Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ АГРЕССИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ АГРЕССИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2070
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АДАПТИВНОЕ СВОЙСТВО / СОСТОЯНИЕ ФРУСТРАЦИИ / АДАПТАЦИЯ / ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ / АГРЕССИВНЫЙ МОТИВ / НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / АГРЕССИВНОСТЬ / АГРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОТИВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гурьев М.Е.

Агрессивность, как психическое состояние личности, присуще каждому человеку. Необходимо выяснить, как ярко проявляется это состояние, какие ситуации провоцируют человека на агрессивные действия и какие формы агрессии проявляются ярче и чаще всего. Люди, в процессе своей жизни, постоянно сталкиваются друг с другом и поэтому выявление наличия таких психических состояний личности как агрессивность, является важной задачей психологического исследования личности. Это явление негативно отражается на взаимоотношениях с коллегами по работе, с членами семьи, также с другими людьми. Исходя из этого, агрессия является одной из важнейших психологических категорий, позволяющей глубоко разобраться в сущности человеческой природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ АГРЕССИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩНОСТИ АГРЕССИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

© Гурьев М.Е.1

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Агрессивность, как психическое состояние личности, присуще каждому человеку. Необходимо выяснить, как ярко проявляется это состояние, какие ситуации провоцируют человека на агрессивные действия и какие формы агрессии проявляются ярче и чаще всего. Люди, в процессе своей жизни, постоянно сталкиваются друг с другом и поэтому выявление наличия таких психических состояний личности как агрессивность, является важной задачей психологического исследования личности. Это явление негативно отражается на взаимоотношениях с коллегами по работе, с членами семьи, также с другими людьми. Исходя из этого, агрессия является одной из важнейших психологических категорий, позволяющей глубоко разобраться в сущности человеческой природы.

Ключевые слова: агрессивное поведение; адаптивное свойство; состояние фрустрации; адаптация; процесс социализации; агрессивный мотив; невротическая защита; агрессивность; агрессивное состояние; тревожность; социальное поведение; мотивационное поведение.

Каждому человеку присуще агрессивное поведение и оно признается важным условием его жизнедеятельности. Исходя из этого в некоторых возрастных периодах (раннего и подросткового возраста), проявление агрессивных действий признается нормой и даже необходимым условием формирования самостоятельных качеств ребенка и развития у него автономности. Отсутствие, в эти периоды жизни, агрессивности признается как нарушение развития, связанного с вытеснением агрессивности или формированием у подростка реактивных формирований.

Реан А.А. и Бютнер К. относят отдельные ситуации агрессивного поведения к адаптивному свойству, связанному с освобождением от тревоги и фрустрации. Фрустрация относится к психическому состоянию, которое характеризуется стимулированной потребностью, не получившей желаемого удовлетворения. Данное состояние вызывает различные отрицательные переживания: раздражение, отчаяние, напряжение [4].

1 Доцент кафедры Педагогики и социальной психологии, кандидат исторических наук, доцент.

Исходя из этого, к агрессии следует относится как биологически целесообразной форме поведения, которая помогает выжить и адаптироваться. При этом, агрессию следует расценивать как зло или как поведение, в котором проявляется негативная сущность человека. Следует рассмотреть, какой поведенческий акт считается агрессивным [10].

Так Т.Р. Румянцева, на передний план выдвигает понятие нормативного подхода. В соответствии с этой точкой зрения, в оценке агрессивного поведения на первое место должно быть поставлено понятие нормы. В норме сформулированы механизмы контроля за содержанием определенных действий. Норма закладывается в сознание ребенка, в период его социализации. Поэтому, поведение следует отнести к агрессивному, если оно попадает под два обязательных условия:

- когда имеются разрушительные, для жертвы, результаты;

- когда не соблюдены поведенческие нормы [11].

Важное значение, в механизмах становления агрессивного поведения, принадлежит обучению и воспитанию. Кратчфилд Р. и Левинсон Н. считают, что агрессивные проявления возможно контролировать в процессе социализации. Процессом социализации агрессии можно считать научение контролировать собственные агрессивные устремления и выражать их в форме, приемлемой для конкретного цивилизационного развития. Таким образом, одних социализация учит управлять своими агрессивными импульсами, адаптирует их к социальным нормам поведения. Другие, не меняют своей агрессивности, но учатся применять ее более изощренно и завуалировано: посредством словесных оскорблений, скрытых принуждений. Третьи, никакой пользы от научения не извлекают, остаются открыто агрессивными, применяют физическое насилие. Важное значение здесь приобретает та среда, в которой воспитывается ребенок: этнокультурные особенности; полновесная семья; традиции семьи; психоэмоциональный фон; отношения к ребенку в семье.

Заграфова Й. полагает, что склонность к агрессивным действиям закладывается и накапливаются вместе с недостатками процесса социализации. Она рассматривает два уровня социализации:

- овладение социальным опытом, ценностями, нормами нравственного поведения;

- овладение субкультурным опытом меньшего объема, но имеющего такие поведенческие нормы, которые допускают агрессивность.

На сегодняшний день известны самые разнообразные теоретические обоснования природы возникновения и причин, влияющих на проявление агрессии. Сегодня наука определила те категории, которые приводят к агрессивному поведению, это:

- система врожденных побуждений и задатков;

- совокупность потребностей;

- складывающаяся социальная обстановка, в совокупности с системой научения;

- специфика проявления познавательных и эмоциональных психических процессов [8].

Следует остановиться на рассмотрении наиболее известных теоретических положений, изучающих природу возникновения агрессивного поведения. Среди них заслуживают особого внимания четыре теоретических модели: психоаналитическая; этологическая; фрустрацион-ная и поведенческая.

1. Первыми попытку объяснения природы агрессивного поведения предприняли ученые, относящиеся к психоаналитическому направлению. Так А. Адлер, еще перед своим учителем З. Фрейдом, выдвинул постулат о существовании мотива агрессии, который является неотъемлемым качеством психической жизни человека, организующим его деятельность. Данный агрессивный мотив, по мнению А. Адлера, возникает из-за трудности получить оргастическое удовлетворение. Мотив агрессии преобладает над моторикой поведения и проявляется в детском возрасте в виде плача, крика, беспокойства, в бросании предметов на пол, кусании и щипании. Подобные простейшие формы проявления агрессии могут встречаться и в более зрелом возрасте. Мотив агрессии также преобладает над сознанием, в состоянии гнева. Он влияет на внимание, интересы, чувства, восприятие, память, воспроизведение и фантазии, направляет их путь реализации, в форме активной и измененной агрессии.

Фрейд З., напротив, в своих первых работах рассматривал агрессию как реакцию на механизмы блокирования и разрушения либидозных сигналов и отнесся к взглядам Адлера А., на агрессивный мотив, скептически. Лишь спустя 15 лет, после кровопролитной и жестокой Первой мировой войны, он стал задумываться над биологическими основами агрессии. Результатом этих размышлений стала разработка учения о Танатосе или инстинкте смерти, который существует с Эросом (либидо) и содержит внутри себя разрушительную энергию: злобу и ненависть. Возникновение и становление агрессивности З. Фрейд связывал со стадиями психосексуального развития ребенка: первые признаки агрессивности появляются уже на первой, оральной стадии развития. Отсюда выводится понятие «оральный садизм» или получение удовольствия от причинения боли укусами. Агрессивность проявляется и на следующем или анальном этапе психосексуального развития. На фаллической стадии либидозного развития, особенности переживаний мальчиков «комплекса кастрации» и девочек «зависти к пенису» формируют

такие базовые черты характера, как агрессивность в виде провоцирующего поведения для предвосхищения нападок на самого себя. Кроме этого, это: зазнайство, властолюбие, демонстративность, хвастовство, упор на мужскую потенцию, гипертрофированная мужественность. В фантазиях возникает «уретральный садизм», который создает образ пениса, являющегося орудием насилия [12].

Хорни К., являясь представительницей неопсихоанализа, используя созданную ею социодинамическую теорию, относила агрессивность к невротической защите человека, когда возникает ситуация неудовлетворения его потребностей и нужд, когда он ощущает обман, унижение и отвержение. Согласно К. Хорни, у ребенка существуют две базовые потребности, проявляющиеся в удовлетворении и безопасности, реализация которых зависит от родителей. Неправильное поведение родителей формирует у ребенка ба-зальную враждебность [13].

2. Этологическую модель, объяснения природы происхождения агрессии, предложил австрийский ученый К. Лоренц, основоположник этологии, науки изучающей поведение животных. Как и З. Фрейд, К. Лоренц склонялся к инстинктивному (врожденному) происхождению агрессии. Лоренц К. занимался экстраполяцией своих наблюдений за агрессивным поведением животных, переводя их на человека. Он полагал, что агрессия внутри вида выполняет организационную функцию любого живого существа, поддерживает их функционирование и жизнеспособность. Все на свете, включая агрессию, может ошибаться, до уничтожения и самой жизни. При этом, в значимых органических свершениях мира, данная сила ориентирована на добро. Исходя из этого, в агрессии К. Лоренц видел особую форму поведения, которая направлена на процесс эволюции и адаптации всего живого, включая и самого человека [7].

Лоренц К. полагал, что энергия агрессии, источник которой вытекает из инстинкта борьбы, вырабатывается организмом непрерывно, регулярно, спонтанно, со временем накапливаясь. Агрессивные действия являются количественным результатом накопленной энергии агрессии и наличия особых стимулов, способствующих разрядке в реальном окружении. Когда возможность агрессивной разрядки («накопленного инстинкта») отсутствует, снижается порог раздражимости и агрессивные действия могут «взорваться» самопроизвольно, без непосредственного стимула из вне. Лоренц К. считал, что у человека превалирует способность к насильственным действиям, над способностью подавлять агрессию. Можно затормозить процесс накопления агрессивной энергии, если переключиться на различные действия, не связанные с нанесением ущерба. Это поможет снизить возможности активизации насилия.

3. Фрустрационные модели относят агрессию к ситуативному процессу. Разработали это направление Дж. Долард и Н. Миллер, которые относили агрессию к реакции на фрустрацию, но не на влечение. В фрустрационную модель, из теории психоанализа, авторами данной модели, была привнесена категория катарсиса («эмоционального очищения») и по отношению к враждебным и агрессивным тенденциям понимали ее как механизм «выхода» энергии или возбуждения, приводящее к уменьшению напряжения. При таком облегчении уменьшается и потребность в агрессии. С другой стороны, подобная интерпретация верна только отчасти, поскольку состояние катарсиса, в отдельных случаях, только способствует повышению агрессивных проявлений (к примеру, человек с вербальной агрессивностью «разжигает» себя, для перехода к физической агрессии). В обобщенном виде модель Дж.Доларда можно выразить следующим образом:

- состояние фрустрации всегда является причиной какой-либо агрессии;

- любую агрессию всегда предшествует фрустрация.

Миллер Н. разработал специфическую модель, способную объяснить смешанную агрессию, то есть ситуацию, в которой агрессия проявляется индивидуумами не в отношении своих фрустраций, а в адрес совершенно других людей. Н.Миллер высказал предположение, что в таких случаях жертва агрессии обусловлена тремя обстоятельствами:

- побуждающей силой к совершению агрессии;

- выраженностью факторов, способных затормозить подобное поведение;

- сходством стимулов, объединяющих жертву с фактором фрустрации [14].

4. Наиболее популярной современной моделью агрессии признается теория социального научения, разработанная А. Бандурой. В ней агрессия рассматривается как продукт приобретенного социального поведения, посредством прямого и викарного научения насилию. Бандура А. полагал, что для исчерпывающего анализа агрессивного поведения требуется учитывать три момента:

- каким способом усваивались подобные действия;

- какие факторы провоцировали их появление;

- при каких условиях они закреплялись.

Агрессивное поведение усваивается в зависимости от биологических факторов, таких как: типа высшей нервной деятельности, гормонального статуса, а также черпается из конкретной жизни и наблюдения. Использование в репертуаре разнообразных агрессивных действий обусловлено прямым поощрением (подкреплением) этих действий. Бандура А. считал, что

научение через наблюдение, в вопросе усвоения реакций агрессии, играет более значительную роль, чем реальный опыт. Это вызвано тем, что наблюдать всегда более безопасно, чем участвовать в агрессивных действиях. Более значимыми являются такие случаи, когда люди являются свидетелями одобрения агрессии и она оказывается безнаказанной:

- идет процесс провоцирования агрессии, через воздействие шаблонов на внимание;

- использование неприемлемых обращений и нападок;

- применение побудительных мотивов, таких как: использование денег и восхищение; приказы и инструкции; использование бредовых идей и лозунгов.

После усвоения агрессивных реакций, агрессивное поведение регулируется при помощи трех видов поощрений и взысканий:

- использование материальных поощрений и наказаний, общественной похвалы или порицания и / или усиления негативных оценок;

- использование викарного опыта, дающего возможность следить за поощрением и наказанием других;

- использование самопоощрения и самонаказания.

Исходя из вышесказанного следует, что теория социального научения А.Бандуры в большей степени позволяет контролировать и предотвращать человеческую агрессию, чем это предполагают делать другие теории

На бытовом уровне агрессией называют открытую неприязнь, которая вызывает враждебное отношение, наступательно-захватническое поведение и оказывает вредное воздействие. Термином «агрессия» обозначаются насильственные захватнические действия. К агрессии и агрессорам всегда возникает отрицательное отношение, поскольку признается их социально опасное поведение. Понятие «агрессия» объединяет разнообразные по содержанию и последствиям поведенческие акты, которые могут быть: от сплетен, злобных шуток и фантазий, до бандитизма, разбоя, терроризма и убийства. Подростковая жизнь нередко связана с насильственным поведением, которое определяется такими терминами, как: «жестокость», «озлобленность», «драчливость» и «задиристость». Агрессивность близко связана с состоянием враждебности. Враждебность относится к более узконаправленному состоянию, имеющему конкретный объект. Бывают случаи агрессивности, без чувства враждебности, когда совершают агрессивные действия в отношении людей, к которым враждебных чувств не испытывают. Агрессивность относится к психологическому качеству, которое активно изучается психологической наукой. К феномену агрессивности весьма неоднозначное отношение. Часто агрессивность относят к противоправному, криминальному поведению; связывают агрессию с импульсивными поведенче-

скими актами взрослеющей личности (подростковые проблемы); относят ее к психопатической или акцентуированной личности по возбудимому типу.

Агрессивному состоянию, в виде ситуативной реакции, может предшествовать чья-либо агрессия. Направление агрессии может быть разным по направленности: либо вовне, либо на себя самого. Такой тип эмоциональной реакции определяется как аутоагрессия это: и попытки суицида человека в состоянии отчаяния, и беспричинная аутоагрессия, протекающая на фоне клинической депрессии или под воздействием иных иррациональных и необъяснимых мотивов. При этом, под широким смыслом агрессивности понимается особая форма наступательности, настойчивости утверждающейся лидерской личности, которая необходима управленцу, военачальнику, предпринимателю, политику, командиру экипажа, спортсмену.

В данном случае агрессивность продолжает стеничность: личностное качество, дающее возможность противодействовать среде, «застою», старомодным традициям, элементам консерватизма среды или руководства. Такой конфликт человек затевает во имя конструирования нового, активизации инновационного и креативного [2].

В психологической науке нет однозначного определения термина «агрессия». Отдельные исследователи агрессивность оценивают только негативно. При этом также есть авторы, которые агрессивность оценивают с положительной стороны. Исходя из этого, все имеющиеся определения «агрессии» следует отнести к двум большим группам:

1. Это отнесение агрессии к мотивированным действиям, нарушающим правила и нормы, причиняющим страдание и боль. При таком подходе агрессию подразделяют на инструментальную и предметную. При инструментальной агрессии человек не предполагает агрессивные действия, но они возникают спонтанно, в соответствии с обстоятельствами. При этом, существующий мотив не осознается. При предметной агрессии, мотив осознается и агрессивные действия осуществляются с целью причинения ущерба и вреда.

Антонян Ю.М. относит причину агрессии к категории тревожности. Формирование этого свойства связано с ранним детством, которое возникает из-за депривации, то есть разрушения контакта с матерью на эмоциональном уровне. Возникающая тревожность значительно снижает самооценку индивида, нивелирует порог чувствительности на угрожающую конфликтную ситуацию, активизирует ответную реакцию на мнимую ситуацию угрозы [1].

2. Это отнесение агрессии к актам разрушения и враждебности (наличие поведенческой составляющей). Бэрон Р. и Ричардсон Д. относят агрессию к любой форме поведения, которое нацелено на унижение или нанесе-

ние вреда любому живому существу, которое не желает такого обращения с собой. Или говоря иначе агрессия, это:

- заведомо обдуманное и спланированное нанесение вреда избранной жертве;

- такая форма поведения, которое направленно на причинение ущерба или вреда любому живому организму;

- жертве должна быть присуща мотивация избегания такого вида поведения в отношении ее [3].

Данный вид определения относит агрессию к модели поведения, а не к эмоции или мотиву. К отечественным психологам, разделяющим данную точку зрения следует отнести Т.Г. Румянцеву и И.Б. Бойко. Они относят агрессию к форме социального поведения, реализация которой происходит в процессе социального взаимодействия. При этом поведение следует относить к агрессивному, при наличии двух условий, когда:

- имеются, для жертвы агрессии, разрушительные последствия;

- идет процесс нарушения норм поведения.

Следует различать понятия: агрессия и агрессивность. Под агрессией следует понимать как индивидуальное, так и коллективное действие или поведение, которое направлено на причинение психического или физического вреда человеку или группе людей или даже уничтожение их. Объектами агрессии также могут быть и неодушевленные предметы.

Под агрессивным поведением понимается любая его форма, которая нацелена на нанесение вреда или оскорбление любого живого существа, который не желает подобной формы обращения. Агрессивное поведение закладывается в процессе формирования личностных качеств человека, особенно его самосознания. С состав агрессивного поведения входит:

- агрессия психотическая, связанная с состоянием психоза, в котором пребывает человек или когда он находится в бреду, под воздействием токсических, алкогольных или наркотических веществ;

- агрессия трансформированная, связанная с жестоким поведением, исходя из складывающейся обстановки и переходящей, в какое-то время, в агрессивные действия с элементами жестокости (в связи с неблагоприятными внешними факторами) [5].

Что касается агрессивности, то она является устойчивым качеством личности, предпосылкой и возможностью агрессивного поведения. К ее природе следует отнести: раздражительность, силу тревожности и эмоциональной чувствительности, выраженность комплекса враждебности: страх, презрение, гнев и отвращение. Из этого следует, что не всякое агрессивное поведение связано с агрессивной личностью и далеко не всегда агрессивная личность ведет себя агрессивно.

Агрессия связана с тремя функциями, это:

- защита личностного «Я» от реальной или воображаемой угрозы;

- снятие психо-эмоционального напряжения с нервной системы;

- достижение поставленной цели.

Значительный интерес занимает проблема описания основных видов агрессии. Так А. Басс предложил описывать агрессивные действия, используя три шкалы:

- физическую - вербальную;

- активную - пассивную;

- прямую - непрямую.

Комбинация этих шкал позволяет сформулировать восемь возможных вариантов, которые дают возможность описать основную часть агрессивных действий. Басс А. и Дарки А. сформулировали пять основных видов агрессии:

1. Физическая, где предпочтительно используется физическая сила, в отношении другого человека (использование драки, толчков, подножек и пр.).

2. Вербальная, в ходе которой выражаются негативные чувства, посредством крика, визга или через использование оскорблений, ругани, сплетен, распускания слухов.

3. Косвенная, в ходе которой действия направляются на другое лицо окольным путем (через третье лицо, которое каким-то образом связано с обидчиком) либо через применение силы в отношении сторонних предметов (битье посуды, разбрасывание предметов, удары кулаком о стол и ногой о пол).

4. Раздражение, проявляющееся в виде вспыльчивости и грубости.

5. Негативизм, проявляющийся в отношении руководства или авторитетного лица. Подобный тип поведения может проявляться от пассивных форм проявления (в виде упрямства или «бойкота»), вплоть до активных форм борьбы (в виде митингов, забастовок и других видов неповиновения граждан).

К агрессивному поведению следует также отнести такие формы враждебных реакций, как:

- обиду, вызванную ненавистью и завистью к окружающим, обусловленную горечью и гневом на весь окружающий мир за мнимые или реальные страдания;

- подозрительность, вызванную недоверием и осторожностью к другим людям, базирующуюся на уверенности в том, что они стремятся нанести вред [6].

Следует также отметить, что агрессия бывает «доброкачественной» и «злокачественной». Первая связана с инстинктивной природой и возникает

в момент угрозы. Вторая же имеет деструктивную и жестокую природу, которая используется с целью получения удовольствия.

Агрессию можно представить и в других видах, таких как:

1. Защитной, когда может быть сформирован страх к окружающему человека миру. В подобном случае агрессия выполняет функцию защиты от небезопасного внешнего мира. Она может проявляться в:

- в частых конфликтах и драках;

- громкой речи;

- громких возгласах и выкрикиваниях;

- проявлении желания к лидерству.

2. Деструктивной, когда не сформирована автономность и навыки самостоятельного выбора, самостоятельных суждений и оценок, может использоваться деструктивная агрессивность, которая проявляется в:

- стремлении употреблять лексику «туалетной» проблематики;

- стремлении все резать, рвать и ломать;

- проявлении косвенной агрессии (сплетни, оговоры, наговоры);

- появлении чувства удовлетворения и радости от разрушения чего-либо;

- редком проявлении социальной агрессивности;

- неуверенности в своих знаниях и постоянном контроле со стороны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Демонстративной, которая проявляется в желании быть в центре внимания. Такой вид агрессии проявляется в:

- привлечении внимания к себе, через социально неодобряемые способы;

- преимущественно вербальной агрессии;

- прибегании к воровству и лживому поведению;

- использовании «вызывающей» одежды и элементов своего внешнего вида.

По способу направленности агрессии на объект она бывает:

- внешняя (гетероагрессия или экстрапунитивная агрессия);

- внутренняя (аутоагрессия или интрапунитивная агрессия). Гетероагрессию отличает открытое проявление агрессии, в отношении

непосредственных людей (в виде прямой агрессии) или «смещение» ее на отстраненные предметы и обстоятельства (в виде смещенной агрессии). Примером такого вида агрессии может быть прямое насилие в адрес своего обидчика или проявление скрытой злости, в виде насилия над животными, порчи вещей и имущества обидчика.

Аутоагрессию отличают выраженные обвинения или требования, предъявляемые самому себе. Проявляется она в виде угрызения совести, самона-

казания или даже самоистязания (самобичевание, нанесение себе телесных повреждений, кусание, царапание, щипание самого себя).

Исходя из способа выражения агрессии, она подразделяется на:

- произвольную;

- непроизвольную.

В произвольной агрессии присутствует активное желание и намерение причинить кому-то вред, совершить несправедливое действие или оскорбление. Она проявляется в высказывании недовольства в грубой форме, мести или нанесении «ответного удара» обидчику.

В непроизвольной агрессии, в период нецеленаправленного и быстро прекращающегося взрыва ярости и гнева, когда эти действия неподконтрольны субъекту, осуществляется данный вид агрессии, который подвластен аффекту. Она протекает в виде психомоторного возбуждения, когда субъект начинает бросать в обидчика, подвернувшиеся под руки предметы и переходит на оскорбление всех, кто его окружает.

Фешбах С. применил в своей классификации агрессии актуальную переменную, которую он назвал мотивированным поведением. Исходя из данной переменной он сформулировал следующие типы агрессивного поведения, которые он назвал:

- враждебной агрессией, которая преследует цель причинения неприятных и психологических ощущений другому субъекту;

- инструментальной агрессией, которая не ставит своей целью нанесение реального вреда субъекту, а целью является устранение волнующей проблемной ситуации;

- экспрессивной агрессией, которая выражается в самовыражении и самоутверждении, с применением силы и насилия.

Паренс Г. полагал, что любое проявление агрессии: упорство, враждебность, упрямство вызвано желанием осуществлять контроль над ситуацией, влиять на нее: либо для самосовершенствования, либо для совершенствования своего окружения. Им были сформулированы две основополагающие формы агрессии:

1. Недеструктивная, которая проявляется в настойчивом, невраждебном, самозащитном поведении, направленном на реализацию поставленной цели или тренировку. Она имеет врожденные механизмы и способствует процессу адаптации, и запускается в момент рождения человека. Данная агрессия участвует в мотивации развития познания и утверждения веры в свои силы и способности к конкуренции. Она защищает свои потребности, собственность, права, удовлетворяет личные желания.

2. Деструктивная или враждебная, связана с поведением, причиняющим боль. Она появляется в момент рождения человека. Подобный

вид агрессии аккумулируется и «выливается наружу» в результате длительных, неприятных и сильных эмоциональных переживаний. Пусковым механизмом может быть либо сильная боль, либо дистресс. Подобная агрессия приводит к эмоциональным конфликтам, чувству вины, формированию грубых черт характера, ограничивает способности к адаптации [9].

Известно, что когда человек осознает свою склонность к агрессивности, как негативному качеству, он переживает чувство одиночества. Осознавая это, тем не менее, он оказывается не в состоянии выстроить конструктивные отношения с близкими ему людьми, поскольку злость продолжает переполнять его. В результате происходит накопление агрессивности, ее стабилизация, формирование негативных черт характера человека. Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что агрессивность относится к накопительному феномену. Это привод к тому, что у человека могут проявиться несколько видов агрессии.

Список литературы:

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. - М.: Научная литература, 1996. - 172 с.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель-Пресс, 2000. - 512 с.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2014. - 352 с.

4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Педагогика, 1999. -144 с.

5. Гурьев М.Е. Типологическая характеристика агрессивного поведения современных подростков. В сборнике: Проблемы теории и практики современной психологии. // Сборник статей XIV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. - Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГУ», 2015. - С. 175-180.

6. Ениколопов С.Н., Кузнецов Ю.М., Чудова Н.В. Агрессия в обыденной жизни. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2014. - 496 с.

7. Лоренц К. Так называемое зло: о природе агрессии. - М.: Прогресс, 1994. - 272 с.

8. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. - СПб.: Питер, 2014. -368 с.

9. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Форум, 1997. - 160 с.

10. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - М., 1996. - № 5. - С. 3-18.

11. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. - М., 1992. - № 5/6. - С. 35-40.

12. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения // Фрейд З. Избранное. Кн. 1. - М.: Алетейя, 1998. - 396 с.

13. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. -М.: Пресс, 2004. - 464 с.

14. Юренкова В.А., Душкин А.С., Иванова А.М. Психология: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 132 с.

СВЯЗЬ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ И ФОРМИРОВАНИЯ ДОВЕРИЯ К ДРУГИМ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© Моисеева М.В.1

Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва

В статье представлены результаты эмпирического исследования, доказывающие существование связи качества привязанности к матери и формирования доверия детей дошкольного возраста к другим людям, а также рассматривается самооценка и способность к личной защите дошкольников с разными типами привязанности к матери.

Ключевые слова: привязанность, доверие, самооценка, способность к личной защите, отношение ребенка к своей семье.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, системы внутрисемейных и детско-родительских отношений.

Привязанность, закладывающаяся в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем. Боулби Дж. и Брефертон И. считают, что в процессе формирования того или иного типа привязанности к родителям у ребенка развиваются так называемые «внутренние рабочие модели себя и других людей». В дальнейшем они используются для интерпретации происходящих событий и выработки ответной реакции. Внимательное и чувствительное отношение к ребенку убеждает его, что другие люди являются надежными

1 2 курс магистерской программы Детской и семейной психотерапии факультета Консультативной и клинической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.