Научная статья на тему 'Социально-психологическая детерминация преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД'

Социально-психологическая детерминация преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
839
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детерминация / внешние и внутренние факторы / преступление / преступное поведение / личность / мотивация / сотрудник ОВД / determination / external and internal factors / crime / criminal behavior / personality / motivation / a law enforcement officer

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уразаева Гульнора Ильхамовна

В статье представлена статистика преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, в ее динамике за последние годы по Республике Татарстан. Анализируются факторы, обусловливающие совершение преступления сотрудниками ОВД, мотивация рассматривается как системообразующий фактор преступного поведения в контексте психологических особенностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Уразаева Гульнора Ильхамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Psychological Determination of Crimes Committed by Law Enforcement Officers

The article comprises statistics of crimes committed by law enforcement officers in its recent dynamics in Tatarstan. The researcher analyzes the factors that determine the crimes committed by law enforcement officers. The motivation is considered as the system-organizing factor of criminal behavior in relation to psychological peculiarities of a person.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая детерминация преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД»

психология прдвондрушдющЕго ПОВЕДЕНИИ

УДК 159.9.07

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ОВД

Г. И. Уразаева

В статье представлена статистика преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, в ее динамике за последние годы по Республике Татарстан. Анализируются факторы, обусловливающие совершение преступления сотрудниками ОВД, мотивация рассматривается как системообразующий фактор преступного поведения в контексте психологических особенностей личности.

Ключевые слова: детерминация, внешние и внутренние факторы, преступление, преступное поведение, личность, мотивация, сотрудник ОВД.

Проблема истоков и причин преступлений, совершаемых сотрудником органов внутренних дел как представителем власти, или их детерминации, сама по себе парадоксальна, и в представлении любого здравомыслящего человека кажется недопустимой. Поэтому публикации в средствах массовой информации о фактах преступного поведения сотрудника ОВД, осознающего свои поступки, способного руководить ими и при этом совершающего преступное деяние в формах злоупотребления властью и нарушения закона, нередко имеют ярко выраженный аффективный характер и сопровождаются крайне резкими обобщениями уже существующих оценочных стереотипов в отношении всей системы Министерства внутренних дел России.

Феноменология отношения общества к правоохранительным структурам, нередко заметная уже невооруженным глазом по фактам уничижительного обращения граждан (в том числе журналистов, телеведущих) к сотрудникам органов внутренних дел, по-видимому, может быть связана с феноменологией преступлений, совершенных российскими полицейскими, хотя далеко не всегда так закономерно, как представляется в житейском миропонимании. Мы не анализируем сейчас точность и объективность самих средств массовой информации в оценке происходящих событий, а также не углубляемся в характеристики тех граждан, которые склонны к негативно-оценочным комментариям деятельности российской полиции в целом и ее отдельных представителей. Следует отметить,

что проблема преступления, совершенного сотрудником органов внутренних дел, безусловно, предполагает анализ всего фрейма преступления. Он включает оценку личности преступника, виновного в совершении запрещенного Уголовным кодексом под угрозой наказания общественно опасного деяния (ст. 14 УК РФ), особенности поведения потерпевших, причиненный ущерб. При этом изучение фрейма преступления нуждается в многостороннем и системном анализе всех сфер общественной жизни, отражающем объективную картину в интересующем нас явлении. Безусловно, такой анализ должен выполняться при условии «взаимной ответственности общества и полиции» 1 , их уважения друг к другу. Однако в рамках статьи такой исчерпывающий анализ не представляется пока возможным. Поэтому сосредоточимся на конкретном вопросе детерминации преступлений, совершенных сотрудниками полиции, ориентируясь на принцип взаимной ответственности общества и полиции. В данной статье нас интересуют предшествовавшие преступлению объективные и субъективные обстоятельства, обусловливающие его мотивацию как системообразующий фактор преступного поведения.

Феноменологически проблема преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, представлена в публикациях средств массовой информации. Вызывает беспокойство не только сама проблема, возникшая вследствие общественной опасности данных преступлений и чернения имиджа российской полиции, но и связанный с нею напрямую вопрос доверия граждан к государству, представители власти которого сами совершают преступления.

Описательно проблема наглядно отражена в данных, предоставляемых УСБ МВД по Республике Татарстан (РТ) в ежегодных обзорах законности и служебной дисциплины сотрудников полиции. В 2008 г. сотрудники ОВД совершили 98 преступлений (в аналогичный период предыдущего года (АППГ) — 83; +18,1%). При этом уровень преступности на 1000 сотрудников составил 2,5 (+6,4% от АППГ); в 2009 г. выявлено 82 преступления (АППГ — 98; -16,3%), уровень преступности на 1000 сотрудников составил 2,6 (+4,0% от АППГ); в 2010 г. — 87 преступлений (АППГ — 82; +11,2%), уровень преступности на 1000 сотрудников — 2,5 (+1,5% от АППГ); в 2011 г. — 80 преступлений (АППГ — 87; -9,2%), уро-

48

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)

Уразаева Г И. Социально-психологическая детерминация преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД

вень преступности на 1000 сотрудников — 2,6 (+1,0% от АППГ); в 2012 г. — 73 преступления (АППГ — 80; -8,2%), уровень преступности на 1000 сотрудников — 2,7 (+2,0% от АППГ) 2.

Как видим, уровень преступности сотрудников ОВД в РТ, несмотря на тенденцию к снижению, остается достаточно стабильным в пределах анализируемой группы в 1000 сотрудников, хотя данный показатель не имеет принципиального значения. Безусловно, надо учитывать трудноконтролируемые факторы: сохраняется латентный характер преступности сотрудников, стремление некоторых руководителей избежать огласки (часть их увольняется «по собственному желанию» или «вчерашней датой» или привлекается к ответственности по ст. 159 УК РФ, более того, уходит вообще от ответственности за счет использования коррупционных связей). Надо учитывать и то, что большая часть правонарушений сотрудников органов внутренних дел представляет собой административные нарушения (прежде всего, ДТП), из которых фиксируются ярко выраженные.

В 2013 г. в России зафиксировано 3,5 тыс. преступлений, совершенных сотрудниками ОВД, в том числе 2 тыс. деяний коррупционной направленности (лидируют злоупотребление должностными полномочиями, провокации взяток, силовое предпринимательство («крышевание»), коррупция в образовательных учреждениях МВД). Пресечено дисциплинарных проступков в органах внутренних дел в 2013 г. 165 тыс. 3

Обнародованы данные о том, что в 2013 г. сотрудники МВД РТ совершили на 50% больше преступлений, чем в предыдущем году. В общей сложности за период с 2011 г. по 2013 г. число преступлений, совершенных сотрудниками полиции, выросло почти в 4 раза 4. В 2014 г. стали известными резонансные факты деяний преступного характера со стороны российских полицейских разного ранга, в том числе высокопоставленных офицеров московской полиции 5. Думается, что приведенные данные свидетельствуют, прежде всего, о снижении уровня латентности со стороны МВД и высоком уровне раскрываемости со стороны Следственного комитета.

Проблема содержания мотивации сотрудников полиции, нарушающих закон, в современных условиях реформирования Министерства внутренних дел России и качественного улучшения материального состояния и социальной защищенности полицейских остается по-прежнему актуальной. Приоритетной для Министерства внутренних дел является задача подготовки сотрудников — специалистов-профессионалов, не нарушающих закон, обладающих высокоразвитыми нравственными качествами. Этой задаче подчинены научные криминологические, социально-психологические исследования по проблемам, имеющим непосредственное либо смежное значение 6. Однако следует отметить, что психологических исследований проводится крайне мало и в них не отражены механизмы формирования преступного поведения сотрудников органов внутренних дел.

В связи с этим целью нашего исследования является изучение и описание социально-психологической детерминации преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, в аспекте ее механизмов и мотивации как системообразующего фактора преступного поведения.

Традиционно в системе детерминант любого поведения, в том числе любого преступного, все исследователи выделяют внешние и внутренние факторы 7. Для житейской психологии обывателя характерно представление о некоей «флюгерности» поведения, т. е. об определяющей роли внешнего (объективного) фактора в поведении личности (когда сотрудник полиции нецензурно выражается в общественном месте, в ответ на сделанное ему замечание он может заявить: «Довели меня, не выдержал», «Машину в ДТП помяли — расстроился»). Житейские и научные представления в данном случае сходны, ибо психология выделяет в качестве ведущего механизма развития личности и динамики поведения «интериоризацию-экстериоризацию» (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже).

В соответствии с данным механизмом внешнее воздействие «вращивается внутрь» и реализуется во внешне наблюдаемых проявлениях. Все, что мы делаем в тех или иных ситуациях, нередко является нашей реакцией на эти ситуации: мы радуемся, когда ситуация жизнеутверждающая, и плачем, когда она драматична, что противоречит нашим мотивам. Агрессия сотрудника может быть ответом на наблюдаемые вовне аффективные реакции граждан, которые становятся все более выраженными и порой не адекватными реальности, т. е. мотивируется необходимостью самозащиты и самоутверждения.

Наше общество находится в неравновесном, колебательном состоянии между добром и злом, с перевесом в сторону зла. Действительно, сегодня нередко доброта и порядочность не воспринимаются как ценность, а понимаются самим человеком как слабость, негативное качество личности, неспособной противостоять хамству, лицемерию, агрессии, разнузданному хулиганству. Добрый и справедливый человек часто становится жертвой властолюбия, манипуляции как средства достижения власти. Поэтому любой человек может научиться агрессии в условиях негативной социальной среды, внутри которой он живет и действует многие годы. Сотрудник полиции часто сталкивается с хамством и злобностью, в том числе со стороны несовершеннолетних нарушителей. Будучи социально незащищенным, он не может защитить себя, ибо любое его слово или действие может быть расценено в социуме как преступление. Нестабильность и дисгармоничность внешней среды проецируются во внутреннюю личностную неуравновешенность, дискомфорт, алогичность существования, переживаемую порой как абсурдную противоречивость разумно желаемого и реально существующего. Нивелируется ценность служебного альтруизма, усиливается формализация деятельности, наблюдаются эмоциональное «выгорание» и профессиональная деформация личности.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)

49

Уразаева Г И. Социально-психологическая детерминация преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД

Все, что мы имеем в себе, создаем для себя, и то, что существует вокруг нас независимо от нашей воли и сознания (все субъективное и объективное), является неким символом реальности вообще, существовавшей всегда в тех или иных формах и обеспечивающей нашу жизнь сейчас. Так, альтруизм как черта характера необходим нам и сегодня, в сложных условиях социального взаимодействия, для выживания личности и общества в целом. Корысть и агрессия как черты характера позволяют человеку достигать значимых для него целей и ценностей, т. е. имеют инструментальное значение. Однако поведение человека среди многих других должно быть разумным и социальным. Эта норма поведения существует вокруг нас и нами воспринимается, а затем реализуется в поведении. Внешнее становится внутренним и проявляется вовне.

При этом внешнее воздействие не предопределяет однотипную реакцию у разных людей, она у всех индивидуальна и зависит от уровня развития субъ-ектности 8. Один сотрудник, пострадавший в ДТП, выражается нецензурно и реагирует остро аффективно. Другой сотрудник, оказавшийся в аналогичной ситуации, при этом сохраняет способность к саморегуляции переживаемых отрицательных эмоций. Таким образом, более действенным, мотивирующим поведение оказывается внутренний — субъектный, личностный фактор, который сформировался в определенных условиях внешней, прежде всего социальной, среды. Влияние внешних и внутренних факторов на преступное поведение нельзя расценивать однозначно, важен характер их соотношения (внешнее действует через внутреннее, по С. Л. Рубинштейну), в том числе в генезисе личности.

Рассмотрим воздействующие на личность факторы по сферам жизни сотрудника:

1) профессиональная деятельность сотрудников полиции имеет ряд внешних (объективных) детерминант их поведенческих и личностных девиаций: психические и физические перегрузки, переутомление как результат этих перегрузок, частые конфликтные и экстремальные ситуации, дефицит времени на выполнение служебных задач, состояние постоянного психического напряжения вследствие дефицита времени, непрофессионализм как характерное и, соответственно, приемлемое явление в коллективе сотрудников;

2) экстремальный характер общения с девиантным спецконтингентом как объектом психологического воздействия сотрудников полиции. В этом общении сотрудник испытывает постоянный прессинг на все стороны личности (потребностно-мотивационную, интеллектуальную, эмоциональную). Это, в свою очередь, вызывает рефлекторное, часто реактивноответное ситуативное негативное состояние самих полицейских, усугубляя их психологический дискомфорт и неудовлетворенность собой, своей жизнью, другими людьми. Далее это эмоционально нестабильное состояние сотрудников выплескивается на граждан. Результатом такого взаимодействия сотрудников и девиантного спецконтингента является перенима-

ние сотрудниками ненормативной лексики, вредных привычек, асоциальных норм, стереотипов поведения преступного мира;

3) деятельность надзорных и контролирующих органов характеризуется нередко такими явлениями, как несовершенство системы отчетности, неуважительное отношение со стороны сотрудников этих органов к сотруднику полиции, явлениями коррупции в данных органах;

4) эмоционально-напряженный характер взаимоотношений сотрудника с непосредственным руководством. Так, безграмотный стиль управления руководителя, выражающийся в грубости, уничижительном отношении к подчиненному, вызывает у сотрудника неуверенность в себе, заниженную самооценку, потребность в самоутверждении любыми способами, в том числе посредством злоупотребления служебным положением. Со стороны непосредственного руководства наблюдаются грубые и систематические нарушения трудового законодательства, этикета общения и социального поведения в целом. В соответствии с названным выше механизмом динамики личностного развития («внешнее действует через внутреннее», по Рубинштейну С. Л.) внешние критерии оценки эффективности служебной деятельности (такие как «процентомания» и «палочная» система) становятся внутренними критериями оценки выполненного у самого сотрудника;

5) проблемы в семейной жизни обусловлены недостатком времени, уделяемого семье, вследствие перегрузок на работе, слабой социальной защищенностью сотрудников и их семей, частыми ссорами с близкими, испытывающими недостаток внимания со стороны сотрудника;

6) характер взаимоотношений и социально-психологический климат в коллективе нередко являются неблагоприятными. Наблюдаются негативные социальные установки членов коллектива, а именно нигилизм, цинизм, чувство безнаказанности. Неформальные лидеры могут проявлять себя двояко. Одни демонстрируют асоциальные нормы поведения, общения, отношения к служебным обязанностям. Другие продвигают формальное социальное общение в виде игр и ритуалов, но, будучи конкурентно ориентированными, инициируют моб-бинг, т. е. психологическое давление на добросовестных сотрудников, вплоть до их травли;

7) социальная сфера жизнедеятельности характеризуется низким социальным статусом сотрудника полиции, пропагандой в средствах массовой информации потребительского образа жизни, богатства и власти как главной цели в жизни и критерия оценки успешности, состоятельности личности, представлением в искаженном виде таких понятий, как «любовь», «дружба», «честь», «долг».

Наряду с перечисленным российская полиция неизбежно испытывает влияние макросоциальных процессов реформирования Министерства внутренних дел России и общества в целом. Социально ориентированные реформы полицейских структур в развитых странах

50

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)

Уразаева Г И. Социально-психологическая детерминация преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД

приводят к «дебюрократизации и демократизации полиции как социально-правового института», повышая ее социальную эффективность 9. Ориентация на сотрудничество и партнерство социальной полиции стабилизирует и ее внутреннюю структуру, обусловливая ее социальное содержание и личностную устойчивость действующих сотрудников.

Другие формы полицейских реформ (военная, смешанная) усиливают реактивные тенденции и ситуативно обусловленные процессы в полицейской структуре в целом, а также в поведении, деятельности самого полицейского. Ослабевают внутренние смыслообразующие социальные мотивы как регуляторы его активности. Поскольку структура российской полиции сохраняет пока элементы военной модели, формирующей реактивные ситуативные формы поведения, в погоне за показателями растет число нарушений дисциплины и законности среди личного состава. Социально ориентированный вектор развития российской полиции как направление ее реформы, безусловно, отразится уже в ближайшем будущем на состоянии преступности не только в обществе, но и в самой полиции и станет одним из ключевых объективных факторов изменения системы отношений к человеку, в том числе и к самому полицейскому, в органах внутренних дел.

Названные внешние факторы оказывают мотивирующее воздействие на сотрудников полиции с разным уровнем сформированности личности. Они неизбежно оказывают свое влияние на каждого сотрудника, но это влияние будет иметь различный эффект, ибо преломляется сквозь призму уже сложившегося внутреннего мира человека. Внешнее всегда действует через внутреннее (С. Л. Рубинштейн).

Следует отметить, что при особом образе жизни и служебной деятельности сотрудник полиции — обычный человек, у которого психологические процессы проходят так же, как и у любого другого человека с выраженной нормой психического развития. В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить такие внутренние факторы поведения, как характер, динамика психических процессов — темперамент, психические возможности личности в отдельных видах деятельности — способности и направленность личности (характерные потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, установки, ценности и мировоззрение). Проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности. В психологический портрет сотрудника, совершающего преступление, необходимо добавить психофизиологические состояния как фактор, способный деформировать устойчивые свойства личности в случаях длительного неблагоприятного самочувствия человека.

Наиболее значимо характеризует поведение личности направленность. Она определяет вектор, по которому движется личность в своем развитии. Каждое осознанное и неосознаваемое действие человека опо-

средовано мотивом. Поэтому важно, чтобы в основе иерархии мотивации сотрудника полиции были социальные мотивы. Нравственно воспитанный сотрудник не совершает преступления, поэтому одно из важных направлений в деятельности российской полиции представляет воспитательная работа с личным составом, особенно с молодыми сотрудниками, на этапе их профессионального становления 10. Индивидуальнопсихологические особенности, являющиеся профессионально значимыми, развиваются и совершенствуются в процессе профессионального обучения и воспитания 11.

На основе изложенного анализа мы можем сформулировать выводы нашего исследования:

— существуют объективные и субъективные факторы совершения преступлений сотрудниками ОВД. Эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены, их действие проявляется по механизму «интериориза-ция — экстериоризация», при этом внутренний фактор социальной (асоциальной) мотивации становится системообразующим в поведенческих проявлениях и девиациях;

— факторы риска побуждают сотрудников к совершению правонарушений, преступлений. Субъективно выраженными факторами риска являются доминирующее неблагоприятное психофизиологическое состояние сотрудника полиции и его асоциальная направленность как система мотивации. Их влияние на поведение может быть как изолированным, так и в сочетании. Фактор риска характеризуется устойчивостью и интенсивностью выраженности неблагоприятного для социального поведения свойства личности;

— результаты нашего исследования, раскрывающего факторы и механизм преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, представляют практический интерес для российской полиции в плане разработки мер по предупреждению поведенческих и личностных девиаций, созданию условий для успешного выполнения сотрудниками органов внутренних дел стоящих перед ними оперативно-служебных задач, а также для совершенствования работы с кадрами. В частности, подчеркивается непосредственное позитивное значение реально осуществляемого адекватного и качественного профессионального отбора достойных среди поступающих на службу, формирования у сотрудников профессионально значимых качеств, укрепления морально-психологического климата, дисциплины и законности в служебных коллективах. Одна из основных психолого-педагогических задач в органах внутренних дел сегодня — адекватный профессиональный отбор и повышение качества воспитательной работы с выделением жизненных и профессиональных приоритетов в системе воспитания личного состава.

1 Самошин В. А., Заманская В. В. Полицейский в граж-

данском обществе: этические аспекты юридической педагоги-

ки // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 4(10). С. 4.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)

51

Уразаева Г И. Социально-психологическая детерминация преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД

2 Обзор законности и служебной дисциплины сотрудников полиции по Республике Татарстан: по данным УСБ МВД по РТ. URL: http://mvd.ru/mvd/structure/unit/security (дата обращения: 20.01.2014).

3 Служба собственной безопасности МВД выявила 3,5 тысячи преступлений полицейских // Рос. газета. 2013. 18 дек.

4 Число преступлений, совершенных сотрудниками МВД Татарстана, выросло на 50% (аналитика правозащитников). URL: http://www.novayagazeta.ru/news/284637.html (дата обращения: 20.01.2014).

5 В Москве по делу о провокации взятки арестован один из главных борцов с коррупцией по линии МВД. URL: http:// omvdhorol.ru/category/prestupleniya-sovershennye-sotr-policii (дата обращения: 20.01.2014).

6 Хадыкина В. В. Причины возникновения и формы деформации правового сознания сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2002. № 2(18). С. 84-86 ; Караваев А. Ф., Скиданов Е. А. Профессиональное становление молодых сотрудников ОВД // Там же. 2009. № 4(39). С. 32-39 ; Дуванская М. К., Новиков Н. Ю. Формирование психологической готовности к принятию адекватных решений в ситуации коррупционно-опасного поведения // Там же. 2013. № 3(54). С. 41-46 ; Сторчилова Н. В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение : дис. ... канд. юрид. наук. 2010. 194 с. ; Камнева Е. В., Анненкова Н. В. Психологические

аспекты феномена коррупции // Гуманитарные науки. 2013. № 4(12). С. 67-71.

7 Калашников И. В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых организованными преступными группами с участием несовершеннолетних : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 183 с.

8 Колпакова Л. М. Социально-психологические аспекты развития будущего специалиста как субъекта жизнедеятельности в профессиональном образовании // Казанский педагогический журнал. 2012. № 5-6 (95 Т). С. 114-119.

9 Комлев Ю. Ю. Транзит от военной к социальной модели ОВД: дискурсивный анализ проблем полицейской реформы // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 2(8). С. 20.

10 Уразаева Г. И. Стратегия психологической подготовки сотрудников полиции в процессе профессионального обучения // Там же. С. 98-102.

11 Уразаева Г. И. Проблемно-ориентированный анализ обучения психологии в вузах МВД России // Там же. 2011. № 3(5). С. 77-81 ; Мальцева Т. В. Влияние реформирования системы органов внутренних дел на психологические особенности будущих полицейских // Психолого-педагогические технологии в правоохранительной деятельности (Васильевские чтения — 2013) : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 30-31 мая 2013 г.) : в 2 ч. / сост. В. М. Статный. СПб., 2013. Ч. II. С. 45-50.

52

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.