УДК 159.9.072.433 ББК 88.53
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ
ПОТЕНЦИАЛОВ МАЛЫХ ГРУПП
П. С. ФЕДОСОВ, Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск E-mail: rathunter@,inbox. ru
Аннотация
Изучены возможности комплексной диагностики коммуникативных потенциалов малых групп на основе выявления психологической общности её участников в отношении коммуникативно-значимых личностных характеристик её участников. С этой целью проведено исследование на выборке из 150 студентов первого курса с использованием методик CPI, АНЛИГ и САМОАЛ. Факторный анализ полученных данных позволил детально описать социально-психологические приоритеты малой группы в аспекте межличностной коммуникации.
Ключевые слова: Калифорнийский психологический опросник, ценности, самоактуализация, психодигностика, факторный анализ
Актуальность. В реальных условиях жизнедеятельность личности чаще всего осуществляется в группах (классе, студенческой группе, рабочем коллективе и т.п.). Следовательно, индивидуально-психологические особенности участников малых групп не могут не влиять на определенные аспекты групповой деятельности [4].
Основу взаимодействия в малой группе составляет межличностное общение (или межличностная коммуникация) - взаимодействие людей, вызванное потребностями их совместной деятельности и осуществляемое знаковыми средствами. Развитие гармоничных и продуктивных межличностных отношений во многом обусловливается особенностями самих общающихся. К таким особенностям различные авторы относят пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессию, некоторые личностные характеристики такие, как самооценка и эмпатия [1]. При этом в ряде исследований было отмечено, что чем выше композиционная монотипность социально-психологических особенностей в малой группе, тем выше коммуникативный потенциал данной группы и, соответственно, тем выше показатели психологического климата и личностной самореализации её участников [4].
За последние десятилетия разработано множество методик, позволяющих оценивать отдельные аспекты коммуникативных потенциалов малых групп. Актуальной на сегодняшний день задачей является разработка психодиагностических алгоритмов, позволяющих давать комплексную оценку коммуникативного потенциала группы по ряду коммуникативно-значимых показателей её участников.
Таким образом, актуальность проблемы и её недостаточная научная разработанность предопределили тему, цель и задачи исследования.
Цель. Цель данной работы - разработать подход к диагностике коммуникативных потенциалов малой группы, основанный на выявлении психологического единства её участников в отношении коммуникативно-значимых качеств личности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Обследовать экспериментальную выборку с использованием нескольких современных, валидных психодиагностических методик.
2. Обработать полученные результаты при помощи факторного анализа; выявить, описать и проинтерпретировать взаимосвязи между различными показателями.
3. Определить диагностическую ценность выделенных факторов.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе Южно-Уральского государственного медицинского университета (ЮУГМУ) и Самарской гуманитарной академии. Тестирование проводилось в ЮУГМУ, а для оптимизации обработки результатов использовались элементы режима телетестинга (первичная обработка результатов теста АНЛИГ проводилась в г. Самаре). В эксперименте участвовало 150 респондентов, мужчин -69, женщин - 81. Средний возраст респондентов составил 18 лет. Выборку составили студенты первого курса факультета клинической психологии ЮУГМУ (30 человек), студенты первого курса лечебного факультета ЮУГМУ (80 человек), студенты первого курса педиатрического факультета ЮУГМУ (40 человек). Участие в эксперименте было добровольным. В отношении респондентов соблюдались нормы конфиденциальности и уважения автономии.
Психологический инструментарий был представлен тремя методиками.
1. Калифорнийский психологический опросник (CPI)
Опросник CPI содержит 480 утверждений и даёт возможность получить 18 стандартных оценок (шкал). Каждая шкала предназначена для оценки одной важной грани межличностной психологии, а их совокупный набор нацелен на проведение всестороннего изучения индивида с точки зрения социальной интеракции [2]. Шкалы сгруппированы по четырём широким категориям, объединяющим вместе те шкалы, которые имеют общее приложение. Первый класс шкал описывает манеру держаться, властность, самоуверенность и межличностную адекватность. В этот класс входят: 1) доминирование; 2) способность к статусу; 3) общительность; 4) социальный облик; 5) самопринятие; 6) чувство благополучия. Второй класс измеряет уровни социализации, ответственности, внутренних ценностей и характера. К нему относятся: 1) ответственность; 2) социализация; 3) самоконтроль; 4)терпимость; 5) хорошее впечатление; 6) обычность. Третий класс определяет потенциал достижения цели и интеллектуальную эффективность. Он представлен следующими шкалами: 1) достижение через конформность; 2) достижение через независимость; 3) интеллектуальная эффективность. Последний, четвёртый класс оценивает интеллектуальную и мотивационную направленность. В него входят: 1) психологическая направленность; 2) гибкость; 3) женственность.
2. Тест "Аксиологическая направленность личности и группы" [3], (АНЛиГ)
Тест представлен 130 утверждениями, каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 7-балльной системе. Методика состоит из двух частей. Первая часть - это две группы шкал: личностных ценностей и ценностей жизненных сфер. Вторая часть включает три группы шкал: представление о ценностях группы, ценностях жизненных сфер и о ценностях коллективного субъекта. Помимо информационных шкал методика включает традиционную шкалу социальной желательности и три группы шкал достоверности. В настоящем исследовании была использована только шкала личностных ценностей, представленная следующими показателями: 1) саморазвитие; 2) духовное удовлетворение; 3) креативность; 4) взаимоотношения; 5) престиж; 6) достижения; 7) материальное благополучие; 8) сохранение индивидуальности. Система личностных ценностей определяется, с одной стороны, внутренними установками, с другой стороны, нормами социальной среды. Двойственный характер личностных ценностей определяет их двойное функциональное значение. Во-первых, на основе ценностей в сознании людей формируются и закрепляются установки, позволяющие индивиду занимать определенную позицию, выражать свою точку зрения, давать оценку. Во-вторых, ценности могут выступать в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и его стремление к достижению определённых целей неизбежно соотносятся с ценностями, входящими в его личностную структуру.
3. Опросник по самоактуализации [7], (САМОАЛ)
САМОАЛ содержит 100 утверждений и 11 шкал, каждая из которых соответствует определённому качеству самоактуализирующейся личности. Самоактуализация по А.
Маслоу - это всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальная реализация всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности. Среди свойств самоактуализирующихся личностей А. Маслоу выделял, в частности, следующие: более комфортабельные отношения с реальностью, принятие себя, других, более глубокие межличностные отношения [5]. Методика САМОАЛ включает следующие шкалы: 1) ориентация во времени; 2) ценности; 3) взгляд на природу человека; 4) потребность в познании; 5) креативность; 6) автономность; 7) спонтанность; 8) самопонимание; 9) аутосимпатия; 10) контактность; 11) гибкость в общении.
Таким образом, каждая методика охватывает определённый пласт личностных характеристик, совокупность которых позволяет наиболее полно описать способности индивида к успешной межличностной коммуникации и построению продуктивных межличностных отношений.
Обработка эмпирических данных исследования проводилась с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0. Мы использовали факторный анализ; извлечение факторов выполнялось по методу главных компонент с варимакс-вращением. Для визуализации результатов факторного анализа было применено приложение statisticXL (надстройка для приложения Microsoft Office Excel).
Результаты исследования. Общее количество переменных, полученных при помощи трёх методик, составило 37 (CPI - 18 переменных, АНЛИГ - 8, САМОАЛ - 11). Кроме того использовались две дополнительные переменные - пол и возраст. Таким образом, общая изменчивость показателей была описана при помощи 39 переменных.
На основе 39 изначальных переменных были вычислены 39 факторов, из которых по критерию "каменистой осыпи" были отобраны первые 7 факторов. На долю указанных факторов приходится 67% всей объяснённой изменчивости показателей.
Применение факторного анализа позволяет существенно сокращать размерность данных и раскрывать скрытые взаимосвязи между исходными переменными за счёт введения новых переменных - факторов.
Назначение факторов двоякое. С одной стороны, каждый фактор группирует между собой исходные переменные, обладающие наиболее выраженной ковариацией. Иными словами, вычисление факторов позволяет выделять наборы переменных, изменчивость которых является наиболее согласованной. С другой стороны, каждой фактор представляет собой определённую тенденцию изменчивости показателей. Первый фактор определяет приоритетную (ведущую) тенденцию изменчивости, а каждый последующий фактор описывает менее значимые тенденции изменчивости и, соответственно, объясняет меньшую долю общей изменчивости показателей.
Для идентификации факторов вычисляются так называемые факторные нагрузки -коэффициенты, показывающие вклад той или иной переменной в формирование конкретного фактора. Значения факторных нагрузок различаются по абсолютному значению и по знаку -положительному или отрицательному. Структуру фактора определяют переменные, которые обладают наибольшими абсолютными значениями (табл. 1). Знак "-" в ячейках таблицы показывает, что переменные, относящиеся к той или иной методике, входят в данный фактор с пренебрежимо малыми факторными нагрузками.
Таблица 1
Структура факторов_
№п/п Доля объясненной изменчивости,% Личностные ценности Оценки по CPI Показатели самоактуализации
I 16 Ответственность Самоконтроль Терпимость, Достижения через
конформность Интеллектуальная эффективность
II 12 Достижения - -
III 10 Саморазвитие Духовное удовлетворение Креативность Сохранение индивидуальности Взгляд на природу человека
IV 9 Доминантность Способность к статусу Общительность Самопринятие
V 8 - - Креативность
VI 7 - - Аутосимпатия
VII 5 - Психологическая направленность -
Из таблицы 1 видно, что в формировании выделенных нами 7 факторов принимают участие переменные, связанные со всеми 3 использованными методиками. При этом приоритетная тенденция изменчивости связана с рядом оценок по тесту CPI, тенденции второго и третьего порядка определяются изменчивостью, как личностных ценностей, так и показателей самоактуализации. И, наконец, в формировании тенденций последних четырёх порядков принимают участие только оценки по CPI и показатели самоактуализации.
Интерпретация факторов основана в первую очередь на интерпретации тех переменных, которые образуют структуру факторов. Также при интерпретации факторов важную роль играют положительные и отрицательные знаки факторных нагрузок. Необходимо отметить, что положительные или отрицательные знаки нагрузок не имеют оценочного характера, поскольку это разделение происходит в результате математических процедур и имеет, главным образом, смысл противопоставления. За счёт этого становится возможным определение положительных и отрицательных полюсов факторов (табл. 2).
Таблица 2
Интерпретация факторов
Положительный полюс Значение фактора Отрицательный полюс
Надёжность, сдержанность, терпимость, склонность к сотрудничеству, прогрессивность, находчивость 1. Отношение к трудовой или учебной деятельности Непостоянство, импульсивность, склонность судить других, равнодушие, недостаток самоуправления и самодисциплины
Безразличие к успеху 2. Умение добиваться поставленных целей Стремление к достижению конкретных результатов
Негативное отношение к окружающим, нетерпимость к критике, циничность, поиск выгоды от взаимоотношений и от результатов деятельности, консерватизм, стремление к конформности 3. Способность к самореализации Позитивное отношение к окружающим, стремление к самосовершенствованию, идеалистичность, стремление к духовному удовлетворению, реализации творческих возможностей, достижению независимости от других людей
Лидерский потенциал, 4. Готовность Неуверенность в себе,
стремление сделать карьеру, открытость, способность легко и убедительно говорить взаимодействовать с окружающими стереотипность мышления, внушаемость, склонность к самопорицанию
Слабый творческий потенциал 5. Стремление к творчеству Выраженная творческая направленность
Хорошо осознаваемая позитивная Я-концепция 6. Способность к позитивному самовосприятию Низкое самоуважение
Осторожность, непритязательность, конформность 7. Способность реагировать на внутренние потребности и переживания окружающих Наблюдательность, спонтанность, непокорность правилам
Как показано в таблице 2, для каждого из выделенных нами факторов были идентифицированы значения положительного и отрицательного полюсов. Таким образом, каждый фактор может быть представлен в виде оси координат, по которой возможны передвижения, как в положительном, так и в отрицательном направлении. Соответственно, каждый респондент может занять вполне определённую позицию на данной оси координат, которая соответствует большей или меньшей выраженности в его психологическом портрете той характеристики, которую описывает данный фактор. Для соотнесения респондентов с факторным пространством были вычислены так называемые факторные оценки -переменные, которые оценивают показатели респондентов по каждому из факторов.
Использование факторных оценок позволяет строить диаграммы рассеяния (рис. 1), на которых можно проследить распределение группы респондентов в пространстве одного или двух факторов одновременно.
>ис. 1. Распределение респондентов в пространстве первых четырёх факторов
При помощи данных диаграмм можно, во-первых, анализировать социально-психологические приоритеты, характерные для данной малой группы, во-вторых, выявлять психологическую общность участников малой группы по тем или иным показателям.
На рисунке 1а показано распределение респондентов в пространстве первого и второго факторов. Правая часть графика соответствует положительному полюсу первого фактора (развитые деловые качества), левая - отрицательному полюсу данного фактора (недостаточно развитые деловые качества); точно так же верхняя часть графика соответствует положительному полюсу второго фактора (безразличие к успеху), а нижняя -его отрицательному полюсу (целеустремленность). Анализ графика позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, распределение респондентов в пространстве указанных факторов неоднородное, то есть, в данной малой группе не существует однозначных и общепринятых социально-психологических приоритетов. Во-вторых, для данной группы практически не характерно сочетание развитых деловых качеств и стремления к достижению результатов.
Анализ графиков, изображенных на рисунках 1б-1в, свидетельствует о том, что данная группа также неоднородна по способности респондентов к самореализации (третий фактор) и по готовности взаимодействовать с окружающими (четвертый фактор). Отмечено, что ответственное отношение к трудовой/учебной деятельности (положительный полюс первого фактора) в данной выборке практически всегда сочетается с позитивным отношением к окружающим, стремлением к самосовершенствованию и духовному удовлетворению (отрицательный полюс третьего фактора). В то же время в данной группе практически не встречается сочетание развитых деловых качеств (положительный полюс
первого фактора) и слабо выраженных способностей к самореализации (положительный полюс третьего фактора).
Выводы. Таким образом, на основе результатов обследования по методикам CPI, АНЛИГ и САМОАЛ, а также данных о поле и возрасте были выявлены и идентифицированы 7 факторов, объясняющих 67% общей изменчивости показателей. Было установлено, что оценки по CPI, личностные ценности и показатели самоактуализации являются взаимосвязанными личностными характеристиками. Каждый вычисленный фактор можно рассматривать как систему, состоящую из двух противоположных в смысловом плане полюсов. Представление факторов в виде осей координат позволяет анализировать распределение индивидуальных факторных оценок респондентов в факторном пространстве при помощи наглядных и легко интерпретируемых диаграмм рассеяния. Данный подход существенно расширяет возможности психодиагностики и позволяет получать качественно новые данные, как о психологической общности малой группы, так и об её коммуникативном потенциале.
Список литературы
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева // М.: Аспект Пресс.
2000
2. Руководство к Калифорнийскому психологическому опроснику (CPI) / Х. Гау; под ред. Н.А. Батурина. // СПб.-Челябинск, 1995. - 47 с.
3. Капцов, А.В. Аксиологическая направленность личности и группы: Руководство по применению / А.В. Капцов // Самара: "СамЛюксПринт", 2011. - 46 с.
4. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп (Учебное пособие) / Н.П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М. Изд-во Института психотерапии, 2005. - 490 с.
5. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. -М.: МГУ, 1982
6. Митина, О.В. Факторный анализ для психологов / О.В. Митина, И.Б. Михайловская // М.: Учебно-методический коллектор "Психология", 2001. - 169 с
7. Shostrom, E.L. An Inventory for the Measurement of Self-Actualization // Educational and Psychological Measurement. - 1964. - Т. 24. - № 2. - С. 207-218.
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF COMMUNICATIVE POTENTIAL OF SMALL GROUPS
FEDOSOVP.S., South Ural State Medical University, Chelyabinsk
E-mail: rathunter@,inbox. ru
Abstract
The article is devoted to the psychological diagnostics of the communicative potential of the small groups based on the analysis of homogeneity of the psychological characteristics of the small group's members. 150 first year students of the State Medical University of Southern Ural were tested were tested with 3 questionnaires including CPI, the analysis of the personal values and the analysis of self actualization. The factor analysis was performed to determine the relationships among these variables. Results of the factor analysis indicated that CPI scores, personal values and self actualization are highly correlated and the scatter plots of the factor scores could be used as an additional diagnostic tool for evaluating the communicative potential of the small groups.
Keywords: CPI, values, self actualization, psychodiagnostics, factor analysis