTITUSHIONS

Принцип комплементарного взаимодействия в образовании становится одним из базовых в связи с многомерностью пространства, окружающего человека, вступающего в профессиональную жизнь. В частности, в модели, представленной для этапа профессионализации в диссертационном исследовании А.В. Золотаревой, точка его первичной ориентации определяется как пересечение сред: семьи, среднего образовательного учреждения и учреждения дополнительного образования. Трудно представить, что оптант на пути к профессиональному самоопределению уже может ставить задачи опережения: мотивацию на профессиональные достижения, знания о деятельности и профессионализме личности, в связи с чем необходимо квалифицированное сопровождение, представляющее собой особый проект. Инициаторы успешной модели проекта «Реальная школа» доказали многолетним трудом следующие идеи.

1. Комплементарное взаимодействие учреждений базового и дополнительного образования основывается на выдвижении и достижении единства целей, общей мотивации достижения, сопряженных действий, согласованных образовательных программ, ориентации на единый конечный результат с использованием опыта гибкого взаимодействия социально - педагогических систем.

2. Исходные положения, ставшие достоянием моделей П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко показывают, что взаимодействие развивается по принципу соотношения общего (школьный компонент) и особенного (компонент до-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.