УДК 159.9
А. В. Михайлов
аспирант кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: valentin_rzn@mail.ru
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА
ПЕРВИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ССУЗ1
Статья посвящена рассмотрению социально-психологической динамики становления первичной профессионализации студентов ССУЗ. Приводятся результаты эмпирических исследований по формированию личности подростка. Анализируется роль среднего профессионального образования в формировании личности молодого человека.
Ключевые слова: первичная профессионализация; среднее профессиональное образование; психология личности подростка; социально-психологическая динамика.
Mikhailov А. V.
Postgraduate student of the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU
SOCIO-PSYCHOLOGICAL DYNAMICS OF PRIMARY PROFESSIONALIZATION OF PROFESSIONAL COLLEGES STUDENTS
Abstract: the Article is devoted to consideration of socio-psychological dynamics of development of primary students ' professional colleges. The results of empirical studies on the formation of the personality of the teenager. Analyses the role of secondary professional education in the formation of the personality of the young person.
Key words: primary professionalization; secondary professional education; psychology of teenager personality; socio-psychological dynamics.
Как свидетельствует опыт большинства развитых стран, специалисты со средним специальным образованием составляют основу любой экономики и обеспечивают технологическое и промышленное развитие своих государств. С изменением условий производства, появлением современных технологий, интеграции с зарубежными партнерами требования к выпускникам системы среднего профессионального образования существенно возрастают.
1 Среднее специальное учебное заведение.
Производство и рынок труда нуждаются в качественно новом типе работника с высоким уровнем социальной компетентности, профессиональной адаптации и мобильности. Поэтому проблема профессионализации специалистов среднего звена технического профиля, обеспечения их профессионального роста является одной из ключевых для развития государственных социально-экономических комплексов [2; 4; 5]. Исследования в данной области также являются актуальными в связи с тем, что в машиностроительном комплексе наблюдается кадровый дефицит квалифицированных специалистов.
В этой связи перед психолого-педагогической наукой стоит задача обеспечения первичной профессионализации будущего специалиста в образовательном процессе среднего специального учебного заведения (ССУЗа).
Под профессионализацией понимается целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора будущей профессии. Это процесс становления работника профессионалом чрезвычайно сложен и многогранен, он изучается многими отечественными учеными (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. Н. Нечаев, Н. С. Пряжников и др.). В их работах показано, что профессиональное становление - это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни; это гетерохронный процесс, который сопровождается кризисами, конфликтами и деструктивными изменениями.
В последнее время значительно возросло количество исследований, рассматривающих профессионализацию как процесс становления и развития профессионального сознания, который протекает на протяжении всей жизни индивида [1]. Эти исследования опираются на основополагающий принцип отечественной психологии - принцип единства сознания и деятельности, введенный С. Л. Рубинштейном.
Изучению этого направления профессионализации посвящены работы Г. В. Акопова, Т. В. Кудрявцева, А. К. Марковой, Н. Н. Нечаева и др. В данной группе исследований профессионализация рассматривается как процесс становления профессионала, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Профессионализация предстает как способ бытия, способ самореализации человека, становления его как субъекта, самостоятельно и творчески строящего и развивающего
собственную профессиональную деятельность. Процесс становления профессионала включает как формирование и развитие ценностно-смысловой, так и операционально-предметной сфер деятельности в их взаимосвязи. Важным является тот факт, подчеркиваемый в целом ряде исследований, что на определенном этапе становления профессионал начинает развивать саму профессиональную деятельность и проектировать ее среду или даже создавать (проектировать) новую профессию [4].
Как одно из направлений процесса общей социализации личности профессионализация представляет собой разноуровневое и многоступенчатое явление. На наш взгляд, целесообразно различение первичной и вторичной профессионализации. Первичная профессионализация есть процесс становления специалиста. Она включает в себя приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала профессиональной деятельности, т. е. приобретение специальности. В силу своего характера первичная профессионализация непосредственно связана с профессиональным образованием, в частности с ССУЗами.
Специфика первичной профессионализации состоит в том, что в ее процессе личность становится подлинным субъектом профессиональной деятельности и профессиональных отношений, обретает профессиональный статус и, таким образом, получает возможность активного и функционального участия в социальных процессах.
Вторичная профессионализация представляет собой становление и развитие профессионализма личности в ходе трудовой деятельности на основе накопления и использования профессионального опыта, профессиональной активности человека и широкого мировоззренческого подхода к решению профессиональных задач.
Таким образом, с одной стороны, процесс профессионализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью профессиональной зрелости, которая характеризуется обретением высокого профессионального мастерства и статуса, с другой - профессионализация продолжается в течение всей жизни человека, поскольку совершенствование профессионального мастерства и развитие профессионализма не ограничено какими-либо временными рамками [7].
На протяжении четырех лет нами было организовано лонгитю-диальное исследование студентов Рязанского железнодорожного
колледжа - филиала МИИТ - по выявлению социально-психологической динамики становления первичной профессионализации. С I по IV курс был проведен формирующий эксперимент с молодыми люди 14-19 лет.
В психодиагностическую батарею входили следующие методики: тест СМИЛ (Собчик Л. Н.); тест СЖО (смысложизненных ориен-таций) Леонтьева Д. А.; тест МИС (методика исследования самоотношения Р. С. Пантилеева); тест ФИРО (диагностика межличностных отношений А. А. Рукавишникова; цветовой восьмифакторный тест Люшера; социально-психологическая анкета, а также показатели успеваемости (семестровые оценки).
Выбор данных методик неслучаен, нас интересовали социально-психологические аспекты первичной профессионализации студентов колледжа, процесс изменения социально-психологического портрета молодых людей на протяжении четырех лет (с I по IV курс), т. е. за весь период обучения. В частности, оценка отношений подростков между собой и их отношение к другим людям (ФИРО), эмоционально-ценностный компонент самосознания (МИС), анализ жизненных ориентаций (СЖО, анкета), эмоционально-волевые состояния (тест Люшера), а также характеристика психоклинических особенностей личности (СМИЛ).
В исследовании принимали участие студенты-юноши пяти учебных групп железнодорожных специальностей. Общее количество респондентов составило 120 человек. На I курсе в процессе психолого-педагогической работы было сформировано три исследовательские группы. Первая группа - экспериментальная (23 чел.) состояла из студентов с низкой успеваемостью и с поведением с элементами асоциаль-ности, что определило направление нашей психокоррекционной работы (индивидуальное консультирование и социально-психологические тренинги). Следующая группа - сравнительная (26 чел.) состояла из молодых людей со схожими психолого-педагогическими параметрами (успеваемость и поведение). В отличие от первой группы во второй не проводилась специальная психолого-педагогическая работа. Третья группа - общая (самая многочисленная - 71 чел.), состояла из «хорошистов» и отличников, не нуждающихся в специальном психолого-педагогическом сопровождении. Данная группа выступала фоном и являлась положительным критерием для сравнения с экспериментальной группой.
В процессе лонгитюда были выбраны два основных направления:
- первое - временная динамика развития с I по IV курс (изменение личности в период обучения);
- второе - межгрупповой анализ аналогичных результатов между исследуемыми группами. Исходя из вышесказанного, перейдем к анализу полученных результатов.
Так, по тесту «Смысложизненных ориентаций» [3] были получены результаты, показанные на рисунке 1, где явно прослеживается тенденция системных отличий данных графиков.
38,0000 36,0000 34,0000 32,0000 30,0000 28,0000 26,0000 24,0000 22,0000 20,0000
Цели Процесс Результа! ЛК-Я ЛК-Ж
Рис. 1. Средние параметры экспериментальной группы теста СЖО
Статистически значимые отличия были получены по показателю «цели» (р=0,05). Все пять основных показателей имеют положительное приращение. На II курсе первые три параметра выше, но потом идет снижение, что показывает сложность данного временного этапа обучения. И здесь можно предположить, что II курс является переломным моментом для становления личности подростка. Если на I курсе происходит адаптация к новым психолого-педагогическим условиям, то на следующем курсе начинается процесс формирования первичной профессионализации. Изучаются дисциплины общепрофессионального цикла: электротехника; ОКЖД (общий курс железных дорог); материаловедение. Сказывается психолого-педагогическое воздействие коллектива; идет постепенное переосмысление жизненных ценностей. Данный факт говорит о сложности II курса, что подтверждается и другими используемыми нами психодиагностическими
методиками. На III и IV курсах процесс становления личности подростка продолжается, что видно из графиков.
На рисунках 2 и 3 приведены графики показателей теста СЖО для экспериментальной, сравнительной, общей групп студентов I и IV курсов. Прослеживается тенденция увеличения всех пяти показателей теста в экспериментальной группе с I по IV курс. Если в начале обучения график экспериментальной группы находился «внизу», то в конце (IV курс) он поднялся над «соседями», и здесь можно говорить о системных различиях.
Рис. 2. Показатели теста СЖО на I курсе
Параметр «Цели в жизни» показывает наличие и степень сфор-мированности целей будущей жизни испытуемого, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Первая шкала является наиболее значимой для определения адекватности сформированности смысловой сферы личности, так как демонстрирует осознание субъектом собственных целей и путей их достижения.
По мнению А. В. Серого и А. В. Юпитова, первые три фактора образуют смысложизненные ориентации: цели в жизни (будущее), насыщенность жизни (настоящее) и удовлетворенность самореализацией (прошлое). Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля как общее мировоззренческое убеждение в том, что возможен и самоконтроль [6].
36,00000 34,00000 32,00000 30,00000
28,00000 26,00000 24,00000
Рис. 3. Показатели теста СЖО на IV курсе
Анализ контрольных срезов теста СЖО по IV курсу позволяет составить следующее представление. Студенты экспериментальной группы показали наиболее высокие оценки по параметру «цели», что является результатом работы по их психолого-педагогическому сопровождению.
Подростки с большим оптимизмом начинают смотреть в будущее, у них появляются новые жизненные планы. Они начинают понимать, что профессия, которую они получают, важна в их жизни. Хотя статистически значимых различий здесь не зафиксировано (р=0,07), полученные результаты позволяют видеть положительную динамику (данные выше среднестатистических по тесту).
Показатели I курса (см. рис. 2) свидетельствуют о малом жизненном опыте респондентов. Рост профессионального опыта студентов к IV курсу приводит к расширению жизненных взглядов и, как следствие, к увеличению оценок по параметру «цели». Из графика, представленного на рисунке 3, видно, что представители экспериментальной группы видят гораздо больше смысла в будущем своего существования, чем их сверстники из сравнительной группы. Следовательно, экзистенциальная часть психолого-педагогического воздействия дала свои положительные результаты.
Следующий показатель - «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли
N. / /
//
. 7
\\\ /У
\\. ■/
\\, 1/
\\. ¡1
•Общая группа 4 курс
Экспериментальная группа 4 курс
Сравнительная группа 4 курс
Цели Процесс Результат ЛК-Я ЛК-Ж
испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. По полученным данным можно увидеть, что эмоциональная насыщенность жизни изменяется в зависимости от курса. В экспериментальной группе, как и с параметром «цели», происходит всплеск на II курсе, отсюда следует, что с «целепо-лаганием» идет и «процесс». Данная шкала характеризует восприятие испытуемыми особенностей настоящего момента, его важность для дальнейшего жизненного пути. По параметру «процесс жизни» получены статистически значимые различия между экспериментальной группой и среднестатистическими данными теста (р=0,02). Во всех трех исследовательских группах к IV курсу данный показатель приблизительно одинаков (см. рис. 3), что говорит о схожести позиций в отношении к настоящему.
Третий параметр теста СЖО - «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией». Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Данный параметр не оказывает существенного влияния на диагностику предрасположенности к развитию экзистенциальной фрустрации. Однако они показывают уверенность испытуемых в своем тыле, в поддержке семьи. Наиболее высокие баллы на IV курсе (см. рис. 3) получены в экспериментальной группе и здесь можно говорить о некотором переосмыслении жизненной позиции. Между данными экспериментальной группой и среднестатистическими данными теста зафиксированы различия (р=0,0001). Это можно интерпретировать перестройкой отношения к прошлым событиям жизни и к некоторым эпизодам из детства, что коррелируется с некоторыми пунктами анкеты.
Следующий показатель - «Локус контроля - Я» («Я - хозяин жизни»). Баллы всех обследованных групп соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Зафиксированы статистически значимые различия между экспериментальной и среднестатистической группами (р=0,01).
Параметр «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни» показывает убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их. Вера в управляемость жизни в целом играет также значимую роль в процессе
целеполагания. Студенты, вошедшие в экспериментальную группу, больше верят в возможность изменить что-либо в жизни, чем подростки из сравнительной и общей групп. Различия по данному параметру между экспериментальной и среднестатистической группами: (р=0,001). У студентов появляется больше уверенности и самодостаточности. Они становятся более свободными и креативными.
Суммарный балл отражает общие тенденции, проявляемые в каждой шкале в отдельности (см. рис. 4 и 5). Наиболее существенную роль данный показатель играет при определении общей жизненной позиции, «яркости» жизненных установок.
165,0000 160,0000 155,0000 150,0000 145,0000 140,0000
1 Курс_Эксперим гр 2 Курс:_Эксперим гр 3 Курс_Эксперим гр 4 Курс_Эксперим гр Рис. 4. Показатели суммы теста СЖО в экспериментальной группе
Важная роль в психолого-педагогических процессах принадлежит определению цели собственной жизни, соотношению ее с прошлым и будущем. Умение адекватно соотнести себя в прошлом, настоящем и в будущем, а цели своей жизни - со средствами их осуществления, соотнести свои «могу» и «хочу» позволяет личности подростка рассматривать все перспективы собственного развития, строить оптимальную стратегию поведения.
Исследование особенностей развития и динамики смысложизнен-ных ориентаций студентов колледжа показали, что процесс первичной профессионализации идет во всех трех группах. В экспериментальной группе динамика процесса выше, что подтверждает результативность психолого-педагогического воздействия на студентов этой группы.
157,00000 156,00000 155,00000 154,00000 153,00000 152,00000 151,00000 150,00000 149,00000 148,00000
Рис. 5. Показатели суммы теста СЖО на IV курсе
Одним из внешних психолого-педагогических критериев обучения является показатель успеваемости студентов колледжа. На рисунке 6 приведены среднеарифметические оценки успеваемости. Первый показатель, взятый нами, это средний балл аттестата об окончании 9 классов. Интересным фактом остается то, что аттестаты студентов, вчерашних абитуриентов, разнятся по количеству предметов (отклонение составляет 1-2 дисциплины).
При общем государственном среднем образовании, где школа является одним из основных социальных институтов государства, происходит некоторая «самодеятельность» на местах. Есть предметы по выбору школьников (которые обычно им легче даются и нравятся). Но общее количество предметов, по нашему мнению, должно оставаться постоянным.
Это может говорить о кризисе в школьном образовании, об отсутствии общих стандартов, что в дальнейшем может привести к подчинению системы школьного обучения не государственным, а муниципальным и ведомственным стандартам.
Следующие показатели, идущие за школьным аттестатом, - это среднеарифметические значения итоговых оценок, полученных ими после окончания I, II, III и IV курсов. На графиках прослеживается динамика некоторого спада успеваемости на I курсе. Это можно объяснить адаптацией подростков к новым условиям обучения,
к новым требованиям, предъявляемым к ним, новым социально-психологическим климатом, а также возможными пробелами в знаниях школьной программы. На II и III курсах успеваемость начинает расти, постепенно выходить на уровень аттестата и подниматься выше. В сравнительной группе видна аналогичная тенденция спада на I курсе и постепенного подъема к IV курсу. Баллы меняются следующим образом: на I курсе - 3,22; к IV курсу - 3,52. В экспериментальной группе аналогичная динамика на I курсе - 3,14 к IV курсу - 3,67. Если рассмотреть статистически значимые различия временных изменений с I по IV курс, то мы получим следующие результаты: (р=0,0001). Данный факт можно объяснить как малыми среднеквадратичными отклонениями данных значений, так и психолого-педагогическими условиями обучения.
4,300000 4,100000 3,900000 3,700000 3,500000 3,300000 3,100000
Рис. 6. Средние показатели учебной успеваемости студентов
Динамика подъема показателей в экспериментальной группе с I по IV курс визуально выше, чем в контрольной. В общей группе, где находятся «хорошисты» и отличники, оценки постепенно возрастают от 3,73 баллов на I курсе до 4,3 к IV курсу.
При рассмотрении разницы показателей баллов по I и IV курсам мы получаем следующие данные: в общей группе 0,57 балла (4,33,73), сравнительной - 0,3 баллов (3,52-3,22), в экспериментальной -0,61 балла (3,75-3,14). Самое большое положительное приращение зафиксировано нами в экспериментальной группе, где мы осуществляли психолого-педагогическое воздействие. Это говорит о целесообразности проводимой работы.
В результате исследований можно говорить о социально-психологической динамике первичной профессионализации студентов колледжа. Наиболее значимыми показателями социализированного студента ССУЗа являются:
- личностные - гуманистическая направленность личности, способность к успешному общению и взаимодействию с людьми, успешность в социально значимых видах деятельности, адекватная самооценка, осознание профессиональной, социальной и личной перспективы;
- ценностно-смысловые - стремление к самореализации и самоутверждению в социуме, сформированная ценностно-смысловая сфера, активная гражданская позиция;
- образовательные - научное мировоззрение, устойчивый интерес к образовательной деятельности, стремление к самообразованию и саморазвитию;
- профессиональные - сформированность профессиональных знаний, умений, навыков и опыта деятельности, стремление к самосовершенствованию в профессиональной сфере.
Из проведенного лонгитюдиальное исследования следует, что положительные приращения показателей экспериментальной группы выше, чем у остальных исследуемых групп. Анализ результатов позволил сделать вывод об эффективности специально организованного психолого-педагогического воздействия, примененного нами к студентам данной группы.
Важность исследования первичной профессионализации студентов обусловлена определяющим влиянием данного процесса на успешность включения индивида в профессиональную деятельность и соответственно на ее продуктивность.
Процесс обучения в ССУЗе является лишь частью профессионализации, а полученные результаты позволяют наметить и дальнейшие перспективы изучения поставленной проблемы. Целесообразно, в частности, проследить устойчивость результатов формирования профессионально-социализированных качеств личности в первые годы самостоятельной профессионально-трудовой деятельности, после пяти лет производственного стажа и т. д. Такие исследования требуют длительного времени, но способствуют изучению динамики ценностно-смысловой основы профессионализации на всех ее этапах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ангеловский А. А. Анализ понятия профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 12. - 2010. -№ 5. - С. 306-314.
2. Леднева О. В. Статистический анализ и прогнозирование развития системы среднего профессионального образования в России: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - М., 2008. - 48 с.
3. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). - М. : СМЫСЛ, 1992. - 16 с.
4. Нечаев Н. Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности. - М. : Иссл. Центр Минобрнауки РФ, 2005. - 92 с.
5. Новиков А. М. Профессиональное образование и национальная безопасность России // Специалист. - 2003. - № 6. - С. 6-10.
6. Серый А. В., Юпитов А. В. Применение теста смысложизненных ориен-таций к диагностике актуальных смысловых состояний // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. - Кемерово, 2002. - С. 55-72.
7. Цвык В. А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. Серия Социология. - 2003. - № 4(54). - С. 258-269.