Пспхопого-педагогическая коррекция состояний
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ
А. И. Шилов
Адаптация осужденных военнослужащих охватывает комплекс вопросов нравственной, психологической и практический подготовки к жизни в условиях изоляции от общества, освоения новых социальных ролей, установления контактов, подготовки к возвращению в русло исполнения обязанностей военной службы. Рассматриваются особенности изучаемой социальной группы и связь стереотипов поведения с установленными нормами жизни и их воздействие на осужденного.
Ключевые слова: осужденный дисциплинарной воинской части; социально-психологическая адаптация осужденных военнослужащих; дезадаптация осужденных военнослужащих; отчуждение личности.
Как правило, каждый человек стремится обезопасить свое существование в любой среде. Поэтому вполне закономерно помещение осужденного в дисциплинарную часть, в необыгчную обстановку требует от него быстрой переориентации, изменения формы поведения, приспособления к ней, адаптации.
В криминологической литературе для обозначения деятельности, направленной на борьбу с причинами и условиями преступлений, используется несколько терминов: «предупреждение», «предотвращение», «пресечение», «превенция» и др. В ряде случаев эти понятия различают, выделяя их специфическое содержание, в других отождествляют.
Предупреждение новык преступлений лицами, осужденными к уголовному наказанию, принято считать специальным. Однако в юридической литературе существует различное понимание самостоятельности специального предупреждения как одной из целей, его объема, содержания и средств достижения. Так, одни авторы рассматривают специальное предупреждение в широком смысле и в его содержание включают исправление осужденных в качестве средства обеспечения специальной превенции (2, 183). Другие необоснованно отождествляют специальное предупреждение с целью исправления и перевоспитания осужденных (4, 431).
Представляется, что приведенные точки зрения сформулированы без учета фактических отношений, складывающихся при исполнении наказания в дисциплинарнык воинских частях. Отсюда их полярность, свидетельствующая о необходимости дальнейшей научной разработки проблемы.
В системе предупреждения преступности традиционно выщеляются два вида: общее и индивидуальное предупреждение. Критерием при этом служит масштаб предупредительной деятельности.
На наш взгляд, общее предупреждение преступности военнослужащих - это система мер по устранению процессов детерминации и причинности преступности военнослужащих, воздействующих на все Вооруженные Силы или категории военнослужащих, выщеляемыге по общим военно-политическим, военно-социальным и иным критериям, и при этом создающих вероятность преступного поведения практически всех представителей таких категорий (6, 17).
Полагаем, что одним из наиболее важных элементов в предупреждении военно-пенитенциарной преступности является социально-психологическая адаптация осужденного военнослужащего. В последнее время различные аспекты проблемы социальной адаптации осужденных привлекают все больше внимания криминологов, специалистов в области пенитенциарного права, психологов, социологов, что вполне правомерно.
Особенность социально-психологической адаптации осужденных военнослужащих заключается в том, что она достигается в основном в условиях исполнения уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части, применения при этом мер военноисправительного воздействия. Другие специальные уголовные наказания в отношении военнослужащих не предусматривают изоляцию от общества. Поэтому восстановление личности военнослужащих, развитие положительных качеств и взглядов может обеспечить им социальную адаптацию в армейских условиях (10, 112).
Нахождение в условиях изоляции отражается на психологии военнослужащих. Особенности психологии прежде всего проявляются здесь в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в дисциплинарных воинских частях.
У осужденного может появиться неверие в свои силы, в возможность обрести нормальную жизнь. В проводимом нами исследовании на вопрос: «Чего вы больше всего боитесь в жизни?», - ответили: «Боюсь, что мне не будут верить» - 17%; «Нахождения в дисциплинарном батальоне» - 51; «Быть слабым» - 19; «Быть опущенным» - 9%. Однако встречаются осужденные, на которых изоляция не оказывает психотравмирующего воздействия. Для них дисциплинарная часть стала «родным домом», ужесточение режима для них не является устрашающим, а требования командиров воспринимаются с позиций целесообразного конформизма.
Однако следует отметить, что такая категория осужденных военнослужащих не превалирует в общей массе. Исследование показало, что оцениваются осужденными как самые трудные этапы: пребывание на свободе - 7%; пребывание в дисциплинарной воинской части - 34; пребытание в СИЗО или на гауптвахте - 40; смерть близкого человека- 19%.
Неадекватные реакции характеризуются возникновением под влиянием изоляции у ранее психически здоровых осужденных военнослужащих дезадаптивного поведения. А. Д. Глоточкин, В. Ф. Пирожков сюда относят фобии, тревожно-депрессивные, негативно-депрессивные и негативно-истерические реакции (3, 308). Отличительной чертой указанных лиц являются эгоцентризм, бравада своим противоправным прошлым с целью завоевать авторитет у других осужденных, подчинить их себе (11, 310).
Особенно ярко черты реакции дезадаптивного поведения проявляются у осужденных военнослужащих срочной службы в силу их возрастных особенностей. В системе исправительных учреждений дисциплинарные воинские части занимают особое место, что выражается, во-первык, в установлении более льготный условий содержания по сравнению с местами лишения свободы, и, во-вторых, в ориентации на применение разнообразных военно-педагогических и психологических приемов, учитывающих неустойчивую психику военнослужащих срочной службы, как основнык средств воздействия на виновных в процессе их воинского обучения, проведения военно-спортивных, культурный мероприятий, в процессе трудовой деятельности, а также иных мер воинского воспитания.
Природа дезадаптации военнослужащего в условиях изоляции от основной массы военнослужащих может быть представлена самыми различными факторами, в связи с чем углубленное изучение ее причин и механизмов должно осуществляться с позиций педагогической и медицинской (а в последнее время и социальной) психологии, дефектологии, психиатрии, психофизиологии.
В этой связи следует обозначить основные факторы, которые способны стать причинами дезадаптации, что порождает проблемы адаптации в условиях отбыта-ния наказания осужденных военнослужащих: военносоциальная и социально-педагогическая запущенность, длительная и массивная психическая депривация, соматическая ослабленность, нарушения формирования отдельных психических функций познавательных процессов, двигательные нарушения, эмоциональные расстройства.
Адаптацию осужденных к условиям дисциплинарной воинской части можно представить через определенные фазы (стадии).
Первоначальная фаза - общая ориентировка. Она состоит в том, что прибывший в дисциплинарную часть военнослужащий на месте знакомится с условиями отбывания наказания, вышвляет степень соответствия фактической ситуации той информации, которую он получил в период пребывания в СИЗО и в ходе прохождения военной службы от сослуживцев.
Настоящее исследование показало, что примерно через 3-4 месяца пребывания в дисциплинарной воинской части наступает вторая фаза адаптации - фаза нивелировки, когда личностные реакции осужденных факт социальной изоляции нивелируют. Осужденные приобретают устойчивый «синдром лишенного свободы», который делает их как бы похожими друг на друга, что проявляется в походке, мимике, жестах, в отношении к офицерам и т. д.
Третья фаза - завершение адаптации, когда осужденный военнослужащий ставит перед собой цели, которые он стремится реализовать в новых условиях.
Содержание в дисциплинарной воинской части остается одним из широко применяемых видов наказания к военнослужащим срочной службы. Выполняя важную военно-социальную роль, данный вид наказания имеет ряд негативнык, явно отрицательный последствий, которые В. И. Рудник определяет как «... противоречащие целям наказания результаты изменений комплекса общественных отношений, связытающих осужденнык с обществом и негативно отражающихся на осужденных, ближайшем социальном их окружении и обществе в целом» (9, 15). По сути, происходит отягощенная негативными обстоятельствами дезадаптация личности (7, 33), и все это, в конечном счете, может приводить к ее распаду.
По мнению А. М. Яковлева, социальная адаптация заключается в том, что поведение лица отвечает требованиям социальной среды с учетом существующих возможностей и соблюдением общепринятых социальных норм, в том числе правового характера (12, 98). Субъект является хорошо адаптированным в том случае, если он обладает устойчивыми навыками позитивного нравственного и правового поведения (8, 103).
Наиболее широко понятие «дезадаптация» в научной литературе стало использоваться в 50-х гг., когда возникла концепция «социальной дезадаптации». По мнению одного из создателей концепции П. Делора, основная причина «социальной дезадаптации» заключается в диспропорции, т. е. далеко зашедшем несоответствии современных условий жизни человека условиям его формирования как биологического вида (13, 66).
Важнейшее место в концепции «социальной дезадаптации» занимает понятие «отчуждение». Согласно теории, процессы отчуждения личности имеют всеобщий характер, поскольку оно проецируется на все сферы жизни современного человека. Существует тесная связь между отчуждением личности и ее дезадаптацией. В настоящее время ряд ученых полагают, что отчуждение выступает причиной, а не следствием дезадаптации личности (Ю. А. Алферов, Ю. М. Антонян, В. Г. Козюля). С этим трудно не согласиться.
Изоляция от общества зачастую последовательно обусловливает дезадаптивное поведение личности, но вместе с тем сам факт нахождения в дисциплинарной воинской части является не единственной причиной,
а, скорее, условием противоправного поведения личности. Поступки осужденных военнослужащих в дисциплинарной воинской части часто вступают в противоречия с законом, следствием чего является образ жизни, который характеризуется отрицательным отношением к тру-
ду, военной службе, своим воинским обязанностям, совершением воинских дисциплинарных проступков, ограничением или прекращением воинской общественно полезной деятельности.
В. И. Игнатенко такой образ жизни определяет как антиобщественный, который нужно рассматривать как типичные способы и формы жизнедеятельности, формирующие антиобщественные ценностные ориентации, что находит проявление в «отклоняющемся от социальных и правовых норм поведении» (5, 15).
Ю. М. Антонян считает, что такой образ жизни присущ значительной части многократно судимых рецидивистов, алкоголизированных и вытавших из сферы нормального человеческого общения (1, 65).
Исследование, проведенное среди лиц, отбытающих наказание в дисциплинарной воинской части, показало, что большая часть из них до момента осуждения нарушали воинскую дисциплину и правопорядок. Кроме того, не все лица имеют среднее образование, что объясняется как объективными, так и субъективными причинами. На вопрос: «Какие трудности в своей жизни Вы испытывали чаще всего?», - были получены, в частности, и такие ответы: трудно проходить военную службу - 13%, не хватает знаний - 9%, что, в свою очередь, указывает на трудность адаптации в условиях дисциплинарной воинской части. При этом следует подчеркнуть, что изучение личных дел осужденнык военнослужащих показало: большинство из них совершали преступления под воздействием алкогольного опьянения.
Немалую роль в успешной адаптации к условиям пребывания в дисциплинарной воинской части играют личностные особенности военнослужащих, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими военнослужащими, владеть навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвыгчайно необходимы осужденному, попадающему в дисциплинарную воинскую часть, так как деятельность в таких условиях в целом носит, прежде всего, воинский коллективный характер.
Реже складывается ситуация самоизоляции, когда военнослужащий не испытывает нормальной потребности в общении или даже избегает контактов с другими осужденными. Вместе с тем настоящее исследование показало, что большинство осужденных стремятся к общению. На вопрос: «Какие у Вас отношения в дисциплинарном воинском коллективе?», - ответили: «Есть друзья» - 60%; «Одному здесь не выжить» - 23; «Есть враги» - 8, «Друзей нет и быть не может» - 1%.
Особенности личности, препятствующие успешному вхождению осужденного военнослужащего в новую ситуацию межличностного взаимодействия, весьма разнообразны, так же, как разнообразны индивидуальные характеристики социальной ситуации развития каждого лица, подвергнутого изоляции в условиях дисциплинарной воинской части.
Вместе с тем существуют интегративные личностные образования, которые в устойчивых своих формах способны длительное время определять модус социального поведения индивида, подчиняя себе более частные
его психологические характеристики. В числе таких образований следует назваты прежде всего самооценку и уровены жизненных притязаний. Наблюдения свидетелы-ствуют о том, что самооценка осужденных в болышин-стве своем является неадекватной, т. е. либо завышенной, либо заниженной.
В процессе руководства адаптацией осужденных военнослужащих следует учитываты психологическую совместимосты, которая особое значение имеет при размещении их по первичным воинским коллективам (отделениям, взводам, ротам).
По нашему мнению, целесообразно выщелиты три этапа (периода) пребывания осужденных военнослужащих в дисциплинарной воинской части:
а) началыный, или адаптационный;
б) основной, или период проявления и развития интересов в новых условиях, сочетания воинского воспитания и самовоспитания;
в) период, предшествующий освобождению.
Данная периодизация представляется вполне оправданной. Персоналу дисциплинарной воинской части, в частности командирам первичных воинских коллективов, важно вышвляты и нивелироваты факторы, затрудняющие адаптацию осужденных военнослужащих. Среди них можно назваты пониженную коммуникативносты, повышенную внушаемосты, конформносты, негативизм, нравственно-психологическую несовместимосты, кри-миналыные нравы, традиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонян Ю. М. Психологическое отчуждение личности и противоправное поведение: генезис и профилактика дез-адаптивных преступлений. Ереван, 1987.
2. ГерцензонА. А. Уголовное право и социология. М., 1970.
3. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. Рязанъ, 1985.
4. Ефимов М. А. Проблемы лишения свободы как вида уголовного наказания: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Л., 1966.
5. Игнатенко В. И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних: криминологические и пенитенциарные проблемы. Рязаны, 1996.
6. Иншаков С. М. Системное воздействие на преступность в вооруженных силах: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997.
7. Коваль М. И. Социалыно-правовая адаптация лиц, отбывших дпительные сроки лишения свободы: дис. ... канд. юрид. наук. Рязаны, 1995.
8. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
9. Рудник В. И. Отрицателыные последствия применения уголовного наказания в виде лишения свободы и основные меры их нейтрализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1990.
10. Шилов А. И. Уголовное наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части (правовые и криминологические проблемы): дис. ... канд. юрид. наук. Рязаны, 1998.
11. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. М, 1998.
12. Яковлев A. M. Проблемы социалыной адаптации и противоправное поведение // Ученые записки ВНИИСЗ. М., 1969. Вып. № 17.
13. Delore P. Sur Ienseignement de la medicine sociale // La presse-medicale. 1958. Vol. 66.