Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация первоклассника'

Социально-психологическая адаптация первоклассника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1018
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация первоклассника»

6. Поиск "запасных вариантов", то есть вариантов поведения в случае неудачи в осуществлении основного плана.

Предложенная схема может быть использована не только в ситуации выбора профессии, но и любого жизненного выбора.

В исследованиях Е.И.Головахи и А.А.Кро-ника были выделены также некоторые характеристики перспективы, которыми должен обладать план (Е.А.Головаха, А.А.Кроник, 1984):

1. Реалистичность перспективы - это способность личности разделять в представлениях о будущем реальность и фантазию, концентрировать усилия на том, что имеет реальные основания для реализации в будущем.

2. Перспектива должна обладать качеством оптимистичности - преобладанием положительных прогнозов относительно своего будущего и уверенности в том, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Оптимистичность перспективы тесно связана с реальными достижениями и с социальной интегрированностью личности. (

3. Дифференцированность перспективы характеризуется степенью расчлененности буду* щего на последовательные этапы.

Для того, чтобы научить учащихся планированию, лучше проводить специальные занятия, на которых бы они описывали свои планы по приведенной выше схеме. Проводя подобные занятия, важно быть максимально деликатным, так как жизненные планы имеют для молодых людей большое личностное значение. Не следует настаивать, если они не хотят описывать реальные планы, в этом случае можно ограничиться вымышленными.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СИТУАЦИИ ВЫБОРА. Принятие решения обычно связано у человека с эмоциональными переживаниями (радости, тревожности, неуверенности, счастья и др.) Эмоциональное отношение и эмоциональная, субъективная включенность оказывает на принятие решения большое влияние. Например, чувства неуверенности и тревожности могут привести человека к ошибочному решению и замедлить сам процесс решения. Положительный эмоциональный компонент общего настроя человека на принятие решения проявляется в (М.Мусил): положительном настроении; жизненном оптимизме; эмоциональной уравновешенности; переносимости неудач.

Предположительно, у старших школьников эмоциональная включенность в выбор является одним из важнейших показателей готовности при нимать жизненно важные решения.

Таковы основные факторы, помогающие человеку сделать обоснованный выбор и адаптироваться в новой жизненной ситуации. Освоение их старшеклассниками может проводиться в различных формах: в учебной и воспитательной работе, индивидуально, на специальных занятиях. Все усилия педагогов будут вознаграждены тогда, когда мы увидим на лицах

учеников уверенность вместо злобы, желани достичь успеха вместо критики преуспевающих.

Литература

1. Головаха Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев, 1984.

2. Жизнь как творчество (социально-психологический анализ)/ Отв.ред. Л.В.Сохань, В.А.Тихонович. Киев, 1985.

3. Захаров H.H. Профессиональная ориента^ ция школьников. М.: Просвещение, 1988. 272 с.

4. Карпов A.B. Психологические основы принятия решения в профориентационной работе. М„ 1986.

5. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М. 1983.

6. Чернявская А.П. Возможности использовг ния биодромальных методов в диагностике мотивов выбора профессионального жизненного пути //Способности и деятельность. Ярославль ЯГПИ, 1989. С. 111-121.

7. Чернявская А.П. Создание методики дл5 диагностики уровня профессиональной зрелост личности //Профессиональная ориентация в учебных заведениях народного образования. Тезисы Всесоюзной конференции. Ярославль. 1990.

8. Чернявская А.П. О возрастном генезисе ценностных ориентаций при выборе профессии и места работы //Актуальные проблемы психологии: традиции и современность. Киев, 1992.

9. Brown D., Brooks L. Career Choice and Development. Applying Contempopari Theories to Practice. San Francisco, 1984.

10. Walch W.B., Osipow S.H. Handbook of Voce tional Psychology. New Jersey, London, 1983.

E.B. Карпова

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА

Проблема социально-па хологической адаптации /СП/ является очень важной как теоретическом, так (в значит* льна большей степени) и практическом отношенш Заметное внимание уделяете данной проблеме и педагс гике, и в психологии. Дост; точно хорошо изучены особе> ности адаптации студенте вузов в процессе обучени /С. А. Галонова, А.Г.Смирнов молодых рабочих к условия производства /М.А.Дмитриевг

Карпова Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения ЯГПУ.

А.Е.Радиевский/. В теоретическом и прикладном аспектах проблема СПА интенсивно разрабатывается Э.М.Александровской, Ф.Б.Березиным, М.И.Рожковым и многими другими. Что касается данной проблемы применительно к началу обучения детей в первом классе, то в литературе мы встречаемся с почти единогласным признанием того, что при поступлении в школу дети испытывают трудности; многие ученые даже говорят о "школьном шоке" и "школьном стрессе" /А.ПАмбрумова, М.М.Безруких и др./.

Вместе с тем, практически не проведено экспериментально-психологических исследований проблемы СПА; имеющиеся работы выполнены преимущественно в русле изучения физиологической адаптации детей к условиям школьной жизни. Исходя из сказанного, мы попытались, во-первых, экспериментально выявить уровни адаптации детей-первоклассников к условиям школьной жизни в начале обучения; во-вторых, изучить взаимосвязь уровня адаптации детей с их успеваемостью и степенью готовности к обучению в школе; в-третьих, определить наличие или отсутствие половых различий в уровне СПА первоклассников; в-четвертых, выяснить причины низкой адаптации первоклассников и разработать в каждом конкретном случае пути и средства коррекции этого.

Нами была использована методика, в которой представлены две схемы /соответственно, для учителя и родителей/: их необходимо было заполнить. Так, схема для учителя включает четыре критерия адаптации и семь шкал. В качестве критериев выступили: 1. Эффективность учебной деятельности. 2. Усвоение школьных норм поведения. 3. Успешность социальных контактов. 4. Эмоциональное благополучие. Каждый критерий имел шесть градаций, представляющих собой высказывания, оцениваемые в определенное количество баллов. Схема для родителей состояла из шести характеристик-шкал: 1. Успешность выполнения школьных заданий. 2. Степень умений, необходимых ребенку для выполнения школьного задания. 3.Самостоятельность ребенка при выполнении заданий. 4. Настроение, с которым ребенок идет в школу, 5.Взаимоотношения с одноклассниками. 6.Общая оценка адаптированное™. Каждая шкала включает пять градаций и представляет собой высказывания, оцениваемые определенным количеством баллов. Наряду с этим, использовались метод беседы, метод анализа продуктов деятельности детей /рисунки школы/, некоторые из методов изучения личности детей, статистические методы обработки полученных результатов /коэффициент ранговой корреляции Спирмена, метод "полярных групп" и др./. Эксперимент проводился в три этапа-. На первом этапе выявлялись дети с низкой (неполной) адаптацией и дезадаптацией. На втором этапе определялись причины низкой адаптации детей и в соответствии с ними формулировались конкретные рекомендации, пути и средства

коррекции низкой СПА /в каждом случае -разные/ и реализовывались на практике. На третьем этапе повторно экспериментальным путем выяснялся уровень СПА детей и проверялась эффективность проведенных мероприятий.

В эксперименте принимали участие 44 испытуемых, из них 21 мальчик и 23 девочки. Дети обследовались в начале второй четверти. Основные результаты заключаются в следующем.

Несмотря на достаточно жесткий медицинский и психологический отбор детей в школу /готовность к школе определялась психологом/, к началу второй четверти процент детей с неполной адаптацией составил 23,5%; дезадаптированных детей не было выявлено. Кроме того, оказалось, что мнения родителей относительно СПА детей не всегда совпадают с мнением учителя. Последний оценивает СПА детей несколько выше, при этом следует учитывать различия в самих оценочных' схемах родителей и учителя: они составлены таким образом, что родители и учитель характеризует разные аспекты, разные проявления адаптации, которые они наблюдают постоянно." В, еилу этого можно считать, что данные учитёйя и родителей носят взаимодополняющий характер и поэтому судить об уровне СПА детей следует, учитывая в комплексе данные обеих сторон. Однако есть основания считать оценки проявления СПА детей, данные учителем, более адекватными, так как он наблюдает за детьми непосредственно в ходе учебной . деятельности, к которой они и должны адаптироваться.

Далее, методами математической статистики была доказана зависимость уровня адаптации детей от степени их готовности к обучению, то есть лучше адаптируется тот ребенок, который был лучше подготовлен к школе. Заметим, что сформированность готовности детей к обучению в школе должна носить комплексный характер: неготовность ребенка хотя бы по одному параметру /например, мотивационному или волевому/ может привести к значительным трудностям СПА и неадекватному формированию учебной деятельности. Наряду с этим, была выявлена взаимосвязь между уровнем СПА детей и их успеваемостью-дети, хорошо и быстро адаптированные к условиям школьной жизни, обнаруживают большую успешность в обучении. Нами также установлена зависимость уровня СПА от возраста, то есть дети, достигшие к началу обучения полных семи лет, адаптируются быстрее и качественнее по сравнению с более младшими детьми /в этом и других описанных выше случаях коэффициенты корреляции достоверны на уровне значимости не ниже 0,90/.

Анализ результатов уровня СПА мальчиков и девочек позволил сделать заключение о наличии половой дифференциации: адаптация дево-

чек к условиям школьной жизни выше, чем у Гшальчиков.

Следующий этап работы заключался в ¡Пояснении причин неполной СПА детей в каждом ^^конкретном случае. С этой целью было предпринято комплексное исследование особенностей 5Чличности, когнитивной и мотивационной сфер, системы взаимоотношений с родителями и f одноклассниками, отношения к школе детей с .'-неполной адаптацией. Были определены такие ? причины низкой СПА первоклассников: нарушения социальных контактов; нарушение организации- свободного времени и отдыха ребенка в : семее; недостаточная готовность детей ,к обучению в шкШ1е;'НвК5йфортная"сйстановка в семье; слабое развитие мнемическйх процессов; непол-ная-еемшя; конфликтность отношений в семье; ранний возраст поступления в школу; завышенные ожидания родителей, осознание ребенком-себя как "не оправдавшего надеяод"; нарушения общения /конфликтность/; неразвитость петребностно-мотивационнои сферы; несформи-рованность позиции школьника; стойкие характерологические особенности /застенчивость, робость/; несформированность адекватных мотивов • учения; гиперопека со стороны родителей. Характерным является то, что для каждого плохо адаптированного ребенка в качестве причин выступает не одна, а несколько /чаще 2-4/.

Завершающим этапом нашей работы явилась формулировка конкретных рекомендаций для коррекции неполной СПА каждого ребенка. Работа проводилась целенаправленно в течение всего учебного года; были задействованы как учитель, так и родители. Продумывалась и была реализована программа коррекции причин неполной СПА для каждого конкретного ребенка. В конце года повторное изучение уровня СПА детей

уменьшения их негативного влияния в ходе учебно-воспитательного процесса и продуманной систематической работы.

В заключение целесообразно сделать более общее замечание по данной проблеме. Феномен адаптации является структурно-уров-невым образованием. |СПА - это высший уровень адаптации. Полная, адекватная СПА означает адаптированность не только на каком-либо одном уровне /например, на уровне когнитивной адаптации/, а на высшем уровне. И если обеспечивается этот высший уровень, то облегчается в значительной мере влияние на адаптацию других уровней, обеспечиваются условия для всех уровней и форм адаптации. В случае, если СПА носит неполный характер, то это оказывает сильное отрицательное влияние на низшие уровни адаптации. Так, у ребенка могут быть хорошо развиты интеллектуальные способности, готовность к обучению, желание учиться, но если не сформирован высший уровень адаптации (социально-психологическая), то велика вероятность торможения (или полной блокады) всех иных, ниже лежащих уровней и форм адаптации. Это и проявляется в недостаточном приспособлении /или - вообще в дезадаптации/ к условиям школьной жизни, особенно в начальный период обучения,

Е.Н.Корнеева

ВЗГЛЯД НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

показало, что имеет место положительная тенденция в изменении уровня СПА. Более чем в 50 % случаев дети достигли полной адаптации /исходя из данных как родителей, так и учителя/. В четырех случаях мнения учителя и родителей были разными. И опять же, заметим, учитель в большей степени положительно оценивает достижения детей, ранее плохо адаптированных. Достаточно высокий эффект проведенноой нами работы можно объяснить, прежде всего, совместными усилиями и учителя и родителей. Наша работа показала, что имеются реальные возможности как объективного определения уровня СПА детей, так и возможности коррекции причин неполной адаптации. ^Заметим также, что адаптация протекает хуже у детей, у которых в качестве причин неполной адаптации выступили факторы семейного неблагополучия: неполная семья, конфликты в семье, воспитание детей по типу гипероопеки, завышенные ожидания и требования со стороны родителей: Другие причины, лежащие в сфере нарушений общения детей, несформированности позиции школьника и др., являются более "податливыми" в плане

В данной статье предпринята попытка взглянуть на проблемы социализации с точки зрения.развития личности и индивидуальности субъекта, становления систем его деятельности и социального взаимодействия.

С первых часов жизни ребенка начинается процесс его социализации, в результате которой происходит установление или возобновление социальных связей и освоение социальных навыков. Частично этот процесс врожденными механизмами /подражанием/ и созреванием нервной системы /формирование функциональной системы речи и т.п./, но в первую очередь он зависит от специфики, широты и разнообразия опыта, который человек получает на протяжении своей жизни.

Под социализацией принято понимать

Корнеева Елена Николаевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

определяется

ШлМоТЕКА Ярославского псда; с •-.;•* :ского УНИВЕРСИТЕТА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.