Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аддиктивное поведение / алкогольная зависимость / зависимость от компьютерных игр / наркотическая зависимость / социально-психологическая профилак-тика / учащиеся в общеобразовательном учреждении / addictive behavior / alcohol ad-diction / dependence on computer games / drug addiction / socio-psychological prevention / stu-dents in a general education institution

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вызулина Ксения Сергеевна

В статье рассматривается социально-пси-хологическая профилактика аддиктивного по-ведения у учащихся в условиях общеобразовательного учреждения. Профилактика аддик-ций у подростков является важнейшим усло-вием сохранения и укрепления физического и психического здоровья, от которого зависит здоровье будущих поколений. Была сформу-лирована цель исследования – разработать про-грамму социально-психологической профилак-тики аддиктивного поведения учащихся в ус-ловиях среднего общеобразовательного учреж-дения. Исследование было реализовано в не-сколько этапов. Экспериментальная база ис-следования представлена материалами обсле-дования учащихся 9 класса МБОУ СОШ № 47 г. Краснодара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вызулина Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological prevention of addictive behaviour among students in the conditions of a general education institution

The article discusses the socio-psychological prevention of addictive behavior in students in a general education institution. Prevention of ad-dictions in adolescents is the most important con-dition for maintaining and strengthening physical and mental health, on which the health of future generations depends. The purpose of the study was formulated – to develop a program of socio-psychological prevention of addictive behavior of students in a secondary educational institution. The study was implemented in several stages. The experimental base of the study is presented by the materials of the survey of students of the 9th grade of MBOU secondary school No. 47 in Krasnodar.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

self-esteem of a person at a given age are disclosed; the components of the structure of self-esteem formation in the works of domestic and foreign scientists are considered; the principles and features of the development of self-esteem of children of primary school age are singled out, based on the leading activities of this period.

Key words: self-esteem, children of primary school age, leading activity.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айгумова З. И. [и др.. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 424 с.

2. Всероссийская весенняя психологическая сессия [Электронный ресурс]: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017.

3. Гармаева Т. В. Психология дошкольников, младших школьников и подростков: учеб. пособие. - Улан-Удэ: БГУ, 2021. - 188 с.

4. Джеймс У. Психология. - М.: РИПОЛ классик, 2020. - 616 с.

5. Диянова З. В., Щеголева Т. М. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры [Электронный ресурс] // Образовательная платформа Юрайт. -URL: https://urait.ru/bcode/530704.

6. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 291 с.

7. Фрейд З. «Я» и «Оно». Избранные работы [Электронный ресурс]. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 165 с. - URL: https://urait.ru/ bcode/516139.

К. С. Вызулина

УДК 159.9.072.43

СОЦИАЛЬНО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ПРОФИЛАКТИКА

АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

О ведение. Профилактика аддикций у подростков является важнейшим условием сохранения и укрепления физического и психического здоровья, от которого зависит здоровье будущих поколений. В современном обществе аддиктивная зависимость является более губительной для людей, чем смертельные болезни и природные катастрофы.

Возникающие проблемы в процессе социализации личности для подростков кажутся неразрешимыми в силу возрастных особенностей, что приводит к раннему распространению алкогольной и наркотической зависимости, где через употребление психоактивных веществ подросток погружается в другую реальность - беззаботный мир, не омраченный серостью реальной и обыденной жизни. Помимо алкоголя и наркотиков подростки вовлекаются и в компьютерные игры, где им также предоставляется возможность уйти от проблем и реальности. Таким образом, формируется аддиктивное поведение, которое ставит под угрозу не только процесс становления зрелой личности, но и стабильности общества.

По этой причине становится необходимым своевременное выявление и предупреждение аддиктивного поведения у подростков, создание и реализация эффективной программы социально-психологической профилактики в условиях общеобразовательных учреждений, благодаря которой психическое здоровье учащихся будет защищено.

Впервые понятие аддиктивное поведение было введено М. Ландри и В. Миллером. В

России изучением аддиктивного поведения начал заниматься С. А. Кулаков и дальнейшее распространение понятие получило благодаря В. С. Битенскому и А. Е. Личко.

Исследованием аддиктивного поведения занимались А Г. Абрумова, Е. В. Змановская и В.Р. Мандель, а виды аддикций более подробно изучались Н. А. Добровидовой, О.В. Каминской и Е. Н. Крыловым. В научных трудах О. В. Ляпустиной, Л. И. Максименковой и В. М. Ялтонского выделены особенности проявления зависимого поведения у подростков.

Изучением вопросов профилактики занимались Т. В. Воробьева, Н. А. Сирота и А. В. Ялтонская, в научных трудах также отражены методы профилактики и особенности программ, направленных на предупреждение аддиктивного поведения.

Формулировка цели статьи, ее актуальность. Цель исследования - разработать программу социально-психологической профилактики аддиктивного поведения учащихся в условиях среднего общеобразовательного учреждения. Исследование было реализовано в несколько этапов.

Этап первый. Рассмотреть личностный профиль учащихся и определить склонность к формированию различных форм аддиктивного поведения, а именно: к наркотической зависимости, алкогольной зависимости и зависимости от компьютерных игр.

Для этого было проведено у учащихся психологическое тестирование с целью выявления рисков зависимого поведения, склонности к конкретным зависимостям и личностных факторов, влияющих на формирование аддик-ции.

Этап второй. На основе проведенного психологического тестирования была составлена программа социально-психологической профилактики аддиктивного поведения. Содержание программы основывалось на совпадающих факторах, положительно влияющих на формирование склонности к той или иной зависимости, выявленных по выборке учащихся с выраженным уровнем склонности к зависимому поведению.

Этап третий. Провести повторное психологическое тестирование с целью определения эффективности программы социально-психологической профилактики.

Организация и методы исследования. Экспериментальная база исследования представлена материалами обследования учащихся 9 класса МБОУ СОШ № 47 г. Краснодара. Выборка составила 30 человек в возрасте от 15 до 16 лет. Исследование проводилось индивидуально на добровольной основе с согласия родителей.

В процессе исследования были приме -нены следующие психодиагностические методики: 14-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (адаптация для подростков 12-16 лет); тест «Склонность к зависимому поведению» В. Д. Менделевича; тест «Аддиктивная склонность» В. А. Корзунина и В. В. Юсупова.

Анализ эмпирических данных осуществлялся при помощи расчетов среднего арифметического значения измерений, стандартного отклонения, процентных долей выраженности в выборках исследуемого признака, корреляционного анализа Пирсона для выявления факторов, влияющих на риск зависимого поведения и на формирование склонности к конкретному виду зависимости и и-критерий Манна-Уитни для определения эффективности программы профилактики и статистического подтверждения исследования.

Изложение основного материала статьи. Первый этап исследования предполагал психологическое тестирование учащихся.

Используя 14-факторный опросник Р. Кет-тела - PF 14/HSPQ для подростков 12-16 лет, был составлен личностный профиль учащихся 9 класса. По графику рисунка 1 видим, что в основном среднегрупповые значения в «профиле» группы находятся в диапазоне среднего уровня.

Тем не менее, есть значения, которые выходят за пределы границ «средне-высокого» уровня и «средне-низкого».

Было выявлено, что школьники имеют высокий уровень оперативности и подвижности мышления (В М = 8,08±2,93), они стремятся

9.00 8.00 7.00 6.00 5.00 4.00 3.00 2.00 1.00

Л Л

/ X / \ ♦

.У V ^

4 *

А В С Б Е Б в Н I 1 О <22 <23 <34

- ♦ - учащиеся 5.23 8.08 5.37 5.80 8.15 3.40 6.47 3.60 5.07 5.57 5.37 5.00 5.33 5.40

-граница средне- выского уровня 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7

-граница средне- низкого уровня 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4

Рис. 1. Средние значения личностных факторов учащихся

к самоутверждению, завоеванию авторитета среди сверстников (Е М = 8,15±1,54). Однако когда необходимо принимать важные решения, они могут быть крайне нерешительными (Н М=3,6±1,87), любые неудачи протекают для них болезненно (Р М=3,4±1,84).

Проведение теста-опросника В. Д. Мен-делевича «Склонность к зависимому поведению» позволило рассмотреть тенденцию к формированию различных форм аддиктивного поведения, а именно: к наркотической и алкогольной зависимости, и зависимости от компьютерных игр.

Результаты по общей выборке учащихся показали низкую вероятность развития наркотической зависимости (М = 88,3±13,95), алкогольной зависимости (М = 86,1±11,15) и зависимости от компьютерных игр (М = 47,67±7,91).

Между тем детальный анализ тестирования определил, что у некоторых школьников все же есть признаки тенденции развития наркотической зависимости (5 чел., 17 %) и признаки повышенной склонности (2 чел., 6 %). Выявлены признаки тенденции к алкогольной зависимости (4 чел., 17 %), признаки повышенной склонности (2 чел., 6 %). Более высокую степень выраженности имеет игровая зависимость: признаки тенденции у 10 человек (34 %), признаки повышенной склонности у 2 человек (6 %).

Риск зависимого поведения по методике В. В. Юсупова и В. А. Корзунина «Аддиктив-ная склонность» у респондентов не выражен, среднее значение баллов (М = 11,03±4,5). Однако в классе все же присутствуют учащиеся с различными уровнями склонности к аддик-тивному поведению, поэтому класс был разделен на две группы. Первая группа (17 чел., 56 %) - риск зависимого поведения не выражен, вторая группа (13 чел., 44 %) - выявлена склонность к зависимому поведению.

Для того чтобы определить, какие лично -стные факторы могут влиять на риск развития девиантного поведения, был проведен корреляционный анализ результатов второй группы, у которой выявлена склонность к зависимому поведению по методике В. В. Юсупова и В. А. Корзунина «Аддиктивная склонность» с данными 14-факторного опросника Р. Кетте-ла - PF 14/HSPQ.

Были получены выраженные связи разной направленности.

На рисунке 2 показана взаимосвязь риска формирования зависимого поведения с личностными факторами, такими как «обособлен--ность - сердечность» (А г = 0,667; p <0,05), «нефрустрированность - фрустрированность» (04 г = 0,560; p <0,05). Данные говорят о положительном влиянии мягкости и фрустри-рованности учащихся на формирование зависимого поведения.

Рис. 1. Средние значения личностных факторов учащихся

Рис. 2. Корреляционные плеяды взаимосвязей (г) личностных факторов и риска зависимого поведения учащихся с выраженным уровнем склонности к зависимому

поведению (РЗП)

Примечание:

Пунктиром обозначены отрицательные корреляции. Слева обозначен риск зависимого поведения (РЗП). Справа обозначены личностные факторы: A «обособленность - сердечность»; B «низкий - высокий интеллект»; D «уравновешенность - беспокойство»; E «покорность - настойчивость»; H «робость - смелость»; I «суровость - мягкосердечность»; Q1 «самоуверенность - склонность к чувству вины»; Q2 «зависимость от группы - самостоятельность»; 04 «нефрустрированность - фрустрированность».

Также выявлена отрицательная связь с фак-торами «низкий - высокий интеллект» (В г = -0,763; р <0,05) и «суровость-мягкосердечность» (I г = -0,583; р <0,05).

Проведя корреляционный анализ результатов теста-опросника В. Д. Менделевича «Склонность к зависимому поведению» у учащихся с выраженным уровнем склонности к зависимому поведению по трем шкалам (наркотическая зависимость, алкогольная зависи-

мость и зависимость от компьютерных игр) с результатами 14-факторного опросника Р. Кет-тела, получили выраженные связи (табл. 1).

Составление дальнейшей программы профилактики будет основываться на совпадающих факторах, положительно влияющих на формирование склонности к той или иной зависимости, выявленных по выборке учащихся с выраженным уровнем склонности к зависимому поведению.

Таблица 1

Корреляционная матрица достоверных взаимосвязей (г) личностных факторов и шкал склонностей к зависимому поведению учащихся

Шкалы зависимого поведения Личностные факторы

А J Н 02 04

Наркотическая зависимость - 0,616 - 0,699 - 0,608

Алкогольная зависимость - - 0,585 - 0,636 -

Игровая зависимость 0,575 - - - - 0,704

Примечания: «*» - р<0,05. Личностные факторы: А «обособленность - сердечность»; Б «озабоченность - беспечность»;

1 «интерес к участию в общих делах - осторожный индивидуализм»; Н «робость - смелость»;

02 «зависимость от группы - самостоятельность»; 04 «нефрустрированность - фрустрированность»

Вторым этапом экспериментальной работы стало составление и проведение программы социально-психологической профилактики аддиктивного поведения.

Цель программы профилактики - нормализация личностных факторов, препятствующих формированию аддиктивного поведения и профилактика зависимостей: наркотической, алкогольной и компьютерных игр.

Срок реализации - 3 месяца. Встречи с учащимися проводились по 2 раза в неделю. Длительность каждого занятия составляет от 60 до 90 минут. При создании развивающей программы опирались на разработки Н. А Сироты, А. В. Ялтонской и В. А. Ананьева. Программа профилактики включала в себя несколько блоков (табл. 2).

Эффективность программы социально -психологической профилактики проверялась на третьем этапе эксперимента. По истечении трех месяцев после реализации программы социально-психологической профилактики было проведено повторное тестирование по методике В. В. Юсупова и В. А. Корзунина «Ад-диктивная склонность» и методике В. Д. Мен-делевича «Склонность к зависимому поведению».

Риск зависимого поведения по методике В. В. Юсупова и В. А. Корзунина «Аддиктив-ная склонность» по общей выборке испытуемых по-прежнему не выражен, среднее значение баллов (М = 8,8±3,06). Однако в связи с тем, что в классе все же была выявлена группа учащихся с выраженным уровнем склонности к аддиктивному поведению, необходимо рассмотреть динамику изменений в данной группе. До программы у 13 человек (34 %) была выявлена склонность к зависимому поведению, после программы это количество снизилось до 5 человек (16 %).

Сопоставление результатов тестирования до и после программы согласно и-критерию Манна-Уитни (Иэмп=332<Икр=338,0 при р=0,05) позволило выявить статистически значимые различия.

Проведение повторного тестирования по методике В. Д. Менделевича «Склонность к зависимому поведению» позволило определить динамику изменений склонности к формированию форм зависимого поведения, а именно: к наркотической зависимости, алкогольной зависимости и зависимости от компьютерных игр.

По шкалам наркотическая зависимость (М = 84,23±12,21) и алкогольная зависимость

Таблица 2

Структура программы социально-психологической профилактики

Блоки Цель Упражнения

Развитие навыков саморегуляции Сохранение и укрепление психического здоровья, профилактика стрессовых ситуаций «Паутина», «Человек на мосту», «Замороженные», «Водопад», «Улыбка» Обсуждение и рефлексия

Уверенность в Активизировать внутренние Обсуждение признаков уверенного

себе ресурсы личности подростка и неуверенного человека

для повышения его самооценки и уверенности в себе «Моя уникальность», «Заповеди неудачника», «Афоризмы», «Я учусь у тебя», «Помоги другу» Ролевая игра «Я могу быть разным» Обсуждение и рефлексия

Профилактика наркотической Развить осознанную готовность отказаться от любых форм «Марионетка», «Зависимость - независимость»,

зависимости употребления наркотиков и сформировать положительный образ «Скульптура зависимости», «Перспективы наркомана», «Создание образа зависимого человека»,

будущего Незаконченные предложения «Что для вас ответственность» Рефлексия

Профилактика Развить осознанную готовность «Я - ассоциация»,

алкогольной зависимости отказаться от приема алкоголя «Причины и последствия», «Голосование», «Привычки и внешность», «Альтернативная реклама», «10 заповедей здоровья» Рефлексия

Профилактика Профилактика зависимости « Смысл моего имени»,

зависимости от компьютерных игр «Ассоциации»,

от компьютерных игр «За и против», «Волшебная подушка», «Понимание целей», «Счастье», «Я - подарок для человечества» Рефлексия

(М = 76,87±14,12) у учащихся характеризуется малая вероятность формирования аддик-ции. Низкий уровень склонности к наркотической зависимости до программы был характерен для 23 учащихся (77 %), после программы стал присущ для всех учащихся, то есть для 30 человек (100 %). Такая же положительная динамика наблюдается и по алкогольной зависимости, низкий уровень склонности до программы был характерен для 24 че-

ловек (80 %), после программы выявлен у всех учащихся (100 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По шкале зависимости от компьютерных игр до программы у подростков присутствовали признаки тенденции (М = 43,87±6,97), после программы учащиеся характеризуются малой вероятностью развития зависимости

= 44,7±5,66). Низкий уровень склонности был характерен для 18 человек (60 %) после программы присущ для 24 человек (80 %).

Признаки тенденции до программы были выявлены у 10 человек (34 %), после программы у 6 человек (20 %).

Сопоставление результатов тестирования до и после программы согласно И-критерию Манна-Уитни позволило выявить статистически значимые различия: по шкале наркотической зависимости (Иэмп=320,5<Икр=338,0 при р=0,05); по шкале алкогольной зависимости (Иэмп=296,5<Икр=338, 0 при р=0,05); по шкале зависимости от компьютерных игр (Иэмп=296<Икр=338,0 при р=0,05).

То есть произошедшие изменения можно считать статистически достоверными. Это указывает на успешность проведенной программы профилактики зависимостей.

Выводы.

Таким образом, была выполнена цель эмпирического исследования: разработана программа социально-психологической профилактики аддиктивного поведения учащихся в условиях среднего общеобразовательного учреждения. Последовательно были выполнены намеченные этапы исследования. Выявлен общий уровень выраженности зависимого поведения у учащихся общеобразовательной школы, а также показатели алкогольной зависимости, наркотической и игровой. На основе корреляционного анализа показано, какие личностные факторы могут влиять на развитие рассматриваемых зависимостей.

Проведение программы социально-психологической профилактики аддиктивного поведения позволило полностью исключить вероятность развития склонности к наркотической и алкогольной зависимости. Снизилось количество учащихся с признаками тенденции развития игровой зависимости. Эффективность программы профилактики была статистически подтверждена.

Данную программу профилактики можно применять и в других общеобразовательных учреждениях.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается социально-психологическая профилактика аддиктивного поведения у учащихся в условиях общеобразо-

вательного учреждения. Профилактика аддик-ций у подростков является важнейшим условием сохранения и укрепления физического и психического здоровья, от которого зависит здоровье будущих поколений. Была сформулирована цель исследования - разработать программу социально-психологической профилактики аддиктивного поведения учащихся в условиях среднего общеобразовательного учреждения. Исследование было реализовано в несколько этапов. Экспериментальная база исследования представлена материалами обследования учащихся 9 класса МБОУ СОШ № 47 г. Краснодара.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, алкогольная зависимость, зависимость от компьютерных игр, наркотическая зависимость, социально-психологическая профилактика, учащиеся в общеобразовательном учреждении.

SUMMARY

The article discusses the socio-psychological prevention of addictive behavior in students in a general education institution. Prevention of addictions in adolescents is the most important condition for maintaining and strengthening physical and mental health, on which the health of future generations depends. The purpose of the study was formulated - to develop a program of socio-psychological prevention of addictive behavior of students in a secondary educational institution. The study was implemented in several stages. The experimental base of the study is presented by the materials of the survey of students of the 9th grade of MBOU secondary school No. 47 in Krasnodar.

Key words: addictive behavior, alcohol addiction, dependence on computer games, drug addiction, socio-psychological prevention, students in a general education institution.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровская Э. М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кет-телла: методические рекомендации. - М.: Фо-лиум, 1993. - 40 с.

Щф}

j члн.шгшмы-е, ша/fOc

2. Диагностический портфель для определения склонности к аддиктивному поведению / под общ. ред. О. В. Иониной. - Тула: ГУ ТО «Региональный центр «Развитие», 2019. - 39 с.

3. Змановская Е. В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 5. -С. 89-194.

4. Каминская О. В., Никитина Т. А., Егоров А Ю. Результаты эмпирического исследования интернет-зависимости молодежи с помощью теста на интернет-аддикцию // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 2. -С. 171-176.

5. Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология: руководство. - М.: Медицина, 2001. - 304 с.

6. Ляпустина О. В. Индивидуально-психологические особенности подростков как фактор риска развития аддиктивного поведения [Электронный ресурс]: Психология XXI века. -URL: https://cors.ac.uk/ (дата обращения: 25 февраля 2023).

7. Максименкова Л. И. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема // Вестник Псковского государственного университета. - 2008. -№ 5. - С. 126-130.

8. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. - Екатеринбург: Радуга, 2004. - 192 с.

9. Шиляева И. Ф. Диагностика и прогнозирование девиантного поведения в молодежной среде: учебное пособие. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. - 105 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.