УДК 159.9
А.и. Иванова СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ:
КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕХАНИЗМЫ
Аннотация. Рассмотрено понятие «социально-психологическая адаптация». Отмечено, что необходимо разграничить два близких, но не тождественных понятия «социально-психологическая адаптация» и «социализация». На основе анализа научной литературы выявлены уровни, механизмы и функции социально-психологической адаптации. Обращается внимание на то, что понятие «социально-психологическая адаптация» включает в себя следующие категории: взаимосвязь человека со средой, освоение норм и ценностей группы, формирование модели общения и поведения, подключение к системе деятельности, разработка положительного чувства к социальным нормам. Сделан вывод о том, что в процессе социально-психологической адаптации взаимодействие личности и группы протекает без длительных внешних и внутренних противоречий, личность выполняет свою основную деятельность, свободно отвечает тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа.
Ключевые слова: адаптация, социализация, механизмы социально-психологической адаптации, функции социально-психологической адаптации.
Anastasia Ivanova SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION:
CLASSIFICATION AND MECHANISMS
Annotation. Different notions of social-psychological adaptation and the is main components marked in the article. The author tells about two very close, but not identical notions: «social-psychological adaptation» and «socialization». In the article we can see functions, levels and mechanisms of adaptation scientific. The author pay attention on the special categories of the process of social-psychological adaptation, are the following: the interaction of the individual with the environment, the development of models of behavior and communication, the inclusion in the system of activity and interpersonal relations, the formation of positive attitude to social norms. The social-psychological adaptation is a type of relations between person and group of people, in which person have no difficulties to realize itself and take all the needs of the group. Keywords: adaptation, socialization, mechanisms of the social-psychological adaptation, functions of the social-psychological adaptation.
Проблема адаптации - одна из актуальных междисциплинарных проблем, которая в настоящее время интенсивно исследуется. Адаптация - понятие, имеющее в науке различное смысловое толкование. В самом общем плане адаптация - это «взаимодействие живых организмов и окружающей среды, приводящее к наилучшему их приспособлению к жизни и деятельности» [2]. Адаптацию разделяют на два вида: биофизиологическую и социально-психологическую. Рассмотрим подробней социально-психологическую адаптацию. Она представляет собой процесс усвоения социально-психологических ролевых функций, приобретения людьми социально-психологического статуса. Со временем повышается адаптированность личности.
Выделяют три вида адаптивности:
— внутренняя адаптивность представляет собой полную адаптацию личности, т.е. возникает перестройка систем и функциональных структур личности;
— внешняя адаптивность. Личность, не перестраиваясь внутренне, остается самодостаточной и сохраняет свое лицо (инструментальная адаптация личности);
— смешанная адаптивность представляет собой вид адаптивности, при которой личность отчасти приспособляется к окружению, его ценностям и нормам, в то же время, сохраняя индивидуальность и свое «Я» [2].
В процессе адаптации человек невольно использует определенные адаптационные стратегии. Рассматривая адаптационные стратегии, можно выделить несколько направленностей стратегических
© Иванова А.И., 2014
векторов: физиологический, психологический, социальный. Важно отметить, что успешная адаптация достигается с помощью применения адаптационных стратегий в комплексе. Учитывая значимость каждого вектора, следует заметить, что использование в равных пропорциях всех трех стратегий скорее замедлит процесс адаптации, чем будет ему способствовать. Таким образом, вес той или иной стратегии должен быть уменьшен или увеличен в зависимости от ситуации. Увеличение же лишь одной стратегии поведения также влечет к дезадаптации личности, поэтому важно добиться баланса. К примеру, использование только физиологической направленности может привести к болезни, беспрестанному посещению врачей и унынию; акцент только на социальную направленность приведет к тому, что человек будет считать себя жертвой, следовательно, здесь могут иметь место психологические игры и манипуляции; использование только психологической направленности приведет к процессу вечной рефлексии [2].
Социально-психологическая адаптация характеризуется тем, что в процессе взаимодействия человека и общества человек без продолжительных внутренних и внешних противоречий выполняет свою основную деятельность, свободно реализует те ролевые ожидания, которые ждет от него общество, переживает состояния самореализации и может смело выражать свои творческие способности [5]. В своей работе «Социальная адаптация личности в трудовом коллективе» H.A. Свиридов указывал, что социально-психологическая адаптация может быть определена как вступление личности в отношения внутри группы, приспосабливание к этим отношениям, создание образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного коллектива (группы), получение, усвоение и развитие умений и навыков межличностного общения в этом коллективе [7]. К объективным показателям социально-психологической адаптации обычно относят все, что в той или иной мере связано с деятельностью, или сужение круга общения и т.п. [4]. Что же касается субъективного аспекта адаптации, то в большинстве случаев он сводится к восприятию человеком изменений, происходящих в объективном плане и их оценке [6].
Выделяют два типа социально-психологческой адаптации:
1) прогрессивная, когда достигается полная адаптация;
2) регрессивная - выглядит как формальная адаптация, которая не отвечает интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности [2].
Некоторые психологи определяют последний вид адаптации как конформную, которая основана на формальном принятии личностью социальных норм и требований. В такой ситуации личность покоряется и не имеет возможности раскрыться, добиться самореализации, испытать чувство собственного достоинства, проявить себя в творчестве. Лишь прогрессивная адаптация может привести к истинной социализации личности, тогда как длительное следование конформистской стратегии приводит личность к постоянному неправильному поведению (не соблюдению норм, ожиданий, стереотипов поведения) и приводит к появлению все новых проблемных ситуаций. Личность не может свободно адаптироваться к ним, поскольку не имеет ни адаптивных способностей, ни механизмов и их комплексов.
Социально-психологическая адаптация является способом защиты личности, при помощи которого устраняются внутреннее напряжение, состояние нестабильности, испуга, беспокойства, которые возникают во время взаимодействия с обществом. Защитные механизмы психики служат способом психологической адаптации человека. Как свидетельствуют исследования, образуются и проявляются они вследствие травмирующих событий в сфере межличностных отношений, особенно в раннем детском возрасте [1]. Когда же человек усваивает механизмы психологической защиты, это повышает его адаптивный потенциал, способствует успешности социально-психологической адаптации.
К функциям социально-психологической адаптации относятся:
1) достижение максимального равновесия в системе «личность - социальная среда»;
2) проявление и развитие таланта личности;
3) формирование эмоционально-комформных позиций личности;
4) самореализация личности;
5) самопознание и самокоррекция;
6) рост эффективности деятельности как адаптирующейся личности, так и социальной среды коллектива;
7) сохранение психического здоровья [2].
Анализ научной литературы, касающейся социально-психологической адаптации, дает нам основания выделить ее механизмы: принятие (неприятие) себя, принятие (неприятие) других, эмоциональный комфорт, эмоциональный дискомфорт, внутренний контроль, внешний контроль, доминирование, ведомость, эскапизм. Эмоциональный комфорт - это состояние, при котором личность ощущает уверенность, спокойствие, удобство. Человек не боится, свободно выражает свои чувства, он оптимистичен и всем доволен. Эмоциональный дискомфорт - состояние, нарушающее нормальную деятельность, - страх, тревога, беспокойство, неуверенность в себе, подавленность, чрезмерная озабоченность, мрачные мысли.
Люди, подверженные внутреннему контролю (интерналы), как правило, верят в то, что судьба в их руках и они ей управляют. Даже после ряда неудач они не снижают уровень своих ожиданий и удерживают ощущение контроля над окружающей средой, даже если их поведение несколько раз остается невознагражденным. Люди, подверженные внешнему контролю (экстерналы), уверенны, что их судьба зависит от случая или удачи. В случае достижения успеха или столкновения с неудачей, они склонны думать, что это всего лишь дело случая, стечение обстоятельств. Завышенный уровень внешнего контроля приводит к апатии и отчаянию, поскольку человек уверен, что не имеет никакой власти над собственной жизнью. Высокий уровень внутреннего контроля означает, что человек принимает ответственность за все, что происходит в его жизни (неудачи в личной жизни, смерть близких, шалости детей). Наиболее верным путем будет найти золотую середину между двумя этими уровнями.
Приятие - процесс восприятия реальности такой, какая она есть на самом деле. Принимать что-то - это не осуждать, а дать право этому быть. Также это внутреннее согласие с происходящим, разрешение чему-то быть таким, какое оно есть. Любой внутренний конфликт - это не согласие с самим собой. Любой внешний конфликт (конфликт между группами, организациями) это неприятие другого, или чего-то, что считается нами (ими) плохим, незаконным, не имеющим права на существование.
Доминирование - главенствующее положение над другими субъектами. Человек стремится держать свое окружение под контролем, а также постоянно воздействовать на него, приказывать, запрещать. Противоположное состояние доминированию - ведомость. Человеку комфортно быть зависимым от других, он полностью полагается на чужое мнение. Старается оставаться в тени и следует указаниям руководителя без каких-либо возражений.
Эскапизм - уход человека от реальной жизни в мир иллюзий. Обычно возникает в виде реакции на непрекращающийся стресс, который вызывается кризисными ситуациями, тяжелой работой, психологическими травмами.
Адаптивный механизм вступает в работу при возникновении адаптивной ситуации. Такая ситуация возникает в двух случаях: при изменениях в среде (или переходе человека из одной среды в другую), а так же при таких изменениях в субъекте адаптации, которые делают нереальными для него постижение новых целей в прежних условиях среды. В момент обнаружения этих несоответствий у
субъекта возникает внутренняя напряженность, которая заставляет его искать выход из некомфортной ситуации.
Адаптация также характеризуется как «социально-психологический процесс, который при удачном течении приводит человека к состоянию адаптированности» [5].
Необходимо отметить, что адаптированность личности - понятие, схожее с понятием «жизненный успех», но означают они разные вещи. Неправильно связывать любую неудачу с отсутствием адаптированности. Важно учитывать, что не каждая потребность человека благоприятно влияет на правильное функционирование и социально-психологическую адаптацию.
Инстинкт - одна из важнейших составляющих в структуре личности, которая создает условия для адаптивности. Инстинктивное поведение человека можно описать как поведение с опорой на естественные потребности организма. Но существуют потребности, адаптивные в данной социальной среде, и потребности, приводящие к дезадаптации. Адаптивность или дезадаптивность потребности зависит от ценностей человека и от объекта-цели, куда они направлены. Дезадаптивность человека выражается в неумении адаптировать требования к собственным потребностям. Дезадаптированная личность не сможет отвечать требованиям, предъявляемым обществом, выполнять свою социальную роль. Когда личность претерпевает длительный внутренний и внешний конфликт - это и есть признак возникающей дезадаптации. Причем пусковой механизм для адаптивного процесса не наличие конфликтов, а факт того, что ситуация приобретает значение проблемной.
Процесс социально-психологической адаптации - взаимодействие личности и группы, -протекает без длительных внешних и внутренних противоречий, личность выполняет свою основную деятельность, свободно отвечает тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа [3]. С термином социально-психологической адаптации схоже понятие социализации. Они обозначают взаимозависимые процессы. В то же время личность может быть социализированной, но дезадаптированной. Более того, причиной дезадаптированности человека может являться высокая степень его социализации. Социализация - усвоение человеком социального опыта того общества, к которому он имеет отношение. В процессе социализации индивид активно воспроизводит и наращивает системы социальных связей [3].
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми и вовлечен в социальное взаимодействие. Первое понятие об общении человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе взаимоотношений с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций [2], тем самым преобразуя и окружающий ее социальный мир, и себя.
Социализация личности - это формирование и становление личности через овладение социальным опытом. Психологическая же адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механизмов социализации личности. Самореализация, развитие, переход в самодостаточный социальный организм - вот основная цель адаптации личности [3].
Наиболее часто встречающимися категориями, наполняющими содержание процесса социально-психологической адаптации, являются следующие: самореализация индивида, взаимодействие индивида со средой, усвоение норм и ценностей коллектива, формирование позитивного отношения к социальным нормам.
Таким образом, мы дали различные определения социально-психологической адаптации, выделили ее основные виды и механизмы.
Библиографический список
1. Бассин Ф.В. О силе «Я» и «психологической защите» // Вопросы философии. - 1969. - № 2.
2. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. - 3-е изд. - М.: Омега-JI, 2006. - 352 с.
3. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1980. - 200 с.
4. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф.З. Меерсон. - М.: Наука, 1981. - 276 с.
5. Налчаджан A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии) / A.A. Налчад-жан. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988 - 198 с.
6. Ошукова H.A. Динамика социально-психологической адаптации личности: дис. ... канд. психол. наук. -М., 1995. - 197 с.
7. Свиридов H.A. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1974.-С. 68.